Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания icon

Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания



НазваниеНародная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания
Дата конвертации27.06.2012
Размер75.32 Kb.
ТипДокументы
1. /народная мудрость как источник духовно - нравстенного воспитания.docНародная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания


НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ


Для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа , которое может осуществляться и через знакомство с древнейшими традиционными жанрами русского фольклора.


ДОБРО. ЗЛО.


Почему каждый человек через данные понятия оценивает свои слова и поступки? Докажите, что добро - это благо, а зло - что – то дурное, вредное.

Жизнь дана на добрые дела.

Нам добро, никому зло - то законное житье.

Делай добро – себе, а делать худо – себе же.

Добра желаешь, добро и делай!

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро поощряй, а зло порицай.

Добро творить – себя веселить.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе семя – добрый и всход.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Добрые дела и по смерти живут.

Добрые дела дороже богатства.

Добрый человек в доброте живет век.

Зло тихо лежать не может.

Лихому служить – будешь тужить.

Много у лиха силы, да воли ему нет.

На лихо – лихо, на добро – добро.

Не всяк злодей, кто часом лих.

Не страшны злыдни за горами.

Никакое худо до добра не доводит.


УЧЕНИЕ.


Объясните, почему учение – это тяжелый труд, но необходимый каждому человеку.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Наука учит только умного.

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Век живи – век учись.

Для учения нет старости.

Добро того учит, кто слушает.

Дерево и учитель прознаются по плоду.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Наука в лес не ведет , а из лесу выводит.

Наукой свет стоит, учением люди живут.


ДРУЖБА.


Наличие каких нравственных качеств предполагает дружба? Может ли человек прожить без настоящих друзей?

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Без друга жить – самому себе постылым быть.

Без друга – сирота, а с другом – семьянин.

Вдруг не станешь друг.

Верному другу цены нет.

Всякий избирает друга по своему нраву.

Горе на двоих – полгоря, радость на двоих - две радости.


Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Доброе братство лучше богатства.

Друг в нужде истинный друг.

Друга на деньги не купишь.

Друга ищи, а найдешь - береги.

Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружбу помни, а зло забывай.


СМЕЛОСТЬ. ТРУСОСТЬ.


Смелость города берет.

Бой отвагу любит.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Смелый боец и в ученье и в бою молодец.

Умел да смел – пятерых одолел.

Храброму смерть не страшна.

Волка бояться - и от белки бежать.

Грозит мышь кошке – да издалека.

Кто назад бежит, тот честью не дорожит.

Сердце соколья, а смелость воронья.

Страх по пятам за неправдой ходит.


ВЕЖЛИВОСТЬ.


Объясните значение вежливости как нравственного качества личности.

Какова роль вежливости в общении людей?

Почему с вежливым человеком всегда комфортно общаться?

Как вежливость соотносится с профессионализмом?

Нужны ли данные качества современному человеку?

Спеси боятся, а вежливость чтут.

Где больше двух, там говорят вслух.

В просьбе поклон не в потерю

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Не слушал начала, так жди конца.

Не трудно ласково слово, да споро.

Поклоном поясницы не переломишь.

Спасибо не спесиво: куда и к кому хошь побежит.

Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб – соль помнит.

Стол спасибом красится.

Хлеб – соль кушай, а хозяина слушай.


БЕРЕЖЛИВОСТЬ. ДОЛГ.


В чем состоит основа порядочности человека? Всегда ли мы предъявляем к себе такие требования как к другим?

Береженая вещь два века живет.

Без копейки рубля нет.

Бережливость дороже богатства.

Бережливость – не скупость.

Грош к грошу – оно и капитал.

Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Займом богат не будешь.

Берет - так клянется, а возьмет – так отворачивается.

Долг невелик, да спать не велит.


ТЩЕСЛАВИЕ. СПЕСЬ. ПОХВАЛЬБА.


Проанализируйте свое поведение, нет ли у вас этих качеств?

Какова их основа? Часто ли вы встречаете данные качества? Каково ваше отношение к ним?

Вырос наш жук больше медведя.

Высоко летишь, да низко садишься.

Гоголем на воду, камнем ко дну.

Гордым быть, глупым слыть.

Заносчивого коня построже взнуздывают.

Лежит на соломе, а говорит с ковра.

Летала синица море зажигать, море не зажгла, а шуму наделала.

На грош амуниции, на рубль амбиции.

Не подымай носу – спотыкнешься.

Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят.

Ни перед кем шапки не ломает.

Похвала – молодцу пагуба.

Хваленного берегись пуще хаянного.


ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО.


Каким должен быть человек в обществе? Чем надо руководствоваться в отношениях с другими людьми?

Каков я сам? Каким могу быть? Что нужно чтобы образ желательного «я» осуществился?

Аль в людях людей нету?

В гору семеро тащат, а с горы и один сволокет.

В единении сила.

В кулаке все пальцы равны.

В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.

Глядя на людей, хоть и не вырастешь, а тянешься.

Два и в поле воюют. а один и на печи горюет.

Других не суди, а на себя погляди.

И воробей не живет без друзей.

К миру приставай, а от мира не отставай.

Капля в море не заметна.

Много народу, да мало людей.

Не копай другому яму - сам в нее попадешь.

Какова аукнется , так и откликнется.

Одна пчела не много меду натаскает.

Одной рукой и узла не свяжешь.

Не копай другому яму – сам в нее и попадешь.

Что в людях живет, то и нас не минет.


ПРАВДА. СОВЕСТЬ.


Всегда Ли нужна правда? В каких случаях ее можно скрыть? Присуща ли совесть как нравственное качество личности всем людям? Как понять выражения нечестивая совесть, совесть замучила, совестливый человек?

Все минется, одна правда останется.

Беда смиряет человека, а неправда людская губит.

Без правды жить легче, да помирать тяжело.

Без правды не живут, а только маются.

В ком добра нет, в том и правды мало.

В лукавом правды не сыщешь.

Всяк правду знает, да не всяк правду бает.

Всяк правду ищет, да не всяк ее творит.

Где правда, там и счастье.

Говоришь правду - правду и делай.

Дело знай, а правду – помни.

Дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет.

За правду стой горой.

За правое дело умирают многие.

И суров, да справедлив, и ласков, да крив.

Иной раз честно, да неуместно.

Ко всякому правому делу надобно быть смелу.

Кто за правду горой, тот истый герой.

Кто правдой живет, тот истый герой.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Лучше горькая правда, чем сладкая лесть.

Много деньги моют, а правда все.

Молвя правду, правду и чини.

На правду мало слов: либо да, либо нет.

Не говори правду в глаза- постыл будешь.

Неправда выйдет наружу.

В ком стыд, в том совесть.

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.

Добрая совесть злому ненавистна.

Есть совесть – есть и стыд, а стыда нет- нет и совести.

Как не мудри, а совести не перемудришь.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Людской стыд – смех, а свой – смерть.

У него стыда что волос на камне.


ТРУД.


Почему труд украшает человека? Какое качество испытывает человек, добросовестно выполняющий работу? Как понятии «трудолюбие» связано с понятиями «обязательность», «ответственность», «точность», «пунктуальность», «аккуратность», «бережливость»? Какими нравственными качествами должен обладать современный профессионал?

Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь.

Без работы день годом станет.

Без труда нет добра.

Без умения и сила ни при чем.

Бери всегда ношу по себе, чтоб не кряхтеть на ходьбе.

Близко видать, да далеко шагать.

Бог труды любит.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Была бы охота, а работа найдется.

Встать пораньше, да шагнуть подальше.

Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

Всякое ремесло честно, кроме воровства.

Всякое дело с концом - хорошо.

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Горька порой работы, да хлеб от нее сладок..

Дело знай, а правду помни.

Дело мастера боится.



Похожие:

Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нормативно-правовые документы, положенные в основу программы
Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон...
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования Пояснительная записка
Рамма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования (далее – Программа) направлена на...
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Го образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, Концепция...
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования зсош
Ального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции...
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Универсальных учебных действий. Обеспечена преемственность с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на...
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Народная мудрость как источник духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов