Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон icon

Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон



НазваниеОбраз дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон
Дата конвертации21.05.2012
Размер66.89 Kb.
ТипДокументы

Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения

Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины

Руководитель Гудкевич Е.С.

Кто такие драконы?

Дракон – это сказочное чудовище, чаще всего представляемое в виде крылатого огнедышащего змея. Драконы по большей части имеют гигантские размеры, они почти всегда рогаты, многоглавы и к тому же полиморфны. Составные их части бывают различны. Например, Леонардо да Винчи предлагал изображать дракона так: «Голова дога, кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски петуха и шея водяной черепахи». Вероятно, великий художник имел в виду изображение западноевропейского дракона. В отличие от восточных, западные драконы имеют крылья, похожие на крылья летучей мыши, толстое, длинное тело, чешуйчатую кожу, четыре (или две) мощных лапы, голову в форме клина, гребень или рога на голове, длинную шею. Обычно изображались огнедышащими. Питаются драконы, если верить древним сказаниям, раз в месяц, съедая овцу или вола, или даже человека.

Европейские драконы чаще всего представляются злобными, жаждущими убийства и крови тварями. О горах золота и драгоценных камней, спрятанных в их пещерах, ходят легенды. Получить сокровища дракона можно, лишь убив их хозяина.

В мифологии Западной Европы наиболее облагороженный образ дракона - это страж сокровищ, которого сразил норвежский король Сигурд. Столь же величественно и чудовище, поверженное легендарным Беовульфом из одноименного скандинавского эпоса VIII столетия.

Битва св. Георгия с драконом в аллегорической форме отражает победу христианства над язычеством. Согласно легенде, дракон обитал в озере близ Силена в Ливии и грозил разрушить город, если ежедневно ему не будут скармливать одну девственницу. В день появления в городе св. Георгия на очереди была королевская дочь. После яростной схватки с драконом было покончено, однако сам герой впоследствии принял мученическую смерть за свои религиозные убеждения.

^ Портрет дракона

В искусстве Западной Европы типичный облик драконов сформировался в значительной степени благодаря средневековой геральдике. Их изображения так напоминают динозавров, что некоторые считают этих вымерших животных прототипом сказочных драконов. Однако в мировой мифологии слово "дракон" употребляется для обозначения самых разных чудовищ. Они могут быть крылатыми, с большими полусобачьими-полульвиными головами, в мифах Китая и Японии, или с маленькими, как у ящерицы, - в сказках других народов.


Вне геральдики они часто изображаются в виде змея. Не случайно в разных уголках мира драконы ассоциируются с водой.

Другая их характерная особенность - огонь, - возможно, навеяна астрономическими явлениями, например, кометами. Так, в 793 г. "огненных драконов" наблюдали над королевством Нортумбрия, которое начало складываться в ходе англосаксонского завоевания Британии. Это явление было истолковано как предзнаменование будущего нашествия викингов.

Драконов в мифах и легендах Дальнего Востока и Западной Европы разделяет глубокая пропасть. Первые - великодушны, вторые - само воплощение зла. В Китае дракон, единорог, птица феникс и черепаха считаются добросердечными сверхъестественными существами, с помощью которых была создана вселенная. Китайцы верили, что императоры - потомки драконов, обладавших магической способностью принимать любую форму и размер, светиться в темноте или становиться невидимыми.

Один из ранних примеров образа дракона западного типа встречается в шумерском мифе о боге Энлиле и Зу, который у вавилонян превратился в историю о том, как бог Мардук убил Тиамат, дракона женского рода, она символизировала хаос.

Западные драконы опасны и жестоки и, так же как и восточные, нередко обладают магической силой. Считалось, что при встрече с драконом ни в коем случае нельзя смотреть ему в глаза, иначе он обретет власть над вами и подчинит вас.

Люди верили в реальность дракона. В середине шестнадцатого века дракон упоминается в «Historia Animaiium» Конрада Геснера, труде вполне научном.

^ Дракон в христианстве

В христианской традиции дракон становится символом сатаны.

Церковные изображения св. Михаила, сражающегося с драконом, олицетворяют войну небесных сил, описанную в апокалипсисе, когда архангел Михаил изгоняет сатану. Известно, по крайней мере, еще 40 святых, побеждающих дракона. Дракон, точнее, его изображение, является обязательным атрибутом святых Кадо, Климента Мецкого, Георгия, Кейна, Маргариты, Михаила, Самсона, Сильвестра и апостола Филиппа

^ Содома. «Святой Георгий»

В христианстве «дракона» как такового нет, но есть «змей». Змей с завязанным хвостом олицетворяет зло побежденное, поскольку считалось, что сила дракона в хвосте, как у скорпиона. Архангел Михаил, повергающий дракона, являет победу бога солнца над тьмой, что в христианстве трансформировалось в версию о поражении Сатаны.

^ Другие драконы.

Виверн

Чешуйчатый дракон, имеющий всего пару лап с орлиными когтями и пару крыльев. Изображается обычно с раздвоенным языком. Опирается на мощный шипастый хвост. Изредка встречаются морские виверны, имеющие хвост наподобие рыбьего.

Ненавистные людям за то, что распространяли чумную заразу, вивеpны жили в Северной Европе, Греции и Эфиопии. Название их происходит от древнесаксонского слова «вивере», что означает «змей». Виверн изображали в геральдике — на гербах, на щитах и знаменах, а также рассматривали как знак силы (опекунства) для тех, кто выбрал это изображение как свой символ. Гербовые цвета — зеленый и красный. Красным изображается живот и внутренняя п

оверхность крыльев.

Линдворм

Линдвормы — обычно безногие и крылатые. Иногда изображаются с хвостом скорпиона, а не с зубцом, как у дракона. Они поедают скот и людей и захватывают церковные дворы. Л
индворм символизирует войну и чуму. Его еще называют Змей Л
индворм.

Гидра

Гидра — чудовище из греческих легенд. Существо было похоже на змею или дракона с многочисленными головами. Число голов изменялось от легенды к легенде.


^ Драконы в геральдике.

Дракон – один из наиболее широко распространенных геральдических монстров. Устойчивыми признаками дракона являются: четыре когтистых лапы, сегментированные брюхо, грудь и внутренняя поверхность бедер, длинный прямой хвост со стреловидным окончанием, высунутый язык и перепончатые крылья летучей мыши. Дракон входит в герб Уэльса, также — Принца Уэльского (титул наследника британского престола со времен Столетней войны). Красный дракон входил в герб династии Тюдоров.

А.Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом».

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. — красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактуется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причину ошибки следует искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон — с двумя лапами, а змий — с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочному трактованию изображения змия как дракона.»

^ В. А. Дуров «Русские награды»

Другое геральдическое значение дракона — неприкосновенность. Будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

Виверн – специфически английский геральдический монстр, в прочих странах не различаемый с драконом. В отличие от дракона в узком смысле этого термина, виверна имеет только переднюю пару конечностей, а задняя часть ее тела плавно переходит в драконий хвост. В остальном виверна полностью аналогична дракону. Виверны входят в герб герцогов Мальборо.

Саламандра – монстр, описываемый как «дракон в огненной купели»; однако фактически саламандра, в отличие от геральдического дракона, изображалась без крыльев и по внешнему виду больше напоминала ящерицу; саламандра входила в герб Франциска I, короля Франции.

Кокатрис – геральдический монстр — виверна с головой петуха; термин василиск также иногда используется применительно к кокатрис; однако в узком геральдическом смысле василиск отличается от кокатрис — он имеет хвост, оканчивающийся драконьей головой.

Также в геральдике часто употреблялась гидра – дракон с большим количеством голов (3,7,9,12).


^ Образ дракона в Средневековье.

Драконы в живописи.

В Средние века живописные произведения существовали в виде книжных миниатюр и фресок.

Вот образ дракона, рождённый западноевропейским искусством. Именно так мы представляем драконов по сей день. У него была красная, реже зелёная, спина, жёлтое или белое брюхо, пара крыльев и иногда огонь, вырывающийся из пасти.

Художники позднего Средневековья и проторенессанса уже изображали объёмные формы тела дракона. Тело, шея и хвост у него получались очень округлыми, что придавало некоторую сказочность и неправдоподобность. Драконы получались очень добрыми и неуклюжими, даже если они изрыгали огонь.

Интересно, что средневековые художники редко изображали кровь, даже если тело дракона было проткнуто копьем. И вообще, тогда редко изображали побежденных в бою драконов, чаще усмирённых.

Часто у дракона была не одна, а много голов – одна большая, другие примерно в четыре раза меньше. В этом случае вокруг всех голов рисовали желтые круги, похожие на нимбы.

^ Драконы в скульптуре.

В средние века скульптура присутствовала, в основном, в храмах, монастырях и замках. В романский период драконы изображались рельефами над арками. Они очень схематичные, всегда в профиль. У дракона четыре ноги (обычно львиные), два крыла, мощные тело, хвост и шея, небольшая голова.

В период готического стиля стало популярно изображать горгулий (фигуры на водостоке) и химер (фантастических чудовищ). Они похожи на драконов, значит, можно считать, что во времена готики драконы были обязательной частью украшения храмов.



- -




Похожие:

Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconВопросы контрольной работы по теме «средневековье»
Охарактеризуйте важнейшие черты культуры раннего западноевропейского средневековья
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconВопросы контрольной работы по теме «средневековье»
Охарактеризуйте важнейшие черты культуры раннего западноевропейского средневековья
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconДокументы
1. /Кузьмин. Ладога в эпоху раннего средневековья.doc
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconМетодические рекомендации по изучению темы на уроках изобразительного искусства в 8-ом классе, IV четверть
Основным содержанием изучения изобразительного искусства в 8-ом классе в IV четверти является архитектура и декоративное искусство...
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconИспользование электронных средств обучения на уроках изобразительного искусства людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
Людвига Николаевна Марат, директор, учитель изобразительного искусства уо «Новопогостская госш сад»
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconИнформация о проведении акции «Птицы в городе» в мбоу сош 13 в рамках проведения краевой акции «Птицы в городе!»
В школе была организована выставка работ учащихся. На выставку было представлено 18 работ. Лучшими признаны кормушки: Вовк Максима,...
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconПротокол родительского собрания учащихся 9 классов
Курашева Р. Л. классный руководитель 9 «А» класса Иванова В. П. классный руководитель 9 «Б» класса Севастьянова И. В. классный руководитель...
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconВальтер Беньямин Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
...
Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconПредмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья

Образ дракона в произведениях западноевропейского изобразительного искусства в эпоху Средневековья и раннего Возрождения Проект ученицы 8 класса Красильниковой Екатерины Руководитель Гудкевич Е. С. Кто такие драконы? Дракон iconКонкурсная работа авторское эссе Хочу сказать «Спасибо» ученицы 10-б класса моу «сош №55» Гавриловой Екатерины Учитель Семенова Ирина Николаевна. Спасибо!
«Спасибо!» Какое простое и одновременно многозначное слово. Рождаясь, не один из нас не произносит его, но проходит время, и мама,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов