Тема 14 icon

Тема 14



НазваниеТема 14
Дата конвертации21.05.2012
Размер174.22 Kb.
ТипУрок



Человек, 9 класс.

Тема 14. Мышление и сознание

Урок 99. Функциональная асимметрия мозга.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний (школьная лекция, беседа).

Оборудование: мультимедийный проектор или экран, фильм «Доктор Хаус» (House M.D.), 5 сезон, на DVD или сборка фрагментов, посвященная теме (14 мин.) – скачать по ссылке: http://narod.ru/disk/21103874000/brain_asymmetry.rar.html; флипчарт (доска с белыми листами) и маркеры (при наличии мультимедийной доски возможно проведение этой части урока с мультимедийной доской).

^ Краткий план занятия:

Занятие рассчитано на один академический час в кабинете биологии.

  1. Организационный момент - 1-2 минуты.

  2. Актуализация знаний о строении головного мозга. Повторение теоретического материала (фронтальная беседа, в т.ч повторение проводящих путей зрительного анализатора) – 4-7 минут. Рекомендуется подготовить презентацию с кадрами для беседы или упорядоченный набор изображений.

  3. ^ Новый материал: фрагмент сериала «Доктор Хаус» (House M.D.): серия 110 (5 сезон, 24 серия) 11 мая 2009 «Обе половинки вместе» (англ. «Both Sides Now») – 20-25 мин.

В больницу поступает пациент, левая рука которого взбесилась и делает все что ей «вздумается».

0:00 – 1:12

1. Эпический зачин: проблема пациента

2:44 – 4.35

2. Описание случая, расщепленный мозг и рассказ об особенностях + дифдиагноз

8.43 – 9.47

3. В больнице (ключевая – левая рука чудит)




Тут сделать паузу и пояснить, что к чему

11.13 – 13:25

4. Метод демонстрации картинок (суперчасть) + новый симптом




Можно сделать паузу и обсудить, что в сериале не совсем верно

14:38 – 15:12

5. продолжение в палате – диагностика (биопсия печени), рука опять против

17.55 – 19.15

6.
продолжение – биопсия + кровавая рвота

19.42 – 20:40

7. Пациент собирается уходить, застегивается одной рукой и расстегивается другой

22:17 – 25:55

8. Томография и разговор Вилсона, диагноз минус кусок о звонке (комментарий о звонке другого пациента)

27:12 – 30:08

9. Операция и приход жены пациента, и левая рука не дерется, а гладит


Позже д-р Тауб говорит о высоком содержании пропиленгликоля в постороннем эпизоде и том, что пациенту зря рассекли мозолистое тело.



Можно сделать закладки в фильме с помощью инструмента DVD-плеера или воспользоваться сборкой фрагментов (скачать по ссылке http://narod.ru/disk/21103874000/brain_asymmetry.rar.html, 96 Мб).



Окна программных DVD-плееров Cyberlink PowerDVD (вверху, с открытой добавочной панелью и кнопкой «Добавить закладку») и WinDVD


В беседе используется материал из книги «Мозг, разум и поведение» Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер – М.: Мир, 1988 г.:

^ Больной Р. S.: язык и когнитивный диссонанс

Больной Р.S. представляет собой уникальный случай среди всех пациентов с разделенным мозгом. В раннем возрасте у него возникли эпилептические явления, которые, очевидно, привели к повреждению левого полушария, и благодаря пластичности мозга у правого полушария выработалась некоторая способность к переработке вербальной информации. После традиционной операции разделения мозговых полушарий произошла удивительная вещь: исследователи смогли общаться как с левой, так и с правой половиной мозга этого больного. Это позволило сделать ряд важных заключений о природе сознания и роли языка в его становлении.

Правое полушарие Р.S. обладало способностью понимать не только отдельные слова, но и сложные словесные инструкции, а также могло, управляя левой рукой, давать ответы на вопросы с помощью букв из детской игры для составления слов. Проверка способностей разделенных полушарий больного Р.S. дала поразительный результат: в его психике, по-видимому, действовали бок о бок две отдельные сферы сознания. Когда Майкл Газзанига задал левому полушарию Р.S. вопрос: «Кем бы вы хотели быть?», то получил ответ: «Чертежником». Когда тот же вопрос был обращен к правому полушарию, составленный из букв ответ гласил: «Автомобильным гонщиком». Газзанига описывает тот момент, когда он и его помощник обнаружили два «я» у больного Р.S, следующими словами: «Мы в изумлении смотрели друг на друга. Казалось, что прошла целая вечность. Одна половина мозга рассказывала о своих собственных чувствах и взглядах, а другая половина - левая, владеющая речью, - забыв на время о своей доминирующей роли, наблюдала, как ее молчаливый партнер выражает свои мнения...»
Правая половина мозга Р.S. рассказывала о любимой телезвезде, о приятельнице, о своих пищевых предпочтениях и других склонностях. После каждого вопроса, который с помощью нашей техники тестирования тщательно адресовался правому полушарию, мы спрашивали испытуемого, какой вопрос ему задан. Он (т.е. левая половина его мозга) отвечал: «Я ничего не видел». Затем левая рука, контролируемая правым полушарием, начинала писать ответ на наш вопрос... Таким образом, мы имели дело с отдельной психической системой, которая могла выражать настроения, чувства, мнения.
Р.S. мог реагировать на вербальные команды, которые были обращены то к одному, то к другому полушарию. Наиболее интересны были словесные объяснения его левого полушария по поводу тех действий, которые он выполнял в ответ на команды, предъявляемые правому полушарию. Например, при получении правым полушарием команды «почесаться» Р.S. начал левой рукой почесывать затылок. На вопрос, в чем состояла команда, левое полушарие ответило: «Чесать». Очевидно, левое полушарие наблюдало за реакцией правого, чтобы угадать суть команды.



Рис. 155. Одновременное предъявление с помощью тахистоскопа различных стимулов правому и левому полушариям испытуемого Р.S.
Выбирая каждой рукой подходящие изображения, Р.S делает это в соответствии с раздражителем, предъявленным тому или другому полушарию. Но при словесном объяснении его левое полушарие постоянно стремится дать разумное обоснование тому выбору, которое сделало правое, хотя левое полушарие не имеет никакого представления о том, что именно видело правое и видело ли оно вообще что-нибудь

Особенно показательны результаты одной серии тестов, пример которых представлен на рис. 155. С помощью тахистоскопа двум полушариям мозга Р.S. одновременно предъявляли два разных рисунка. Кроме того, перед испытуемым находились изображения ряда предметов, из которых он по просьбе исследователей должен был выбрать два наиболее соответствующих картинкам, предъявленным ранее. Каждая рука отвечала только за свое полушарие.

При показе куриной лапы левому полушарию и зимней сценки правому Р.S. быстро и правильно выбрал правой рукой картинку с курицей. Затем он выбрал левой рукой рисунок с коньком. На вопрос: «Что вы видели?», он ответил: «Я видел лапу и выбрал курицу, а курицу нужно чистить от перьев коньком».

На протяжении всей серии опытов левое полушарие постоянно разъясняло, почему им было выбрано то или иное изображение. Затем оно пыталось объяснить выбор, сделанный правым полушарием, связав это объяснение со своим собственным выбором, хотя экспериментаторы специально об этом не просили. Такие интерпретации левого полушария могли быть лишь правдоподобными догадками, но они тем не менее высказывались с несомненным оттенком уверенности.

Поведение левого, вербального полушария Р.S. в его стремлении оправдать выбор правого полушария и согласовать действия обоих полушарий может служить иллюстрацией известной психологической теории когнитивного диссонанса (Festinger, 1967). В соответствии с этой теорией все люди испытывают сильное желание избежать дисгармонии между своими поступками и убеждениями. Так, например, если человека, который считает себя осторожным и благоразумным, все же удается втянуть в рискованную биржевую игру, «когнитивный диссонанс» между его представлениями и поступками приведет к тому, что человек будет чувствовать себя крайне неуютно. Он попытается устранить этот диссонанс - либо изменить свое поведение, продав сомнительные акции, либо изменить представление о себе, заявив, что он благоразумен и осторожен в личной жизни, а в делах способен идти на риск.

Многие эксперименты подтвердили действие этого психологического принципа у людей с нормальным, интактным мозгом. У больного Р.S. с разделенными полушариями проявления когнитивного диссонанса позволяют кое-что узнать о роли языка в человеческом сознании. Как говорит Майкл Газзанига, окружающая среда постоянно задает нам загадки, и хотя вербальная система может и не знать всех «зачем» и «почему», ее задача отчасти состоит в том, чтобы извлекать смысл из эмоционального и другого психического опыта и таким образом давать человеку с его сложным мышлением иллюзию «единства личности». Эта точка зрения вполне согласуется с результатами экспериментов Стэнли Шахтера... Его испытуемые, не зная о том, что они получили инъекцию адреналина, испытывали эмоциональное возбуждение, которое не могли объяснить. Столкнувшись с этой загадкой, они пытались истолковать свои чувства, наблюдая за поведением окружающих людей. Если у тех проявлялись признаки злобы или эйфории, испытуемые считали, что чувствуют то же самое. (ср. серию из того же сериала о коллективной истерии на борту самолета: «Airborne» (русск. «В воздухе»), 64 серия (3 сезон, серия 18) – А.К.)


Процитировать реальную историю болезни полезно в первой паузе в демонстрации, между фрагментами 3 и 4, остановив на начале 4-го фрагмента, когда видны три панели с демонстрируемыми текстами/изображениями. Затем после фрагмента 4 задать вопрос, что неправильно показано в фильме.

(время демонстрации картинок и текстов полушариям – пациент успел бы за счет движения глаз или поворота головы передать информацию с боковых панелей в оба полушария).

  1. ^ Завершение беседы. Небольшой комментарий о том, что «обвиненный» в фильме пропиленгликоль в отличие от других гликолей практически не токсичен, поэтому он употребляется в пищевой, фармацевтической, парфюмерной и других отраслях промышленности, в которых этиленгликоль применять нельзя. Токсичность пропиленгликоля и глицерина одного и того же порядка. В США с 1942 г. пропиленгликоль признан безопасным для применения в пищевых продуктах, фармацевтических и косметических препаратах. -2-4 мин.

  2. ^ Выяснение собственной функциональной асимметрии (на примере моторной асимметрии) -10-12 мин. Выполнение упражнений для оценки моторной памяти для левой и правой руки с цветными фломастерами и завязанными глазами (писание методики ниже)



Упражнения для развития двигательной памяти

Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992. - 52 с.

Двигательная память представляет собой достаточно сложное и неоднородное явление. В ее структуре можно выделить запоминание, сохранение и воспроизведение следующих параметров движения: направления (в какую сторону, к какой точке оно совершается); расстояния (на какую длину оно совершается), угла поворота сустава (как и насколько смещаются относительно друг друга элементы сочленены). Другими параметрами движений, фиксируемыми двигательной памятью, выступают скорость, ускорение и величина усилия, которые в настоящей работе не рассматриваются. Для их развития необходимы специальные достаточно сложные приборы и приспособления.

Основными показателями двигательной памяти, применяемыми для характеристики любого из перечисленных параметров движения, выступают ее точность (воспроизведение заданного параметра без отклонений), объем (количество движений, заданные параметры которых человек способен воспроизвести), устойчивость (ухудшается или нет их сохранение под влиянием интерференции со стороны других, "сбивающих" движений в промежутке между запоминанием и воспроизведением) и прочность (как долго движение или движения помнятся).

Воспроизведение направления движений. К стене (на флипчарт – А.К.) прикрепляют лист ватмана на расстоянии примерно 50 см от пола. Ученик садится на стул лицом к листу, руки на коленях. Плотно закрыв глаза, он прикасается фломастером наугад к любому месту ватмана (например, к левой верхней части), оставляя на нем точку. Затем быстро опустив руку на колени (т.е. вернувшись в исходное положение), он берет фломастер другого цвета и старается попасть им в ту же самую точку. Интервал между двумя прикасаниями должен составлять не более 3-4 с.

Проделывается еще две-три серии таких прикосновений к различным частям листа. После этого ученик открывает глаза и смотрит на результаты воспроизведения движений. Фиксируются типичные отклонения ошибок (преимущественно вверх или вниз, к краям или к середине) и их величина, измеряемая миллиметровой линейкой. Это исходный уровень его двигательной памяти на направления. Эксперимент повторяется для другой руки.

Результаты выполнения упражнений заносятся в таблицу, рассчитывается среднее значение для левой и правой руки. При наличии времени и возможности можно провести тест на полезависимый/поленезависимый тип мышления, во многом близкий по механизмам к ФАМ.

Параллельно (если проведением измерений занимается подготовленный ученик, а не сам учитель) можно предложить подумать над тем, какие особенности характерны для «типично левополушарного» и «типично-правополушарного» человека (см. Приложение 1), а также какие задания и ситуации развивают разные стратегии познания мира полушариями мозга (в т.ч. разные компьютерные игры!).

  1. ^ Итог урока, д/з. Подводя итог, важно подчеркнуть, что «Сверхсознание» как гармоничное взаимодействие двух полушарий является результатом разностороннего (и не только моторного!) развития мозга. Читать надо, думать надо, задачи решать и т.п.



Приложение 1. Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

^ Доминирование правого полушария

Доминирование левого полушария

конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди)

словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди)

Функция «правополушарных» компонентов мышления — это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.

«Левополушарные» формально-логические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел; наиболее значима левая полусфера. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.

^ Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта (экстравертированность, интуиция, невербальное общение).

Левополушарные дети обладают чувством времени, нескоординированны, мышечно выносливы. Им следует выбирать одиночные виды спорта.

Например, соотношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии художественных и технических текстов. При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. Достоверно установлено, что при чтении левое полушарие мозга кодирует печатные символы, а правое находит значение декодируемой информации.

^ Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова).

Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому).

Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе.

Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся.

Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов).

Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Учителю необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки.

Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.

Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов.

Правополушарные ученики после изучения правил делают ошибок в 4 раза больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой врожденной грамотностью, которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил. Эти дети опираются на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще.

После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше.

Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

Левополушарные расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т.д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается.

Оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74% мальчиков и для 50% девочек. Это так называемый закон нейропсихологического соответствия учителя и ученика.

Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа.







Приложение 2. «Мозг, разум и поведение» Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер – М.: Мир, 1988 г.

^ Роль языка в происхождении сознания

Согласно Джулиану Джейнсу (Janes, 1976), единство личности, о котором писал Газзанига, возникло в истории человеческого рода на удивление недавно. Джейнс полагает, что сознание появилось у человека всего лишь около трех тысяч лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной. До того времени человек обладал тем, что Джейнс называет «бикамеральным разумом». Это означает, что два полушария мозга действовали до некоторой степени независимо друг от друга. Действительно, говорит он, речь может в какой-то мере генерироваться правым полушарием, а восприниматься левым. Эту речь люди могли интерпретировать как глас божий. Джейнс находит указания на бикамеральность разума даже в «Илиаде» -древнегреческом эпосе, который сотни лет передавался из уст в уста, пока не был наконец записан. Джейнс пишет: «Персонажи Илиады не присаживаются для того, чтобы поразмыслить, что им делать. Они не обладают сознательным мышлением... и, конечно, лишены самоанализа. Нам даже трудно понять, на что это было похоже. Когда Агамемнон, царь людей, похитил у Ахилла его возлюбленную, один из богов схватил Ахилла за его светлые волосы и посоветовал ему не сражаться с Агамемноном... Один бог заставлял Ахилла обещать, что он не вступит в сражение, а другой бог побуждал его именно к этому... Фактически боги выполняли функцию сознания.»

Эти сигналы, передававшиеся из правого полушария в левое, служили для своеобразной социальной регуляции. Хотя они были связаны с моральными предписаниями данной культуры (слова царей, жрецов, родителей), сигналы, идущие из глубин мозга, воспринимались как голоса богов, так как для них не существовало никакого другого объяснения. И поскольку люди не обладали самоанализом, осознанием своего «я» как источника всех этих слов, они повиновались им. Джейнс полагает, что мы можем получить представление о силе этих внутренних голосов, наблюдая поведение шизофреников, которые имеют слуховые галлюцинации и верят, что ими руководят слышимые ими голоса.

^ Бикамеральному мышлению пришел конец в результате определенных изменений в языке и культуре, которые произошли где-то около VII века до нашей эры. Например, в греческом языке слово psyche означало «жизнь», «живое состояние», а soma - «труп» или «безжизненное состояние». Но благодаря сочинениям Пифагора и других мыслителей psyhe стало означать «душу», а «cona - «тело». Джейнс говорит: «Не следует думать, что это только изменения слов. Изменение слов - это изменение понятий, а изменение понятий - это изменение в поведении. Вся история религии, политики и даже науки убедительно свидетельствует об этом. Без таких слов, как «душа», «свобода», «истина», в драме человеческой истории были бы иные роли, иные кульминации.»

Далее Джейнс продолжает: «Мозг более пластичен, более способен приспособляться к окружению, чем мы предполагали ранее... Мы можем допустить, что нервный субстрат сознания достаточно пластичен для того, чтобы на основе обучения и культуры мог произойти переход от бикамерального мышления к самосознанию.» (Janes, 1977.)

Хотя Джейнс обосновывает свою гипотезу данными, полученными в исследованиях с расщепленным мозгом, а также данными психологии, истории, литературы и лингвистики, эта гипотеза остается крайне спекулятивной. И конечно, ее нельзя проверить. Другая гипотеза, выдвинутая Верноном Маунткаслом, может быть проверена, если удастся создать подходящий экспериментальный метод.




Похожие:

Тема 14 iconДокументы
1. /Авторский коллектив.doc
2. /Введение.doc
Тема 14 iconДокументы
1. /Авторский коллектив.doc
2. /Введение.doc
Тема 14 iconДокументы
1. /Гинекология-методичка/New Folder/Тема 7 (ЗППП).doc
2. /Гинекология-методичка/Литература.doc
Тема 14 iconОтчет по учебно-исследовательской работе Студент Группы Тема
Тема
Тема 14 iconТемы рефератов по литературе в 2008/2009 учебном году. № п/п Тема реферата фио ученика Класс Учитель 1
«Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского»
Тема 14 iconТема оу на кпмо
Тема оу на кпмо: Оценка эффективности образовательной деятельности оу на основе мониторинга индивидуальных достижений учащихся
Тема 14 iconТематическое планирование Тема занятия Форма проведения
...
Тема 14 iconТема заседания
Тема заседания : «Возможности школы «Ресурсный центр». План сетевого взаимодействия»
Тема 14 iconТема урока: «Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей»
Тема кмо: «Организация практической и исследовательской деятельности на уроке или во внеурочное время»
Тема 14 iconМосковский государственный университет имени М. В. Ломоносова
И. наоборот, рассуждая о культуре, мы очень часто забываем о христианстве. Тема культуры и тема христианства на первый взгляд имеют...
Тема 14 iconУрок музыки в 7 классе по программе Д. Кабалевского Тема четверти: «Музыкальный образ». Тема урока: «Авторская песня»
Задача: дать представление о творчестве Юрия Визбора, найти черты авторской песни в некоторых его произведениях
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов