Вы зашли на icon

Вы зашли на



НазваниеВы зашли на
Дата конвертации29.07.2012
Размер264.33 Kb.
ТипДокументы

Вы зашли на http://zt1.narod.ru/doc/frolov06.doc

От: Зиновий Тененбойм.


Фролов А.А. "Педагогика А.С.Макаренко (наука о взаимодействии поколений)".

ZT. То Фролов, как деревенский дурачок с писанной торбой, десятки лет носился с пресловутым "параллельное"

( чересчур подробно об этом в моём файле http://zt1.narod.ru/paralell.htm ),

делая это "параллельное" главнотитульным обозначением всей системы А.С. Макаренко.

А потом у А.А. Фролова новый бзик: А.С. Макаренко – это, - по Фролову, - не разработка единственно плодотворной тренинго-воспитательной системы

( проработка натур в "гимнастическом зале", о чем у меня, чересчур, опять же, подробно в http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc , в http://zt1.narod.ru/trening.htm , а также где-то в моём ЖЖ http://ztnen.livejournal.com ),

а некая,

видите ли,

"наука о взаимодействии поколений".

И вот А.А. Фролов стал носиться с этой ажиотажно открытой им НОВОЙ "писанной торбой".


From 21 мая 2008 г. 15:39 to 'Zinoviy' zt1@narod.ru ; 'laboratoriya NGPU' lukich@nnspu.ru и другим. Полагаю, что посланный ZT текст [ Zinoviy 21 мая 2008 г. 10:25, пустое письмо с присоединенным к нему файлом "ehe o Frolove.doc" 25,6 kb ] уже выходит за рамки научной дискуссии и недостоин ученого. Хотя, скорее всего, ZT к таковым себя и не относит. Что и верно. / Уже без уважения к ZT, Вифлеемский А.Б.

ZT. Я же всегда относился и по-прежнему отношусь к Анатолию Борисовичу Вифлеемскому с большим и искренним уважением.


ZT. Добавка от начала декабря 2011-го. –

Из http://zt1.narod.ru/anti-kon.htm
У А.С. Макаренко в лекции "Художественная литература о воспитании детей" .. "Воспитание в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению .." (т.7 М.1986 с.38).

ZT. В таком "снятом" виде из воспитания как реального процесса убираются все структурные подробности, убираются все структурные конкретности, и поэтому-то все так сказать абстрактёры очень любят именно такие вот по роду абстрактные слововыражения у А.С.М. ,

а они у А.С.М. встречаются, в частности на первых страницах его "Книги для родителей",

и вот абстрактёры ухватываются за них.


Васиньки и Машеньки с одной стороны, и (допустим) Макаренко и Весич со стороны другой?

Абстрактёры: Да нет! : Воспитание "по Макаренко" это взаимодействие двух громад: громада "наиболее взрослого поколения" (миллионы) передаёт своё громаде "Васичек и Машенек" (тоже миллионы).

ZT. Вот КПСС 70 лет подряд на 95%-тов и сводило воспитание к громадо-манческому "воспитанию народа" (митинговое воспитание), а до конкретных Васичек и Машенек ей (КПСС) 70 лет подряд было, как правило, так же далеко, как до солнца.

Но вот Антону Семеновичу Макаренко до конкретных Васичек и Машенек было куда как ближе, чем до солнца.

Сводить воспитание к "социум воспитывает" Игоря Семеновича Кона - это полная антимакаренковщина.


------------------


ZT. Опечатки, неточности и – на мой взгляд – неправильности в книге: А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг., критический анализ) Нижний Новгород 2006.

Анализируемое: информационно богатый, беспримерный и по замыслу, и по масштабу Исторический обзор-монография уважаемого Анатолия Аркадьевича Фролова.

Тем не менее, там встречаются неточности, опечатки, а также, на мой взгляд, теоретические неправильности, которые ниже я резко атакую.


Книге явно не хватает просто именного указателя.


Нет или недостаточно внимания к:

А) Н.Ф. Остроменцкой, в частности к ее "Повести о Решиде и Мишке" (Решиде, а не Рашиде).

Б) К Фейгельсону (= А. Ужикову = А. Тубину)

В) К И.В. Ионину.


Автору (А.А. Фролову) не ведомо значение ленинградца Степана Степановича Витченко.


--


Автору (А.А. Фролову) не известна публикация: Петр Дроздюк в первом выпуске альманаха “Вчера и сегодня” 1931 г.

В : http://zt1.narod.ru/tubin.htm

приведено из

Вчера и сегодня. Альманах бывших правонарушителей и беспризорных. № 1. С предисловием М. Горького. М.- Л. 1931 РНБ 31-17/641-1 :

П. Дроздюк. В колонии им. Горького (ZT. Инфо о : Фейгельсон = Ужиков = Тубин выделил там рамкой).


--


Везде: Шейкман С.С., хотя правильно Шейнкман С.С.

На стр. 408 правильно Тененбойм но внутри книги неправильно Тенейбойм.


На с.6 Фролов: Стал еще более очевидным универсальный характер работы А.С. Макаренко в педагогике.

ZT. Ни черта подобного: в обычной хоть бы и российской, хоть бы и всемирной школе голой учебы суть А.С.М. не применима = такой позорной универсальности у А.С.М. не было и нет.


На с.7 Фролов: Нет библиографического указателя, отражающего обширную литературу на украинском языке.

ZT. Существует малое: Матерiали бiблiографiчного покажчика склав кандидат педагогiчних наук I.П. Тертичний. К.1956.20 РНБ ЦСБ 641/М15.


С.9 И.Г. Песталоцци, Я. Корчак работали в аналогичных [Макаренко] условиях ..

ZT. Не столь уж или совсем не аналогичных...


С.9. Фролов как положительное цитирует: "На новой основе восстановлена преемственность между давними работами А.С. Макаренко и современными подходами к общешкольному коллективу" (Педагогика, М., 2003, №1, с. 6).

ZT. Мифические "общешкольные коллективы" привычных школ голой учебы никакого отношения к серьезно-макаренковским подходам не имели и не имеют.


На с.130 у Фролова: .. Все эти меры становились малоэффективным дополнением к "школе учебы", которая не давала и не могла дать полноценного воспитания.

ZT. То, что школа голой учебы не давала и не могла дать полноценного воспитания - это у А.С. Макаренко и у А.А. Фролова совершенно верно, но только вот Фролов страшно непоследователен в этом.


С.9 Фролов: Психология получила мощный импульс развития в результате деятельности З. Фрейда.

ZT. Надо бы все-таки знать и указать, что А.С.М. весьма презрительно относился к свистопляске вокруг Фрейда.


С.10. Фролов: Фундаментальный вклад А.С. Макаренко в педагогику состоит прежде всего в том, что он успешно преодолел исторически сложившийся и действующий поныне стереотип педагогического мышления, основанный на метафизической "разграничительной" трактовке воспитания в "широком смысле", как "социального явления" (неподвластного педагогике), – и "в узком смысле", как целенаправленной "педагогической деятельности"

[ ZT. "собственно воспитание" - словосочетание в текстах А.С. Макаренко. А.С. Макаренко в “О некоторых проблемах .. / Наши скромные желания” (правлено по Г. Хиллигу). “.. Именно детскому дому принадлежит советское педагогическое будущее .. Школа не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать как разговоры контрреволюционные ..”, вторая половина 1928-го года.

У Макаренко же в “Педагоги пожимают плечами”, 1932 год. - “.. Лучшей школой воспитания являются комсомол, производство, армия .. Здесь и в школе .. Но в области собственно воспитания не было такой сильной живой струи ..”.].


Повторим.

С.10. Фролов: Фундаментальный вклад А.С. Макаренко в педагогику состоит прежде всего в том, что он успешно преодолел исторически сложившийся и действующий поныне стереотип педагогического мышления, основанный на метафизической "разграничительной" трактовке воспитания в "широком смысле", как "социального явления" (неподвластного педагогике), – и "в узком смысле", как целенаправленной "педагогической деятельности"

ZT. Тем самым Фролов и меня, ZT, заносит в число ужасных метафизических "разграничителей", ибо на моем сайте http://zt1.narod.ru/ в нескольких файлах есть такое. –

А.С.М. разделял две разные так сказать вещи: а) вообще воспитание (фоновое воспитание) и б) собственно воспитание = существенное воспитание (специальное воспитание) в полосе ближайшей детерминации …

Макаренко: два в одном. Два понятия: а) "фоновое воспитание", б) "собственно воспитание" (словосочетание в текстах А.С. Макаренко). Собственно воспитание - это воспитание специальное, а) в специально для воспитания и перевоспитания созданных и б) в специально для воспитания и перевоспитания педагогико-технологически устроенных - настроенных пригородных школо-хозяйственных интернатных учреждениях. / Но надо заметить, что в "собственно воспитании" А.С. Макаренко активно использовал и это самое фоновое воспитание (например, комсомол в учреждениях А.С. Макаренко), хотя, конечно, на силу-возможности фонового воспитания А.С. Макаренко делал меньшую ставку. / Надо ещё заметить, что среди детей и подростков всегда было и есть две категории: а) бывают дети и подростки, головы которых в значительной (большой) степени детерминируются макро-структурой идеологически-фоновой, - например, подросток Павел Трофимович Морозов и ему подобные; б) но, конечно, подавляюще более распространены дети и подростки, натуру которых детерминирует в сущности только структура полосы ближайшего бытового окружения, например, двоюродный брат Павла - Даниил (убийца Павла).


Полоса ближайшей детерминации.

Полоса ближайшей генезисной детерминации. -


Если поверить Марксу, что человек, де, - совокупность всех общественных отношений, то тогда изменение- улучшение человека возможно только через гиганто- манческую перетрубацию, - с бесконечным историческим перебором общественных отношений, то есть через разно-пробные и всевозможные раз-революционные реформирования устройства общественных ГРОМАД.


На деле же если человечек _в генезисе_ и есть отражение, и выражение, и следствие так называемых общественных "отношений", то "отношений" не мАкро- социальных, а мИкро- ближайших, и при том именно: АКТИВHО-АКТУАЛЬHЫХ _ДЛЯ ДЕТЕЙ_.


Вот если исходить не из гиганто- манчества Моисеев, Христов, Мухаммадов, Марксов, Лениных, Гитлеров и Достоевских, а из мини- манчества (= ближайше- манчества) Макаренков, то мы, наконец, уйдем от бессмыслиц и пустопорожностей иных революций, а займемся оптимизацией микро-социальных (АКТИВHО- АКТУАЛЬHЫХ _ДЛЯ ДЕТЕЙ_) структур, - ну, естественно, на предмет их _МАКСИМАЛЬHОЙ ПЕДАГОГИЗАЦИИ_.


Некрасов Николай Алексеевич. "В дороге" 1845. Суть сюжета стихотворения: _ИЗ БАРЫШHИ В БАРЩИННО-ОБРОЧHУЮ И ЧЕРHО-ИЗБОВУЮ КРЕСТЬЯHКУ_.


Натура человека формируется ВСЕЙ типической = характерологической "особостью" ВСЕХ едино- комплекс- составляющих структуры того самого _куска жизни_, кою индивидик (ВО ВСЕЙ СОСТАВ-СТРУКТУРЕ ЭТОГО КУСКА ЖИЗHИ) прожил в детстве, подростковости и юности.


Так сказать “собственной песней” (выражение Маяковского) А.С. Макаренко было, конечно, не фоновое воспитание, а воспитание специальное, воспитание в: полосе ближайшей детерминации.


Я, ZT, категорически не согласен с вышеприведенным дурным мнением А.А. Фролова о том что: учение о полосе ближайшей детерминации есть де и будто бы метафизический и де и будто бы стереотип педагогического мышления...


С.11 Фролов: Вторая концепция полагается на свободное развитие ("проявление") личности и индивидуальности "изнутри", по заложенной в их природе программе. Воспитание и обучение сводятся к функции поддержки, создания условий для этого "саморазвития"; роль социума и коллективности игнорируется или умаляется до предела; целенаправленность в воспитании и, следовательно, само воспитание исключаются как проявление насилия. Это педагогика ущербного развития личности, "освобожденного" от воспитания.

ZT. Тут я полностью поддерживаю А.А. Фролова.


С.12 Фролов: А.С. Макаренко в педагогической классике предстает среди тех, кто, разрабатывая социально-воспитательную концепцию педагогики, действовал не просто как педагог, а как социальный реформатор. В этом ряду Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Н.К. Крупская и др. Параллельно расположен другой ряд: философы, социологи, общественные деятели, сознающие великую роль воспитания и школы в социально-гуманитарном развитии и обогатившие педагогику, это Платон, Аристотель, Д. Локк, И. Кант, Р. Оуэн, Г. Спенсер, Н.И. Пирогов, Н.В. Шелгунов и др.


ZT. Указанные "два ряда" от А.А. Фролова. Какая между ними особая-то уж разница - не ясно. Да и вообще такие общешаблонные ориентации в истории педагогики в связи с А.С.М. – мне, ZT, очень не нравятся.

Предыстория А.С.М. другая ( см. http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc ) . Макаренко-движение должно иметь свою особую, а не общешаблонную историю педагогики.

Но вот А.А. Фролов, например, ..

[ - а как, кажется, и другие макаренковеды уровня В.В. Кумарина, - ]

.. А.А. Фролов ни разу не упоминает Мишеля Лепелетье, но много раз упоминает Ж.Ж. Руссо, в частности и с эпитетами "великий", "гениальный".

На с.50 Фролов: Гениальное проникновение Ж.Ж. Руссо в противоречивую сущность педагогических явлений ..

ZT. Вот бы А.А. Фролов по пунктам (кратко, но внятно) раздраконил бы это "гениальное проникновение". Но нет, не раздраконит, ибо за всеми такими эпитетами стоит только повторение как эхо привычных словесных клише.


Фролов тщательно умалчивает о том, что А.С.М. терпеть не мог Руссо, а вот, скажем, Крупская терпеть не могла А.С.М. (впрочем, и А.С.М. её глубоко презирал),

но вот Фролов зачисляет их троих в общее "среди тех", и т.д.


Да, многие уж больно сильно хотят зачислить А.С.М. в традиционщики. Сам Макаренко в ПП на это (ищи в http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm) : - На длинных-предлинных стеблях качаются среди водяных тростин красивые бледные цветы, прекрасные слова и мысли великих людей и великих педагогов. / По долгу службы и, кроме того, из приличия я обязан ходить вокруг этих цветов осторожно… оказывать им знаки почтения и время от времени убедительным голосом выражать восторг перед “вековым наследством”…


ZT. Отметим здесь: "из приличия". И многие макаренковеды a la С.С. Невской и a la А.А. Фролова во всю стараются всячески "приодеть" и "причесать" А.С.М. чтоб он (А.С.М.) выглядел бы "более приличным" = был бы на уровне общей "интеллектуальной" и "элитной" обывательщины, то есть, с тем, чтобы эта бесовская "интеллектуальная" и "элитная" (- презираемая А.С.М. -) российско-интеллигентская обывательщина вдруг дружно бы закричала в честь ( - презирающего её -) А.С.М. ура и в воздух чепчики побросала.


Макаренко десятилетиями отвергается "интеллектуальной" и "элитной" международной и российской интеллигентской обывательщиной. Это в отношении А.С.М - хороший признак, и было бы плохим признаком если бы со-коллеги С.С. Невской по РАО вдруг стали бы относиться к А.С.М положительно, хотя С.С. Невская все делает, чтобы это произошло.


С.15-16 Фролов: Его "Педагогическая поэма" – замечательное продолжение традиции социально-педагогического романа-трактата, "романа о воспитании", заложенной "Эмилем, или О воспитании" Ж.Ж. Руссо. / Историческая практика показала, что "Педагогическая поэма" – нечто неизмеримо гораздо большее, чем ...

ZT. 1) Сколько-нибудь уравнивать руссовские бредни "Эмиля" с ПП нельзя. 2) Сводить А.С.М. по преимуществу к ПП нельзя. 3) Культ ПП уводит от http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc , от http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc , от "Методики организации..." и близких к тому важнейших работ и выступлений А.С.М.


С.21 .. И.Ф. Кораблева .. ZT. Правильно Т.Ф. Кораблева.


С.23 Фролов: К настоящему времени, однако, нет ни одного отечественного отдельного издания, специально посвященного исследованию педагогического творчества А.С. Макаренко в аспекте той или иной отрасли социально-гуманитарного знания ..

ZT. На мой взгляд в абсолютном большинстве самих макаренковедческих голов прежде всего нет понимания установок собственно А.С.М. Бесконечная практика показала: переход каких-либо макаренковедческих голов на "отрасли социально-гуманитарного знания" дает лишь привычную в этих "отраслях социально-гуманитарного знания" политологическую и абстрактно-гуманистическую болтологию.


С.24 низ .. "педагогика параллельного действия".

ZT. Это "параллельное" мы еще не раз встретим у Фролова в просматриваемой тут книге и уж сотни раз вы встретите это во всех других книгах и статьях Фролова. Свистопляску вокруг словечка "параллельное" А.А. Фролов безусловно считает своим крупным (ух ты!) вкладом в макаренковедение, см. об этом особенно на с.316 рассматриваемой кн.

Да, словосочетание "педагогика параллельного действия" и неизменные рефлексные (по ак. И.П. Павлову) слюноизвержения при любой встрече в любом контексте со словечком "параллельно" - это многодесятилетний и неискоренимый бзик А.А. Фролова.


Чёрт дернул А.С.М. технологию именно горизонтального действия- воздействия- доставания до личности, а не прямого (вертикального) действия- воздействия- доставания до личности означить крайне неудачным термином "параллельное", и вот А.А. Фролов оторвал словечко "параллельное" от смысла, которое А.С.М. в него, - в технологии доставания до личности, - вкладывал, и в итоге малейшая коллизия со-одновременности, повторяю, по рефлексам ак. И.П. Павлова, вызывает у Фролова мгновенное и неукоснительное слюноизвержение в виде пары-другой дежурных фразок о "параллельности по Макаренко".


На с.193 Фролов: Новую в теоретическом отношении трактовку системы и научного метода А.С. Макаренко содержит статья Я.С. Турбовского: Как слово наше отзовется, или "Метод параллельного действия", – где понятие "параллельности" выводится из проблемы "коллектив-личность" на уровень концепции "воспитание-жизнь" (Семья и школа, 1975, №3; см. там же, 1975, №10 и 1976, №2) (ZT. смотрел я эти страницы и ничего о "параллельном действии" не сумел там найти".


На с.203 Фролов: Важную трактовку трудов и практики А.С. Макаренко в аспекте связи воспитания и жизни, их "параллельного действия" продолжил (в основном применительно к семье) Я.С. Турбовской в издании: Средства и методы педагогического действия (М.: Знание, 1980) (ZT. еще не смотрел).


ZT. Итак, Я.С. Турбовской еще до А.А. Фролова, но к его (Фролова) великой радости, без спроса у А.С.М. что-то сделал за этого самого А.С.М.: произвел новую трактовку пресловутого "параллельного действия" = стал приписывать А.С.М. не то узкое понимание, какое сам А.С.М. вкладывал в свое терминологическое детище "параллельное действие", а другое, широкое, которое А.С.М. в свое словосочетание "параллельное действие" никогда не вкладывал.


Вот за эту-то бесцеремонную отсебятину Я.С. Турбовского, объявив ее "новой трактовкой", с энтузиазмом на десятилетия и ухватился А.А. Фролов.


На с.85 Фролов повторяет известную сумбурную претензию Эдгара Гюнтера-Шелльхаймера: В немецком переводе "параллельное действие" превращено в "педагогическое воздействие" [ZT. "параллельное воздействие"].

ZT. Если реально проанализировать все немногочисленные места, где А.С.М. растолковывает свое, - отчасти смутное, - понятие "параллельное действие", то перевод со словом "воздействие" будет вполне правильным по существу = по смыслу.

ZT. "Метод параллельного действия" у А.С. Макаренко есть метод горизонтального действия- воздействия- доставания до личности, а не прямого (вертикального) действия- воздействия- доставания до личности, то есть, в конце концов, "Метод параллельного действия" у А.С. Макаренко является определенным методом косвенного,

- через других и/или через что-то другое, - ,

косвенного, говорю, именно воздействия на отдельную личность, так что по существу вышеупомянутые переводчики с русского на немецкий (по Эдгару) применили правильный термин.


На с.349 Фролов: В Интернете (http://zt1.narod.ru, март 2004 г. [ http://zt1.narod.ru/parallel.htm ]) З.Ш. Тенейбойм [правильно - Тененбойм] поместил полемический материал: Вокруг "педагогики параллельного действия" (терминологический анализ), – считая, что А.А. Фролов объясняет этот термин в неоправданно расширительном смысле. Доказательства в отстаивании трактовки данного термина по-прежнему на уровне лишь методики и технологии в статье основываются на механическом использовании цитат. Нет понимания того, что в данном случае выясняется макаренковский, диалектический, научный метод мышления в педагогике, которой позволяет видеть педагогический процесс в его противоречивом развитии, постигать закономерности и средства этого развития.

ZT. Лавры умельцев вертеть словами, лавры схоластов - не дают покоя А.А. Фролову. Применение узкого термина А.С. Макаренко в неком ух как широком смысле, в котором сам автор термина "параллельное действие" (А.С.М.) никогда его, этот термин, не применял, Фролов объявляет развеликой диалектичностью, научностью и еще чёрт знает чем.

Крутить словами – не мешки ворочить.


Фролов об И.П. Иванове ( ZT. о нём в моём файле http://zt1.narod.ru/ivanov-i.htm ). На с.29 И.П. Иванову, последователю А.С. Макаренко. На с.107 И.П. Иванов, последователь А.С. Макаренко, пришедший в педагогику после чтения "Педагогической поэмы" в 14 лет (некоторое время работал в ЦК ВЛКСМ ..) .. В 1963 г. по инициативе И.П. Иванова в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена (на факультете начальных классов) появилась "Студенческая коммуна им. А.С. Макаренко". [ ZT. Почему "коммуна", а не тусовка? Почему им. Макаренко, а не им. Мао Дзедуна? ]. На с.196 Использование методики "коллективных творческих дел" И.П. Иванова, последователя А.С. Макаренко, в условиях массовой школы ..


ZT. Человек, что-то .. (а именно: гибрид гайдаровского и скаутского) ..

Человек, что-то внедряющий в массовые = типичные и тепличные школы голой учебы - по А.А. Фролову, оказывается, во всю, де, может числиться "последователем Макаренко". – Нет слов, одни буквы!


На с.240 Выпуском книг отмечен успешный педагогический опыт последователей А.С. Макаренко: И.П. Иванов ..


На с.323 В ноябре 2000 г. в Ленинградском гос. областном педагогическом университете (г. Пушкин) состоялась научно-практическая конференция "Игорь Петрович Иванов: создание и развитие педагогики общей заботы" .. Доклады: .. Фролов А.А. И.П. Иванов – последователь А.С. Макаренко (общее и особенное) ..


ZT. Фролов в рассматриваемой книге Н. Новгород 2006:

Со временем все более отчетливо определились недостатки “коллективных творческих дел”: их разрозненность и краткосрочность, неопределенность педагогических результатов, отсутствие стабильной хозяйственно-трудовой деятельности. В условиях школы практика КТД привела фактически лишь к совершенствованию традиционной “педагогики мероприятий”, методики “внеклассной и внешкольной работы”, деятельности в сфере досуга и отдыха, организации праздников, походов, конкурсов, игр и т.д. (с.108).


ZT. А тем не менее и до и после этого, - совершенно верного, - пассажа А.А. Фролов продолжает как эхо повторять за многотысячным рутинным хором: "последователь А.С. Макаренко И.П. Иванов".


ZT. Да, есть масс-способность попугайничать, обязательно, конечно же, многотысячным респектабельным рутинным хорам. Способность попугайничать многотысячным респектабельным рутинным хорам "интеллектуальной" и "элитной" обывательщины свойственна абсолютному большинству прошлых и нынешних макаренковедов (С.С. Невская и другие).


С.29 Фролов: .. http://zt 1 narod.ru – Антон Макаренко. На статью А.А. Фролова "Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко" (Педагогика, 2002, №6) на этом сайте с 1 января 2003 г. и к концу марта 2005 г. произведено 2740 выходов.

ZT. 1) Имеется в виду такой файл на моем сайте: http://zt1.narod.ru/frolov-1.htm

2) Правильно http://zt1.narod.ru , в адресе сайта или какой-нибудь его страницы и пробелы не положены, и точки пропускать нельзя. 3) Наверное правильнее говорить "заходы на страницу".


С.30 Фролов: В Японии широкое распространение получили общественно-частные детские сады, опирающиеся в своей деятельности на идеи А.С. Макаренко.

ZT. Осталось еще ждать домов для новорожденных подкидышей и яслей, тоже "опирающихся в своей деятельности на идеи А.С. Макаренко".


С.49 низ. Фролов: А.С. Макаренко .. целостную систему организационных и технологических средств воспитания .. раскрывает лишь в 2–3 своих работах, притом в самых общих чертах и применительно лишь к какому-то периоду своей деятельности.

ZT. Ни фига себе!

А http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc ,

а http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc ,

а "Методика организации воспитательного процесса"?


С.51 иниституте ZT. опечатка.


С.56 неправильно Шейкман (это везде в кн.), надо Шейнкман; также Фейгельстон, а надо Фейгельсон (опечатки).


С.60 Фролов без комментариев цитирует: В передовой статье "Правды" 29 марта "Семья и школа" сделан вывод: опыт А.С. Макаренко "могут (разумеется, не механически) использовать с успехом наши школы".

Фролов же приводит и из В.И. Куфаева: А.С. Макаренко .. стоит применять в современной педагогической практике .. в школах ..

ZT. Благостные утверждения о возможности "применения Макаренко" в обычных школах (школах голой учебы) встречаются и на последующих страницах рецензируемой тут книги Фролова, и они тысячи раз встречались и в многодесятилетних макаренковедческих публикациях разных авторов.

Школы голой учебы, - оставаясь школами голой учебы, - и по "Правде", и по НЕ возражающему и "Правде", и Куфаеву А.А. Фролову, - "могут" использовать разработки А.С.М.

= к телегам "можно" пришпандорить их (телеги) ускоряющие и их (телеги) подымающие подводные крылья.


ZT. Вообще, повторяю, указанное убогое представление о применимости Макаренко в обычных школах голой учебы господствовало у 80 или 90 % всех, кто в СССР, вкупе с А.А. Фроловым, брался что-то рассусоливать о Макаренко...


С.60 низ. Из Н.А. Лялина. .. Макаренко .. разработал и проверил на практике собственную педагогическую концепцию, опираясь на лучшие отечественные и зарубежные традиции ..

ZT. А.А. Фролову, безусловно, нравятся такого рода пассажи, как они же страшно нравятся и попугайно повторяющей такого рода пассажи С.С. Невской. Только вот разбрасыватели таких вот как бы тезисов никогда их не конкретизируют, никогда их не доказывают, а:

ляпают - и всё!


В конце-то концов:

1) перечислите-ка, наконец, - по пунктам, - эти самые пресловутые "лучшие отечественные и зарубежные традиции",

2) докажите что

и

3) расскажите как

А.С.М. на эти пресловутые "лучшие отечественные и зарубежные традиции" "опирался".

А то ведь языком респектабельно болтать – не мешки ворочить...


С.61 Фролов: Приверженность макаренковской педагогической концепции и возможность ее использования в школе и педагогике ярко показаны в ..

ZT. Фролов ахинейски полагает что макаренковская система может быть даже ярко (!) использована в обычных школах голой учебы. – Нет слов, одни буквы!


С.63 Некая опечатка наверху.


С.66 Фролов: С.Л. Рубинштейн в капитальном труде "Проблемы общей психологии" (М., 1946) дал краткую, но глубокую характеристику: "… В противоположность механической педагогике поведения, вырабатывающей лишь внешние формы поведения…, Макаренко ставил целью формировать сознание детей, но, в отличие от "чистой" педагогики сознания, пытающейся формировать сознание путем отвлеченных наставлений и убеждений, обособленно от организации образа жизни детей, независимо от их реальных жизненных отношений, – он делал это на основе формирования определенных жизненных отношений, складывающихся в реальном поведении детей, в коллективе".


ZT. В этом пассаже Рубинштейна есть всё же и искажение. - Хотя сознание и важно, и Макаренко работал над этим, но он всё же выступал: против фетишизации сознания.


ZT. У меня на http://ztnen.livejournal.com : У Макаренко самый главный образ – гимнастический зал. В ПП А.С.М., в гл. На педагогических ухабах : .. Создание нужного типа поведения - это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно. И гимнастическим залом для таких упражнений должен быть наш советский коллектив (ZT. вообще воспитательно-образовательное учреждение – интернатная школа-хозяйство), наполненный такими трапециями и параллельными брусьями, которые нам сейчас нужны .. + "Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики." (т.2 М.1983 с.128).


ZT. Как, скажем, для боксера или, скажем, для велосипедиста нужно в гимнастических залах прорабатывать нужные группы мышц, так и в макаренковских интернатных школах-хозяйствах как социально-воспитательных гимнастических залах нужно прорабатывать мышцы волевые, мышцы поведенческие, мышцы моральные.


Плюс: скорее всего только в интернатном можно создать и закрепить в ребятах феномен чести и достоинства учреждения, а значит чести и достоинства самих ребят. Плюс: задачи оснащения и учебы.


С.67 Фролов: В учебнике "Педагогика" И.Т. Огородникова и П.Н. Шимбирева (1950) по существу утверждается, что созданная А.С. Макаренко система воспитания не подходит для массовой школы.

ZT. Фролов приводит это с осуждением, хотя утверждение "созданная А.С. Макаренко система воспитания не подходит для массовой школы" всегда было и навсегда останется утверждением совершенно правильным.


С.70 Фролов: Образцовой представлялась ленинградская школа №210, директор Т.Е. Конникова. Этот опыт поддержан академической наукой, изданием: Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: Изд-во АПН, 1957). [ZT. скобка лишняя] Крайнюю ограниченность данной воспитательной практики в середине 50-х гг. увидел И.П. Иванов, при работе над кандидатской диссертацией (Иванова Л.А. Будущее в настоящем... С.-Петербург, 1998, с. 63–64). ZT. Нет ли тут путаницы с ивановскими фамилиями?


С.96 П. Фрезе вместо Л. Фрезе.


С.96 низ в Италии, работа над населением А.С. Макаренко ZT. наследием.


С.101 Фролов: В 1958 г. .. Лаборатория А.С. Макаренко преобразована в лабораторию школ-интернатов, во главе с В.Е. Гмурманом. Макаренковское наследие оказалось отделенным от близкого ему Закона 1958 г., где в преобразовании школы на первый план вышел принцип ее связи с жизнью, производительный труд, а не принцип интерната, отдаления детей от сложностей жизни, от семьи.


ZT. Бузотер А.А. Фролов атакует детдом = атакует интернат = атакует А.С. Макаренко.

А.С.М. по этому поводу писал (т.5 М.1985) .. Детский дом, организованный по типу небольшой фабрики, не только увеличит богатство всей страны и разрешит все проблемы подготовки кадров, но и удешевит содержание самого детского дома .. (с.315) .. Это совсем не означает, что ребенка нужно оторвать от матери, что он должен расти как ничейный ребенок, почти что как теперешний беспризорник. Те, кто кричит о полном разрыве матери с ребенком, о полном забвении сыном своих родителей, - это просто чудаки и "бузотеры". Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания… (с.316).


ZT. Таким образом мы видим, что ярых (a la В.А. Сухомлинский и a la А.А. Фролов) отвергателей детдома – интерната А.С.М. называл чудаками и бузотерами...


С.107 Фролов: В середине 50-х гг. зародилось основанное на макаренковском опыте коллективной социальной активности молодежи "коммунарское движение". Во главе его стал И.П. Иванов, последователь А.С. Макаренко ..


ZT. О штампе числить И.П. Иванова "последователем Макаренко" я уж писал выше. Все же: пусть А.А. Фролов конкретно и по пунктам перечислит, на каких же именно составляющих макаренковского опыта основывалось пресловутое "коммунарское движение", и было ли у И.П. Иванова реальное основание пришпиливать = пришпандоривать себя к коммунарству и к "им. Макаренко"?


С.122 Фролов: .. Со временем выяснилось, что В.А. Сухомлинский ( ZT. о нём в моём файле http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm ) критически отнесся к некоторым [ZT. ко всем] макаренковским положениям, исходя из общепринятых тогда упрощенных и вульгаризированных их толкований, в том числе к положению: "воспитание в коллективе, через коллектив, для коллектива". Оно приписывалось А.С. Макаренко, хотя в действительности, наоборот, его использовали противники А.С. Макаренко, представители официальной педагогики; у него нет установки "для коллектива". Это искажение было выявлено и отвергнуто в советском макаренковедении во 2-й половине 1970-х гг ..


ZT. Это несколькодесятилетнее возюканье с фразкой "в коллективе, через коллектив, для коллектива" представляется мне мышиной возней = представляется мне сшибкой двух в равной степени убогих схоластических сторон. На самом же деле указанная фразка просто не заслуживает никакого внимания.


С.123 Богусловский ZT. Богуславский.


С.129 низ Фролов: .. на уровне отдельных примеров .. С.238 низ: Макаренковское соединение "трудно соединимого: школы и хозяйства, производства" – уже давно существует во многих вариантах, но в "локальном опыте", как "исключение ..


ZT. Я на своем ЖЖ ( http://ztnen.livejournal.com ) пишу примерно так:

Желательно, чтобы серьезно поставленных ..


.. ( не абы как, а

именно по "Методике организации воспитательного процесса" Макаренко, ищи в http://zt1.narod.ru/metodika.htm,

именно по http://zt1.narod.ru/doc/Flagi-na-bashn.doc,

именно по http://zt1.narod.ru/doc/marsh-30.doc ) ..


Желательно, чтобы серьезно поставленных интернатных школ-хозяйств = интернатных рабоче-крестьянских корпусов в России и в мире было бы как можно больше, а тем не менее, даже при их обилии: все они будут оставаться так сказать на уровне отдельных примеров, и это нормально.


С.132 Фролов: "Учительская газета" 17 октября 1972 г. и 27 сентября 1973 г. .. Впервые в советской печати сказано о младшем брате А.С. Макаренко, Виталии Семеновиче ..


ZT. Упоминание об эмигранте-брате А.С.М. встречается в: А.С. Макаренко, сб. 7. Львов 1969 с.158.


С.135 тенденционно подобранными ZT. опечатка.


С.143 часть книги посвящена А.С. Макарнеко .. ZT. Опечатка.


С.145 библиография на польском, руссом ZT. Опечатка.


С.157 Фролов: .. Попытки проектируемой А.С. Макаренко "лесной школы": 1928 г., см. 7-томник его сочинений, 2-е изд., т. 7, с. 528 (в 8-томнике этот материал ошибочно опущен) ..


ZT. Не опущен: т.8 М.1986 с.40-41. Другое дело, что эти две публикации содержат расхождения и требуют сверки с "Ты научила меня плакать... т.1 М.1994 с.150-153.


С.183 низ Фролов: Воспитание как процесс приобщения человека к культуре ..

ZT. Сердцевина понимания А.С.М. сути воспитания прежде всего в его (А.С.М.) представлении-образе о гимнастическом зале, о чем у меня выше.


С.229 Фролов: "Настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику всего нашего общества" (высказывание А.С. Макаренко) ..

ZT. OPUSCULA MAKARENKIANA Nr.4, Marburg 1984). А.С.М. - Я хотел показать, что настоящая педагогика с детьми - это та педагогика, которая повторяет педагогику всего нашего общества. Требования нашей партии - большие требования к человеку и коллективу. / И я свою педагогику не выдумал. Я знал, что больше требуют от членов партии, чем от беспартийных, и поэтому я от своих старших коммунаров, комсомольцев в первую очередь требовал. И я считаю - наказывать нужно не худших, а лучших. Лучшим ничего прощать нельзя, даже мелочи. А худшие за ними тянутся. Они хотят, чтобы [и] от них столько требовали. Так поступает и коммунистическая партия: она от лучших требует больше. И это наше советское достижение (Стенограмма: лл. 70-71).


ZT. Ух как широковещательное = нарушающее гегелевское учение о мере (подробней см. в http://zt1.narod.ru/form-dvj.htm) "Настоящая педагогика .. повторяет педагогику всего нашего общества" обернулось у А.С. так: повторяет не вообще во всем, а только в такой вот частности: "Требования нашей партии - .. больше требуют от членов партии, чем от беспартийных, и поэтому я от своих старших коммунаров, комсомольцев в первую очередь требовал. И я считаю - наказывать нужно не худших, а лучших. Лучшим ничего прощать нельзя, даже мелочи. А худшие за ними тянутся .. ".


ZT. Тут видим вот что: 1) речь идет не об всём обществе, а только о партии, а это отнюдь не синонимы; 2) но и в отношении партии А.С. так сказать обезьянничал не все повадки этой самой партии, а лишь одну из её повадок (с партийных требовать больше). Значит, А.С. завёл речь о важной в его воспитательной системе ЧАСТНОСТИ. Но по бываемой у А.С. словесной неосторожности он начал разговор о важной у себя ЧАСТНОСТИ, повторяю, с широковещательного: "Настоящая педагогика с детьми - это та педагогика, которая повторяет педагогику всего нашего общества". Это не единственный пример словесной нечеткости, можно даже сказать, словесной неряшливости у А.С., - вспомним нечеткое применение им терминов "параллельное действие" и "взрыв".


С.231 наверху: Два мнения об отношении к населению А.С. Макаренко .. ZT. Опечатка.


С.246-7 .. 12 выпусков "Опускулы макаренкианы" .. №4 – Святой Макаренко. К изданию произведений А.С.Макаренко Академией педагогических наук РСФСР, СССР, 1950–1983 гг. (сост. Г. Хиллиг, регистрация купюр и редакционных изменений текста) ..


ZT. В №4 со стр. 99 : А.С. Макаренко. Публичная лекция в лектории МГУ .. 1 марта 1939 г. ( ищи в http://zt1.narod.ru/01-03-39.htm ). Эта публикация (стенограмма) вроде выпала из информационного поля А.А. Фролова.


С.254 А. Макренко. ZT. Опечатка.


С.287 "Коллектив как фактор вопитания". ZT. Опечатка.


С.301 Тенейбойм З.Ш. Промышленникам – о Макаренко (Эко, Новосибирск, 1996, №6) ..

ZT. Точнее и правильнее: Тененбойм З.Ш. .. Журнал: Экономика и организация производства (кратко "ЭКО"), Новосибирск 1992, №6 с.130-133. Последующая переработка этой моей ух как давней ст. в http://zt1.narod.ru/zt-futrl.htm , см. нечто и в нижней части файла http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc ..


С.306 Фролов: В сборнике: Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции (Москва, май 1996 г.) "Подростки XX века: проблемы и поиски их решения" (М., Ин-т разв. личности РАО, 1995) –

высказывание С.С. Невской: "Не следует абсолютизировать роль производственно-технической базы, на основе или с использованием которой решал свои педагогические задачи А.С. Макаренко". Аналогичные задачи культурного, духовного развития детей В.Н. Сорока-Росинский успешно решал "на базе классно-урочной и внеклассной работы". Нужен "приоритет принципа культурного, духовного образования личности перед формальным, утилитарным". Обновление мира, как говорил в конце прошлого века психолог К.Д. Кавелин, может совершаться только изнутри нас, путем перестройки души, а не социальных условий" (с. 121–122).


ZT. А.А. Фролов никак не комментирует эти идеалистические тезисы С.С. Невской.


ZT. Хотя Светлана Сергеевна Невская пол жизни занималась Макаренко и пол жизни клялась в любви к Макаренко, но она, конечно же, не макаренковка, а типичная антимакаренковская идеалистка с-л-соловейчиковского толка.


ZT. Невская кроме того в своих работах называет Сорока-Росинского и Макаренко "двумя великими [ZT равновеликими] практиками", делая вид, что она не знает, как презрительно отзывался о Сорока-Росинском А.С.М., и, кстати, и Крупская, ищи это в моем файле http://zt1.narod.ru/viknksor.htm .


ZT. О пресловутой и убогой Шкиде вот пожалуйста. - http://republicshkid.livejournal.com/4236.html


Яша> В общем то получилось так, что в школу [в Шкид] пришли совсем сложные подростки


ZT. Так ведь Горький, Маршак, Чуковский, сам (годы спустя) Викниксор с восторгом бесконечно декларировали: "Шкид хоть кого (хоть кого!) исправит". А.С. Макаренко , и Игнатий Вячеславович Ионин, и Александр Федорович Мирандов http://zt1.narod.ru/mirandov.htm - такое НЕ декларировали, а вот викниксоровцы (бараны в ряд) и сам Викниксор – такое декларировали. Для Викниксора такое загибательское враньё было особенно-то неприлично, ибо он-то знал, как кончилась в 1925 году Шкида, см. http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc и http://zt1.narod.ru/doc/shkid-uh.doc . Викниксору не нужна была правда: он жаждал личной славы любой ценой.


В http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23.

ZT. "Великие педагогические учёные", a la В.Н. Сорока-Росинский, с треском проваливались = садились в лужу ( http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc ), а в эти же года простые, безо всякого педагогического образования, рабочие строили замечательные интернатные подростковые учреждения.


ZT. Касательно же "Не следует абсолютизировать ..". –

Чёрт побери, да о какой абсолютизации может идти речь?


А) Есть родители, которые только желают, чтобы школы и всё такое давали бы их детям только то, что называется образованием. Учите - и всё тут! Эти (такие и таковые) родители, конечно, отдадут своих детей только в обычные школы голой учебы обычной (же) системы народного образования. И пусть себе, - вольным воля!

Б) Но есть родители, которые желали бы, чтобы их дети прежде всего получили бы:

а) правильное воспитание и

б) оснащение для реальной рабоче-крестьянской жизни в ее (рабоче-крестьянской жизни) возможных _реальных_ (включая и конкретику местных условий) вариациях, а уж в + к тому, - ! но тоже обязательнейше !, - и

в) качественное образование в привычном, знаете ли, понимании этого последнего слова, что не закрывало бы для ребят путь в вуз.

Эти (такие уж и таковые уж) родители не отдадут своих детей в обычные школы обычной вот системы народного образования (в школы голой учебы), но отдадут их в другое, а именно:

отдадут их в детско- подростково- юношеский пригородный рабоче-крестьянский корпус = в макаренковскую пригородную интернатную школу-хозяйство (с сельскохозяйственной составляющей и с так сказать индустриальной составляющей) с вышеуказанными её (такой особой макаренковской школы) задачами и претензиями.

Да, макаренковские разработки - это не разработки для педагогов вообще, а разработки только для педагогов, желающих в педагогике идти не по обще- протоптанным путям, а идти именно-то вот по путям _особым_ и _отдельным_, - по путям сугубо макаренковским.

^ МАКАРЕНКО В ПЕДАГОГИКЕ - ЭТО ОСОБАЯ ЛОКАЛЬНАЯ СТРУКТУРНАЯ КОНКРЕТНОСТЬ, КОТОРУЮ И НАДО ПОВТОРЯТЬ.

Макаренковские разработки - это не предложения по реформированию обычной системы народного образования, но они (макаренковские разработки) - это проект построения _особой_ и _отдельной_ системы организации детства.

Осуществлять реально макаренковско-структурное практически будут отдельные энтузиасты ..

(это касается и местных чиновников, -

макаренковское просвещение не только лишь работающих на местах собственно педагогов, но и местных же стоящих над ними управленцев – важная стратегическая задача истых Макаренков всех настоящих же и будущих времен и народов) ..

Повторяю, осуществлять реально макаренковско-структурное практически будут отдельные энтузиасты, реально всё понявшие и реально всё принявшие,

при поддержки, - опять же повторяюсь, - реально же всё понявших и реально же всё принявших

адептов нашего великого и изумительного макаренковского движения из местных чиновников (управленцев).

Вот бы таких людей везде и всюду было побольше, но уж как получится…


С.311-12 Фролов: Доклад А.А. Фролова: универсальное значение в наследии А.С. Макаренко имеет проблематика, лежащая в основе различных социально-этических (и религиозных) систем. Она выступает в совокупности 3 триад: Соотношение категорий прошлого, настоящего и будущего (вектор времени, "вертикаль"); Соотношение индивидуально-личностного, коллективно-общинного и всеобщего (вектор пространства, "горизонталь"); Соотношение интеллектуального, эмоционально-чувственного и действенно-волевого начал в деятельности человека (2-я "горизонталь", в сфере личности).


ZT. По приведенному: 1) Лавры схоластов не дают покоя А.А. Фролову. 2) Словами вертеть – не мешки ворочить.


С.332 Первые отклики, опубликованные в "Народном образовании", №7: Фролов А.А. Наконец-то!; Курчина В. Конкурс нужен!; Тенейбойм З. Новое – это забытое старое.


ZT. Лень это искать, но только: правильно Тененбойм + заглавие не мое + там правка моего текста редакторами + там мой e-mail дан с искажением.


С.394 На [ надо Но ] этот недостаток …




Похожие:

Вы зашли на iconВы зашли на
См и не моё
Вы зашли на iconОт: Зиновий Тененбойм
Вы зашли на
Вы зашли на iconИ. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч
Вы зашли на
Вы зашли на iconВы зашли на
Нина Целищева о Пермском разветвленном пту с производственными участками "Уральское подворье"
Вы зашли на iconВы зашли на
Неплюев Николай Николаевич (1851-1908) цгиа спб Псковская 18 : 14-3-16654 1870 г. (?)
Вы зашли на iconСдавствуйте Вам представлен
Вы зашли на мой сайт. Если вы незарегистрированы Эта информация не для вас. Советую зарегистрироватся
Вы зашли на iconВы зашли на
Гесиод 8-7 в. (конец 8-го в.) до н э. "Труды и дни". Славит крестьянский труд. Противопоставляет свою поэзию героической как трезвую...
Вы зашли на iconВы зашли на
И церковь, и верующие бабки вольют / вовьют / вобьют в незрелые детские головы всякие мистические глупости, а это – очень плохое
Вы зашли на iconВы зашли на
В основе текст (со всеми опечатками), который в 1990-е набрал на моём тогдашнем компьютере мой приёмный сын Федоров Леонид Александрович....
Вы зашли на iconВы зашли на
Но если вы перечитали книгу, которую уже прочли однажды и знаете все замысловатые неожиданности сюжета, вы почувствуете, что не испытываете...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов