Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации icon

Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации



НазваниеРекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации
Дата конвертации27.06.2012
Размер69.84 Kb.
ТипДокументы

РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (99) 15
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
О МЕРАХ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


(принята Комитетом Министров 9 сентября 1999 г. на 678 встрече заместителей министров)

Комитет Министров на основании статьи 15b Устава Совета Европы,

Отмечая важную роль средств массовой информации (СМИ) в современном обществе, особенно во время выборов;

Подчеркивая, что фундаментальный принцип редакционной независимости СМИ приобретает особую важность в период выборов;

Сознавая необходимость учитывать значительные отличия между печатными СМИ и телерадиовещательными компаниями;

Подчеркивая, что освещение выборов в СМИ должно быть справедливым, взвешенным и беспристрастным;

Полагая, что общественные вещательные компании несут особую ответственность за обеспечение в своих передачах полного и непредвзятого освещения выборов, что может предполагать предоставление бесплатного эфирного времени политическим партиям и кандидатам;

Отмечая, что особое внимание должно уделяться отдельным аспектам освещения избирательной кампании, таким как распространение результатов опросов общественного мнения„платная политическая реклама, право на ответ, дни раздумий и положение о времени непосредственно перед выборами;

Выделяя важность саморегулирующих мер, предпринимаемых работниками СМИ, например в форме Кодексов поведения, устанавливающих рекомендации по ответственному, точному и справедливому освещению избирательной кампании;

Признавая вспомогательный характер регулятивных и саморегулирующих мер в этой области;

Убежденный в полезности соответствующей регламентации освещения избирательной кампании, что будет способствовать свободным и демократическим выборам. учитывая различный правовой и практический подход государств-членов в данной области и тот факт, что она может регулироваться разными отраслями права;

Подтверждая, что любая регламентация освещения выборов должна уважать основополагающие принципы свободы выражения мнения, гарантированной статьей 10 Европейской Конвенции по защите прав человека, в толковании Европейским Судом по правам человека;

Обращаясь к основным принципам, изложенным в Резолюции №2, принятой на 4-й Конференции Министров по стратегии СМИ (Прага, декабрь 1994) и в Рекомендации Комитета Министров № R (96) 10 о гарантиях независимости общественных вещательных компаний,

Рекомендует правительствам государств-членов рассмотреть пути обеспечения уважения принципов справедливости, взвешенности и непредвзятости при освещении избирательной кампании СМИ и рассмотреть по возможности и в соответствии с конституционным правом, принятие мер по закреплению данных принципов в национальном законодательстве или практике.


^ Приложение к Рекомендации № R (99) 15

Сфера применения Рекомендации

Принципы справедливости, взвешенности и непредвзятости при освещении избирательной кампании СМИ должны применяться ко всем видам политических выборов, происходящих в Государстве-члене, т.е. к президентским, парламентским, региональным, и где применимо, к местным выборам и политическим референдумам. Данные принципы также должны применяться, где уместно, к репортажам в СМИ о выборах, проходящих за границей, особенно если СМИ обращаются к гражданам государства, в котором происходят выборы.

^ I. Меры, касающиеся печатных СМИ

1. Свобода печати

Регламентация освещения СМИ выборов не должна ущемлять ни редакционную независимость газет и журналов, ни их право выражать любые политические предпочтения.

2. Сфера печатных СМИ, принадлежащих публичной власти

Государства-члены должны принять меры. согласно которым печатные СМИ, принадлежащие публичным властям освещали бы избирательную кампанию справедливо, взвешенно и непредвзято, без дискриминации или поддержки какой-либо конкретной политической партии или кандидата.

Если такие СМИ размещают платную политическую рекламу, они должны обеспечить равные и недискриминационные условия для всех претендентов и политических партий, желающих приобрести рекламную площадь.

^ II. Меры, касающиеся телерадиовещательных компаний

1. Общие положения

Во время избирательной кампании, регламентация должна поощрять и упрощать плюралистическое выражение мнений при помощи телерадиовещательных СМИ.

С должным учетом редакционной независимости вещателей, регламентация должна предусматривать обязанность освещать избирательную кампанию справедливо, взвешенно и беспристрастно во всех передачах вещательной компании. Данная обязанность должна лежать как на общественных, так и на частных телерадиовещательных компаниях.

В Государствах-членах, национальное законодательство которых определяет «предвыборное время», принципы справедливого, взвешенного и беспристрастного освещения избирательной кампании должны применяться и в этот период.

2. Новости и публицистические передачи

В случае отсутствия правил саморегулирования, государства-члены должны принять меры в силу которых общественные и частные вещательные компании в период выборов должны быть особенно справедливы, взвешены и беспристрастны в новостях и публицистических передачах, включая дискуссионные программы, такие как интервью или дебаты.

Публичные власти не должны пользоваться привилегированным положением во время таких программ. Данный вопрос должен быть в первую очередь решен соответствующими мерами саморегулирования. Государства-члены могут рассмотреть вопрос о предоставлении соответствующим органам, контролирующим освещение выборов, права вмешательства для устранения возможных недостатков.

3. Иные передачи

Особое внимание должно быть уделено передачам, иным, чем новости и публицистические передачи, которые прямо не связаны с избирательной кампанией. но могут повлиять на отношение избирателей.

Государства-члены могут рассмотреть целесообразность принятия положений о предоставлении во время избирательной кампании бесплатного эфирного времени общественных СМИ политическим партиям (кандидатам).

Предоставление эфирного времени, если оно осуществляется, должно происходить на справедливых и недискриминационных началах, на основе объективных и ясных критериев.

4. Бесплатное эфирное время для партий/кандидатов на общественных СМИ

Государства-члены могут рассмотреть целесообразность принятия положений о предоставлении во время избирательной кампании бесплатного эфирного времени общественных СМИ политическим партиям (кандидатам).

Предоставление эфирного времени, если оно осуществляется, должно происходить на справедливых и недискриминационных началах, на основе объективных и ясных критериев.

5. Платная политическая реклама

В государствах-членах, разрешающих политическим партиям и кандидатам покупать рекламное время для предвыборных целей, регламентация должна обеспечить:

- возможность покупки рекламного времени была доступна всем претендентам на равных условиях и по равным тарифам;

- информирование публики о том, что сообщение является платной политической рекламой.

Государства-члены могут рассмотреть возможность принятия положений, ограничивающих количество рекламного времени, которое может приобрести одна политическая партия или кандидат для платной политической рекламы.

^ III. Меры, касающиеся телерадиовещательных компаний и печатных СМИ

1. «День размышлений»

Государства-члены могут рассмотреть достоинства принятия положений, запрещающих распространение агитационных материалов в день, предшествующий выборам.

2. Опросы общественного мнения

Регламентация или саморегулирующие меры должны обеспечить, чтобы СМИ, при распространении опросов общественного мнения, предоставляли публике достаточно информации для оценки этих опросов. Такая информация, в частности, может содержать:

- название политической партии или иной организации или лица, заказавшего и оплатившего проведение опроса;

- название организации, проводившей опрос и использовавшиеся методы;

- выборку и статистическую погрешность;

- дату или период проведения опроса.

Все вопросы, касающиеся способа представления результатов общественных опросов. решаются самим СМИ.

Любые запреты, налагаемые государством-членом на публикацию или трансляцию опросов общественного мнения (избирательных предпочтений) в день выборов или за определенное количество дней до выборов, должно соответствовать статье 10 Европейской Конвенции по правам человека в интерпретации Европейского Суда по правам человека.

Аналогично, в отношении т.н. «опросов только что проголосовавших при выходе с избирательных участков» (exit polls), Государства-члены могут рассмотреть возможность запрета распространения через СМИ результатов таких опросов до закрытия всех участков для голосования в стране.

3. Право на ответ

С учетом короткой продолжительности избирательной кампании, любой кандидат или политическая партия, которая имеет право на ответ по национальному праву, должна иметь возможность осуществить данное право в период кампании.

^ IV. Меры защиты СМИ во время выборов

1. Невмешательство публичных властей

Публичные власти должны воздерживаться от вмешательства в деятельность журналистов и прочих работников СМИ с целью повлиять на выборы.

2. Защита от нападок, запугивания или иных незаконных средств давления на СМИ

Публичные власти должны предпринимать соответствующие меры для эффективной защиты журналистов и прочих работников СМИ, их жилищ, важность которых особенно возрастает во время выборов. В то же время эта защита не должна мешать им выполнять свои профессиональные обязанности.




Похожие:

Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации
Отмечая важную роль средств массовой информации (сми) в современном обществе, особенно во время выборов
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № R(94)13 комитета министров совета европы государствам-участникам "о мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации"
Исходя из того, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя сохранения и реализации идеалов...
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № R(94)13 комитета министров совета европы государствам-участникам "о мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации"
Исходя из того, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя сохранения и реализации идеалов...
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № r (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 б Статута Совета Европы
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № r (95) 12 Комитета министров государствам-членам относительно управления системой уголовного правосудия
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № r (81) 7 Комитета министров государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconРекомендация № r (86) 12 Комитета министров государствам-членам относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № r (99) 15 комитета министров государств-членов совета европы о мерах по освещению избирательной кампании средствами массовой информации iconДекларация Комитета Министров Совета Европы о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов