И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч icon

И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч



НазваниеИ. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч
Дата конвертации26.06.2012
Размер374.6 Kb.
ТипДокументы

Вы зашли на : http://zt1.narod.ru/doc/Vancaev-Musa.doc , файл Зиновия Тененбойма (ZT).


См. и : http://zt1.narod.ru/doc/frgm-o-trud.doc


Песталоцци Иоганн Генрих 1746-1827.


И.Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H.Э.Ч. –


Pstl> ... Экономное ведение сельского хозяйства, сельские многосемейные хозяйства, умеющие честно пробиваться через все заботы и трудности, являются истинными школами для постановки воспитания, действительно соответствующими нуждам бедных детей...


Pstl> Я всегда считал приют для бедных чрезвычайно важным для воспитания сирот... Главная задача такого учреждения - развитие в детях тех умений, которые на месте их жительства могут в будущем явиться важнейшим источником их существования. Должно заботиться о том, чтобы при воспитании детей трудности низших видов труда не были им чужды, тягостны, противны.


Pstl> Должно также живо осознавать, что весь успех воспитания зависит от бережливого отношения к доходу от труда, от умения ограничиваться во всех жизненных потребностях. Послушание, податливая скромность, гибкая приспособляемость, навыки в спокойном и умелом исчислении доходов от различных видов заработка - вот важнейшие знания, которые должны быть даны ребенку. Эти знания или, вернее, умения возместят ему возможную бедность. Его гибкая приспособляемость, его подготовленность к различным видам труда будут его преимуществом перед ВОСПИТАННЫМИ В ПРАЗДHОСТИ при добывании заработка. Учреждение должно явиться местом для развития умений и навыков, соответствующих будущему положению воспитываемых детей.


Pstl>^ ДА ЗДРАСТВУЕТ ТОТ ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК


[ Ванцаев Муса Синаевич ],


КОТОРЫЙ ПРИЛОЖИТ СВОИ СИЛЫ К СПАСЕHИЮ САМОГО ПРЕКРАСHОГО УЧРЕЖДЕHИЯ ИМЕЮЩЕГОСЯ У ЛЮДЕЙ, - ОБЩЕСТВЕННОГО СИРОТСКОГО ДОМА!


Pstl> Я полагаю, что самыми естественными, простыми и верными воспитательными учреждениями были бы те, которые организуются частными лицами В СОЕДИHЕHИИ С КАКОЙ-ЛИБО ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ. Задача: соединить воспитательные учреждения с ПРОИЗВОДСТВОМ! Возможность соединения на очень ранней ступени воспитательных задач с промышленной деятельностью - неопровержима. Но если я советую подчинить воспитание детей-бедняков в определенных местностях промышленности, то ни в коем случае не хочу сказать, что рекомендую посылать детей на первые ближайшие фабрики, где, как совершенно правильно сказано, "ОHИ В HЕЗДОРОВОМ ВОЗДУХЕ HЕ СЛЫШАТ HИЧЕГО ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ И HРАВСТВЕННОСТИ, ГДЕ ИХ ГОЛОВА, СЕРДЦЕ И ТЕЛО ОДИНАКОВО ПОДАВЛЯЮТСЯ ИЛИ, ПО КРАЙHЕЙ МЕРЕ, ОСТАЮТСЯ HЕДОРАЗВИТЫМИ, HЕУСОВЕРШЕHСТВОВАННЫМИ". Сохрани меня бог от того, чтобы считать удовлетворительными такие воспитательные средства.



--


Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот Москва, 17-19 октября 1995 г. РНБ 96-3/6097


ВАНЦАЕВ Муса Синаевич, директор агрошколы-интерната

Фардзинова Татьяна Юрьевна - заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

Адрес учреждения: 152430, Ярославская область, Первомайский район, п. Пречистое, д. Багряники, ул. Школьная д.5


[



Фото примерно 1990 г. : Муса ВАНЦАЕВ и один из его воспитанников Сергей СЕМИН ]


Об опыте работы Багряниковской агрошколы-интерната


Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на областном бюджете департамента образования и воспитания правительства Ярославской области.


Одной из задач школы-интерната является обеспечение условий для развития личности, решение проблемы реабилитации и социально-трудовой адаптации детей с нарушенным интеллектом.


В школе-интернате проведена большая работа по улучшению качественного состава педагогических и инженерно-технических кадров.


[...]


В школе-интернате дети с проблемами в развитии получают профессии: фермер-механизатор сельского хозяйства дояр(ка), животновод, пчеловод, швея-мотористка, повар, столяр-плотник, рабочий по ремонту обуви. В выборе профессиональных направлений агрошкола ориентировалась на потребность района, области в кадрах различных специальностей.


С целью реализации поставленных перед учреждением задач создана необходимая материально-техническая база. За счет присоединения к подсобному хозяйству школы-интерната отделения ТОО "Пречистенское" увеличились земельные угодья до 700 га, кроме того, школа-интернат имеет 35 га леса, 76 голов крупного рогатого скота, 7 лошадей 24 пчелосемьи; хозяйство оснащено сельскохозяйственной техникой: 8 тракторов (колесных и гусеничных), 2 комбайна (почвообрабатывающий, картофелевозделывающий, кормозаготовительный). Средства выделялись из бюджета в рамках областной комплексной программы "Семья" со спецсчета подсобного хозяйства учреждения.


С прошлого учебного года школа-интернат перешла на 11 летнее обучение. Прием сирот в старшие классы ведется из всех районов области.


В текущем году 16 выпускников 10 класса обучаются в 11 классе в том числе 4 чел. получают профессию обувщика, 8 девочек осваивают профессию швеи-мотористки, 4 чел. получают профессию фермера-механизатора. Выпускники прошлых двух лет учатся по договору в ПТУ по специальностям штукатур-маляр, каменщик.


Из числа выпускников последних 3 лет школа-интернат обеспечила жильем 14 человек.


Администрация агрошколы-интерната решила с комитетом занятости населения вопрос о проведении на базе школы 6-месячных курсов по профессиональной подготовки умственно отсталых подростков.


Заканчивается лицензирование 4 направлений профессиональной подготовки. Школа-интернат имеет законное право на профессиональную подготовку сирот с нарушенным интеллектом. В перспективе - выход на аттестацию и аккредитацию. В текущем 1995 г. создано 11 рабочих мест (рабочая кухни, животноводы, полеводы, пастух, конюх). Собран урожай картофеля с 16 га (хватит картофеля на питание детям, на семена, на продажу), льна с 11 га, капусты с 1,5 га, зерновых, ячменя, овса со 120 га. Выращено 10 телят, заготовлено 200 т сена; надой от 8 коров молока за июль 1995 г. составил 2373 л, проведен сбор меда.


Таким образом, пополняется спецсчет, растет подсобное хозяйство, улучшается питание детей, получают поддержку выпускники-сироты, развивается спортивная база, оздоравливаются дети-сироты.


Газета "Семья". Выпуск номер 26/650 от 06.21.2000


Президент и граждане государства Бурятия


Как утверждает упрямая статистика, потенциальная преступность среди выпускников детских домов в некоторых регионах России приближается к 70 процентам. На практике это означает, что значительное число молодых людей из стен детских домов вполне рискуют переместиться за тюремные решетки. Среди выпускников багряниковской агрошколы-интерната такой процент снижен до минимума.


Жил я в "квартире". Точнее, в комнате "социально-бытовой ориентировки". Простой школьный класс разделен на "комнаты" - гостиную, спальню, кухню - с мебелью, люстрами, электроплитой, холодильником и коврами по стенам. В общем, настоящая квартира-студия, которую многим россиянам остается только желать. Только плотненько заставленные помидорной рассадой окна (май выдался холодным) немножко нарушают впечатление добротного европейского жилища. А днем здесь проводятся уроки: детей учат правильно организовывать свое будущее хозяйство.


Дети здесь непростые. А именно, имеющие диагноз: олигофрения. Но об этом здесь не принято говорить всуе. Долгое время у входа красовалась вывеска: "Багряниковская агрошкола-интернат", но очередная комиссия приказала снять ее, так как это не соответствует полному юридическому названию: "Багряниковская специальная (коррекционная) агрошкола-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Муса Синаевич решил, что не стоит про "коррекцию" и про сиротство лишний раз напоминать и ничего нового на место снятой таблички не повесил.


"Президентом" не он себя назвал, а ребята. Среди многочисленных грамот, поздравлений и наград, украшающих стены школьных коридоров и кабинетов, я нашел бумагу следующего содержания (видно было, что нарисована она детскими руками): "...В сей юбилей за огромные заслуги президенту мини-государства Багряники Ванцаеву Мусе Синаевичу, 1 сентября 1999 года..." С сорокалетием поздравляли.


Уже потом я понял, что Багряники действительно существуют как маленькое государство, которое вполне может функционировать без всякой посторонней помощи. Почти без всякой.


Интернат не случайно назван агрошколой. Здесь по-настоящему (и не в качестве полевых опытов) идет сельскохозяйственная работа. Так, в прошлом году в Багряниках произведено около 50 тонн молока, больше 8 тысяч тонн мяса, 150 тысяч буханок хлеба. Еще здесь делают творог, сметану, колбасу, масло - я уже не говорю про разнообразные овощи, которыми интернат снабжает себя полностью. Всего продукции в прошлом году произведено на 1 258 000 рублей. Сам я плохо разбираюсь в экономике, но, как говорят, уровень рентабельности 58,8 процентов - самый высокий среди всех сельскохозяйственных предприятий этого региона. В районе, в котором находятся Багряники, по пальцам перечесть колхозы, имеющие прибыль. Причем все они зарабатывают исключительно на молоке, в агрошколе-интернате удалось достичь рентабельности по растениеводству под 80 процентов, что вообще рекорд для севера Ярославской области.


Все эти данные Муса Синаевич выложил мне, как на ладони. Я, конечно, поверил, но тем не менее ернически поинтересовался, какое все это может иметь отношение к детям-сиротам, да еще больным. Директор - человек дипломатичный, к тому же имеющий два высших образования, ответил спокойно:


- Время надо опережать. Я предвидел, что жизнь будет хуже - и готовился к этому. К тому же всегда надо плыть против течения...


Муса Синаевич пришел в интернат в 1989-м. Как он рассказывает, после первого посещения школы в Багряниках в течение недели он не мог найти душевных сил сюда вернуться. Но вернулся. И стал работать.


Что такое "коррекционные интернаты" - многие из вас знают. Сколькими эпитетами награждали подобные заведения! Лучше уж не вспоминать...


В первую очередь тогда Муса Синаевич отменил непременное для советских учреждений правило хождения везде строем. Потом стал вдаваться в детали, а из них складывалась такая картина, что детей-олигофренов воспитывают, мягко говоря, не совсем как людей. Отсюда постоянная атмосфера злобы и недоверия как со стороны воспитателей, так и в детских душах.


Пришлось самому доучиваться по специальности "олигофренопедагог". И Муса Синаевич понял, что без главного принципа - уважения к ребенку - никуда не сдвинуться. Но и этого мало: главное, чтобы и сам ребенок поверил в то, что его воспринимают как равного:


- Здесь мы должны постоянно подчеркивать их успехи во всем. Вот старшие, к примеру, очень не любят, чтобы при младших их ругали. Но маленькие всегда липнут к старшим, хотят им подражать. Как выйти из положения? Решили создать разновозрастные группы, соединенные по принципу родства или личной симпатии. И еще: если раньше в интернате жили "семейные" дети (которые на каникулы возвращаются домой), то теперь сюда мы стали брать только сирот либо тех, у кого родители лишены прав на своих детей. То есть как в обыкновенном детском доме. У всех должны быть равные условия.


Естественно, дети не содержат хозяйство полностью (одной только земли у интерната 460 гектаров). Основная работа выполняется выпускниками, которых на сегодня живет в Багряниках 18 человек. Ванцаев не спешит отпускать ребят: не каждому по многим причинам дано легко адаптироваться к большому миру. К тому же интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области - но и работу найти порой еще сложнее. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине.


Кто является главным "поставщиком" детишек в подобные заведения? Естественно, самые неблагополучные семьи. Вот, к примеру, семья Медведевых: мать живет в райцентре, рожает много и все от разных мужчин. Первого, Лешу, привезли сюда в 90-м, он не мог даже слова произнести. Потом две девочки прибыли, отличавшиеся излишней агрессивностью. Через некоторое время еще одну девочку привезли, месяц с ней позанимались и поняли, что она не олигофрен, а ребенок с "ЗПР" (то, что исправляется). Сейчас Медведевых в интернате двое - очень хорошие дети - но вот первый, Леша, сейчас, к сожалению, уже сел в тюрьму (за кражу). И еще один из семейства Медведевых (он старше Леши) имеет проблемы с законом. Леша стал жертвой очень хитрых воров, которые частенько подговаривают ребят: "Ты все равно ...так, тебе ничего не будет!" Они нагло обманывают, так как перед законом все равны. Кстати, первым критерием для оставления в интернате выпускников является именно склонность к влиянию криминального мира. Ванцаев считает, что большим достижением школы является то, что они добились права обучать своих детей в 10 и 11 классах (там они получают профессиональное образование; настоящее среднее образование ребята могут получить в вечерней школе).


Мусе Синаевичу удалось поездить по разным интернатам подобного профиля. Поэтому ему есть, с чем сравнивать. Был и в Германии: там, конечно, условия получше, но есть некоторые натяжки. Хоть и помногу разных специалистов работает с детьми, в своих хоромах они, то есть дети, сидят, как в золотых клетках. Тамошние интернаты чем-то напоминали ему... тюрьмы. Хотя многое из увиденного там Ванцаев применил в Багряниках.


Выступал там, к примеру, профессор один, он в Африке занимается олигофренами и там у него такой же примерно интернат. Очень уж он красиво все расписывал и, по его словам, там просто идеальное учреждение. Слушал его Муса Синаевич, слушал, и в какой-то момент понял: "Да ведь пока деньги и питание у них есть - они работают; а когда кончатся - им придется "сваливать" из этой Африки!" Все, как говорится, зависит от реалий данного времени и данной страны. Багряниковский директор после этого стал себя немножко больше уважать.


Автор: Геннадий Михеев


From http://www.spolrussia.ru/News/Message/19K6GF6.html


Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?


На этот вопрос Муса Синаевич Ванцаев, директор Багряниковской школы-интерната, смело мог бы ответить: троих детей вырастил, новую школу построил, многим выпускникам путевку в жизнь дал.


А его односельчане, 25 лет бок о бок живущие с ним, могли бы добавить: что удивительно для кавказца, двухэтажного особняка не построил, "Мерседес" под окном не поставил. Зато зарекомендовал себя как человек исключительной честности, добропорядочности и редкостного трудолюбия.


Восемнадцатилетним юношей приехав на учебу в Ярославль из далекого чеченского села, так и остался здесь, создав семью и навсегда связав свою жизнь с этой землей.


Получив два высших образования, 16 лет своей педагогической деятельности он посвятил детям-сиротам, имеющим диагноз "умственная отсталость".


Сам выросший без отца, Муса Синаевич всем сердцем прикипел к этим детям, заменив родных родителей 135 воспитанникам.


Благодаря именно его напористости и предприимчивости в 1994 году на месте полуаварийных деревянных строений появилось благоустроенное здание современной школы-интерната. А в 1996 году под его руководством впервые в России был создан новый тип коррекционного учреждения: "Школа – ПТУ - производство", позволяющий воспитанникам на месте получать востребованные на селе профессии.


Созданное на базе интерната производственное хозяйство отвечает требованиям рыночной экономики, оно приносит стабильную прибыль – около 500 тыс. рублей в год.


Опыт Багряниковской агрошколы в 1997 году был отмечен премией им.Католикова за лучшую постановку трудового воспитания, а в 2001 году – призовым местом в президентской программе "Дети России".


Взяв курс на воспитание полноценного гражданина, Муса Синаевич выбрал в качестве приоритетного направления физическую подготовку детей. Директор создал на базе интерната своеобразную школу олимпийского резерва.


Воспитанники школы неоднократно становились чемпионами Всемирных специальных олимпийских игр. Впервые выступив в 1995 году в составе сборной России по настольному теннису в Америке, они завоевали четыре золотые медали. Всего в копилке багряниковских спортсменов более 200 наград, из них 20 – за победу в международных соревнованиях.


Будучи заядлым спортсменом, Муса Синаевич на собственном примере пропагандирует здоровый образ жизни. Он прекрасный семьянин и по-восточному гостеприимный хозяин.


Его личные и деловые качества не остались незамеченными государством. М.Ванцаев – отличник просвещения, в 1999 году награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". "Учительская газета" признала его человеком года в области образования.


Но самая большая для него награда – это огромное уважение к нему со стороны ярославцев, которых он давно уже считает своими земляками.


Ольга Мухина, Ярославль


From http://yarcenter.ru/content/view/35835/171/


Автор Елена БАТУЕВА 18.11.2010 г. Воспитанники детских домов, находясь на полном государственном обеспечении в течение многих лет, выходят во взрослую жизнь неприспособленными к ней. Зачастую они не могут овладеть элементарными бытовыми навыками, испытывают трудности в общении. Чтобы решить эту проблему, адаптировать ребят к самостоятельной жизни, в Багряниковской специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот с отклонениями в развитии проводится эксперимент под названием "Свой дом". Ребята вместе со взрослыми сами строят себе дома, а потом живут в них семьями, осваивая навыки домашнего хозяйства. фотограф Елена БАТУЕВА
– Началось с того, что старшеклассники стали задавать мне вопросы: "А как мы будем жить, когда вырастем? Если у нас будет большая семья, несколько детей, то той квартиры, что даёт нам государство, будет мало", – рассказывает директор Багряниковского детского дома Муса Синаевич Ванцаев. – Я предложил им попробовать самим научиться строить себе жилище. Мы поехали в заброшенную деревню за семь километров, разобрали там дом и привезли на территорию школы. Ребята участвовали во всех циклах работы: заливали фундамент, помогали собирать сруб, крыли крышу, занимались отделочными работами. Девочки шили занавески, постельное бельё, наводили уют в доме. Сейчас на территории интерната уже пять таких домов, построенных совместно с воспитанниками. Живут в них дети "семьями" – с 1-го по 11-й класс. Вместе с ними круглосуточно находятся воспитатели. В домиках все удобства, бытовая техника. Около каждого – приусадебный участок, где выращивают овощи, разбивают клумбы и альпийские горки, соревнуясь друг с другом в садовом дизайне. А осенью, как положено, делают заготовки из собранного урожая. Так что во взрослую жизнь ребята вступают, имея все навыки ведения домашнего хозяйства.


Вообще Багряниковская школа – это своеобразное государство в государстве. В её владении 500 гектаров земли, на которых располагаются школа, индивидуальные домики для воспитанников, столярные мастерские, швейные цехи, хлебопекарня, ферма, лес, поля и огороды, футбольное поле и новейший крытый стадион с искусственным покрытием и трибунами для зрителей. Сейчас в школе воспитываются 112 детей, из которых 24 сироты, 14 инвалидов, остальные – дети, оставшиеся без попечения родителей. Все имеют диагнозы, связанные с отклонениями в развитии.


Поворотный момент в истории школы произошёл в 1988 году, когда школу-интернат возглавил выпускник филологического факультета Ярославского педагогического института Муса Синаевич Ванцаев. До этого он несколько лет возглавлял отдел образования и спорта Первомайского райкома комсомола и сам попросился на эту нелёгкую должность. Говорит, жалко было смотреть, в каких тяжёлых условиях живут воспитанники интерната, чувствовал, что в силах изменить ситуацию.


Школа тогда располагалась в старом, уже отжившем свой век барском доме, без водопровода и канализации. 70 процентов выпускников школы привлекались к уголовной ответственности и попадали в исправительные колонии.


Муса Синаевич начал свою работу со строительства нового здания школы.


– В те годы это казалось невыполнимой задачей, всё строительство шло строго по плану, и нужно было годами ждать, пока тебя включат в план на проект, а потом, когда дойдёт очередь в подрядной организации. Но я решил попытаться договориться о строительстве вне плана, – вспоминает он.


И вот нереальная, казалось бы, задача началась осуществляться. Проект нового здания стоимостью более ста миллионов был бесплатно разработан ярославским институтом "Резинопроект", который взял шефство над школой. Затем директору пришлось долго обивать пороги различных организаций, пока он не дошёл до треста "Ярхимпромстрой", где нашёл понимание генерального директора Николая Байдужего.


Деньги на первый цикл строительства выделил Детский фонд имени Ленина, а потом грянули тяжёлые девяностые годы, и школе грозила участь стать долгостроем. Но тогда Мусе Синаевичу удалось привлечь внимание к стройке губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына. Он посетил Багряники и распорядился выделить более миллиарда рублей из областного бюджета на завершение строительства.


Чтобы успеть закончить здание к 1 сентября 1994 года, в строительстве приняли участие и работники интерната, и воспитанники старших классов. В итоге 30 августа ребята въехали в новое здание, рассчитанное на 144 человека. К тому времени на территории школы пробурили скважину, сделали автономный водопровод и канализацию. Дети наконец-то зажили в цивилизованных условиях.


Но, как оказалось, создать хорошие условия для жизни и учёбы – это лишь полдела.


– В те годы наша школа, как и все коррекционные учебные заведения, доучивала детей только до 9-го класса. А дальше наши выпускники разъезжались по училищам, и далеко не все могли адаптироваться в новых условиях. Привыкшие к постоянному контролю, они не могли организовать себя самостоятельно, пропускали занятия, не усваивали программу и потом не могли найти себе работу, терялись в жизни, – говорит Муса Синаевич. – Тогда я стал добиваться, чтобы при школе были открыты классы профессионального обучения, где бы ребята обучались ремеслу и до совершеннолетия находились под нашим контролем.


Систем по профессиональному обучению детей с отклонениями в развитии в то время не было, и Мусе Синаевичу вместе с педагогами профессионального обучения пришлось разработать авторские программы. Курс обучения по ним с двух лет увеличили до трёх, чтобы закрепить полученные навыки. Программа была одобрена департаментом образования и начала работать в школе. В итоге сюда стали приезжать учиться выпускники коррекционных интернатов со всей области.


При школе открылись швейные и обувные мастерские, хлебопекарня, колбасный цех. Появились свои конюшни и коровники, поля и огороды. Ребята начали осваивать различные профессии, начиная с обувщика и хлебопёка и заканчивая трактористом и оператором машинного доения. Первую технику школа приобрела в 1996 году, выиграв грант 75 миллионов по линии департамента занятости населения. Тогда были закуплены два трактора, сенокосилка, другая техника для обработки сельхозугодий. Ребята получили возможность не только овладевать профессией тракториста, но и самостоятельно обрабатывать поля, заготавливать корм для скота. Школа постепенно стала переходить на самообеспечение, выращивая всё необходимое для пропитания детей и педагогов. Информация о Багряниковском интернате распространилась по стране. Различные благотворительные фонды начали помогать техникой и оборудованием. Различные детские фонды подарили школе современные машины для швейных мастерских, оборудование для парикмахерской, новые тракторы.


В настоящее время ежегодный оборот от хозяйственной деятельности в школе составляет полтора миллиона рублей. Чистая прибыль – 354 тысячи рублей. Эти деньги идут на покупку нового спортинвентаря, на туристические поездки для школьников, на поездки на фестивали и спортивные соревнования, на покупку некоторых дорогостоящих лекарств для нуждающихся в них детей, на помощь выпускникам школы. Существует и стипендия для тех, кто учится на "отлично". Каждую четверть отличники получают материальное вознаграждение.


Связь с теми, кто покинул стены школы, не прерывается. Ребята на выходные, в отпуск приезжают в родную школу. В трудных жизненных обстоятельствах за советом всегда обращаются к Мусе Синаевичу.


– Это и поддержка для выпускников, и большой педагогический эффект для тех, кто учится в школе, – считает Муса Синаевич. – Ребята видят, что даже после выпуска они могут рассчитывать на нашу помощь, и проникаются большим доверием к педагогам, перестают тревожиться за свою дальнейшую судьбу.


Я спросила у Мусы Синаевича, как удаётся преодолеть плохую наследственность, ведь большая часть воспитанников – сироты при живых родителях, отягощённые целым букетом заболеваний на генном уровне.


– Перед глазами детей только положительный пример: у нас в школе никто не курит, не употребляет спиртных напитков. У нас престижно хорошо учиться, и все понимают, что единственный шанс пробиться в жизни – это приобретать профессию и работать. Поэтому ни учиться, ни работать никого заставлять не надо, им самим это интересно, – объясняет он. – Каждый год мы придумываем какое-то большое общее дело. Либо это оборудование стадиона, либо строительство нового дома, либо открытие нового производства. Это, как ничто другое, сплачивает весь коллектив. А потом, ребята чувствуют, что здесь их любят, уважают в них личность, помогают раскрыть способности, и они стараются оправдать доверие старших.


Муса Синаевич посетовал, что сделать можно было бы гораздо больше, если бы государство шло навстречу школе. Из-за непомерного налогообложения и требований ветеринарной службы пришлось закрыть колбасный цех, который снабжал продукцией весь район, свернуть хлебобулочное производство: теперь пекарня работает только на нужды школы и нескольких окрестных деревень. Также пришлось ликвидировать конюшню и отказаться от проекта розлива минеральной воды, так как инвесторам не разрешили приобрести в собственность скважину, которая находится на землях интерната.


– Хотели заняться здесь деревообработкой, но из-за бюрократических проблем инвесторы ушли в райцентр, – вздыхает Муса Синаевич. – Мимо нас проходят все государственные дотации, которые положены сельхозпредприятиям, а вот налоги мы платим по полной программе. А потому, когда какой-нибудь чиновник из администрации привозит нам в подарок очередной телевизор, я с грустью думаю о том, что мы за год отдаём в государственную казну несколько десятков таких телевизоров, и как много мы могли бы сделать на эти средства для школы.


Впрочем, главное богатство школы – это её коллектив. Это педагоги и ученики, которые делают невозможное вопреки всем законам природы. Главное – это то "обыкновенное чудо", которое совершается здесь ежедневно, когда гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей. И за это – низкий поклон ярославскому Макаренко – Мусе Синаевичу Ванцаеву.


Елена БАТУЕВА.


From http://www.goldring.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=93862


Попадая сюда, каждый раз словно в сказку окунаешься: хлебосольный хозяин, приветливые ребятишки, изобилие, что называется, в каждом углу. Однако за внешним лоском - изломанные судьбы, а также вопросы, на которые не всегда можно найти ответы.


Своим процветанием и славой Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, обязана, безусловно, своему директору Мусе Синаевичу Ванцаеву. Придя сюда молодым специалистом более 20 лет назад, он преобразил жизнь казенного заведения. Все ребятишки здесь - со статусом сирот и с тем или иным отклонением в умственном развитии. Многие содержатся целыми семьями - по пять, шесть братьев и сестер, и для всех их самыми близкими людьми стали школьные педагоги, воспитатели, мастера производственного обучения. Ребят не только кормят, обувают-одевают, преподают им школьные дисциплины, но и готовят к новой жизни, которая начнется после окончания школы.


Здесь есть не просто модель обычной квартиры: зал, спальня, кухня с расставленными по полочкам и шкафчикам коробочками, кастрюльками и прочим реквизитом, пользоваться которыми учат. На обширной территории школы по задумке Мусы Синаевича построено несколько добротных благоустроенных деревянных домов, где некоторые старшие ребята, в основном девочки, живут по-взрослому, самостоятельно выполняя все домашние обязанности. Живущие с ними в домике воспитатели не поучают, а лишь направляют энергию малолетних хозяев в нужное русло, давая им возможность делать и исправлять собственные ошибки.


Трудотерапия - важное направление в воспитательном процессе школы. Опять же по инициативе Мусы Синаевича еще в перестроечные времена были приобретены сельскохозяйственная техника, оборудование для пекарни, колбасного цеха, швейной мастерской, обувного цеха. Помимо федерального финансирования в школе ведется хозрасчетная деятельность, а главные работники здесь - сами ребята. Школа имеет лицензию на право выдачи свидетельства механизатора сельского хозяйства, пекаря, мастера по ремонту обуви, швеи, мастера животноводства и полеводства, плодоовощевода, и ребята выходят во взрослую жизнь дипломированными специалистами.


Сельскохозяйственное направление выбрано приоритетным, так как большинство воспитанников - выходцы из сельских районов области. Благодаря собственному производству в школе не переводятся мясо, молоко и молочные продукты, здесь содержится около 70 голов крупного рогатого скота, в том числе 30 дойных коров, 15 овец, на полях площадью более 500 га выращиваются самые различные овощи и корма для скота, на ходу 6 единиц сельскохозяйственной техники с полным набором разнообразных прицепных агрегатов, есть своя пасека из 4 пчелосемей, пекарня, колбасный цех, швейная и обувная мастерские, парикмахерская, столярный цех. Разнопрофильное учебно-производственное хозяйство учит ребят ведению предпринимательской деятельности, здесь они познают принцип работы сельхозкооперативов, фермерского и личного хозяйства, а также мини-производства, получают навыки сервисного обслуживания населения. За последние 3 года, к примеру, выпечено более 52 тонн хлеба, надоено свыше 96 тонн молока, реализовано более 6 тонн мяса, оказано услуг населению более чем на 250 тысяч рублей. Общая прибыль от деятельности всех производственных структур составила 1459 тысяч рублей, в бюджеты разных уровней уплачены налоги в сумме более 99 тысяч рублей.


Но не хлебом единым жив человек, и багряниковские ребята в том числе. Здесь у многих из них открываются такие таланты, о которых их родители и мечтать не могли. В интернате создан танцевальный коллектив, есть свой школьный театр. Воспитанники успешно выступают в районных, областных и межрегиональных смотрах-фестивалях детского художественного творчества.


Но больше всего прославили маленькую деревню Багряники не только в области, но и во всем мире, школьные спортсмены. Здешние теннисисты, конькобежцы, хоккеисты, футболисты, волейболисты и представители других видов спорта ежегодно участвуют в школьных, районных, областных, общероссийских и международных соревнованиях в рамках специальной Олимпиады. Команды багряниковских спортсменов побывали в Америке, Словакии, Швеции, Ирландии и во многих других странах мира. В настоящее время 3 спортивные команды школы-интерната - волейболисты, теннисисты, бадминтонисты - в составе сборной России участвовали во Всемирных специальных Олимпийских играх, которые прошли в Китае. Спортивные успехи дают воспитанникам уверенность в собственных силах, позволяют улучшить адаптацию к физическим нагрузкам. Не случайно именно в Багряниковской школе "Газпром" построил первое в Первомайском районе поле с искусственным покрытием для занятий не только футболом, но и другими видами спорта.


Опять же только в Багряниковской школе-интернате ребята учатся не 9, а 11 лет, получая среднее образование и востребованную профессию, благодаря чему выходят в самостоятельное плавание уже взрослыми людьми.


Успехи и достижения Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии по достоинству оценены и государством. Деятельность школы по трудовой адаптации в президентской программе "Дети России" была признана лучшей и отмечена ценным призом - колесным трактором и оборудованием для профессионального класса.


Людмила УРБ, Первомайский район.


From http://www.znaem-mozhem.ru/node/1247


15 октября 2010 г. прошел второй день работы Всероссийского семинара-совещания "Актуальные проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов". Он был таким же плодотворным и насыщенным как и первый день. Его организаторы, Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ совместно с Министерством образования Московской области и благотворительным фондом "Абсолют-Помощь", сумели вовлечь многих участников в интересный и полезный разговор. Вопросы из зала, комментарии и реплики ведущего Константина Викторовича Малышева создавали творческую, непринужденную обстановку. Каждый мог открыто говорить о наболевшем.


Для директора специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида № 102 Города Москвы доктора педагогических наук Геннадия Васильевича Васенкова устройство его подопечных в жизни – это дело первостепенной важности. "Сорок лет я занимаюсь с таким детьми, и все время доказываю, что не надо работодателям их бояться. Ведь это общие наши дети. Попадут в хорошие руки - будут умелыми работниками. Попадут в криминальные структуры - станут бандитами. Кто от этого выиграет?". В 102-й школе – прекрасная база для подготовки ребят по рабочим специальностям. А статистика такова: только 5 процентов выпускников этой коррекционной школы не устраиваются на работу. Многое зависит от семьи, в которой находится подросток. За последние восемь-десять лет от продажи своих квартир мы спасли 20 семей, где воспитывались наши подопечные, говорит Геннадий Васильевич.


"Наша школа интернат-это общий дом взрослых и детей, в котором обе стороны договорились жить так, чтобы рядом с каждым было хорошо спокойно, дружно и человечно",- так отзывается о своей коррекционной школе интернате VIII вида города Ногинска Наталья Карэ. - В последнее время мы заметили, что наши выпускники стали для работодателей более привлекательными, чем их ровесники из обычны школ. Во-первых, наших не заберут в армию, во- вторых, они более держатся за работу, не рвутся в институт. К тому же не гнушаются "черной" работы, с удовольствием выполняют монотонные действия, как правило, отличаются дисциплинированностью.


Не секрет, что многие школы-интернаты для детей-инвалидов своего рода "социальная крыша". А что их ждет потом? Многочисленные благотворительные фонды, выполняющие своего рода роль буфера по смягчению жесткого отношения к инвалидам в нашем обществе, не в состоянии решить все проблемы, с которыми сталкиваются эти люди. "Мы понимаем, что в сложившейся социально-экономической ситуации выживет лишь тот, кто сумеет составить достойную конкуренцию выпускникам массовых школ", - убежден Муса Синаевич Ванцаев, директор Багрянниковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом учреждении материальная база по условиям труда приближена к соответствующему современному производству. И как показывает статистика, за последние годы более 70 процентов выпускников сумели реализовать себя в сельском хозяйстве.(Школа находится в Ярославской области).


Выпускникам коррекционных школ, по мнению директора Ванцаева, особенно трудно адаптироваться к работе в коллективе, где надо уметь сотрудничать, оказывать помощь другим, подчиняться, принимать решения. Поэтому важно научить их верно действовать в той или иной обстановке, придерживаясь общепринятых норм и правил поведения. Они должны научиться рационально использовать время труда и отдыха, распределять нагрузку при выполнении объемного задания. И этому школа может научить. А вот дальше? Кто будет сопровождать по жизни выпускников коррекционных школ?


[...]


Надежда Тумова специально для портала "Знаем-Можем".


--


ZT. 03.01.2011. Ванцаев Муса Синаевич – это современность. В прошлом тоже были интереснейшие = замечательные учреждения с производительным трудом и учёбой подростков, например:


--


Материалы по Игнатию Вячеславовичу Ионину (1893-1939) и его школе-колонии "Красные зори" (1920-1941) в Стрельне-Михайловке под Ленинградом. -


http://zt1.narod.ru/ioninfil.htm


http://zt1.narod.ru/filmzori.htm

"Пока плывем житейским морем

Пока стучат у нас сердца

Своим родимым "Красным Зорям"

Верны мы будем до конца".


http://zt1.narod.ru/ionin.zip ZT-книга о "Красных зорях" Игнатия Вячеславовича Ионина. (Очень содержательна!). Там и книги и статьи И.В. Ионина + ленинградские газеты о суде над Иониным.doc


http://zt1.narod.ru/zori.zip (в DOS-TXT-кодировке). Г.Г. Бубликова и П.В. Голышев (выпускники "Красных Зорь"). "Повесть о "Красных Зорях". СПб 1996.141. РНБ 97-3/293.


http://zt1.narod.ru/ionin-ft.zip ФОТОряд по Игн. Вяч. Ионину и его "Красным Зорям".


http://zt1.narod.ru/zori-2.zip Разное (ZT. не моё) по Ионину.


Из найденного по И.В. Ионину в интернете : http://zt1.narod.ru/ionin-ignat.doc (ZT. не моё).


--


См. и : http://zt1.narod.ru/flnbrg.htm


См. и : http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc


См. и : http://zt1.narod.ru/primery1.htm


См. и : http://zt1.narod.ru/agroshkoly.htm


См. и : http://zt1.narod.ru/trud1959.htm


См. и : http://zt1.narod.ru/trud-uk0.htm


См. и : http://zt1.narod.ru/flnr1890.htm


См. и http://zt1.narod.ru/malyavk1.htm


См. и http://zt1.narod.ru/doc/yunaya-respulika.doc


См. и : http://zt1.narod.ru/12krsndr.htm


--


Файлы по Николаю Николаевичу Жеденову по рекомендуемому порядку чтения. -

http://zt1.narod.ru/jedenov1.htm

http://zt1.narod.ru/jedn1-8.htm

http://zt1.narod.ru/2-jedenv.htm

http://zt1.narod.ru/2-ux-ty.htm

http://zt1.narod.ru/vystrel9.htm

И при Жеденове, и после 1917-го, и сейчас имеем такой _НЕ_ макаренковский уклон : сосредоточение только на сиротах и беспризорных.

Как будто с производством (воспроизводством) людей в семье все в порядке.


--


189-я школа Ленинграда 1920-х гг. Челюсткин Иван Александрович 1874- (ред) Практика производственно-трудовой школы. Опыт 189-ой школы Ленинграда. Сб. , несколько авторов. М.1926.206 РНБ 20/721. ZT. Это ещё не смотрел, собираюсь посмотреть и отразить в : http://zt1.narod.ru/doc/shkoly-s-uklonami.doc , - там (в этом файле) о замечательной 189-й школе уже есть нечто интересное и весомое, но со временем ещё вернусь...


Обязательно посмотрите и:

http://zt1.narod.ru/olgino1.htm О загородных детских приютах-колониях. С библиографией. Тут в числе прочего и статья: “Вестник благотворительности” БАН 1058 1901 № 5-6, со стр. 63. - Михаил Соколовский. К вопросу о загородных детских приютах-колониях. (СПб Ольгинский детский приют трудолюбия, как тип подобного рода учреждений).


Организаторам агрошкол и вообще воспитательных учреждений с собственной производственной базой полезно будет заглянуть в файлы : http://zt1.narod.ru/leg-prom.htm

http://zt1.narod.ru/zdaniya1.htm


А.С. Макаренко А.М. Горькому 16 июня 1926 г. - Я потому и отдался колонии, что захотелось потонуть в здоровом человеческом коллективе, дисциплинированном, культурном и идущем вперед, а в то время и русском, с размахом и страстью. Задача как раз по моим силам. Я теперь убедился, что такой коллектив в России создать можно, во всяком случае из детей.

ZT. Но у кого нет капитала, у кого только зарплата - тот не будет здорово- широковствовать, не познает прелести хозяйственного коллективистско- предпринимательского АЗАРТА.


См. и: http://zt1.narod.ru/primery1.htm


См. и: http://zt1.narod.ru/shk7trud.htm


См. и : За профессиональную подготовку непосредственно в сельских школах. http://zt1.narod.ru/selo89.htm .


--


Двадцати процентное (навскидку) решение "миллиона терзаний".


А.С. Макаренко т.1 М.1983 .. Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах .. (с.13).


Глебовский Вл. Александрович. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах. СПб 1903.144. РНБ 38.36.5.5. .. Ксенофонт 430-355 до н.э. .. Большая часть государств позволяют воспитывать своих детей каждому, как ему угодно, а детям, по достижении ими зрелого возраста, жить, как им хочется, только внушают последним: не воровать, не грабить, не врываться насильно в дома, не бить кого не следует, не развратничать, не оказывать неповиновения начальнику и т.д.; если кто нарушает что-либо из этого, они накладывают наказание .. [ Правильнее же ] предпринимать предупредительные меры, чтобы гражданин заранее не был таким, что стремился к преступному и гнусному .. (с.25).


ZT. По вышеприведенной цитате Ксенофонт был, может быть, первым в истории, кто поставил вопрос о ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОСНАЩАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВСЕРЬЁЗ.


У А.С. Макаренко созрело единственно правильное мнение, что истинная воспитательно-оснащательная педагогика ВСЕРЬЕЗ возможна лишь в структуре: а) пригородной, б) интернатной, в) школы-хозяйства, г) с нормальной связью с нормальными семьями, из которых подопечные поступают в учреждение (для сирот и беспризорных это – замещающие семьи).


ZT. В "Святой Макаренко" Марбург 1984 Гётца Хиллига стр.19 : в архивном ( CGALI 332-4-97, 3; S 7, 383 /W 7 411/ ) Макаренко. - Школа не воспитывает и не может воспитывать. Разговоры о воспитывающей школе нужно расценивать как разговоры контрреволюционные. ZT. И на стр.62 той же книги Г. Хиллига цитата из машинописи А.С. Макаренко. – "Школа не воспитывает и не может воспитывать".


А.С. Макаренко. "Педагогическая поэма" ИТРК Москва 2003 Часть третья (http://zt1.narod.ru/pp-03-3.htm), стр. 714 [...] Детские дома

[ ZT. пригородные интернатные трудовые, то есть, с производством, школы-колонии ]

почему только для беспризорных? Почему до сих пор мы делаем ставку на семью? Семья не может воспитывать. Школа не может воспитывать. [...] Возможно и совершенно необходимо организовать настоящее коллективное воспитание

[ZT. пригородные интернатные трудовые, то есть, с производством, школы-колонии]

именно для нормального семейного детства, причем это будет и материально выгодно, и для государства полезно.


В: http://zt1.narod.ru/metodika.htm из А.С. Макаренко о его Колонии им. Горького .. Колония не только никому не препятствует уходить, а, напротив, сама объявляет: "Кто не хочет работать и быть колонистом – проваливай из колонии". Это необходимо, как естественный результат хозяйственной организации колонии, но это необходимо и для уменьшения числа побегов. Бегут из тюрьмы, колония же – открытая детская коммуна, без заборов и сторожей. Напротив, колония всегда осаждается просьбами желающих вступить в нее, и это еще больше удаляет колонию от тюрьмы.


> Как я понял вы предлагает совмещать семейное воспитание и школьно-интернатское.


Ну да, для родителей, которые в этом нуждаются, и для подростков, которым такие учреждения, как говорится, глянутся.


Полная добровольность.


Но и учреждение не обязано всех у себя держать, кто ни попросится, - лентяев и пакостников – вон.


То есть, это будут не исправительные учреждения, а просто учреждения в помощь родителям.


Хотя. - Из: http://zt1.narod.ru/doc/drapkina.doc .. Некоторые из старших разумно рассуждали, что жизнь вдали от города .. поможет им порвать с привычной уличной жизнью .. ZT. Географически оторвать от разлагающей среды. Но это только первое, а дальше ..


> А как по вашему ввести такую систему, нужна ли специальная государственная политика?


Интернатные пригородные производственные школы-хозяйства за века были успешными и неуспешными. Первые работали на так сказать прославление самой формы, вторые на её дискредитацию. Надо наработать информационную пред-основу. В этом направлении собирался поработать А.С. Макаренко, но не успел, да и компьютера тогда не было, а без компьютера - не сделать, а ныне можно поработать в этом направлении, что я и делаю.


> И еще - как бы считается, что коммуна будущего должна преодолеть разницу между госвоспитанием и воспитанием семейным. Тем более, что государства при коммунизме не будет.


Тьфу на твою схоластику. Ты ещё не наболтался такого при советской власти? Пригородная интернатная школа-хозяйство как добавка к семейному – это метасоциальная форма: она в равной степени нужна и рабовладельчеству, и феодализму, и капитализму.


> а это что за предоснова? Не совсем понимаю о чем речь.


Мои (ZT) весьма обширные, но хаотические библиографические накопления для потенциальной "ЛАБОРАТОРИИ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ШКОЛ-ХОЗЯЙСТВ ИМ. А.С. МАКАРЕНКО" в zip-упаковке вы, пожалуйста, можете скачать: http://zt1.narod.ru/winrar/0rnb.zip . Надо "коллекционировать" и систематизировать реальные в истории педагогики истинного социального воспитания приблизительно сходные "начальные контексты", и иллюстрировать: как конкретные в истории практики истинно социального воспитания начинали реально действовать в соответствующих "начальных контекстах", как они преодолевали трудности и достигали успехов...


С: http://community.livejournal.com/republicshkid/
А.С. Макаренко сегодня. Новые материалы и исследования. Отв. ред. Анатолий Аркадьевич Фролов. Н. Новгород 1992. / А. С. Макаренко. ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ КОЛОНИИ им. М. ГОРЬКОГО. ЦГАОР УССР, ф. 2717, оп. 1, д. 157, лл. 1-7. Автограф А.С. Макаренко, с заголовком: "В ЦК Всерабпроса" .. Датируется 1 января 1925 г. [...] Та сила, которая делает проблему дисциплины ясной и достаточно острой, лежит в процессе хозяйствования. / А.С. Макаренко, ПП-2003 из Приложения. Записи, использованные в "Педагогической поэме" .. [...] Важен не столько сам труд, сколько хозяйственное усилие в труде, сколько участие коммунаров в хозяйственной стороне производства. Здесь важнее отношение к заказам, к заказчику, к финансовой и коммерческой стороне труда. Воспитание хозяйствования именно для нас интересно (с.714). / А.С. Макаренко. Логика хозяйства - это есть логика здравого гражданского долга личности в пределах коммуны. При таком подходе самоуправление делается суммой функций труда, хозяйствования, ответственности и контроля, а отнюдь не функцией болтовни и резолюций [ZT. и не функцией 1. кондуитов, 2. карцеров, 3. розг и 4. прочих средств администратирования, хотя на 1,2,3 и 4 табу тоже не накладывается, ибо: гладко бывает на бумаге, да забывают про овраги, а по ним – ходить (© не моё)] ..


См. и: http://bolshoyforum.org/forum/index.php?topic=53199.20


Обязательно посмотрите и : http://zt1.narod.ru/doc/prorabotka-natur.doc


См. и http://zt1.narod.ru/doc/frgm-o-trud.doc


Чехов Антон Павлович, 1860-1904. "Три сестры", 1901. Дейст. 4-е. .. Если бы, знаете, к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие ..


А.С. Макаренко 1888-1939, т.4 М.1984 с.292 : "ни одной загубленной жизни".


Советую: Муниципальное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр социально-трудовой адаптации и профориентации «МОСТ»

Адрес учреждения: 236022, Калининградская область, Зеленоградский район, поселок Круглово

Телефон/факс-(8401) 45 – 6-75-45,

e-mail: Most-Kruglovo@mail.ru

Директор - Панасенко Валентина Яковлевна

http://www.eduklgd.ru/uo/yprav_molod/Otdel_molod/MOST/index.php/

Там отсылка: презентация http://www.eduklgd.ru/vse%20podriat/most.ppt


--


04 мая 2011 г.

ZT-реплика # 1 к Марбургскому изданию собрания сочинений А.С. Макаренко.


Макаренко А. Собрание сочинений. Т.1. – Равенсбург, 1976. – [...] Намеченная Макаренко в общих чертах теория коллективного воспитания [...] (с. XVI).


ZT. Акцентировать в отношении АСМ внимание только на "коллективное воспитание" – это значит сужать требовательность АСМ ко всему миру.


АСМ-а возмущало несколько-тысячелетнее = многовековое просто-напросто вообще отсутствие у мира = у человечества

сколько-нибудь массового

а) активного

и

б) реального,

а не лишь "для галочки",

воспитания.


АСМ т.3 М.1984 с.74 "Сколько тысяч лет .. Пустое место, ничего нет ..".


И АСМ предлагал именно всему миру = предлагал именно всему человечеству

путь установления наконец-то

более-менее массового

а) активного

и

б) реального,

а не лишь "для галочки",

воспитания.


Макаренковская педагогика есть педагогика технологическая, и, значит, "коллективное воспитание", "командирская педагогика", "непрямое воздействие", "как можно больше требовательности и как можно больше уважения", и прочее, и прочее в педагогике воспитания А.С. Макаренко - лишь обязательные многочисленные частные технологические составляющие его (Макаренко) общей системы.


Во времена АСМ был расхож эпитет "советское" в сущности тогда считай что тождественный эпитету "правильное".


Об этой терминологии я как-нибудь напишу отдельную статью.


Только свою систему налаженной ПРОРАБОТКИ НАТУР А.С. Макаренко считал единственно "советской" = единственно реально воспитывающей.


Да, макаренковская педагогика воспитания есть педагогика (!) проработки натур (!),


и это – главное у АСМ.


Выражение "проработка натур" ввёл я, ZT, ибо пока что собственно в текстах АСМ мне выражения "проработка натур" встретить не удалось.


Но у АСМ есть равнозначные установкам на проработку натур чёткие тезисы. –


"Наш путь единственный - упражнение в поведении, и наш коллектив - гимнастический зал для такой гимнастики", восьмитомник, т. 2 и 3, стр. соответственно 128 и 457; семитомник М. 1957-1958, т.2 и 1, стр. соответственно 178 и 654.


Упражнение в поведении у макаренков всех времен и народов - это впряжение детей и подростков во многие системные обстоятельства семьи-хозяйства и/или школы-хозяйства.


И обратно: впряжения в системные дела - это и есть так называемое (у макаренков) упражнение в поведении.


А значит хоть как-то сводить всё это, - как это мгновенно делают все антимакаренковцы, - к примитивному термину "дрессировка" - совершенно нелепо.


А.С. Макаренко М. Горькому 18.09.1934 .. Единственно, что я хочу утверждать: в .. воспитании единственным и главным инструментом воспитания является живой трудовой коллектив. Поэтому главное усилие должно быть направлено к тому, чтобы создать и сберечь такой коллектив, устроить его, связать, создать тон и традиции, направить .. (т.1 М.1983, с.261).


ZT. То есть АСМ всё-таки разрабатывал "теорию коллективного воспитания"…


ZT. Касательно же учёбы. - Есть дети, которым 1) не "плановая" (обычно-предметная) школа и 2) не академическая школа, а 3) так называемый комплекс 1920-х годов - даже и ныне в самый раз.


То есть в учебе не две, а три развилки. Об этом в файле http://zt1.narod.ru/doc/za-stoisticheskiy-podhod.doc после ".. Вл. Вл. Лермантов (1845-1919) делил науку .."


Правда, ведение образовательной работы по "комплексу" имеет, пожалуй, смысл только в школе-хозяйстве. Пример: А.С. Макаренко. Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии им. М. Горького [ Новыми стежками (Новыми тропами), орган Полтавского губнарообраза, 1923, №2 (6-7) ]. При этом происходит страсть-актуальное вовлечение воспитанников в обдумывание всех сторон хозяйственной системы учреждения, а также сближение в этом с персоналом.


Но (!) : для ребяток, планирующих по выходе из интернатного учреждения сразу поступать в техникумы или вузы, в последние месяцы перед выходом, или значительно раньше, – отдельные усиленные занятия именно по "плановому" (обычно-предметному) школьному.


Педагогика А.С. Макаренко – это, - для подопечных, - три в одном. –

1) Педагогика обеспечения разносторонне насыщенной, не лёгкой, но мажорной, жизни.

2) Педагогика нужной проработки натур.

3) Педагогика как можно более всестороннего оснащения.


--


[ Ванцаев Муса Синаевич ] .. Интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира - но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области .. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине ..

ZT. Чиновниченье на местах не соблюдает закон о жилье для выпускников, но зато подымает вой о труде ребят: "Запрещено законом!". В данных обстоятельствах макаренки типа Ванцаева Мусы Синаевича даже обязаны НЕ соблюдать конституционные и юридические запрещения труда подростков. - Если уж не оснастить выпускника нормальным жильем, то хоть оснастить его высокой трудоспособностью...


--


Из: темы (топики) от меня на интернетных форумах http://zt1.narod.ru/doc/forum-temy-ot-ZT.doc

[...]

Пригородная интернатная школа-хозяйство как добавка к семейному. 09 Ноября 2009, 19:10:48

[...]


--


См. и : http://zt1.narod.ru/doc/Repliki-k-Marburg-izdan-ASM.doc


Зиновий Тененбойм @Tenenboim on Twitter
http://www.twitter.com/Tenenboim


Загляните и в: http://zt1.narod.ru/doc/portaly-shkoly-hozyaistva.doc




Похожие:

И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconПисьма, письма сам я на почту ношу, Словно я роман с продолженьем пишу

И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...
И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconПисьма, письма лично на почту ношу

И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconПисьма письма лично на почту ношу

И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconПисьма, письма лично на почту ношу

И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconПоложение о VII всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» Организатор конкурса: На основании письма управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование»
На основании письма управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» проводится конкурс...
И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconИсследовательская работа по направлению «Военная история» на тему «По следам одного письма, фотографии, документов »
Исследование и обработка музейных экспонатов: семейные письма, фотография, поздравительные открытки / Сбор материалов для школьного...
И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconЗдоровье человека. Вредные привычки
В процессе познания природы и социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность....
И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconПонятие письма. Признаки письменной речи и их классификация Бугаев К. В. Опубликовано
Опубликовано: Криминалистическое исследование письма: учебное пособие / А. А. Кузнецов, А. Р. Сысенко, К. В. Бугаев, Д. В. Муленков....
И. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч iconДокументы
1. /О лорде Честерфилде.М. П. Алексеев.doc
2. /Письма...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов