Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся icon

Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся



НазваниеРабота с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся
Дата конвертации26.06.2012
Размер101.45 Kb.
ТипДокументы



Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся.


Уважаемые коллеги!

В настоящее время педагогическое сопровождение талантливой молодёжи является подлинно массовым явлением, которое затрагивает все уровни общего образования и направлено на формирование национальной интеллектуальной элиты республики, содействуя их самоопределению и, в перспективе, формированию их как будущих высококвалифицированных специалистов. На это нацеливает нас и приоритетный национальный проект «Образование», одним из направлений которого является поддержка талантливой молодежи.

В последние годы в республике накопился яркий и интересный опыт организации и проведения различных форм работы с одаренными детьми, команды школьников республики успешно выступают на международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах. Все это свидетельствует о системной работе с талантливыми школьниками в большинстве школ районов и городов. Перспектива развития общества и его процветание напрямую связана с проблемой выявления и обучения одаренных детей. Только талантливый и максимально развитый человек ведет общество к новым открытиям в науке и кардинальным переворотам в производственной сфере. Говоря об одаренных детях, предполагаю говорить о детях, у которых высокий уровень познавательной мотивации, высокая концентрация внимания при занятии любимым делом. Эти дети значительно отличаются от сверстников, даже умением задавать вопросы. Сложность и глубина вопросов могут взрослых поставить в неприятную ситуацию: у взрослого не находится ответ на поставленный вопрос. Эти дети испытывают радость от умственного труда!!! Для них характерна нетрадиционность мышления. Исходя из реальности сегодняшнего дня актуальность реализации программы “Одаренные дети” считаю приоритетным, если хотите, пилотным. Авторами программы являются единомышленники по работе учителя математики и информатики школы Ермеева М. А., Ермеев В. А., Алексеева Г. В., Яковлева М.С., Михайлова Д. Л. и директор школы Баранова Т. В.

^ Основными целями программы при создании ее мы видели:

  • систематизация работы с одаренными учащимися на основе развития их индивидуальных способностей;

  • разработка педагогических технологий работы с одаренными учащимися.

Как авторы - составители программы мы предполагали разрешить следующие педагогические задачи:

  • выявление учащихся, которые имеют математические способности и одаренность;

  • изучение способностей и уровня развития учащихся;

  • дифференциация учащихся по темпам усвоения материалов;

  • составление программ для обучения, воспитания и развития учащихся;

  • мониторинг уровня развития учащихся.


Сегодня реальность такова, что мы говорим о составлении индивидуальных карт развития на каждого ученика, педагогической поддержке и сопровождении учащихся в индивидуальном образовании.

В ходе реализации программы «Одаренные дети» в школе создана новая система работы с продвинутыми учащимися:

  • сформированы классы с углубленным и профильным изучением,

  • созданы новые учебные планы для этих классов;

  • подбор и расстановка высококвалифицированных педагогических кадров, владеющих развивающими технологиями, завершена;

  • сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по вопросам довузовской и научной работы учащихся восстановлено;

  • расширена система дополнительного образования;

  • апробированы и оправдали себя авторские факультативные и элективные курсы;

  • учителя математики накопили немалый опыт дифференцированного обучения учащихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями;

  • возросло число победителей призеров предметных олимпиад.

Работа с одаренными детьми включается в качестве приоритетного направления в систему научно-методической работы ШМО учителей математики. Ежегодно в плане работы ШМО учителей математики отражается отдельное направление - работа с одаренными детьми по математике. Вопросы методического сопровождения данной деятельности обсуждаются так же и на заседаниях районных методических объединений. В планах на будущее - разработка программы индивидуальных карт развития одаренных детей. Специалисты-психологи проводят семинары о психологических особенностях одаренных детей, кроме этого ведется подбор и накопление в методическом кабинете литературы, необходимой для самообразования по этой теме. Учителями математики сформирован банк данных заданий повышенной сложности для одаренных детей, ежегодно корректируются программы факультативных, элективных курсов.

В условиях нашей школы каждый ученик, будучи в 5-ом классе, начинает работу по самоопределению индивидуальной образовательной траектории. Можно выделить четыре этапа создания ИОТ:

5-6 класс; 7-8 класс; 9 класс; 10-11 класс.

- 5 – 6 классы, в этом возрасте происходит определение предметов поля, в котором учащийся наиболее успешен. Этот этап позволяет выявить образовательный запрос учащегося. В 5 – 6 классах каждый ученик в обязательном порядке посещает факультатив по русскому языку и математике. Пять часов в неделю отводятся учителями математики для обеспечения овладения учащимися содержанием стандартов образования. Один час отводится на факультативный курс. Традиционно излагаемый факультативный курс в 5-6 классах позволяет рассмотреть вопросы:

  • «Комбинаторика»,

  • «Чётность и нечётность»,

  • «Взвешивание»,

  • «Переливание»,

  • «Перебор»,

  • «Алгоритм Евклида»,

  • «Принцип Дирихле»,

  • «Логические задачи»,

  • «Деление с остатком»,

  • «Делимость натуральных чисел»,

  • «Задачи на проценты»,

  • «НОД и НОК двух натуральных чисел»,

  • «Алгебраические дроби»,

  • «Модуль числа»,

  • «Система счета, двоичная система счета».

Для группы учащихся 5 – 6 классов, имеющий устойчивый интерес к математике проводятся факультативные занятия в летней школе юных математиков «Сильное звено» по той же программе, происходит дальнейшее погружение в программу. Для учащихся основной школы проводятся традиционные «Математическая карусель», познавательные игры, тематические вечера. Предметные олимпиады школьников являются неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Традиционно учащиеся школ участвуют в следующих олимпиадах: школьные олимпиады для 1-4, 5-7, 8-11 классов, школьные олимпиады в профильном лагере, Международная игра «Кенгуру», «Третье тысячелетие», «Авангард», республиканская дистанционная олимпиада по математике, эвристические олимпиады, «Турнир городов», математические бои, районные и республиканские олимпиады, олимпиады СУНЦ имени М. В. Ломоносова при МГУ. Сложно переоценить воспитательное значение интеллектуальных состязаний. Широко освещаются победы наших детей. Итоги олимпиад и интеллектуальных конкурсов информация размещается на сайте школы (www. http://peremeshschool.narod.ru/). Здесь же можно найти полную информацию о работе ЛШЮМ «Сильное звено», которому исполнилось 5 лет (буклет ШМО учителей математики, сайт школы). Школа имеет банк данных «Одаренные дети», где прослеживается успех ребенка с 1 по11 класс.

- 7 - 8 класс, осуществляется формирование предметной траектории, в эти годы учебы создаются модели ИОТ. В 7 - 8 классе каждый ученик (не математического класса) в обязательном порядке посещает по 1 часу факультатива по русскому языку и математике. Кроме этого, по выбору ученика возможно посещение дополнительных факультативных часов по русскому языку и математике. С целью повышения результативности работы при проведении всех видов занятий учителя придерживаются основных принципов развивающего обучения:

  • обучение при ведущей роли теоретических знаний;

  • обучение на высоком уровне сложности;

  • изучение программного материала быстрым темпом.

Полученную экономию времени используют для углубления знаний, усиления работы на общем и продвинутом уровнях, усвоения новых тем. Успешные ученики класса углубляют знания по математике в профильном лагере ЛШЮМ «Сильное звено».

Тематика занятий, реализованная в июне 2007 года:

Занятие №1.

Стартовая олимпиада.

Занятие №2.

Метод математической индукции.

Занятие №3.

Метод математической индукции.

Занятие №4.

Доказательство неравенств.

Занятие №5.

Уравнения с двумя переменными. Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами.

Занятие №6.

Наибольшие и наименьшие значения выражений.

Занятие №7.

Наибольшие и наименьшие значения выражений.

Занятие №8.

Суммирование.

Занятие №9.

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.

Теорема косинусов. Теорема синусов.

Занятия №10, № 11.

Теорема Менелая. Теорема Чевы.

Занятие №12.

Геометрические неравенства. Неравенства, включающие медианы и высоты треугольника.

Неравенства, включающие площадь треугольника.

Занятие №13.

Уравнения в целых числах.

Занятие №14.

Углы и окружность.

Занятие №15.

Блиц – олимпиада.

Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения формирование исследовательских компетенций учащихся. Межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ занимают отдельное место в работе с учащимися, имеющими способности к математике. Стали традиционными проведение научно-практических конференций «Дни науки» в школе и в профильном лагере.

Индивидуальные образовательные потребности учеников нельзя обеспечить полностью за счет потенциала одной школы, необходимо расширять образовательное пространство посредством установления контактов с другими образовательными учреждениями. В выборе и реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся, в их профессиональном самоопределении в своей работе учителя результативно используют деятельность заочных математических школ при МФТИ, МГУ и «Авангард». Назову условия педагогического сопровождения учащихся 8 – го класса: сотрудничество учителя и ученика, изменение позиции учителя – он консультант занятий, разрешение проблемных ситуаций «не хочу, не могу».

Одним из способов работы с одаренными детьми является использование информационных технологий, речь идет о дистанционном обучении. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность одаренного ребенка. Дистанционное образование позволяет приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно школьнику. Важно на наш взгляд следующее, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. На сегодня группа продвинутых по математике и ИВТ учащихся 10 класса дистанционно учатся при Томском университете и изучают IT технологии (IT-класс при Томском университете систем управления и радиоэлектроники). Не за горами возможность получения дистанционного индивидуального обучения одаренным ребенком по математике. Сегодня наши ученики используют Интернет для подготовки к олимпиадам (сайты http://www. zaba; http://www.math.mioo.ru. в списке образовательных ресурсов сети Интернет наиболее часто используемых сайтов).

Педагогическое сопровождение учащихся немыслимо без анкетирования всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Анализ результатов анкетирования учащихся восьмого класса выявил следующее: учащиеся указали, что многие не умеют планировать свое время, не всегда есть желание получать образование, но они уверены в помощи и поддержке со стороны учителя. Результаты анкетирования подтверждают, что 50% учащихся подходят к изучению предметов избирательно, т.е. в этом возрасте уже формируется индивидуальная образовательная траектория.

- 9 класс, время для корректировки ИОТ, учащимися принимаются решения по выбору ИОТ. В помощь приходят элективные часы, дополнительные часы. Ученик пробует себя, он посещает разные элективные часы, занятия по выбору. Предлагаю вашему вниманию перечень некоторых элективных курсов, реализованных в школе:

  • Задачи в мире параметров. Константинова В. К.

  • Мир чисел, формул в задачах на смеси, сплавы, концентрации, проценты. Константинова В. К.

  • Решение планиметрических задач. Константинова В. К.

  • Абитуриент. Михайлова Д. Л.

  • Практикум решения текстовых задач. Васильева Л. Б.

  • Искусство решения задач. Беккер С. Ф.

  • Абсолютная величина. Модули. Ермеева М. А.

  • Новый взгляд на уравнения. Ермеева М. А.

  • Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. Ермеев В. А.

  • Алгебра плюс. Ермеев В. А.

  • Уравнения, содержащие параметр. Ермеев В. А.

- 10 – 11 класс, происходит окончательное формирование ИОТ и профессиональное самоопределение, реализация ИОТ. Развитию одарённых учащихся способствует введение предпрофильной подготовки и профильного обучения, которое позволяет учитывать их индивидуальные запросы, выстраивать свои собственные образовательные траектории. В настоящее время нами разработаны учебные планы по 3 профилям, по которым обучаются учащиеся школы.

Вывод:

выбор ИОТ обеспечивается в первую очередь за счет дополнительных, элективных, факультативных часов, которые входят в учебный план. Эти часы позволяют учащимся найти то предметное поле, в котором они наиболее успешны, где они могут самореализоваться.

^ Вторая возможность выбора учебной деятельности – заочные профильные школы при ВУЗах страны, дистанционные курсы.

Третья возможность – прохождение курсов, предлагаемые профильными летними лагерями.

^ Четвертая возможность - без внимания нельзя оставить внеклассные мероприятия по предметам.

Действующая система выбора ИОТ ставит наших учеников в условия, когда они раньше своих сверстников разрешают проблему профессионального самоопределения. В итоге педагогические поддержка и сопровождение позволяют:

  • обеспечить овладение учащимися содержанием стандартов образования;

  • всячески способствовать развитию индивидуальных способностей ученика, совершенствовать дифференцированные формы обучения;

  • обеспечить овладение программой математики на повышенном уровне группами учащихся, имеющих продвинутый уровень обученности;

  • создать необходимую основу для продолжения образования в профессиональной сфере;

  • обеспечить профессиональное самоопределение учащихся.

В заключении хочется вспомнить слова древнего философа, который сравнивал одарённого рёбёнка с редким, диковинным цветком, необычайно красивым и трепетным в пору своего зацветания. А вот распустится ли он и будет ярко и долго цвести в вашем саду, благоухая, зависит от того, в руки какого садовника попадет этот цветок. Успехи и неудачи талантливых школьников республики - это наши с вами успехи и неудачи. И от того насколько мы прочувствуем важность данного вопроса и умело организуем работу зависит будущее интеллектуальной элиты Чувашии.

Выступление на научно-практической конференции учителей физики и математики «Дифференцированное обучение физике и математике в современных условиях» учителя математики МОУ «Цивильская средняя общеобразовательная школа №1 имени М. В. Силантьева» Цивильского района Чувашской Республики Ермеевой Марины Александровны.

3 декабря 2008г.



Ермеева Марина Александровна, заместитель директора Цивильской СОШ №1




Похожие:

Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconПлан работы ресурсного центра по работе с одаренными детьми на 2011-2012 учебный год
Изучение федеральной, городской нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconПрезентация по теме урока, опорный конспект. Ход урока 1
Форма организации учебной деятельности учащихся – групповая работа и индивидуальная
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconДокументы
1. /Работа с одаренными детьми по математике.doc
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconВажнейшей формой работы с одаренными детьми являются олимпиады
Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки...
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся icon«Работа с одаренными детьми»
Любой ученый, исследователь должен обладать такими необходимыми качествами,как энтузиазм и настойчивость, оригинальность независимость...
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconАнализ работы научного общества учащихся за 2010-2011 уч год Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие один из важнейших аспектов работы моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
«Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора...
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconЕремина Светлана Александровна образовательная программа
Данная работа сопутствует анализу художественного текста в совместной творческой деятельности учителя и учащихся
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconПубличный доклад директора моу псош №3 Коротковой Татьяны Тихоновны. (за 2010 2011 учебный год)
Охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учебного заведения,...
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconМатериал подготовил педагог – психолог моу сош №10 Шпак Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся моу сош №10 с трудностями в обучении
Ческих и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта,...
Работа с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся iconРабота с трудными детьми и их семьями
Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов