«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе icon

«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе



Название«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе
Дата конвертации25.06.2012
Размер247.78 Kb.
ТипДокументы
1. /Уроки 2.doc«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе

« З А И М С Т В О В А Н Н Ы Е С Л О В А» ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ В 5 КЛАССЕ.

Цель занятия: познакомить уч-ся с фонетическими приметами иноязычных слов; научить пользоваться словарями; познакомить с происхождением ряда слов.

Оборудование: толковый и этимологический словари.

Ход занятия.

1.Вступительное слово учителя о заимствованных словах, их роли в современном русском языке.

2. Учащиеся по группам приступают к выполнению заданий.

А). Толковый словарь указывает, из какого языка русские заимствовали то или иное слово. Пользуясь словарем, назовите языки, из которых пришли к нам разные слова.

Б). Нередко на иноязычное происхождение слов могут указывать особые фонетические приметы: начальные буквы а,э; сочетания ге, ке, хе, бю, кз, мп в корне; соседство двух гласных звуков в корне; буква ф на любом месте. Найдите заимствованные слова среди данных.

Ансамбль, герань, рюкзак, гербарий, по дороге, колея, тротуар, заохать, стадион, букет, кефир, приучить, смеяться, рифма, изваяние, триумф, компот, бюллетень, экзотика, скафандр

В).Вы уже знаете некоторые приметы слов- пришельцев. Попытайтесь найти слова с этими приметами в народных сказках, былинах. Почему в них не оказалось заимствованных слов?

4).С данными словами составьте словосочетания, которые помогут объяснить значение каждого слова. С помощью « Словаря иностранных слов» выделите слова, которые пришли в русский язык непосредственно из греческого и латинского языков.

Аббревиатура, аффикс, легенда, коллега, автобиография, барометр, абонемент, флексия, маринист, барельеф, авиация, авторитет.

  1. Многие слова шли из греческого языка в латинский. А почему не иначе?

6). При изучении Древнего Рима вы встретились с латинскими словами фамилия, форум, фланг, триумф, арена, арка.

Много позднее эти слова были заимствованы русскими. Проверьте по учебникам истории, какие значения имели эти слова у древних римлян.

Подведение итогов.


Внеклассное занятие в 8 классе.

«Заимствованные слова».

Цель: познакомить учащихся с происхождением ряда слов; обратить внимание на то, как заимствованные слова изменяют свой звуковой облик; учить детей работе со словарями.

Оборудование: словари, карточки с заданиями.

Ход занятия.

1.Во вступительном слове необходимо рассказать о роли заимствованных слов в русском языке, о взаимообогащении языков.

2.Учащимся предлагаются следующие задания:

а).
В 1697 году Петр 1 отправил за границу для обучения нескольких бояр, среди которых был стольник Петр Андреевич Толстой. Находясь за границей, он вел дневник. Познакомьтесь с описанием театра, которое дал царский стольник.


В Венеции бывают оперы и комедии предивные…Те палаты, в которых те оперы бывают, великие, округлые, и называют их итальяне театрум. В тех палатах наделаны чуланы многие в пять рядов вверх… Пол сделан мало накось, чтобы одним из-за других было видно, кто в те стулья для смотрения оперов садятся; и за те стулы и скамьи дают платы, а кто хочет сидеть в особом чулане, тот повинен дать за чулан большую плату… И с единой стороны к тому театруму бывает приделана великая зело длинная палата, в которой чинится опера. В той палате бывают временные перспективы дивные, и людей бывает в одном опере в наряде мужеска и женска полу человек по 100 и по 150 и больше.


Каких слов не хватило Петру Толстому для описания? Проверьте по «Краткому этимологическому словарю» когда появились в русском языке слова опера, зал, ложа, костюм.


2. В своих описаниях Петр Толстой не может обойтись без «чужеземных» слов, он вводит их, объясняя соответствующими русскими. В приведенных отрывках найдите эти слова. Какие из них были впоследствии освоены русским языком? Все ли они сохранились до наших дней?

«Был я оружейном дворе, который двор по- итальянски зовется арсинал…»

«Около фортецы того места ров сделан зело крепок, также и иные крепости поделаны изрядные математическим разумом и уфортификованы, т.е. укреплен тот город зело изрядно…»

И приходят в те оперы множество людей в машкарах ( масках ), по- славянски в харях, чтобы никто не познавал, кто в тех операх бывает…»

«В Венеции есть много извоничьих лодок, которые называются гундалами.»

3. По свидетельству ученых, первые иноязычные слова западноевропейского происхождения проникли в русский литературный язык в Петровскую эпоху, в первой четверти 18 века. Чем можно объяснить большое количество заимствований в этот период? Из каких языков чаще всего заимствовались слова?

4. Становясь фактом русского языка, заимствованные слова обычно изменяют свой звуковой облик, подчиняются законам русского языка. Скажите, какие из приведенных слов подтверждают это положение?

Декада, ателье, интервью, театр, эстамп, металл, кольраби, амплуа, пейзаж, тире, хоккей, колибри.


5. Слово ура заимствовано из немецкого hurra. Почему при освоении русским языком оно потеряло первый звук?


6. Сравните, на какой слог падает ударение в данных словах в русском языке и в немецком, из которого они пришли:

абзац, автобус, галстук, кино, коридор, ландшафт, лавина, лейтенант, лейтмотив, момент, рюкзак, солдат, штатив.


7. В немецком языке ток же, как и в русском, существительные принадлежат к одному из трех родов. Однако род существительных в том и другом языках не совпадают. Проверьте по немецко-русскому словарю, к какому роду в немецком языке относятся слова: лозунг, лагерь, пакет, университет, факультет, кабинет, лейтмотив, абзац, галстук. Чем объясняется, что в русском языке они не смогли сохранить свой род?


8. При переходе слов из одного языка в другой может меняться также их состав. Отыщите в немецко-русском словаре слова айсберг, галстук, бутерброд, рюкзак и определите состав этих слов в немецком и русском языках. Подберите, если возможно, родственные слова к этим заимствованиям.


9.Прочитайте текст документа «Приказ Петра 1 перед Полтавской битвой».

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой. За отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого,которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас.
А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Какова цель этого приказа перед битвой? Почему в этом документе отсутствуют иноязычные слова? К какому стилю вы отнесли бы этот приказ?


10.В послепетровское время многие заимствованные слова не удержались в языке. Было также стремление очистить русский язык от любых иноязычных слов. Вот что писал поэт Сумароков.

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка…Какая необходимость говорить вместо плоды, фрукты? вм. столовый набор, столовый сервиз? вм.опахало, веер? вм. верьхнее платье, сюртук? вм. похлебка, суп.


Выпишите «чужие» слова, против которых возражал поэт, распределив их на три группы:1) слова, дошедшие до наших дней и вытеснившие русские из литературного языка; 2) слова, незнакомые современному человеку, вытесненные русскими; 3) слова, употребляющиеся и теперь.


После выполнения заданий подводится итог. Учащиеся делают вывод о «нужности» или «ненужности» заимствованных слов, свои утверждения аргументируют.


Б Е С Е Д А

« И З И С Т О Р И И С Л О В»

Цель: 1) показать детям , как возникло то или иное слово, почему предмет получил такое название; 2) прививать любовь к языку.

Ход занятия.

В начале беседы необходимо напомнить детям о том, что предметы, существующие в мире, получают свое название по какому-то признаку, отличающему данный предмет от другого. Такими признаками могут быть форма ( кольцо, колесо). Внешний вид ( рябчик ), поведение ( вертишейка), местоположение ( подберезовик) и т. д., имеются определенные закономерности в появлении названий. Для того чтобы убедиться в этом, необходимо решить задачи, которые и помогут прийти к правильным выводам.

1. Подумайте и скажите, по какому признаку получили свое название ягоды:, клубника земляника, голубика, костяника, черника, ежевика.(демонстрируются рисунки перечисленных ягод).

2. По этимологическим справкам определите прилагательные, обозначающие цвета:

др.-рус багр.- «красный цвет»;

общеслав.краса- «красивый»

франц.лилас-сирень

лат.фиола-фиалка.

К первому слову подберите возможные однокоренные слова, вспомните стихотворение А.С.Пушкина об осени, в котором встречается одно из этих слов.

3.Назовите слова, образованные от слов, которые существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление: шелом-«шлем», перст- «палец», велий- «большой» ( ошеломить, наперсток, перстень, перчатка, великий, вельможа).

4.Отгадайте загадки ( используются рисунки), определите, какой признак положен в основу названия предметов, послуживших отгадками.

1)Пять чуланов, одна дверь. ( Перчатка)

2) Много соседей рядом век живут, а никогда не видятся. ( Окна)

3)Горит дуб, а дыма нет. (Свеча)


4) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)

5) Два брата меньших бегут впереди, а два старших- позади, а догнать никак не могут.

(Колеса машины, телеги)


6) Лета первая примета: под березкой в холодке

Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.


Приведите еще примеры грибов, которые своим названием подсказывают место, где они растут.


5) Скажите, по какому признаку названы цветы, о которых говорится в данных текстах.

Астра- звезда, светило. Лепестки цветка, как лучи звезды, расходятся во все стороны. Сохранилось предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.(Н.Верзилин)

С половины апреля на лугах, по склонам и среди кустарников появляется первый весенний цветок- первоцвет, примула лекарственная ( от слова примус- «первый»). Другое, весьма распространенное название этого растения-баранчики, или буквица.

Продолговатые, волнистые по краям листья примулы сморщены и покрыты бархатистым пушком, напоминающим мех молодых барашков…

Известно 200 названий примул, имеющих самые различные цветки: коричневые с золотистыми кантиками, пурпуровые с желтым глазком, фиолетовые и голубые. (Н.Верзилин)


После подведения итогов предлагается материал для закрепления.

1) Угадайте птицу!

Появляются у нас вместе со снегом… Их красные грудки, голубовато- серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.(Ю.Дмитриев)


По какому признаку птицы получили свое название?

2) Название какого овоща восходит к греческому слову » агурос»-

неспелый»,»несозревший»?

3) Название какого хищного животного восходит к глаголу «волочить»- тащить?


Задания для самостоятельных домашних наблюдений:

  1. Угадайте, о какой птице говорится в стихотворении.

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит поселок дачный

У пригородной полосы.


По какому признаку птица получила это название? Проверьте себя по «Краткому этимологическому словарю русского языка» Н. М. Шанского, В.В.Иванова и Т.В. Шанской.


2) Вспомните грибы, которые получили название по: а) цвету; б) вкусовым качествам.

3) Напишите сочинение о своем любимом цветке или о любимой ягоде.


Ч А С З А Н И М А Т Е Л Ь Н О Й

Г Р А М М А Т И К И В 5 КЛАССЕ

«М Н О ГО З Н А Ч Н Ы Е С Л О В А».


Цель:1) показать учащимся важность понимания слов в том значении, в каком они употреблены; 2) учить уметь объяснять эти значения, учитывая контекст; использовать слова в разных значениях, выделять переносное значение.

Ход занятия.

Час занимательной грамматики проходил в виде игры- соревнования. Учащиеся разделились на три группы, выбрали капитана, придумали названия команд.

Были предложены следующие задания:

1) В предложенных ниже текстах выделите многозначные слова, употребленные в разных значениях.

Колышет березоньки ветер весенний,

Веселой капели доносится звон,

Как будто читает поэму Есенин

Про землю, в которую был он влюблен. ( О.Милявский)


Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей. ( Р.Гамзатов)


С детства помню аромат каравая, только что испеченного бабушкой. Пышный такой с картинно красивой корочкой. Ничего никогда не пробовал вкуснее, чем ломоть бабкиного хлеба с кружкой холодного молока.

И есть хлеб в поле: не только не выпеченный, но даже еще не собранный, не обмолоченный, не довезенный до элеваторов…Хлеб, подверженные всем капризам природы, зависимый от людской расторопности. Такой хлеб- моя работа.


2) Распределите примеры со словом «петь» по группам таким образом, чтобы в каждой группе это слово имело одно и то же значение. Укажите прямое и переносное значения глагола «петь».


Вот солдаты идут по степи опаленной,

Тихо песни поют про березки да клены,

Про задумчивый сад, про плакучую иву,

Про родные леса да широкую ниву. ( С. Львов)


Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют. ( А. Сурков)


Я- русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я- русский человек, сын русского народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою. ( В. Гусев)


3)Сравните выделенные метафоры в текстах С. Есенина и А. Фета. Проследите, как поэты помогают нам правильно понять эти метафоры.

Белая береза

Под

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром. ( С. Есенин)


Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом.

Земля и небо- все одето

Каким-то тусклым серебром. ( А. Фет)

4) Найдите олицетворения; понаблюдайте, как автор подготавливает к ним читателя.

Все то, чего коснется человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам послуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят.

Беседуют между собой балконы.

И у платформы, выстроившись в ряд,

Так много сердцу говорят вагоны…

Все то, чего коснется человек,

Озарено его душой живою. ( С. Маршак)


5) Выделите слова с переносным значением. Скажите, какой образ они создают?

Отбуйствует сентябрь богатством плодов и красок; слиняет, будто выгорев от солнца, небо; частые холодные дожди смоют краски с полей и лесов; октябрьские веры пройдут по уже открытым далям. ( Л. Васильева)


Умывает красно солнышко

Руки теплые в росе,

И Россия, как Аленушка,

Предстает во всей красе. (И. Шаферан)


Сентябрь шагал,

Дожди частили,

И мне преставилось с земли,

Что, улетая из России,

Роняют слезы журавли. ( А. Богданович)


6) В заключение было дано два творческих задания.


А). Прочитайте текст. Выделите слова с переносным значением.


Деревья в лесу.

…Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками…Ель царствует со своей мутовкой, а береза плачет. ( М. Пришвин)


Передайте содержание текста, сохранив слова с переносным значением.

2) Один из признаков художественного описания любого предмета, явления- употреблении слов в переносном значении. Укажите, какие слова с переносным значением можно использовать в художественном описании цветов: незабудки, розы, ландыша, ромашки, тюльпана (рекомендуется использовать открытки или рисунки перечисленных цветов).


После подведения итогов жюри определило победителей, они были награждены призами.


И Г Р А - С О Р Е В Н О В А Н И Е

«ЭКСКУРСИЯ В МИР ФРАЗЕОЛОГИИ»


Цель занятия:1) пополнить словарный запас учащихся новыми фразеологическими оборотами; 2) учить использовать обороты в речи, учитывая смысловое содержание и грамматические свойства каждой фразеологической единицы, контекст, ситуацию.


Ход занятия.

Работа проходит как игра- соревнование между группами учащихся; разделить детей на группы можно и в игровой форме, можно по желанию детей. Судьями, обычно, являются старшеклассники.


1) Вы, конечно, слышали фразеологические обороты как в воду опущенный, без царя в голове, на ходу подметки рвет, коломенская верста, тяжел на подъем. Каких людей они характеризуют?

2) Вспомните устойчивые обороты со словом как ( на плакате написаны глаголы, которые употребляются с данными фразеологическими единицами:

вертится как…

льет как….

дрожит как…

знает как…

свалится как…

ползет как… )

Укажите, в какой ситуации вы употребите каждый оборот?


3) На столе лежит несколько предметов: камешек, шишка, телефон, тарелка, пояс, доска. Вспомните фразеологизмы с названиями этих предметов. ( бросать камешки в огород, все шишки валятся, висеть на телефоне, не в своей тарелке, заткнуть за пояс, от доски до доски). Придумайте ситуацию из школьной жизни, к которой можно употреблять эти обороты.


4) Найдите в текстах синонимы- фразеологические обороты.

Царь- девица тут встает,

Знак к молчанью подает,

Покрывало поднимает

И к прислужникам вещает:

«Царь велел вам долго жить!

Я хочу царицей быть…»


- А где мой товарищ?- промолвил Олег.

- Скажите, где конь мой ретивый?..

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.


5) перед вами фразеологизмы: заварить кашу, надеть маску, наставлять на путь истинный, входить в колею.

Подберите к глаголам в этих оборотах глаголы-синонимы того же вида. Придумайте ситуации, в которых можно употреблять каждый оборот.

6) Рассмотрите рисунки, на которых художник пытался передать содержание устойчивых оборотов ( на всех парусах, потерять голову, нос к носу, зарубить на носу).Назовите эти фразеологизмы и скажите, в какой ситуации Используется каждый из них.

7) Прослушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны». Скажите, какую пословицу из данных можно отнести к стихотворению: как две капли воды, два сапога пара.

8) С помощью пантомимы передайте содержание пословицы не в свои сани не садись.

9) Отгадайте загадки и вспомните фразеологические обороты ( не менее двух) , в которых встречаются отгадки.


Кто над нами вверх ногами?

У тебя есть, у меня есть, у дуба- в поле, у рыбы- в море.

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет- она знать дает.


Жюри подводит итоги, победители награждаются призами.

И З У Ч Е Н И Е Ч А С Т И Ц К А К С Р Е Д С Т В А

В Ы Р А З И Т Е Л Ь Н О С Т И Р Е Ч И.


Тема «Модальные частицы» рассчитана на развитие речи школьников, так как в ней изучается эмоционально-экспрессивное средство языка, с помощью которого выражаются различные смысловые оттенки в предложении и отнпшение говорящего к тому, о чем идет речь.

При изучении этой темы необходимо показать школьникам, как часто используются частицы в художественных произведениях, публицистике, а также научить их употреблять эти частицы в речи.

Изучению модальных частиц отводится несколько уроков. Рассмотрим на примере конкретного урока ( изучение частиц вон, вот, едва ли, вряд ли ) формы связи изучения грамматики с задачами развития речи.

Уже на первом этапе изучения модальных частиц, служащих для выражения указания и сомнения используется связный текст, который помогает решить целый комплекс задач: совершенствовать навыки орфографии и пунктуации, провести синтаксический разбор, повторить уже изученные вопросительные и восклицательные частицы, познакомить учащихся с новыми разрядами модальных частиц.

Вот и пришла долгожданная весна. Не с весны ли начинается все в природе и в людях? Разве можно ее не любить? Как приятно подышать свежим воздухом, послушать музыку капели!

Пригрело солнышко, и начали падать сосульки. А вот на припеке, у самой стены дома, показались зеленые ростки травы.

Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва.

Работа по этому тексту проводится в форме комментированного диктанта. По мере записи текста комментируются орфограммы и пунктограммы. Затем текст выразительно прочитывается еще раз и анализируется с синтаксической стороны. Обращается внимание на средства эмоциональной оценки (риторические вопросы, восклицательные предложения). Учащиеся находят частицы, указывают значение знакомых частиц.

Затем обращается внимание на три новые частицы в записанном тексте: вот, вон, вряд ли. Учащиеся думают над их значением. Что хочется сделать, когда говоришь вон или вот? (Указать рукой). Это указательные частицы. А частица вряд ли что выражает? (Сомнение).

Зачитывается стихотворение М. Чиликина «Сосульки», в котором имеется частица едва ли- синоним к частице вряд ли:


Сосульки, сосульки,

А вы бы смогли

Хотя бы разок

Дорасти до земли?

Сосульки, подумав,

Сказали: »Едва ли

Ребята нас раньше бы
Все обломали »


После того как учащиеся получили первое представление о новых для них частицах, переходим к более подробному знакомству с их употреблением и значением.

Сначала учащиеся вспоминают примеры с частицами вот и вон ( например, отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Затем зачитывается еще 2-3 примера с теми же частицами из различных произведений. При этом обращается внимание на то, что указательные частицы всегда стоят в начале предложения. Например:

Вот и вьюга сегодня примолкла,

Присмирев, улеглась на покой,

Просыпается солнце за Волгой,

За великою русской рекой. (З.Александрова)

Особенно важно сравнить частицы вот и вон по значению. Что изменится в стихотворении «Вот моя деревня, вот мой дом родной…», если частицу вот заменить частицей вон? (Предмет был близким, стал далеким). Делается вывод, что данные частицы не синонимичны. Этот вывод подтверждается другими примерами. Например, учащиеся вспоминают стишок- игру, где частица вот помогает изобразить предмет («Каравай»);здесь замена частицы вот частицей вон невозможна:

Хорошо бы, хорошо бы

Нам кита поймать большого,

Вот такой ширины,

Вот такой длины!


Затем внимание класса вновь обращается к частице едва ли.

Какая частица играет в шахматы? (Е-2). Какой частью речи может быть еще слово едва? (Союзом: Едва пригрело солнышко, появились первые цветы)

А какой частью речи может быть слово вон? (Наречием, а также может употребляться в значении глагола.) Приводим примеры. Игра: «Родион, выйди вон!» и просто: »Вон!»

Следующий этап работы над употреблением изучаемых частиц- творческая работа ( переход от анализа к синтезу). Дается задание написать сочинение- миниатюру, уместно употребив изученные модальные частицы. Темы для сочинений: «Весна», «Книга», «Матч», «Кинофильм».

В конце урока зачитываются 2-3 сочинения.

Таким образом, изучение частиц, служащих для выражения указания и сомнения, дает возможность провести большую работу над выразительностью речи, связанную с употреблением слов определенного грамматического разряда. Очень важное значение при этом имело использование на уроке связных текстов и коротких отрывков из художественных произведений для иллюстрации употребления частиц в речи.


«Смех- единственное честное лицо в комедии».

( Урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Цель: завершить анализ комедии, обобщить знания учащихся о действующих лицах комедии, обратить внимание на отсутствие положительных персонажей, Явно выраженного конфликта; провести защиту творческих проектов; развивать творческие способности учащихся.


Оборудование: портрет, иллюстрации комедии, куклы.


Х О Д У Р О К А.

1. Вступительное слово учителя: сообщение темы и цели урока.


2.Анализ 4 действия:

а) каковы намерения чиновников?

б) как характеризуют Хлестакова темы разговоров и его поведение по отношению к чиновникам?

в) на что нацелены его помыслы?

г) почему легко достигает желаемого?

д) когда начинает догадываться, что его принимают за другого человека?

е) почему соглашается уехать?


3. Инсценировка последних явлений 4 действия, анализ:

а) как характеризует Хлестакова сцена сватовства?

б) в каком состоянии находится городничий?

в) чем для него заканчивается 4 действие?


4. Анализ 5 действия:

а) каковы мечты городничего?

б) проанализируйте дидактический материал (учащимся предложены отрывки из высказываний городничего, его жены и Хлестакова): что общего у городничего и Хлестакова? Какой вывод можно сделать? (Дается понятие хлестаковщины).

в) как ведут себя чиновники, узнав о свадьбе. Искренни ли они?

г) за что казнит себя городничий, поняв, что его провели?

д) какова роль «немой» сцены?

е) что обличает автор в комедии, есть ли положительные образы?

Далее необходимо было «перекинуть мостик к технологии: вспомните жанры драматического рода. Оказывается, жанры изучаются и на уроках технологии. После этого урок продолжила вести учитель технологии, она сообщила о том, что девочки будут защищать коллективный творческий проект, оценивать их должны учащиеся по таблице (таблицы, а также сигнальные карточки с оценками были розданы каждому ученику).

Критерии оценки творческого проекта по технологии

  1. Актуальность выбранной темы.

  2. Оригинальность решения проекта.

  3. Качество проектного изделия.

  4. Уровень сложности практического выполнения.

  5. Межпредметные связи.

  6. Ответы на вопросы.



На уроках технологии мы познакомились со стилями различных эпох. Нам очень захотелось выполнить платье в стиле рококо. Мы ценим свой труд, поэтому решили, что просто сшить платья без практического применения было бы неразумно. Мы решили усложнить задачу: не только создать кукол, но и попробовать себя в роли артистов.

На наш взгляд, наша тема актуальна и оригинальна: мы научились шить одежду не только современную, но и историческую. Попробовали себя в разных видах творчества. Ознакомились с темами, не входящими в школьную программу, т.к. мужские костюмы мы создавали в первый раз, поэтому в них, с нашей точки зрения, есть небольшие недочеты. Наша цель- создать яркие образы, мы считаем, была достигнута. Выполняя групповой творческий проект, мы работали в жанре портретной текстильной куклы; в прошлом году мы уже работали в этой технике: сделали кукол пожилого возраста в национальных костюмах. Мы планируем показать наших кукол на уроках в других классах.


После выступления учениц было предложено оценить их работу, исходя из данных критериев.


5.Подведение итогов урока, выставление оценок по литературе.


С А Т И Р А В Т В О Р Ч Е С Т В Е
В. В. М А Я К О В С К О Г О.



За две недели до урока учащиеся разделились на 4 группы и получили следующие задания к выбранным им стихотворениям:1) подготовить выразительное чтение стихотворения,2) дать анализ, 3)проиллюстрировать, подготовить вопросы к стихотворениям других групп.

Цель урока: дать глубокий анализ стихотворений разного периода творчества; отметить изобразительно-выразительные средства, своеобразие творческой манеры; показать актуальность сатирических произведений поэта в наши дни.


Оборудование: портрет В.В.Маяковского, иллюстрации художников к его стихотворениям, рисунки учащихся.


Ход урока.


Урок начался со вступительного слова учителя: »Маяковский хорошо знал силу смеха, широко пользовался различными формами комического: сарказмом, иронией, насмешкой. Юмор для поэта- одно из «профилактических» средств, способных предотвратить опасность того или иного отрицательного явления. Его сатира- это сатира великой любви и великой ненависти. Современники говорили, что Маяковский был добрым человеком. «Громада любовь порождала гнев доброго человека, оскорбленного в самых чистых и возвышенных чувствах, поэтому так ярко и актуально звучат и сегодня его сатирические произведения».

После этого слово было дано первой группе, которая готовила выразительное чтение и анализ стихотворения «Нате!»

Это первое обличительно-публицистическое стихотворение, гневный вызов толпе «жирных». Тема стихотворения «Поэт и толпа»- традиционная тема русской литературы от А.С.Пушкина до Брюсова, от М.Ю.Лермонтова до В.В.Маяковского- по накалу ближе к лермонтовскому страстному желанию:

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

По-своему продолжая и развивая тему неприятия буржуазно- мещанской действительности, Маяковский в других исторических условиях вскоре бросит в «обрюзгшее жиром» лицо озверелой толпы свой «железный стих»:

Вашу мысль,

Мечтающую на размягченном мозгу,

Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,

Досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

Маяковский, «принимая эстафету» от Брюсова, называет себя «грубым гунном». Этот образ несет в себе заряд полемической иронии. Ирония в стихотворении строится на противопоставлении «грубого гунна», «открывшего «столько стихов шкатулок», «утонченной» публике, смотрящей «устрицей из раковин вещей», ощетиневшейся при виде «гунна», как «стоглавая вошь».

Буржуазная толпа не осталась глуха к выступлению Маяковского. «Московская газета» от 21 октября 1913 года сообщала об ошеломляющем воздействии, которое произвело чтение «Нате!» поэтом: «…Публика пришла в ярость. Послышались оглушительные свистки, крики «долой». Маяковский был непоколебим. Продолжал в том же стиле.»

Затем ученик, рисовавший иллюстрацию к стихотворению, представил свою работу и объяснил, почему создал именно такой рисунок. (Аналогичное начало было у всех групп).

После этого учащиеся из других групп задавали вопросы: 1) какие чувства испытывает поэт? Докажите примерами из текста. 2) как раскрывается тема поэта и поэзии, в чем своеобразие? 3) какие изобразительно- выразительные средства использует поэт, как они помогают раскрыть идею стихотворения? и.тд.

Следующее стихотворение, представленное учениками- «Гимн судье». Сатира для поэта- это своеобразный поэтический мир, в гротесковой форме отражающий действительность, общество «жирных» и нищих. Сатирические стихи дополняют, концентрируют мысли поэта, изложенные им в «Облаке в штанах»- четыре крика ( долой ваше искусство, долой вашу любовь, долой вашу мораль, долой вашу религию).

Особенно ярко это проявилось в сатирических гимнах. Буржуазно-мещанскому миру, « озверевшей толпе», ее представителям- таким, как «желудок в панаме» («Гимн обеду»), «люди из мяса» («Гимн здоровью»), «не человек, а двуногое бессилие» («Гимн ученому»), «невзрачный детеныш» («Гимн критику»)-бросает поэт вызов. Уже в названиях этого цикла- «Гимны»- звучит ирония. Ведь гимн- жанр высокой поэзии, а здесь же беспощадная критика.

Прибегая к «эзопову языку» и рисуя яркую аллегорическую картину далекой экзотической страны Перу, бичует автор бюрократический аппарат России. «Долой ваш строй!»- главная тема этого «Гимна». Раем с грудой радости, с вином в запечатанной посуде, с бананами и апельсинами была страна, пока не появились судьи. Весело жилось перуанцам, но противительный союз но резко обрывает картину благополучия. Риторическое восклицание, заключающее в себе вопрос, усиливает противопоставление. Употребление просторечного слова «наперли» делает картину будущего безысходной. Портрет судьи, в основе которого лежит жесткое сравнение («глаза у судьи- пара жестянок мерцает в помойной яме»), помогает почувствовать ненависть к бюрократам. Вводя в канву повествования такой прием, как градация, поэт показывает «деяния судей»:»посмотрел на павлина»- « и вылинял моментально павлиний великолепный хвост»; поймал птичку- «и пух и перья бедной колибри выбрил»; запретил куриться вулканам и, наконец, печатать стихи. Все живое убито, но и сами судьи живут в страхе, «злобно забившись под своды законов». Но Маяковский не был бы Маяковским, если бы прямо не сказал, что нужно сделать, чтобы жизнь засияла вновь красками,- избавиться от судей, ибо они мешают жить «и птице, и танцу, и вам, и Перу».

Итак, в сатирических «Гимнах» объектом внимания поэта являются отдельные институты буржуазной цивилизации: правосудие, наука, искусство. Вместе они создают выразительную картину мира, который не приемлет поэт.

Третья группа представляла стихотворение «О дряни».

В 20-ые годы, как и прежде, в творчестве Маяковского занимает значительное место сатира. Принципиальным отличием темы мещанства является то, что кроме явных врагов и противников, основной мишенью критики Маяковского являются люди, капитулировавшие перед «барахлом культуры прошлого». Тема мещанства здесь ставится поэтом шире, сатира его охватывает круг значительных и опасных, хотя, может показаться, и не столь очевидных явлений. Пришла «дрянь», она не только подновила «житьишко» предназначенное на слом, но приспособилась и осела «странной разновидностью». Эта обывательщина грозит засосать молодежь тем, что невидимо, «тихо, тихо стираются грани, отделяющие обывателя от дряни».

Почему стихотворение начинается с риторического восклицания «Слава, слава, слава героям!!!» да еще выделенного в отдельную строфу? Нам кажется, потому, что поэт словно подводит итог определенной теме в литературе, на смену которой приходит другая, в данный момент более важная и нужная обществу, более актуальная. Почему же нужно говорить о дряни? Чем она страшна? Широко используя метафору, поэт рисует картину, можно сказать, захвата мещанами «без различий классов и сословий» всего вокруг. Жаргонное слово «мурло» заставляет читателя задуматься об опасности, грозящей всем. Когда мы читаем: «дрянь», «мразь», «зады, крепкие, как умывальники», то понимаем, как ненавидел Маяковский мещанство. Ведь цель мещан- жить тише воды в уютных кабинетах и спаленках, не важно, при какой власти, всегда можно сменить оперение. Описание обывательского быта наполнено иронией и сарказмом: жена, мечтающая лишь о платье с эмблемами; муж, которого интересует лишь прибавка да модные в то время галифе. Все остальное, происходящее за пределами дома, не волнует обывателей, поэтому на «Известиях», которые никто не читает, греется котенок, а под окном верещит оголтелая канареица, ставшая с тех пор символом мещанства и обывательщины.

Элементы фантастики, введенные в последнюю строку, помогают услышать душевную боль поэта. Маяковский понял то, что, может быть, и сейчас, когда это особенно актуально, немногие понимают:»Страшнее Врангеля обывательский быт». Человек должен во все времена быть человеком, а не растительным субъектом, которому нужно одно- уютная спаленка и теплое местечко!

И последнее стихотворение, представленное детьми,- «Прозаседавшиеся».


Это стихотворение вышло в свет 5.03.22г. в газете «Известия». Оно входило в цикл «Быт», где Маяковский показывал те силы, которые по сути стали «бессмертными»:бюрократов, волокитчиков, мещан. В гротескной форме рисует поэт хождение просителя по инстанциям. Не случайно речь идет от первого лица: это помогает глубже почувствовать гнев и растерянность человека, попавшего в бюрократические коридоры.

Начало стихотворения, кажется, рисует картину трудовых будней людей, спешащих на службу; но уже названия учреждений настораживают, а строчка «обдают дождем дела бумажные» все расставляет на свои места. Не могут здесь заниматься настоящим делом! Градация позволяет четко увидеть, как нарастает комизм действия: «войдешь в здание», «заявишься на аудиенцию», «исколесишь сто лестниц», «снова взбираешься, глядя на ночь», наконец, «взъяренный, на заседание врываюсь лавиною». Используя гиперболу, поэт высмеивает «разнообразие» заседаний: «объединение Тео и Гукона», покупка склянки чернил, заседание комсомола, и в итоге- заседание «А-бе-ве-ге-е-же-зе-кома».

Мы не видим в стихотворении строго размера стиха, а наоборот- в нем слышны живые интонации разговорной речи, это позволяет понять, что происходящее- это проблема не одного человека, а всего простого народа в целом.

Композиционный центр стихотворения- фантастическая картина раздвоившихся людей; она способна свести с ума любого нормального человека, но не секретаря со «спокойнейшим голоском»-он уже ко всему привык. Стихотворение заканчивается фразой-призывом актуальной и сегодня. Маяковский, искренне веривший в то, что революция принесет новую жизнь, зло бичует волокитчиков и бюрократов, надеясь на их искоренение. Но этого, к сожалению, не произошло.

Самым интересным в уроке были дискуссии, развернувшиеся во время обсуждения произведений поэта. Учащиеся не только правильно определяли проблемы, но и убедительно доказывали, приводя примеры из жизни, СМИ, что сатира Маяковского не устарела. Постепенно в дискуссии включились и присутствующие гости, в результате было предложено продлить урок еще на один час, потому что разгорелся нешуточный спор. По своей инициативе одна ученица обратила внимание на стихотворение «Взяточник», его экспромтом обсудили на уроке и пришли к выводу, что оно написано поэтом как- будто сегодня. Урок получился неформальным, он не только помог понять актуальность сатиры Маяковского, но и увидеть «вечные» пороки, а также задуматься над тем, почему они живы до сих пор и есть ли вероятность избавления от них.




Похожие:

«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconОх, и трудные были головоломки!!!
Во 2 «А» классе прошло внеклассное занятие по математике «Умники и Умницы». В конкурсе победила команда Сайгушкина Руслана. Его команда...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconЦель: познакомить детей с биографией и творчеством А. П. Гайдара; развивать любовь к книгам Гайдара; воспитывать на примерах героев книг писателя доброту, мужество, патриотизм. Оборудование
Внеклассное занятие по литературному чтению в 4 классе на тему: «Поговорим о писателе А. П. Гайдаре»
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconВнеклассное занятие в 6 классе. "О русь, взмахни крылами"
Ведущий. “Родина”, “природа” – слова одного корня. Наша Родина – это “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”: белая...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconЗанятие разработано для факультатива по математике
Разрабатываемое учебное занятие соответствует всему курсу геометрии, т к в 7 классе способ доказательства теоремы вводится и на протяжении...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconВнеклассное занятие по русскому языку в 4 классе «русскую речь беречь!» Моу сош №13 учитель нач классов Коробка С. А
Цель занятия: развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь товарищей с точки...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconВнеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 «А» классе, квн «Птицы наши друзья»
Учитель начальных классов Бельчакова Анна Владимировна провела внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 «А» классе, квн «Птицы...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе icon3 ноября 2010 года в 7 «Г» классе прошло внеклассное мероприятие «Литературно музыкальная композиция» «В единстве народа сила страны»
«Г» классе прошло внеклассное мероприятие «Литературно – музыкальная композиция» «В единстве народа – сила страны»
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconВнеклассное занятие «Устный журнал» на тему
Подготовительная работа: организация поисковой работы учащихся (9 класса): просмотр материалов, газет, запись бесед с родственниками,...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconОткрытое внеклассное занятие для 4-ого класса на тему
Цели: учить детей отличать съедобные грибы от ядовитых; побудить учащихся думать об окружающей природе; воспитывать смекалку, внимание...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconТурнир знатоков русского языка Внеклассное занятие
Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как...
«заимствованныеслов а» внеклассное занятие в 5 классе iconВнеклассное мероприятие по музыке в 4 классе Тема: «В гостях у Волшебницы музыки». Цели: ввести в мир музыки; способствовать развитию музыкального слуха, музыкальных способностей, речи, мышления
У. Я очень рада новой встречи с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов