Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива icon

Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива



НазваниеЛялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива
Дата конвертации27.06.2012
Размер179.01 Kb.
ТипДокументы

Лялин Натан Александрович (1902-18 июля 1992); из его бумаг, преданных мне, ZТ, как-то давно его родственниками. -


Машинопись Н.А. Лялина "Дисциплина в учреждениях Антона Семёновича Макаренко". Слегка мною, ZT, отредактировано.


Лялин> Вот те теоремы и аксиомы дисциплины, которые Макаренко развивал перед воспитанниками:


Лялин> а) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;


Лялин> б) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе уменье преодолевать препятствия и совершать трудные работы и подвиги, если к подвигам призовёт жизнь;


Лялин> в) дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива;


Лялин> г) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищённое, свободное положение и создаёт полную уверенность в своём праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности;


Лялин> д) Дсциплина проявляется не тогда, когда человек делает что-либо для себя приятное, а тогда, когда человек делает что-нибудь более тяжёлое, неожиданное, требующее значительных напряжений; это он делает потому, что убеждён в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива и для всего советского общества и государства.


Лялин> Вся разъяснительная работа, а также преподнесение теории дисциплины, теории морали могут оказаться бесполезными, если весь строй и вся обстановка учреждения не будет формировать у коллектива и его членов опыта дисциплинированной жизни, работы, поведения.


Лялин> "Рассчитывать на то, - говорил Макаренко, - что дисциплину можно создать одними разъяснениями – это значит, рассчитывать на результат чрезвычайно слабый".


Лялин> Если в школе не оборудована вешалка, у входных дверей нет скрёбки или половика, классная мебель безобразно расставлена, учитель плохо ведёт урок, собрания проходят неорганизованно, в стиле школы отсутствует контроль, проверка исполнения, если вообще работа с коллективом плохо организована – то трудно ожидать в ней хорошей дисциплины. Здесь скорее формируется опыт непослушания, расхлябанности, недисциплинированности.


Лялин> Кроме того, необходимо, как это указывает Макаренко, практиковать специальные упражнения, имеющие целью проверку и приучение к дисциплинированному поведению. Сам Макаренко успешно такие упражнения практиковал.


Лялин> Так, он практиковал дополнительные, неожиданные работы и задания отдельным отрядам, классам или группам ребят в порядке устного или письменного приказа с нарочным нарушением всяких очередей. Указывался срок и норма выполнения задания. Такие работы заканчивались рапортом группы и, в случае необходимости, обсуждением результатов её работы, и особенно проявленной дисциплины при её выполнении.



Лялин> Устраивались проверочные общие сборы по сигналу, пожарные тревоги для проверки степени мобильности и дисциплинированности коллектива, его отдельных ячеек и т. д.


Лялин> Во время киносеанса или другого развлечения неожиданно вызывался отряд или группа ребят, и им поручалось проверить, нет ли подозрительных и посторонних лиц во дворе и в округе учреждения. Причём они должны были уметь тихо и незаметно выйти и войти в зрительный зал, чтобы не мешать остальным и не создавать панику.


Лялин> Практиковалось такое: "Особое дисциплинарное доверие лучшим отрядам, бригадам, которое выражается в том, что этому коллективу при случае поручается выполнение более или менее неприятной вещи. Например, если нужно освободить спальню для других, приказ об этом даётся самому лучшему отряду". (А.С. Макаренко. Педагогич. сочинения, 1948 г. с. 144).


Лялин> Указанная практика не должна быть частой (обиходной) и она может дать необходимый успех, если ей предшествует соответствующая тренировка и тщательная подготовка, сообщающая необходимые знания и навыки. Например: экстренный сбор, пожарная тревога и т.п. В противном случае, кроме сутолоки и беспорядка, из этого ничего не выйдет.


Лялин> Подчёркивая, что мы должны воспитывать у учащихся дисциплину активного устремления вперёд и дисциплину высокой инициативы, Макаренко вместе с тем говорит, что мы должны прививать детям и молодёжи умение сдерживать, тормозить себя, управлять собою. Воля, говорил он, должна проявляться в самоконтроле, в самообладании, в умении направить свои усилия не только на то, что надо делать, но и на то, чего делать нельзя.


Лялин> Надо научить детей умению, где нужно, пустить в ход свою активность, смелость, а где нужно - уметь, сметь, суметь реально себя затормозить. Чтобы не быть подобием машины без тормозов.


Лялин> Все указанные формы дисциплины являются показателем уже достигнутого результата в воспитательной работе. Что же касается самого процесса дисциплинирования, то он должен протекать во всех областях жизни и работы детского воспитательного учреждения.


Лялин> В школе этот процесс состоит в воспитании уважения к своему рабочему месту и своему участию в учебном процессе, в знании общего состояния дел школы, класса, недостатков в работе коллектива и в участии в борьбе с ними "не в виде нытья, а в виде организованных действий", в хорошей организации обстановки и всего школьного быта, в умении не мешать товарищу, "помогать друг другу и просто уметь изящно и без шума пройти по коридору".


Лялин> Такой тон дисциплинирования должен иметь место не только во время учебных занятий, но и во внешкольной работе, и в работе общественных организаций, не прерываться и в поведении школьника на улице и в условиях его домашнего быта.


Лялин> Решающее значение для всего этого дела имеет, конечно, пример администрации и педагогов. В обращении с детьми они должны придерживаться серьёзного, простого, точного и решительного тона, часто украшенного улыбкой и шуткой.


Лялин> В отличие от дисциплины, являющейся результатом воспитания, режим представляет собой средство воспитания. Он является средством, при помощи которого организуются внешние рамки поведения в коллективе. Цель режима – накопление правильного дисциплинарного опыта и недопущение опыта недисциплинированности.


Лялин> Как и во всяких сторонах педагогического процесса, в основе режима должны лежать правильная педагогическая логика, во всех его сторонах должна реализоваться идея подчинения личности коллективу, гармонического сочетания интересов личности и коллектива. Эту логику следует воплотить в определённых признаках режима.


Лялин> Признаки правильного режима следующие:


Лялин> а) целесообразность. Все формы и требования режима должны иметь определённый смысл. Всем должно быть ясно, для чего необходима чистота, для чего необходимо соблюдать порядок в коридорах и на лестнице и т. д.


Лялин> б) точность, которая должна исключать какие-либо послабления в соблюдении правил режима в смысле времени и места. Малейшее нарушение режима должно вызывать ответственность со стороны виновных, а если оно вызывается какой-либо необходимостью, то оно должно производиться каждый раз с письменного разрешения руководителя. Собрание должно начинаться и заканчиваться в установленные часы, то же самое в отношении вечеров, кружковых занятий, пионерских сборов. Намеченное мероприятие должно обязательно состояться, если нет на то каких-либо особых препятствий и причин. Библиотека должна обязательно работать в установленные часы. Ясно, что всё это касается и учебного расписания.


Лялин> в) общность, согласно которой режим должен быть обязательным для всех, не допускать исключений для отдельных лиц или групп, не допускать, как правило, образования особых привилегированных групп. Если и требуются тут какие-либо исключения, то их должно быть не много и они должны обязательно иметь своё целесообразное оправдание.


Лялин> Г) определённость, состоящая в регламентации всех форм поведения воспитанников и уклада учреждения точными правилами и распределением обязанностей и ответственности. Это не значит, что всё должно быть расписано в виде больших инструкций и положений, да к тому же составленных в кабинете, без учёта живого опыта. Многие детали режима разрешаются в момент назревшей нужды.


Лялин> В соблюдении режима должна обеспечиваться строгая последовательность и отсутствие противоречий. Он должен стать строгой нормой. Беспорядок в одной области не должен вызывать беспорядка во всех остальных, и обязательно устраняться.


Лялин> Не следует смотреть на режим как на нечто неизменное, раз навсегда данное, хотя и строго стабильное. Если в области дисциплины всегда надо стремиться к идеальному её состоянию, поскольку она является результатом воспитания, то никакой режим никогда нельзя считать идеальным, в смысле его окончательного вида и обязательного образца для всех. Режим – это средство воспитания, и, как средство, оно уместно тогда, когда ведёт нас к цели воспитания. В одних случаях данный режим будет являться подходящим, в других случаях нужен иной режим. Всё будет зависеть от условий работы учреждения и коллектива.


Лялин> "Ни в каком случае, - пишет Макаренко, - режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию – всё это наименее понятные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически".


Лялин> Строем, шеренгами, командой, стройным движением на параде можно охватывать детей во время физкультурных и военных занятий или передвижений в походе. Такое составляет очень важный раздел воспитательной работы и имеет свою методику.


Лялин> Режим должен поддерживаться общественным мнением коллектива, опытом его дисциплинированного поведения, привычкой и навыками. Соблюдение режима осуществляется при помощи распоряжений со стороны администрации и педагогов как весьма важной формы режимных отношений между ними и детьми. При этом распоряжения педагогов должны всегда идти по одной общей линии и не противоречить друг другу, объединяться единым кодексом требований и форм режима, установленных в школе. Они также представляют собою выражение единой воли и требований педагогического центра – директора школы, его приказов и установок. Администрация и педагоги должны умело пользоваться и умело отдавать распоряжения, которые должны быть разумными и целесообразными, понятными и логически оправданными в глазах коллектива и воспитанника.


Лялин> Распоряжение не должно быть похоже на упрашивание. Его более мягкой формой должна быть просьба. Распоряжение нельзя отдавать со злостью, с криком, с раздражением. Оно должно требовать от учащегося посильных для него дел. Оно не должно противоречить здравому смыслу, должно быть ясным и понятным детям, целесообразным и разумным. Одно распоряжение не может противоречить другому. Об отданном распоряжении никогда не следует забывать, его надо проверять, добиваться его выполнения, требовать отчёт об исполнении. У Макаренко был налажен специальный учет отданных распоряжений.


Лялин> Важной областью дисциплинирования и воспитания детей являются наказания и меры воздействия.


Лялин> Большой заслугой Макаренко является разработка им советской педагогической теории наказаний и мер воздействия.


Лялин> Он указывал, что "Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям". (А.С. Макаренко. Пед. Сочинения. Изд. Акад. Пед. М. 1948 г. с. 149).


Лялин> И вот в данной связи очень важным является правильное и разумное применение наказания.


Лялин> Макаренко отбросил мелкобуржуазные разглагольствования о том, что наша педагогика не может принципиально принять наказания из-за того, что "наказание воспитывает раба". Безнаказанность прививает детям безответственность.


Лялин> Макаренко доказывал, что хороший и опытный воспитатель может многого добиться при помощи наказаний, а бестолковое, неумное и механическое их применение приносит только вред. Он утверждал, что в вопросе о наказаниях не может быть дан общий рецепт, недопустим никакой стандарт и шаблон. Здесь необходим творческий подход со стороны педагога, большая изобретательность, напряжённая работа мысли, ответственность.


Лялин> Макаренко далее считал, что наказание даёт особенный эффект в налаженном коллективе, ибо оно выпячивает нарушителя на общем фоне налаженной жизни. В рыхлом коллективе оно (наказание) нужного эффекта как правило не даёт и нужного впечатления как правило не производит.


Лялин> Как правило, не должно быть поэтому и много наказаний, они не должны литься целым потоком.


А.С. Макаренко в "НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ МОЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА" (16.10.1938). – Я лично тем не менее считаю, что много наказаний быть не должно, но по другой логике: наказания не должны оглушать весь коллектив и делаться бытом в коллективе, наказания должны быть настолько редки, чтобы весь коллектив обратил на наложенное наказание внимание. Только поэтому наказания необходимо применять не часто. Если же у меня случался такой отрезок времени, когда что-то в коллективе расстроилось, - я бил наказанием просто без остановки, пока не наступало изменение.


Лялин> Наказание не является главным средством воспитания. Вместе с тем наказание – это не особенное зло. Там, где оно необходимо, педагог не только имеет право, но обязан его применять. Наказание должно иметь в своей основе логику защиты интересов коллектива и ответственности перед ним, а также интересы защищенности личности в коллективе.


Лялин> В "Методике организации воспитательного процесса" Макаренко изложил советские принципы наказания, на усвоении которых педагогами он горячо настаивал. Он писал, что не может быть воспитателем тот, кому эти принципы неизвестны.


Лялин> "Отправной точкой нашего наказания, - писал Макаренко, - является целый коллектив: либо в более узком значении отряд, бригада, класс, детское учреждение, либо в более широком – рабочий класс, советское государство. Интересы коллектива и, в особенности, интересы рабочего класса и государства Советов, являются интересами общими. Кто нарушает эти интересы, кто идёт против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Наказание есть форма воздействия коллектива или в виде прямых его решений, либо в виде решений уполномоченных коллектива, избранных, чтобы обеспечить его интересы". (А.С. Макаренко. Пед. Сочин. Изд. Акад. Пед. Наук, 1948 г. с. 149-150).


Лялин> В связи с этим Макаренко формулирует требования, которым обязательно должно удовлетворять наказание.


Лялин> Наказание должно устранять конфликт и не создавать нового конфликта. Оно не должно унижать ученика, а апеллировать к чувству чести, достоинства, гордости, боязни позора. Оно имеет смысл, если воспитанник, зная, что и почему от него требует коллектив, понимает, что коллектив защищает свои интересы.


Лялин> Если нарушитель подчиняется коллективу, не обманывает его, заявляет, что в будущем не повторит своих ошибок, то в некоторых случаях наказание должно отменяться. Важным является самый факт наложения наказания, выраженный в осуждении коллективом, а не столько содержание наказания.


Лялин> Наказание должно воспитывать наказанного. Надо, чтобы он понимал смысл наказания, знал точно, за что он наказан.


Лялин> Весьма важной стороной в вопросе о наказании является его техника.


Лялин> Каждое наказание должно быть строго индивидуализированным применительно к случаю и воспитаннику.


Лялин> Макаренко указывает, что в воспитательном учреждении право наложения наказания должно принадлежать его руководителю или заведующему учебной частью. Никто не должен приступать к наложению наказания, если нет на то представления со стороны заведующего учебной частью. Последний должен хорошо знать учащихся, их поведение и положение. Он отвечает за все наказания и ни одно из них не может быть наложено без его ведома и совета.


Лялин> Но в условиях школы нельзя лишать права учителя налагать наказания с тем, однако, чтобы он также опирался на поддержку и мнение коллектива. Не злоупотребляя наказаниями, он может и должен прибегать к ним в пределах предоставленных ему прав и положений о наказаниях и поощрениях. Но здесь важно из опыта Макаренко сделать ряд выводов. - Надо стараться, чтобы коллектив учащихся в выраженном настроении, иногда в репликах, а иногда и в виде специального обсуждения и со своей стороны присоединился к осуждению учителем проступка ученика. Это, конечно, больше всего происходит в результате работы с коллективом, в результате его воспитания. Затем, надо, чтобы в тех или иных случаях учитель через классного руководителя специально привлекал бы коллектив класса, а если это полезно и необходимо, то и школы, к неодобрению или осуждению совершённого проступка. Далее, важно, чтобы о всех случаях нарушений в классе и школе, даже самых мелких, учитель и органы школьного самоуправления информировали бы заведующего педагогической частью.


Лялин> Высокие, значительные санкции наказания должна принадлежать директору школы. При этом должно быть установлено, что наложение таких наказаний, как дополнительное дежурство по школе, временное удаление или вообще исключение из школы, выговор по школе, дополнительная неквалифицированная работа - являются исключительным правом директора.


Лялин> Точно также лишь после решения директора школы приобретают силу наказания и санкции, выносимые учкомом: выговор, перевод на менее ответственную общественную работу, освобождение от занимаемой общественной должности, временное лишение права участия в кружке, во внешкольном мероприятии, в игре и т.д.


Лялин> В практике наложения наказаний надо придерживаться такого правила, что в одних случаях их накладывает педагог и администрация школы, в других они проводятся через коллектив.


Лялин> При этом и в первом случае педагоги и администрация мобилизуют общественное мнение вокруг мер, наложенных ими лично.


Лялин> Во всяком случае, во всём этом деле важно обеспечить единство логики, отсутствие разнобоя и централизованное руководство всей дисциплинарной практикой.


Лялин> Руководство этим делом в масштабе класса по отношению к преподавателям и классным организациям учащихся должно находиться в руках классного руководителя. В масштабе школы – директору, и, по его уполномочию, заведующему учебной части. Наказывать должен иметь право учитель, классный руководитель, общее собрание класса и школы, уполномоченные органы ученических организаций. Все они должны выступать как представители коллектива. При этом необходимо точно регламентировать, в каком порядке, какие виды наказаний и в каких пределах они имеют право налагать, а в отношении каких – они могут лишь ходатайствовать перед директором школы.


Лялин> В наказании всегда надо подчёркивать, что, применяя его, коллектив защищает свои интересы, и здесь высшим критерием должно быть предпочтение интересов коллектива перед интересами личности, сообразуясь, при этом, конечно, со степенью крепости коллектива, его силой и способностью перевоспитать, исправить нарушителя.


Лялин> В колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского применялись такие меры наказания. –


Лялин> Наряд, т. е. выполнение дополнительной неквалифицированной работы, главным образом, по самообслуживанию, виды которой устанавливались в связи с нуждами учреждения.


Лялин> Удержание выдачи на руки карманных денег из поступивших в сберкассу заработков воспитанников: в этом случае без санкции заведующего колонией карманные деньги наказанному не выдавались.


Лялин> Лишение отпуска на выходной день.


Лялин> Временное лишение развлечения и права участия в кружке.


Лялин> Увольнение с производства и перевод на неквалифицированную работу.


Лялин> Выговор в приказе и выговор устный.


Лялин> Арест, который применялся только к колонистам и коммунарам, имевшим звание коммунара. Арест заключался в том, что коммунар должен был провести в кабинете заведующего определённое количество часов, где ему предоставлялось право и возможность читать, заниматься и т. д. Никто в это время, кроме заведующего, не имел права к нему обращаться. Вместе с ним должен был всё время находиться в кабинете и Макаренко. В отношении же остальных ребят, называвшихся воспитанниками, арест не применялся. В отношении их разрешалось применять наряды.


Лялин> Так создавалась определённая традиция в самой практике дисциплинирования. В самом наказании подчёркивалось достоинство человека и уважение к нему. Чтобы быть наказанным арестом, надо было иметь заслуги перед коллективом, иметь звание коммунара. Подчёркивание уважения к человеку в процессе дисциплинарной практики выражалось и в том, что, когда коллектив, обсудив проступок того или иного воспитанника, не налагал на него наказания, считая его недостойным этого, то тот нередко был глубоко задетым данным обстоятельством и требовал от Макаренко, чтобы он его наказал.


Лялин> Высшей мерой наказания было исключение из учреждения. Оно применялось за особо тяжёлые проступки, оскорблявшие достоинство и честь всего коллектива.


Лялин> Правом налагать наказание пользовался только Макаренко как заведующий колонией, как уполномоченное государством и коллективом лицо.


Лялин> Пользовался этим правом и сам коллектив.


Лялин> Предоставлялось это право и учителям школы.


Лялин> Рядовым воспитателям право наказания не давалось. Они могли только фиксировать тот или иной проступок в ежедневном рапорте. Макаренко исходил из того, что если дать рядовым воспитателям право наказания, то это нарушило бы единую логику наказания, привело бы к частым и многим наказаниям, внесло бы разнобой в практику наложения наказания и дискредитировало бы и самого наказующего, и само наказание.


Лялин> Во всех случаях, когда надо было прибегнуть к исключению воспитанника из учреждения, Макаренко обязательно проводил это через органы самоуправления и общее собрание.


Лялин> Беседы в связи с наказанием. Макаренко перечисляет следующие возможные формы этих бесед.


Лялин> А) Беседа, проводимая немедленно после совершённого проступка, в присутствии старших товарищей (экстенно созванного совета командиров), серьёзная, официальная, сводящаяся к требованию объяснений.


Лялин> Б) Беседа наедине – тоже немедленно после проступка. Можно прибегнуть к угрозе передать дело на совет командиров или общее собрание.


Лялин> В) Отсроченная беседа – художественное отображение такой беседы дано во "флагах на башнях" в главе "Вам письмо", в которой изображается эпизод с вызовом в кабинет Захарова Игоря Чернявина. Её надо тоже проводить наедине или в присутствии небольшого числа лиц, вечером в тот же день или на другой день после проступка. Нарушитель должен быть заранее поставлен в известность о том, что он приглашается на беседу в определённый час. Иногда целесообразно приглашение на эту беседу послать ему запиской, чтобы о беседе знал только он. Ожидая беседы, естественно, волнуясь, нарушитель многое передумает о своём поведении, поговорит с товарищами.


Лялин> Разговор с ним во время беседы надо вести подробно, в приветливом тоне, внимательно слушать, не иронизировать, не шутить. Надо растолковать воспитаннику вред его поведения для него и коллектива, привести примеры, рекомендовать почитать книжку.


Лялин> Можно иногда поручить проведение индивидуальных бесед одному или двум старшим воспитанникам, а потом узнать у них о результате этих бесед.


Лялин> В некоторых случаях надо сразу наложить взыскание на нарушителя, объявив о нём в приказе.


Лялин> Если беседы не дали каких-либо результатов, то бывает целесообразным передать его на обсуждение собрания коллектива или его исполнительного органа.


Лялин> Иногда полезно, чтобы собрание ограничилось постановлением: такой-то поступил неправильно.


Лялин> В иных случаях, когда нарушитель поступил эгоистично, глупо, проявил упорство, такого рода моральные постановления могут принимать довольно оригинальные формы, как это практиковалось в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского. В её практике имелись такие постановления собрания: "Поручить Петрову (самому младшему в коммуне) разъяснить Иванову, как нужно поступить (а Иванов один из взрослых)".


Лялин> В той же коммуне имени Дзержинского особенно строго взыскивали за проступки со старых коммунаров и менее строго с новичков.


Лялин> Никогда не следует при наложении наказания выходить за пределы допустимой строгости.


Лялин> Не следует вторично вспоминать о наказании. После наложенного взыскания надо быть с воспитанником в нормальных деловых отношениях.


Лялин> В момент выполнения наказания недопустимо вспоминать наказанному его вину, смеяться над ним.


Лялин> Как и во всех областях жизни детского учреждения, и здесь всегда надо помнить правило: "Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему".


Лялин> Вообще же, говорит Макаренко в "Методике организации воспитательного процесса", надо стараться наказывать как можно реже, лишь в том случае, когда наказание целесообразно и без него нельзя обойтись, при условии, если оно поддерживается общественным мнением.




Похожие:

Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива icon"Из опыта организации единого коллектива школы"
Лялин Натан Александрович (1902-18 июля 1992); из его бумаг, преданных мне, zт, как-то давно его родственниками
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива icon8. Заключение. Перспективы и планы развития
Педагогический коллектив гимназии – это коллектив энтузиастов, единомышленников, находящихся в постоянном творческом поиске, коллектив,...
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива iconЗадача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого
Перед нами, учителями начальной школы стоит, пожалуй, самая сложная задача по формированию коллектива. Ведь детский коллектив – это...
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива iconЧкония акакий Давыдович
Сумел создать постоянный, умелый коллектив, который в 1959 году досрочно выполнил план первого квартала. Рыбацкая газета писала о...
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива iconПрохладненский район кбр исследовательский метод в обучении математике в 7-м классе
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании и развитии...
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива iconСтатья Статус, цели и задачи Народного Собрания
Целью Собрания является достижение наиболее полного участия в порождении власти каждого члена Общины ради блага всех ее членов
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива iconГенеральному прокурору РФ
А генератор импульсов в определенных режимах может отрицательно воздействовать на жизненноважные центры центральной нервной системы...
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива iconБ. В. Грызлову 103265, Москва, Охотный ряд, д. 1
А генератор импульсов в определенных режимах может отрицательно воздействовать на жизненноважные центры центральной нервной системы...
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива iconЛозневая Надежда Сергеевна учитель математики Муниципальное образовательное учреждение Анашенская средняя общеобразовательная школа №1 Новосёловского района я человек, я чувствую (Классный час)
Цель занятия: развитие способности детей принимать и признавать индивидуальные особенности каждого человека, воспринимать любую личность...
Лялин в дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива icon«В здоровом теле здоровый дух!»
Прошу весь педагогический коллектив продумать виды заданий для каждого класса для организации игры «Зарница» (бег по станциям)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов