Готический стиль icon

Готический стиль



НазваниеГотический стиль
Дата конвертации21.05.2012
Размер40.09 Kb.
ТипКонспект

ГОУ школа-интернат «Интеллектуал», кафедра искусства и МХК, Москва

www.goodmhk.narod.ru

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Конспект лекции для повторения дома




Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.

«Упаси, Боже, любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано» — эти слова итальянского историка искусства Джордже Вазари (1511—1574) показывают отношение к готике, сложившееся в эпоху Возрождения в Италии. Подобные представления изменились лишь в XIX в., когда эпоху Средневековья перестали считать «тёмными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья.

В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII—XIV вв. В истории искусства принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю («пламенеющую») готику.

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города. Подчинявшиеся светскому или церковному правителю, города, тем не менее, обладали значительными привилегиями: органами самоуправления, правом вести торговлю. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты. Города привлекали множество людей — ремесленников, паломников, студентов. «Городской воздух делает свободным» — гласила поговорка того времени.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором. Над ратушей возвышалась башня — символ свободы города. Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Устраивались здесь и театрализованные религиозные представления. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как прежде). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.


Собор готического стиля значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь — на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). Такая конструкция дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей. В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу — изображению, составленному из скреплённых между собой цветных стёкол, которое помещали в проём окна. Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов. Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

В романском храме отдельные его части чётко разграничивались, в готическом — границы между ними стёрлись. Пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.

В готический период изменился образ Христа — на первый план выдвинулась тема мученичества: готические художники изображали Бога скорбящего и страдающего, принявшего муки на кресте за грехи человечества. Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери — заступницы и просительницы за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, характерным для Средневековья. Нередко оба культа переплетались, и Богоматерь представала в облике прекрасной женщины. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, сказочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур — химер или статуй-водостоков — гаргулей.

В XIII—XIV вв. наряду с церковными книгами, богато иллюстрированными изображениями святых и сценами из Священной истории, получили распространение часословы (сборники молитв и текстов, распределённых по календарю), романы, исторические хроники. На их страницах помещали сцены светских увеселений, рыцарских турниров, крестьянского труда. Они обрамлялись изящным орнаментом из цветов и трав.


Задание:

1. Найдите в тексте слова, выделенные жирным шрифтом, и выпишите их определения в тетрадь.

2. Просмотрите иллюстрации в книгах и напишите в тетради название готических соборов, относящихся к трём периодам готики - раннему, зрелому (высокому) и позднему («пламенеющему»).

Полезные сайты:

http://francegothic.boom.ru/
http://duk-vladimir.narod.ru/Gothicarch.htm
http://fio.ifmo.ru/archive/group16/c2wu10/kirche.htm

© Гудкевич Елена Станиславовна, 2005 - 2007, mailto:egood@yandex.ru




Похожие:

Готический стиль iconИсследовательская работа по элективному курсу «Деловой русский язык» Работу подготовили учащиеся 10 класса «б» моу сош №1 Деловой стиль Деловой стиль
Автобиография составляется от первого лица и начинается словами: Я, фамилия, имя, отчество, родился
Готический стиль iconОдежда Европа XII – XIX веков
Кудрявые пудреные парики, которые делали людей похожими на пуделей и болонок, прихотливо изогнутая, словно менуэт танцующая мебель,...
Готический стиль iconЭлективный курс 10 класс. Тема: Официально-деловой стиль Дата проведения: 22. 02 2007 Ход занятия. Выступление учителя по теме
Официально-деловой стиль включает в себя различные документы: от государственных актов до деловой переписки
Готический стиль iconГотический рокер Вало находит красоту в кальмарах и темноте
Мертвая игра: Вилле Вало (по центру),финский фронтмен группы him, кажется столь глупым и испуганным
Готический стиль iconСтаринные легенды японии национальные театры кукол Японии Труппа имени Асахи Вакатэру (префектура Кагава) Стиль «Сайбата-нингё-сибай»
Стиль «Сайбата-нингё-сибай» зародился в начале эпохи Мэйдзи (с 1868 по 1912 год) в селе Сайбата префектуры Коти (юго-западная часть...
Готический стиль iconЮ. Н. Рерих звериный стиль у кочевников северного тибета международный центр рерихов москва 1992 Автор вступительной статьи А. Н. Зелинский Редактор Е. Б. Дементьева Печатается по изданию: Seminarium Kondakovianum, Прага, 1930 Ю. Н. Рерих
Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" издается на русском языке в нашей стране впервые. В ней автор на примере Тибета...
Готический стиль iconЮ. Н. Рерих звериный стиль у кочевников северного тибета международный центр рерихов москва 1992 Автор вступительной статьи А. Н. Зелинский Редактор Е. Б. Дементьева Печатается по изданию: Seminarium Kondakovianum, Прага, 1930 Ю. Н. Рерих
Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" издается на русском языке в нашей стране впервые. В ней автор на примере Тибета...
Готический стиль iconОткрытие Сезона мгу 5км, стиль классический, старт раздельный

Готический стиль iconСтиль: rock’n’roll
Технический райдер, условия работы, мероприятия и репертуар на странице
Готический стиль iconСтиль: rock’n’roll
Технический райдер, условия работы, мероприятия и репертуар на странице
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов