Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов icon

Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов



НазваниеРекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Дата конвертации27.06.2012
Размер90.01 Kb.
ТипДокументы

Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы
государствам-участникам о предоставлении через СМИ информации относительно уголовных процессов


(Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г. на 848-м заседании заместителей министров)

 

Комитет Министров, в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,

Полагая, что задача Совета Европы заключается в усилении единства его членов, особенно в целях упрочения и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим наследием;

Напоминая о приверженности государств-участников фундаментальному праву на свободу выражения и информации, гарантированному статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в дальнейшем - «Конвенция») и являющемуся одним из важнейших оснований демократического общества и одним из главных условий как для его прогресса, так и для развития каждого человека;

Напоминая, что средства массовой информации имеют право информировать общественность вследствие права общественности на получение информации, в том числе информации по вопросам, представляющим большой общественный интерес, согласно статье 10 Конвенции, и что на них возложена профессиональная обязанность заниматься такого рода информированием;

Напоминая, что права на презумпцию невиновности, на справедливое судебное разбирательство и на уважение частной и семейной жизни согласно статьям 6 и 8 Конвенции составляют основополагающие требования, которые должны соблюдаться в любом демократическом обществе;

Подчеркивая важность СМИ в деле информирования общественности об уголовных процессах и освещения охранительной функции уголовного права, а также в деле обеспечения общественного надзора за функционированием системы уголовного судопроизводства;

Принимая во внимание потенциально противоречащие друг другу интересы, защищаемые статьями 6, 8 и 10 Конвенции, а также необходимость уравновешивать эти права с учетом обстоятельств каждого конкретного дела, при должном уважении к контролирующей роли Европейского суда по правам человека в обеспечении соблюдения обязательств по Конвенции;

Напоминая, далее, о праве СМИ и журналистов создавать профессиональные объединения, гарантированное правом на свободу объединений согласно статье 11 Конвенции, которое служит основой для саморегулирования в области СМИ;

Будучи осведомленным о многих инициативах европейских СМИ и журналистов по формированию ответственного подхода к журналистике, либо через саморегулирование, либо в сотрудничестве с государственными органами через структуры совместного регулирования;

Желая расширить квалифицированное обсуждение вопросов защиты прав и интересов, поставленных на карту в рамках освещения СМИ уголовных процессов, содействовать развитию по всей Европе этических правил и норм, а также обеспечить доступ СМИ к уголовным процессам;

Напоминая о своей Резолюции (74) 26 о праве на ответ - положении частного лица по отношению к публикациям в прессе, своей Рекомендации № R (85) 11 о положении потерпевшего в структуре уголовного права и судопроизводства, своей Рекомендации № R (97) 13 относительно запугивания свидетелей и права на защиту, своей Рекомендации № R (97) 21 о СМИ и формировании культуры терпимости;

Подчеркивая важность защиты журналистских источников информации применительно к уголовным процессам, в соответствии с его Рекомендацией № R (2000) 7 о праве журналистов не раскрывать свои источники информации;

Принимая во внимание Резолюцию № 2 о журналистских свободах и правах человека, принятую на 4-ой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (Прага, декабрь 1994 г.), а также Декларацию о будущей политике в области СМИ, принятую на 6-ой Европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации (Краков, июнь 2000 г.);

Напоминая, что в намерения данной рекомендации не входит ограничение уже действующих в государствах-участниках норм, направленных на защиту свободы выражения,

Признавая разнообразие национальных правовых систем в сфере уголовного судопроизводства, РЕКОМЕНДУЕТ правительствам государств-участников:

1) принять или усилить, в зависимости от ситуации, все меры, которые они сочтут необходимыми в целях выполнения на практике принципов, изложенных в Приложении к настоящей Рекомендации, в рамках своих конституционных норм,

2) широко распространить данную рекомендацию и приложенные к ней принципы; в случае необходимости, обеспечить ее перевод на соответствующий язык, и

3) довести вышеуказанные документы, в частности, до органов судебной власти и полицейских служб, а также распространить их среди представительных организаций юристов и среди профессионалов в сфере СМИ.

^ Приложение к Рекомендации № Rec(2003)13

Принципы предоставления через СМИ информации относительно уголовных процессов

Принцип 1 - Информирование общественности через средства массовой информации

Общественность должна иметь возможность получать через средства массовой информации информацию о деятельности органов судебной власти и полицейских служб. Следовательно, журналистам должна быть предоставлена возможность свободно освещать и комментировать деятельность системы уголовного судопроизводства, кроме ограничений, предусмотренных в последующих Принципах.

Принцип 2 - Презумпция невиновности

Уважение принципа презумпции невиновности - неотъемлемая часть права на справедливое судебное разбирательство. Следовательно, мнения и сведения по продолжающемуся судебному разбирательству могут сообщаться или распространяться через СМИ только в тех случаях, когда это не наносит ущерба презумпции невиновности подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.

Принцип 3 - Точность информации

Органы судебной власти и полицейские службы должны предоставлять средствам массовой информации только проверенные сведения или сведения, базирующиеся на обоснованных предположениях. В последнем случае, средствам массовой информации должно быть ясно указано на такой характер предоставляемых сведений.

Принцип 4 - Доступ к информации

Если в рамках ведущегося уголовного разбирательства журналисты на законном основании получат от органов судебной власти или полицейских служб какую-либо информацию, то эти органы или службы должны обеспечить доступность такой информации, без дискриминации, всем журналистам, обращающимся или обратившимся к ним с запросом на получение той же информации.

Принцип 5 - Способы предоставления информации средствам массовой информации

Если органы судебной власти и полицейские службы по своей инициативе решат предоставить СМИ информацию в рамках продолжающегося уголовного разбирательства, то такая информация должна предоставляться без дискриминации и, когда это возможно, путем выпуска пресс-релизов, проведения пресс-конференций уполномоченными должностными лицами, либо с помощью аналогичных разрешенных методов.

Принцип 6 - Регулярное информирование во время уголовных процессов

В рамках уголовных процессов, затрагивающих общественные интересы, или других уголовных процессов, привлекших к себе особое внимание общественности, органы судебной власти и полицейские службы должны информировать СМИ об основных проводимых ими действиях, при условии, что это не наносит ущерба тайне следствия и полицейского расследования, и не создает задержек и препятствий ведущемуся судебному разбирательству. В случае уголовных процессов, которые ведутся в продолжение длительного времени, такая информация должна предоставляться на регулярной основе.

Принцип 7 - Запрет на использование информации

Органы судебной власти и полицейские службы не должны использовать информацию о ведущихся уголовных разбирательствах в коммерческих целях или целях, не связанных с применением права.

Принцип 8 - Защита неприкосновенности частной жизни в рамках продолжающегося уголовного разбирательства

При предоставлении информации о подозреваемых, обвиняемых или осужденных лицах, либо о других сторонах в уголовном процессе, должно соблюдаться их право на защиту неприкосновенности частной жизни в соответствии со статьей 8 Конвенции. Особая защита должна быть обеспечена участвующим в процессе несовершеннолетним и другим ограниченно дееспособным лицам, а также потерпевшим, свидетелям и семьям подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Во всех случаях, особое внимание следует уделять тем пагубным последствиям, которые может иметь для указанных в данном Принципе лиц раскрытие информации, позволяющей идентифицировать их личность.

Принцип 9 - Право на исправление или право на ответ

Безотносительно к другим возможностям правовой защиты, каждый человек, по отношению к которому СМИ в контексте освещения уголовного разбирательства допустили неточные или позорящие его высказывания, должен иметь, в зависимости от обстоятельств дела, право на исправление или на ответ в соответствующих СМИ. Право на исправление должно быть применимо и по отношению к пресс-релизам, содержащим неточную информацию, которые были выпущены органами судебной власти или полицейскими службами.

Принцип 10 - Недопущение влияния на суд

В рамках уголовных процессов, особенно с участием присяжных или судей, не являющихся профессиональными юристами, органы судебной власти и полицейские службы должны воздерживаться от обнародования информации, которая может нанести существенный ущерб справедливости судебного разбирательства.

Принцип 11 - Наносящая ущерб досудебная огласка

Когда обвиняемый может показать, что предоставление информации с большой степенью вероятности приведет, либо уже привело, к нарушению его права на справедливое судебное разбирательство, он должен иметь эффективное средство правовой защиты.

Принцип 12 - Допуск журналистов

Журналисты должны допускаться на открытые судебные заседания и на открытое вынесение судебных решений без дискриминации и без предварительной аккредитации. Им не должен запрещаться допуск на судебные заседания, кроме случаев, когда публика не допускается на них в соответствии со статьей 6 Конвенции.

Принцип 13 - Доступ журналистов в залы судебных заседаний

Компетентные органы должны - за исключением случаев, когда это явно неосуществимо - предусмотреть в залах судебных заседаний достаточное количество мест для журналистов, в соответствии с их потребностями, не нарушая при этом право на присутствие во время судебных заседаниях широкой публики.

Принцип 14 - Прямые трансляции из залов судебных заседаний и съемка таких заседаний

Ведение средствами массовой информации прямых трансляций из залов судебных заседаний и съемка ими таких заседаний должны быть запрещены, кроме случаев, когда это прямо разрешено законом или компетентными судебными органами. Подобные трансляции и съемки могут разрешаться только в тех случаях, когда они не представляют серьезной опасности с точки зрения оказания влияния на потерпевших, свидетелей, стороны уголовных разбирательств, присяжных заседателей или судей.

Принцип 15 - Помощь в освещении процессов средствами массовой информации

Объявления о запланированных судебных заседаниях, вынесении приговоров и обвинений, и прочие сведения, имеющие отношение к освещению судебных процессов, должны предоставляться соответствующими органами журналистам по простому запросу и своевременно, кроме тех случаев, когда это не представляется возможным. Журналистам должно быть разрешено, без какой-либо дискриминации, производить или получать копии публично вынесенных приговоров. Они должны иметь возможность распространять эти приговоры или доводить их до сведения общественности.

Принцип 16 - Защита свидетелей

Личность свидетелей не должна раскрываться, кроме случаев, когда свидетель дал на то свое предварительное согласие, идентификация свидетеля затрагивает общественные интересы, либо показания уже были даны на открытом заседании. Личность свидетелей ни в коем случае не должна раскрываться, если это угрожает их жизни или безопасности. Должное внимание следует уделять программам защиты свидетелей, особенно в уголовных процессах против организованной преступности или в отношении преступлений по отношению к членам семьи.

Принцип 17 - Освещение СМИ отбытия наказаний

Журналистам должны быть разрешены контакты с лицами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, в той степени, насколько это не наносит ущерба справедливому отправлению правосудия, правам заключенных и сотрудников исправительных учреждений, а также охране и безопасности исправительных учреждений.

Принцип 18 - Освещение СМИ после отбытия наказаний

В целях недопущения ущерба процессу социальной реабилитации лиц, отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, право на защиту частной жизни по статье 8 Конвенции должно включать в себя право на защиту сведений о прежней судимости этих лиц по отбытии ими наказаний, кроме случаев, когда эти лица прямо согласились на раскрытие таких сведений, либо они сами и ранее совершенные ими преступления вновь затрагивают общественные интересы, или вновь вызывают озабоченность в обществе.

© Перевод Института проблем информационного права, 2003




Похожие:

Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconРекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconДекларация Комитета Министров Совета Европы о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconДекларация Комитета Министров Совета Европы о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов
Принята Комитетом министров 10 июля 2003 г на 848-м заседании заместителей министров
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconСовет европы комитет министров рекомендация № Rec (2002)2 Комитета Министров государствам-участникам о доступе к официальным документам
Принята Комитетом Министров 21 февраля 2002 г на 784-ом заседании заместителей министров
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconСовет европы комитет министров рекомендация № Rec (2002)2 Комитета Министров государствам-участникам о доступе к официальным документам
Принята Комитетом Министров 21 февраля 2002 г на 784-ом заседании заместителей министров
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconРекомендация № r (87) 3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 б Статута Совета Европы
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconРекомендация № r (81) 7 Комитета министров государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconРекомендация № r (95) 12 Комитета министров государствам-членам относительно управления системой уголовного правосудия
Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15 b Устава Совета Европы
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconРекомендация № R(94)13 комитета министров совета европы государствам-участникам "о мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации"
Исходя из того, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя сохранения и реализации идеалов...
Рекомендация № Rec(2003)13 Комитета Министров Советa Европы государствам-участникам о предоставлении через сми информации относительно уголовных процессов iconРекомендация № R(94)13 комитета министров совета европы государствам-участникам "о мерах обеспечения прозрачности средств массовой информации"
Исходя из того, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя сохранения и реализации идеалов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов