Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка icon

Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка



НазваниеНекоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка
Дата конвертации27.06.2012
Размер85.23 Kb.
ТипУрок

Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка.


Скука на уроке – один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Скучно и тяжело бывает не только ученику, но и самому учителю, а от этого снижается эффективность любого самого умного и полезного урока. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку – задача каждого педагога. Наверное, почти у каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося. Предлагаю простые приёмы, неоднократно апробированные в разных классах.

Совет первый: диалогам – всегда особое внимание и творческий подход.

  • Excuse me.

  • Yes.

  • Can you tell me the time, please?

  • Certainly. It is four o’clock.

  • Thanks.

  • Not at all.

Один и тот же диалог можно разыграть и представить по–разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам. А если они привычны к творчеству и фантазированию, они сами придумают множество оригинальных вариантов. Вот некоторые ситуации:

  1. Две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог, смотрят на часы, потом разбегаются.

  2. Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит девочке цветок, и они вместе уходят.

  3. Разговор двух деловых людей по телефону. У ребят в руках телефонные трубки.

  4. Ребята представляют этот диалог в виде ” Jazz Chant”. Диалог исполняется ритмично, под звук бубна.

Далее работу над этим диалогом можно продолжить. Задание учащимся: расширить диалог, добавив пять-шесть своих реплик, в зависимости от ситуации. Примеры расширенных диалогов:

Две школьницы.

  • Excuse me.

  • Yes?

  • Can you tell me the time, please?

  • Certainly. It’s four o’ clock.

  • Oh, it’s high time to go to school. I can’t be late. Our teacher is so strict.

  • Don’t you know: It’s never too late, to learn.

  • Of course, it is not. But …

  • And besides: Better late than never, they say.

  • But better never late – especially to school. I must go. Thanks.

  • Not at all. Bye.



Мальчик знакомится с девочкой:



  • Excuse me.

  • Yes?

  • Can you tell me the time, please?

  • Certainly.
    It’s four o’clock.

  • Thanks.

  • Not at all.

  • And this is for you.

  • Oh, what a nice flower it is! I like flowers so much. Thank you. What’s your name?

  • Boris.

  • And I am Caroline.

  • I’d like to go to the cinema tonight. Will you join me, Caroline?

  • Certainly.

  • O.K., let’s meet here at about six.

  • Settled. See you later.

Телефонный разговор двух деловых людей.

  • Excuse, Bill.

  • Yes, Jack?

  • Can you tell me the time, please?

  • Certainly. It’s four o’clock.

  • Thanks.

  • Not at all.

  • Is our briefing at five?

  • Sure, it is. Don’t be late.

  • OK.

Диалог в форме “Jazz Chant”

  • Excuse me, excuse me, please.

  • Yes, sir, yes, sir, what do you what?

  • Can you tell me the time, please? Can you tell me the time, please?

  • Yes, sir, yes, sir, what do you want?

  • Can you tell me the time, please? Can you tell me the time, please?

  • Yes, sir, yes, sir, you may sit down.

  • Can you tell me the time, please? Can you tell me the time, please?

  • Yes, sir, yes, sir, what do you want?

  • Can you tell me the time, please? Can you tell me the time, please?

  • Yes, sir, yes, sir, it’s four o’clock. Yes, sir, yes, sir, it may be five.

  • Four or five. Four or five. Now it’s four or five.

  • Thank you, thank you, thank you, sir.

  • Any time you want, may sit down here.



Совет второй: активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.

Например, тема «Моя квартира». На уроке мы все – разная мебель. Но не простые шкафы, стулья, столы, а со своими характерами и капризами. Карточки с заданиями-ролями можно дать в начале урока. Вариантов игры много. Из урока в урок мы расширяем свой лексический запас по изученной теме. На одном уроке – мы школьная мебель, на другом – домашняя мебель, на третьем – старинная мебель средневекового замка. И т.п.

Тема «Город». Возможные роли учащихся: Я - метро; Я – центральная площадь города; Я – простой житель города; Я – бездомная собака этого города; и т.п.

Тема «Книги в нашей жизни». Все мы – книги в библиотеке. Вариант игры – одну и ту же роль играют два человека: один – оптимист, другой – пессимист.

Давайте фантазировать и творить. Пусть наши ученики побудут и кузнечиками, и диванами, и принцами, и настольными лампами. Ребята зачастую придумывают лучше нас – взрослых. Один из мальчиков для роли пчёлки Билли, из сказки «Бемби», вырезал крылья из прозрачных пластиковых бутылок. Глядя на эти удивительные крылья, мне подумалось: как важно не обрезать нашим ученикам крылья, а наоборот, создавать для них ситуации творчества и успеха.

^ Совет третий: Размышление над интересными цитатами и высказываниями. Работа над поговорками.

Обычно, работая над поговоркой, мы прорабатываем фонетику, а затем просим учащихся составить ситуации, иллюстрирующие данную поговорку. Возможны и другие интересные задания. Например, учащиеся с удовольствием занимаются оригинальным изменением известных поговорок и высказываний. Вот примеры, придуманные ребятами на разных уроках по разным темам:

  1. East or west – home is best. East or west – Russia is best. (Тема «Россия»). East or west – life is best. (Тема «Наркотики»).

  2. It is never too late to learn. It is never too late live. (Тема «Наркотики»).

  3. Do not trouble until trouble troubles you. Do not teach a teacher when a teacher teaches you. (Тема «Школьная жизнь»).

  4. Actions speak louder than words. Some people speak louder than others. (Тема «Манеры»).

  5. If life gives you lemons – make lemonade. If life gives you English books – read them. If life gives strict teachers – thank them. If life gives you strict parents – obey them.

  6. Life is full cactuses but you do not have to sit on them. School life is full of “D’s” but you do not have to get them. Life is full of troubles but you do not have to trouble them. Live is full of conflicts but you do not have to cause them. Student’s tests are full of mistakes but you do not have to make them.

Практический выход такого вида работы – самодельный сборник высказываний, который можно сделать с иллюстрациями. Для стимулирования общения на иностранном языке на уроке отлично подходит обсуждение интересных цитат и поговорок.

Тема «Моя семья».

  1. Family is one of nature’s masterpieces.

  2. The best thing a father can do for his children is to love their mother.

  3. We never know the love of our parents until we become parents ourselves.

  4. The best way to make children good is to make them happy.

  5. A happy family is but an earlier heaven.



Тема «Жизнь и учёба».

  1. There is only one person who is responsible for your future – you.

  2. The biggest mistake you can make is to think that you study for someone else.

  3. If you run in a race and finish last you are still ahead of those who have not even entered the race.

  4. Difficulties are stepping stones to success.

  5. It is nice to be important but it is more important to be nice.

  6. Never say “die” until you are dead.

  7. The man who makes no mistakes does not usually make anything.

  8. If there were no Evil we would not know the satisfaction of choosing Good. If there were no Pain we’d never know our greatest Joy, Relief from Pain.

  9. You can’ not teach anybody anything you can only help them to learn.

  10. Give a man a fish and you feed him for a day. Teach a man to fish and you feed him for a lifetime.

  11. The trainee must not become a second “me” but an enriched himself.



Тема «Дружба. Мои друзья».

  1. Better to be without gold than without a friend.

  2. A friend is one who knows all about you but doesn’t go away.

  3. There should be fences even between friends but they should have great holes in them.

  4. A friend is a person with whom you dare to be honest.

  5. A friend is one who believes in you before you believe in yourself.

  6. Make new friends but keep the old. One is silver and the other is gold.

  7. Friendship doubles our joys and divides our griefs.

  8. When I am unsuccessful it is my fault, when I am successful someone else did it.

Вышеприведённые цитаты и интересные высказывания собраны нашими учащимися при посещении американских школ. Очень часто подобные высказывания сопровождаются рисунками юмористического характера или яркими сюжетными фотографиями. Такие плакаты встречают американских школьников на каждом шагу в школе.

Для активизации устной речи учащихся я использую различные варианты заданий:

  • Give a talk of 2-3 minutes analyzing the statements given below. (Монологическая речь).

  • Share opinions and experiences on the following topic with one of your classmates. (Диалогическая речь).

  • Debates in a group. Divide your group into two parts: the first one agrees with the quotation given; the second one is against it completely. Please do not forget to take turns, and while talking give your arguments and reasons. (Ведение дебатов. Умение корректно и аргументировано защищать свою точку зрения.)

При обсуждении можно использовать яркие плакаты, иллюстрирующие высказывание. Здесь важен эффект неожиданности. Не стоит вывешивать плакат с цитатой заранее и на весь урок. Если нет готовых плакатов, то их изготовление – это ещё один вид творческого задания для учащихся. В конце четверти, семестра или учебного года можно организовать выставку самодельных плакатов с интересными цитатами и фразами или развесить лучшие из них по всей школе. Учащиеся могут и сами найти или придумать проблемную «цитату дня» по изучаемой теме, оформить её в виде плаката с рисунками и иллюстрациями.

^ Совет четвёртый: творческая работа с песенками.

Ребята с удовольствием разучивают песенки на иностранном языке. Существует интересная российская традиция – заменять слова хорошо известных песен и составлять из разных песен попурри. Это русское изобретение может быть оригинальным приёмом для изучения иностранного языка и развития творческих способностей учащихся. Однажды, сочиняя поздравления ко дню рождения, мы с ребятами переделали известную песенку ”We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year”. Получилась именинная песенка.

We wish you a merry birthday (3 times)

Enjoying bright summer.

Please give us some tasty pudding (3 times)

And give it right there.

We won’t go until we get some (3 times)

Tasty pudding right here.

We wish you a happy birthday (3 times)

And enjoying yourself.

Составление музыкальных спектаклей из отрывков известных песен – ещё один интересный приём работы с песнями.

^ Совет пятый: «Сладкие», «песенные», «рисовальные» уроки и т.д.

Многие учителя из своей практики знают, что очень тяжело работать в последний учебный день перед каникулами или в праздничные дни (14 февраля, 31 октября и т.д.). Ещё тяжелее учиться ребятам в такие дни, особенно учиться на скучных и нудных уроках. Уроки нужно сделать необычными, запоминающимися и полезными с точки зрения освоения иностранного языка. Например «Сладкий урок» с небольшим застольем или чаепитием. На подобных уроках мы с ребятами не просто едим сладости или пьём чай, а изучаем и показываем манеры поведения англичан за столом. Или пробуем приготовить настоящий английский чай и обращаем внимание на то, чем он отличается от русского чая, и что подают к чаю в Англии. Единственное условие – урок проходит полностью на английском языке.

Каждый «Рисовальный» урок посвящается какой-то определённой теме. Например, в день Святого Валентина, 14 февраля, рассказываем ребятам об этом празднике и традициях, с ним связанных, или прослушиваем заранее подготовленные сообщения учащихся. Затем рисуем свои «валентинки». «Рисовальный урок» можно провести и 31 октября. Сначала слушаем сообщения о Хэллоуине, затем рисуем символы этого праздника. Раздаём ребятам трафареты тыкв, привидений и т.п. Возможны и другие задания. Например, нарисовать комикс-страшилку или составить иллюстрированный справочник духов и привидений.

Урок, проходящий 24-25 декабря, тоже можно сделать необычным. После информации о католическом Рождестве, изготавливаем свои рождественские открытки. На доске пишем различные варианты поздравлений (или изучаем имеющиеся рождественские открытки от иностранцев). Ребята выбирают понравившийся им вариант и переносят его на свою открытку, а, возможно, сочиняют поздравления в стихах. Из приготовленных ребятами валентинок, рождественских открыток, Тыкв и т.п., устраиваем потом выставку в классе или школе, или выпускаем тематический журнал.

Ребята любят и «Песенные уроки». На таком уроке можно не только спеть все песни, изученные за год, но и устроить оригинальные музыкальные состязания. Класс делим на несколько поп-групп. Даём им различные задания: инсценировать песню, спеть песню о любви и т.д.

Вариантов может быть много. Ребята сочинят и рок-оперу, и поэму. Надо только вовлечь их в процесс творчества.


^ Совет шестой. Элементы неожиданности или сюрпризы на уроке.

Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы.

  1. Урок по теме «Пища». Неожиданно к нам забегает обжора Робин Бобин (мальчик из того же класса, с которым договорились об этой роли) с подушкой вместо живота, и мы отрабатываем изучаемую лексику по теме.

  2. Урок по теме «Школьная жизнь». К нам в класс «прилетает» Карлсон (переодетый старшеклассник) в мамином парике и с бумажным пропеллером на спине. И мы с ним обсуждаем сложности и трудности школьной жизни. Однажды к нам заявился «Рассеянный с улицы Бассейной» (дедушка одного из учеников) со своим большим чемоданом. Он долго рылся в нём, ронял различные предметы и вещи. Затем, наконец, достал из чемодана большой англо-русский словарь и начал спрашивать ребят о значении разных английских слов, но сам при этом всё путал и забывал, а ребята с полным восторгом его исправляли.



Учителю нужно постоянно контролировать ситуацию и направлять вовлечённых в игру учащихся в нужное русло, а также вовремя остановить пришедшего в гости персонажа, завершить игру. Ребята отдохнули, разрядились. Можно продолжить серьёзный урок.

Все наши рецепты борьбы со скукой на уроке направлены на развитие творческих и изобретательной способности учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку – увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.

Согласитесь, очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, всё реже и реже придётся словами известной английской песенки ”Are you sleeping, are you sleeping, brother James?” будить ученика, заснувшего от тоски и скуки на нашем уроке.


МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб»








Выполнила учитель английского

языка: Борщева Н.А.


2011г.




Похожие:

Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconОригинальные способы активизации знаний на уроках биологии
Основными приемами, стимулирующими познавательную активность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных, поисковых и эвристических...
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconЕ. А. Демидова, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей на уроках русского языка
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconДокументы
1. /ТЕХНОЛОГИЯ Развитие творческих способностей учащихся на уроках /technology.doc
2....

Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconГалина Александровна Урбанович, учитель английского языка уо «Миорская госш №3» Необходимость интеллектуализации и повышения качества процесса преподавания иностранного языка является неотъемлемым требованием к современному урок
Процесс интеллектуального развития учащихся на уроке иностранного языка можно и должно стимулировать путём активизации познавательной...
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconНекоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка
В последние годы стала ощущаться настоятельная необходимость в практическом владении иностранным языком специалистами всех областей...
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconПлан работы межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» на 2008 2009 учебный год
Методическая проблема: «Использование инновационных программ, методик, технологий в преподавании русского языка и литературы с целью...
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconКрапивни Елена Николаевна, учитель иностранного языка Лукоянов, 2012 пояснительная записка
Цель кружковой работы Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности,...
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка icon"Проблемы творчества один из участков педагогической целины", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»
«Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»
Некоторые приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка iconМ. М. Рудченко с. Перелюб Саратовской области Попельнюк Любовь Ивановна Развитие литературно-творческих способностей учащихся на урок
В сегодняшних условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов