Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 icon

Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1



НазваниеПримерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1
Дата конвертации21.05.2012
Размер208.75 Kb.
ТипДокументы

Примерные тексты и задания к ним

(к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос)


Билет №1

1. Сформулируйте три вопроса-суждения к тексту.

2. Дайте ответы на составленные вопросы.

3. Что бы вы дополнили по данной теме?


Кожа – наружный покров тела, площадь которого у взрослого человека составляет 1,5 – 2 кв. м. Она представляет собой огромную рецепторную поверхность, которая обеспечивает разного рода чувствительность, что помогает организму воспринимать окружающую среду и лучше реагировать на изменение ее условий.

Кожа является органом теплоотдачи. На испарение 1 г пота затрачивается 2,4 кДж, за сутки в экстремальных условиях может выделиться до 12 кг пота. Вычислено, что у людей, занимающихся очень тяжелым физическим трудом, в течение суток в организме образуется около 21000 кДж энергии. Такое количество теплоты могло бы нагреть примерно 80 л воды от +37 градусов Цельсия до температуры кипения.


Билет №2

1. Подсчитайте общий объем крови, проходящий через почки за сутки. Сделайте выводы.

2. Вычислите массу почек человека, имеющего массу 80 кг.

3. На основании полученной информации, определите значение почек.


Почки имеют обильное кровоснабжение (1/4 всего объема крови).

Они интенсивно работают: за сутки общий объем крови в организме (5 л) проходит через почки 300 раз.

При собственной массе 1/160 от массы тела взрослого человека почки потребляют большое количество кислорода (1/1,1 всего кислорода, используемого организмом).

Они имеют особое строение, которое позволяет крови сделать двойной путь: сначала она фильтруется в капиллярных клубочках нефрона, затем - в сети капилляров, оплетающих нефрон. Мочеобразование тоже проходит в 2 этапа: в первом случае образуется первичная моча, во втором – вторичная.


Билет №3

1. Озаглавьте текст.

2. Пользуясь текстом, составьте схему, включающую названные компоненты и показывающую их взаимосвязь.

3. Назовите клетки крови, что является для них внешней средой.


Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа тканевая жидкость. Она обеспечивает связь клеток тела с внешней средой и участвует в обмене веществами.

Внутренняя среда организма сохраняет относительное постоянство своего состава, физических и химических свойств, что обеспечивает устойчивость всех функций организма и является результатом нервно-гуморальной саморегуляции.

Тканевая жидкость омывает все клетки, осуществляя обмен веществ с ними. Из тканевой жидкости образуется лимфа. Лимфатические капилляры берут начало между клетками тканей и переходят в лимфатические сосуды, впадающие в крупные вены кровеносной системы. Лимфатическую систему рассматривают как дренажную систему между тканями и кровью.


Кровь – жидкая соединительная ткань, состоящая на 55% из плазмы и форменных элементов (45%). Количество крови составляет 1/13 от массы тела, она циркулирует в кровеносной системе.

Плазма крови – бесцветная прозрачная жидкость, состоящая из неорганических и органических веществ. Плазма слегка солоновата на вкус. Концентрация солей поддерживается на постоянном уровне – 0,9%. Раствор поваренной соли с такой же концентрацией называется физиологическим раствором, он используется при крупных кровопотерях, обезвоживании организма, для изготовления лекарств при их введении в кровь.

Состав плазмы поддерживается на постоянном уровне дыхательной и выделительной системами. Он регулируется двумя механизмами – нервным и гуморальным. Форменные элементы крови – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Они образуются в кроветворных органах: в красном костном мозге, селезенке, печени, лимфатических узлах.


Билет №4

1. Назовите организмы, входящие в состав лишайника.

2. Составьте схему «Разнообразие лишайников» (по внешнему виду) на основе содержания текста.

3. Чем можно объяснить широкое распространение лишайников?


Лишайники – своеобразные живые организмы. Насчитывают около 25 тысяч видов, которые широко распространены по земному шару – от полярных скал до камней в пустыне.

В лишайнике сочетаются два организма с противоположными свойствами: водоросль, которая в процессе фотосинтеза создает органические вещества, и гриб, потребляющий эти вещества.

Гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и водоросль извлекает из совместной жизни с ним определенную пользу. В результате этих сложных взаимоотношений в процессе эволюции возник новый самостоятельный комплекс, имеющий особенное строение и образ жизни, свои закономерности развития. Вегетативное тело лишайника – таллом, или слоевище – очень разнообразно по форме и окраске. По внешнему виду различают лишайники накипные (корковые), листоватые и кустистые.

Таллом накипных лишайников представляет собой корочку, которая прочно срастается с поверхностью камня, корой дерева или обнаженной древесиной. Трудно отделить без повреждений таллом от места, к которому он прикреплен. К накипным относятся лишайники родов Биатора и Веррукария.

Листовидные лишайники имеют вид чешуек или крупных пластинок. Их таллом прикрепляется к субстрату пучками грибных нитей или отдельными тонкими нитями. Такой таллом имеют лишайники рода Гипогимния. У кустистых лишайников, например, рода Кладония и Уснея, таллом состоит из ветвящихся стволиков. Растет таллом вертикально, наклонно или свисает вниз.

Лишайники размножаются с помощью спор, а также вегетативно – кусочками слоевища.


Билет №5

1. В какую группу могут быть объединены все, названные в тексте организмы, по отношению к организму-хозяину?

2. Перечислите меры профилактики микозов человека

3. Определите значение данной группы организмов в природе и жизни человека.


Классы Сосальщиков и Ленточных червей представлены эндопаразитами, то есть глистами, живущими внутри других животных и человека. Их тела покрыты толстой кутикулой и снабжены присосками или крючками. Они имеют сложный жизненный цикл.

Паразитические формы в сложном жизненном цикле переживают две основные стадии – половозрелую и стадию личинки и, соответственно, сменяют двух хозяев. Основной хозяин тот, в котором живёт взрослый червь, в промежуточном хозяине живёт личинка паразита. Хозяевами могут быть и животные, и человек.

Например, печёночная двуустка сменяет двух хозяев – кошек и рыб, а рыбий цепень поражает человека и крупный рогатый скот.

Круглые черви широко распространены в морских и пресных водах, в почве. Многие из них ведут паразитический образ жизни.

Представитель этого типа – аскарида человеческая, которая живёт в тонком кишечнике человека, удерживаясь за счёт волнообразных движений мощной продольной мускулатуры.

Паразитируя на человеке, грибы вызывают болезни – микозы (болезни кожи, волос, ногтей, дыхательных путей, ротовой полости).

Паразитируя на растениях, грибы вызывают болезни, из-за которых ежегодно теряется до 1/3 части урожая, выращиваемого человеком.


Билет № 6

1. Оформите содержание текста в виде таблицы.

2. Сделайте вывод по таблице.


Головной мозг располагается в полости черепа и состоит из трёх отделов: средний и передний мозг.

Задний мозг состоит из продолговатого мозга, моста и мозжечка.

Мост – это продолжение продолговатого мозга, он связывает передний и средний мозг с продолговатым и спинным мозгом. От моста отходят лицевой и слуховой нервы. По слуховому нерву в мозг передаются сигналы от слуховых рецепторов и рецепторов органа равновесия. Из продолговатого мозга и моста выходят восемь пар черепно-мозговых нервов.

Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга позади продолговатого мозга и моста, он имеет два полушария и среднюю часть. Он состоит из серого и вещества; серое вещество расположено снаружи, белое – внутри. Многочисленными нервными путями мозжечок связан со всеми отделами центральной нервной системы.

Мозжечок координирует движение, удерживает позу и поддерживает равновесие тела.

Средний мозг – второй отдел головного мозга. Он обеспечивает установочные и ориентировочные рефлексы. Благодаря установочным рефлексам человек стоит, ходит, бегает, прыгает, начинает и завершает любое движение. Ориентировочные рефлексы помогают менять направление движения. Средний мозг также регулирует мышечный тонус. Через средний мозг проходят многие нервные пути от моста и продолговатого мозга в передний мозг. Здесь расположен целый ряд важных чувствительных и двигательных центров, в том числе центры зрения и слуха.

Третий отдел головного мозга передний мозг, он представлен промежуточным мозгом и большими полушариями.

Промежуточный мозг содержит центры, которые управляют функциями внутренних органов, регулирует температуру тела, отвечают за чувство жажды, голода и насыщения. Промежуточный мозг состоит из двух областей – таламуса, который участвует в образовании условных рефлексов и эмоций, и гипоталамуса, который связывает отделы ЦНС с железами внутренней секреции, регулирует обмен веществ, постоянство внутренней среды и функции некоторых систем органов.

Большие полушария головного мозга – это 80% от всей массы мозга. Кора больших полушарий является высшим отделом ЦНС, она отвечает за анализ, контроль, координацию, накопление опыта, образование условных рефлексов.


Билет № 7

1. На основании текста, изобразите схему строения вируса.

2. Расшифруйте аббревиатуру ВИЧ, СПИД.

3. Изобразите схему «Группы вирусов» (по характеру генома).


Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусы – внутриклеточные облигатные паразиты, то есть они не способны жить и размножаться вне своего хозяина. Попав в клетку, вирус изменяет всю её биохимическую активность, переключая работу клетки на производство новых вирусных частиц.

Каждая отдельная вирусная частица (вирион) состоит из генетического материала, который называется геномом вируса, и защитной белковой оболочкой – капсида. По характеру генома вирусы делят на две группы: ДНК – содержащие (бактериофаги, вирус оспы, герпеса) и РНК – содержащие (вирусы растений, гриппа, полиомиелита). Вирусы открыты Д.И. Ивановским в 1892 году.

Наиболее опасным вирусом для людей является вирус иммунодефицита человека.

Меры профилактики включает борьбу с наркоманией и проституцией, тщательное обследование донорской крови и тщательную стерилизацию медицинских инструментов, и регулярное обследование на СПИД людей из «группы риска» (наркоманов, проституток и гомосексуалистов).


Билет № 8

1. Составьте рассказ по схеме

2. Сформулируйте 2-3 вопроса по теме: вопрос – понятие; вопрос – суждение


Иммунитет – способ защиты организма, состояние невосприимчивости к микробам, чужеродным телам и веществам. В образовании иммунитета кроме лейкоцитов участвуют лимфоциты и особые белки плазмы крови – антитела. Различают следующие виды иммунитета:


ИММУНИТЕТ

Искусственный

Пассивный под действием лечебной сыворотки

Активный под действием вакцины

Естественный

Врожденный

Приобретенный после болезни


Билет №9

1. Составьте характеристику витаминов.

2. Назовите источники витаминов.

3. Определите, что такое гипервитаминоз.


Витамины – группа биологически активных веществ, которые были открыты русским врачом Н.И. Луниным в 1880 г. В 1912 г. польский ученый К. Функ ввел термин «витамины» и сделал вывод о жизненной необходимости этих веществ.

Витаминов около 20; это низкомолекулярные соединения различной химической природы. Они входят в состав активных центров многих ферментов как незаменимые компоненты и ускорители химических процессов. Витамины заняты в регуляции многих биохимических и физиологических процессов. Они способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность. Недостаток того или иного витамина (гиповитаминоз) или отсутствие витамина (авитаминоз) приводит к глубоким нарушениям в процессах обмена веществ, что ведет к тяжелым заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита. Все витамины можно разделить на две группы: жирорастворимые и водорастворимые.

Организм человека не способен синтезировать некоторые витамины и должен ежедневно получать их с пищей.

Чтобы сохранить в пище как можно больше витаминов, овощи следует очищать и нарезать только перед самой варкой, опускать в кипящую воду и недолго варить в эмалированной кастрюле с закрытой крышкой. Овощные блюда нужно употреблять сразу после их приготовления. Промышленность выпускает специальные препараты, содержащие витамины. Наиболее распространены поливитамины, представляющие набор из нескольких отдельных витаминов.


Билет №10

1. Назовите функции нервной системы.

2. Изобразите схему рефлекторной дуги и обозначьте ее структуру.


Нервная система подразделяется на две части: центральную и периферическую. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга.

Нервная система согласует деятельность всех систем органов целостного организма, регулирует все функции организма, осуществляет связь его с внешней и внутренней средой, обеспечивает мыслительную деятельность человека. Это удается благодаря ее анатомическому строению.

Рефлекс – ответная реакция организма на внешнее воздействие с помощью нервной системы. Путь рефлекса – это рефлекторная дуга. В состав рефлекторной дуги входят:

1. Рецепторы, воспринимающие раздражение от внешнего воздействия или внутренней среды организма.

2. Центростремительные нервы, несущие возбуждение по чувствительным нейронам к ЦНС.

3. Вставочные нейроны, передающие нервный импульс в мозг на двигательные, то есть исполнительные нейроны.

4. Центробежные нервы, несущие возбуждение по исполнительным нейронам от ЦНС на периферию к двигательному, то есть исполнительному органу.

5. Центральная нервная система.

6. Рабочий орган.


Простая рефлекторная дуга образована всего двумя нейронами. Такой дугой обеспечивается, например, коленный рефлекс, который в медицине используется для быстрой проверки состояния нервной системы.

В сложных рефлекторных дугах обязательно участвуют вставочные нейроны. Иногда говорят не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце. Имеется в виду, что между ЦНС и рабочими органами есть не только описанная выше прямая связь, но и обратная, сообщающаяся, что ответ осуществлён.


Билет № 11

1. Аргументируйте следующие правила гигиены умственного и физического труда.

  • При выполнении физической работы необходимо учитывать физическую нагрузку

  • После выполнения продолжительной физической работы необходимо принять душ

  • Умственную работу необходимо чередовать с физической нагрузкой

  • При напряжённой умственной деятельности подросткам необходим продолжительный сон (не менее 8 часов)

^ ПРАВИЛО  ?  ? ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА


Билет № 12

1. Пользуясь предложенным текстом, ответьте на вопросы:

  • За счёт ферментов каких желёз осуществляется пищеварение в желудке?

  • Ферменты каких желёз участвуют в пищеварении в двенадцатипёрстной кишке?

  • При каких условиях осуществляется пищеварение в двенадцатипёрстной кишке?


Желудок


СТРОЕНИЕ

ФУНКЦИЯ

Имеет грушевидную форму, входное и выходное отверстие. Стенки состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы железистым эпителием. 14 млн. желёз вырабатывают в сутки от 1,5 до 2,5 литров желудочного сока, соляную кислоту и слизь.

Главные ферменты сока – пепсин, химозин и липаза. Объём желудка до 3 л.

Рефлекторное выделение желудочного сока. Сокращение стенок желудка способствует перемешиванию пищи с желудком соком. Переваривание пищи: расщепление пепсином сложных белков до более простых. Створаживание молока ферментом химозином. Эмульгирование и расщепление липазой.


Кишечник


СТРОЕНИЕ

ФУНКЦИЯ

Начальный отдел тонкого кишечника длиной в 12 пальцев – до 30 см. В него открываются протоки поджелудочной железы и желчного пузыря. Стенки кишки состоят из гладких мышц, которые сокращаются непроизвольно. Железистый эпителий вырабатывает кишечный сок.

Переваривание пищи. Пищевая кашица порциями поступает из желудка и подвергается действию желчи и ферментов: трипсина, амилазы и липазы. Среда щелочная. Белки расщепляются до аминокислот, углеводов – до глюкозы, жиры – до глицерина и жирных кислот.


Билет № 13

1. Прочитав текст, озаглавьте

2. Изобразите схему, включающую группы желёз, их примеры и характеристики этих групп.


Железы – это органы, вырабатывающие и выделяющие специфические вещества, которые участвуют в физиологических отправлениях организма. Железы внешней секреции имеют выводные протоки, выделяющие свои продукты (секреты) на поверхность тела или слизистых оболочек. К ним относятся потовые, молочные, сальные, слюнные, желудочные, слёзные железы.

Железы внутренней секреции не имеют выводных протоков: вырабатываемые ими продукты поступают непосредственно в кровь или лимфу. К железам внутренней секреции относятся надпочечники, гипофиз, щитовидная и паращитовидная железы. Есть железы, совмещающие внешне секреторную и внутри секреторную функцию: поджелудочная железа, семенники, яичники, тимус, плацента. Железы внутренней секреции составляют эндокринную систему. Железы выделяют специфические биологические регуляторы – гормоны. Гормоны относятся к группе биологически активных веществ, сокращённо БАВ. Под контролем гормонов протекают все процессы жизнедеятельности, все этапы развития организма с момента его зачатия до глубокой старости.

Функционирование эндокринной системы как единого целого обеспечивается механизмами не только прямой, но и обратной связи. Сущность обратной связи заключается в том, что избыточное содержание гормона в крови приводит к тому, что железа выделяет меньше гормона, а недостаточное количество стимулирует его выделение. Эндокринная система функционирует под контролем нервной системы; связующим звеном между ними является гипоталамус – подбугровая область промежуточного мозга.


Билет № 14

1. Изобразите в виде схемы состав опорно-двигательной системы

2. Назовите особенности скелета человека, связанные с прямохождением.

3. Чем объясняется разнообразная форма костей скелета?


Форма нашего тела поддерживается скелетом. Скелет также защищает внутренние жизненно важные органы. Кости вместе с суставами, сухожилиями и мышцами обеспечивают опору и движение тела. Совокупность костей образует скелет.

Каждая кость находится на своем месте в скелете, имеет форму и размеры, соответствующие той функции, которую она выполняет. Костная ткань – это депо кальция, фосфора и других элементов. Она участвует в минеральном обмене, а мышечная ткань – в обмене углеводов, жиров и белков.

Скелет человека имеет особенности, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, это четыре плавных изгиба позвоночника, широкая грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, широкие кости таза, сводчатая стопа, преобладание мозгового отдела черепа над лицевым отделом.

Скелет человека состоит из следующих частей: скелет туловища (позвоночник и грудная клетка), конечности и череп. Скелет головы образован мозговым и лицевым отделами черепа.


Билет №15

1. Дополните схему, используя личный опыт.

2. Сделайте вывод.

3. Объясните, почему занятия физкультурой являются фактором, сохраняющим здоровье?




















Билет №16

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Проведите разметку текста: 1 – строение глаза; 2 – строение сетчатки; 3 – значение зрения; 4 – гигиена зрения.

3. Каким образом глазницы, брови, веки, ресницы, слезы обеспечивают защитную функцию глаз?


Все отделы анализатора действуют как одно единое целое и обуславливают восприятие.

Зрение воспринимает информацию о предметах и таких свойствах окружающей среды, как освещенность, форма, величина, цвет. Зрению отводится первостепенная роль в процессе познания внешнего мира, в обучении бытовым и трудовым навыкам.

Орган зрения – глаз, он имеет форму шара (глазное яблоко), расположен в глазнице черепа и хорошо защищен бровями, веками, ресницами, слезами. Глаз приводится в движение при сокращении трех пар глазных мышц.

Сетчатка состоит из нескольких слоёв нервных клеток. В первом слое находятся светочувствительные рецепторы (фоторецепторы) – палочки и колбочки. Здесь происходит превращение световой энергии в энергию возбуждения. Для отчётливого изображения световые лучи фокусируются на жёлтом пятне. Длинные отростки палочек и колбочек собираются в пучок, образуя зрительный нерв. Место, где зрительный нерв выходит из сетчатки и не содержит фоторецепторов, называется слепым пятном.

Способность воспринимать предметы в объёмном изображении и оценивать их относительно удалённости в пространстве называется стереоскопическим зрением. Одной из важных характеристик зрения является его острота.

Часто встречаются нарушения остроты зрения – близорукость и дальнозоркость.

Травма глаз часто приводит к образованию бельма, другими словами, к помутнению роговицы. Грязь – причина конъюнктивита: это воспаление слизистой оболочки из-за инфекции.

Глазной нерв страдает от никотина и алкоголя.


Билет № 17

1. Что относится к высшим отделам ЦНС?

2. Каковы заслуги И.П.Павлова и А.А.Ухтомского в изучении деятельности головного мозга.

3. Чем отличается ВНД человека от ВНД млекопитающих?


Высшей нервной деятельностью (ВНД) называется деятельность высших отделов ЦНС. Эта деятельность обеспечивает наиболее совершенное приспособление к окружающей среде. Термин ВНД введен в науку И.П. Павловым, который разработал рефлекторную теорию поведения. По И.П. Павлову, в основе ВНД лежат условные и сложные безусловные процессы.

Кроме возбуждения, которое лежит в основе проявления рефлексов, ВНД включает и торможение.

Память – общее свойство мозга. Различают кратковременную и долговременную память. Ни один поведенческий навык не обходится без этих двух видов памяти.

Внимание является одним из примеров доминанты. Управление поведением с помощью доминанты открыто физиологом А.А. Ухтомским.

ВНД человека, в отличие от ВНД млекопитающих, включает высокоразвитое сознании, отвлеченное мышлением и связанную с ним речь.

Речь – это вторая сигнальная система. В ее основе лежит слово – особенный условный сверхраздражитель для большинства человеческих условных рефлексов, основа мышления и речи. И.П. Павлов назвал слово «сигналом сигналов», важной человеческой прибавкой к общению.


Билет №18

1. Найдите в тексте определения понятий: зигота и ген.

Х 2. Почему беременным женщинам абсолютно противопоказаны курение и прием алкоголя?

3. Чем объясняется уникальность набора генов, характерная для каждого человека?


При слиянии мужской и женской половых клеток образуется зигота. В ней – набор хромосом, полученный от родителей, это новая комбинация генетической информации. Каждая хромосома – это двойная цепь ДНК, которая состоит из следующих друг за другом участков – генов. Каждый такой участок несет информацию о структуре определенного белка. А от структуры белков организма зависят его наследственные (генетические) свойства.

С каждым геном связан определенный наследственный признак организма, например, окраска радужной оболочки глаз, цвет кожи, цвет волос и т.д. Новый человеческий организм развивается из зиготы, имеющей уникальный набор генов, а, значит, и набор признаков. Так половое размножение обеспечивает нашу генетическую индивидуальность. Кроме того, новизна признаков может дать новый шанс для лучшего приспособления в изменяющемся мире.

При беременности женщина прибавляет в весе около 10 кг. Беременным женщинам абсолютно противопоказаны курение и алкоголь, так как никотин и алкоголь из крови матери легко проходит через плаценту и попадает в кровь плода, вызывая в его организме тяжелые нарушения, которые приводят к физическим и психическим отклонениям.


Билет №19

1. Где образуются яйцеклетки и сперматозоиды?

2. Каково значение плаценты?

3. Почему человек с момента зачатия, представляет собой отдельную уникальную жизнь?


Мужские половые железы располагаются в специальном кожно-мускульном мешке – мошонке. В семенниках образуются мужские половые клетки и половые гормоны.

Женские половые железы располагаются в брюшной полости. В яичниках образуются яйцеклетки и женские половые гормоны.

Оплодотворение происходит в яйцеводе, там же начинается деление оплодотворенной яйцеклетки. Зародыш из 30 – 32 клеток попадает в матку, где и происходит дальнейшее развитие.

Организмы матери и зародыша связывает плацента (или детское место). Через плаценту зародыш получает из крови матери питательные вещества и кислород и отдает в нее продукты распада и углекислый газ.

Таким образом, человек с момента зачатия, находясь в утробе матери, представляет собой отдельную уникальную жизнь.


Билет №20

1. Внимательно прочитайте и озаглавьте текст.

2. Установите последовательность этапов описанного процесса.

3. назовите органы, выполняющие выделительную функцию.


Дыхание обеспечивает биологическое окисление органических веществ с освобождением энергии. Оно проходит в несколько этапов:

1. Кислород транспортируется во все ткани организма.

2. Углекислый газ транспортируется кровью в легкие, вода – в почки, кожу и легкие.

3. Происходит газообмен в тканях, органические вещества в клетках окисляются с помощью кислорода, при этом выделяется углекислый газ, вода и освобождается энергия. Углекислый газ и вода поступает в кровь. Освобожденная энергия идет на обеспечение жизнедеятельности организма или запасается в митохондриях в виде АТФ.

4. Воздух из легких удаляется, внешнее проявление – выдох.

5. В легких происходит газообмен: кислород поступает в кровь.

6. В легкие поступает воздух.

7. В легких происходит газообмен, углекислый газ поступает в воздух легких.


Билет №21

1. Приведите аргументы, подтверждающие то, что глотание – сложный рефлекторный акт.

2. Какова роль соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока?

3. Что препятствует самоперевариванию стенки желудка?


Глотание – сложный рефлекторный акт. При этом обязательным условием является возбуждение рецепторов корня языка. Это возбуждение передается в продолговатый мозг, где располагается центр регуляции глотания. Отсюда выходят нервные волокна, оканчивающиеся в глотательных мышцах. Центр регуляции глотания находится во взаимодействии с центрами движения и сердечной деятельности, поэтому во время каждого глотательного движения задерживается дыхание и учащаются сердечные сокращения.

В глотке мягкое небо приподнимается и загораживает вход в носоглотку, надгортанник закрывает вход в гортань.

Из глотки пищевой комок попадает в пищевод, а затем в желудок.

Пищеварение в желудке может происходить только при температуре тела (35 – 370С) и в присутствии соляной кислоты. Концентрация ее в желудочном соке зависит от вида пищи. Соляная кислота, входящая в желудочный сок, создает кислую среду и приводит в активное состояние ферменты. Она также способствует перевариванию белков, уничтожает болезнетворные микроорганизмы. Действию соляной кислоты препятствует слизь, выделяемая слизистой оболочкой желудка, тем самым стенка желудка предохраняется от механических повреждений и самопереваривания.


Билет №22

1. Прочитайте текст и изобразите схему «Типы кровеносных сосудов», отметив краткую характеристику каждого типа.

2. Почему скелетные мышцы могут оказывать влияние на движение крови по венам?


Кровообращение – это постоянное и непрерывное движении крови по замкнутой сердечно-сосудистой системе, обеспечивающей доставку крови к клеткам организма.

Замкнутую кровеносную систему образуют три основных вида кровеносных сосудов: артерии, вены и капилляры.

Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца, они разветвляются на более мелкие сосуды – артериолы.

Вены – сосуды, по которым кровь течёт к сердцу, они разветвляются на венулы. Стенки артерий и вен состоят из трёх слоёв клеток. Внутренний слой (из эпителиальной ткани) гладкий, что уменьшает сопротивление и способствует движению крови по сосуду. Этому же помогают мышечные клетки среднего слоя. В наружном слое (из рыхлой соединительной ткани) проходят нервы, управляющие величиной просвета сосудов.

Стенки вен значительно тоньше и мягче, чем стенки артерий, они менее упруги, но более растяжимы. Движению крови по венам к сердцу способствуют скелетные мышцы, окружающие сосуды. Движению крови в противоположном направлении препятствуют клапаны, расположенные внутри сосуда. Капилляры – разветвление артериол и венул, это самые тонкие сосуды. Они осуществляют обмен веществ в тканях и соединяют между собой артериолы и венулы.

Стенки капилляров однослойные, толщина их 0,005 мм. Мембраны капилляров клеток обеспечивают происхождение через поры веществ, участвующих в обмене. В состоянии покоя для кровотока открыто 20-30% капилляров. Кровоток усиливает во время движения за счёт сокращения мышечных клеток.


Билет № 23

1. Прочитайте текст. На основании этой информации изобразите схему строения мышцы (с обозначением деталей её строения).

2. Какие белки обеспечивают сократимость мышц?

3. Что является источником энергии для работы мышц?


У человека мышцы составляют от 28-32% (женщины) до 35-45% (мужчины) массы тела. В типичной мышце есть активно сокращающаяся часть – тело, состоящее из мышечных волокон, и пассивная часть – сухожилие, которое находится на обоих концах мышцы и прикрепляет её к костям скелета. Каждая мышца снабжена нервными волокнами и капиллярами. Одно нервное волокно может иннервировать, то есть проводить возбуждение, в несколько волокон.

Сократимые нити мышц состоят из белков двух типов – миозина и актина. Миозиновые белки обеспечивают силу и длительность сокращений, актиновые белки обеспечивают кратковременность и быструю смену сокращений.

Работа мышц связана с расходованием энергии. Энергию для мышечного сокращения даёт аденозинтрифосфорная кислота – АТФ.

Длительное мышечное напряжение приводит к утомлению. Его проявления: уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движения.


Билет № 24

1. Прочитайте текст. На основании этой информации изобразите схему строения спинного мозга (поперечный срез).

2. Найдите в тексте подтверждение того, что спинной мозг выполняет проводниковую функцию.

3. Почему нервы, отходящие от спинного мозга, называют смешанными?


К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую. Рефлекторная функция – это осуществление рефлексов.

Спинной мозг имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, он расположен в позвоночном канале. На передней и задней поверхности спинного мозга находятся две глубокие продольные борозды. Они делят его на правую и левую половины.

Внутренняя часть спинного мозга образована серым веществом, которое состоит из тел нервных клеток. На срезе оно напоминает по форме бабочку. В центре спинного мозга проходит узкий спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Наружный слой спинного мозга образован белым веществом, состоящим из длинных отростков нейронов.

Задние корешки состоят из коротких отростков центростремительных нейронов, а передние – из длинных отростков центробежных нейронов. По задним корешкам возбуждение передаётся вверх – в головной мозг, по передним – вниз, от головного мозга. Нервы, которые состоят из отростков как центростремительных, так и центробежных нейронов, называются смешанными. От спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов.









Похожие:

Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconДемонстрационный вариант по математике для учащихся 6 класса
В первой части 20 заданий, во второй – 3 задания, в третьей – 2 задания. Часть 1 это задания с выбором одного верного ответа из четырех....
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconДемонстрационный вариант по истории для учащихся 6 класса 2011-2012 учебный год Инструкция по выполнению работы
В – 3 задания, в части с – 3 задания. Часть а это задания с выбором одного верного ответа из четырех. Задания части в – задания на...
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconДокументы
1. /k_bil25.doc
2. /Билет ь 13.doc
3.
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconЭкзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconПримерный вариант экзаменационной работы по биологии в 10 классе. Часть А. Тестовые задания, выбрать один правильный ответ
Явления круговорота вещества и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне: а биосферном; б биогеоценотическом;...
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconДемонстрационный вариант по биологии для учащихся 7 класса 2011-2012 учебный год Инструкция по выполнению работы
Включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого...
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconДемонстрационный вариант по географии для учащихся 8 класса 2011-2012 учебный год Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по географии отводится 1 час (60 минут). Задания 11, 19 требуют развернутого ответа и оцениваются в два балла....
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconДокументы
1. /Мои задания/ВАРИАНТ 1.doc
2. /Мои задания/ВАРИАНТ...

Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconБилет №1
Вопрос №1. Какие неблагоприятные последствия могут наступить вследствие поражения электрическим током (основные)?
Примерные тексты и задания к ним (к билетам по биологии – региональный вариант 2, 2 вопрос) Билет №1 iconДокументы
1. /Тексты с аккордами/Весна.doc
2. /Тексты...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов