Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень icon

Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень



НазваниеДискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень
Дата конвертации20.05.2012
Размер228.89 Kb.
ТипДокументы

ГОСУДАРСТВО И IIFABU, 2007, М 1, с. 11-17

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ НОВЫХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС,

ЕГО ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ

©2007 г. Н. М. Добрынин1

Вряд ли у кого-то из ученых-правоведов име­ются сомнения насчет значимости роли юриспру­денции в формировании высокоэффективных правоотношений. Однако все чаще звучат голоса, осуждающие качество современного российского законодательства, а следовательно, и теорий, ле­жащих в его основании.

^ О кризисе юридической науки

Трудно не согласиться с утверждением проф. 0.0. Миронова о том, что даже "Конституция Российской Федерации 1993 года далека от совер­шенства, в ней немало противоречий и разночте­ний. Но она, пожалуй, самая сложная в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополне­ний . Согласно ст. 1 Конституции наша страна -федеративное правовое государство с республи­канской формой правления. И, несмотря на все сложности, федеративные отношения постепен­но складываются на практике. Определяющее воздействие на эти процессы оказывают феде­ральное и региональное законодательство, тра­диции и обычаи народов, населяющих нашу стра­ну, чиновничий менталитет, климатические, эко­номические и множество других факторов.

Однако следует отметить, что в Конституции России, как, впрочем, и в законах, ничего не ска­зано о качестве федеративных отношений, как ничего не сказано и о сущности правового госу­дарства, и о многих других базовых понятиях, ко­торыми активно оперирует действующее законо­дательство. Они, по сути, приняты на веру как "не подлежащие сомнению истины". По их поводу можно размышлять как бы post factum.

Так, В.В. Мамонов пишет: «Понятие "консти­туционный строй" является центральным в рос­сийском конституционализме. Впервые оно было закреплено в Конституции РФ в 1993 году, в пер­вой главе которой определены основы конститу­ционного строя. Данная категория не только пра-

Заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономно­го округа-Югры, доктор юридических наук, профессор. 1 Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Гос. и право. 1998. № 4. С. 5.

вовая, но и в значительной степени философская и политическая. Этим объясняется то, что до на­стоящего времени в законодательстве не вырабо­тано ее определение, хотя она используется в

официальных документах» .

Как измерить агрегированный показатель со­стояния Федерации, а следовательно, объективно оценить состояние федеративных отношений на территории России в момент времени (to, t,,...
tm)? С какими относительными величинами необходи­мо сопоставлять такой показатель для получения более или менее удовлетворительной сравни­тельной оценки? Сопоставимы ли современные оценки качества федеративных отношений в Рос­сии и США, иные парные и межгрупповые срав­нения?

Отсутствие внятных ответов на эти вопросы как в общей теории государства и права, так и в конституционном праве приводит к очевидному выводу о том, что юридическая наука, играющая решающую роль в обеспечении качества законо­дательства, а следовательно, и федеративных от­ношений, пока оставляет желать лучшего.

Фигурально выражаясь, в игре с природой по­ка побеждает природа. Туманные, размытые, бо­гатые разнообразными смыслами формулировки действующего законодательства, пробелы Кон­ституции свидетельствуют о системном кризисе не только конституционного права, но и всей юридической науки, которую можно назвать нау­кой лишь с большой натяжкой, поскольку каче­ство объяснения, прогнозирования и управления, базирующегося на положениях юриспруденции, по меньшей мере весьма низкое.

Бертран Рассел в свое время не совсем верно написал: "Все важные выводы вне логики и чи­стой математики индуктивны, а не дедуктивны; единственными исключениями являются юрис­пруденция и теология, каждая из которых выво­дит свои исходные принципы из не подлежащего сомнению текста, а именно из свода законов или

Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Феде­рации: понятие, основы, гарантии // Гос. и право. 2004. № 10. С. 5.

1 1

12

ДОБРЫНИН


из священных книг . Как видно из этого утвер­ждения, Рассел выводил юриспруденцию за рам­ки науки и ставил в один ряд с теологией, по­скольку свои выводы юриспруденция, по его мне­нию, брала исключительно "из не подлежащего сомнению текста".

Поэтому нет ничего удивительного в том, что юридическую науку все чаще сравнивают со сред­невековой схоластикой, а по уровню обоснования своих ключевых тезисов - со знаменитым "Моло­том ведьм" Шпенглера и Инститориса ,

Современный немецкий философ Х.Г. Гада-мер верно подметил, что "с давних пор существо­вала теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способство­вала действиям научно-образованных судьи или священника. Таким образом, уже по самому свое­му историческому происхождению проблема гер­меневтики выходит за рамки, полагаемые поня­тием о методе, как оно сложилось в современной

науке .

Под влиянием подобных весьма спорных идей в общественном сознании, к сожалению, сложи­лось устойчивое представление о том, что право не может достичь той степени точности, каковой обладают естественные науки.

На самом деле это не совсем так: просто суще­ствующая практика проведения и оценки науч­ных исследований в этой сфере пока способству­ет сохранению описательных подходов. Такие подходы обычно связаны с толкованием различ­ных текстов, обсуждением точек зрения по той или иной проблеме, формально-логическими конструкциями, изучением истории вопроса, со­циологическими "замерами" - тестированием, ан­кетированием и интервьюированием определен­ных групп населения и т.п.

Это, бесспорно, имеет отношение к научному мышлению, однако здесь отсутствуют шкалы, позволяющие проводить точные расчеты, нет строгой эталонизации функциональных понятий, не выстраиваются четкие зависимости и законо­мерности, позволяющие с высокой степенью точ­ности объяснять, прогнозировать и управлять конкретными правовыми процессами.

П.А. Сорокин справедливо писал: "Вся про­блема сводится к одному вопросу: что является более научным - неопределенный и смутный ка­чественный анализ... или более определенный

Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. / Под-гот, текста В.В. Целищева. Новосибирск, 1997. С.199. 5 См. Шпенглер О., Инститорис Г. Молот ведьм. / Пер. с лат. Н. Цветкова. Предисл. С. Лозинского. М., 1990. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской гер­меневтики. (Пер. с нем.) / Общ. ред. и вступит, ст. Б.Н. Бессонова. М, 1988. С. 38.

количественно-математический метод? В целом, за исключением ряда особых условий и проблем, я предпочитаю... количественный анализ. Он бо­лее экономичен: с помощью нескольких таблиц можно охватить огромные периоды, причем охватить их более четко, точно и систематически, чем это возможно на сотнях страниц туманных словесно-количественных описаний. Такая эко­номия - это уже кое-что.

...Основания, допущения, методология под­счета - четко, без малейшей утайки... Читатель сразу узнает, с чем он имеет дело, каким образом получены цифры, что они означают. В большин­стве неопределенных словесно-количественных суждений все это остается неизвестным.

Такие суждения являются загадочными выска­зываниями ученого, чьи обоснования, доводы, средства измерения и даже точный смысл того, что он говорит, остаются скрытыми. Их нельзя ни проконтролировать, ни проверить, ни отверг­нуть, ни принять.

В большинстве языков имеется только шесть слов для степеней сравнения..., которые ограни­чены по своему значению и не могут сколько-ни­будь точно выразить количественный аспект ди­намики и флуктуации волнений...

Числовые показатели, будучи ничем не хуже вербально - количественных утверждений, лише­ны их ограниченности. Этим и объясняется, поче­му обобщения и оценки, сделанные многими ав­торами вербально - количественного описания, основаны - за очень редким исключением — на очень немногочисленных случаях и имели, таким образом, очень узкую и ненадежную фактологи­ческую базу".

А вот и вполне обоснованное мнение проф. С.Г. Олькова: «В конце XX столетия юридиче­ская наука переживает жесточайший и вполне за­кономерный кризис. Бум юридического образо­вания, его популярность только увеличивают рас­тущую пропасть между потребностью человека и человечества, больших и малых социальных групп в совершенной системе организации обще­ственных взаимодействий и теми нормативами, которые сегодня господствуют на планете. В кон­це второго тысячелетия нашей эры ни одна стра­на так называемого цивилизованного мира и все они вместе не обладают научной организацией власти. Большинство развитых государств веру­ют в теорию "разделения властей" по Локку и Монтескье, сравнимую с лебедем, раком и щукой,

тянущими телегу с квадратными колесами» .

^ Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Иссле­дование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., коммент. и предисл. В.В. Сапова. СПб., 2000. С. 668. Ольков С.Г. Биосоциальная механика, общественная пато­логия и точная юриспруденция. Новосибирск, 1999. С. 4.

^ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 1 2007

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ РОЛЬ

13


К сожалению, существующая реальность та­кова, что в юриспруденции до сих пор преоблада­ет теологический образ мышления, вера в чисто­ту и непорочность некоторых исходных положе­ний "свода законов",

«Нам часто говорят, - пишет далее С.Г. Оль-ков, - юриспруденция - великая наука, юристы -компетентнейшие специалисты. Каждый закон, подзаконный нормативный акт принимается в установленном законом порядке, проходит се­рьезную экспертизу, многократно обсуждается и лишь после этого, коль он необходим обществу, принимается и служит ему. Люди, нарушающие правовые предписания, несовершенны, глупы, преступны и проч. проч... Только при этом не на­до забывать, что хорошо в данном случае полу­чится, если к мыслительной мощи действующей науки мы прибавим мощь одного умного челове­ка, второго, третьего и так далее. А что, если к несовершенству имеющегося знания присовоку­пить обсессивное, предрассудочное мышление

одного или многих "специалистов"»?

Так, например, О.В. Мартышин отмечает: "Теория государства и права не сводится к юриди-

1.10

ческой догматике , т.е. получается, что в основ­ном все вполне нормально, что теория государства и права как научная и учебная юридическая дисци­плина сводится к пресловутым догмам, но не все­цело - какая-то ее часть все-таки должна выйти за рамки догматики. И это мы слышим из уст совре­менного представителя "самой мировоззренче­ской из юридических наук"11! А теперь зададим се­бе вопрос: какая наука может основываться на догматике хотя бы частично? В науке есть рацио­нальные, основанные на опыте допущения аксио­мы, но нет и не было догматики. Догматика - удел теологии, поскольку "догма - это положение, при­нимаемое на веру за непреложную истину, неиз-

менную при всех обстоятельствах , а "догмат — основное положение в религиозном учении, при­нимаемое на веру и не подлежащее критике' .

Далее О.В. Мартышин пишет: «Удачное опре­деление соотношения рационального и иррацио­нального в ценностях дал известный американ­ский теоретик права Джон Финнис: "Ценности не могут быть доказаны, но могут быть подкрепле­ны как данными наблюдений, так и диалектиче­скими аргументами» . Выразиться более туман-

Ольков С.Г. Начала точной юриспруденции и принципы социокультурной селекции. Тюмень, 1997. С. 5.

10 Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государ­ства и права // Гос. и право. 2004. № 10, С. 5.

1' Там же,

12 Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990. С. 174. Там же.

14 Мартышин О.В. Указ. соч. С. 6.

но, чем это сделал Д. Финнис, сложно, но, как ви­дим, приведенное "определение" считается удачным. Самое печальное, что количество таких "определений" в отечественной конституционно-правовой науке год от года увеличивается.

О причинах кризиса юридической науки

Выше мы обрисовали тот методологический кризис, который характерен для современного конституционного права и как науки, и как дисци­плины, и как отрасли права. Однако, подобно вся­кому кризису, он должен иметь как свои послед­ствия (среди них мы рассматриваем современное

состояние российского законодательства15), так и причины, основной из которых является плачев­ное состояние правовой науки в целом.

Российская юридическая наука стала одной из жертв реформ, продолжающихся в стране вот уже более 15 лет. Она крайне неуверенно вписа­лась в отечественную модель рыночной экономи­ки. Несмотря на высокие конкурсы в высшие учебные заведения, готовящие специалистов юридического профиля, и на, казалось бы, благо­приятную конъюнктуру, характеризующуюся ин­тенсивными преобразованиями всей системы за­конодательства и потребностью общества имен­но в ученых-правоведах, нынешнее состояние российской юридической науки можно охаракте­ризовать как затянувшийся системный кризис. Наиболее серьезно пострадали публично-право­вые отрасли - теория и история права, конститу­ционное, муниципальное, административное пра­во и целый ряд других отраслей.

Преодолением негативных тенденций, коснув­шихся публично-правового среза российской юридической науки, пока никто особенно не оза­бочен: ни государство, ни общество, ни частные инвесторы, ни зарубежные организации. Так, го­сударство занимается трудоустройством юристов публично-правовой специализации, в то же время государственная служба в большинстве случаев не предоставляет ученым возможностей для про­должения серьезной научной работы. Государ­ство к тому же является основным заказчиком на проведение научных исследований, однако разме­щение подобных заказов происходит от случая к случаю, а выделенные средства редко доходят до ученых-конституционалистов. Одним из недо­статков государственной системы поддержки юридической науки является отсутствие транспа­рентности, что часто ведет к преобладанию псев­донауки, для которой как раз и характерна опи­санная выше догматообразная методология.

15

Подробнее об этом см.; доклады Совета Федерации о со­стоянии законодательства в Российской Федерации за 2004 и 2005 годы. Электронная версия докладов находится на официальном сайте Совета Федерации: www.council.gov.ru.

^ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1 2007

14

ДОБРЫНИН


Зарубежные связи российской юридической науки, выстраивавшиеся еще во времена Совет­ского Союза, практически прекратили свое суще­ствование. Налаживание новых отношений и свя­зей - это сложный и кропотливый процесс. В на­стоящее время в стране действует целый ряд зарубежных организаций, финансирующих науч­ные разработки публично-правового цикла, одна­ко их деятельность характеризуется теми же не­достатками: бессистемностью, неэффективно­стью, отсутствием транспарентности. Все это не позволяет говорить о серьезной зарубежной под­держке российской юридической науки. Отече­ственные инвесторы тоже нечасто оказываются заказчиками научных разработок в публично-

1 ifi правовой сфере .

Система высшего юридического образования зачастую остается едва ли не единственным ре­альным подспорьем юридической науки. Однако и здесь существуют свои проблемы: в обилии вы­пускаемые сегодня учебные материалы по тема­тике конституционного права в основном рассчи­таны на студенческую аудиторию и мало что да­ют в плане фундаментальных исследований.

Указанные факторы в значительной мере обу­словливают сегодняшнее плачевное состояние российской правовой науки, характеризующееся

нижеследующими проблемами .

Во-первых, кадровый потенциал российской юридической науки непрерывно сокращается: в последние полтора десятка лет он уменьшился уже примерно в 2.5 раза. Кадры юридической на­уки интенсивно стареют . Картина кадровой ка­тастрофы конституционно-правовой науки усу­губляется тем, что отсутствует четкое представ­ление о фактическом кадровом состоянии юридической науки, не наблюдается заинтересо­ванности государства в созидании нового, отвеча­ющего современным требованиям научного по­тенциала.

Во-вторых, заработная плата ученых в сред­нем составляет около половины прожиточного

Только 5.6% общих расходов на науку обеспечиваются договорами с зарубежными инвесторами и около 15.6% -российскими инвесторами (см.: Доклад председателя под­комитета по науке Государственной Думы академика B.C. Шевелухи на парламентских слушаниях 21 декабря 1998 г.).

17 Подробнее об этом см.: Глигич-Золотарева М.В. Россий­ская юридическая наука: идеи и реалии / Научные труды Московской академии экономики и права. М., 2005. С. 158-163.

По некоторым данным, в общероссийском масштабе средний возраст докторов составляет 57-59 лет, кандида­тов - примерно 51-52 года. При этом наблюдается пара­докс: конкурсы в юридических вузах и численность аспи­рантов и докторантов растут. Причина такого положения дел проста: молодые специалисты не стремятся к лаврам ученых по вполне понятным причинам (низкая оплата тру­да, отсутствие программы обеспечения жильем и пр.).

минимума и сократилась по сравнению с 1990 г. в 7-8 раз, что негативным образом сказывается на качестве научных исследований. Материально-техническая база российской конституционно-пра­вовой науки находится в удручающем состоянии -она практически не обновлялась более 10 лет, по большей части физически изношена, морально устарела.

В-третьих, состояние информационного обес­печения российской конституционно-правовой науки (печатные и электронные издания, библио­теки) также нельзя считать удовлетворительным. Значительное отставание наблюдается в обеспе­чении научных учреждений коммуникациями с выходом в сеть Интернет. Среди издаваемой юридической литературы, в основном преоблада­ют обзорные труды.

От пертурбаций переходного периода серьез­но пострадало качество научных исследований. В первую очередь это сказалось на фундамен­тальном срезе конституционно-правовой науки. Глубокие теоретические исследования ключевых проблем государства и права по вышеперечис­ленным причинам оказались практически замо­роженными. Нынешнее состояние отечественной юридической науки можно охарактеризовать как глубочайший кризис, имеющий материальную, психологическую и функциональную составляю­щие. Основными болевыми точками российской юридической науки стали хроническое недофи­нансирование, неэффективное использование средств, отток специалистов, отсутствие систем­ного подхода к реформированию науки.

К сожалению, процессы, происходящие в юри­дической науке, не стали пока поводом для се­рьезных раздумий на высшем государственном

уровне19.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 г. Президент стра­ны сказал: "Нам в целом нужна сегодня такая ин­новационная среда, которая поставит производ­ство новых знаний на поток. Для этого нужно со­здать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - все это уже дела­ется, создается. Нужно сформировать благопри-

19 Из наиболее серьезных выступлений по вопросам госу­дарственной политики в области науки можно выделить Доклад секретаря Совета Безопасности о состоянии рос­сийской науки, где было намечено 9 основных направле­ний ее развития, а также, названы 54 сопутствующие тех­нологии, жизненно необходимые для успешного развития экономики страны. Однако все названные и намеченные меры не удастся реализовать без наличия адекватной зако­нодательной базы, достаточного финансирования и жест­кого государственного контроля.


^ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 1 2007

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ РОЛЬ

15


ятные налоговые условия для финансирования

"20

инновационной деятельности .

Очевидно, что перечисленные мероприятия касаются в основном естественных наук. Консти­туционное право к таковым отнести нельзя, что автоматически выводит его из разряда приори­тетных научных отраслей.

Наука далеко не сводится лишь к механизму добывания нового знания. Она выполняет еще ряд очень важных социальных функций, делаю­щих ее неотъемлемым элементом любого циви­лизованного общества. Конституционно-право­вая наука не является исключением. Без нее не­возможно построение в нашей стране правового государства, продекларированного Конституци­ей, не говоря уже о становлении реального феде­рализма.

Пути выхода из кризиса

Становление правовой системы России начи­ная с 1990 г. всегда оказывало решающее влияние на дальнейшее развитие отечественной конститу­ционно-правовой науки. Принятие в 1993 г. путем всенародного голосования новой Конституции страны, развитие ее положений в целом ряде ключевых федеральных конституционных и фе­деральных законов, в решениях Конституционно­го Суда РФ, актах Президента РФ и Правитель­ства РФ во многом обусловили перспективы рос­сийского конституционного права.

Основное направление развития современного конституционного права России заключается в углубленной теоретической разработке ключе­вых проблем. В первую очередь это касается тео­рии и понятийного аппарата конституционного права. Другое направление развития конституци­онно-правовой науки связано с необходимостью инвентаризации и переоценки норм действующе­го законодательства, прежде всего положений са­мой Конституции РФ. И хотя сегодня федераль­ный центр и многие видные ученые всячески ди­станцируются от конституционной реформы, правовая наука не может устраняться от теорети­ческой проработки вопросов реформирования Основного Закона.

В настоящее время идет интенсивный процесс коррекции федерального законодательства: при­нимается значительное количество новых феде­ральных законов, вносятся изменения и дополне­ния в уже существующие. Однако сама конститу­ционно-правовая наука пока слабо участвует в данном процессе на всех его стадиях: разработки концепции законопроекта, его подготовки, об­суждения и принятия, обобщения правопримени-

20 Послание Президента Российской Федерации Федераль­ному Собранию Российской Федерации 2006 г. // Росс. газ. 2006. 11 мая.

тельной практики, прогноза последствий и под­готовки рекомендаций по совершенствованию.

Ключевые параметры важнейших для страны законодательных актов определяются, как пра­вило, без участия ученых-конституционалистов, которые потом ставятся перед фактом несовер­шенства того или иного закона.

Современная правовая система Российской Федерации характеризуется наличием в ней зна­чительного количества подсистем, что обуслов­лено федеративным характером государственно­сти. Каждый субъект РФ имеет собственные кон­ституцию (устав) и законодательство.

Мы полагаем, что региональный пласт кон­ституционного права является одной из сфер при­ложения инструментария конституционно-право­вой науки, на которой лежит функция обобщения результатов правоприменительной практики в регионах и подготовки модельных законов для субъектов Федерации.

В тоже время перечисленные задачи в области совершенствования законодательной базы Феде­рации вряд ли удастся в полной мере реализовать без укрепления материальной и кадровой базы юридической науки.

Не приходится сомневаться, что для федера­тивного среза конституционно-правовой науки характерны все указанные выше проблемы. При решении сложных юридических задач в сфере госу­дарственно-территориального устройства часто превалирует догматический либо конъюнктурный, а не научный подход, крайне мало междисципли­нарных и фундаментальных исследований .

Теория и практика федеративного строитель­ства оперируют сложными и туманными дефини­циями; здесь редко встретишь четкие количе­ственные коэффициенты, такие как коэффици­ент дефицитности бюджета субъекта РФ, коэффициент дифференциации субъектов РФ по производству валового национального продукта (ВНП) на душу населения, коэффициент межре­гиональной дифференциации доходной обеспе­ченности бюджета, коэффициент сбалансирован­ности структуры расходов бюджета субъекта Фе­дерации, коэффициент обеспеченности бюджета субъекта Федерации доходами за счет собствен­ных доходов бюджета, коэффициент поглощения

В качестве примеров серьезных и широких по кругу рас­сматриваемых вопросов хотелось бы назвать следующие работы последних лет: Умнова ИЛ. Современный россий­ский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004; Карапетян JJ.M. Федера­тивное устройство Российского государства. М, 2001; Фе­дерализм: теория, институты, отношения (Сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001; Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федера­лизма. М., 2006; Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретиче­ские и прикладные аспекты. М., 2004.


^ ГОСУПАРГТЯП И JTPARO Mb I

9ЛП7

16

ДОБРЫНИН


бюджетных доходов субъекта РФ бюджетными расходами и т.п.

В процессе исследования федеративных отно­шений практически не используются такие мате­матически выверенные понятия, как "индекс от­носительного благополучия текущей бюджетной ситуации", "плотность и емкость федерации"; мо­дель федеративных отношений редко строится как интегрированное системное сочетание базо­вых характеристик. Неудивительно, что в стране, по нашему мнению, по-прежнему процветает "фантомный" федерализм, т.е. такое состояние государственных и правовых институций, при ко­тором зафиксированная в нормах права кон­струкция федеративных отношений значительно отличается от реально сложившейся, существует системный разрыв между продекларированным и действительным состоянием государственной си­стемы.

В работе над сложными конституционными проблемами применяются в основном традицион­ные для юридических исследований методы, и крайне редко - строгий математический инстру­ментарий. А ведь без него сложно получить соот­ветствующие коэффициенты и индексы, форму­лы плотности и емкости федерации, которые мо­гут использоваться для парных и межгрупповых сравнений федеративных систем, измерения их эффективности и т.п. Так, плотность федерации -это относительная величина, получаемая путем деления количества субъектов федерации на тер­риторию, население или иной количественный показатель. Обратный плотности федерации по­казатель - показатель емкости федерации, в ко­тором территория, население, ВНП делятся на количество субъектов федерации.

Актуальная сегодня проблема оптимальной численности субъектов Федерации должна ре­шаться не на основе абстрактных умозаключе­ний, а исходя из баланса двух основных и обяза­тельных характеристик: экономической самодо­статочности и равностатусности субъектов Федерации, а также недопустимости возникно­вения геополитических и экономических основа­ний для региональной автаркии и вытекающей из нее тенденции к сепаратизму. Исходя из ука­занных критериев, оптимальное количество субъектов Федерации может составлять порядка 40-50. Переход к новой модели федеративных от­ношений - это комплексный многоступенча­тый процесс, состоящий из ряда политических, правовых, экономических и управленческих дей­ствий, итогом которых должно стать создание модели государственного устройства Федера­ции, состоящей из регионов нового типа в каче­стве ее системообразующих элементов. Нельзя осуществить этот переход без обращения к пере­довым научным разработкам.

Таким образом, в наличии солидный "фронт работ" для теоретиков и практиков федеративно­го строительства.

Первым этапом работы в направлении модер­низации отечественного федерализма является создание целостного учения о федерации, на ос­нове которого можно было бы делать выводы и давать конкретные предложения о совершен­ствовании существующей модели Федерации в России. Вслед за рядом авторов назовем его правом

федеративных отношений22. Целесообразным бы­ло бы включение в него теоретических, сравни­тельных и исторических аспектов федеративного государственно-территориального устройства, особенностей его практического конституцион­но-правового закрепления в России, а также ряда смежных дисциплин (финансового, бюджетного и экономического федерализма, вопросов органи­зации власти в субъектах Федерации, "общей ча­сти" конституционного права субъектов РФ и Др.)-

Вопрос о выделении права федеративных от­ношений как подотрасли конституционного права является в настоящее время недостаточно разработанным в правовой науке. В юридической литературе само это понятие практически отсут­ствует, в то время как динамика развития федера­тивных отношений свидетельствует о необходи­мости более углубленного изучения федерализ­ма.

Развитие законодательной базы Федерации и ее субъектов постоянно расширяет горизонты ис­следования проблем федерализма. Данной тема­тике посвящено немало публикаций, однако ис­следование темы нельзя назвать эффективным: специальная литература раскрывает только от­дельные аспекты федерализма, учебные же кур­сы хотя и более полно охватывают проблематику федеративных отношений, излагают материал фрагментарно, акцентируя внимание в основном на общих вопросах.

Право федеративных отношений следует определить как особую систему юридических принципов и норм, регулирующих федеративные и смежные с ними отношения, и с полным осно­ванием рассматривать в качестве одной из подо­траслей конституционного права.

Право федеративных отношений включает в себя нормы как материального (статус Федера­ции и ее субъектов), так и процессуального (раз­граничение компетенции) характера.

Все компоненты новой подотрасли составля­ют единый комплекс, обособленный и от консти­туционного права в целом, и от других его подот­раслей (парламентского, муниципального, изби-

См.: Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федера­лизма. С. 405^107.

^ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО № 1 2007

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЕ РОЛЬ

17


рательного права), но в то же время новая подотрасль включит в себя и отдельные вопросы, являющиеся предметом изучения других публич­но-правовых и общетеоретических дисциплин (административного и финансового права, теории и истории государства и права, теории управле­ния, теории систем и др.).

Предмет права федеративных отношений как научной и учебной дисциплины отличается опре­деленной спецификой - это федерализм в самом широком его понимании.

Вместе с тем право федеративных отношений -неотъемлемая часть конституционного права, для него характерны сходные принципы и мето­ды регулирования.

Основополагающим теоретическим трудом в области федеративных отношений следует счи­тать работу русского правоведа А. Ященко "Тео­рия федерализма. Опыт синтетической теории пра-

ва и государства", увидевшую свет еще в 1912 г.

Мы уверены, что создание новой подотрасли конституционного права позволит исключить по­верхностный подход к изучению федерализма, развернуть междисциплинарные программы, улучшить научную коммуникацию между иссле­дователями проблем федерализма из различных отраслей.

На наш взгляд, это будет по-настоящему каче­ственный "прорыв" отечественной правовой нау­ки в направлении создания универсальной теории федерализма.

Послесловие

В заключение хотелось бы особо подчеркнуть, что роль конституционного права на нынешнем этапе реализации долгосрочной стратегии разви­тия страны просто колоссальна. В Российской Федерации идут крупномасштабные преобразо­вания, и в каждом из них присутствует существен­ная правовая составляющая - без грамотных, чет­ких законов эти преобразования не продвинутся вперед. Достаточно отметить, что результаты ис-

следований многих политиков и экономистов ра­но или поздно обретают форму правовых норм, и тут на первый план как раз выходят работы уче­ных-конституционалистов !

В последние годы приходится слышать мнение; что, дескать, ученых-правоведов стало слишком много, они консервативны, занимаются крючко­творством и только усложняют законодательный процесс. Такая позиция в корне неверна. Если бы не усилия правоведов, стоящих на страже каче­ства законов, сегодняшнее состояние российско­го правового поля было бы еще более удручаю­щим. Да и самих специалистов в области права в стране не так уж много - они сосредоточены в ос­новном в нескольких крупных научно-образова­тельных центрах. Собственно федеративным устройством занимаются всего два из них - Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН и Институт федера­лизма академии наук Республики Татарстан24. Аналогичные центры необходимо развивать, по­скольку каждый из них обладает собственными уникальными традициями.

Следует наращивать финансирование юриди­ческой науки, рекрутирующей высококлассных специалистов, востребованных и государством, и бизнесом, и сферой образования. Для подготовки научно и экономически обоснованных предложе­ний по совершенствованию федеративных отно­шений было бы целесообразно создать Институт исследования проблем федерализма и эффектив­ности регионального управления. Мы предлагаем сделать это на базе Ханты-Мансийского авто­номного округа-Югры как одного из наиболее успешных российских регионов.

Юридическая наука в наши дни вынуждена встраиваться в новые социально-экономические реалии. В условиях глобализации именно потен­циал научного знания становится ведущей произ­водительной силой. Формирование экономики знаний - это единственно возможный для России путь к выходу из системного кризиса.


3 См.: Ященко Л. Теория федерализма. Опыт синтетиче­ской теории права и государства. Юрьев, 1912.

24

Соответственно издаются всего два специализированных журнала "Федерализм" и "Казанский федералист".

2 ГОСУДАРСТВО И ПРДЯП м, 1 iruv?




Похожие:

Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconШкола №255 «От века восемнадцатого до наших дней» «Современная школа должна быть современной»
«продвинутости», позволяющий учителю и его ученику выйти на новый уровень свободы владения материальной и интеллектуальной культурой,...
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconШкола №255 «От века восемнадцатого до наших дней» «Современная школа должна быть современной»
«продвинутости», позволяющий учителю и его ученику выйти на новый уровень свободы владения материальной и интеллектуальной культурой,...
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconIv базис и надстройка, их взаимовлияние и перспективы изменений
Рассматривается роль профсоюзов в становлении пролетарского государства и их перспектива в условиях развития кооперативного социализма....
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconРодительское собрание на тему: «Роль родителей в жизни детей»
Цель: выяснить возрастные особенности детей-пятиклассников, поговорить о том, какую роль играют семья и школа в становлении личности...
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconЗадача неуничтожимости цивилизации в катастрофически нестабильной вселенной и пути ее решения для Человечества. Дискуссии Издание 2-е, дополненное
В книгу включены дискуссии, инициированные автором в Интернете на сайтах sciteclibrary ru и membrana ru, а также на форуме «Литературной...
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconПути решения принципов «обучения деятельности» и «управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации» на уроках русского языка и литературы в 5 классе по программе «Школа 2100»
Русский язык и литература являются одними из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеют...
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconВ. В. Гаспарян С. Д. Мизеров
Кричать «Караул' Цензура'» или попытаться поискать, скорее всего, неоднозначные ответы на поставленные вопросы, проанализировать...
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconТеннесси уильямс теньчехов а
Чехова, в его рассказы… Это он научил меня художественной восприимчивости – я тогда чувствовал влечение к литературе… Считается,...
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconПедсовет: «Методы и приёмы работы со слабоуспевающими учащимися»
После коллективного обсуждения установлены наиболее характерные причины слабой успеваемости
Дискуссии и обсуждения юридическая наука и ее роль в становлении новых федеративных отношений: системный кризис, его причины и пути перехода на новый качественный уровень iconПедагогический совет на тему «Причины неуспеваемости и пути ее преодоления» Цель педсовета
Цель педсовета: выявить основные причины неуспеваемости школьников, меры профилактики и способы решения данной проблемы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов