Методический приём «Шесть Шляп Мышления» icon

Методический приём «Шесть Шляп Мышления»



НазваниеМетодический приём «Шесть Шляп Мышления»
Дата конвертации27.06.2012
Размер163.5 Kb.
ТипДокументы

Методический приём «Шесть Шляп Мышления»

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Решая проблему, далеко не всегда удается по максимуму использовать свой творческий потенциал. Основное препятствие на пути к решению – хаотический поток мыслей, эмоций, противоречивых идей.

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

^ Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

^ Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

^ Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

^ Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать (как и в случае с черной шляпой).

^ Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности. В зеленой шляпе имеет смысл использовать методы латерального мышления.
Лучше всего пробуждает творчество метод "случайного слова". Можно взять любое слово, пришедшее в голову, или наугад ткнуть пальцем в книгу, а затем придумывать характеристики к этому слову и искать связь с задачей.

^ Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.


В групповой работе самая распространенная модель – определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи. Как правило, обсуждение начинается в белой шляпе, то есть надо собрать и рассмотреть все имеющиеся факты. Затем исходные данные рассматриваются в негативном ракурсе – в черной шляпе. После этого наступает очередь желтой шляпы, и в обнаруженных фактах находят позитивные стороны. После того как проблема рассмотрена со всех сторон и собран материал для анализа, пора надевать зеленую шляпу, чтобы генерировать идеи, которые могут усилить положительные моменты и нивелировать отрицательные. Руководитель, мысленно сидящий в синей шляпе, внимательно контролирует процесс – не отклонилась ли группа от заданной темы, не ходят ли участники в двух шляпах одновременно, а также периодически разрешает им выпустить пар в красной шляпе. Новые идеи опять-таки анализируются в черной и желтой шляпе. А в конце подводится итог дискуссии. Таким образом, мыслительные потоки не пересекаются и не запутываются.

Для определенной цели может использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме.


^ Существует четыре типа использования шляп:

  1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить”? “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме”? “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

  2. ^ Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
    “Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.
    “Вы нашли много новых идей и возможностей - теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

  3. ^ Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
    “Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”
    “Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”. “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

  4. ^ Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами - и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других.
    “Надевая свою черную шляпу, я считаю, что расписание изменить не получится, потому мы его уже разослали”.“Надевая на секунду красную шляпу, я должен сказать, что мне эти новые учебники по истории нравятся куда меньше, чем старые”. “У меня возникла идея под зеленой шляпой - нужно подать заявку на грант. Скажите, что вы думаете об этом предложении?” Просуммируем сказанное: мы можем попросить других надеть, снять, сменить или обозначить шляпы. Мы также можем надеть или снять шляпу сами.


^ Практика – пример использования метода 6 шляп

«Роль СМИ в политической жизни общества»

Ведущий в синей шляпе открывает дискуссию вводным словом: «Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства приобретает особое значение. Несмотря на то, что СМИ играют огромную роль в общественной жизни России, нельзя сказать, что общество располагает четким и осмысленным представлением о российских масс-медиа, ни как об идеологическом оружии, ни как об экономическом организме, ни как о символическом пространстве, в котором происходит социальная коммуникация и политическая жизнь общества. СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений, СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. Сегодня мы постараемся выяснить роль СМИ в политической жизни общества, определить характер информации, получаемой по каналам СМИ.

Затем ведущий предлагает надеть белую шляпу и направить внимание на имеющуюся или недостающую информацию. Надев белую шляпу, мы задаем вопросы такого рода: "Какая информация у нас есть?"; "Какая информация нам нужна?".

^ Белая шляпа

СМИ- средства массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Какие же основные направления деятельности СМИ?

1) удовлетворение информационных интересов общества;

2) обеспечение гласности;

3) изучение и формирование общественного мнения;

4) организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5) поддержка или критика программ и деятельности государства, партий,

общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6) воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

СМИ в политической жизни выполняют репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции.

В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса- газета и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую, но и экономическую информацию. Предоставляя материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили простых людей рассматривать себя как часть более широкого мира, регулирующие на происходящие в нем события.

Радио и телевидение значительно расширили возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио в конце XIX в. радикальным образом и навсегда изменило механизм освещения информации, сделав возможным передавать ее через государственные границы и дальние расстояния без необходимости физического присутствия. К началу и в период и в период второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в после военный период, когда она пришла практически во все уголки развития стран. По своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению.

Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент политики оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 году, когда она была впервые использована для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. В 70-80 х годах телевидение приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации.

Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысяч солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение.

Далее ведущий в синий шляпе предлагает снять белую и надеть черную шляпу.

^ Черная шляпа.

I. Отчет об освещении российской политической жизни в СМИ на октябрь 2007 (представлен Центром экстремальной журналистики, который является  информационно-аналитической структурой в составе Союза журналистов России, занимающейся мониторингом ситуации со свободой слова и СМИ в России и других странах СНГ). Ключевая роль СМИ, состоящая в предоставлении гражданам той информации, в которой они нуждаются, чтобы сделать осознанный выбор в своей жизни, наиболее остро проявляется во время выборов. Люди зачастую делают свой выбор на основании сведений, полученных из СМИ. Именно поэтому подготовленные средствами массовой информации сообщения играют главную роль в предвыборный период. Сбалансированное и честное освещение в СМИ позиций политических партий, кандидатов и соответствующих вопросов представляет собой важнейший элемент действительно свободных выборов. Так как все СМИ предлагают надежное и честное освещение событий, особые обязанности по беспристрастному освещению возложены на государственные СМИ, так как они финансируются гражданами всей страны. Но всё выше перечисленное зачастую не соответствует действительности.

^ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ

  • На общегосударственных ТВ-каналах доминируют Президент Путин и правящая партия "Единая Россия".

  • Из пяти ТВ-каналов, по которым велся мониторинг, четыре предоставили правящим структурам более 82 процентов новостных передач в прайм-тайм.

  • По всем СМИ в зоне мониторинга освещение Президента Путина было исключительно позитивным или нейтральным.

  • Находившиеся в рамках мониторинга СМИ не выделяли оппозиции сколь-либо выгодное эфирное время, равно как и возможность бросить вызов точке зрения правящей власти.

  • Несмотря на свой вроде бы общественный мандат финансируемые государством СМИ так и не смогли до сих пор представить сбалансированное и объективное освещение актуальных политических проблем и партий, которое крайне необходимо избирателям, чтобы сделать информированный выбор во время голосования.

^ Печатные СМИ

Российские печатные СМИ предоставляют более широкий спектр взглядов по сравнению с общероссийскими ТВ каналами. В то время как, в основном, менее строгие критерии применяются в отношении печатных СМИ, государственные газеты не имеют обязательства служить интересам общественности. Однако аналогично государственным ТВ каналам две государственные газеты, отслеживаемые в ходе мониторинга, Российская Газета и Парламентская Газета, продемонстрировали сильную поддержку правящей власти, в основном, пренебрегая мнением любой оппозиции. В отношении двух частных газет, отслеживаемые в ходе мониторинга, Комсомольская правда приняла подход, аналогичный государственным газетам, в то время как Коммерсант предоставлял своим читателям более сбалансированную картину текущей российской политической ситуации.

^ Государственные газеты

В течение двух месяцев мониторинга, Российская Газета поместила 88 процентов своих политических статей с целью освещения деятельности Президента Путина (15 процентов), правительства (51 процент), правящей партии Единая Россия (18 процентов), администрации Президента (3 процента) и ФСБ (1 процент). Данное освещение было полностью позитивным или нейтральным по содержанию. И наоборот, СПС получила менее 2 процента освещения, в основном, нейтрального по содержанию.

Другая государственная газета, Парламентская Газета, отвела больше половины содержания своих политических статей одной партии – Единой России (53 процента). Данное освещение было исключительно позитивным или нейтральным по содержанию. В качестве сравнения, независимые парламентарии, включая Ахмедов, Драгункина и Николаев получили, в общем, 6 процентов освещения, в основном, позитивного по содержанию.

^ Частные газеты

Во время проведения мониторинга, Комсомольская Правда посвятила большую часть политического освещения деятельности Президента Путина (30 процентов), правительства (23 процента), правящей партии Единая Россия (10 процентов) и администрации Президента (3 процента). Качественный анализ показал, что в то время как освещение деятельности действующего президента, его администрации и правящей партии было, в основном, позитивным или нейтральным, правительство получило только чуть больше позитивного освещения, чем негативного. Две партии Родина и КПРФ получили только негативное или нейтральное освещение.

Еще одна частная газета, Коммерсант, посвятила 78 процентов своего политического освещения деятельности правительства (38 процентов), правящей партии Единая Россия (15 процентов), Президента Путина (22 процента) и администрации Президента (3 процента). Однако Коммерсант приблизительно одинаково представил позитивное или негативное освещение вышеуказанных политических сил. КПРФ получила 4 процента освещения, в основном, положительного или негативного по содержанию.

II) Недавнее убийство известных журналистов Пола Хлебникова, Анны Политковской еще раз наглядно продемонстрировало уязвимость людей, которые призваны нести людям правду вне зависимости от того, нравится она кому-либо или нет. Это преступление в очередной раз продемонстрировало всем, что в обществе никто не защищен, если от коррупции и криминала не защищено само общество. Журналисты сегодня находятся на передовой борьбы с проявлениями экстремизма, межнациональной розни, с криминалитетом в бизнесе, коррупции, пронизывающей многие сферы – от розничных рынков до станций техосмотра автомобилей. Именно поэтому представители СМИ так часто становятся жертвами тех, кому не нравится, когда их выводят из тени.

Отвечаем на вопросы:

  1. В чем недостатки деятельности СМИ при освещении политических событий.

  2. Каков характер информации?

  3. Насколько субъективна информация, предлагаемая СМИ.

  4. Насколько безопасна профессия журналиста? (есть ли у современных журналистов возможность открыто высказывать свою точку зрения.)

Далее ведущий в синий шляпе предлагает снять черную шляпу и надеть желтую. Под желтой  шляпой  мы  делаем прямое усилие найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?", "Каковы  преимущества?".

^ Желтая шляпа

I) Несмотря на отсутствие должной политической культуры, должного профессионализма, СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации "белых пятен" в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям.

II) Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

III) Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным во многом благодаря появлению прессы.

Далее ведущий предлагает надеть зелёную шляпу (творчество).

^ Зелёная шляпа.

I) «Если бы мне пришлось решать, что лучше, иметь правительство без газет или газеты без правитель­ства, я, не колеблясь, выбрал бы последнее", — писал Томас Джефферсон в 1787 году. Джефферсон гово­рил о той американской прессе, которую он знал, — порядка 30 коротких еженедельных газет, каждая из которых занимала четко определенную позицию по проблемам дня. Отцы-основатели считали, что на­пряженный обмен мнениями между этими публи­кациями необходим для демократии.

  1. Согласны ли вы с Джефферсоном? Обоснуйте ответ.

II) Огромные возможности активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение граждан свидетельствует о важнейшей роли «четвертой власти» в современном обществе. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии»- власти СМИ, которые не столько отражают, интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

1) Оцените растущую роль СМИ на политику и общество. Согласны ли вы с утверждением, что грядет эпоха медиократии, или она уже наступила?


^ III) Рациональное и эмоциональное воздействие СМИ.

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют, собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.

В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды. В тоталитарных, авторитарных и особенно этнократических обществах различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний.

Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

  1. Как вы считаете в России преобладает рациональное или эмоциональное воздействие СМИ?

^ Красную шляпу надевают редко и на достаточно короткий промежуток времени (максимум на 30 секунд), чтобы группа могла выразить свои эмоции. Ведущий периодически предоставляет собравшимся возможность выпустить пар: "Наденьте свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о сложившейся ситуации". В отличие от черной и желтой шляпы свои эмоции никак обосновывать не нужно.

Вывод, обобщение синий шляпы:

Средства массовой информации - один из важнейших институтов современного общества, оказывающий влияния почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется, и сохраняется с помощью СМИ. Огромна их роль в формировании, функционировании эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все большего проникновения СМИ в политическую сферу. В настоящее время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.


Работа в группах с использованием приема
“Шляпы мышления”



Цель: развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.

Время выполнения: 15-30 минут.


Описание работы.

Вариант 1.

Класс делится на группы. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают “шляпу мышления”, то есть позицию, которую они будут представлять.

Виды предлагаемых “шляп мышления”:

  1. Белая шляпа – нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный текст, извлекают из него новую для себя информацию.

  2. Черная шляпа – позиция “против”: анализируя текст, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции автора, выявляют ошибки и противоречия в тексте, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике.

  3. Желтая шляпа – позиция “за”: учащиеся защищают позицию автора документа, выявляют потенциал, заложенный в источнике.

  4. Синяя шляпа – размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции.

  5. Красная шляпа – эмоции: учащиеся вырабатывают аксиологическую позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора текста.

  6. Зеленая шляпа – творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пытаются выявить влияние изучаемого явления на исторический процесс.

Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции.

Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы.

Учащиеся обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы.

Вариант 2.

Учащиеся анализируют предложенный текст, выбирают “шляпу мышления”, которая для них наиболее благоприятна.

Учащиеся объединяются в группы в зависимости от выбранной “шляпы мышления”, совместно вырабатывают аргументы в подтверждение своей позиции, подготавливают проект выступления.

Школьники представляют и обсуждают предложенные проекты.

При использовании конкретной “шляпы мышления” следует учитывать цели, поставленные перед учащимися, характер предложенного текста, уровень развития мыслительных способностей и навыков у школьников. На уроке не обязательно использовать все предложенные позиции. Кроме того, возможно сочетание “шляп мышления”. Например: сочетание “синей” и “зеленой шляп” позволяет выявить истоки изучаемого явления, а также его возможные последствия. Использование данной формы групповой работы позволяет реализовать на уроке принцип разноуровневого обучения.


Пример. Тема “Коллективизация крестьянства” 11 класс

1 группа – “Белая шляпа” - учащиеся докладывают о ходе коллективизации в СССР;

2 группа – “Черная шляпа” - учащиеся критикуют политику коллективизации;

3 группа – “Желтая шляпа” - школьники выдвигают аргументы в пользу необходимости проведения коллективизации;

4 группа – “Красная шляпа” - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация;

5 группа – “Синяя шляпа” - учащиеся выявляют причины и истоки политики коллективизации в СССР;

6 группа – “Зеленая шляпа” - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.


Результативность:

- активизация познавательной деятельности учащихся на творческой основе;

- обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность;

- реализация принципа сотрудничества на уроке.




Похожие:

Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconИсторические и культурные особенности нового космического мышления*
Кроме устремленного мышления, действует импульс зажигания мышления. Потому закон устремления дает то соответствие, которое сближает...
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconOverview прием учет Sheet 1: прием
Территориальные участки по закреплению за общеобразовательными учреждениями (по приёму детей)
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconПонятие как форма мышления
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, процессы предметные связи и отношения – это мысленное отражение м б либо истинным, либо...
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconРазвенчивая мифы
В интерпретации Ницше идеология как особый тип Мышления формирует не только "стадные инстинкты" массового сознания, но и соответствующий...
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconТехнология критического мышления в правовом образовании
Но научить учиться можно лишь в том слу­чае, если решение данной задачи приравнивается к другой – за­даче формирования мышления
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconПрием детей в первые классы маоусош №50 осуществляется с 01. 04. 2012 года Планируемое количество мест – 50 (два класса). Образовательная программа – «Перспективная начальная школа»
Прием ребенка в школу осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей). К заявлению должны быть...
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconПриём исследовательских работ ман-2008
С 1 по 15 февраля Центром выявления и развития одаренности детей биро был осуществлен прием работ на заочный тур Республиканского...
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconУмозаключение как форма мышления На дом: 5
Раб тетр. Стр 66-73 Умозаключение это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками,...
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconСуждение как форма мышления На дом: 4
Суждение это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов
Методический приём «Шесть Шляп Мышления» iconПлан работы проблемной группы «Разработка урока в технологии развития критического мышления» на 2012-2013 учебный год
Цель: повышение компетенции педагогов в освоении технологии развития критического мышления
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов