Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано icon

Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано



НазваниеМашинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано
Дата конвертации27.06.2012
Размер358.07 Kb.
ТипДокументы

Машинопись из архива Н.А. Лялина. Слегка мною, ZT, отредактировано.


Синельников В.Г. Директор школы N 27, г. Свердловск. 1949-51 года.


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА.


Создание актива учащихся.


Детский коллектив – мощное средство коммунистического воспитания советских школьников. Воспитательную роль коллектива трудно переоценить. В коллективе и через коллектив воспитываются дети в духе коммунизма. В коллективе создаются отношения действительной дружбы, взаимопомощи и здоровой самокритики. Именно в коллективе формируется подчинение личных интересов общественным, воспитывается чувство ответственности за общее дело.


В практике работы школ всё ещё не уделяется должного внимания воспитанию детского коллектива.


Было время, когда и в нашей школе не уделялось должного внимания созданию детского коллектива. Школа закончила 1949-1950 учебный год с низкой успеваемостью (79 %). Каждый пятый школьник был оставлен на второй год. Многие школьники не дорожили честью родной школы, нарушали дисциплину, пассивно относились к школьным делам. Вот несколько примеров.


В июле месяце город готовился к спортивному празднику. Школа получила задание выступить на детской спартакиаде. Началась подготовка. Десятки учеников вызывались в школу для участия в физкультурных выступлениях. Но, когда наступил день праздника, в школу пришли немногие учащиеся, да и они не горели особым желанием участвовать в спортивных играх. Школа "провалила" участие в празднике.


За первой неудачей последовала новая. Это произошло в следующем месяце. Колхозники торопились с уборкой хлеба. Не хватало рабочих рук. На помощь им спешили жители городов. Комсомол создавал молодёжные бригады. Школе поручили организовать из учащихся несколько звеньев для отправки в колхоз. Опять последовали вызовы школьников и их родителей. В разговорах шли дни, а звенья так и не удалось организовать.


Из приведённых примеров видно, что учащиеся остались равнодушными к школе и общественному долгу, что свидетельствовало об отсутствии у них чувства коллективизма. Это происходило оттого, что в воспитательной работе с учащимися были серьёзные упущения. Школу часто ругали за "провалы". К этому постепенно привыкли учителя, родители, общественность. Об этом не могли не знать и школьники. Так постепенно "плохими" стали себя считать и дети.


На ряде совещаний отмечалось, что в школе отсутствует не только достаточная культура, сложившийся стиль работы, но и самый элементарный порядок. Попасть в здание школы можно было только через "чёрный ход", парадный ход со времени войны был капитально заделан. Перед входом в школу лежал запущенный, разгороженный двор. Учителя школы смотрели равнодушно на школьную вешалку, помещавшуюся в полутёмном подвале, с неудобным подходом.
Терпели пустые и грязные школьные коридоры, и сколько бы труда ни вкладывали уборщицы, после каждой перемены в них возникали новые вороха бумаги и сора.


В школе царил холод из-за неисправного отопления, отсутствовала мебель, недоставало многих пособий. Плохо обслуживал детей школьный буфет. Дети относились к школе с большой неприязнью.


А между тем, многие учителя школы работали добросовестно, вкладывали много сил в дело обучения и воспитания. Но отдельные успехи этих учителей по работе в классах разбивались о стену общего бескультурья, неуважения учащихся к школе. И не было у них общих дел, единого стремления, чувства коллективизма. В школе были ученики, но отсутствовал детский коллектив.


Поднять культуру поведения учащихся, вызвать интерес к знаниям, разбудить творчество и инициативу, воспитать любовь к школе, уважение к учителю – вот вопросы, требовавшие неотложного решения. Нужно было искать новые формы работы с детьми.


При обсуждении итогов учебно-воспитательной работы школы за 1949-1950 уч. год, педагогический совет принял решение уделить первостепенное значение вопросу организации ученического коллектива.


Готовясь к новому учебному году, учителя познакомились с педагогическим наследством А.С. Макаренко, с целью внедрения его идей в практику воспитательной работы. Составили конкретный план внеклассной воспитательной работы. Намечено было силами детей благоустроить школьный двор, подход к школе, красиво оформить классы и школьные коридоры, изготовить наглядные пособия. Намеченные мероприятия должны были вызвать у учащихся уважение к школьным делам и к школе.


^ Работа с активом учащихся.


Приступая к реализации намеченных мероприятий, мы исходили из того, что подростки лучше всего уважают свой труд, если они видят положительные результаты его. Приняв трудовое направление во внеклассной работе, мы встретились с такой педагогической проблемой. Целевая установка работы могла быть различной, рассчитанной в начальный период организации коллектива на охват массы школьников или только отдельной группы учащихся, актива. Педколлектив нашей школы остановился на последнем. По нашему мнению, нельзя механически объединить массу учащихся в коллектив, не предъявив к ним определённых требований. В начале организации коллектива учителям нужно занять работой всех учеников, учесть их индивидуальные особенности и интересы. Работа же с небольшой группой позволяет быть ближе к каждому ученику, учесть его наклонности и увлечь работой. Это навело на мысль поставить перед учащимися сначала предварительную задачу, рассчитанную на силы численно небольшой группы школьников. Эта группа должна была послужить ядром будущего коллектива. Такой задачей было проведение конкурса на лучший проект школьного пионерского сада, который должен был строиться на месте запущенного школьного двора. Участие школьников в этом конкурсе помогло выявить активистов, вызвало творческую фантазию ребят. А последующая работа по осуществлению проекта в жизни предоставляла простор для деятельности буквально всем школьникам. Мы учли и указание А.С. Макаренко о необходимости учить творческому труду.


"Когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, тогда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта".


Итоги конкурса подтвердили наши предположения. После длительной разъяснительной работы по классам, в пионерских отрядах и комсомольских группах, в жюри конкурса стали поступать ученические чертежи с описанием будущего сада. Интересно отметить тот факт, что дети включились в конкурс по своему желанию и тем самым присоединяли себя к ученическому активу. Это обстоятельство позволило педагогам первоначально отобрать в актив наиболее сильных и способных учащихся, поднять авторитет актива.


Все проекты выносились на обсуждение пионеров и школьников. Жюри одобрило 4 проекта, их авторы были премированы, и им было поручено составить объединённый план-проект школьного сада. Общий план сада, выполненный на большом листе бумаги, был вывешен для всеобщего обозрения.


Вся предварительно проделанная работа давно уже пробудила интерес у учащихся к будущему школьному саду и тем самым подготовила успешное решение основной воспитательной цели: участие в работе всей массы учащихся. Если проведение конкурса на лучший проект сада позволило выявить актив, то обсуждение проектов "Каким будет школьный пионерский сад" на собраниях ученических организаций расширило число активистов. Обсуждение проектов повысило авторитет самих ученических организаций. Они стали активной силой, воздействующей на школьников. Секретарь комитета ВЛКСМ Бочкарёв Володя, председатель совета дружины Костин Гена и председатель учкома Цикан Боря проявили хорошие организаторские способности.


[...]


^ Вовлечение в работу массы школьников.


Ученические организации обсудили итоги конкурса и постановили приступить к выполнению проекта и закончить строительство школьного сада до наступления осеннего похолодания. Ответственными за различные объекты строительства были выделены учащиеся из числа активистов. Так возникла новая цель, мобилизующая учащихся всей школы на строительство школьного сада. Первыми на работу вышли авторы проекта, ученики 7 классов Китаев, Гербеев и Циркин. Под руководством преподавателя Конституции Мужичкова А.А. они произвели разметку двора на участки. Работа в школьном дворе после этого началась дружно. С каждым днём общий труд увлекал и объединял всё большую массу ребят. За короткое время учащиеся школы выполнили большие по объёму земляные работы. Обширная площадь была расчищена от шлака, строительной щебёнки и кирпича. Под руководством преподавателей биологии Маняхиной М.В. и Васиной А.Д. учащиеся высадили в грунт 60 деревьев, 180 полевых кустарников, 130 кустов малины, проложили аллеи, разбили газоны и цветники. Под наблюдением преподавателя физкультуры Яковлева М.В. школьники произвели планировку спортивной площадки и географического уголка, подготовили учебно-опытное поле пришкольного участка, место для будущей цветочной оранжереи и школьных парников. Школьный двор оградили забором. Все сектора школьного сада были обнесены штакетником. По инициативе комсомольцев 7 "2а" класса аллеи сада были обложены кирпичом. Комсомольцы 7 "б" класса оборудовали волейбольную площадку. Пионеры 4-х классов построили и развесили в саду 20 скворечниц и кормушек для птиц.


Пришла весна, и парк зазеленел. Его вид радовал и вызывал чувство гордости. От запущенного школьного двора не осталось и следа. И всё это было сделано руками школьников без особых капитальных затрат. Но главное не в этом. Огромное значение для сплочения коллектива имел общий труд. В процессе трудовой деятельности постепенно сложились правильные отношения между учащимися. Учащиеся получили организационную и трудовую выучку. В процессе общественно-полезного труда сплачивался ученический коллектив. В его формировании участвовали не только учителя, но и актив учащихся. Работой в школьном саду мы решили ряд общепедагогических задач, связанных с организацией коллектива учащихся, воспитания у них любви к труду, к сельскому хозяйству, чувства ответственности за порученное дело, настойчивости в решении поставленных задач. А это привело к повышению успеваемости и улучшению дисциплины. Наиболее отличившиеся в работе ученики отмечались в приказе по школе, им объявлялись благодарности и вручены премии. Они лучше стали учиться. Изменилось и их поведение. Этими учениками гордились классы. В числе первых отличившихся были Кулиныч В. (6 "а" кл.), Ветчинкин К. (7 "а" кл.), Лошкарёв В. (6 "г" кл.) и др. А ведь год назад эти ученики вели себя исключительно недисциплинированно. Так как задания по работе в саду давались целым классам, то между классами возникло соревнование за быстрое и доброкачественное выполнение всех поручений. В ходе выполнения этих работ росла дружба учащихся, укреплялись классные ученические коллективы.


^ Классные коллективы, звенья общешкольного ученического коллектива.


Общая работа по устройству сада, сплачивая классные коллективы, объединяла их в общешкольный коллектив. Дальнейший успех зависел от умения учителей и классных руководителей строить работу, опираясь на детский коллектив. Но отдельные педагоги не всегда правильно использовали силу воздействия коллектива. Так, однажды трём классным руководителям директор поручил организовать учащихся на расчистку будущей школьной спортивной площадки. Каждый класс получил определённый участок. Два класса вышли на работу сразу после уроков. Ученики 7 "б" класса приступили к работе все одновременно, получилась сутолока и неурядица, не хватало инструментов. Часть учеников быстро охладела к работе и, несмотря на указания учителя, осталась пассивными до конца. Присутствовавший классный руководитель всё время заставлял учеников работать, но дело подвигалось медленно. Другой классный руководитель (7 "в" класса) разделил класс на 3 бригады, назначил бригадиров, каждой бригаде дал определённое задание. В этом классе работа шла более успешно. Но и здесь были ученики, которые работали пассивно, без подъёма. Одни просили перевести их в другую бригаду, других бригадиры не соглашались взять в свою бригаду. Но классный руководитель настоял на своём распределении, и ученики вынуждены были подчиниться. В обоих случаях классные руководители игнорировали мнение детского коллектива, не сумели опереться на него.


Совсем иначе поступила классный руководитель 7 "а" класса Гройсман. Получив задание для класса, она поставила его на обсуждение коллектива, предоставив решение самим учащимся. Собрание постановило создать 2 бригады, куда вошло по 13человек. Эти бригады сходили домой, отдохнули, пришли в назначенный час со своими инструментами и быстро выполнили всё работы самостоятельно. На следующий день бригадиры отчитались перед классом о своей работе и отметили, что все члены бригады работали добросовестно, но один ученик Дмитриев не явился на работу.


Классный руководитель решила использовать этот факт в воспитательных целях. Она отметила, что классный коллектив очень хорошо и дружно работал, но в количестве 25 человек, тогда, как в классе 26 учеников. Учеников-то по списку 26, а коллектив пока состоит только из 25 человек. "Некто N", - подчеркнула она, не назвав фамилии выпавшего из коллектива. Радостно засветились глаза тех учеников, которые могли с честью считать себя членами коллектива, а для ученика Дмитриева это собрание послужило поворотом в его поведении и явилось началом всей дальнейшей дружной, слаженной работы класса.


Ещё один пример из практики того же классного руководителя. Во вторую смену в одной классной комнате с 7 "а" классом занимался 3-й класс. Третьеклассники вызвали недовольство семиклассников тем, что оставляли сор в чернильницах, повредили несколько парт, запачкали стенные панели. Староста, комсорг группы, члены совета отряда и другие активисты седьмого класса возмущались, ходили в третий класс и просили учеников. Но положение не менялось. Каждый день приносил новые неприятности, а третьеклассники не могли назвать виновников. На одном из классных собраний семиклассники подняли этот вопрос. Классный руководитель Ф.Б. Гройсман посоветовала взять шефство над учениками 3-го класса, помочь им наладить работу пионерского отряда. Между классами быстро установилась дружба. Третьеклассники полюбили семиклассников, лучше стали ценить свой класс, оберегать его честь. От былого недовольства между классами не осталось и следа.


Классные коллективы приняли деятельное участие в оформлении классных комнат и школьных коридоров. В каждом классе появился особый уголок. В уголке были оформлены: стенная газета, режим дня ученика, советы учителя (как готовить уроки), памятка дежурному, расписание уроков, список рекомендательной литературы для самостоятельного чтения, план работы пионерского отряда.


Классные коллективы откликались на все важнейшие события современности, принимали участие в проведении революционных праздников, утренников и вечеров, посвящённых знаменательным датам.


Классный руководитель 6 "б" класса О.Г. Желяева хорошо подготовила классное собрание, посвящённое годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. На собрании выступал участник гражданской войны Павел Афанасьевич Шутов. П.А. Шутов рассказал о своём детстве, о том, что он лишён был возможности учиться, 10-ти лет пошёл работать к кулакам. Он сопоставил своё детство с детством школьников наших дней. Павел Афанасьевич говорил о своём участии в тайных рабочих организациях, о том, как он участвовал в маёвках и забастовках, в восстании 1905 г., привёл несколько боевых эпизодов из гражданской войны. Свой рассказ тов. Шутов закончил пожеланием детям хорошо учиться, призвал их уважать учителей, старших. В ответных словах пионеры благодарили П.А. Шутова и обещали учиться ещё лучше, а затем показали художественную самодеятельность.


Учительница 4 "б" класса Н.Я. Лысенко организовала очень хорошее собрание с вопросом: "Правила поведения учащихся", на котором присутствовали учащиеся параллельного класса. Таким же хорошим было собрание в этом классе, посвящённое Зое Космодемьянской. Интересными были собрания в 7 "а" классе на темы: "Кем быть", "Книги – наши друзья", сборы пионерского отряда на темы: "Дружба и товарищество", "Как совершается подвиг", "Что такое героизм".


Школой проводились культпоходы в кино и театр, экскурсии в Областной краеведческий музей и на промышленные предприятия.


В 6 "б" классе был проведён сбор на тему: "Знай великий русский язык". В подготовке и проведении этого сбора участвовали все пионеры отряда. На сборе гостями были пионеры 6 "а" класса. Пионеры 6 "а" класса подготовили и провели интересный сбор на тему: "А знаешь ли ты арифметику?" На сбор они пригласили пионеров 6 "б" класса. Параллельные классы собирались вместе на общие собрания как тематические, так и на обсуждение итогов успеваемости за четверть.


Седьмые классы под руководством преподавателя Конституции А.А. Мужичкова совместно подготовили и провели теоретическую конференцию на тему: "Советское и капиталистическое общество". Четыре пятых класса провели совместный сбор пионерских отрядов на тему: "Москва – столица СССР".


Велико значение политико-воспитательной работы в организации и сплочении школьного коллектива, которую в нашей школе систематически проводят классные руководители. Учащиеся знакомятся с жизнью и революционной деятельностью В.И. Ленина и И.В. Сталина, с важнейшими политическими событиями, с успехами строительства коммунизма.


Широко практиковалось проведение читательских конференций. Так, с учащимися седьмых классов проведена конференция по книге Прилежаевой "С тобой товарищи", с учащимися шестых классов – по книге Катаева "Сын полка".


Дружба между классами крепла и через работу пионерской и комсомольской организаций. Комсомольцы старших классов выделялись отрядными вожатыми в младшие классы. Учащиеся старших классов выступали докладчиками, руководили кружками. Так установилось шефство старших классов над младшими.


^ Школьные предметные кружки – составные части ученического коллектива.


В новом учебном году в школе продолжал работу мичуринский кружок. Его члены долго готовились к теоретической конференции о сталинском плане преобразования природы и провели её интересно.


По инициативе юных мичуринцев, учащихся 6 классов Енина, Загурдинова и Скобелева, начал создаваться живой уголок. В сентябре месяце в уголке появилось 5 кроликов, 5 голубей, 2 морские свинки, белая крыса, уж, 3 черепахи сухопутные, лягушки и жаба, синица, козодой, канарейка, обитатели аквариумов: беззубки, прудовички, головастики и др.


Кружковцы сами построили клетки, кормушки, аквариумы, вели наблюдения за образом жизни животных в неволе. Своими наблюдениями и выводами мичуринцы поделились в пионерских отрядах. Члены кружка приготовили для биологического кабинета 12 влажных препаратов (внутренние органы лягушки, внутренние органы птицы, томат, перец, картофель и др.), построили много других ценных пособий: скелеты лягушек, типы плавников рыб, мумии рыб, мумии птиц, 12 гербарий растений и деревьев области. Мичуринский кружок оброс активом в классах. Преподаватели зоологии хорошо организовали занятия учащихся по выращиванию комнатных цветов в классах, где бригадирами были члены мичуринского кружка. Для учащихся устраивались экскурсии в сад-огород, на сельскохозяйственную выставку, в научно-исследовательский институт сельского хозяйства, в совхозы. Учителя помогли пионерам подготовить и провести сборы на темы об И.В. Мичурине, о преобразовании природы, о дне птиц.


Большая работа развернулась в конце учебного года в период подготовки к экзаменам. В биологическим кабинете оборудован уголок "Готовься к экзаменам", организовывались консультации для учащихся.


Работа мичуринского кружка продолжается круглый год, в августе месяце проводится итоговая отчётная выставка.


Быстро организовался физический кружок, который вёл подготовку к школьной выставке работ юных техников. По примеру мичуринцев и юных физиков в школе возникли и другие предметные кружки: географический, исторический, оформились спортивные секции, оборонные общества, кружки художественной самодеятельности. По каждому предмету в разных классах возникали свои кружки. Так в школе существовало несколько литературных и математических кружков.


Существование многочисленных кружков [в отдельных учебных классах], не связанных между собой, вело к дроблению коллектива. Возникла угроза его единству и сплочённости, а это могло привести к распаду коллектива. Так появилась новая педагогическая проблема - организация предметных кружков в системе единства ученического коллектива. Эта проблема успешно разрешена организацией общешкольных кружков. По каждому предмету были созданы единые кружки. В таком кружке учащиеся параллельных классов объединялись в секции. Для проведения общешкольных мероприятий в кружках создавались комиссии из учащихся различных классов. Каждая кружковая секция занималась под руководством учителя один раз в неделю. Ежемесячно проводились общие собрания членов кружка. Такое организационное строение внеклассных кружков способствовало наиболее полному удовлетворению интересов и запросов учащихся и содействовало сплочению коллектива.


Школьный кружок "Юных историков" состоял из 3-х секций, объединяющих 36 человек:


секция учащихся 5 классов,

секция учащихся 6 классов,

секция учащихся 7 классов.


Кружковцы работали над общей темой: "Классовая борьба и военное искусство в древнем мире и средневековье". Кружковцы секции 5 классов изготовили много макетов орудий труда рабов, орудий пытки рабов, макеты военного оружия, собрали рисунки, слепили рельефную карту древнейших рабовладельческих государств с указанием мест восстаний рабов.


В секции 6 классов кружковцы приготовили сообщения о положении крепостных крестьян, о феодальных войнах, изготовили макеты средневекового оружия, макеты замков, городов.


Кружковцы секции 7 классов подготовили доклады о крестьянских восстаниях, схемы средневековых войн.


Кружковая редколлегия выпустила 6 номеров стенгазет, освещающих работу кружковцев и популяризировавших исторические события. В итоге была проведена отчётная конференция и выставка работ кружковцев.


Школьный кружок юных физиков объединял 25 человек и первоначально состоял из 2-х секций: секции фотолюбителей и секции строителей приборов и пособий по физике. Позднее возникла ещё одна секция строителей макета электрифицированного города.


На одном из собраний кружка было решено построить макет электрифицированного города. Здесь же был объявлен конкурс на проект макета города. В разработке проекта могли участвовать все школьники. Когда конкурс закончился и проект был утверждён на бюро кружка, был выделен "начальник строительства". Бюро кружка поручило ему подобрать "инженеров", "механиков", "рабочих-строителей" из учащихся. "Штат стройки" был быстро укомплектован. Они-то и составили специальную секцию физического кружка. Кружковцы-"рабочие" в короткое время реализовали проект, и макет был водружён в кабинете физики.


Занимательность и элемент игры обеспечили большой успех в работе этому кружку.


Предметные кружки не замыкались в работе только с одними членами. О занятиях кружка каждый раз широко оповещалось с целью привлечения на них и не членов кружка. Каждый кружок в школьном коридоре оформлял свой предметный уголок ("Уголок юных географов", "Уголок юных математиков" и др.). Выпускались бюллетени кружка ("Юный физик", "Юный историк"). Этой цели служили и массовые мероприятия: конференции, вечера, диспуты, конкурсы, выставки.


В дни проведения массовых мероприятий директор школы вручал специальные дипломы юным кружковцам. Такие дипломы были торжественно вручены членам математического, физического, гимнастического и художественного кружков. Диплом представляет собою специальный бланк с текстом, отпечатанным в типографии. Каждому ученику хотелось получить диплом. Это явилось стимулом для активной работы учащихся в кружке.


Часть массовых мероприятий кружки проводили совместно. В декабре месяце состоялась объединённая ученическая конференция на тему: "Великие русские учёные и изобретатели". В подготовке этой конференции участвовали все кружки. Опыт проведения этой конференции свидетельствует о несомненной целесообразности совместной работы школьных кружков. Такая работа сближает учащихся, повышает интерес к знаниям, укрепляет ученический коллектив.


Школьные предметные кружки, объединяя учащихся разных классов интересной работой, воспитывали товарищескую спайку и тем самым укрепляли ученический коллектив [школы как целого].


Полнокровная жизнь классных коллективов и предметных кружков составляет деятельность общешкольного ученического коллектива. Эта деятельность привела к возникновению традиций коллектива. Поддержание традиций ведёт к органическому слиянию интересов класса и кружков, вызывает появление общешкольных интересов, интересов всего ученического коллектива.


^ Школьные традиции – необходимое условие в развитии коллектива.


Внимательное наблюдение за массовой работой кружков привело к интересным педагогическим выводам. Отдельные кружки, проводившие более успешно свою работу, добились сплочения кружковцев, за короткое время воспитали у них привязанность к кружку и большую активность. Дела этих кружков носили массовый характер. Вечера, выставки, организуемые ими, охотно посещались учащимися, не членами кружка. Численный состав кружков постоянно увеличивался. Но это только одна сторона дела воспитания. От взора учителя не должно ускользнуть и другое. Достижениями кружковцев гордился узкий круг учащихся, членов кружка. Ученики – члены других кружков, которые по тем или иным причинам работали слабее, всякий успех других кружков воспринимали болезненно, сказывалось задетое детское самолюбие. На этой почве происходили детские раздоры, а это разрушало единство коллектива.


Совсем иное отношение наблюдалось к общешкольным мероприятиям, в которых участвовали все школьники, как члены кружков, так и некружковцы. Достижения этих мероприятий являлись не только достижениями отдельных кружков или класса, а в целом всей школы, и способствовали усилению единства коллектива. Последнее обстоятельство (в интересах единства коллектива) навело на мысль о разработке и проведении специальных общешкольных мероприятий.


Необходимость этих мероприятий вызывалась и другими интересами коллектива. Хотя занятия кружков были интересными, охотно посещались учащимися, всё же кружки не смогли охватить работой всех учащихся школы. А на этом и базируется жизнь коллектива (в постоянной коллективной целенаправленной деятельности). Кружковая работа охватывает лишь ограниченный круг учащихся. Определённая система массовых школьных мероприятий призвана устранить отмеченную ограниченность.


Мы пошли по линии разработки предметных мероприятий. К ним добавились спортивные соревнования и смотры художественной самодеятельности. Постепенно сложилась целая система этих мероприятий. Они из года в год стали повторяться и превратились в традиционные.


Традиционные мероприятия были всем известны. К ним заранее готовились все ученические организации. В результате получалось естественное единство в работе буквально всех школьных объединений. Поскольку мероприятия были построены в определённой системе, они охватывали все главнейшие участки школьной работы и создавали непрерывную цепь воспитательного воздействия, объединяя учащихся и учителей вокруг школы круглый год.


Так в школе установился следующий календарь традиционных мероприятий:


1. Январь - Школьная традиционная выставка работ юных техников.


2. Февраль – Школьная традиционная зимняя спартакиада.


3. Март - Школьная традиционная олимпиада художественной самодеятельности.


4. Апрель - Школьная традиционная математическая олимпиада.


5. Май - Школьные традиционные соревнования членов оборонных обществ (ДОСААФ, Красного Креста).


6. Июнь - Школьный традиционный туристический поход.


7. Июль - Школьная традиционная летняя спартакиада.


8. Август - Школьная традиционная выставка мичуринских работ.


9. Сентябрь - Школьный традиционный шахматно-шашечный чемпионат.


10. Октябрь - Школьная традиционная выставка лучших рисунков и графиков.


11. Ноябрь - Школьная традиционная олимпиада литературы и языка.


12. Декабрь - Школьный традиционный конкурс на лучшую ученическую работу по истории.


Очерёдность мероприятий не механическая, а сложилась с учётом интересов и возможностей учащихся. Так, в сентябре месяце ученики только приступили к учёбе. Во всех детских организациях идут отчёты старого руководства и выборы нового актива (старост, звеньевых, председателей советов, членов учкома, комитета ВЛКСМ и др.). Новому активу нужно дать первую работу, проверить их в делах на новом посту, ввести в организаторскую деятельность, направить на собирание и сплочение ученического коллектива. Следовало поставить простую, доступную задачу, и в то же время интересную для учащихся всей школы.


Все эти педагогические задачи и разрешает школьная традиция – проведение ежегодно в сентябре шахматно-шашечного чемпионата. Звеньевые организуют игры в звене, советы отряда – в отрядах. Проходят соревнования в классах, в сменах, и, наконец, сильнейшие игроки соревнуются за звание "Чемпиона школы". В это время учащиеся старших классов идут к ученикам младших классов. Там они организуют кружки и учат младших товарищей играть в шашки и шахматы.


А в это время ход чемпионата широко освещается стенной печатью. Чемпионат помогает формированию всей системы школьных стенных газет и развитию интереса у учащихся к стенгазетам. Ведь выход очередного номера газеты с итогами игр ожидается школьниками с большим интересом. Показывая мастеров-шахматистов и шашистов, стенная печать показывает и их учёбу, призывает лучше учиться. Первейший долг ученика – быть отличником – подчёркивается и на итоговом собрании, где вручаются победителям школьные кубки.


Каждое традиционное мероприятие воспринималось как долгожданное радостное событие для учащихся. На итоговом собрании присутствовали учащиеся, директор школы, учителя, оглашались имена "чемпионов" школы, а также победителей отдельных мероприятий за текущий год, им вручались премии и специальные удостоверения. Директор школы вручал награды, напоминал, что "чемпионы" школы должны быть также лучшими по учёбе и успеваемости. Это обстоятельство стимулировало участие школьников в массовой работе, внушало уважение к своему труду, прививало чувство ответственности, повышало успеваемость.


В школе уделяется большое внимание поощрению за участие в традиционных мероприятиях и выполнение общественно-полезной работы. Проводится большая массово-разъяснительная работа, наглядный показ достижений учащихся. Это выражается в следующем. -


1. Календарь традиционных мероприятий красочно оформлен на видном месте в школьном коридоре. Кроме этого, календарь мероприятий отпечатан листовкой и вклеен в дневник у каждого ученика.


2. За месяц до срока проведения традиции в школе вывешивается большое объявление об очередном мероприятии с указанием условий участия, на основе специально разработанного "положения", утверждаемого директором школы.


3. Ход подготовки освещается в стенгазете.


4. Оформляется выставка-отчёт о достижениях учащихся за прошлый год.


5. Каждое мероприятие заканчивается итоговым собранием с премированием победителей.


6. Информация о победителях помещается в стенных газетах. Оформляется выставочный стенд.


7. На новогоднем вечере объявляются имена победителей и заносятся в альбом "Летопись школы N 27". В новом учебном году директор школы во всех классах проводит беседу о школьных традициях и сообщает имена победителей традиционных мероприятий.


Традиция является не простым повторением прошлогоднего мероприятия, а ежегодно развивается, принимая новые формы, увлекающие массу школьников. С каждым годом традиционные мероприятия принимают новые формы. Так, в 1950 году математическая олимпиада для каждого класса сводилась к решению одной задачи и двух примеров. А в 1951 г. на математической олимпиаде, помимо письменных работ, определены лучшие тетради учащихся по арифметике, алгебре, геометрии, выявлено первенство учащихся в умении устного счёта, отмечены учащиеся, изготовившие наглядные пособия по математике, награждены пионерские отряды, имевшие полную успеваемость в школе по математике.


Успехи по проведению предметных традиционных мероприятий зависят от руководства школы и участия учителей в их подготовке, от того, как учителя готовят ученический коллектив к проведению традиции. В нашей школе сложилась определённая система организационной подготовки традиций. Ещё в конце учебного года учителя, анализируя свою работу, вскрывают причины отдельных недостатков и разрабатывают предложения по их устранению. Все эти материалы и являются основой для плана учебно-воспитательной работы в новом году. В это время разрабатывается "положение" о проведении каждой очередной традиции, которое обсуждается на методическом объединении учителей, после чего "положение" утверждается директором школы.


"Положение" красочно оформляется и вместе с отчётом о проведении традиции в прошлом году вывешивается на видном месте для сведения учащихся.


В новом учебном году каждый классный руководитель получает инструктаж о подготовке класса к проведению традиционного мероприятия. План подготовки очередной традиции обсуждается на совете пионерской дружины, комитета ВЛКСМ и учкоме.


Разносторонность мероприятий позволила применить коллективные и индивидуальные формы труда. Массовыми мероприятиями были охвачены все учащиеся школы. Каждое достижение учащихся являлось гордостью школы. Традиции ведут к единству мнений коллектива и устанавливают преемственность в работе.


Единство мнения ученического коллектива воспитывается и стенной печатью.


^ Школьная стенная печать и информация – выразители общественного мнения коллектива.


Интерес учеников к школе возрастал по мере того, как ощущались результаты работы, сделанной коллективом. Но не все учащиеся одинаково относились к поручениям коллектива. Одни проявляли рвение, другие его не обнаруживали. Обо всём этом рассказывала школьная стенная газета "Дорога знаний", мобилизующая учащихся на лучшую учёбу и работу. Вокруг газеты постоянно росло число активистов. Газета являлась голосом коллектива, коллективным организатором, боролась за высокое качество учебных занятий, за примерную дисциплину. Поощрялось всё положительное, умелое и осуждались поступки, недостойные советского школьника.


Вот выписки из газеты "Дорога знаний", органа комитета ВЛКСМ, Совета пионерской дружины и учкома школы N 27. Название "Хорошие ученики". Во втором классе есть хорошие ученики: Кузин Витя, Дубенко Витя и др. Они всегда готовы к уроку и хорошо слушают учительницу. Ребята, берите пример с этих учеников (ученик 2-го класса Кропачёв Боря, в номере за 5 марта 1951 г.).


"А что у вас? "Малышок" читали? Очень интересная книга. Вот ученики 5 "б" и 5 "в" класса прочитали её все и наметили провести читательскую конференцию. Мальчики других классов, а что у вас намечено?"

(Зав. библиотекой Цитлянова А.А., в номере за 26 февраля 1951 г.).


"Мы готовимся к экзаменам". Ученики 6 "а" класса повторили весь материал по русскому языку и по географии. Мальчики, берите пример с учеников 6 "а" класса по подготовке к экзаменам". (в номере за 16 апреля 1951 г.).


"Подвели себя и класс". 4 апреля ученики 5 "в" класса Галеев и Ковалёв сбежали с урока английского языка. Эти мальчики ещё не прониклись мыслью, что скоро экзамены и они будут отчитываться перед государством. Хорошие результаты экзаменов – лучший подарок нашей Родине. Поэтому мы должны дорожить каждым уроком. Необдуманным поступком Галеев и Ковалёв подвели себя и весь наш класс" (ученик 5 "б" класса Бордюжа в N за 9 апреля 1951 г.).


"От редакции. Пионеры и школьники активно участвуют в спортивных соревнованиях на первенство в школе. А низовой спортивный коллектив школы (председатель – ученик 6 "а" класса Пахомов) не проявляет активности. Стенгазета "Спорт" оформляется очень долго. Прекратили работу гимнастическая и шахматно-шашечная секции. Редакция надеется, что комитет ВЛКСМ заслушает отчёт о спортивной работе и заставит низовой коллектив работать лучше". (В номере за 10 февраля 1951 г.).


Успешная работа детского коллектива требует единого воздействия учителей. Одним из таких путей воздействия является газета. Первоначально учителя слабо участвовали в газете и не использовали её в воспитательной работе. В дальнейшем такое ненормальное положение было исправлено. На одном из заседаний педагогического совета было решено следить за выпуском газет по очереди всем учителям. С тех пор школьная газета выпускалась при активном участии всех учителей школы, с привлечением большого количества учащихся. Она выходила раз в неделю. Частая периодичность вызвала создание в составе редколлегии одиннадцати редакционных групп, выпускающих газету по очереди. К каждой группе был прикреплён учитель. Во главе всех групп стояла главная редакция в составе редактора, заместителя и трёх художников. Они были выделены комитетом ВЛКСМ, советом дружины и учкомом. В обязанности главной редакции входило: просмотр очередного номера газеты, а также, в случае необходимости, оказание помощи редакционной группе в выпуске газеты. Каждую четверть главная редакция собирала конференцию участников стенной печати, где производилось обсуждение выпущенных номеров газеты и ставились очередные задачи.


В первых номерах газет писалось больше об отрицательных фактах. Учителя помогли организовать выступления классных старост, членов учкома, комитета ВЛКСМ и совета дружины. Они самокритично рассказывали о достижениях и неудачах на своих участках работы. Это стало своего рода обменом опытом, информацией о жизни школы. С тех пор газета больше учит на положительных примерах.


В газете помещался обзор работы классов, отрядов. В дни подготовки к экзаменам газета давала советы, как лучше повторять учебный материал.


Когда в школе стали проходить интересные занятия кружков, газета сообщала и об этом. Тематика газеты не исчерпывалась жизнью школы, в ней давалась краткая аннотация статей "Пионерской правды" и детских журналов.


Стенная газета всё же не в состоянии отразить всё многообразие интересных дел детского коллектива, связать их с делами всей страны. Вот, почему решено было организовать школьные информации в классах, рассказывать о знаменательных делах школы, а позднее, наряду с регулярными информациями в классах, выросла и новая форма общения коллектива – постоянно действующий ученический лекторий.


Школьная стенная печать, система информации и ученический лекторий способствовали сплочению коллектива учащихся.


Стенная печать в школе отражает жизнь ученического коллектива и является органом ученических организаций. Стенной печатью руководит комитет ВЛКСМ, совет пионерской дружины и учком, которые выделяют своих представителей в состав редколлегии.


^ Комсомольская организация и пионерская дружина – костяк ученического коллектива и ведущая сила в его воспитании.


Учащиеся, проявившие себя хорошей успеваемостью и участием в общественно-полезной работе, стремились стать комсомольцами и пионерами. За год комсомольская организация выросла с 5 человек до 76 человек, объединив 90 % учащихся комсомольского возраста. Численно увеличилась и дружина. Приём в пионеры, как и приём в комсомол, являлись праздником для школьников.


Большим событием в жизни 2-го класса явился приём в пионеры. На сборе дружины были приняты 18 лучших учеников. Учительница Зиновеева Д.А. помогла подготовить их к приёму. Каждый из учеников с любовью оформил текст торжественного обещания. Надолго запомнился детям этот счастливый день. Валерий Храпачёв написал об этом своему брату – студенту технического вуза. В ответ он получил поздравление, с которым он пришёл в школу и поделился с товарищами.


Новые пионеры и комсомольцы не оставались без внимания и после приёма. С ними классные руководители продолжали вести воспитательную работу, постепенно вводили в актив.


Не только торжественные собрания привлекали внимание учителей, но и подготовка каждого очередного собрания комсомольской организации и сбора пионерского отряда проходили при активном участии учителей. Ведь эти собрания являлись средством воздействия на учащихся. Решение собрания, сбора – это воля коллектива, его общественное мнение, а правильность решения зависит от подготовки собрания и руководства со стороны учителей.


Комсомольская организация и пионерская дружина, включая в свои ряды лучших учащихся, является организационным объединением актива учащихся школы, костяком ученического коллектива. Организационное объединение и идейное вооружение придают активу огромную силу, воздействующую на коллектив учащихся в целом.


Наши учителя всячески стремились усилить политическое влияние этих организаций, повысить авторитет комсомольцев и пионеров, опереться на них в воспитательной работе.


ХI съезд ВЛКСМ и VII пленум ЦК ВЛКСМ определил содержание работы комсомольской и пионерской организаций в школе. Как комсомольская организация, так и пионерская дружина призваны содействовать учительству в привитии школьникам социалистического отношения к учению и общественно-полезному труду; помогать учащимся хорошо учиться, развивать у них пытливость, любознательность и трудолюбие, стремление активно участвовать в жизни школьного коллектива.


Деятельность комсомольцев и пионеров с каждым днём становится разнообразнее. Она связана с жизнью ученического коллектива. Большое внимание школа придаёт сборам дружины. Сборы дружины в нашей школе посвящались жизни и революционной деятельности В.И. Ленина и И.В. Сталина. Учителя помогают пионерам в подготовке к сборам и всегда присутствуют на советах дружины, звеньевых и отрядных сборах. Тематика этих сборов разнообразна, одни из них посвящаются любимым героям ребят – Лизе Чайкиной, Павлику Морозову, другие – предметным темам по географии, истории, математике. На звеньевых сборах организуются громкие читки книг, статей из "Пионерской правды".


Работа в кружках, участие в массовой работе пионеров и комсомольцев способствует повышению культурного кругозора, помогает в учёбе.


Комсомольская организация школы откликалась на все дела. Она выделила лучших своих членов отрядными вожатыми. Комсомольцы возглавляли работу кружков, работу ученического лектория, редакцию стенной газеты и другие школьные дела. В дни выборов в Верховный Совет СССР комсомольцы оформляли агитпункт, проводили перепись избирателей, выступали с художественной самодеятельностью.


Комсомольцы и пионеры своим сознательным отношением к учению, хорошей подготовкой домашних заданий, образцовой трудовой дисциплиной, служат примером для всех учащихся.


^ Создание материальных условий для правильного воспитания коллектива.


Чистота, уют, строгий порядок побуждают учащихся к примерному поведению, предупреждают нарушения дисциплины. Четвёртый "а" класс занимался во вторую смену в маленькой классной комнате. Комната была заставлена партами, между ними оставались только узкие проходы. Большая стеснённость приводила к многим помехам. В классе бывало много мусора, движения учащихся были резкими, ученики при выходе из-за парт постоянно задевали друг друга, на уроках замечался постоянный шум. Всё это снижало знания учащихся и вело к ухудшению поведения учеников. В классе проводились беседы, вызывались родители, но положение оставалось тревожным. Учительница А.А. Чевелёва была в отчаянии. Но вот этот класс был переведён в просторную, чистую комнату с новыми партами. От учащихся потребовали, чтобы они пришли опрятными (подстриженными, с белыми воротничками), подготовили свои книги, тетради, ручки для проверки директором школы. Проведённый смотр внешнего вида учащихся и учебных принадлежностей, а также смена классной комнаты вызвали перелом в поведении учащихся, в отношении к учёбе, способствовали улучшению успеваемости.


В 5 "в" классе, занимавшемся во 2-й смене, неблагополучно проходили шестые уроки. Некоторые уходили с урока, а оставшиеся занимались неохотно. В этом классе было плохое электроосвещение и последние уроки проходили при тусклом, недостаточном освещении. На это долгое время не обращалось внимания. Но стоило осветить класс достаточным светом, как отношение учащихся к учёбе на последних уроках изменилось. Улучшилась и дисциплина.


Долгое время движение учащихся в коридорах в перемены было резким, отмечалась беготня, свалки. Трудно было дежурному учителю навести порядок. К концу учебного года масленные панели стен, как правило, требовали ремонта. В последнем учебном году школьные коридоры были тщательно отремонтированы. Художественные картины на полотне украсили стены. Вдоль простенков поставлены диваны в белоснежных чехлах. Между диванами много тумбочек с живыми цветами. Много живых цветов на окнах. Когда ученики 1 сентября вошли в школу, они не узнали её. Школьные коридоры напоминали комнату отдыха. Напрасно некоторые учителя боялись, что ученики всё испортят в первый же день. Ученики не только не погубили обстановку, а под влиянием этой обстановки сами изменились.


Хозяйственники школы выражали обиду на учеников, что они сильно хлопают наружной дверью. С учениками проводились беседы, к дверям ставили дежурную няню, потом учителя, но положение не менялось. И вот решено было глухую тяжёлую дверь заменить лёгкой, застеклённой. Хлопнуть стеклянной дверью – значит, рискнуть разбить её. Когда поставили новую дверь, то от прежнего стука дверями осталось одно воспоминание. Школьники стали плавно закрывать дверь.


Усилиями ученической и родительской общественности в школе оборудован гимнастический зал, физический кабинет, биологический кабинет, живой уголок, методические уголки начальных классов, по истории, географии, черчению, математике.


Школа стремилась меблировать каждую комнату, каждый учебный кабинет, коридоры, школьный двор, оборудовать подходы к школе, ибо обстановка тоже воспитывает ученический коллектив.


^ О руководстве ученическим коллективом в школе.


Каждого школьника, идущего на занятие, встречал дежурный учитель с дежурной бригадой учащихся, назначаемой учкомом. Как правило, бригада состояла из учащихся одного класса и дежурила на протяжении всей недели. Каждую субботу после уроков дежурные приходили в кабинет директора на доклад. Бригадир дежурной бригады докладывал о работе ученического коллектива за неделю и передавал дневник "Школьная жизнь" вновь заступающей дежурной бригаде. В дневнике оформлялись записи о работе, проделанной всеми ученическими организациями. После этого слово предоставлялось присутствующим на докладе представителям учкома, комитета ВЛКСМ, совета дружины, редколлегии стенной газеты "Дорога знаний". Они информировали о мероприятиях, которые будут проводиться по школе в наступающей неделе. В заключение выступал директор школы. Он давал оценку проведённого дежурства и выражал уверенность в успешном выполнении своих обязанностей новой дежурной бригадой, которая должна обеспечить порядок в школе. К своим обязанностям школьники относились ревностно и являлись незаменимыми помощниками учителей.


Два раза в месяц собирался на заседании комитет ВЛКСМ. На заседании заслушивались отчёты комсомольцев о выполнении поручений, об учёбе, об участии в общественной работе, о подготовке к школьным собраниям и массовым мероприятиям.


Два раза в месяц созывалось общее собрание членов ВЛКСМ. Как правило, на каждом заседании комитета и собраниях присутствовали секретарь парторганизации и директор школы. Своими советами они всегда помогали комсомольцам в принятии правильных решений.


Два раза в месяц по четвергам проводились заседания членов учкома с приглашением классных старост и классных руководителей. Обсуждались отчёты классных старост об успеваемости, о дисциплине, о состоянии дежурства, вызывались отдельные ученики, отчитывались руководители кружков. Один раз в учебную четверть проводились общие собрания учащихся по сменам (иногда собрания параллельных классов). На собраниях завуч школы в коротком докладе рассказывал об учёбе лучших классов, комсомольских групп, пионерских отрядов, называл отличников учёбы. Выступали и учащиеся. О выполнении принятых решений председатель учкома докладывал на очередном собрании. К каждому собранию готовились выставка классных стенных газет и работы кружков.


На собраниях учкома и общих собраниях присутствовали учителя, которые помогали учащимся педагогическими советами. В тех случаях, когда директор школы не мог присутствовать на заседании учкома, его заменял заведующий учебной частью.


Из приведённых примеров видно, что директор школы организует работу школьного ученического коллектива, воздействует на него не только через педколлектив, но и через ученические организации, постоянно повышая авторитет полномочных ученических организаций и отдельных активистов в глазах массы учащихся.


Единства в работе ученического коллектива нельзя достигнуть без общих усилий со стороны всех учителей, без единства самого педагогического коллектива, ведущая роль в создании которого падает на директора школы, работающего в контакте с партийной и общественными организациями школы.


^ Некоторые итоги и выводы.


Результаты работы сплочённого ученического коллектива были заметны учителям, родителям и общественности. Школьный сад, мичуринское опытное поле, школьная спортивная площадка, географический уголок, наглядные пособия учебных кабинетов, сделанные руками школьников, и многое другое вызывают гордость и восхищение не только у детей, но и у взрослых.


Улучшилось поведение. За год не было чрезвычайных происшествий, вызванных недисциплинированностью учащихся. Вся учебная мебель в течение года оказалась в полной сохранности. Значительно повысилась успеваемость учащихся. Школьники стали более инициативными и любознательными. Участие школы в городских мероприятиях стало радостным событием для учащихся. Ведь они защищают честь школы.


В один из декабрьских воскресных дней райком комсомола дал задание школьным комсомольцам выполнить часть работ по лесонасаждению в городе. Комитет ВЛКСМ утвердил список комсомольцев, которые должны были выйти на работу. Выделенные комсомольцы прибыли своевременно на место и успешно справились с поручением. Этот пример подтверждает силу и жизненность детского коллектива.


7 дипломов городского комитета физкультуры (1 степени) завоевали школьные спортивные команды. Двумя похвальными грамотами награждены юные артисты и школьные акробаты, занявшие первые места в городской олимпиаде художественной самодеятельности. Юные шахматисты школы вышли чемпионами города. Каждая такая победа вызывала ещё большую гордость за школу, поднимала сознание учащихся. Наши мальчики полюбили родную школу. Внимательнее стали относиться к школьным делам, заботливо беречь честь школы.


Были у нас и неудачи. Школа ещё не добилась полной успеваемости. Есть ещё ученики, у которых неблагополучно обстоит дело с поведением. К концу года ясно определились различия в знаниях между классами. Почему так произошло? Отдельные учителя вместо кропотливой воспитательной работы с учащимися, организации учащихся в школьных делах, прибегали к администрированию и запугиванию детей, допустивших те или иные проступки. Они ещё не поняли, что "угроза, удар – не метод, а отчаяние" (А.С. Макаренко). Им ещё неясно, что сознательная дисциплина воспитывается кропотливым длительным трудом.


Отдельные учителя остались "свидетелями" школьных дел и не организовали школьников для участия в них, не проявили должной настойчивости и упорства, тем самым наложили печать на итоги работы педколлектива школы. Поэтому основной задачей педагогического коллектива в новом учебном году является честное отношение к работе со стороны каждого учителя, организация работы, повышение деловой квалификации и идейно-политического уровня. Надо сделать так, чтобы каждый учитель проводил глубокую воспитательную работу не только на уроках, но и по линии практической деятельности самих учащихся.


Целенаправленная, наполненная глубоким содержанием, многогранная внеклассная работа в школе является средством, при помощи которого складывается и воспитывается ученический актив, помогающий школе в успешном решении задач коммунистического воспитания подрастающего поколения.


--


ZT. Посмотрите и http://zt1.narod.ru/doc/bryuhvck.doc .




Похожие:

Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconИз архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано
Товарищи, опыт 321 школы по осуществлению педагогических идей А. С. Макаренко в значительной мере беднее и по сути дела довольно...
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconИнститут усовершенствования учителей
Из бумаг Н. А. Лялина, преданных мне, zт, как-то давно его родственниками. Слегка мною, zt, отредактировано
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано icon[Примерно 1947 год. Слегка мною, zt, отредактировано
Школьная администрация и учителя привлекают школьную ученическую организацию к участию в устройстве школьной жизни и используют её...
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconЧтобы жизнь принесла плод
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconДокументы из коллекции баронессы марии врангель гуверского архива США по истории российского зарубежья
К числу таких источников относятся и представляемые в данной публикации документы из Архива Гуверовского института войны, революции...
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconЛялин Натан Александрович (1902-1992); из его бумаг, преданных мне, zт, как-то давно его родственниками. Машинопись, 1-й экземпляр. / За научное решение
Лялин Натан Александрович (1902-1992); из его бумаг, преданных мне, zт, как-то давно его родственниками. Машинопись, 1-й экземпляр....
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconВеликий Инквизитор Хогвартса На следующее утро они собирались прочесть «Ежедневный Пророк» Гермионы от корки до корки, чтобы отыскать статью, которую упоминал Перси в письме
Профессор Трелони слегка дрожащими руками поплотнее закуталась в шаль и оглядела класс сквозь огромные линзы своих очков. Сегодня...
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconЛыкова Л. А., доктор исторических наук, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории (ргаспи) рецензия на монографию
...
Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconМежду мною и тобою

Машинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано iconЧто со мною происходит

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов