Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» icon

Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование»



НазваниеИз опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование»
Дата конвертации27.06.2012
Размер101.67 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы с одаренными детьми.

Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» является работа с одаренными детьми. Ведь научный, культурный и экономический потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа. В сегодняшних условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей становится одной из важнейших задач современной школы. Следует сказать, что работе с одаренными детьми государство и общество в настоящее время уделяют особое внимание. С 2003 года в нашей стране осуществляется реализация программы “Одаренные дети” в рамках президентской программы “Дети России”. Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. В школе я работаю не первый год, и у меня, конечно, накоплен определённый опыт работы с одарёнными детьми. Но прежде чем поделиться крупинками своего опыта, мне бы сначала хотелось остановиться на определении феномена одарённости. По словарям, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания может происходить или развитие признаков одаренности детей, или их «угасание».

В учёной среде условно выделяют три категории детей, которых принято именовать одаренными.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями интеллекта по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких - либо областях деятельности (в музыке, живописи, спорте и т. д.). Их выявление не представляет особых сложностей. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность» и креативность).


Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. На этом этапе многое зависит от семьи, родителей и воспитателей - поддержать эти стремления ребенка или погасить их. Следующий период развития творческих способностей ребёнка – начальная школа .Когда дети приходят к нам в 5 –й класс, начинается уже 3-й этап реализации их творческих возможностей.

Работа с одаренными детьми, в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, объединение их в рамках гимназий, колледжей и лицеев, в проведении олимпиад различных уровней и т.п.Практика создания пролицейских классов (от Саратовского ЛИЕН) имела место и у нас.

Но по последним статистическим данным лицеи, гимназии и другие учебные заведения такого типа охватывают примерно 15% от общего числа учебных общеобразовательных учреждений. В нашей сегодняшней нестабильной экономической политике страны, ее неопределенности чаще всего именно одаренному ребенку труднее «попасть» в элитарное учебное заведение (прежде всего из-за финансовых возможностей родителей).

Вывод напрашивается один: массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми я считаю работу в обычном классе средней школы.

Каковы же основные методы, приёмы и формы работы с одарёнными детьми? Каковы результаты? Так как мой предмет – русский язык и литература, то речь пойдет о развитии филологических способностей, литературно-творческих.

Для развития образного мышления и языкового чутья, чутья слова, использую следующие приёмы:

  • подбор слов-ассоциаций;

  • словесное рисование;

  • сравнение, сопоставление (оригинала с черновиком, своего представления с авторским и т.д.);

  • лингвистический эксперимент;

  • коллективное творчество

  • написание лирической миниатюры;

  • редактирование и т.д.

Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю им различные задания:

  • подбери рифму;

  • а как у автора?;

  • загляни в черновик;

  • я начну, а ты продолжи;

  • войди в образ;

  • что на что похоже и т.д.

Остановлюсь на некоторых. Почувствовать точность слова, тонкость, неповторимость его и образность помогает метод лингвистического эксперимента. Так, на уроке по теме «Синонимы», говоря об их различительных признаках, просим составить синонимический ряд к слову «глаза» (очи, глазки, глазищи, глазенки, зенки, шары и т.д.). Для эксперимента предлагаются строки Н.В.Гоголя:

  1. Маленькие глазки его ещё не потухнули и бегали из-под выросших бровей, как мыши (портрет Плюшкина)

  2. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами (портрет Манилова)

Поочередно подставляя все слова-синонимы сначала в одно, потом в другое предложение, убеждаемся, что в сочетании со словом «маленькие», «как мыши» ( в портрете Плюшкина) неуместны слова «очи», «глазищи», а в сочетании со словами «заманчиво», «белокур» явно не к месту слова «зенки», «шары».

Развивая литературно-творческие способности, практикую написание небольших творческих работ. Допустим объем даже в одну строку, но обязательное требование: не нужно пустых красивых слов-штампов, следует найти свое яркое неповторимое слово-образ.

Кувшинки на ночном озере.

На закате дня кувшинки на озере напоминали светящиеся фонарики. Кувшинки – фонарики мягко поблёскивали в лучах заходящего солнца.

В средних классах такая работа начинается с открытия отдельных слов. В старших – выливается в систему работы с языком художественных произведений.

Разнообразны и формы развития литературно-творческих способностей. Прежде всего, это уроки литературы и развития речи.

Так, после традиционного знакомства с жанром устного народного творчества (частушки, пословицы, загадки) провожу уроки развития речи

(«Сочиняем частушку», «Сочиняем загадку», «Сочиняем сказку на современный лад» и т.д.).

Вот учитель входит в класс - С неба звездочка упала,

У меня мурашки: Мне поставили трояк.

Я не выучил урок! Что же делать: петь иль плакать?

А! Спишу у Машки. Всё я делаю не так.


Место работе с одарёнными детьми, развитию их литературно-творческих способностей находится и на обычных уроках русского языка. Так, при изучении условного наклонения глагола в 6 классе даю дифференцированное домашнее задание: написать творческую работу «Если был бы я учитель» (или «Если бы я попал на необитаемый остров», или «Если был бы президентом»). В старших классах после повторения и закрепления стилевых особенностей также можно дать творческое задание: записать известную русскую народную сказку в официально-деловом стиле.

В практике у меня и специальные отдельные уроки творчества и фантазии (обычно это 1-й и последний день четверти), на которых стараюсь создать ситуацию успеха, даю возможность учащимся максимально проявиться. На таких уроках дети выполняют различные задания творческого характера: составляют шутливые рисунки к фразеологизмам, играют в словесную игру «Наборщик», составляют буриме, рекламу и т.д.

Как видим, виды творческих работ разнообразны:

  • частушка

  • загадка

  • сказка-перепутаница

  • сказка на современный лад

  • буриме

  • лирическая миниатюра

  • басня

  • реклама

  • рассказ.

Лучшие творческие работы оформляются в специальные папки: «Творческие работы 5 (6, 7 и т.д.) класса», «Из нашего поэтического опыта».

Большие возможности для раскрытия в одарённых детях творческого потенциала предоставляет их участие в проектной деятельности. Так, к урокам повторения в 7-8-х классах дети выполняли индивидуальные проекты «Творческая биография слова». В проектной деятельности упор делается на старшеклассников. Сейчас уроки литературы в старших классах при изучении биографии и творчества писателей уже не мыслятся без детских проектов «Слово - представление о писателе» с обязательной презентацией. В настоящее время несколько 9-иклассников и кружковцы (7 кл.) работают над проектом по русскому языку «Язык СМС и Интернета: коллективное остроумие или коллективное безумие?» Использование метода проектов в работе с одарёнными детьми даёт результаты: так, проект Юлии Рудуман «Наследство моей прабабушки» на районном Интеллект-фестивале по теме «Семья – это святое» в прошлом году занял 2-е место ,позже её работа прошла отбор в области ,и девочка была приглашена для участия в 14 Международном Интеллект-фестивале ,который проходил в Саратове. Её выступление в секции «Семейные ценности в художественной литературе» было отмечено грамотой за высокие результаты.

Однако рамки урока сковывают работу с одарёнными детьми, поэтому приходится максимально использовать внеклассную, внеурочную работу по предмету, индивидуальные занятия, которые дают огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей своим предметом, сделать его любимым.

Работа со способными детьми продолжается ,прежде всего, на занятиях кружка «Родное слово», который я веду уже несколько лет и программу которого я составила сама. Общая эмоциональная атмосфера на занятиях, свободная от официальности, способствует развитию творчества детей. Программа кружка состоит из следующих разделов:

1) рождение слова;

2) к истокам слова;

3) слово в игре;

4) слово в стихе;

5) культура слова.

Раскрытию творческого потенциала одарённых детей способствуют и регулярно проводимые предметные недели, во время которых ученики принимают активное участие в литературных гостиных, в мини-спектаклях, сочиненных ими самими.

Одной из распространённых и активных форм работы с одарёнными детьми за рамками урока является участие их во всевозможных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, чемпионатах и т.д. (экологическом «Живая земля», литературно-краеведческом, историко-литературном «Помним и чтим», «Медвежонке», «Филологическом» и др.). Мои ученики являются постоянными участниками и призёрами этих конкурсов.

Работы моих воспитанников появляются и на страницах «Школьного вестника», а также районной газеты «Целинник».

И ещё. С высокими интеллектуальными возможностями в моей практике были не только отдельные дети в классе, но и целые классы. Таким был выпуск 2005 года. В 5 класс они пришли, освоив развивающую программу Занкова, и подавали надежду на качественный дальнейший подъем в развитии их творческих способностей. Очень читающий был класс. В 10-м классе к ним добавили умненьких детей из класса Щировой Н.А. Трудно ли работать в таком классе? Конечно, нелегко, и в качестве предметника, и в качестве классного руководителя. Но интересно.

       Работа с такими детьми потребовала от меня обогащения учебной программы, расширения ее содержания, осуществления индивидуального подхода,  консультирования обучающихся, отбора и подготовки материала для коллективных творческих дел.

         Изменился и подход к подготовке уроков, внеклассных мероприятий, которые должны были соответствовать уровню интеллектуального развития этих детей, максимальному удовлетворению всех потребностей саморазвития их личности. Вспоминаю, как готовили номер художественной самодеятельности к выпускному балу… И большие интеллектуальные возможности детей, их активная познавательная потребность и восприимчивость к учению плюс усилия работающих в этом классе учителей дали высокие результаты, что и показали экзамены в 11 классе. ЕГЭ по русскому все сдали на 4 и 5, 8 человек получили серебряную медаль(3-я часть кл).

Два года назад я тоже получила класс, большинство учеников в котором- с высокими интеллектуальными показателями (7б кл.), правда, 2 года подряд его разбавляют слабенькими новенькими. Читающий (есть дети, которые прочитали «Преступление и наказание», «Мастера и Маргариту»; которые за лето прочитывают 5-6 тысяч страниц).Т. Ленгина в прошлом году , участвуя во Всероссийском молодёжном филологическом чемпионате, получила диплом 3-й степени регионального значения. В этом году 3девочки из этого класса ( Ленгина Т., Курочкина М., Якименко В.),выполняя задания 2-го тура олимпиады (кстати, по текстам для 8-го кл.), набрали высший балл среди 7 и 8-и классников ( из 29 человек) и стали победителями. Так что будем работать и надеяться на высокие результаты.

Место работе с одарёнными детьми, развитию их литературно-творческих способностей словесник должен находить всегда. Ведь забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашей страны завтра.

Несмотря на то, что вопросами одаренности детей занимались и зани- маются многие учёные, как зарубежные, так и отечественные, одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и соци альной реализации. Уже существуют способы выявления таких детей, выра батываются программы помощи им в реализации своих способностей. Одна ко проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Как показывают многочисленные практические и экспериментальные исследова ния, нельзя предсказать достижения высокоодаренного ребенка или под рос тка в будущем по уровню развития его интеллекта или любых других спо собностей. Тесной связи уровня развития интеллекта в школьном возрасте и достижений не существует. Иначе говоря, сама по себе высокая одаренность ребенка или подростка ни в какой мере не предсказывает столь же высоких его достижений в будущем.

Более того, как показывают многочисленные исследования, (по разным исследованиям от 2 до 3 %) лишь небольшая часть одаренных детей, вырастая, реализуют свои способности на соответствующем их возможностям уровне. К сожалению, бытовое представление о том, что "вундеркинды" редко оправдывают надежды, гораздо ближе к истине, чем этого хотелось.

В общем, проблем в работе с одарёнными детьми предостаточно. И если мы добились высоких результатов в работе с одаренными детьми, то это – скорее всего количественные показатели, связанные с расширением сети интеллектуальных соревнований. Говорить о качественном пре образовании поиска, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей, я считаю, пока еще рано. Одной из причин, определяющих трудности, является отсутствие разработки методически обоснованных и эффективно работающих систем управленческих стратегий. Речь идет не о системах управления мероприятиями, традиционно связанными с интеллектуальной одаренностью – олимпиады, марафоны, медалисты и т.д., а об управленческих стратегиях, нацеленных на создание действующей системы работы с интеллектуально одаренными детьми.




Похожие:

Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconОб итогах учебно-воспитательной работы за 2011-2012 учебного года Одним из направлений национального проекта «Образование»
Одним из направлений национального проекта «Образование» является повышение уровня воспитательной работы в школе. Особая роль отведена...
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconПлан работы ресурсного центра по работе с одаренными детьми на 2011-2012 учебный год
Изучение федеральной, городской нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconРабота с одаренными детьми. Педагогическое сопровождение и поддержка учащихся. Индивидуальная образовательная траектория учащихся
Иональной интеллектуальной элиты республики, содействуя их самоопределению и, в перспективе, формированию их как будущих высококвалифицированных...
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconПубличный доклад директора моу псош №3 Коротковой Татьяны Тихоновны. (за 2010 2011 учебный год)
Охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учебного заведения,...
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconРешение Об утверждении списка общественных экспертных организаций, выразивших желание принять участие в работе экспертных групп по отбору лучших школ и лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Павловский район, на участие в работе экспертных групп по отбору лучших школ и лучших учителей в рамках приоритетного национального...
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconРешение Об утверждении Конкурсной комиссии в муниципальном образовании Павловский район по реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Краснодарского края от 23 января 2009 года №47-536/09-14 «О процедуре проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших...
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconПлан проведения мероприятий по обеспечению эффективной диссеминации инновационного опыта учителей-победителей национального проекта «Образование» в Московской области с сентября, октября 2009 года по январь 2010 года

Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconРеализация приоритетного национального проекта «Образование»: опыт Псковской области Доступность и качество образования прямо влияет на национальные перспективы
Реализация приоритетного национального проекта «Образование»: опыт Псковской области
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconРекомендации августовской педагогической конференции муниципального образования Павловский район на 2008-2009 учебный год в целях дальнейшей реализации приоритетного национального проекта «Образование»,
В целях дальнейшей реализации приоритетного национального проекта «Образование», безусловного выполнения мероприятий комплексной...
Из опыта работы с одаренными детьми. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование» iconРеализация Приоритетного национального проекта «Образование» в моу сош №9 пос. Октябрьского по направлениям: Направление «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»
Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» в моу сош №9 пос. Октябрьского
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов