Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 icon

Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657



НазваниеСоколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657
страница1/3
Дата конвертации27.06.2012
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3




Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. РНБ 31-10/1657.

[ Щелково, Моск. губ. Детский посёлок "Юная Республика". См. и http://zt1.narod.ru/doc/Egerman-na-putyah.doc ]


--

Стр.3


Целевая установка.


Быстрый рост социалистической реконструкции всего нашего хозяйства как в городе, так и в деревне требует новых миллионов рабочих, в том числе и женщин-матерей. Этим самым снижается воспитательное значение семьи. Кроме того, все острее назревает необходимость освободить женщину от домашней работы и ухода за детьми в целях широкого, привлечения ее к участию как в производственной, так и в общественной жизни страны.


В связи с этим особенное значение приобретает детдом как ячейка общественного коммунистического воспитания.


Вопросы бытовые неразрывно связаны с вопросами перестройки всей жизни на социалистических началах, а поэтому в детдоме, где воспитывается новый человек — строитель социализма, вопросам культуры быта должно уделяться весьма серьезное внимание. Таковы в основном задачи педагога детского дома в области организации материальной культуры и досуга. Цель настоящего урока показать практическому педагогу значение и сущность правильно организованной материальной среды и детского досуга, а также и пути их организации в условиях современного детского дома.


ВВЕДЕНИЕ.


Воспитывая, выращивая какое-нибудь растение или животное, мы тщательно изучаем влияние внешней среды на их успешное развитие. Мы стараемся поставить их в наиболее благоприятные условия в отношения температуры, питания, света и воздуха, зная, как тонко реагирует всякий живой организм даже на самое ничтожное изменение той физической среды, в которой он развивается.


Само собой разумеется, что человек не представляет исключения из общего правила и его зависимость от внешней среды одинаково велика. Между тем в нашей практической работе это влияние внешней среды на психофизическое развитие ребенка, на его поведение, на ход всей нашей педагогической работы далеко не всегда учитывается, благодаря чему наши усилия в том или ином направлении часто оказываются бесплодными.


--

Стр.4


Вопрос этот мало изучен, относится больше к компетенции хозяйственной части, к вопросам управления, и не вызывает глубокого интереса в педагогической среде. Это, конечно, только печальное недоразумение, так как вопросы организации материальной среды, материальной культуры — вопросы в первую очередь педагогические и никоим образом не исчерпываются материальным снабжением.
Правильно поставленное снабжение, достаточное оборудование (что опять-таки может быть осуществлено только при самом близком участии педчасти), конечно, совершенно необходимы. Но сами по себе они могут иметь для воспитанников детдома и глубоко отрицательное, развращающее значение, если все это оборудование, никем не хранимое, не оберегаемое, будет разбрасываться, разрушаться и заменяться новым, если, вообще говоря, материальная среда в детдоме не будет определенным образом педагогически организована.


В основу работы по организации материальной среды следует положить тщательное изучение бытовых, хозяйственных мелочей и организационных дефектов, может быть совсем маленьких, но невнимание к которым самым неприятным образом отражается на всех сторонах жизни детдома, порождая целый ряд нездоровых уклонов в поведении ребят, создавая непреодолимые трудности в работе.


Не меньшее значение для упорядочения жизни детдома и нормального роста детского коллектива имеет и правильно организованный досуг.


Посмотрим теперь, в каком направлении и как именно можно было бы вести работу по различным разделам материальной культуры и организации досуга в детдоме.


Практические задания.


1) Достаточна ли кубатура детских спален в вашем доме?


2) Продумайте конструкцию индивидуальной туалетной полочки и сделайте чертеж с указанием размеров отдельных частей. Высчитайте стоимость отдельной полочки.


3) Сделайте чертеж общего хранилища для зубных щеток [ZT. см. на стр.10].


4) Выработайте примерные правила пользования спальнями.


5) Придумайте несколько выразительных лозунгов для спален.


6) Определите с часами в руках, сколько требует времени полный туалет ребенка. Следите при этом, чтобы все моменты туалета выполнялись достаточно тщательно и добросовестно. Достаточно ли времени вы отводите на туалет всех ребят вашего дома, принимая во внимание пропускную способность вашей умывальни?


--

Стр.5


7) Выработайте подробную инструкцию для дежурных по уборке помещения.


8) Выработайте правила обращения с инвентарем, связанным с уборкой помещения.


9) Выработайте правила пользования уборной.


10) Выработайте подробную инструкцию для дежурных по уборной.


11) Как в ваших условиях вы поведете борьбу с загрязнением усадьбы?


12) Дайте проект благоустроенной помойки, тщательно продумав все детали ее устройства.


13) Выработайте правила, направленные к сохранению мебели и здания от разрушения.


14) Какие средства борьбы с разрушением предполагаете вы применить в вашем доме?


15) Каким педагогическим требованиям должны отвечать

предметы украшения дома?


16) Какие требования вы предъявляли бы к ребятам в отношении их внешности?


17) Начертите проект хранилища для посуды.


18) Выработайте правила обращения с посудой и инструкцию для посудников.


19) Какая посуда должна быть в детдоме для нужд вне столовой?


20) Чем объясняются недостатки в качестве детского питания в вашем доме?


21) Выработайте правила пользования столовой.


22) Выработайте инструкцию для дежурных по столовой.


23) Выработайте инструкцию для членов продовольственной комиссии.


24) Составьте проект простейшего хранилища для обуви и калош.


25) Начертите план благоустроенного детского дома (загородного) на 100 человек со всеми необходимыми строениями.


26) Каким основным требованиям должны отвечать занятия детей в часы организованного досуга?


27) Какой бросовый материал может быть использован для организации занятий в часы досуга?


Примечание. Чертежи можно делать от руки. В некоторых случаях чертеж можно заменить описанием.


Возможны ответы только на вопросы наиболее существенные.


--

Стр.6


^ РАБОТА ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ СПАЛЕН.


Неблагоустроенные детдомовские спальни, не отвечающие часто самым элементарным требованиям санитарии и гигиены, представляют собой большую опасность в смысле эпидемических заболеваний и несомненно очень дурно отражаются на здоровья ребенка, а стало быть и на его поведении.


В спальне дети проводят почти половину своего времени, и всякого рода даже маленькие неустройства, действуя изо дня в день отравляющим образом на их сон и нервы, неизбежно способствуют повышению процента трудновоспитуемых в детдоме.


Вопрос о благоустройстве спален приобретает особую остроту вследствие тесноты и неприспособленности помещения, в котором располагается большинство детдомов. Что же мы должны делать, чтобы обеспечить ребенку здоровый ночной отдых?


Обилие чистого воздуха — одно из основных условий. На нормальную кубатуру спален в детдоме рассчитывать трудно, тем большее значение приобретает вопрос о правильном вентилировании. Вентилирование в детдоме носит случайный характер и почти никак не организовано. Между тем помещения детдомов сплошь и рядом снабжены самыми совершенными средствами вентилирования в виде целого ряда приспособлений. Однако нередко можно встретиться с тем фактом, что детям неизвестен даже смысл всех этих приспособлений, и последние никак не используются или используются неправильно. То же нужно сказать относительно простых форточек, которые, когда нужно, не открываются, в других же случаях остаются открытыми слишком долго и выстуживают помещение. Необходимо изучить и пустить в ход все средства вентилирования, производить вентилирование регулярно по детально разработанной инструкции, не жалея сил и времени на его правильную организацию. В интересах правильного проветривания очень полезно заменить форточки фрамугами.


В большой связи с вентилированием находится вопрос о температуре. Нестерпимый холод, царящий иногда в спальнях, прежде всего препятствует естественной вентиляции через поры материала, из которого построен дом, и конечно совершенно не располагает к искусственной вентиляции, которая тоже сильно


--

Стр.7


замедляется, когда в помещении холодно. Для осуществления правильного вентилирования поддерживание в спальне достаточной температуры является совершенно необходимым условием, поэтому вопросы о рациональном использовании топлива и утеплении помещения должны ставиться со всей серьезностью.


Нормальная температура в спальне (10—12° R) очень важна и в других отношениях. Холод заставляет детей прибегать к недопустимым с гигиенической точки зрения ухищрениям: они укрываются одеялом с головой, наваливают сверх одеяла верхнюю одежду, располагаются спать парами и пр. Не менее вредна и температура, превышающая норму. Термометр нужно признать необходимой принадлежностью всякой спальни.


Недостаток света в спальне делает ее нездоровой и мрачной.


"Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач".


Не всегда, конечно, удается отвести под спальню помещение, удовлетворяющее с этой стороны требованиям гигиены; поэтому очень важно обратить внимание на все то, что скрадывает свет или препятствует его свободному доступу в комнату. Не годится, например, вешать тяжелые плотные занавески, следует возможно чаще мыть и протирать стекла, подрезать слишком разросшиеся деревья под окнами, особенно с северной стороны. Стаканчики с крепкой серной кислотой между рамами предотвратят потение и обмерзание окон, что очень важно не только в целях увеличения количества света в спальне, но и в смысле предохранения помещения от сырости и гниения.


Переходя к оборудованию, спальни, следует сказать, что деревянные кровати, независимо от их конструкции, нельзя рекомендовать для детдомов по целому ряду причин и прежде всего потому, что все они представляют определенную опасность в смысле разведения клопов. Железная кровать с прочной сеткой больше всего отвечает требованиям гигиеничной постели. При отсутствии сетки приходится удовлетворяться деревянными щитами.


Щит, небрежно сколоченный: из нескольких старых гнилых и истрескавшихся досок, какой нередко встречается в детдоме, представляет собой удобное место для гнездования клопов и сводит преимущества железной кровати почти к нулю.


Чтобы избежать отрицательных сторон деревянного щита, его следует делать из свежего материала, поперечины плотно вделывать в тесины, после чего тщательно прошпаклевывать все щели. Желательно окрасить щит эмалевой краской. Такой щит • нетрудно содержать в полной опрятности и порядке, промывая его горячей водой. Если кровати не одинаковы по размерам, чего следует всячески избегать, каждый щит необходимо пометить именной метиной. В тех случаях, когда невозможно


--

Стр.8


заменить плохие щиты, их следует чаще обдавать крутым кипятком.


Глубоко отрицательно следует отнестись к употребляемым до сих пор в детдомах сенникам. Помимо того, что они придают спальням неряшливый вид, они, требуя постоянной перетряски и взбивания, служат источником страшнейшей пыли, а во время сна обычно образуют бугры и рытвины, отравляющие сон ребенка. Сено в них очень быстро перетирается, превращается в пыльную труху, требуя очень частой смены, и в конечном счете сенники обходятся не дешевле мочальных матрасов. Так или иначе, значение матрасов настолько велико для благополучия ребенка, что сенники всеми возможными средствами должны быть изъяты из употребления в детдомах. Конечно, матрацы окажутся слишком дорогой затеей, если не будут приниматься все меры к их сохранности. Малейшая порча матраца должна немедленно устраняться. Для выколачивания из него пыли надо пользоваться не первой попавшейся дубинкой, а камышовой плетенкой и одежной щеткой, и при этих условиях матрац прослужит десятки лет.


Чтобы простыня во время сна не свертывалась жгутом, не сбивалась комом и не сползала на пол, она должна быть сшита с тем расчетом, чтобы закрывать собой всю поверхность и бока матраца, чтобы матрац из-под нее нигде не торчал. Надо изжить простыни, прикрывающие только часть матраца, для чего следует избегать разнокалиберности кроватей, влекущей за собой разномерность и щитов, и матрасов, и одеял, и необычайно усложняющей работу хозяйственной части.


Подушка - также больное место детдома. Известны случаи, когда они набивались стружками, ветошью и всякой дрянью. Нужно самому поспать несколько дней на такой подушке, чтобы понять, насколько она способна отравить существование ребенка. О пуховых подушках при нашей бедности говорить трудно, но хорошая перовая подушка совершенно необходима. Надо помнить, что слишком жиденькая подушка побуждает ребят подкладывать под нее во время сна свою одежду, шубу и пр., а насколько это негигиенично — говорить не приходится. В отношении наволочки можно сказать то же, что и о простыне — не редки случаи, когда наволочка прикрывает чуть-чуть больше половины подушки.


Чтобы избежать набрасывания сверх одеяла одежды, одеяла должны быть достаточно теплыми (только не ватными) и отвечать температурным условиям спальни. Хорошо на случай больших холодов, когда невозможно поддержать в спальне нормальную температуру, иметь добавочное одеяло. Пододеяльники в детдомах считаются ненужной роскошью, между тем они имеют не меньший смысл, чем простыня. Кроме гигиенического


--

Стр.9


значения пододеяльник имеет большой практический смысл, так как утепляет одеяло и предохраняет ворс от слишком быстрого вытирания. Можно смело сказать, что одеяло с пододеяльником прослужит в три раза дольше. Пододеяльник прикрепляется к одеялу пуговицами и меняется одновременно с простыней, т. е. не реже двух раз в месяц.


Большое значение имеет способ застилания кровати. Наиболее совершенным нужно признать способ, практикуемый в шведских детских учреждениях и состоящий в том, что одеяло, свернутое в каток, кладется в ногах. Преимущества такого способа застилания громадны: постель остается постоянно открытой, доступной воздуху, свету и глазу санитарной комиссии: всякий непорядок бросается в глаза и побуждает к его устранению (известно, что под аккуратно накрытым одеялом нередко скрывается грязная замятая простыня, вонючие портянки и т. п.). И вся спальня при таком застилании приобретает изумительно веселый и опрятный вид. Некоторые возражают против шведского способа застилания кроватей на том основании, что открытая кровать пылится. На это можно сказать, что в благоустроенной спальне пыли быть не должно, а если она в некотором количестве имеется, то больше оснований беречь от нее одеяло, а не простыню, которая меняется через каждые две недели.


И к расстановке кроватей нужно отнестись внимательно. Мало того, что бестолковая и небрежная расстановка кроватей портит вид спальни, она создает тесноту там, где при правильной расстановке ее быть не может.


Спальня должна служить только для сна и никаких посторонних вещей, кроме принадлежностей туалета и приспособлений для их хранения, в ней быть не должно. Всякого рода хранилища, располагаемые в спальнях, дают повод к несвоевременному посещению их, загрязнению и засорению всяким хламом. Если рабочие комнаты, в которых ребята обычно проводят свой досуг, достаточно уютны и удобны, если хранение всяких вещей -правильно организовано, то у ребят не будет необходимости набиваться в спальни. Запирание спален крайне нежелательно, хотя в некоторых случаях это может оказаться и необходимым.


Употребляемые в детдомовских спальнях тумбочки со шкафчиками необходимо признать ненужными, так как тумбочки эти служат только источником загрязнения спален. В детдоме следует избегать всяких укромных уголков, а тумбочка представляет собою именно укромный уголок, который сайком никогда не сможет достаточно тщательно обследовать при своих ежедневных обходах.


--

Стр.10


Что же касается туалетных принадлежностей, то хранение их лучше организовать иначе. В опорном Щелковском детпоселке [ZT. "Юная республика"] из дешевого ящичного материала в столярной мастерской ребята сделали каждому к кровати небольшую туалетную полочку, конструкция которой предварительно была тщательно продумана. На этой полочке в определенном порядке были размещены: мыло в мыльнице, зубной порошок в жестяной коробочке, стаканчик для полоскания рта. На спинке полочки были прилажены крючёчки, выгнутые из медной проволоки, для зубной щетки, и вешалка для полотенца, на которую был также повешен изящный мешочек для хранения банной мочалки и мыла. Сбоку на особом шпеньке был прилажен гребень. Такая универсальная полочка, на которой сконцентрированы все предметы туалета, помимо всяких других удобств, позволяет с необычайной легкостью при ежедневных санитарных обходах осуществить контроль над целостью и состоянием всех этих предметов, не подходя к каждой полочке, не дотрагиваясь до нее. Покрашенные белой краской, с изящно сделанными именными метинками, такие полочки, красиво размещенные в спальне, придают спальне приятный вид. Обошлась каждая такая полочка не дороже 20—25 копеек.


Если, поделка индивидуальных туалетных полочек невозможна, то хранение зубных щеток следует организовать в умывальне на особом станке с индивидуальными ячейками: Конструкция этого хранилища может быть различной; важно, чтобы щетки не перепутывались и не падали на пол. На каждой щетке должен быть выцарапан или выжжен номер или имя воспитанника.


Если спальни не тесны, у каждой кровати можно поставить, стул для складывания одежды во время сна. Совершенно недопустимо практикуемое часто складывание одежды под подушкой.


Ни в каком случае нельзя допускать в спальнях вытряхивания и чистки одежды, чистки обуви и всякого рода просушек, которые обычны в детдомовских спальнях. Все эти процессы должны быть организованы и не производиться где попало.


Необходимо обратить внимание также на ребят, подверженных сильному потению ног, часто вызывающему даже загнивание обуви. Помимо ежедневного мытья ног и протирания их легким раствором формалина, таким лицам нужно дать возможность чаще менять чулки и каждый день делать в обуви стельки из бумаги. Ежедневное обмывание ног перед сном хорошо бы сделать обязательным для всех ребят так же, как и умывание до пояса. Летом, когда ребята ходят босиком, такое мытье ног совершенно необходимо.


Армия всякого рода кровососов, начиная с клопов и кончая комарами, явление довольно обычное в детдомовских спальнях.


--

Стр.11


Не говоря о том, что все они являются передатчиками всевозможных болезней, они в то же время губительно действуют на нервы ребенка, отравляя его ночной покой. Со всеми этими паразитами необходима самая решительная борьба. В борьбе с клопами, например, кроме умерщвления их различными способами, следует решительно изъять из спален тумбочки, неправильно сделанные щиты, корзины и ящики с вещами, всякие украшения, так как всё это дает приют гнездам клопов. Кроме того необходимо тщательно замазывать все трещины, щели, дыры и выемки в стенах.


Для борьбы с комарами нужно позаботиться об изготовлении марлевых щитов на окна. Марлевые щиты можно заменить марлевыми занавесками — они красивее, без затруднений могут открываться, когда в защите от комаров нет нужды, и спальня, таким образом, выигрывает в смысле вентиляции. Чтобы удовлетворить своему назначению, занавески эти должны быть изготовлены определенным образом. Способ приготовления очень прост. Берется вместо рамы одна планка длиной в ширину окна, с обратной стороны накалываются на планку кнопками два куска марли с тем расчетом, чтобы один кусок на вершок, приблизительно, находил на другой. Всё сооружение настолько легкое, что достаточно одного небольшого гвоздя в центре планки, чтобы прикрепить его к верхней части окна. По бокам занавес пришпиливается кнопками, расположенными приблизительно на одну четверть друг от друга. Когда требуется защита от комаров, занавес распускается и закрепляется снизу планкой, закладываемой, за два гвоздя, вбитых в подоконник.


Возня, выкрики, скрипение и хлопанье дверьми и пр. мешают спать не меньше паразитов и доводят иногда детей что называется, до белого каления. Необходимо воспитать в детях культурное отношение к окружающим, заботливое отношение к их покою.


Прежде всего все дети должны укладываться спать одновременно, нельзя предоставить право ложиться, кому когда вздумается. Это со всех точек зрения вредно и ничем не оправдывается. Исключение из правила можно допустить только для больных и слабых по предписанию врача.


Во время укладывания спать обычно стоит "орово", дети возбуждаются и долго не могут успокоиться. Нужно завести такой порядок, чтобы с момента сигнала ко сну все говорили шёпотом и ходили без шума. Очень важно, чтобы и педагог не отступал от этих правил и подавал пример детям. Большое значение имеет подмазывание скрипящих, дверей керосином или маслом и набивание на косяки аккуратных суконных лоскутов, предотвращающих хлопание дверей. Большое значение имеют


--

Стр.12


правила пользования спальнями, составленные на основании постановления детских организаций. Правила эти должны быть разработаны очень детально и предусмотреть все мелочи.


В борьбе с нарушителями этих правил очень помогает учет нарушений и выявление результатов этого учета в простеньких диаграммах, которые предлагаются вниманию всего коллектива дома.


Прекрасные результаты может дать и соревнование между отдельными спальнями.


ТУАЛЕТ.


Звонок к утреннему чаю. Чуть смочив лицо и руки, на ходу растирая их грязным полотенцем, бежит ребенок в столовую. У входа стоит строгий педагог и совместно с санкомом внимательно осматривает руки у входящих. Чтобы придать надлежащую белизну своим рукам, ожидающие в очереди усиленно трут их о свои штаны и рубашки, предварительно смочив слюной, другие успевают сбегать к крыльцу и домыть руки в кадушке, стоящей под капелью, а то и в лужице у крыльца. Перочинным ножом, переходящим из рук в руки, спешно вычищают грязь из под ногтей. Эта картинка зарисована с натуры.


В чем же тут дело? Если в детдоме 100 человек и один умывальник с одним рожком, из которого к тому же вода, течет тончайшей струйкой (такое положение нередко можно встретить в действительности), то при всём желании ребята не смогут выполнить наших требований. В самом деле, если на все умывания в течение дня положить в среднем по 15 минут на человека, то, чтобы пропустить всех ребят через такой умывальник, потребуется 25 часов в сутки. Правильное оборудование умывальни, обилие воды имеет в жизни детдома такое значение, что всякое неустройство в этом отношении очень скверно, отражается не только на санитарно-гигиеническом состоянии дома, но и на всех других сторонах жизни. Подобного рода неустройства неизбежно должны привести детдом к первобытному существованию, сводящемуся к принудительному и притупляющему самообслуживанию, ровно ничего не дающего ребятам.


Три условия не обходимы для благоустроенной умывальной — просторное помещение, прочный умывальник с достаточным количеством рожков и водопровод. За недостатком помещения под умывальню могут быть использованы коридоры.


При массовом пользовании большое значение имеет прочность умывальника, так как частые поломки, за невозможностью в детдоме быстро устранять их, влекут за собой довольно длительные перерывы в умывании. Прочный фундаментальный умывальник обойдется в конечном счете значительно дешевле целого


--

Стр.13


ряда плохих, требующих постоянной починки и часто сменяющихся.


Вообще говоря, приобретение для детдомов никуда негодных вещей, бьющих только на дешевизну, никаким образом не оправдывается требованиями режима экономии, а наоборот, идет в разрез им.


Во избежание разведения сырости и загнивания балок от постоянно проливаемой и просачивающейся под пол воды, пол в умывальне лучше делать каменный, асфальтовый, или цементный. Стены умывальни хоть на половину должны быть покрашены белой масляной краской.


Кроме умывальника в умывальне необходимо достаточное количество полочек для полотенец и зеркало, которое по какому-то недоразумению относится некоторыми к предметам роскоши.


Из предметов туалета, кроме мыла, зубного порошка и щетки, каждый из воспитанников с длинными волосами должен иметь расческу и частый гребень. Совместное пользование одним гребнем или расческой ни в каком случае допускать нельзя, так как это очень опасно в отношении передачи таких болезней волос, как стригущий лишай, например, а также в отношении распространения паразитов. При том отношении к гребням, с которым мы встречаемся в детдомах, действительно, снабжение всех ребят гребнями и расческами может лечь непосильным бременем на бюджет детдома, поэтому уход за гребнями, их хранение должно быть строго организовано. Об их хранении уже была речь. Что касается ухода, то прежде всего, практикуемые способы чистки гребней (гвоздем, булавкой, спичкой, шпилькой) никуда не годятся. Здесь необходимо периодическое опускание гребней и расчесок в легкий раствор нашатырного спирта, в котором вся грязь, набившаяся между зубьями, выходит и осаждается на дно сосуда.


Вообще говоря, уход за волосами в условиях детдома очень затруднителен, требует много времени и больших средств, поэтому следует повести энергичную пропаганду против ношения длинных волос.


Необходимо обеспечить детей ножницами для стрижки ногтей, которые должны быть повешены в определенном месте (лучше в умывальне). Ножницы эти следует повесить на изящном шнурке к полочке, снабженной краткой инструкцией, вроде следующей: "Ножницы только для стрижки ногтей. С места не уносить". Шнурочек имеет, разумеется, только психологическое значение, но значение это очень велико и упускать эту деталь не следует. Однако и при самом идеальном оборудование и всех прочих условиях все-таки возможны случаи невнимательного отношения ребят к своему туалету. Здесь наиболее действительны и вполне достаточным средством педагогического воздействия является учет, об организации которого упоминалось выше, и соревнование.


--

Стр.14


^ УХОД ЗА ПОМЕЩЕНИЕМ И УСАДЬБОЙ.


Преодолевая в общей сложности многоверстные расстояния, вступая в бесконечный ряд конфликтов с ребятами, тщетно добивается дежурный педагог хоть относительной чистоты в доме.


Утро начинается длительными поисками пропавшей щетки, на которую устанавливается длинная очередь, слышится перебранка из-за тряпок, ведер и очередей. Времени проходит много, много сил кладется на уборку, а результаты слабые: в одной комнате мусор заметен в угол за шкаф, другая — подметена наполовину, третья не подметена вовсе, всюду пыль лежит толстым слоем, окна плохо пропускают свет от приросшей к ним грязи. Поддержание чистоты и порядка в помещении оказывается настолько хлопотным и сложным делом, что в конце концов становится тяжким бременем, и грязь хоть и тяготит обитателей дома, но на нее начинают смотреть, как на неизбежное зло.


В чем же тут дело? Щеток не хватает? В одном детдоме купили громадное количество щеток, - чуть ли не на каждую комнату, и думали, что выход из всех затруднений найден, но щетки необыкновенно скоро растеряли, поломали; купили травяные веники — результат тот же. Теперь в этом же доме щеток по утрам не ищут, не припрятывают, из-за очередей не воюют и вся уборка проходит стройно и быстро, так как ребятам дали не только щетки, но и умение обращаться с ними. Всего две щетки на этаж висят в полном порядке, всегда на своем строго определенном месте, под красиво написанной инструкцией, говорящей о том, как нужно обращаться со щеткой, чтобы она не выбыла из строя преждевременно. Секрет однако не только в инструкции, а в том, что вместо двадцати дежурных (на каждую комнату), их стало всего по два человека на этаж и каждому из них была обеспечена щетка, для которой было отведено свое строго определенное и открытое место, что позволяло в любой момент, мимоходом, проверить, повешена ли щетка на место и в полном ли она порядке. Изобретение как будто небольшое, а если подсчитать ту громадную экономию и во времени и в силах и даже в средствах, какую оно дало обитателям дома, то значительность ее будет понятна.


Точно также каждая деталь, всякая мелочь одинаково требуют к себе большого внимания в организации уборки помещения. Возьмем такую маленькую вещь, как тряпка для стирания пыли и прочих надобностей. Если основательно не продумать правильную организацию хранения этих тряпок, то расход их во много раз превысит приход, на розыски их будет затрачиваться


--

Стр.15


очень много времени и сил, дом будет зарастать грязью и вам неизбежно придется столкнуться с такими явлениями, как вытирание стола рукавом или тряпкой случайного и очень сомнительного происхождения, вроде грязного, заношенного чулка, на тряпки будут разрываться полотенца и т. п.


Потребность в ветоши в детдоме очень велика: она используется не только на тряпки, она необходима и для пошивки различных вещей в часы организованного досуга и для всякого рода повязок и пр. Все это заставляет серьезно подумать о том, как наивозможмо бережливо и экономно использовать ветошь, чтобы и все потребности в ней были удовлетворены, и воспитать в ребятах аккуратное и бережное отношение, которое у них совершенно отсутствует.


Разумеется, придется много поработать, прежде чем ребята проникнутся достаточным сознанием беречь тряпку, может быть не один раз порядок этот будет сорван, в особенности, если в доме вообще ощущается недостаток в тряпках.


Способы борьбы с пылью диктуются качеством пола. Наиболее гигиеничным в этом отношении и не требующим сложного ухода является пол, покрытый масляной краской. Такой пол легко моется, легко подметается и может протираться мокрой тряпкой каждый день.


Паркетный пол хорош только при условии вполне правильного за ним ухода, едва ли доступного детскому дому.


Преобладают же в детдомах простые деревянные полы, правильный уход за которыми требует, много сил и времени. Чтобы он выглядел достаточно чистым и не давал слишком много пыли, его нужно мыть два раза в неделю горячей водой с мылом, что может повести к появлению в доме сырости. Щетки от метения такого пола очень быстро изнашиваются. Пылесвязывающее средство, нафто-флурид, в последнее время приобретающий большее распространение, в значительной мере выводит из всех этих затруднений. Подметание таких полов там, где нафто-флурид недоступен, производится обычно путем навертывания сырой тряпки на щетку или путем обрызгивания, но такой способ не достигает цели, так как пыль при этом размазывается по полу. Она хоть и не поднимается в момент метения полов, но и не устраняется, поднимаясь после от малейшего движения воздуха.


Испытанное дешевое и во всех отношениях прекрасное средство — сырые опилки. Их преимущество прежде всего в том, что они действительно собирают пыль, выносят ее из помещения. Для их хранения нужно приспособить две посудины — фанерный ящик для хранения сухих опилок, и большой таз для получения сырых. Необходимы и маленькие бадеечки (по количеству дежурных) для переноски опилок. Нет особой необходимости посыпать опилками весь пол, достаточно насыпать их грядой вдоль одной из стен и затем подметать через


--

Стр.16


всю комнату. Способ этот нисколько не сложнее обвертывания щетки тряпкой, которою, конечно, нужно после употребления мыть. Полы с опилками прометаются очень чисто. Для переноски мусора можно приспособить старые списанные ведра, которые, однако, должны обязательно иметь достаточно опрятный вид, для чего их следует покрасить масляной краской и время от времени мыть. Нельзя допускать, чтобы ребята собирали мусор прямо руками, для этого должны быть небольшие совки, которые легко могут быть приготовлены домашним способом из старого: железа, жести или из фанеры. Нерасчетливо дежурным, с каждым ведром, после каждой уборки бегать на мусорницу. Здесь можно сэкономить во времени, сгружая мусор в особый ящик, который в конце дня одним из дежурных выносится. Ящик не следует делать слишком большим и тяжелым. Самое лучшее — его приготовить из простого фанерного ящика, приладив к- последнему две (веревочные ручки и скрепив по углам кусочками жести или проволокой, чтобы он не разъезжался. Такой ящик может прослужить около года, а цена ему не больше 20—30 копеек. Не нужно говорить о том, что весь инвентарь, связанный с уборкой помещения, должен храниться в определенном месте, в определенном порядке и, конечно, лучше на видном месте не под запором. Во избежание быстрого засорения помещения бумажками и всяким мусором, в каждую комнату нужно поставить корзину для бумаг. Она недорога, а ее отсутствие очень затруднит работу по борьбе с засорением и неряшливостью.


Вместо корзины можно приготовить из фанеры урны очень красивой формы — фанера в этом отношении очень подходящий материал.


Мытье полов — тяжелый труд для детей, от которого их правильнее - совершенно разгрузить, тем более, что работа эта выполняется ими очень плохо и ничему их не научает. Если это невозможно, то следует обставить этот процесс так, чтобы он не был для ребят сплошной мукой и отнимал минимум времени. Для этого необходимо организовать хранение ведер и половых тряпок так, чтобы ребятам не приходилось тратить на их разыскивание целые часы и устанавливать очереди, и внести некоторые облегчения в самый процесс. Такое, кажется, незначительное приспособление, как травяная щетка на палке, цена которой всего двугривенный, облегчает работу почти на 50%, делает ее более здоровой, продуктивной и даже занимательной для ребят. Там, где полы особенно сильно зарастают грязью, такая щетка совершенно необходима. В зимнее время ребятам часто приходится мыть полы в комнатах, где температура опускается ниже нуля. При этом они часто промачивают насквозь свою плохонькую обувь и ходят в ней почти целый день. Это может вызвать


--

Стр.17


у них ревматизм и другие серьезные заболевания, поэтому необходимо в таких случаях снабжать ребят калошами или обувью, которую они могли бы после работы сменить на сухую.


Повторяем, лучше было бы ребят вовсе освободить от этой, работы, и уже во всяком случае не допускать до неё ребят младшего возраста, для которых она, безусловно, может быть гибельной.


Ведра, предназначенные для мытья полов, должны фасоном или окраской резко отличаться от чистых, чтобы ведра, предназначенные для переноски пищи, случайно не пустили для мытья уборной, как это иногда бывает.


Часто бывает так, что когда ребята моют одну комнату, другую, уже вымытую, затаптывают, не давая ей просохнуть. Комнату еще можно запереть, а вот коридор или лестницу мыть — истинное несчастье — всё время движется непрерывный поток ребят и работа пропадает впустую. Прекратить движение, пока пол не просохнет, конечно, нельзя, поэтому необходимо иметь достаточное количество половиков, чтобы прикрывать ими пол по мере того, как он вымывается. Половики эти следует тотчас скатывать, как только полы просохнут, в противном случае их слишком часто придется чистить, что вовсе не легко.


Если каждая комната будет основательно чиститься через каждые две недели, то помещение должно приобрести вполне приличный вид. Как генеральная, так и ежедневная уборка должна протекать по определенной инструкции, которая, конечно, составляется на основании тщательного изучения процесса уборки. Чтобы избежать неувязки между требованиями, предъявляемыми инструкцией и возможностью выполнения этих требований (момент, обесценивающий всякую инструкцию), необходимо произвести хронометраж процесса и требовать с ребенка и в качественном и в количественном отношениях только того, что вполне укладывается в промежуток времени, отведенный ему для выполнения работы. Хорошо составленная инструкция заключает в себе не общие указания, а предусматривает все детали работы. Если, например, дежурному предлагается стирать пыль, то необходимо подробно указать, где именно, каким способом, иначе вы неизбежно столкнетесь с тем, что он сотрет пыль со стола, но не сотрет с перекладин, с выступов печки и т. д. А то, что вообще он должен стирать пыль во время уборки, ему и без инструкции хорошо известно.


Чтобы все наши заботы о чистоте в доме увенчались полным успехом, мы одинаково заботливо должны отнестись к чистоте в непосредственной близости дома, к уходу за усадьбой, за двором. Головни из печи, зола, уголь, всякие помои, испражнения — всё это растаптывается и несется на ногах в дом.


--

Стр.18


Если в доме 100 человек и каждый в течение дня допустит хотя маленькую неаккуратность, то уже через неделю усадьба потребует генеральной чистки, а неряшливость воспитанника, детдома пока ещё очень сильна, так как сама обстановка, окружающая ребенка, воспитывает эту неряшливость. Трудно, например, рассчитывать, чтобы воспитанник с каждой бумажкой, с каждой соринкой отправлялся за 100 метров на мусорницу, если: поблизости нет урны для сора. Он, если не бросит сор открыто, то запрячет его куда-нибудь в укромный уголок: в кусты, под дом, в траву, что, пожалуй, хуже открытого засорения. При отсутствии посудины для сливания обеденных остатков, трудно воздержаться от соблазна выплеснуть их за окно. Можно ли также строго судить ребенка, который в темную ночь побоялся бежать в уборную, расположенную в 100 метрах от дома, и испражнился у крыльца.


Таким образом, в борьбе с засорением нужно в первую очередь подумать о некотором оборудовании, одними же постоянными уборками, без устранения причин засорения, многого достигнуть нельзя. Никакого, дорого стоящего оборудования здесь не требуется. Какое-нибудь вышедшее из употребления ведро, приведенное в порядок, ящик, худой бак может служить вместо урны для сора, если нет возможности приобрести настоящую урну.


Прекраснейшим средством борьбы со всякой антисанитарией в усадьбе является летнее цветоводство. Разводить каждый год летники на большой территории, конечно, не всякому дому по силам. В таких случаях места, наиболее подверженные засорению, следует засевать хотя бы многолетними травами и растениями, не требующими за собой почти никакого ухода (мальва, золотые шары и пр.).


Всякого рода неровности почвы, образующие у дома лужи и грязь, должны всеми мерами устраняться. Мало того, что лужи эти служат источниками загрязнения полов и портят обувь, они опасны и для здоровья ребят, так как, промочив обувь, ребята обычно просушивают ее у себя на ногах и простуживаются. Засыпать эти неровности можно всяким материалом, только не глиной и не мусором, который неудобен с санитарной точки зрения. Лучшим материалом, пожалуй, нужно признать песок.


Как меру, имеющую громадный практический смысл, можно всячески рекомендовать посыпку усадьбы желтым песком. Придавая усадьбе опрятный и красивый вид, такая посыпка самым благоприятным образом отражается на чистоте полов в доме, значительно облегчает уход за ними. В самом деле, ребята приносят на ногах в дом не грязь, а песок, который легко выметается, дает мало пыли. Мытье полов при этом облегчается чуть ли не


--

Стр.19


вдвое. Кстати сказать, песок следует заготовлять на зиму, на случай гололедицы. Употребляемая в таких случаях зола из печи разносится на ногах и невероятно загрязняет полы.


Большое внимание должно быть обращено также на опрятное содержание мусорницы и помойки. Бывают случаи, когда в детдоме вовсе обходятся без них, сваливая мусор и сливая помои просто на землю в особо отведенном для того месте. Помойка быстро растет в ширину и образует гниющее смрадное болото, могущее послужить источником всякой заразы.


Для помойки обязательно должна быть устроена плотно закрывающаяся яма. Всякий малейший непорядок у такого свалочного места следует немедленно устранять, уничтожать всякую дикую растительность и посыпать желтым песком. У помойки должно быть так же чисто, как и у крыльца. Время от времени следует производить дезинфекцию помойки, заливая ее известью.


Различные укромные уголки, скрытые от глаз постороннего наблюдателя, должны привлечь усиленное внимание санитарной комиссии и по возможности уничтожаться, так как они служат поводом к тому, что их забивают всяким сором или превращают в склад ненужных вещей.


Если усадьбу мы будем содержать в полном порядке, то и вопрос с вытиранием ног при входе в помещение утратит свою остроту. Для вытирания ног лучше всего пользоваться плетеным железным половиком, разостланным на протяжении 1,5 — 2 метров. Проходя и продвигая ноги по этому половику, ребята, не задерживаясь, очищают обувь от грязи.


^ РАБОТА ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ И БОРЬБА С РАЗРУШЕНИЕМ.


Забота о помещении не исчерпывается только правильной организацией уборки и заботой о чистоте. Нужно позаботиться и о том, чтобы обставить помещение, создать некоторый уют и обстановку, располагающую к работе и к длительному пребыванию в нем. Необходимо подумать и о том, -чтобы воспитать в ребятах хозяйственное бережное отношение к вещам, с которыми они соприкасаются.


В заботах о благоустройстве, прежде всего, следует обратить внимание на температуру в доме. Если в помещении холодно, как в погребе, никакая обстановка не сделает его уютным и привлекательным для ребят. Они неизбежно будут битком набиваться в самую теплую комнату, группироваться у печей, толкаться на кухне. Затрудняется и борьба с таким безобразным явлением, как пребывание в помещении в шубах и шапках.


Неограниченного количества дров детдом, конечно, никогда получать не будет, поэтому серьезно приходится подумать о


--

Стр.20


рациональном использовании отпускаемой нормы, которая, правду сказать, часто используется до крайности бестолково, беспорядочно и неэкономно. Дрова должны быть взяты хозяйственной частью под строгий учет, а выдача их производиться с тем расчетом, чтобы в теплые дни температура в доме не поднималась до "тропической жары", а в морозы не опускалась до "точки замерзания". Чтобы урегулировать топку, чтобы поддержать в доме нормальную и ровную температуру, необходимо иметь несколько термометров внутри дома, лучше в каждой "комнате, и два термометра наружных — на южную и северную стороны.


Всё это принесет очень мало пользы, если одновременно не будут приниматься меры для правильной топки печей и содержания их в полном порядке.


Печи в детдоме топятся в большинстве случаев детьми и делается это ими настолько плохо, что к концу топки в печке оказываются громадные головни или ничего не оказывается, и печь остается непрогретой.


Особое внимание следует обратить на всякого рода приспособления к печам, что имеет большое значение для сохранения печи от разрушения. Если, например, в доме имеется на все печи одна кочерга, эта кочерга будет всё время перебрасываться из комнаты в комнату, из этажа в этаж, отыскивание её будет отнимать много времени, ребята будут промешивать печи ручкой от половой щетки или оставлять печь вовсе непромешанной. Поэтому самое лучшее иметь у каждой печи по кочерге, подвешенной на костыль. Необходимо иметь и достаточное количество прочных совков для выгребания золы и головней, иначе для этой цели будут пускаться в ход вьюшки от печных труб. Во многих домах печные вьюшки не только не в порядке, но часто совершенно отсутствуют, и печи топятся на ветер. Отсутствие лестницы для открывания труб заставляет ребят пользоваться для этой цели мебелью, отчего она портится, или карабкаться, цепляясь за дверцы и различные выступы. Именно этим объясняется изуродованность детдомовских печей. Дрова для топки должны сбрасываться не у печки, а в стороне от нее. Если не действуют другие меры, полезно k каждой печи прислонить некое, очень простое заграждение, состоящее из двух планок, прикрепленных к двум стойкам. Нельзя также допускать насильного заколачивания дров в печь. Очень часто все эти мелочи остаются вне внимания и ведут к разрушению печей и другим ненормальным явлениям.


Не помогут, однако, и печи, если не принимать соответствующих мер к сохранению тепла, утеплению дома. Как это ни странно, но многим детдомам неизвестно значение продухов в фундаменте дома, и продухи эти остаются круглый год закрытыми или не заделываются в течение всего года. Понятно,


--

Стр.21


дровяной нормы не хватит, чтобы отопить такой дом. Форточки, плохо прикрывающиеся или остающиеся открытыми по целым суткам, выбитые стекла в рамах, вытяжки, остающиеся постоянно открытыми, отсутствие вьюшек, неисправность заслонок, плохо закрывающиеся двери, через которые холодный ветер свободно врывается в помещение, и пр. делают часто помещение нежилым в отношении температуры.


Отсутствие правильной вентиляции, недостаточно тщательное протирание полов при мытье, стирка в помещении — всё это вызывает иногда отсырение дома, а отсыревшие стены, как известно, плохо удерживают тепло. Еще с осени вопросы сохранения тепла и утепления дома должны быть тщательно продуманы. Особенное внимание следует обратить на своевременную заделку продухов (это должно быть проделано в сухую погоду), на исправность дверей, окон. Рамы следует замазывать замазкой, а не заклеивать бумагой, которая размокает и отстает от нее.


Очень важно приучить ребят правильно закрывать форточки. Прикрыв внутреннюю форточку, наружную они обычно оставляют открытой или закрывают кое-как, вследствие чего на ней намерзает лёд и она не закрывается вовсе, между рамами набивается снег, и значение второй рамы, таким образом, совершенно пропадает.


К дверям лучше всего приделать пружины, так как при всяких условиях из 100 человек всегда окажется несколько таких, которых трудно приучить всегда плотно закрывать за собой дверь. В случае обледенения порога (что часто случается), не следует сбивать лед топором, а нужно густо посыпать солью, отчего лёд быстро тает.


Вообще говоря, если внимательно отнестись к отоплению и сохранению тепла в доме, отпускаемой дровяной нормы в большинстве случаев будет хватать, и на холод жаловаться не придется.


Если, как мы видели, температура помещения имеет громадное значение для успешной работы в детдоме, то, пожалуй, не меньшее значение имеет и освещение. Между тем, с освещением в детдоме обстоит особенно плохо. С наступлением темноты детдом погружается в какой-то фантастический полумрак, воздух наполняется керосиновым смрадом. Зачастую невзрачное и неуютное помещение при свете огонька, слабо просвечивающего через закопченное (всегда закопченное) и заклеенное бумагой стекло, угнетающе действует на психику детдомовца и увеличивает чувство бесприютности. Не говоря уже о том, что такое освещение скверно отражается на здоровье и самочувствии ребят, оно создает множество затруднений в работе, порождает целый ряд нежелательных уклонов в поведении ребенка. Не имея


--

Стр.22


возможности сосредоточиться, за отсутствием света, на какой-нибудь работе, ребенок разряжает свою энергию в крике, беготне, разрушении или преждевременно отправляется спать, что, конечно, во многих отношениях вредно и нежелательно. Наконец, не находя дела, ребенок очень легко возбуждается, а тёмные комнаты и уголки могут иметь очень плохое значение в отношении полового воспитания. Половой вопрос в детдоме находится в очень большой связи с незанятостью ребят и с освещением. Темнота — очень опасный враг детдома.


Слов нет, что хорошо налаженное электрическое освещение — громадный плюс для детдома. Но далеко не везде оно имеется, а там, где его нет, почти везде вопрос с освещением — больной вопрос, причиняющий обитателям детдома множество хлопот и неприятностей. Начнем с того, что детдомовская лампа необыкновенно скоро перестает быть лампой. Смотришь и не понимаешь, какими способами можно было придать ей такие странные очертания. Добрая половина из имеющихся ламп или вовсе утратили способность, служить целям освещения, или зажигаются только для знающих "секрет" их механизма. Свернутые горелки, не вывертывающиеся фитили, мигание и коптение, отсутствие керосина в нужный момент, фитиль, не достающий до керосина, или его полное отсутствие, закопченное стекло с заплатой из бумаги — вот свойства детдомовских ламп. И всё это происходит не от того, что учреждение плохо снабжается, а исключительно потому, что никто в детдоме не умеет правильно обращаться с лампой, требующей очень внимательного и умелого ухода.


Иногда, воспитанник детдома, много работая, поражает своим неумением сделать даже самое маленькое дело, всё он делает кое-как, торопливо и неумело. Возьмем хотя бы уход за лампой. Для ламп нет определенного места, они остаются там, где их ночь застала. Оставаясь беспризорными и разбросанными по всему дому, они подвергаются всяким случайностям. Утром, например, их тащат дежурные по печам для разжигания керосином сырых дров. И когда уже совершенно стемнеет, начинается процесс наливания ламп керосином, при чем и здесь не всё благополучно — лейка течет и половина керосина попадает на пол. Льёт ламповщик через край, наскоро завертывает горелку и тащит лампу в класс, где водружает ее на середину стола. Лампа несколько раз переставляется с места на место, оставляя керосиновые стеки, на которые кладутся тетради и книги. Не умеет он и зажечь лампу. Ему не знаком её простой механизм и он часто зажигает её, вывернув фитиль поверх горелки. Не умеет воспитанник детдома протереть и лампового стекла. А чтобы он когда-нибудь снимал нагар с фитиля, оправляя лампу, это


--

Стр.23


случается очень редко. Важность инструктирования, значение моментов научения в работе с детьми выступает здесь особенно выпукло. Нужно серьезно ставить вопрос о том, чтобы научить ребенка обращаться с вещами. Между тем, это часто слабо осознается педагогами. Всё дело представляется нам необыкновенно простым, не заслуживающим серьезного внимания, и всякая неналаженность относится на счет нежелания ребят выполнить свои обязанности и вызывает с нашей стороны потоки обвинений и упреков.


Не нужно думать, что осветительную часть в доме наладить легко. Она требует очень много труда и внимания со стороны ребят и педагога. Прежде всего, в дело это следует внести какую-то строгую организацию. Для этого все лампы должны быть прикреплены к определенному помещению, необходимо найти удобное место для их хранения (лучше открытую полку или шкаф без дверцы), - снабдить все лампы метками помещения, к которому они прикреплены. Чтобы, избежать разразнивания частей лампы, что очень плохо отражается на её исправности, части эти следует тоже как-то пометить. Все лампы нужно, передать определенной группе ребят, тщательно инструктируемой взрослым, который предварительно изучает это дело во всех мельчайших деталях, собственноручно проделывая все манипуляции, связанные с уходом за лампой. В результате такой работы все ненормальности в освещении будут изжиты, а соответственно с этим пойдут на убыль и ненормальности в поведении ребят, вся работа пойдет стройнее и успешнее.


В работах о благоустройстве помещения следует обратить внимание на обилие всевозможных запахов. Каждая комната детского дома имеет свой собственный запах. Особенно отличаются детдомовские спальни во время сна, когда сопревшие портянки и ботинки развешены для просушки везде, где только они могут быть развешены. В других комнатах запах уборной сменяется запахом кухни и керосинового чада и т. д. Это обилие запахов особенно поражает постороннего посетителя, так как постоянные обитатели дома так привыкли к ним, что перестали это замечать. Ничто так не свидетельствует об антисанитарном состоянии дома, как именно эти запахи, источники которых являются в большинстве случаев источниками всякой заразы. И борьбу, разумеется, нужно вести именно с источниками этих запахов: одной вентиляции здесь, во всяком случае, совершенно недостаточно. Не достигает цели и поливание всякими жидкостями, уничтожающими или отбивающими зловоние.


Чтобы предотвратить распространение по дому запаха из уборной, нужно, в первую очередь, содержать уборную в совершенной чистоте, устроить там правильную вентиляцию и на


--

Стр.24


дверь обязательно приладить пружину, чтобы она никогда не оставалась открытой.


Вообще уборная должна привлечь особое внимание педагога. Очень часто, чтобы избежать отвратительного запаха, внутренняя уборная совершенно упраздняется и ребятам предлагается пользоваться наружной. Это, конечно, совершенно недопустимо, так как наружные уборные опасны для здоровья ребят в отношении простуды, особенно зимой. Нужно научить ребят пользоваться внутренней уборной даже в том случае, если она плохо приспособлена к массовому пользованию, и добиваться того, чтобы в уборной было так же чисто, как и в других комнатах. Разумеется, достигнуть этого очень трудно, но можно и совершенно необходимо.


Между прочим, большое значение в работе по уборной имеет покраска сидений белой эмалевой краской. Пол и стены уборкой, хоть наполовину, должны быть окрашены масляной краской, что очень облегчит уход за ней. Уборная регулярно должна снабжаться бумагой.


Тяжелое впечатление производит меблировка детского дома. Грязные, изрезанные, изуродованные столы, скамьи, шкафы и пр. — неудобные, нелепые и по фасону, и по размерам, беспорядочно расставленные, делают детдомовские комнаты похожими на склады вышедшей из употребления мебели. Здесь первостепенное значение приобретает борьба с разрушением, которое в значительной степени вызывается рядом организационных дефектов.


В борьбе с разрушением, прежде всего, каждую из комнат нужно снабдить определенным комплектом мебели, чтобы устранить постоянную переброску её из комнаты в комнату. Даже в пределах комнаты всячески нужно избегать передвижения мебели: каждый стол, стул, скамья должны занять свое постоянное, строго определенное место. Опись имеющейся в комнате мебели должна висеть в каждой комнате под стеклом. Во избежание путаницы, каждая вещь должна иметь метину той комнаты, к которой она прикреплена.


Не меньшее значение имеет качество мебели, степень ее приспособленности для тех или иных целей.


Неправильно сделанные скамьи, неудобные столы, нелепые шкафы, совершенно не отвечающие своему назначению — явления обычные в детдоме. Все это, конечно, сильно затрудняет борьбу с разрушением и казарменностью помещения.


Очень внимательно следует отнестись также к распределению имеющейся мебели по отдельным комнатам. Очень часто


--

Стр.25


мебель, совершенно негодная для одной комнаты, оказывается незаменимой для другой, и вдумчивое перемещение выводит из целого ряда затруднений.


Но и при отсутствии упомянутых ненормальностей в организации инвентарной части разрушение и порча обстановки совершенно неизбежны, если мы не проведем решительной борьбы с инстинктом разрушения и целым рядом дурных привычек ребят, если не будем воспитывать в них аккуратного и бережного отношения к вещам. Сидение на столах и подоконниках, вставание на стулья, физические упражнения с мебелью, резание и черчение столов, загрязнение мебели и всякая другая порча - должны быть изжиты. Поверхность рабочего стола должна быть обязательно покрашена белой масляной краской, которая служит прекрасной защитой от загрязнения и воспитывает аккуратное и бережное отношение к обстановке. Всякая грязь вплоть до чернильных пятен легче смывается с крашеного стола. Чтобы избежать слишком частого мытья, можно предложить ребятам во время работы застилать стол простой оберточной бумагой. Раз в год столы хорошо слегка прокрашивать заново, так как масляная краска с течением времени вытирается и смывается. Каждая малейшая порча обстановки должна привлечь к себе внимание обитателей дома и тотчас устраняться силами ребят.


В случаях злостной порчи и разрушения возобновление или починка испорченной вещи должна быть возложена на виновного.


Необходимо повести борьбу с разрушением и самого дома. Неправильная прибивка украшений, постоянное перемещение необдуманно прикрепленных предметов не только разрушают облицовку стен, но и воспитывают вообще очень небрежное отношение к сохранности помещения со стороны ребят. Особенно вредно для стен выворачивание уже забитых гвоздей, отчего штукатурка рушится целыми глыбами. Рушится она и от толчков передвигаемых столов и скамей. Необходимо совершенно запретить прибивание чего-либо к стенам без разрешения зав.-домом, а нижнюю часть стен обшить деревянной панелью. Если нет на это средств, полезно вдоль стен располагать какие-нибудь столики, полочки, которые не позволяли бы ребятам касаться стен.


В борьбе с разбиванием стекол очень полезными являются растения на подоконниках или маленькие, не заслоняющие света ширмочки. Они не позволяют садиться на подоконник, располагаться на нем с работой, лазить через окна и в то же время служат для украшения.


Хорошей защитой для окна служит стол, поставленный перед окном, или планочка, набитая на окно с тем расчетом, чтобы нельзя было садиться на подоконник. Если к этому прибавить


--

Стр.26


решительную борьбу с "рогатками", то процент разбиваемых стекол несомненно сильно снизится.


Лазанье по крышам должно быть запрещено, так как от этого портится окраска крыш и железо начинает ржаветь. Портятся при этом и желоба и водосточные трубы, а неправильный сток воды при этом может вызвать отсырение и загнивание стен. Кстати сказать, желоба необходимо держать в полном порядке и очищать их от попавшей листвы, которая засоряет их, создавая непросыхающую сырость, вызывающую, в свою очередь, быстрое проржавение крыши.


Особенно опасными для целости дома являются всякого рода отверстия в полу, которые иногда ребятами просверливаются искусственно для того, чтобы заметать туда сор, спускать воду при мытье полов и т. п. Постоянно увлажненный мусор гниет под полом и заражает воздух.


Различные мелкие поломки и порча инвентаря и помещения должны своевременно устраняться по возможности силами ребят.


Для этого в доме должны иметься необходимые инструменты и некоторое количество всякого строительного и ремонтного материала. В сараях и подвалах детдома всегда есть всякий хлам, списанный инвентарь, который может быть использован с большой пользой, но только при том условии, если он будет разобран, рассортирован и расположен так, чтобы для получения нужной вещи не приходилось разворачивать целые груды всякого хлама, искать нужный предмет. Все части списанного инвентаря, различные петли, гайки, деревянные части и пр. заранее должны отделяться и сгружаться в определенные кучки. Нужда в этих частях настолько велика в детдоме, что несомненно они будут использованы при условии правильного хранения на 100%. Кроме всяких починок, такой бросовый материал совершенно необходим для работ в часы организованного досуга.


Перейдем теперь к вопросу об украшении помещения — об эстетике в детдомовском быту, которая в большом загоне в детдомах. Вопрос этот очень большой, здесь его придется коснуться только в самых общих чертах.


Говорить об эстетическом воспитании, как о каком то предмете, оторванном от быта, невозможно. Эстетика должна пронизать все стороны быта. Ребенок должен войти в жизнь с глубоким протестом против уродливости и бесформенности. С этой стороны борьба с сараеобразностью и казарменность детских помещений приобретает большой смысл. Художественному оформлению помещения детдома нужно уделить особое внимание. Красные уголки должны быть хорошо обставлены, при чем в


--

Стр.27


убранстве их должны принимать участие все молодые обитатели детдома. Бьющая своей пестротой, соответствующая внешность создается обычно в предпраздничной лихорадочной суетне. В один или два вечера заготавливается множество плакатов, лозунгов и прочих украшений. Всё это торопливо лепится на стены. Проходит праздник и ко всему этому пропадает всякий интерес. Едва ли такой подход к украшению можно признать правильным.


Вообще говоря, налегать на изготовление специальных предметов украшения не следует. В первую очередь должны быть использованы для этой цели всякого рода детские работы, изготовленные в связи с проработкой учебного курса в мастерских, в часы организованного досуга. На тщательность, аккуратность выполнения всех таких работ следует обратить самое серьезное внимание. Неряшливо изготовленные, кое-как повешенные - такие работы производят отталкивающее впечатление. Чтобы достигнуть аккуратности и изящества в выполнении всякого, рода работ (что, конечно, имеет громадное воспитательное значение), мы этой тщательности и изяществу в выполнении должны научить ребенка, не полагаясь всецело на его самодеятельность. Большое значение имеет самая развеска работ: даже самая незатейливая работка, умело окантованная, симметрично и внимательно прилаженная, производит очень приятное впечатление, между тем, прекрасные работы, размещенные кое-как, сильно проигрывают и безобразят стены.


Помимо всяких работ, развешанных на стенках, необходимо обратить внимание на изящество и красивое размещение всей обстановки, всех предметов, окружающих ребенка.


Очень часто какой-нибудь стол, имеющий крайне неприятный вид и безобразящий помещение, будучи перекрашенным, покрытым цветной бумагой или скатертью, совершенно преображается и служит превосходным украшением. В рабочей комнате, которой особенно важно придать жилой вид, кроме всяких детских работ, можно использовать всякого рода пособия, которые нецелесообразно прятать в тесные, плохо приспособленные шкафы, где они ломаются, портятся и часто не выполняют своего назначения, вследствие сложности работы по их выгрузке и водворению на место.


Великолепным украшением, имеющим большое значение для воспитания уважения к культуре и общественному благоустройству, являются комнатные растения. Для учебных целей растения нужны в уголке природы. Там и можно начать их разведение. Для этой цели нужно выбрать растения, наиболее неприхотливые и выносливые. К ним относятся все растения, культивируемые в пролетарских квартирах: различные, виды бегоний, гераний, розы, кактусы и пр. Чтобы не затенять комнаты, не следует


--

Стр.28


давать растениям сильно разрастаться и ставить их на окно очень много. Там, где нет особого помещения для уголка природы, всю живую природу можно разместить в других комнатах. Аквариумы с чистой водой, мелкие зверьки, птицы в клетках, при обязательном условии хорошего ухода несомненно внесут много уюта и радости в детский быт. Природа вообще дает много материала для украшения дома. Речь идет не о безобразном обычае, противоречащем идее охраны природы, — украшать помещения хвойными гирляндами, а о букетах из полевых цветов, из осенней зелени, гирляндах из плауна и пр., которые дают прекрасную окантовку окнам, дверям, различным работам и держатся, сохраняя живую окраску в течение всей зимы (на солнце они, правда, быстро выцветают). Недурны букеты и из диких злаков. Поставленные в красивые деревянные вазочки, выпиленные или выжженные самими ребятами, такие букеты могут быть поставлены там, где цветы расти не могут.


Лучшим украшением окна служит: чистота и прозрачность стекол, но без занавески оно все-таки выглядит как-то пусто. Свет, однако, так дорог, что занавеску нужно сделать с тем расчетом, чтобы она взяла как можно меньше света. Это вполне достигается шторками для верхней части окна, приготовленными из папиросной бумаги с аппликациями, из темной бумаги. Такая шторка вовсе не затеняет свет, а приготовленная со вкусом и аккуратно, выглядит великолепно. Чтобы покончить со средствами украшения, остается рекомендовать фотографические снимки, иллюстрирующие быт детского дома. Снимки эти очень нравятся ребятам и интерес к ним никогда не пропадает.


Ко всякого рода готовым покупным украшениям, кроме разве хороших картин и портретов, конечно, нужно отнестись отрицательно. Детских работ будет вполне достаточно, чтобы изгнать из детских учреждений мертвенную пустоту и непозволительную казарменность. Детского творчества хватит, чтобы создать обстановку культурную, уютную, близкую живому духу ребенка.


Если мы говорим о воспитывающем значении внешней обстановки, нельзя обойти молчанием и внешность обитателей детского дома. В массе воспитанник детдома характеризуется пренебрежением к своей внешности. Распоясанный, нечёсаный и при том часто крикливый он производит иногда безотрадное впечатление на свежего человека. Правда, на это имеется целый ряд объективных причин, но часто на эту сторону вовсе не обращается внимания. Речь идет не об изысканности манер — она не нужна. Нельзя также допустить в детдоме франтовство в костюме — в виде цветных платочков, торчащих из кармана, всяких лишних бантиков, ленточек, ажурных чулочек, косметики и всякого мещанства.


--

Стр.29


Но о достаточно опрятной и культурной внешности ребят мы позаботиться обязаны.


Нельзя оставить без внимания эстетику и вне дома, на территории усадьбы. Кроме цветника, о котором уже была речь, кроме содержания усадьбы в полном порядке, здесь необходимо обратить внимание на охрану древесных насаждений, подвергаемых часто разрушению, благодаря чему гибнут очень ценные и редкие растения. Необходимо всю эту растительность взять на учет, производить периодические осмотры, и культуры, подверженные наибольшей опасности разрушения, культуры слабые или поврежденные, огораживать незатейливой загородочкой.


ПИТАНИЕ.


[ ZT. См. и :
  1   2   3




Похожие:

Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconПравила выучить, тетрадь с печатной основой: стр. 36-45. Чтение : стр. 73-74 вопрос Окруж мир : стр. 46-58 пересказывать, отвечать на вопросы, тетрадь стр. 19-21
Лит чт уч. Стр. 23-34, хрест. Стр. 117-121 – все произведения А. А. Блока и К. Д. Бальмонт чит выразительно, ответить на вопросы...
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconЦель: организация досуга детей. Задачи
Установление дружеских отношений между детьми и взрослыми, привлечение родителей для участия в организации досуга детей
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 icon2 «а», 2 «г» классы
Математика. Уч стр. 104 №14,стр. 105 №17,18,стр. 106 №21,22стр. 108 №37 стр. 109 №40,43. стр. 112 №53. стр. 14 №2
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconДомашнее задание для 2 «А» класса
Окруж мир стр. 14 – 15 пересказывать, отвечать на вопросы. Рабочая тетр стр. 8-11
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconЗаключение Заключение
Нютона. В соответствии с первой взаимодействие между телами может происходить только посредством промежуточной среды – эфира, в соответствии...
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconВопросы к контрольной работе №1 по курсу «Организация, управление, экономика природопользования и природоохранной деятельности»
Техногенный тип экономического развития. Концепция охраны окружающей среды. Ограничения экономического развития. Концепции мирового...
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconПрограмма организация инвестиций в оздоровление окружающей среды
Максименко Ю. Л., Сапаров М. И. (Российская программа организация инвестиций в оздоровление окружающей среды)
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconТема «Реки»,параграф 30
Прочитать материал на стр. 84-105(творчество В. Астафьева);ответить на вопросы на стр. 105-106
Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconГрафик реализации мероприятий муниципальной целевой программы «организация отдыха и досуга детей и подростков саянского района на 2011 г.»

Соколов Б. И. Вопросы быта детдома. Организация материальной среды и досуга в детдоме. М., 1931. 47 стр. Рнб 31-10/1657 iconЧто такое счастливая семья? Скворцова Екатерина
В счастливых семьях не только любят, но и часто говорят друг другу о своей любви. Ещё нужны глубокие знания и умения во всем, что...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов