А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум icon

А. С. Макаренко на заводе "шарикоподшипник" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум



НазваниеА. С. Макаренко на заводе "шарикоподшипник" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум
страница1/2
Дата конвертации27.06.2012
Размер404.96 Kb.
ТипДокументы
  1   2

[ Эпиграф с ZT-файла http://zt1.narod.ru/jedenov1.htm . - Линев Д.А. [Дмитрий Александрович 1853-1920] (Далин). Не сказки. СПб 1895. БАН 1895/1039. Раздел 1-й, очерк 4 "Дети деревни" .. И мы узнали еще от автора [Н.Н. Жеденова] удивительного открытия, что приютами, призванными между прочим приготовлять пионеров для распространения в народе сельскохозяйственных знаний, должны управлять отнюдь не образованные люди. / - Мы пробовали иметь и образованных смотрителей, и принуждены были отказаться от них. Образованные смотрители и спят долго, и удобства им нужны... тогда как смотрители из простых совершенно отвечают своему назначению. ]


А.С. Макаренко НА ЗАВОДЕ “ШАРИКОПОДШИПНИК” (25.10.1936). [...] В настоящее время в НКВД я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникумов и вузов, а делают большое воспитательное дело. Это вы можете видеть на каждом шагу. Воспитывают они не только детей, но и взрослых. Я пока этим педагогическим миром вполне удовлетворен [...]


--


Драпкина Изабелла Марковна. О педагогах-самородках // Детский дом РНБ П28/104 1929,6 с.19-23.


Это было в конце 1919 года в Ленинграде. Группа руководящих работников в СПОН, убедившись, что нормальный детдом не в состоянии справиться с педагогически и социально запущенными подростками, приступила к организации специального дома для подростков с профессиональным уклоном.


Самым сложным вопросом в организации такого учреждения был вопрос о кадрах. Ясно было, что сюда нужен совершенно новый тип работника, который бы, с одной стороны, не смотрел на трудных ребят, как на "морально-дефективных", а с другой стороны, смог бы правильно подойти к организации их жизни. Вот тогда-то впервые пришлось прибегнуть к "выдвижению" на эту работу не педагогов по профессии, но педагогов-самородков по своему чутью и умелому подходу к детям (из среды рабочих и служащих).


Первым таким работником пришел к нам А. С. Мурченко — техник по профессии, работавший 5 лет на заводах Америки (в том числе и у Форда).


Он оставил заведывание учебно-фотомеханической мастерской в Институте фотографии-фототехники и взялся за организацию дома для подростков на принципах полной детсамоорганизации и трудового воспитания.

• Этот тип учреждения для подростков был предшественником трудовых коммун, развернутых, как массовый тип, значительно позднее.


Тов. Мурченко, не будучи педагогом-специалистом, с первых же слов, однако, понял основные принципы и целевые установки в работе с трудными подростками, и первое его предложение было - поручить ему с основной группой самолично провести все ремонтные работы в особняке, отведенном под это учреждение.


•• В доме были замерзшие и лопнувшие трубы водопровода и канализация; подвал и кухня в нижнем этаже были залиты водой, и двор весь был занесен сугробами снега, под которым были найдены двери с парадного хода.


Тов. Мурченко сразу же нашел общий язык с ребятами.


При первой встрече с ними, когда он их ознакомил со своим планом работы и они, все 8 чел. (вскоре примкнуло еще 4 чел.), от которых жаждали избавиться работники детдомов, как от лентяев-дезорганизаторов, выразили готовность работать вместе с руководителем по ремонту дома.


20 февраля 1920 г. т. Мурченко вместе с ребятами приступил работе. Уверенность руководителя в том, что им удастся самим проделать всю огромную и тяжелую работу по восстановлению здания, и то, что он тут же с ними выработал план ремонта (с чего начать, в какой последовательности вести работу), сразу захватило ребят и рассеяло те сомнения, которые у некоторых возникли было при виде полуразрушенного особняка.


Рабочей дружиной, где главным работником был сам инициатор дела, а ребята - его полноправными помощниками, работа велась ежедневно от 2 до 4 часов в зависимости от мороза. С неослабным подъемом работали ребята целый месяц, хотя условия работы были нелегкие уже по одному тому, что большинство ребят имело очень плохую одежду и валенки с прорванными подошвами.


Очистив подвалы от льда, навесив двери, отогрев и починив водопроводные и канализационные трубы, т. Мурченко с группой ребят в 12 человек поселился в одной комнате, чтобы продолжать внутренний ремонт: подправить стены, вставить стекла и т. д.


Шесть недель прожил руководитель с этой группой, продолжая ремонт и оборудование всего дома. В это время ребята целиком обслуживали себя: на себе привозили продукты из складов OHO, сами стряпали, сами убирали, но во всех работах участвовал и т. Мурченко.


С первых же дней работы т. Мурченко как мелочи, так и серьезные вопросы обсуждал и разрешал только совместно с детьми, Пока они жили маленькой трудовой коммуной, вся работа делилась по способностям, а потом, когда ребят прибавилось, перешли на организацию дежурств и комиссий.


Характерно, что здесь удалось построить действительно самодеятельную и правомочную деторганизацию, которая регулировала жизнь детдома.


Тов. Мурченко, заряжая ребят своей энергией, своим примером, как-то просто и спокойно изо дня в день крепил трудовую дисциплину детколлектива. И само собою отпадала пресловутая проблема "дисциплины".


Небезынтересно отметить такой, например, факт: тов. Мурченко с первых же дней существования учреждения уделял очень большое внимание мелочам, придавая серьезное значение вопросам хозяйства, порядка и культуры быта. В процессе оборудования детдома ребята отстаивали для своего дома в хозяйственной части Районо лучшую мебель, картины, статуи, беря сохранность их под свою ответственность. Сохранение инвентаря было частью воспитательной работы, проводимой этим учреждением. Дети гордились своим трудом, вложенным в организацию своего дома, тем уютом и чистотой, которыми отличался их дом.


И действительно, такой столовой, как в этом доме, больше нигде не было: здесь стояли небольшие столы на 6 человек каждый, покрытые белыми скатертями, и на каждом столе цветы. (Цветы в этом детдоме дети выращивали сами).


И надо ли доказывать, что здесь дети относились к своему учреждению по-другому, - совсем не так, как к тем, которые их исключали за лень, за хулиганство. Любили они свой детдом, как родной дом, а еще больше любили своего руководителя, уважали его и считали своим. Звали они его всегда "наш Александр Степанович".


Вся работа руководителя проходила на основе доверия и уважения к личности ребенка. При разладах в жизни детдома, при нарушении дисциплины и т. п., он в первую очередь искал причину не в ребенке, а в работе персонала и в своем руководстве. Вот один из примеров.


При первом выпуске воспитанников детдома в 1922 г. был выпущен один воспитанник по его личному настоянию. Он был устроен в отдельной комнате и работал в районной мастерской. Через несколько месяцев этот воспитанник обокрал бельевую своего прежнего дома, за что Угрозыском он был отдан под суд. Тов. Мурченко просил суд вернуть обратно к нему, в детдом, этого бывшего воспитанника, мотивируя свое ходатайство следующим: "Эта кража доказала, что мы рано выпустили его в жизнь. Мы не закончили свою работу. Наш детдом просит вернуть его нам, чтобы закончить его перевоспитание".


Весьма часто остальной персонал дома в подобных случаях пытался идти по пути наименьшего сопротивления, но т. Мурченко был твердо убежден в своих методах работы, упорно и с успехом проводил их в жизнь.


--


Неоднократно приходилось встречать среди наших инструкторов детдомов людей с определенными педагогическими задатками. Были случаи, когда при общем слабом педагогическом персонале такой инструктор выгодно выделялся своим умелым подходом к ребятам-подросткам.


Припоминается мне т. Федоров, бывший рабочий Обуховского завода, старый общественник, работавший в подполье. В 1922 г. т. Федоров поступил инструктором двух мастерских — столярной и слесарной в дом подростков Володарского района. На его долю выпалo и оборудование этих мастерских, к чему он привлек самих ребят. В работе с детьми Федоров проявил исключительное педагогическое чутье и умение удовлетворить запросы ребят.


В то время, когда заведующий и воспитатели данного учреждения, в силу специфики своей в работе, часто менялись, т. Федоров оставался несменяемым. Нередко он оставался временно в учреждении в единственном числе и всегда справлялся со своей работой.


Там где воспитателю не удавалось сорганизовать группу ребят на школьные занятия, т. Федоров проводил с ними часы грамоты, где часть ребят писала по его заданию, а часть читала газету или книжки из истории рабочего движения.


Однако, когда ему предложили взять на себя заведывание этим домом, он наотрез отказался: "Нет, нет, избавьте! Ходить в учреждения, хлопотать, получать — зря свое время тратить, — нет, не возьму заведования! Другое дело с ребятами вместе работать — это я люблю.


--


Хочу рассказать еще об одном работнике, с которым мне пришлось работать уже в Москве.


Когда в 1923/24 г. Наркомпрос повел борьбу с приверженцами теории "моральной дефективности", МОНО пошел по линии организации трудовых коммун вместо закрытых учреждений, причем возник опять тот же вопрос: кому поручить организацию такого типа учреждений?


И здесь пришлось поставить ставку не на профессионала-педагога, а на педагога-самородка.


В течение 1923—1925 гг. было сорганизовано несколько трудкоммун для исключительно трудных детей, где во главе стали: садовод, счетовод, сапожник, профработник и т. п.


Организовать первую загородную трудкоммуну "Новые Горки" мы поручили т. Бойоруну, по профессии сапожнику, работавшему инструктором в нормальном детдоме.

• Он учился в ремесленной школе, год жил в Америке, а в гражданскую войну был на колчаковском фронте.


НачалА свое существование эта коммуна при определенно не благоприятных условиях: неприспособленное, требующее ремонта помещение и 4 десятины песчаной земли при отсутствии сельскохозяйственного инвентаря и скудных материальных средствах.


И тем не менее, благодаря умелому руководству т. Бойоруна, коммуна "Новые горки" в короткий срок существования чрезвычайно окрепла и выросла.


Toв. Бойорун в течение 2 месяцев был единственным работником в коммуне и за тот период сумел заразить ребят жаждой строительства.


Во всех начинаниях, на всякой работе он был первым, и ребят дружно, вместе с ним, спешили вовремя провести все с.-х. работы.


На третий месяц существования была организована столярная мастерская. Сапожной мастерской, которая обслуживала ребят, руководил сам Бойорун.


Осенью 1925 г. ребята поставили столбы, чтобы подвести электричество к коммуне, и сделали внутреннюю проводку в зданиях, причем, бревна для столбов были вырублены также самими ребятами на своей лесной делянке.


После проводки электричества рост коммуны еще больше усилился. Была организована слесарно-механическая мастерская, с установкой ванны для никелировки и с кузницей.


Решающим органом коммуны являлось общее собрание ребят и сотрудников. В первый период были упрощенные органы самоуправления — институт выборных, который отчитывался перед общим собранием. По мере того, как ребята втягивались в правильную трудовую жизнь, и изживалось оставшееся от уличной жизни вожачество и глотничание, совершенствовались и органы самоуправления.


Для характеристики отношения т. Бойоруна к делу приведу несколько слов из его записок (приложены к истории коммуны).


..."Для детей надо уметь быть хорошим товарищем. Тут не нужна систематическая административная официальность. Надо создать товарищеское отношение. Надо чаще бывать с ними, уметь ловить их настроения. Нельзя придавать большого значения в присутствии их тому или иному проступку в момент происшествия. Это на них плохо влияет. У них падает настроение и надежда на будущее исправление. Надо опасаться обещаний, которые впоследствии не смогут сбыться, - этим больше всего подрывается авторитет старшего товарища. В случае применяемых к детям, административно или через исполком, мер воздействия, нужно стараться сделать так, чтобы ребенок понял, что старший товарищ старается смягчить наказание. Не всегда можно доверять самостоятельное применение меры воздействия исполкому. Иногда чрезмерность или неправильный подход в наложении взысканий могут повлечь за собою уход ребенка из коммуны. Нельзя иметь любимчиков или, как они говорят, подлиз. Надо стараться, быть как можно больше откровенным с детьми.


А самое главное, что их приближает к взрослым и старшим товарищам, — это активное участие взрослых во всех работах, какие бы они ни были. Этим завоевывается авторитет, доверие и уважение".


Отношение ребят к т. Бойоруну было больше, чем хорошее. Приведу один пример, который убедительно доказывает это.


Увидя на руке воспитанника Д. татуировку букв А. Г. (инициал т. Б.) я спросила, что это значит? Д. поднял глаза на т. Б., который стоял тут же, и сказал: "А, знаешь, А. Г., когда я это сделал? В тот день, - помнишь?".


Когда я осталась с Д. наедине, я спросила его, что это за "тот день?". Вот что он рассказал: "Помните, я сюда в коммуну пришел, когда вышел из тюрьмы. Жил я здесь и работал в сапожной. Пришел в мастерскую А. Г. и сделал мне выговор за что-то, а я как вскочу, да ножом на него и замахнусь, а А. Г. схватил одной рукой мою руку с ножом, а другую руку положил мне на плечо и сказал тихо: "Брось, Д., брось"! Сказал это так хорошо, что мне стало стыдно, стыдно. В тот же день я себе вот и сделал эти буквы, чтобы на всю жизнь была память об А. Г. Теперь, как на меня найдет, я сразу посмотрю на руку и вспомню, как это было. Больше я таких глупостей не делаю".


Способность руководителя "так хорошо сказать" помогала ему найти общий язык с ребятами при изживании трудностей: борьбы с кокаином, употребления финских ножей, карточной игры и т. п.


Какие же выводы можно сделать из всего этого?


Первое: чрезвычайно существенно — кому поручается руководство детучреждением. Это является решающим моментом в жизни учреждения.


Второе: при организации нового учреждения очень важен вопрос, кто является первым и, как мы видели, вначале единственным сотрудником и организатором детучреждения.


Создание рабочего организованного коллектива из ребят с самого начала существования детдома или коммуны играет громадную роль в обработке вновь приходящих ребят, тем более ребят улицы.


[ ZT. Начальный детерминизм: "Как вы лодку НА ПЕРВЫХ ПОРАХ поведёте, так она в последующем и пойдёт". ]


А на приведенных примерах мы видели, какие конкретные достижения были результатом умения заведующего сорганизовать, завоевать, "сбить" ребят на деле.


Сорганизовать из ребят рабочий коллектив может тот педагог, который во всех начинаниях, на всякой работе будет первым работником.


Это и есть то ценное, что мы имеем в таких работниках — "педагогах-самородках", образец которых мы приводили в этой статье. Это — люди дела, конкретной работы. Им-то и удается, будучи даже в единственном числе, строить и создавать учреждение вместе с ребятами.


Поэтому они и не пугаются так трудных детей: у них есть постоянное могучее средство — труд, при помощи которого им удается организовать социально-запущенных подростков.


Но, кроме этого, в работе с детьми, особенно с трудными, нужнО большое педагогическое чутье, умение улавливать настроение ребят и понимать их переживания. И это мы видим очень часто именно в работе педагога-самородка.


Еще один момент облегчает работу такому педагогу. Он совсем не болеет боязнью потерять "авторитет педагога". Это дает ему возможность проще подойти к работе и к самим ребятам.


В последние годы, когда детдома охватили большое количество беспризорных, изъятых с улиц детей, среди которых преобладают трудновоспитуемые, работа детдома усложнилась, и ещё острей стоит вопрос о персонале вообще и о руководящих кадрах, в частности. Думается нам, что следует больше уделить внимания таким самородкам-педагогам, работу которых мы здесь описывали.


При методической помощи со стороны руководящих органов, а также при помощи мероприятий по повышению квалификации мы можем выращивать из них нужных нам руководителей учреждений для трудно-воспитуемых детей.


И. Драпкина.


--


Журнал "Вожатый" РНБ П29/50 , БАН I 79 1929,2 стр. 13-17 И. Драпкина [ Драпкина Изабелла Марковна ]. –


Вожак или бузотер?


(Как быть с "трудный" детьми. Статья третья [ Предыдущие: 1928,21 с.8-10; 1928,23-24 с.28-31 ])


В педагогической литературе вопрос о вожаках в детской среде до сих пор освещен недостаточно. А между тем, там, где непосредственное влияние педагога на ребенка сменяется влиянием при помощи организованной среды

(ZT. параллельного, а не вертикального действия-воздействия принцип А.С. Макаренко, см. в http://zt1.narod.ru/parallel.htm ),

как, например, в пионеротряде, там возрос о вожаках становится актуальным (насущным). И понятно, почему именно в журнале "Вожатый" чаще, чем в других, подымается этот вопрос.


Пионервожатые, делясь в "Вожатом" своим опытом, дают много интересных, конкретных примеров правильного подхода к вожакам. В этих примерах красной нитью проходит мысль: вожак, при умелом к нему подходе, может быть лучшим помощником вожатого.


Эта основная предпосылка совершенно верная, и надо пожелать, чтобы все пионер-работники её усвоили. Понятно, недостаточно усвоить предпосылку, а надо её провести в самой работе, т. е. уметь находить этот "умелый подход".


Только зная ребенка, мы в состоянии повлиять на него. В работе с вожаком необходимо твердо помнить, что только внимательное наблюдение, изучение вожака даст нам возможность предупредить или своевременно ликвидировать его отрицательное влияние.


В первую очередь нам необходимо выяснить, что мы понимаем под определением "вожак"?


Нередко педагог детского дома или пионер-вожатый на вопрос: есть ли у них вожаки, отвечают: "были, да мы к счастью их ликвидировали".


Вдумаемся в этот ответ. "К счастью ликвидировали" — значит, было что-то бесспорно вредное; раньше были, а теперь нет.


Чего нет? Видимо, нет отрицательного, вредного вожачества.


Но отсюда вовсе не следует, что нет вообще вожачества среди детей.


Этот пример доказывает, что многим работникам вожак представляется как ребёнок, обязательно вредно влияющий на детскую среду, противопоставляющий себя педагогу или вожатому.


Такое узкое толкование понятия "вожак" по существу неверно и неприемлемо для нас. Под вожаком надо понимать детей, которые имеют то или другое влияние в коллективе, безразлично - положительное или отрицательное, но влияние значительное, известным образом отражающееся на жизни всего коллектива или части его.


Договорившись, что такое вожак, нам легче подойти к следующему вопросу: каковы причины, вызывающие появление вожаков среди детей.


Кто из нас не знает, что свойство объединяться присуще всем детям. Они объединяются для игр, для шалостей, для озорства (набеги на сады), для работы в кружке и т. д. Как общее правило, в этих объединениях появляются одна или несколько правящих личностей, которым подчиняются остальные.


Отсюда вывод: там, где есть объединение детей, там бывает и вожак.


Вожачество среди детей не редкое, не случайное явление, а естественное и нормальное. Следовательно, должны иметься характерные черты, присущие большинству вожаков? Думаем, что такие черты есть. Вожаки — это дети, которые знают, чего хотят, которые имеют определенный план и силы для достижения своей цели. Эти свойства могут быть направлены на положительные или отрицательные влияния.


Все мы в практике наблюдали большую силу воли у вожаков. И это понятно, ибо, чтобы претендовать на первенство, нужно обладать достаточно сильной волей, чтобы организовать других.


Для лучшего ознакомления с типом вожака небезынтересно привести некоторые данные из статьи Тагашлицкой "Дети-вожаки в детских домах гор. Одессы" [ "Детский коллектив и ребенок". Под ред. Залужного и Лозинского. { ZT. Это: Детский коллектив и ребенок – 1926 236 стр. РНБ Шифр 22/218 РНБ Шифр 89-5/5900 } ]. Были обследованы 70 детских домов, охватывающих 5.765 детей.


Число всех вожаков составляют 4,5% количества всех детей (обследовано 258 вожаков).


Наибольшее количество вожаков относится к возрасту 12 — 15 лет. (обследованием были охвачены и дошкольные детдома).


По вопросу о социальном происхождении вожаков цифры показывают, что вожаками становятся сравнительно большой процент детей рабочих (5,7 %) и очень ничтожный — интеллигентов (1,04). Но еще больший процент вожаков выделяют из себя дети неизвестного социального происхождения: дети беженцев и из старых приютов. Объясняется это тем, что:


"им немало пришлось повоевать с жизнью для того, чтобы не оказаться стертыми с лица земли, так что их влияние среди детей вполне объясняется их значительной стойкостью, цепкостью, а также умением ориентироваться, приобретенными ими в процессе этой борьбы"" [ Тагашлицкая, там же. ].


Таблица о семейном положении вожаков показывает, что сироты дали наибольший процент вожаков. Это вновь подтверждает, что в борьбе за существование ребенок закаляется и приобретает качества, присущие вожаку.


Из приведенных характеристик мы видим, что антисоциальные чувства (завистливость, неуживчивость, отсутствие общественных интересов и т. д.) отмечены только у 27 вожаков. Преобладающее большинство вожаков отличается положительной волевой установкой. Так, решительность, настойчивость, стойкость, энергия и т. д. — у 216 вожаков. Находчивость, рассудительность, любознательность и т. д. — у 200 вожаков.


Понятно, что у некоторых вожаков наряду со многими положительными чертами имеются и отрицательные: дерзость, бесшабашная удаль, недисциплинированность, наклонность к бунту.


Но нам важно в работе уметь видеть у вожака не только эти отрицательные черты, но и положительные, благодаря которым возможно переключить его удаль и дерзость на положительные дела.


Между прочим, в том же анкетном материале отмечается большое число вожаков, легко возбудимых. Объясняется это тем, что легко возбудимые нередко являются наиболее чуткими, наиболее живо реагирующими на явления окружающей жизни.


Среди легко возбудимых вожаков мы имеем часто вожаков-критиков. Они покоряют детей своей смелой критикой действий взрослых, главным образом персонала, иногда они выступают и против своих ребят "глотов", в защиту эксплуатируемых.


Что подчиняет детей влиянию и воле вожака? В первую очередь то, что вожак является выразителем чаяний ребят. Ведь вожак создается коллективом, его интересами и требованиями. Мы неоднократно наблюдали, как в разных условиях различно проявляет себя ребенок-вожак. Вожак умеет учитывать требования среды.


Как общее правило, авторитет вожака неограничен там, где группа детей находится в критическом положении. Вожак берет на себя инициативу, чтобы вывести группу из затруднения.


Именно в таких случаях авторитет вожака-главаря быстро увеличивается.


От чего же зависит качество "вожачества" — положительное или отрицательное влияние вожака и большая или меньшая власть его?


Из жизни детских домов мы знаем, что там, где дети не организованы, жизнь не налажена, где царит общий развал — там вожаки имеют отрицательное влияние и их неограниченная власть доходит иногда до тирании. И чем выше организованность детей и налаженность жизни датского дома, тем чаще мы имеем вожаков с положительным влиянием на детей, с ограниченной (организованностью коллектива) его властью.


С развитием детского коллектива тип вожака эволюционирует (постепенно изменяется). В детском коллективе, где наладилась общественная жизнь, где есть самоуправление, вожаками становятся ребята, более общественно настроенные. Такой коллектив уже не терпит командования, он требует от вожака товарищеской формы обращения. Здесь вожак с большими качествами и меньшими правами.


Выводы из сделанного нами анализа следующие:


1. Вожак — это ребёнок, имеющий значительное влияние на детей (безразлично-положительное или отрицательное).


2. Вожачество среди детей — явление обычное, нормальное.


3. Вожак - тип волевой, инициативный, умеющий учитывать потребности коллектива.


4. Преобладающее большинство вожаков отличаются положительной волевой установкой.


5. Вожак создается коллективом ребят, его интересами и требованиями.


6. Направленность вожака, степень и характер его власти над детьми зависит от состояния данного детского коллектива: от степени развития детского самоуправления и от налаженности общественной жизни ребят.


Эти выводы подтверждают основную мысль, высказанную нами в начале статьи — вожак имеет все данные, чтоб быть помощником вожатого.


Теперь посмотрим, дает ли сама работа отряда достаточно возможностей для умелого использования ребят-вожаков. Здесь нам приходится повторить мысль, высказанную в предыдущей статье [1928,23-24 с.28-31] : отряд дает исключительно много возможностей для работы с вожаком.


Вся работа отряда строится при помощи организованной среды, в которой есть где проявить себя детям-вожакам. Кроме того, воспитательная работа отряда строится при помощи организованной среды с наибольшим использованием коллективистических навыков ребят вообще и их верхушки–вожаков в частности. Руководство отрядом строится по принципу "вожачества", почему руководитель отряда и именуется вожатым. Звеньевая система требует, чтобы в отряде были вожатые звеньев и их помощники. Все вышеперечисленное говорит за то, что вожачество (а значит, и вожаки) — неотъемлемая часть работы отряда. Следовательно, вожаки, работающие вожатыми звеньев или их помощниками, имеют большое поле деятельности, где они могут в достаточной мере проявить свою силу воли и инициативу.


Все преимущества отрядной работы дают возможность вожаку расти на пользу своему коллективу.


Чем объяснить обратные случаи, когда вожак мешает работе, срывая её?


Мы нередко упускаем из виду одну "мелочь" — вожак нуждается в серьезном руководстве и воспитании. Не на всех детей руководящая роль влияет положительно: у одних она увеличивает дисциплинированность, сознательность, чувство ответственности, у других — развивает самоуверенность, властолюбие, приучает к лени, эксплантации и т. д.


Именно с момента, когда вожак попадает на руководящую работу — воспитательное влияние на него, учет его работы и своевременное исправление её - исключительно важны.


Срывы бывают там, где вожатому "некогда" обратить внимание на эту "мелочь".


Вожак должен постоянно чувствовать, что его старший товарищ по работе — вожатый — учитывает его работу и выравнивает её.


Чтобы своевременно уловить начало вредного влияния вожака, необходимо быть в курсе его повседневной работы.


Для того, чтобы не дать вожаку зазнаваться, надо при первом же случае злоупотреблений с его стороны подвергнуть его действия критике на собрании ребят. Критика должна быть деловой, товарищеской, проводиться не для того, чтобы наказать вожака, а для того, чтобы помочь ему остаться вожаком на пользу коллектива.


Работая с беспризорными детьми, среди которых вожачество сильно развито и нередко проявляется в отрицательной форме, мне неоднократно приходилось применять этот подход, вскрывая действия вожака, направленные в его личную пользу. Это всегда давало хороший результат.


Нейтрализовать (обезвредить) отрицательное влияние вожака не легко. Там, где мы имеем дело с сильными, властвующими вожаками, целесообразно наступление начать издалека. Пример из практики: во время беседы или на собрании ребят, обязательно в присутствии вожака, я им рассказывала, выбрав подходящий момент, случай - якобы из литературы или из моей личной практики — когда вожак свихнулся с верного пути, злоупотребляя своим положением. При этом я наводила ребят на мысль, что вожак - тот, кто действительно действует на пользу коллектива, в противном случае он "горлохват", "глот".


Такая беседа или рассказ заставляет ребят переоценить действия их вожака. Нередко было, когда в описанной выше обстановке некоторые ребята вольно или невольно припоминали вслух аналогичные случаи или вообще неправильные действия со стороны своего вожака, как бы в подтверждения того, что я им рассказывала.


Проявившийся деспотизм (жестокая власть) со стороны вожака является показателем пассивности и инертности (бездеятельности) ребят. В этих случаях вожатый обязан повысить активность детского коллектива. Одним из способов поднятия активности коллектива является умелое разоблачение действий вожака. Здесь иногда можно столкнуться с фактами общего возмущения ребят и самозащитой вожака. Поэтому необходимо разоблачать не злобно, даже полушутя, подчеркнуть то хорошее, положительное, что есть у данного вожака-дезорганизатора (у каждого, безусловно, есть положительные качества). Если в данный период вожак зарвался до того, что все его действия направлены к разрушению, следует подчеркнуть положительное из его прошлой деятельности. Надо показать, что от него зависит вновь стать действительно полезным вожаком.


Не единичны и такие случаи, когда "вожак", желая подорвать авторитет вожатого, идет по пути критики его действий. Неумелый подход вожатого в таких случаях ведет к срыву работы. В работе с детьми важно ко всякой детской критике, а тем более критике со стороны вожака, относиться спокойно и серьезно. Надо допускать критику нашей работы, не боясь этим подорвать свой авторитет.


Всякая критика со стороны вожака должна стать предметом обсуждения всего детского коллектива. При этом надо предложить ему же, вожаку, обосновать свою критику указанием конкретных мер, которыми можно изменить то, что он критикует, и помочь изжить недостатки. Например, если критике подвергается работа вожатых звена — предложить вожаку стать вожатым звена и наладить работу. Этим, путем мы приучаем ребят критиковать обоснованно - быть ответственным за свою критику и самим уметь работать лучше того, кого критикуют.


В работе с вожаками надо совершенно отказаться от приклеивания к ним ярлычков "бузотеров", "хулиганов", от применения мер дисциплинарного воздействия. Обычно в таких случаях создается положение: "кто кого", и вожак начинает действовать назло.


И. Драпкина.


--





И. ДРАПКИНА. Поведем за собой беспризорных ребят. ОПЫТ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО ОТРЯДА В ДЕТСКОМ НОЧЛЕЖНОМ ДОМЕ. 1930 РНБ 30.8/28.


^ ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ


До сих пор пионеротряды все ещё мало участвуют в борьбе с уличной беспризорностью. У вожатых старые сомнения:


— Где уж пионерам с такой работой справиться? Не всякий педагог с этими ребятами умеет работать.


- Что пионеры смогут сделать? Разве только сами научатся плохому от этих "дефективных" детей.


Такие сомнения и опасения останутся до тех пор, пока мы не возьмемся за эту, правда; нелегкую, но неотложную работу. Жизнь показала, что работа с беспризорными посильна пионерам и не опасна для них.


Чтобы не быть голословной, я хочу рассказать об опыте работы одного из пионеротрядов Хамовнического района [Москвы] в детской ночлежке.


^ ДЕТСКАЯ НОЧЛЕЖКА


Детская ночлежка была организована главным образом для детей-бродяг, шатающихся из города в город, для тех, кто не уживается в детских домах и предпочитает жить на улице, в притонах и общих ночлежных домах.


В детской ночлежке мы имели дело с самыми трудными детьми. Среди них было много кокаинистов, алкоголиков; все они были правонарушителями.


Было не мало ребят в возрасте от 10 до 13 лет с вожаками, вроде Малышки, Блина и других. Малышка выпивал сразу полбутылки водки, положив одну руку на затылок, а другой опрокидывая в горло бутылку. Блин был кокаинистом.


Детская ночлежка не только давала ребятам ночлег, но и вовлекая их в нормальную трудовую жизнь.


При ночлежке был дом дневного пребывания, т.е. клуб, куда ребята приходили, как и в ночное отделение, добровольно. Клуб старался разными занятиями заинтересовать ребят и удовлетворить их интересы.


Работа всей ночлежки была построена так, что дать возможность беспризорному найти "зацепку", которая помогла бы ему постепенно оторваться от улицы.


Вся работа была построена так, чтобы ярко показать беспризорному положительные стороны организованной, коллективной трудовой жизни, помочь ему осознать свою принадлежность к трудящимся, выявить свои положительные качества.


Изучив беспризорного, мы старались незаметно для него переключить их на общественно-полезное дело.


В работе мы обязательно учитывали особенности беспризорного: его практичность, самостоятельность, любовь к разнообразию и смене впечатлений и т. д.


Для общественно-политического воспитания ребят решено было привлечь пионеров. Мы были глубоко убеждены, что при помощи их нам удастся быстрее и лучше достигнуть основной цели - оторвать беспризорных ребят от уличной жизни. Мы не сомневались, что вместе с педагогическим коллективом отряд [пионеров] сумеет работать в ночлежке. Мы упорно добивались в райбюро ЮП прикрепления к нам отряда для постоянной работы.


Не легко нам это далось.


— Нет у нас такого крепкого отряда, которому можно эту работу поручить!


- Ведь, и опыта такой работы нет!


— Как же там пионерам работать с этими хулиганами?


- Дайте этим ребятам интересное дело, они хулиганить не будут, — отвечали мы.


Не мало пришлось нам доказывать, что работа с беспризорными вовсе не так страшна. В конце концов, мы все же добились своего. Один из крепких отрядов был прикреплен к ночлежке.


Пионеры не сразу приступили к работе. Начали они с того, что повели подготовку в самом отряде. Одновременно и мы готовились к "встрече" отряда в ночлежке. Важно было среди беспризорных ребят создать почву для работ пионеров.


Политрук ночлежки взялся вести эту подготовку среди детей младшего возраста. Он же участвовал и в подготовке пионеров.


^ КАК МЫ ГОТОВИЛИСЬ В НОЧЛЕЖКЕ


Решили начать работу, как говорят, издалека, чтобы постепенно подвести ребят к знакомству с жизнью пионеров.


Благожелательное отношение вожаков — необходимое условие для успешной работы сведи беспризорных. С этого мы и начали.


Мы не рассчитывали, понятно, что нам удастся вовлечь в отряд таких "спецов", как Малышка и Блин.


Было необходимо добиться, чтобы они хотя бы не мешали нашему делу.


Есть ещё одно правило в работе с беспризорными: успешно работает с ними тот, кого ребята признают "своим".


C этого и начал тов. Мороз, наш политрук. Он всячески старался стать у ребят "своим" человеком. Больше того, он пробирался к. ним в вожаки - это ему удалось. Он очень быстро добился большого авторитета как у ребят, так и у их вожаков.


Тов. Мороз начал с того, что завел дружбу с некоторыми ребятами младшей группы; иногда брал одного-двух к себе домой ночевать. Кроме того, чтобы ближе стать ко всей группе, он временами оставался ночевать в ночлежке в той спальне, где спала младшая группа.


Беспризорным нравилось, что он спал на жесткой кровати без матраца, как и они. Вообще они всегда очень ценят, когда ими не брезгуют.


Таким путем тов. Морозу удалось ближе сойтись как с отдельными влиятельными ребятами, так и со всей группой.


Он сколотил ребят в общественно-политический кружок, в котором начал работу с физкультуры. Маршировка и фигуры очень нравились беспризорным и вместе с тем дисциплинировали их.


Затем кружок начал выпускать стенгазету. Среди беспризорных не мало ребят, любящих и могущих недурно рисовать. Они охотно давали рисунки для газеты. В ней было много материала из жизни ребят.


Очень нравились им рассказы, где сравнивалась жизнь рабочих и крестьян при царе и теперь. Большое место в этих рассказах занимали геройские подвиги красноармейцев во время гражданской войны.


В этих рассказах всегда подчеркивалось, как много сделала для детей советская власть. Этим путем подходили и к пионерам, к детскому коммунистическому движению.


Больше всего беспризорным нравилась та большая роль, которая выпала на долю детей в борьбе за мировую революцию.


Но одни разговоры не всегда убеждают беспризорных. Кроме того, хотелось, сильнее закрепить в сознании детей всё то, о чем говорили в беседах и писали в стенгазете.


С этой целью тов. Мороз водил небольшие группы (по два-три человека) на производство, в рабочие клубы, _в Дом крестьянина, в театр, на студенческие вечера, в пионерский клуб и т.д., стараясь показывать ребятам, как живут, работают и развлекаются рабочие и их дети, чтобы вызвать у беспризорных интерес к трудовой организованной жизни.


Каждый раз дети, возвращаясь в ночлежку, делились с остальными своими впечатлениями. Педагоги подхватывали эти разговоры, завязывали беседы, стараясь вовлечь в них остальных ребят.


Посещение общественных мест вносило свежую струю в жизнь ночлежки. Всё чаще и чаще, вместо разговоров и рассказов об уличных похождениях, слышны были среди ребят споры о комсомоле, о пионерах, о жизни рабочих при царе и теперь и т. д.


Таким образом, удавалось постепенно переключать интересы ребят. Правда, большинство из них, хотя и принимали участие в спорах, все же ещё строго критиковали пионеров, оставаясь непримиримыми к ним.


— Шпана барабанщикам не товарищи!


- Форсуны они в галстуках и только!


А более зло настроенные ребята огрызались:


— Чего ещё выдумал — в пионеры пойти!


Но все же постепенно образовалась группа, которая отстаивала и защищала всё современное, в том числе и пионеров. Только тогда тов. Мороз начал постепенно знакомить ребят с тем отрядом, который райбюро прикрепила к ночлежке. Водил он ребят в отряд тоже небольшими группами — по два, по три человека.


Тщательно убранное и украшенное помещение отряда, бодрость и веселье пионеров производило большое впечатление на ребят ночлежки. К этому времени пионеры были уже достаточно подготовлены к работе с беспризорными. Они их принимали просто и хорошо, что очень нравилось беспризорным.


^ ПОДГОТОВКА ОТРЯДА


Пионеры понимали, за какую трудную и ответственную работу они взялись. Задолго до встречи с ночлежниками отряд начал готовиться к работе с беспризорными.


Подготовка началась с доклада тов. Мороза на совете. Он рассказал об обитателях детской ночлежки, о том, как эти ребята живут на улице, чем промышляют, какие у них интересы, как они развлекаются.


На следующем совете обсудили о том, как надо подойти к беспризорным и с чего лучше начать пионерам свою работу.


Пришли к заключению, что отряд должен взять шефство над ночлежкой. Решили при помощи отряда добиться ухода части беспризорных с улицы в трудовые коммуны; для этого вовлечь младшую группу ребят в отряд, взять их в лагерь, а из лагеря, минуя ночлежку, направить в коммуну.


С подробно разработанным планом совет выступил на сборе отряда.


Некоторых пионеров смутила предстоящая работа. Послышались недоверчивые замечания:


— Как же можно таких беспризорных принять в отряд?


— Не пойдут они к нам!


— Ой-ой... Они как ругаются!.. Все они озорные, воруют, как же их в отряд-то?!


У некоторый ребят чувствовался просто страх перед беспризорными:


- Они нас живо вздуют!


- А верно, что тогда делать? Не драться же с ними!


- Ишь побоялся — вздуют!


- А может так обмозгуем нашу работу, что и не вздуют!


- А если даже вздуют разок, так разве потом помериться нельзя?


Увренные ответы членов совета заразили всех, сомнения и колебания как рукой сняло.


Ещё более ободрился и воодушевился отряд, когда вожатые звеньев развернули перед ним продуманный план предстоящей работы.


Здесь же, на сборе, окончательно решили, как будет участвовать весь отряд в начале работы.


Постановили начать с вечера смычки в здании ночлежки.


^ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ, КТО ПОЙДЕТ РАБОТАТЬ С БЕСПРИЗОРНЫМИ


В своей дальнейшей работе совет продумал, как должны себя держать пионеры с беспризорными, и на общем сборе предложил для руководства всем пионерам, идущим работать с беспризорными, несколько основных правил.


Беспризорные - народ самостоятельный, боевой, виды видывали, - и терпеть не могут, когда им "благодетельствуют". А потому необходимо при первом знакомстве чтобы беспризорные встретили со стороны пионеров простое, товарищеское отношение.


Ни в коем случае не следует высмеивать уличный образ жизни беспризорных. Это нужно оставить на то время, когда создастся определенная близость с беспризорными. И то это делать надо очень осторожно, в форме легкой шутки.


Меньше слов — больше дела. Чтобы беспризорные не пришили клички "трепло", каждый пионер должен пойти к ним в ночлежку с определенной работой. Бесшабашной, праздной жизни уличных ребят пионер должен противопоставить организованную, трудовую жизнь.


Беспризорные любят смелость и отвагу. Робким и трусливым пионерам лучше не идти: беспризорные просто "вздуют".


Всякая работа с беспризорными должна быть полна бодрости. В своей семье беспризорные мало видели радости, поэтому пионеры должны дать им больше игр и веселья.


Началась усиленная подготовка отряда к празднику смычки. Каждое звено серьезно готовило своё выступление, учитывая вкусы беспризорных.


Номера звенья готовили на всякий случай, потому что программу вечера решили составить незадолго до него, чтобы вернее учесть и настроения ребят ночлежки
  1   2




Похожие:

А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconКто есть кто в российских катакомбах историко-каноническая справка
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира,...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconСценарий праздника Сценарий праздника Воскресенка 2004 Ведущий №1: Время, начинаем о себе рассказ. И не потому, что темы нету более, Время потому, что наступил тот час
Вызов к ней в кабинет загонял в душу в пятки, а уроки проходили в абсолютной тишине. Она учила нас русскому языку и литературе, а...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconПроповедь, произнесенная после Литургии во время Рождественского поста
Это тоже неправильная мысль. Человек спасается, человек сподобляется благодати Божией не потому, что он этого достоин, не потому,...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconМихаэль Лайтман
Мы очень хотели, чтобы к нам приехали гости на Песах, потому что это особое время, когда из Высшего мира нисходит на наш мир очень...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconГлавное создался нестабильный мир, мир конфликтов, мир столкновений…
Никто не знает, как образовался этот мир. Возможно из-за столкновения нескольких миров, возможно из-за перерождения старого мира,...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconОгонь сигареты. Мне лучше без света
Как давно ты чему то удивлялся! Тебе уже кажется, что ничего не может заинтересовать. Но тут просто зарядное устройство. Просто пара...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconКак ангел стал демоном
Как оказалось нарушить грань привычного мира очень просто. Слишком просто. Перейти в другой еще проще
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconХочу сказать спасибо книгам!
Я хочу сказать огромное спасибо книгам. За их способность учить нас думать, рассуждать. Спасибо за то, что они развивают нашу фантазию...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconЛюбовь движет солнце и другие звезды. Данте Пообещай, что ты вернешься, Не затеряешься, найдешься. Что ты отыщешь путь назад, и наши встретятся глаза. Пообещай мне снова встречу, Пусть через год, пусть через вечность
Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего...
А. С. Макаренко на заводе \"шарикоподшипник\" (25. 10. 1936). [ ] В настоящее время в нквд я как-то совсем отошел от педагогического мира просто потому, что у нас свой педагогический мир. Чекисты не кончают педтехникум iconЗигмунд фрейд мы и смерть
Это череда ужасных войн, свирепствующих в наше время и лишающих нас ориентации в жизни. Я подметил, как мне кажется, что среди воздействующих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов