О видах круговой поруки icon

О видах круговой поруки



НазваниеО видах круговой поруки
Дата конвертации27.06.2012
Размер366 Kb.
ТипЗаседание

Из данного файла ниже .. Заседание учкома в присутствии всего класса произвело на учащихся большое впечатление. После заседания учащиеся говорили, что, когда учащегося за неуспеваемость вызывают на учком [ZT. или к завучу, или к директору], то бывает стыдно только ему, а когда обсуждают при всём классе, то виновным за неуспеваемость каждого ученика считают весь класс ..


ZT. По сути Брюховецкий Федор Федорович тут коснулся темы, связанной с "заковыристым" термином А.С. Макаренко "параллельное (ZT. горизонтальное) действие (ZT. воздействие)". Побольше вовлекать так сказать близ-касательных к субъектику-объектику ребят в обсуждение поведения этого конкретного субъектика-объектика в борьбе за престиж всей группы – вот мудрая стратегия морального воздействия. Но против этого в своё время ополчился наш "всемирно известный" и "трижды народный" Идиот Идиотович В.А. Сухомлинский, о чём читайте в http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm , хотя это нормальная и общеупотребляемая в народном обиходе методика.


О видах круговой поруки.


Комментарий к главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" (1927 г.) и к роману П. Ольховского и К. Евстафьева "Последняя гимназия" (1930 г.) http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc. -


Круговая порука не боязни наказания всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных типиков, а. -


1) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении - из-за отдельных типиков в них. 2) Круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения - из-за отдельных типиков. Вариант такого в http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc.


В учреждении может господствовать блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное. Тогда это не воспитательное учреждение, а воровская малина и/или тому подобное.


В учреждении может быть установлена круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) - из-за отдельных в них типиков. Такое "к лицу" не педагогическому учреждению, а тюрьме и/или строгорежимному лагерю с колючей проволкой и вышками по углам.


Нет, в мягком варианте круговая порука наказания со стороны администрации всей группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) из-за отдельных в них типиков Антоном Семеновичем Макаренко и другими макаренками всех времен и народов - применялось, как "естественное воздаяние", но только в так сказать преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно.


Так, в статусно-установочном смысле физическое воздействие тоже не допустимо, но оно (физическое воздействие) бывает допустимо в преходящих и совершенно ясных ситуациях когда действовать надо оперативно.



Но в статусном смысле только круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме группы (звена, отряда, бригады, ученического класса) в учреждении из-за отдельных типиков в них И круговая порука нежелания уронения чести = уронения реноме всего учреждения из-за отдельных типиков, - только такое (в статусном смысле) – к лицу действительно педагогическому = действительно воспитательному = действительно макаренковскому учреждению!


Однако в Шкиде 1920-25 годов чаще всего господствовала блатная круговая порука: "бить легавых!" и/или тому подобное.


Значит Шкида почти всегда = почти постоянно была суть не воспитательное учреждение, а воровская малина, причём, по главе "Содом и Гоморра" в "Республике Шкид" и по http://zt1.narod.ru/doc/olyhovsk.doc , - воровская малина, опасная даже для всего города Ленинграда.


--


Существует. – Брюховецкий Федор Федорович. Школьные будни. Краснодарская ж.-д. школа № 58. Краснодар 1960.81 РНБ 60-4/8896. / Он же: Праздник труда в школе М.1962.31 РНБ 62-4/17748. / Он же: Праздник "За честь школы" (Из опыта работы) М.1962.36 РНБ 62-4/7545.


--


Машинопись из архива Н.А. Лялина. Слегка мною, ZT, отредактировано. -


Брюховецкий Федор Федорович, директор железнодорожной средней школы N58, ст. Краснодар-I Сев. Кав. ж.-дор.


^ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА.


Педагогический коллектив средней железнодорожной школы N 58 ст. Краснодар-I Северо-Кавказской железной дороги в течение многих лет изучает и стремится внедрить в практику учебно-воспитательной работы педагогическое наследство А.С. Макаренко, его учение о детском коллективе. В настоящей статье рассказывается об опыте нашей работы по воспитанию школьного коллектива.


^ КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ПЕРЕДОВАЯ ЧАСТЬ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА.


Передовой частью коллектива учащихся является школьная комсомольская организация, которая работает под внимательным и непосредственным руководством партийной организации школы. Комсомольская организация школы – ведущая организация. В контакте с ней работает учком и пионерская организация.


Предметом особой заботы комсомольской организации является рост её рядов, вовлечение молодёжи в ряды ленинского комсомола. Это не должно сводиться к чисто количественному росту. На первом месте забота о качественном составе комсомольской организации. Комсомольская организация нашей школы поставила свою работу так, что учащиеся с охотой идут в её ряды. На открытых комсомольских собраниях ставятся на обсуждение вопросы, которыми живо интересуется молодёжь. Комсомольская организация 9 "а" класса на своих собраниях заслушала и обсудила доклады на следующие темы: "Мой любимый герой", "О честности", "О дружбе", "Москва – сердце Родины моей", "8-е марта – Международный коммунистический женский день", "Советская Армия – оплот мира, безопасности и дружбы народов СССР", "Сила воли", "Великий русский баснописец И.А. Крылов".


Некоторые мероприятия комсомольской организации 8 "а" класса носят традиционный характер. Так, в день памяти В.И. Ленина доклад о Ленине делает самый лучший комсомолец. В этот день производится приём новых членов в ряды ленинского комсомола. Комсомольцы читают стихотворения, посвящённые памяти В.И. Ленина. Собрание заканчивается пением любимой песни Ильича "Замучен тяжёлой неволей".


Комсомольская группа 7 "а" класса провела для учащихся класса доклады на такие темы: "И.В. Сталин – великий продолжатель дела Ленина", "Афанасий Никитин – великий русский путешественник", "Киргизской ССР – 25 лет", "Великий русский математик И.И. Лобачевский", "Отец русской авиации И.Е. Жуковский", "Советские вооружённые силы", "Великие стройки коммунизма". На открытых комсомольских собраниях в этой группе были обсуждены такие вопросы: "Моральный облик советской молодёжи", "Воспитание воли и характера", "Преодоление неуверенности", "О самовоспитании", "Трудолюбие и способности".


Тщательно готовятся общешкольные комсомольские собрания, на обсуждение которых выносятся актуальные вопросы. Вот их далеко не полный перечень:


1. Итоги ХI съезда ВЛКСМ.


2. Маркс – Энгельс – Ленин – Сталин о коммунистической морали.


3. Задачи идеологической работы в школе.


4. О работе комсомольской организации 9 "б" класса.


5. О состоянии работы с пионерами.


6. О спортивно-массовой работе в школе.


7. Сталинский план преобразования природы и задачи комсомольской организации.


8. Выполнение первого послевоенного пятилетнего плана и задачи комсомольской организации.


На комсомольских собраниях обсуждались также вопросы внутрисоюзной и культурно-массовой работы. Итоги учебно-воспитательной работы школы за каждую четверть также были предметом обсуждения комсомольского собрания.


Незабываемо комсомольское собрание с участием несоюзной молодёжи, посвящённое 30-летию речи В.И. Ленина на III съезде РКСМ. Докладчиком был участник этого съезда тов. Сахаров Л.Д., который не только изложил содержание речи В.И. Ленина на III съезде комсомола, но и поделился своими впечатлениями о съезде, о встрече с Ильичём.


Комсомольская организация школы принимает самое деятельное участие во всех мероприятиях, проводимых школой. Будет ли это участие в спортивном состязании или литературный вечер, посвящённый творчеству Н.В. Гоголя, диспут на тему: "В чём наше счастье?", или смотр работы кружков, - комсомольцы всегда впереди.


^ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫ.


Большое внимание комсомольская организация уделяет работе пионерской организации. Лучшие комсомольцы посылаются в пионерские отряды в качестве вожатых.


Совет пионерской дружины заботится прежде всего о том, чтобы хорошо работали пионерские звенья. С этой целью со звеньевыми проводятся специальные занятия – семинары, на которых они учатся работать со звеном. Ежегодно проводятся внутришкольные конкурсы на лучшее пионерское звено. Звенья нашей школы в течение нескольких лет подряд занимают первое место в районном конкурсе на лучшее звено. Много внимания уделяется "Заповедям юного пионера". Каждая заповедь – тема для обстоятельной беседы на сборе пионерского отряда.


Пионерская работа в школе заметно оживилась к концу 1951 года. Этому способствовало постановление VII пленума ЦК ВЛКСМ "О работе пионерской организации имени В.И. Ленина". Коллектив учителей, комсомольская и пионерская организации внимательно изучили это постановление, приняли его к неуклонному руководству и выполнению.


Ни один сбор дружины, ни одно заседание совета дружины не проходит без участия директора школы или его заместителей по учебной части. На сборах отрядов, на заседаниях советов отряда всегда присутствует классный руководитель.


В лектории для родителей был заслушан доклад о задачах, поставленных перед школой и пионерской организацией в свете решений VII пленума ЦК ВЛКСМ и приказа Министра просвещения РСФСР N 966 от 13 ноября 1951 года. Родители учащихся проявляют интерес к пионерской работе, с охотой идут на сборы дружины и пионерских отрядов.


Все сборы пионерских отрядов, общедружинные сборы мы стремимся проводить интересно. Тематика сборов идейно целенаправленна. Прекрасный сбор пионерской дружины был посвящён партизанам Кубани. На сбор к ребятам прибыл один из руководителей партизанского отряда. Беседа была задушевной, увлекательной.


- Расскажите ещё о чём-нибудь, - не унимались ребята. В память о встрече пионеры подарили партизану книгу Н. Островского "Как закалялась сталь".


Никогда не изгладится из памяти ребят сбор дружины, посвящённый земляку – кубанцу, Герою Советского Союза Г.Т. Невкипелому. На сбор по собственной инициативе ребят была приглашена старушка-мать героя. Она рассказала ребятам о своём сыне-герое, безвременно погибшем в боях за нашу Родину.


- Мой Жора учился хорошо, слушал учителей и родителей, и стал героем. Учитесь и вы хорошо, слушайте учителей и родителей, и вы будете героями.


Интересным был сбор пионерской дружины на тему: "Книга в моей жизни". Беседу на эту тему проводил кубанский писатель А.Ф. Пономарёв. Он просто, ясно и доступно рассказал ребятам о значении книги в жизни человека, о том, как он, благодаря книге, стал писателем. Ребята же в своих выступлениях рассказали о прочитанных ими книгах и о том полезном, чему научила их книга.


На высоком идейно-политическом уровне был проведён в ноябре 1951 года сбор пионерской дружины на тему: "Великие стройки коммунизма". Сообщение о строительстве Куйбышевской, Сталинградской и Каховской гидроэлектростанций, а также Главного Туркменского, Волго-Донского и Северо-Крымского каналов сделала учительница географии П.Ф. Евдошенко. К сбору ребята подготовили литературно-художественный монтаж, посвящённый Великим стройкам коммунизма, и сделали электрофицированную карту Великих строек.


Пионеры 5 "б" класса положили начало замечательной традиции. 26 октября 1951 года они провели сбор, посвящённый талантливому советскому писателю А.П. Гайдару, погибшему в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Ребята решили такой сбор проводить ежегодно, а когда подрастут и вступят в ряды ленинского комсомола, то создадут комсомольскую организацию в своём классе и будут проводить комсомольские собрания, посвящённые памяти А.П. Гайдара. Даже тогда, когда ребята окончат школу и разъедутся на учёбу в разные концы Советского Союза, они будут помнить день 26 октября. Свою традицию пионеры в год окончания школы решили передать одному из пионерских отрядов.


Ряд сборов пионерских отрядов посвящается борьбе народов за мир. Пионеры 4 "а" класса провели сбор отряда на тему: "Сталин – это мир", 7 "а" класса: "Миру – мир".


Ряд пионерских сборов был посвящён Краснодарскому краю. Школьники изучают историю своего края, его экономику, культуру, природные условия. Пионеры нашей школы, начиная с 1945 года, путешествуют по родному краю. Накоплен огромный материал, представляющий большую ценность для школы.


Пионерская дружина нашей школы ведёт переписку с пионерами Болгарии, Польши, Чехословакии и Венгрии. Недавно болгарские сентябрята прислали пионерам школы письмо такого содержания: "Милые, незнакомые друзья! Несмотря на то, что мы далеко друг от друга, но наши сердца намного сблизились, как брат и сестра. Мы вам много благодарны. Ваших заслуг мы никогда не забудем. Мы помним о вас. Слава о ваших братцах борцах на болгарской земле вечно, до конца жизни, будет жить и цвести… Товарищи, пусть пребывает с вами мир на вечные времена!"


В ответных письмах ребята рассказывают о своей учёбе, об общественной работе, о школе. Горячей любовью к Родине и благодарностью товарищу И.В. Сталину за счастливое детство проникнуты эти письма.


Пионерская организация помогает ребятам хорошо учиться. При школе работает "Пионерский лекторий". Для пионеров школы читаются лекции на различные научно-популярные темы, углубляющие знания ребят основ наук.


В пионерской дружине развита товарищеская взаимопомощь.


^ УЧЕНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ШКОЛЫ.


Под общим руководством комсомольской организации работает и ученический комитет школы. Его работа планируется. План работы рассматривается на заседании учкома, согласовывается с комитетом ВЛКСМ и утверждается директором школы.


Необходимо остановиться на некоторых формах работы, ставших неотъемлемой частью деятельности ученического комитета.


Дежурства.


Предметом большой заботы ученического комитета школы служит организация дежурств учащихся по школе. На каждый день у нас назначается 25 дежурных учащихся, закреплённых на соответствующих постах. Дежурство по школе несут учащиеся 7 – 10 классов. Дежурных учащихся возглавляет старший дежурный ученик. Дежурные учащиеся приходят в школу за 30 минут до начала занятий и занимают свои посты. Отличительный знак дежурного – красная нарукавная повязка. После окончания занятий смены старший дежурный ученик докладывает заведующему учебной частью о том, как прошло дежурство. Он же ведёт журнал дежурств. Дежурным учителем по школе назначается классный руководитель того класса, который сегодня несёт дежурство по школе.


С 1950-51 учебного года мы проводим опыт самостоятельного дежурства учащихся по школе, без помощи учителей. Результаты получились хорошие. В школе образцовый порядок. Доверие, оказанное учащимся, подняло их уверенность в своих силах.


^ Санитарная комиссия.


Одновременно с ученическим комитетом избирается общешкольная санитарная комиссия. Ежедневно в каждой смене дежурит член санитарной комиссии (ДСЧК). Он проверяет санитарное состояние классов и в специальном журнале делает отметку о всех случаях нарушения санитарно-гигиенического режима тем или иным классом. ДСЧК очень придирчив и требователен. Его сигналы о неблагополучии в классах немедленно обсуждаются. Принимаются меры к тому, чтобы нарушения правил санитарии не повторялись. Комиссия следит и за опрятностью учащихся.


Регулярно санитарная комиссия под руководством школьного врача, при участии заместителя директора школы по хозяйственной части и председателя санитарно-хозяйственной секции родительского комитета проводит смотры санитарного состояния классов, учебных кабинетов и других помещений школы.


Итоги смотра обсуждаются на ученических собраниях по сменам. Похвалы удостаиваются лучшие санитары классов и классы в целом. Острой критике подвергаются классы и их санитары за недочёты в выполнении санитарного режима школы. Санитары классов, школьная санитарная комиссия подотчётны в своей деятельности ученическому комитету. Один из членов учкома возглавляет работу санитаров. Большую помощь оказывает санитарам школьный врач. Результаты такой работы налицо: в школе чисто, нет пыли, учащиеся отличаются опрятностью.


^ Заседания ученического комитета в классах.


В последние два года в нашей школе применяется интересная форма воздействия учкома на коллектив учащихся класса и отдельных его членов, дающая весьма положительные результаты. Ученический комитет школы проводит свои заседания в классе в присутствии всех учащихся данного класса и классного руководителя. Члены ученического комитета занимают свои места перед учащимися класса, составляя как бы президиум классного собрания. Ведёт заседание председатель ученического комитета.


На таком заседании ученического комитета информацию о состоянии дисциплины и успеваемости учащихся делает староста класса. После этого по предложению старосты ученический комитет заслушивает самоотчёты отдельных учащихся, проявляющих свою недисциплинированность или леность в учёбе, выясняет причины и принимает меры к исправлению создавшегося положения. Члены ученического комитета подвергают острой, но справедливой критике отдельных учащихся.


Самоотчёт ученика 6 "г" класса Гулкова Игоря был очень краток. Он сказал: "Я получил две двойки, потому что не учил уроки". – "А почему ты не учил уроки? Может быть, у тебя домашние условия плохие?" - спрашивает у него Костя Терещенко. – "Я читал интересные книги", - отвечает Игорь. Тогда поднимается староста и говорит, что Игорь увлекается чтением художественной литературы и это ему мешает. Читает он всё, что дадут в библиотеке. Читает и в школе, и дома, и даже на ходу, когда возвращается домой.


Читать книги, - говорит Римма Васильева, - нужно и полезно. В них о многом интересном написано. Но как же так, Игорь, ты любишь читать, а учишься плохо. Как можно увязать любовь к чтению художественной литературы с твоей плохой успеваемостью? Ведь учёба должна стоять на первом месте. Надо так распределять своё время, чтобы и уроки выучить, и хорошую книгу почитать.


Эдик Бахолдин, председатель ученического комитета, говорит: - Я думаю, что Игоря на время надо лишить удовольствия читать книги. Сходим в нашу библиотеку, да и в узловую, расскажем о плохой учёбе Игоря и попросим временно, до тех пор, пока он не станет хорошо учиться, не выдавать ему книг. Поставим в известность его маму, чтобы она нам помогла.


Игорь не ожидал такого решения вопроса. Он думал, что его побранят, он даст слово, что будет хорошо учиться, и на этом всё кончится. Но предложение Эдуарда Бахолдина… И как оно пришло ему в голову? Этого Игорь понять не мог.


Тяжело переживает Игорь свою неудачу. А тут ещё и в библиотеке нахлобучку сделали, да и дома от мамы влетело. Некоторое время Игорь действительно не читал книг. Он весь отдался учёбе, работал много и упорно и вышел в число успевающих учеников, успешно закончив учебный год. После этого он стал получать в библиотеке художественную литературу согласно списка для внеклассного чтения.


Интересно прошло заседание ученического комитета в 5 "б" классе. В этом классе долго пришлось повозиться с Юрием Синько. Этот мальчик отличался недисциплинированностью, его уже однажды вызывали на заседание ученического комитета, после этого он улучшил своё поведение. Но учиться Юрий продолжал плохо. И вот сейчас он стоит снова перед ученическим комитетом. Стоит и молчит. Члены ученического комитета один за другим задают Юрию вопросы, на которые не получают ответа.


"Скажи, Синько, кто и что тебе мешает хорошо учиться?" "Тебе не стыдно быть в числе плохих учеников?" "А сколько времени ты затрачиваешь на приготовление уроков?" "Почему у тебя расстёгнут китель? Где твой галстук? Или ты не пионер?"


Юрий нехотя застегнул китель, неодобрительно взглянул на класс, а затем на членов ученического комитета.


Самый маленький член ученического комитета от 5 "г" класса Олег Хоменко не выдержал: "Я предлагаю проверить, есть ли у Синько язык".


В этот момент Юрий выпрямился, бросил презрительный взгляд в сторону Олега и заговорил: "Язык у меня есть. Поведение я своё исправил. На меня никто не жалуется. Я стараюсь вести себя хорошо. И дальше буду так. Да и с учёбой у меня теперь лучше…"


"Неправда, Юра, - сказала Оля Фролова, - Вот вчера ты отказался отвечать урок по русскому языку. А ведь Софья Николаевна тебя предупреждала".


В классе напряжённая тишина. Слово взял Виталий Гура. "Мне непонятно, почему до сих пор класс не оказал воздействия на Синько. Наверное, классу нравится иметь в своих рядах неуспевающего ученика. Если бы класс хорошо взялся за Синько, из него наверняка вышел бы толк. Что, разве он не может учиться?"


Виталий обвёл взглядом сидящих перед ним учащихся, пытаясь получить ответ на свой вопрос, а затем продолжил: "Хорошо, что ты, Синько, исправил своё поведение. Но ведь ты же лентяй, ты не любишь трудиться. Трудно будет тебе. Мы ведь не любим тех, кто не трудится. Ты подумай над этим. Смотри, сколько глаз сейчас смотрит на тебя. Неужели тебе не стыдно? Мы хотим тебе помочь стать хорошим учеником. И ты будешь таким. Ты знаешь, как это приятно – хорошо учиться, овладеть наукой. Советую тебе взяться за дело".


Выступило ещё несколько членов ученического комитета. Выступил староста класса. Юрию стало жарко. Он рукавом вытер со лба пот. Когда Эдуард Бахолдин спросил у Юрия, не желает ли он сказать что-либо ученическому комитету, он ответил: "Я хочу учиться, но мне трудно сейчас. Я запустил материал. Я прошу мне помочь".


Ученический комитет принял решение, которым обязал Синько ежедневно после уроков оставаться в школе на консультации, которые проводят учителя, для приготовления домашних заданий. Олю Фролову ученический комитет обязал систематически контролировать выполнение этого постановления и оказывать помощь Синько. Результат и в данном случае оказался положительным.


Такая форма работы ученического комитета вполне оправдала себя и даёт положительные результаты. В годовом отчёте о работе с классом классный руководитель 5-го "б" Мария Андреевна Орлова сделала следующую запись:"Заседание учкома в присутствии всего класса произвело на учащихся большое впечатление. После заседания учащиеся говорили, что, когда учащегося за неуспеваемость вызывают на учком [ZT. или к завучу, или к директору], то бывает стыдно только ему, а когда обсуждают при всём классе, то виновным за неуспеваемость каждого ученика считают весь класс". Вряд ли можно не согласиться с этим заявлением опытного педагога.


[ ZT. По сути Брюховецкий Федор Федорович тут коснулся темы, связанной с "заковыристым" термином А.С. Макаренко "параллельное (ZT. горизонтальное) действие (ZT. воздействие)", о чём подробней в http://zt1.narod.ru/parallel.htm . Побольше вовлекать так сказать близ-касательных к субъектику-объектику ребят в обсуждение поведения этого конкретного субъектика-объектика в борьбе за престиж всей группы – вот мудрая стратегия морального воздействия. Но против этого в своё время ополчился наш "всемирно известный" и "трижды народный" Идиот Идиотович В.А. Сухомлинский, о чём читайте в http://zt1.narod.ru/suhml-uh.htm , хотя это нормальная и общеупотребляемая в народном обиходе методика. ]


^ Воспитание школьного актива.


Комсомольская организация и ученической комитет повседневно работают с активом учащихся школы. Регулярно собираются совещания секретарей комсомольских организаций классов, старост, физоргов, вожатых отрядов, звеньевых, санитаров, редакторов, старших дежурных учащихся по школе. На таких совещаниях обычно заслушиваются отчёты о работе старост, санитаров, редакторов и других активистов класса.


Как правило, на совещаниях актива заслушиваются два доклада – один с целью показать, как надо работать активу, каковы результаты хорошей работы, а другой – о недостатках работы. На таких совещаниях проводится обмен опытом в работе старост, физоргов, санитаров, редакторов. Активисты инструктируются о работе на ближайшее время. Мы также практикуем периодические созывы собраний актива всей школы. На такие собрания актива приходят все члены комитета ВЛКСМ, Совета пионерской дружины, учкома, групповые комсорги, секретари и члены бюро комсомольских организаций классов, вожатые отрядов, председатели и члены советов пионерских отрядов, звеньевые, редакторы газет, старосты классов, санитары, физорги, старшие дежурные, а также лучшие учащиеся школы. На таком активе присутствует несколько сотен человек, представляющих большую силу и являющихся опорой администрации и педагогического коллектива школы. На обсуждение актива выносятся важные вопросы школьной жизни, например, "Итоги работы школы за 1-е полугодие учебного года и задачи школьного актива".


Работа по воспитанию актива учащихся проводится и в каждом классе. Комсомольский и пионерский актив является опорой в деятельности классного руководителя.


Актив класса – это: староста класса, физорг, санитар, редактор стенгазеты, председатель совета отряда и его члены, звеньевые (в классах, где есть пионерские отряды), а комсорг и члены бюро комсомольских групп (в классах, где созданы первичные комсомольские организации).


Все они избраны соответствующим образом. В числе классных активистов – лучшие учащиеся класса, пользующиеся уважением и доверием своих одноклассников, умеющие оказать положительное влияние на слабо дисциплинированных или плохо успевающих учащихся.


Классные руководители много и вдумчиво работают с активом: систематически собирают его, разрешают текущие вопросы, ставят задачи на ближайший отрезок времени, выясняют обстановку, сложившуюся в классе, дают поручения отдельным активистам, воспитывая у них ответственность за порученное им дело. Требования классного руководителя, предъявляемые к активу класса, высокие. Активист, отвечающий перед коллективом учащихся за тот или иной участок работы, должен точно знать круг своих обязанностей и хорошо их выполнять.


Староста класса следит за тем, чтобы все учащиеся выполняли установленный в школе распорядок, наблюдает за порядком в классе, за сохранностью школьного имущества, помогает классному руководителю в организации товарищеской помощи отстающим учащимся, организует дежурство учащихся по классу; вместе с классным руководителем проводит собрания учащихся класса; вовлекает учащихся своего класса в различные школьные кружки, активно помогает классному руководителю в организации коллективного посещения кино, театров, музеев, выставок.


Санитар класса следит за тем, чтобы классная комната проветривалась во время перемен, наблюдает за чистотой в классе, следит за опрятностью учащихся, помогает школьному врачу в проведении профилактических мероприятий и бесед по санитарии и гигиене для учащихся.


Физорг класса организованно выводит учащихся на зарядку, регистрирует явку учащихся на неё, вовлекает учащихся в члены ДСО "Юный локомотивец", собирает членские взносы и сдаёт их казначею общества, организует участие учащихся во внутришкольных спортивных соревнованиях.


Редактор газеты, совместно с членами редколлегии и классным руководителем, обдумывает тему очередного номера стенной газеты, готовит материал для него, привлекает к участию в газете учащихся класса, связывается с другими редакторами и получает от них необходимый злободневный материал, отражающий жизнь школы.


Секретари первичных комсомольских организаций, председатели советов пионерских отрядов, звеньевые периодически отчитываются перед избравшими их коллективами.


Правильная организация работы классного руководителя с активом учащихся класса, постоянное внимание и забота о воспитании активистов делают полноценной жизнь и деятельность классного коллектива и всегда приводят к положительным результатам.

==

Собрания.


Староста класса и актив учащихся под руководством классного руководителя готовят проведение очередного классного собрания, заранее намечают вопросы, которые надо обсудить на собрании, тщательно отбирают факты, анализируют их и делают соответствующие выводы. Дата созыва собрания и вопросы повестки дня заранее становятся известными учащимся. Мы давно отказались от трафаретных, мало приносящих пользы бесед классного руководителя с учащимися об их успеваемости и поведении. Эти вопросы и являются предметом обсуждения на классных собраниях.


Приведём примеры классных собраний в нашей школе. Классное собрание 9 "а" класса. Валя Савина, староста класса, заняла место за учительским столом. Она ждёт, когда в классе будет абсолютная тишина. Классный руководитель, Полина Федосеевна Евдошенко, села за последнюю парту первого ряда справа. Наступила тишина. Валя Савина говорит. С выборами председателя и секретаря покончили в одну минуту и приступили к деловому обсуждению повестки дня.


"Вопрос, который поставлен на обсуждение нашего собрания, - говорит староста класса, - очень серьёзный и волнует весь наш коллектив. Дело в том, что у нас в классе ухудшилась успеваемость некоторых учащихся. Только за последние дни двойки получили К., С. и М. Я не знаю, тревожит ли их это? Пусть они сейчас об этом нам скажут. Одно ясно: честь нашего класса, нашего коллектива запятнана. А ведь как мы старались помочь им! Однако, нашей помощью, помощью своих же товарищей, они пренебрегли. На что же вы надеетесь? А я скажу, на что – "подтянемся в конце четверти". Нет, это вам не удастся. Нужна систематическая и добросовестная работа над учебным материалом на протяжении всего учебного года, а не в последние дни четверти. А не надеетесь ли еще, вдобавок, списать работу у кого-нибудь? Честно ли так, ребята?"


Класс с затаённым дыханием слушал взволнованную речь старосты. А те, о ком она говорила, встали, вышли из-за парты, опустили головы, избегая взглядов своих товарищей. Кто-то из учащихся попросил объяснить, почему К. С. и М. получают двойки, что им мешает успешно учиться, какую помощь ещё они хотят получить от класса. Обсуждаемые не могли привести сколько-нибудь убедительные доводы в своё оправдание. Им просто нечего было сказать.


Полина Федосеевна, классный руководитель, попросила, чтобы учащиеся высказали своё мнение, своё отношение к обсуждаемому вопросу.


- Никаких оправданий быть не может, - говорит Кривенко, - Лень – вот и всё. Вот К. получила двойку по физике. Почему она не пошла на консультацию к Варваре Михайловне? Почему? Ей было некогда, она спешила в театр. А вот дома мы выяснили, что К. грубит маме и бабушке. К лицу ли ученице советской школы быть такой?


Все выступавшие учащиеся подвергли острой критике нерадивое отношение к учёбе К., С. и М. Все трое дали обещание собранию, что они никогда больше получать двоек и никогда больше не будут позорить чести своего класса.


В постановлении собрания было записано: 1) Принять к сведению заявление и поверить честному слову К., С. и М. о том, что они впредь двоек получать не будут. 2) Предупредить К., С. и М., что, если они своего слова не сдержат, вопрос о них будет передан на обсуждение учкома. 3) Считать, что подсказывания и списывания несовместимы с честью, долгом и званием советского школьника и являются большим злом. Списывающий и подсказывающий – носители этого зла. Обратиться ко всем учащимся школы с призывом решительно бороться со списыванием и подсказыванием.


Собрание учащихся 9 "а" класса оказалось плодотворным. Полина Федосеевна разумно направила это собрание, не выступив на нём с обычными нотациями. Собрание приняло решение, которое не противоречило взглядам и установкам классного руководителя. Успеваемость в 9 классе "а" заметно улучшалась из четверти в четверть. Все учащиеся закончили учебный год успешно и перешли в десятый класс.


Через два дня в школьной стенной газете "^ За честь школы" было опубликовано обращение учащихся 9 "а" класса ко всем учащимся школы с призывом покончить со списываниями и подсказываниями, положить конец этому злу – наследию старой школы. Обращение учащихся 9 "а" класса обсуждалось во всех классах школы и было поддержано всеми учащимися.


Школа деятельно готовилась к празднованию дня Первое мая. Восемьдесят учащихся нашей школы приняли участие в первомайской демонстрации в общегородской колонне физкультурников. Второго мая на стадионе "Динамо" состоялся традиционный спортивный праздник, на котором 40 мальчиков и 40 девочек нашей школы выступали с гимнастическими упражнениями.


В ходе подготовки к участию в первомайском спортивном празднике выявилась недисциплинированность отдельных учащихся. Когда была назначена общегородская генеральная репетиция учащихся школ, двое наших мальчиков, П. и Н., не явились на неё. Хотя их место и было заполнено учащимися из запаса, их неявка вызвала негодование остальных учащихся.


Володя Харченко, староста 7 "а" класса, подойдя к Петру Степановичу, преподавателю физического воспитания, ответственному за выступление учащихся на стадионе "Динамо", заявил: "Пётр Степанович, конечно, очень плохо поступили П. и Н., но Вы не огорчайтесь. Мы примем меры, и больше этого не повторится".


На следующий же день было созвано классное собрание учащихся 7 "а" класса. Поступок П. и Н. был подвергнут резкой критике и осуждению. Вадим Полежаев сказал:


"Самое худшее, когда не оправдываешь доверие коллектива. Ведь мы с вами доверили П. и Н. защищать честь нашего класса, честь нашей школы. Оправдали ли они наше доверие? Нет, не оправдали. Почему учащиеся других классов полностью явились на генеральную репетицию? Потому, что там есть дисциплина и ответственное отношение к поручению коллектива. Я думаю, что П. и Н. надо заменить другими ребятами. П. и Н. неспособны бороться за честь нашего класса".


Выступило ещё несколько ребят, и каждый из них осудил поступок П. и Н. Ребята справедливо говорили о том, что дело здесь не столько в П. и Н., а в чести класса, школы. Вот о чём не следует забывать, вот чем всегда надо руководствоваться.


Решено было заменить П. и Н. другими ребятами. Охотников занять их место нашлось очень много. П. и Н. умоляюще просили собрание оставить их в числе выступающих, обещая, что они искупят свою вину и не будут повторять подобных проступков. Однако, собрание в своём мнении было непреклонным. После этого собрания не было отмечено ни одного случая неявки или нарушения дисциплины во время тренировочных занятий в школе и на стадионе "Динамо". На тренировки ребята стали приходить всем классом.


На классных ученических собраниях обсуждаются не только вопросы успеваемости и поведения. Учащиеся 6 "г" класса на своих собраниях заслушали доклады на такие темы: "СССР – оплот мира и безопасности во всём мире", "Великие стройки коммунизма", "Отличная учёба – патриотический долг школьника"; в 6 "б" классе: "Бережное отношение к общественной социалистической собственности", "О товариществе и дружбе", "Черты большевистского характера"; в 8 "а" классе: "О чувстве долга", "Моральный облик советского школьника", "О культуре поведения (школьника) учащихся". Докладчиками зачастую выступают сами учащиеся, подготовившиеся под руководством классного руководителя. Доклады оживлённо обсуждаются. Учащиеся приводят примеры, очевидцами которых они сами были, или берут примеры из газет и журналов, художественной литературы.


Собрания.


Мы также восстановили в своих правах общешкольные собрания учащихся и считаем, что это очень важный орган детского коллектива. Дела, которые касаются всех учащихся школы, мы обсуждаем на собраниях учащихся по сменам. Такие собрания непродолжительны и проводятся в течение 10 – 15 минут сразу же после прохождения учащимися физзарядки. На таких собраниях выступают секретарь комсомольской организации и председатель учкома, старший вожатый, директор и заведующий учебной частью. Такие собрания помогают нам держать коллектив учащихся в курсе всех событий, происходящих в школе, во время указать на недостатки в поведении отдельных учащихся, подвергнуть критике за плохую работу санитара, физорга, отметить недостатки в дежурствах учащихся за прошедший день.


Не реже одного раза в учебную четверть мы проводим общее собрание учащихся школы, на котором обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и работы ученического коллектива. Особенно тщательно готовится отчётное выборное собрание, на котором отчитывается в своей работе ученический комитет.


Общие ученические собрания большей частью посвящаются вопросам успеваемости и поведения учащихся и проходят весьма активно.


^ Стенная печать.


Одним из важных средств воспитания детского коллектива является школьная стенная печать. У нас регулярно выходит общешкольная стенная газета "За честь школы" - орган комсомольской организации и ученического комитета, и газета "Юный ленинец" - орган совета пионерской дружины. Газета "За честь школы" выходит через день. Её выпускают редакции 7 – 10 классов. Газету "Юный ленинец" выпускают редакции 5 – 6 классов. Во всех классах, начиная с 5-го, у нас созданы редколлегии, отвечающие за своевременный выход газеты в назначенный срок. Составляется специальный график выпуска газет классными редколлегиями. Стенная газета "За честь школы" не только освещает жизнь того или иного класса. На первом месте у неё интересы школы в целом. Между редколлегиями происходит соревнование за высокое качество выпускаемой газеты. Проводится смотр стенных газет. Лучшие редколлегии отмечаются похвалой.


"Коллективный воспитатель" - так назвала нашу газету краевая газета "Комсомолец Кубани". Вот, что писала эта газета в N 25 от 28 февраля 1951 года: "Звонок возвестил перемену. Из классов, учебных кабинетов вышли учащиеся. Одни направились в спортивный зал поупражняться на снарядах, другие в библиотеку обменять книгу, третьи – в буфет… Много ребят собралось у очередного номера стенной газеты "За честь школы". В ней, как всегда, много интересного. Группа семиклассников горячо обсуждает заметку: "Этот Клочко со своими "друзьями" позорит наш класс", - послышались недовольные голоса. И в самом деле: в газете нарисован семиклассник Станислав Клочко. Он "в море двоек", и, спасаясь, хватается за дырявую галошу. Рядом с ним беспомощно барахтаются "друзья по несчастью" Александр Седин и Геннадий Щербина. Тут же и заметка об их учёбе.


На другой день в классе, где учится Станислав Клочко, состоялось собрание. Учащиеся обсудили критическую заметку, выяснили причины плохой успеваемости Станислава и его товарищей, заставили их рассказать о себе, узнали, какая нужна им помощь. Вскоре Клочко, Щербина и Седин исправили двойки, в классе повысилась успеваемость. Стенная газета помогла".


О влиянии газеты на повышение успеваемости и дисциплины говорит и такой факт. В газете была помещена заметка о недобросовестном отношении к учёбе десятиклассника Альберта Д. Его не только критиковали, но и указали пути исправления ошибок. Сейчас Альберт успевает по всем предметам. Своими критическими заметками стенгазета помогла и другим учащимся повысить свою успеваемость.


Хорошо работать, когда газета имеет большой юнкоровский актив… В стенгазете "^ За честь школы" участвует более 200 юных корреспондентов. Они смело, без псевдонимов, своими именами подписывают заметки.


Газета "За честь школы" выходит по плану, утверждённому комитетом ВЛКСМ и учкомом. С огоньком работают члены редколлегии 9-го "в" класса – Наташа Бойко, Виктор Семак и Олег Пронин. Они освещают в ней успеваемость класса и отдельных учеников, работу комсомольских групп, художественную самодеятельность и физкультуру, печатают заметки и стихи учащихся.


Стенгазета "Юный ленинец" широко показывает деятельность пионерских звеньев, отрядов и вожатых. На её страницах делятся опытом своей работы пионервожатые, комсомольские организаторы и другие активисты. Так, десятиклассница Катя Бороздина сообщала о работе вожатых некоторых отрядов, указывая на их успехи и недостатки. Обсудив эту статью, вожатые значительно улучшили свою работу.


Стенгазеты также сообщают о ценных начинаниях и пропагандируют их, выносят на обсуждение учащихся отдельные вопросы из жизни школы. Так, в одном из своих номеров газета "За честь школы" рассказала о том, как комсомольцы 9-го "а" класса изжили шпаргалки и подсказки. Опытом девятиклассников воспользовались комсомольцы и пионеры тех классов, где имелись такие же недостатки.


В нашей школе выпускаются стенгазеты также кружками. В "Литературной газете", которую выпускает литературный кружок десятиклассников, публикуются обзоры художественной литературы, рецензии на кинокартины, театральные постановки, рассказы и стихотворения учащихся. Большим успехом пользуются сочинения молодых авторов Александра Солохина и Музы Хорьковой. Специальные номера газет были посвящены великим русским писателям А.М. Горькому и Л.Н. Толстому.


В газете "Юный физик" кружковцы рассказывают о великих физиках нашей Родины, о применении физики в народном хозяйстве, помешают интересные задачи. Выпускают свою газету и члены математического кружка.


^ Общественно-полезный труд учащихся.


Важное значение мы придаём организации общественно-полезного труда и участию в нём учащихся школы. Нам часто приходится упражнять коллектив в труде. "Только участие в коллективном труде, - указывал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное нравственное отношение к другим людям".


Начальник 16-й дистанции службы пути Ф.Г. Новиков обратился к школе с просьбой помочь дистанции победить воду, которая в большом количестве собралась на станционных путях, а это угрожало безопасности движения поездов. Срочно было созвано общее собрание учащихся, на котором секретарь комитета ВЛКСМ и председатель учкома сообщили учащимся просьбу начальника дистанции пути, и разъяснили, почему станционные пути должны быть немедленно освобождены от воды.


Утром следующего дня, через несколько часов после начала работы, вода была побеждена. Большое патриотическое дело было сделано коллективом, за что он получил благодарность.


Весна 1951 г. вступила в свои права. Дружно зацвели фруктовые деревья. Ожидается обильный урожай фруктов. Но вот беда: в садах колхоза имени Калинина появились в большом количестве вредители фруктовых деревьев. Колхоз обращается к школе с просьбой помочь ему уничтожить этих вредителей. Решили послать в колхоз учащихся 6-х классов, в количестве более двухсот человек. Ребята поработали на славу и заслужили похвалу от правления колхоза.


На следующий день выяснилось, что двое учащихся 6 "в" класса не явились на работу в колхоз. Собрание осудило поступок ребят. Прямо с собрания мальчики пошли в колхоз и вместо двух часов проработали четыре.


Коллектив учащихся школы принимал активное участие в работах по благоустройству города Краснодара. Бригады учащихся школы в летний период неоднократно выезжали на поля колхозов и совхозов Кубани, помогая им в уборке обильного урожая фруктов и овощей. Десятки тонн металлического лома собрано и сдано на заготовительные пункты "Главвторчермета", десятки килограммов семян фруктовых и декоративных деревьев собраны и сданы для выращивания саженцев для полезащитных лесных полос колхозов и совхозов. Силами учащихся школы создан и обрабатывается пришкольный участок, построен спортивный городок.


^ Традиции коллектива.


"Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы". (А.С. Макаренко. Избранные педагогические произведения. Учпедгиз. 1946, стр. 79).


В нашей школе традиции коллектива прочно вошли в жизнь и быт. Их много. Одни из них возникли сами по себе, другие установлены по постановлению общего собрания. Особое значение у нас имеет традиция ежегодного проведения школьного праздника "За честь школы" 23 января. Школьный праздник "За честь школы" является самой яркой традицией нашего коллектива. Но эта традиция не единственная. (Об этой традиции см. нашу брошюру "Организация и проведение традиционного праздника "За честь школы", изд. АПН РСФСР, 1951 г. [ZT. было и более позднее издание]).


Ежегодно, 20 мая, вместе с первым днём экзаменов мы открываем годовую выставку работ учащихся. Выставка эта служит как бы отчётом школы перед общественностью о работе, проведённой школой за год. На выставке представлены работы учащихся по всем предметам. Здесь и сделанные ими наглядные пособия, сочинения, тетради, доклады, прочитанные учащимися на заседаниях кружков, уголок-отчёт о работе учкома, пионерской и комсомольской организаций, показ успехов в области спортивно-массовых мероприятий, знаменательные даты, которые отмечались школой, участие школы в общественно-полезном труде. Словом, выставка – это наглядное отображение всей работы школы за год. На специальном заседании педагогического совета обсуждаются итоги годовой выставки. Сотни человек посещают её, и не только посещают, но и изучают, заимствуют опыт нашей работы.


Ежегодно в первое воскресенье сентября проводится общешкольный спортивный праздник. Празднику предшествуют соревнования по классам. Устанавливается звание лучшего класса по школе по спортивной работе, присуждается звание чемпиона школы по всем видам спорта. Большое место на спортивном празднике занимают спортивные игры. Поэтому звание чемпиона школы может получить та или иная игровая команда.


В традицию вошло ежегодное (летом) проведение различного рода туристических походов и путешествий по Краснодарскому краю. Совместно с туристической базой и местным краеведческим музеем заранее подбираются маршруты походов и путешествий. Всё больше и больше учащихся участвует в этих походах.


В школе создан краеведческий музей. В нём сосредоточены археологические и нумизматические коллекции, материалы, отражающие экономику и культуру нашего края, гербарии растений, коллекции насекомых, коллекции минералов края, продукция важнейших предприятий города и прочий материал. Учащийся нашей школы, пионер Фролов Лёва, участвовал в 1-м Всесоюзном слёте юных путешественников. Много учащихся нашей школы получили значки и звание "Турист СССР", первыми в Краснодарском крае после войны. Центральный комитет ВЛКСМ, учитывая некоторые заслуги в работе по изучению родного края, по созданию школьного музея краеведения, наградил школу ПОЧЁТНОЙ ГРАМОТОЙ.


В период зимних каникул в школе ежегодно проводится олимпиада художественной самодеятельности учащихся. Сначала такие олимпиады проводятся по классам. Классы выделяют лучших исполнителей на общешкольную олимпиаду. Лучшие исполнители выделяются на дорожную олимпиаду художественной самодеятельности, которая проводится в г. Ростове.


В традицию вошло ежегодное проведение комсомольско-молодёжного новогоднего вечера (31 декабря), проведение встреч учащихся школы с её бывшими питомцами (29 января), организация новогоднего праздника и ёлки для окончивших школу (3 января). Встречи учащихся школы с её бывшими учениками имеют большое воспитательное значение. Ребята гордятся своими старшими товарищами, которые и в высших учебных заведениях не роняют чести своей школы. Мы поддерживаем связь со всеми институтами, в которых учатся наши воспитанники. Из писем заведующих кафедрами мы узнаём об успехах в учёбе и общественной работе наших выпускников. В этих письмах благодарят школу за хорошую подготовку ребят. Чтение этих писем учащимся оказывает немаловажное воспитательное воздействие. Мы также читаем учащимся и письма, получаемые от студентов – питомцев школы. Эти письма содержат в себе призывы к школьникам высоко держать честь своей школы.


В конце 1950-1951 учебного года в нашей школе оформилась ещё одна замечательная традиция. 15 мая. Последний день занятий в школе учащихся десятых классов. Стрелки часов показывают половину двенадцатого. Звонок. Последний звонок, возвестивший 54 юношам и девушкам окончание учебных занятий. Словно по команде, из всех классных комнат красивыми и стройными рядами учащиеся выстраиваются в зале школы. Через несколько минут здесь начнётся торжественный митинг, посвящённый окончанию учебных занятий учащимися 10-х классов. Установившаяся тишина в зале вдруг нарушается мелодиями торжественного марша. Через середину зала на школьную сцену проходят десятиклассники. Гордость и радость на их лицах. Два поколения школьников – старшие и младшие – стоят друг против друга.


Митинг открыт. Под сводами школьного зала величественно и торжественно звучит Гимн Советского Союза. Его поют все учащиеся школы.


"Внимание, к выносу школьного знамени приготовиться! Стоять смирно! Знамя школы вынести!" - подаёт команду руководитель физической подготовки учащихся. Школьный зал вновь наполняется звуками торжественного марша. Алла Марчук, знаменосец школы, высоко подняв алое полотнище, проносит его вдоль сомкнутых рядов школьников; за нею идут Андрей Кузнецов и Анатолий Коваленко, её ассистенты. Это – знамённый отряд. В него выбираются ежегодно самые лучшие, самые достойные учащиеся десятого класса.


Отряд знаменщиков проходит на сцену и выстраивается впереди десятиклассников. Учащиеся десятых классов высоко несли знамя и честь родной школы – такова идея этого построения.


В кратком вступительном слове директор школы поздравил учащихся 10-х классов с окончанием учебных занятий и пожелал им, хорошо подготовившись, успешно сдать экзамены на аттестат зрелости.


Каждому десятикласснику и десятикласснице был вручён запечатанный конверт. В него было вложено пожелание, подписанное учителями школы, успешно сдать экзамены на аттестат зрелости.


Двое первоклассников, с букетами цветов в руках, поздравляют учащихся десятых классов с окончанием учебных занятий, желают им успешно сдать экзамены на аттестат зрелости и обещают свято хранить школьные традиции, дорожить честью своей школы, высоко нести знамя школы.


На сцену поднимаются учащиеся 9-х классов. Через несколько месяцев они станут самыми старшими и ведущими в школе. Горячо и проникновенно поздравляет юношей и девушек ученица 9 класса Лора Лысенко. Она уверенно говорит о том, что все учащиеся десятых классов успешно сдадут экзамены на аттестат зрелости, не посрамят чести своей школы, одержат первую серьёзную победу в жизни. От имени учащихся 9-х классов Александр Лабзин обещает десятиклассникам быть их достойной сменой, беречь и укреплять традиции и честь любимой школы. Огромные букеты цветов вручаются десятиклассникам.


С ответным словом выступают учащиеся десятых классов Анатолий Ручнов, Васильев Евгений, Александра Иванова, Мельникова Инна, Харькова Муза. Глубокую благодарность школе, учителям выносят учащиеся десятого класса за то, что они воспитали в них высокие моральные качества советского человека, вооружили их знаниями, которые они, приумножив, используют в борьбе за коммунизм.


- Десять лет тому назад, - говорит Шура Иванова, - меня мама за руку привела в эту школу. Я глубоко полюбила класс, парту, за которую села, учителей, которые меня учили. Я обещаю Вам сдать экзамены на аттестат зрелости на отлично.


От имени десятиклассников я завещаю Вам: храните традиции нашей школы, дорожите честью своей школы и своего класса, как своей собственной, свято чтите школьное знамя как символ горячей любви к нашей советской Родине.


Алла Марчук, знаменосец школы, говорит о том, что она школьное знамя берегла и хранила, как самое дорогое достояние школьного коллектива. Срок её полномочий истёк. Надо выбрать другого знаменосца и его ассистентов.


Единодушно принимается решение: избрать знаменосцем школы ученика 9 класса Агеева Евгения как самого лучшего и достойного этой почётной обязанности. В отряд знаменщиков были избраны Лора Лысенко и Людмила Полежаева.


Нельзя без волнения наблюдать передачу школьного знамени. Женя Агеев говорит:


- Я тронут доверием, которое мне оказано избранием в знаменосцы школы. Перед лицом своих товарищей я торжественно обещаю хранить и беречь знамя школы – символ единства нашего коллектива, символ связи с нашим народом, символ беззаветной любви и преданности нашей Родине, славной большевистской партии, любимому Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ.


Он делает коленопреклонение и целует знамя школы.


Торжественный митинг закрывается. Звучит мелодия Гимна Советского Союза, сменяющаяся торжественным маршем, под звуки которого новый отряд знаменщиков уносит школьное знамя. За знаменем идут десятиклассники, провожаемые бурными аплодисментами всех собравшихся.


Митинг давно окончился, но ни один десятиклассник не уходит домой.


- Мы хотим лишний раз посидеть за школьными партами, - отвечают они на вопрос, почему не расходятся по домам.


Стихийно возникает задорная молодёжная комсомольская песня:


"Шагай вперёд, комсомольское племя…" И уже где-то вдали от школы слышатся слова этой песни: "И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт".


И десятиклассники своё слово сдержали: они блестяще сдали экзамены на аттестат зрелости. Четырнадцать из них получили золотые и серебряные медали.


Так родилась ещё одна замечательная традиция нашего коллектива: торжественно отмечать последний день учебных занятий в школе учащимися десятого класса.


Заключение.


В жизни коллектива не может быть допущена остановка. Движение – закон коллектива. Мы постоянно подчёркиваем учащимся, что наш школьный коллектив является частью огромного коллектива советских людей. Вместе со всем советским народом мы идём к светлому будущему нашей страны – к коммунизму. И мы стремимся раскрыть учащимся это величие будущего нашей страны. Наша советская действительность даёт обильный материал для проведения этой работы.


В педагогической системе А.С. Макаренко закон движения коллектива тесно связан с "системой перспективных линий", с "теорией завтрашней радости".


"Жизнь коллектива, - писал А.С. Макаренко, - должна быть наполнена радостью, радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня". (А.С. Макаренко. Педагогические сочинения. Издательство АПН РСФСР, 1948 г., стр. 183). И далее: "Всякая, даже небольшая радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым" (там же).


Мы постоянно упражняем коллектив учащихся в выполнении той или иной задачи. Одна задача, одна перспектива сменяется другой, более сложной, требующей больших усилий коллектива. Сделали примитивную спортивную площадку. Поставили баскетбольные щиты. Провели розыгрыши школьного первенства. Но этого мало. Надо сделать что-то большее: надо построить спортивный городок. И вот строительство спортивного городка в разгаре. Появилось волейбольное поле, беговая дорожка, яма для прыжков, полоса препятствий, сектор для метания диска. Вокруг городка устроили ограждение. Весь коллектив, до единого человека, принимал участие в строительстве спортивного городка.


Со всей тщательностью мы готовимся к участию в общегородских демонстрациях, посвящённых дню 1-го мая и годовщине Великого Октября. Детально продумывается план построения и оформления колонны. При этом идейно-политическое содержание, целенаправленность школьной колонны стоит на первом месте. Так, во время первомайской демонстрации 1951 года колонна учащихся нашей школы была оформлена на тему: "Мир победит войну". Колонна вызвала всеобщее восхищение зрителей, всё время награждавших её аплодисментами. В отчёте о первомайской демонстрации краевая газета "Советская Кубань" дала высокую оценку колонне учащихся нашей школы.


Готовясь к демонстрации, мы разъясняем учащимся её политическую значимость. Мы говорим, что демонстрация – это не обыкновенный торжественный марш по главной улице города, а показ силы и могущества, несокрушимости единства нашего советского народа, его горячей любви к своей советской Родине и сплочённости вокруг нашего советского правительства, вокруг большевистской партии и её вождя товарища И.В. СТАЛИНА.


Коллектив учащихся школы напрягает все свои силы, всё своё умение и старание, чтобы продемонстрировать единство и сплочённость своих рядов, высокий уровень культуры и дисциплинированности, внутреннюю собранность, горячую любовь к Советской Отчизне. В течение учебного года коллективу приходится решать много задач: перспектива подготовки и проведения традиционного праздника "За честь школы" сменяется подготовкой к открытию годовой выставки работ учащихся, попутно ведётся подготовительная работа к открытию весенне-летнего спортивного сезона, и уже пора подумать об организации летней экскурсионно-туристической работы.


Но самая главная задача, к выполнению которой приковывается внимание всего коллектива, заключается в том, чтобы каждый учащийся настойчиво овладевал знаниями, расширял свой кругозор, становился культурным и образованным гражданином, чтобы приносить как можно больше пользы Советской Родине.


Работая в течение многих лет над организацией и воспитанием детского коллектива, мы создали определённый стиль в работе и накопили большое количество традиций. В нашем коллективе всегда поддерживается бодрость и готовность к спокойному и энергичному действию, часто мы упражняем его в исполнении разнообразных задач. Задачи эти решаются организованно, с точным разграничением обязанностей всего коллектива и отдельных его членов, руководящих органов коллектива и его ответственных исполнителей. Чувство собственного достоинства, критичное и самокритичное отношение к своим действиям и работе целого коллектива, вежливость, товарищество и дружбу прививаем мы коллективу учащихся и каждому из его членов.


Работа школы во всех её звеньях тщательно планируется. Плановость в работе – закон нашего коллектива. У нас точно известно, когда и какое мероприятие будет проводиться, в котором часу оно начнётся, кто ответственен за его проведение. Это дисциплинирует коллектив и помогает ему успешно разрешать задачи, стоящие перед ним.


--


ZT. Смотрите и: http://zt1.narod.ru/doc/sinelnkv.doc Школа N 27, г. Свердловск. 1949-51 года.




Похожие:

О видах круговой поруки iconТема. Симметрия, ее основные виды и проявления
Продолжить формирование представлений о симметрии, ее основных видах и свойствах
О видах круговой поруки iconСтарикова Татьяна Сергеевна
За годы работы в сборные команды школы занимают призовые места во многих видах спорта
О видах круговой поруки iconУченика
Сегодня мы узнали о разных видах Древнерусских городов. Используя свои записи на экскурсии, заполните следующую таблицу
О видах круговой поруки iconПервый этап оиэяи-сосны, белэнергосбережение
Теплотехнические испытания водогрейных котлов на местных видах топлива производительностью до 1,0 мвт
О видах круговой поруки iconПоложение о формах и видах внутришкольного инспектирования
Под внутришкольным инспектированием понимается анализ результатов труда учителя и состояние учебно-воспитательного процесса
О видах круговой поруки iconУважаемые коллеги, друзья! Клуб «Юный десантник»
Среди воспитанников Клуба и наших гостей осуществляются схватки по круговой системе в каждой возрастной и весовой категории. Учитывается...
О видах круговой поруки iconОсновные черты традиционной педагогики: Учитель учит – ученик учится
Пирамида обучения (как усваивается информация при различных видах учебной деятельности)
О видах круговой поруки iconПрограмма по рукопашному бою и каратэ-до анжеро-Судженск 2005 Утверждаю: Согласовано
Для изучения приёмов рукопашного боя и каратэ-до рассматривается круговой метод обучения. Учебный материал рассчитан на 2 года обучения...
О видах круговой поруки iconПротокол № Директор от 20 г. Гбоу брги №2 им. А. Валиди введено приказом № А. М. Вагапов
В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач
О видах круговой поруки iconПрофилактика ошибок в использовании неправильного глагола во всех видах речевой деятельности
Моу “Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области”
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов