Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" icon

Мастер- класс Тема "Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса "Технология"



НазваниеМастер- класс Тема "Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса "Технология"
Дата конвертации27.06.2012
Размер79.62 Kb.
ТипДокументы



« Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, Забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества

В.А. Сухомлинский


Мастер- класс

Тема "Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса "Технология"

Состав участников: Учителя технологии Саратовской области


Цель: ознакомление слушателей с опытом работы в области здоровьесбережения на уроках и во внеурочное время.

Задачи:

-обоснование здоровьесберегающих технологий

- поделиться личным опытом работы по сохранению и (возможно) восстановлению здоровья обучающихся,

- обменяться опытом работы по данной теме других учителей технологии Саратовской области.

^ I. Теоретическое обоснование.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на сохранение или возможное улучшение здоровья участников образовательного процесса.


Одна из проблем, которая остро стоит в школе, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.


К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.


Не поспоришь, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли учащиеся, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?

Для этого, максимально применяю различные элементы физических упражнения.

Кроме того строго нормирую домашнее задание, перегрузок не допускаю. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются и выполняются на уроке, а на дом остается повторение.


Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым. Более часто, приносящим пользу своему отечеству.»

Следовательно , что физкультурные минутки на уроках во всех возрастных группах просто необходимы.
Кроме этого необходимо менять подход к традиционной позе учащегося и вводить режим меняющихся поз.

И на примере изучения раздела: «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно – прикладного творчества», я предлагаю посмотреть некоторые упражнения, которые применяю на уроках.


^ II. Практические наработки.

(Релаксация – упражнения для саморасслабления)

На первом этапе организационной части включаю психологическую подготовку учащихся к уроку, основная цель которого уменьшить напряжение, привести ребят в состояние покоя, расслабленности, возникающие по причине сильных переживаний. Интенсивная мимическая зарядка оживляит умственную деятельность, быстро сменит настроение, для этого необходимо научиться владеть тонусом мышц лица. Сбрасывание "зажимов" лица - хорошее средство сохранения самоконтроля в напряженных ситуациях.

(выполнить упражнения со слушателями)

  1. Сморщите лоб, подняв брови ("удивление") - расслабьтесь. Постарайтесь сохранить лоб абсолютно гладким, в течение минуты.

  2. Нахмурьтесь ("сержусь") - расслабьте брови.

  3. Расширьте глаза ("страх") - расслабьте веки.

  4. Расширьте ноздри ("вдыхая запах").

  5. Зажмурьтесь ("ужас") - расслабьте веки; сузьте глаза - расслабьте.

  6. Поднимите верхнюю губу, сморщив нос ("презрение") - расслабьте.

  7. Оскальте зубы ("ярость") - расслабьте щеки и рот.

  8. Оттяните вниз нижнюю губу - ("отвращение") - расслабьте.

РЕФЛЕКСИЯ

1 Насколько эти упражнения получились эффективными?

2. Какие ощущения возникли у вас во время выполнения упражнений?

3. Настроение улучшилось?

4. Как повлияла музыка на ваше самочувствие?


На втором этапе после актуализации новых знаний, под музыку, устраиваем танцы на стуле, тем самым снимаем эмоциональное напряжение.


(Упражнения для снятия мышечного напряжения)

Следующий III этап направлен на освоение новых знаний.

По окончанию объяснения нового материала учащиеся выполняют упражнения для снятия мышечного напряжения

Стоя, раскачивайте расслабленные руки, как маятники, постепенно, то увеличивая, то уменьшая амплитуду качаний

  1. Стоя на низкой подставке или на толстой книге, свободно качайте висящей ногой, как маятником, затем повторите это упражнение другой ногой.

  2. Стоя, раскачивайте расслабленные руки, как маятники, постепенно, то увеличивая, то уменьшая амплитуду качаний

  3. Сидя прямо, локти лежат на бедрах свободно свеситься вперед, согнувшись в талии, голова опущена, руки расслабленно съезжают вниз.

  4. Сидя, поднимите высоко плечи - свободно опустите. Правое и левое. Попеременно и вместе.

  5. Сидя прямо, свободно откинуться назад, на спинку стула.

  6. Сидя, приподнимите туловище, оперевшись руками на стул и пятки, затем свободно опуститесь в исходное положение.

  7. сидя, уроните голову на грудь, как это делает, засыпая, крайне усталый человек.

^ На четвертом учебно - тренировочном этапе в момент выполнения практической работы у учащихся, прежде всего утомление и напряжение приходится на глаза и кисти рук Для решения этой проблемы по истечении каждых 10 минут провожу упражнения для глаз и применяю элементы пальчиковой гимнастики.

На этом этапе учу ребят расслаблять глаза. Расслабленные глаза - залог общего успокоения.

  1. Сесть напротив стены на расстоянии от 2 до 5 метров. Наметьте на стене две точки, одна под другой, расстояние примерно 50 см. Переведите взор с точки на точку медленно, как только можете: Медленней, еще медленней: Еще: и еще. Вы заметите, что веки постепенно расслабляются и тяжелеют, поднимаются все труднее - уловите это ощущение, оно может пригодиться вам при управлении засыпанием.

  2. Сведите взор к кончику носа - веки автоматически начнут опускаться. Пусть взор вернется в первоначальное положение. Сделайте так несколько раз - очень вероятно, что вы ощутите легкое головокружение и сонливость. Это тоже один из способов глубокого расслабления глазных мышц, полезный при бессоннице.

  3. Глаза открыты. Взор - вдаль, в никуда, в течение 1 мин..

^ Упражнение - «Моем руки», проводится, в 5 - м классах сопровождается стихотворением, оно используется после работы с инструментами и приспособлениями.

1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

2. «Стряхиваем воду с рук»: пальцы сжать в кулак, затем с силой выпрямить пальцы, как бы стряхивая воду.

^ Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

3. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

^ Полотенчиком пушистым

Вытрем руки очень быстро.

В старших классах выполняем элементы массажа кистей рук путем растирания, разминания, похлопывания и постукивания.

Слайд №12

(сказкотерапия и музыкотерапия).

^ Так, как на пятом этапе анализируются и оцениваются усилия вложенные ребенком (что одному дается легко и просто, другим достигается сложнее). В этом случае он испытывает страх перед возможностью получить плохую оценку.

Здесь помогут сохранить спокойствие, например - сказкотерапия или музыкотерапия.

Сказка – неизменный спутник детства, является средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. В целях снижения тревожности можно использовать как народные и литературные сказки, так и свои «истории», которые обращены к конкретному человеку.
Усиление терапевтического эффекта происходит при проигрывании сказочных сюжетов.

***

В давние времена жила – была маленькая принцесса, красивая, как бабочка (бабочка). Однажды пошла она в лес погулять (ходьба), деревьями и цветами полюбоваться. Ходила – ходила, да и заблудилась, присела на пригорочке и заплакала. Услышала ее змея, приползла узнать, что случилось (змея). Принцесса все ей и рассказала. «Не плачь, я помогу найти тебе дорогу, только ты дружи со мной, а то мне очень одиноко», - сказала змея и поползла. Девочка обещала всегда дружить со змеей и побежала следом за ней, но когда увидела свой дворец, сразу же забыла свое обещание, даже «спасибо» не сказала – так обрадовалась (бег). Как прибежала она домой, так и забыла про змею. Как – то утром сидела принцесса и читала любимую книжку с картинками (книга). Вдруг шум во дворце поднялся. Как же! Змея прямо в царские покои приползла. Король приказал схватить змею, а принцесса в это время в свою спальню убежала и дверь на замочек закрыла (замочек). Смотрит, а на кровати то змея лежит, колечко золотое во рту держит (колечко). Расплакалась принцесса, очень стыдно стало ей перед змеей, ведь он обещала дружить с ней. Одна слезинка упала на голову змее. И тут случилось чудо, раздался гром, стало темно, как ночью. А когда мрак рассеялся, увидела принцесса рядом с собой прекрасного юношу. Это оказался заколдованный королевич. Очень понравились они друг другу. Сели они в карету, и резвые лошади помчали их к замку королевича (лошадки). Там и свадьбу сыграли. Они были самой красивой парой в королевстве, и как только выходили гулять, птицы кружили над их головами и весело щебетали (птица).


^ ПРАКТИКУМ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР – КЛАССА.


Как видите, упражнения все достаточно просты. Уважаемые коллеги предлагаю вам разделиться на пять групп и предложить свой вариант физминуток для каждого этапа урока, а затем проанализируем вместе с вами, какие из упражнений эффективны более всего и на сколько, они получились удачными.

Каждая группа получает, заранее подготовленный лист бумаги с определенным этапом урока. Для которого разрабатываются упражнения. В течении 5 минут учителя готовятся. После чего по очереди представляют свои варианты.

Практическая деятельность.

  1. Участники делятся на 5 – групп.

  2. Предложить свое упражнение к тому этапу, который достанется.

  3. Продемонстрировать свой результат.

Анализ мастер класса


Насколько полно и понятно был разработан мастер-класс?

Насколько полно Вы прочувствовали свою роль?

Насколько умело, представлена и обоснована актуальность выбранного материала?

Эффективны ли выбранные средства поставленной цели?

Были ли допущены ошибки руководителем при проведении мастер - класса?

Каково Ваше мнение о технической стороне организации мастер - класса?

Что бы Вы хотели пожелать руководителю на будущее?


Анализ урока.




Похожие:

Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconДокументы
1. /Документы для конкурса Здоровьесберегающие технологии в образовании 2012/Заявка на конкурс...
Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconРабочая программа по технологии 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель: Ерошкина Людмила Тимофеевна
Начального Общего Образования приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г с учётом и программы «Технология»-...
Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconВ рамках Кинофорума «Я и семья», который состоится с 6 по 12 октября, пройдут мастер-классы «Из поколения к поколению». 07 октября (пятница) в 16: 00 мастер-класс «Приготовление «семейного пирога»
Октября (пятница) в 16: 00 мастер-класс «Приготовление «семейного пирога»: русского, эстонского пирога и итальянской пиццы», кинотеатр...
Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconРабочая программа по предмету «Технология» Разработана: учителем технологии I квалификационной категории
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень)....
Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconПротокол 1 (школьного) этапа Всероссийской олимпиады по технологии 7 класс

Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconViii класс: Тема I. Повторение курса геометрии за 7 класс
При пересечении двух прямых образуется две пары вертикальных углов (1 и 3, 2 и 4 на рисунке 1)
Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconЗдоровьесберегающие технологии

Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconТема: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего...
Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconМастер-класс по обществознанию в 9 классе учителя высшей категории моу гимназии №88 Миракян С. Г. Дата: 12 февраля 2009 года Тема: «Социальные права человека»
«Тесты» (Репин А. В. Обществознание. 9 класс. Проверочные работы. Саратов: Лицей, 2008)
Мастер- класс Тема \"Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного курса \"Технология\" iconТема. Технология работы в броузере internet explorer 0 и программой outlook express. Оборудование: Мультимедийный класс, программное обеспечение компании «Кирилл и Мефодий»
Тема. Технология работы в броузере internet explorer 0 и программой outlook express
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов