Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом icon

Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом



НазваниеПослание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом
страница1/3
Дата конвертации27.06.2012
Размер497.02 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета,
Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов


План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом

1. Введение

Благодаря своим стремительным темпам роста Интернет совершает сегодня поистине революционные преобразования в ряде экономических областей. Вместе с тем Интернет уже стал мощным фактором социального, образовательного и культурного развития, предоставляя новые возможности простым гражданам и работникам образования, устраняя барьеры к созданию и распространению материалов, предлагая всеобщий доступ к постоянно увеличивающимся источникам цифровой информации.

Отражая эти возможности, огромное большинство содержащихся в Интернете источников предоставляет информацию для совершенно законных деловых или частных интересов. Однако Интернет несет также некоторое количество потенциально предосудительной либо противозаконной информации и может иногда использоваться как средство для преступных деяний. Хотя преимущества Интернета на много перевешивают его потенциальные недостатки, игнорировать эти проблемы нельзя. Это – острые проблемы общественного, политического, коммерческого и юридического значения. Если не решить эти проблемы, то они, возможно, в сильной степени затруднят пользование Интернетом, затормозив развитие области, обещающей широкие и разнообразные выгоды всем сферам общества. Учитывая все эти проблемы, политические дискуссии, проходящие в последнее время в рамках Европейского Союза, подчеркивают, что здесь необходимы энергичные действия и конкретные решения.

План мероприятий, предлагаемый в этом послании, является важной составляющей борьбы с материалами противозаконного и предосудительного содержания на Интернете. Для успешной реализации этого плана все его мероприятия будут тесно координироваться с другими инициативами по материалам противозаконного и предосудительного содержания. Таким образом, этот план построит мост к развивающемуся сотрудничеству между полицейскими и судебными властями под эгидой третьей организации. Если выражаться в более общем смысле, этот план дополняет и подкрепляет действия, проводимые в соответствующих областях, предпринятые или подготавливаемые в государствах, входящих в Европейский Союз.

Предлагаемый план посвящен, прежде всего, материалам противозаконного и предосудительного содержания. Некоторые считают, что противозаконное содержание – это синоним детской порнографии.
На самом деле это более широкое понятие; оно включает в себя очень обширный круг материалов, имеющих отношение:

· к национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывных устройств и по незаконному производству наркотиков, инструкции по проведению террористических акций);

· к защите несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, сцены насилия, порнография);

· к защите человеческого достоинства (подстрекательство к расовой ненависти или расовой дискриминации);

· к экономической безопасности (мошенничество, инструкции по пиратскому использованию кредитных карточек);

· к защите информации (деятельность злоумышленных хакеров);

· к защите частной жизни (неразрешенная передача персональных данных, электронное преследование);

· к защите репутации (клевета в печати, незаконная сравнительная реклама);

· к интеллектуальной собственности (неразрешенное распространение произведений, защищенных авторским правом, например, компьютерных программ или музыкальных произведений).

Под предосудительным содержанием понимается содержание, которое не является противозаконным, но распространение которого ограничено (только для взрослых, например), а также содержание, которое может оскорбить некоторых пользователей, хотя опубликование его не ограничено в силу принципа свободы самовыражения.

Начавшаяся в 1996 году интенсивная деятельность европейских институтов в этой области, политическое направление[1], указанное Европейским Парламентом [2]и Европейским Советом[3], Декларация Министров, принятая в результате Боннской Конференции и достижения в государствах–членах Европейского Союза – всё это показывает, что Европа во многих отношениях занимает ведущее положение в деле изучения этих проблем и предложения решений, основанных на отраслевом саморегулировании, фильтрации и рейтинговой оценке материалов, а также на повышении доверия к пользователям через понимание. Комиссия стремится решить проблемы двумя путями: во-первых, предлагая Рекомендацию Совета по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и, во-вторых, осуществляя представленный План мероприятий, являющийся результатом интенсивных консультаций со всеми заинтересованными сторонами, проводимых в рамках этого процесса.

Борьба против материалов противозаконного содержания требует внутриотраслевого сотрудничества по ограничению распространения материалов, а также нуждается в хорошо функционирующей системе саморегулирования, направленной на высокий уровень защиты, что должно идти рука об руку с эффективным применением законов государствами-членами Европейского Союза и третьими странами. К материалам предосудительного содержания следует подходить не так, как к материалам противозаконного содержания, и здесь Интернет как самостоятельная отрасль также занимает ведущее положение, предоставляя пользователям доступ к необходимым инструментам и информацию о них.

Комиссия обозначила те области, где необходимо принимать конкретные меры и где должны быть предоставлены ресурсы Европейского Сообщества, с тем чтобы создать благоприятную среду для развития Интернета как самостоятельной отрасли:

  • развитие саморегулирования и создание систем контроля за содержанием, включая общеевропейскую сеть горячих линий [4] в целях достижения высокого уровня защиты (в особенности защиты от детской порнографии и материалов расистского и антисемитского содержания);

  • демонстрация и применение эффективных услуг фильтрации и совместимых систем рейтинговой оценки, учитывающих культурное и лингвистическое многообразие;

  • развитие мероприятий по ознакомлению пользователей, и в особенности детей, родителей и работников образования, с тем чтобы обеспечить им возможность пользоваться ресурсами Интернета с чувством безопасности и доверия.

Чтобы эти меры были эффективными, они должны осуществляться в рамках многолетнего плана мероприятий по следующим причинам:

  • Этот план четко показывает провайдерам и пользователям в ЕС, что безопасное пользование Интернетом возможно только через активное сотрудничество между ними при поддержке правительств.

  • Он мобилизует общеевропейский процесс кооперации и координации в целях решения стоящих проблем посредством конкретных действий и проектов.

  • Он обеспечивает надежную базу планирования как краткосрочных, так и долгосрочных действий.

  • Он допускает определенную степень гибкости при решении возможных новых проблем, принимая во внимание скорость технологического прогресса и рыночные явления в самом Интернете.

  • Он обеспечивает непрерывное участие государств–членов ЕС в предлагаемых мероприятиях и консультации Европейского Парламента по этим мероприятиям.

^ 2. Политический консенсус в отношении предлагаемых мероприятий

За прошедшие полтора года, на уровне ЕС и в государствах–членах Европейского Сообщества была проведена огромная работа. Кроме того, проблемы рассматривались и обсуждались на различных международных форумах. Краткий обзор этой работы содержится в Приложении 2.

^ 2.1. Общий подход

В результате уже проведенной в рамках ЕС работы, основанной на Послании о материалах противозаконного и предосудительного содержания и Предварительного доклада о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства, было достигнуто широкое соглашение между Европейским Парламентом, Европейским Советом и государствами–членами в отношении общего подхода к этим проблемам. Материалы противозаконного содержания следует отличать от материалов предосудительного содержания. И в отношении этих двух категорий нужно предпринимать совершенно разные меры.

  • Материалами противозаконного содержания должны заниматься, по месту их создания, правоохранительные органы, действия которых регулируются национальными законодательствами и соглашениями о судебном сотрудничестве. Однако и сама сеть Интернета может способствовать, через хорошо функционирующие системы саморегулирования (кодексы поведения и горячие линии) в соответствии с существующим законодательством и при поддержке потребителей, снижению распространения материалов противозаконного содержания (в особенности детской порнографии и материалов расистского и антисемитского содержания).

  • Что же касается материалов предосудительного содержания, то, прежде всего, следует предоставить пользователям возможности самим решать проблему чисто техническими средствами (с помощью систем фильтрации и рейтинговой оценки содержания), повышая родительскую осведомлённость и развивая саморегулирование, способное создать необходимые рамки, в частности в отношении защиты несовершеннолетних.

^ 2.2. Поддержка со стороны Европейского Парламента, Европейского Совета и европейских правительств

Изложенный здесь общий подход к рассматриваемым проблемам получил сильную поддержку на уровне Европейского Парламента, и Европейского Совета и государств–членов, а также в более широком европейском контексте Боннской Декларации, подписанной министрами 29 европейских стран.

2.2.1. Саморегулирование

На необходимость саморегулирования указал Европейский Парламент. Он призвал государства–члены и Комиссию развивать сотрудничество между организаторами сети (поставщиками доступа и услуг), политическими деятелями и ассоциациями пользователей[5].

Европейский Совет обратился к государствам–членам ЕС с настоятельной просьбой способствовать развитию систем саморегулирования, включая представительские органы для провайдеров и пользователей Интернета, эффективные кодексы поведения и горячие линии, информирующие публику о доступных механизмах. В адрес Комиссии Европейский Совет направил просьбу способствовать развитию координации органов саморегулирования и представительских органов на уровне Содружества и поддерживать и развивать обмен информацией о последних достижениях в этой области[6].

В Боннской Декларации министры подчеркнули ту роль, которую частный сектор может играть, через хорошо функционирующие системы саморегулирования в соответствии с существующим законодательством, в защите интересов потребителей и в поддержке и соблюдении этических норм.

2.2.2. Фильтрация и рейтинговая оценка

По рекомендации Европейского Парламента, в целях определения эффективности, доступности и стоимости устройства фильтрации и экранирования, тщательная проверка такого рода устройств должна проводиться при участии Европейского Союза[7].

Совет одобрил предоставление пользователям механизмов фильтрации и установку систем рейтинговой оценки и обратился к Комиссии с просьбой способствовать развитию научно-исследовательских работ по техническим проблемам, в частности по проблемам фильтрации, рейтинговой оценки, отслеживания и повышения конфиденциальности личной информации, принимая во внимание культурное и лингвистическое многообразие Европы.

В Боннской Декларации министры высказали пожелание, чтобы организаторы всемирной сети применяли открытые, согласные системы оценки содержания, независимые от платформы, и предлагали услуги по рейтинговой оценке содержания, отвечающие потребностям различных пользователей и принимающие во внимание культурное и лингвистическое многообразие Европы.

2.2.3. Осведомлённость

В целях информирования родителей и всех имеющих дело с детьми о наилучших средствах защиты несовершеннолетних от материалов предосудительного содержания, Европейский Парламент призвал провести общеевропейскую кампанию и выработать программу действий по информированию и повышению осведомленности, которые должны финансироваться из бюджета ЕС[8].

Как подчеркнула Рабочая группа Интернета, в состав которой входят представители государств–членов ЕС, организаторы и пользователи сети, следует всемерно поощрять действия, направленные на повышение осведомленности, с тем чтобы пользователи отдавали себе полный отчет не только о возможностях, но и о недостатках Интернета. Родители и работники образования, в частности, должны быть информированы в достаточной мере, чтобы иметь возможность пользоваться программами родительского контроля и системами рейтинговой оценки. Сама сеть, органы саморегулирования и группы пользователей могли бы объединить свои усилия для поставки соответствующих пособий, включая материалы разъяснительного, иллюстрационного и анимационного характера. Такого рода материалы и пособия должны быть доступными в Интернете и в других средствах массовой информации; должен поощряться выпуск статьей или программ, адресованных целевым группам родителей, педагогов и молодых пользователей Интернета.

^ 2.3. Инициативы со стороны государств–членов ЕС

Во втором докладе Рабочей группы подытожены практические шаги, предпринятые недавно отдельными государствами–членами ЕС в обоих направлениях. Шаги предпринимались в таких областях, как законодательство, саморегулирование, инициативы по созданию горячих линий и технические решения.

Доклад ясно доказывает не только то, что действия в этих направлениях возможны, но и то, что необходимы дальнейшие действия, поскольку, в то время как некоторые государства–члены ЕС уже далеко продвинулись в этих направлениях, другие государства находятся на стадии обсуждения, а третьи государства только начинают свое движение.

Например, по состоянию на последний срок доклада (30 июня 1997 г.), выясняется, что горячие линии были установлены в Австрии, Бельгии, Нидерландах и Великобритании. После этого горячая линия была установлена в Германии. Органы саморегулирования уже существуют в Бельгии, Германии и Великобритании. Обсуждения проблем успешно проходят во Франции, Греции и Италии, и рабочие группы сформированы в Дании, Финляндии, Ирландии и Швеции.

Ситуация в государствах–членах ЕС сравнивается в отчете с ситуацией в США, где применяется аналогичный подход к этим проблемам. После решения Верховного Суда США по соответствующим частям Закона о пристойности в средствах связи, президент Клинтон и вице-президент Гор в июле 1997 года приняли участие в организованной ими встрече, на которой лидеры сети и ассоциации договорились предпринять определенные шаги в целях развития фильтрации и рейтинговой оценки содержания и повышения осведомленности пользователей. Реализация этих шагов будет обсуждаться на встрече сети на высшем уровне, которая должна состояться в начале декабря 1997 года.

Далее доклад указывает, что большинство государств–членов ЕС, учитывая международный характер и сложность проблем, выступает за то, чтобы Комиссия играла активную роль катализатора. Такая активная роль должна быть направлена на обеспечение координации и согласованности между государствами–членами ЕС, например, в отношении объема и содержания предполагаемых кодексов поведения, что позволит избежать нарушения конкуренции и законодательной нестабильности, а также стимулировать сотрудничество в ряде областей.

Доклад также подчеркивает необходимость активно поддерживать демонстрацию и применение технических решений (например, новейших систем рейтинговой оценки и фильтрации) и информировать педагогов, родителей и других пользователей о возможных методах борьбы с материалами предосудительного содержания.

Признавая стремительное развитие отрасли и новизну возникающих при этом проблем, доклад при этом делает особый упор на необходимость широкого международного сотрудничества, обмена опытом и передовыми технологиями.

Что касается материалов противозаконного содержания, то в этой области рекомендуется более тесное сотрудничество между сетью и органами охраны правопорядка.

^ 3. План мероприятий

В более конкретном контексте, план предлагает ряд мероприятий в тех областях, где необходима финансовая поддержка Содружества.

В основе плана лежит политический консенсус, достигнутый за прошедшие полгода по результатам деятельности Рабочей группа Интернета. Задача содержащихся в плане мероприятий заключается в том, чтобы:

  • стимулировать участников сети (провайдеров и пользователей) разрабатывать и внедрять необходимые системы саморегулирования;

  • стимулировать финансирование разработок посредством организации демонстраций и поддержки внедрения различных технических решений;

  • оповещать и информировать родителей и педагогов, в частности с привлечением их ассоциаций;

  • развивать сотрудничество и обмен опытом и новейшим технологиями;

  • проводить координацию мероприятий как на территории Европы, так и между заинтересованными участниками сети;

  • обеспечивать согласование между подходом, разрабатываемым в Европе, и подходами, разрабатываемыми в других странах.

Недавно Комиссия также приняла направленное в адрес Совета предложение, в котором высказывает необходимость принять Рекомендацию Совета по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства. Следует подчеркнуть, что два эти документа, при всей своей самостоятельности, полностью дополняют друг друга, так как Рекомендация носит юридический характер и намечает общие принципы создания структуры саморегулирования на национальном уровне в целях защиты несовершеннолетних и человеческого достоинства в аудиовизуальных и информационных услугах, тогда как План мероприятий направлен на обеспечение финансовой поддержки и стимулов для рыночного внедрения.

План мероприятий будет осуществляться в согласии с предложенной Советом Рекомендацией, претворяя в жизнь общие принципы создания структуры саморегулирования на национальном уровне в целях защиты несовершеннолетних и человеческого достоинства в аудиовизуальных и информационных услугах.

План также дополняет другие проводимые мероприятия. В частности, будет обеспечиваться согласованность с программой “ИНФО 2000”. Предусмотренные этой программой мероприятия по повышению осведомленности предназначены как для провайдера материалов, так и для пользователя мультимедийных и информационных услуг, включая, но не ограничиваясь, услугами Интернета. Будут прилагаться все усилия, чтобы использовать опыт, полученный в контексте плана мероприятий “Обучение в информационном обществе”, который специально предназначен в качестве учебного пособия в рамках Интернета.

План мероприятий состоит из четырех направлений:

^ 3.1. Первое направление - создание безопасной среды

Первое направление мероприятий имеет своей целью ограничить распространение материалов противозаконного и предосудительного содержания и способствовать развитию саморегулирования сети для обеспечения высокого уровня защиты и решения вопросов отслеживаемости.

Для этой цели предполагается, в частности, развитие проектов контроля за содержанием, например, развитие общеевропейской сети горячих линий, разработка общих подходов по всей Европе и обмен и передач опыта и передовых технологий, прежде всего для государств–членов ЕС, где разработки Интернета находятся на начальных стадиях развития.

В целях развития саморегулирования сети и кодексов поведения, предусмотренных также в Рекомендации Совета по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства, будут разработаны общие принципы и будет поощряться их применение. Будут также приниматься шаги для обмена информацией между органами саморегулирования органами и всей сетью (как в электронной форме, так и посредством регулярных встреч) в отношении внедрения кодексов поведения и передовых технологий, посвященных проблемами противозаконного и предосудительного содержания, при проведении консультаций с национальными властями и представителями пользователей и потребителей. Будут также приниматься меры по всестороннему развитию методов контроля.

^ 3.2. Второе направление - разработка систем фильтрации и рейтинговой оценки

Постепенно внедряются технические решения, блокирующие доступ к материалам предосудительного содержания лиц, для которых они не предназначены, или лиц, желающих их получить (это, прежде всего фильтрующие и оценивающие системы). Однако по своей сложности этих системы остаются на очень низком уровне и не учитывают всего европейского культурного и лингвистического многообразия. Вследствие этого они мало используются европейскими провайдерами и пользователями.

Будет запущен ряд совместных проектов, цель которых – продемонстрировать свои возможности и привлечь к активному участию европейских провайдеров и пользователей. Эти проекты объединят различных участников Интернета (провайдеров, изготовителей программ, сервисные компании), пользователей (например, родителей и работников образования) и ассоциации потребителей. Предусматривается также широкое оповещение о результатах этих проектов, и будут широко разработаны и распространены передовые технологии для провайдеров и пользователей. Кроме того, проекты станут важной составляющей мероприятий по повышению осведомленности, предусмотренных в рамках Третьего направления.

Принимая во внимание глобальный характер Интернета, важное значение имеет согласование европейских решений с системами, применяемыми в других странах. Необходимо развивать координацию инициатив в международном масштабе.

^ 3.3. Третье направление – мероприятия по повышению осведомлённости

Осведомлённость о возможностях Интернета, в особенности в отношении определенных целевых групп, так же как и о его недостатках, все еще находится в Европе на относительно низком уровне. Решить эту проблему можно с помощью различных мероприятий по повышению осведомленности в целях обеспечения безопасности пользования Интернетом, прежде всего для целевых групп – родителей, работников образования и детей. Для этой цели, в частности, могут привлекаться многообразные организации, как то: товарищества потребителей и иные соответствующие ассоциации. Мероприятия по повышению осведомлённости, кроме того, дополняют мероприятия, предусмотренные в рамках Первого и Второго направлений, поскольку действия самой сети по саморегулированию, фильтрации и рейтинговой оценке принесут плоды только в том случае, если действующие и потенциальные пользователи будут о них хорошо осведомлены.

Задача мероприятий по повышению осведомлённости состоит в том, чтобы повысить интерес семьи и школы к услугам Интернета, и тем самым устранить причины озабоченности со стороны родителей и работников школы в отношении материалов противозаконного и предосудительного содержания. В соединении с другими мероприятиями, это направление должно обеспечить безопасную работу сети.

Намечаемые инициативы по повышению осведомлённости будут выполняться в два этапа. На первом этапе готовится база – выбираются наиболее подходящие каналы, составляются основные материалы, проводится их подгонка к лингвистическим и культурным особенностям и т. д. На втором этапе проводятся крупномасштабные мероприятия по информированию населения по всей Европе. Важным вкладом в содержание этих мероприятий должны стать демонстрационные проекты, предусматриваемые в рамках Второго направления. Действия Сообщества будет стимулировать общенациональные мероприятия, и способствовать координации и обмену опытом.

Мероприятия, предусматриваемые в рамках этого Направления, будут выполняться в условиях координации с осуществляемыми или намечаемыми инициативами в некоторых государствах–членах ЕС. Там, где еще не проявлено никакой инициативы, работа в этом направлении поможет, путем передачи информации и опыта, разработать и начать такого рода мероприятия.

  1   2   3




Похожие:

Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconПослание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом
Интернетом, затормозив развитие области, обещающей широкие и разнообразные выгоды всем сферам общества. Учитывая все эти проблемы,...
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconПротокол №2 заседания Закарпатского объединённого общественного комитета по подготовке к юбилею 200-летия Н. В. Гоголя 12. 01. 2008 Ужгород, Закарпатье, Украина Присутствовали
Председатель комитета алуговой сообщил о перспективных направлениях работы комитета
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconК суду над коммунизмом коммунизм, либерализм, библейский «вавилон» и права человека
Особенно окрепли ее голоса после того, как в Ассамблее Европейского Парламента была принята резолюция, осуждающая коммунистические...
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconС решениями европейского суда по правам человека
Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15. b Устава Совета Европы
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconАртур Сесил Пигу (1877–1959)
Альфреда Маршалла и оставался ее бессменным руководителем до 1943. В 1918–1919 Пигу был членом Валютного комитета, в 1919–1920 –...
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconПлан-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования (фгос) в Апанасенковском муниципальном районе
План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconРаспоряжение Комитета по образованию от 19. 01. 2006 №31-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Комитета по образованию от 07. 11. 2005 №787-р»; распоряжение Комитета по образованию от
...
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconУтверждаю: Председатель комитета по образованию и молодежной политике администрации эмр р. И. Косенко Положение о проведении экологического турнира «Эко – Ас»
Районный экологический турнир «Эко Ас» проводится в соответствии с планом мероприятий Комитета по образованию администрации эмр,...
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconПлан работы родительского комитета 2 «Б» класса на 2009 – 2010 уч год
Родительское собрание. Анализ воспитательной работы за 1 класс. Выборы нового родительского комитета. Знакомство с планом воспитательной...
Послание Комиссии Европейского Парламента, Европейского Совета, Экономического и Социального Комитета и Комитета Регионов План мероприятий по обеспечению безопасного пользования Интернетом iconЗаседания общешкольного родительского комитета
Заслушивать на заседаниях родительского комитета родителей, не выполняющих своих родительских обязанностей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов