Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо icon

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо



НазваниеДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
Дата конвертации27.06.2012
Размер190.12 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
1. /МХК.docДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов


Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»


Место учебного предмета «Мировая художественная культура» в федеральном базисном учебном плане


Учебный предмет «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла. Изучение мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

«Мировая художественная культура» как школьная дисциплина отличается своеобразием и характеризуется рядом специфических качеств: мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, статусом предмета искусства, множеством подходов к его содержанию и методике преподавания (по Л. В. Ламыкиной).

В педагогической практике, в том числе и региональной, складываются определенные теоретико-методологические подходы, технологические алгоритмы, дидактическая база в преподавании МХК.
Это вызвано содержательным разнообразием МХК, связано с развитием отечественной культурологии, накоплением методики введения предмета в образовательный процесс, в воспитательное пространство школы, что и определило особенности преподавания МХК в настоящее время.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности. Выделение одного-двух наиболее характерных для целых эпох и культурных ареалов произведений изобразительного искусства или архитектурных комплексов гарантирует базу, без которой невозможно формирование полноценной картины мирового художественного развития и, соответственно, широкой мировоззренческой и эстетической позиции. Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость. Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т.д.)

На профильном уровне рассматриваются наиболее значимые культурные ареалы, представленные в трех разделах: художественная культура стран Азии (Индия, Китай, Япония), Африки (Египет), Латинской Америки (Мексика); художественная культура стран Западной Европы (Италия, Франция, Германия, Испания, Англия) и Северной Америки; художественная культура России. Отечественная (русская) культура выделена в отдельный блок, поскольку является приоритетной на территории России.

На базовом уровне федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета 70 часов, в том числе в Х и ХI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в учебных учреждениях художественно-эстетического профиля из расчета 6 часов в неделю, а в социально-гуманитарном профиле и филологическом профиле из расчета 2 часа в неделю.


Программно-методическое обеспечение процесса

преподавания МХК

Основное количество часов и программно-методическое обеспечение предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательном учреждении отражены в таблице:


Класс

Уровень

изучения

предмета

Программа

(автор, год издания)

УМК

(автор, год издания)

10-11

классы

1 час



Базовый



Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: программа для 10 -11 классов (базовый уровень) - М., «Академия», 2007.


Емохонова Л.Г.


1. Учебно-методический комплекс «Мировая художественная культура» для 10 класса (базовый уровень). - М., «Академия», 2007.

2. Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса. Базовый уровень. - М., «Академия», 2008.


1час


2 часа


6 часов


Базовый


Профильный уровень


Социально-гуманитарный профиль и филологический профиль


Художественно-эстетический профиль

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса 10-11 классы. - М., «Владос», 2005 г.


.



Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 10 класс: В 2 ч.: Ч. 1: Учебник. - М., «Владос», 2008.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: 11 класс. - М., «Владос», 2006.


Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 10 класс. - «Владос», 2006.






Следует подчеркнуть, что в Белгородской области преподавание предмета «Мировая художественная культура» рекомендовано осуществлять на основе учебников, утвержденных Министерством образования РФ и Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области (Приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №411 от 11 марта 2008).

Ниже представлены аннотации к учебно-методическим комплексам.

Учебно-методический комплекс Л.Г. Емохоновой


  1. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса. Базовый уровень. - М., «Академия», 2007. Учебник знакомит с художественной культурой Европы, Азии, Африки.

  2. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса. Базовый уровень. - М., «Академия», 2007. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень) дополняет учебник и нацелена на расширение представлений о развитии мировой художественной культуры Древнего мира и Средних веков. Вопросы и иллюстрации к урокам подобраны таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать более легким и увлекательным изучение учебного материала каждого урока, а с другой - более глубоко ощутить уникальность каждой культуры.

  3. Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. - М., «Академия», 2008. Методическое пособие составлено с учетом заложенного в Государственном стандарте общего образования принципа культурных доминант. Акцент сделан на основной идее культурного развития в изучаемых культурных ареалах. Выделяются четыре типа художественно-педагогических сверхзадач - погружение, постижение, сравнение, обобщение и четыре типа уроков - образ-модель, созерцание, исследование, панорама. Даются краткие конспекты уроков, сценарии наиболее важных и сложных уроков изложены подробно. Уроки снабжены ссылками на CD, тщательно подобранным дополнительным литературным и информационным материалом, схемами, рекомендациями по использованию музыкальных произведений.

  4. Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса. Базовый уровень. - М., «Академия», 2008. Учебник знакомит с художественной культурой Европы от эпохи Ренессанса до постмодернизма. Последовательно воссоздается картина становления, развития и смены основных стилей (Ренессанс, барокко, классицизм и др.), анализируются тенденции художественного мышления (романтизм, реализм и др.). Акцент сделан на тех видах национального искусства и тех памятниках, которые наиболее полно и наглядно дают представление об этих стилях и тенденциях. Русская культура рассматривается как неотъемлемая составляющая культуры общеевропейской. Внимание уделено шедеврам отдельных мастеров, поскольку, начиная с Возрождения, личностное творчество играет в европейской культуре главную роль. DVD-приложение содержит дополнительные материалы к учебнику - иллюстрации и музыкальные фрагменты.


Учебно-методический комплекс Л.А. Рапацкой


  1. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях. Ч. 1: Учебник. - М., «Владос», 2008. Задача курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. Автор выбрал из мировой художественной культуры то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало ее, взаимодействовало с ней, то, что является художественным наследием современности. В учебнике 10 класса освещаются проблемы культур Древнего Востока и средневекового Востока, становление европейской культурной традиции, основы русской национальной культуры.

2. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. Часть 2. - М., «Владос», 2006. Учебник входит в авторский комплекс, в завершенную предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания образования и федеральному компоненту стандарта, используется при организации базового и профильного уровней обучения в общеобразовательных школах и классах с углубленным изучением предмета.

3. Русская художественная культура. 10 класс. - М., «Владос», 2006. Учебник создан в соответствии с программой курса "Русская художественная культура" и знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства во всем многообразии его видов и жанров с XIX в. до 70-х годов XX в. Включает справочные и хрестоматийные материалы.


С целью осуществления выбора профилирующего направления деятельности старшеклассников в 9-х классах основной школы предполагается предпрофильная подготовка на основе введения значительного числа курсов по выбору (элективных курсов). Элективные курсы должны представлять специфику видов деятельности той или иной художественно-профессиональной сферы. Эти курсы не должны дублировать базовый курс. Содержание элективных курсов может углублять какой-то раздел учебных предметов: музыки, изобразительного искусства (предметно-ориентированные курсы), либо расширять их возможности через нетрадиционные и интегрированные курсы (межпредметные курсы). Набор элективных курсов должен иметь вариативный характер, а их содержание ориентировано на разнообразные проявления специального художественного или художественно-педагогического направлений.

Для формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному художественному направлению содержание элективных курсов предпрофильной подготовки девятиклассников может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы по предметам искусства, а также специализированных программ школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и учреждений дополнительного образования.

Продолжительность предметно-ориентированных курсов может быть четверть, полугодие; межпредметных – одна четверть, что связано с ознакомительным характером (Т.В. Челышева, 2003). Результативность обучения может быть отражена в таких формах контроля как: реферат, зачет, проект.

Примерный перечень элективных курсов

для учащихся 9-11 классов

1. Челышева Т.В. Медиакультура. Основы журналистики (специальное художественное образование). Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 56-66.

2. Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства /Т.В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 67-75.

3. Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи.- Профильная школа. - 2006.-№ 4. - С. 31-34.

4. Мун Л.Н. Синтез искусств.- Профильная школа.- 2006.-№ 2. - С. 36-45.


Характеристика видов контроля качества знаний по МХК


Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля выделяются следующие виды: стартовый, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). При желании обучающихся в качестве итоговой формы могут быть избраны: экзамен, защита проекта (реферата).

Практика показала, что из 4-х возможных форм проведения экзаменов (письменное тестирование, устный экзамен, собеседование и экзаменационный реферат) чаще всего применяются устный экзамен и реферат. Устный экзамен по «Мировой художественной культуре» сегодня является одной из самых распространенных форм итогового контроля. В процессе подготовки устного экзамена по МХК необходимо учитывать следующее: материал, который выносится на экзамен, должен быть обязательно изучен в классе вместе с учителем. Очень нежелательно выносить на экзамен материал, который ученики осваивали самостоятельно (в том числе в виде докладов). В состав билета для экзамена рекомендуется включить два-три вопроса: первый вопрос - исторический, второй вопрос - технологический, третий вопрос - практический.

Если билеты формируются из двух вопросов, то третий вопрос, который предполагает анализ произведения искусства, входит в состав первого вопроса. Произведение искусства берется из той темы, которая указана в первом вопросе билета. Решение о количестве вопросов в билете принимается учителем. Билеты утверждаются руководителем образовательного учреждения.


Деятельность методических объединений учителей МХК

по повышению качества образования


Вопросы повышения качества, эффективности преподавания «Мировой художественной культуры» должны быть в центре внимания муниципальных методических объединений учителей МХК. Анализ деятельности методических объединений выявил выполнение традиционных функций методической работы: информационной, компенсаторской, контрольно-коррекционной, адаптивной, в меньшей степени представлены новационные функции (диагностическая, прогностическая, исследовательская, обучающая).

В преподавании «Мировой художественной культуры» существует следующее проблемное поле: в педагогической практике учителей преобладают репродуктивные методы обучения, традиционные типы уроков; в некоторых школах нет учебников по МХК; недостаточно используются ИКТ; преподавание МХК осуществляют учителя-совместители. В 2008-2009 учебном году на заседаниях методических объединений целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. «Мировая художественная культура» в новом поколении стандартов.

2. Организационно-педагогические условия повышения качества образования в системе урочной и внеурочной деятельности по «Мировой художественной культуре».

3. Концепция этнокультурного образования в России: организация, содержание.

4. Совершенствование методики преподавания предмета «Мировая художественная культура».

5. Полихудожественное воспитание и интегрированное обучение школьников в системе уроков МХК.

6. Патриотическое, гражданское воспитание школьников в системе урочной и внеурочной деятельности по «Мировой художественной культуре» (с учетом регионального - этнокультурного - компонента).

7. Мониторинг в системе урочной и внеурочной деятельности по «Мировой художественной культуре».

8. Использование ИКТ в преподавании МХК.

Следует обратить внимание на разнообразие форм организации и проведения заседаний методических объединений: лекция, теоретический семинар, конференция, экскурсия, творческая дискуссия, творческий диалог, гостиная, Час коллективного творчества, методический фестиваль, деловая игра, ярмарка методических идей, методический тренинг, встреча за круглым столом, авторская мастерская, педагогическая выставка.


Работа с одаренными детьми


Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. При разработке системы работы по МХК с одаренными детьми следует обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Следует руководствоваться следующими принципами организации педагогической деятельности с одаренными детьми: разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Целесообразно в программу «Одаренные дети», по которой работает школа, ввести позиции, направленные на разработку индивидуальных образовательных маршрутов культурологического профиля: расширить сферы образовательных услуг для детей с повышенной мотивацией к обучению через включение в учебный процесс авторских методик, использование разнообразных форм (групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; объединения по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах, конкурсах, проектах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны; персональные выставки).


Современные требования к уроку МХК


В методике освоения содержания предмета «Мировая художественная культура» приоритет деятельностного и практикоориентированного подходов выражается в отказе от господства суммы знаний и выдвижении на первый план различных способов познавательной деятельности. При изучении «Мировой художественной культуры» прежде всего упор делается на формирование специфических форм деятельности: развитие восприятия по модели «функция – активный зритель/слушатель» и как результат – активное «присвоение» феномена культуры; развитие интерпретаторских способностей по модели «функция – исполнитель» и как результат – сотворчество учащихся, основанного на развитии воображения, ассоциативного мышления, способности импровизировать. Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении «Мировой художественной культуры» предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал.

При разработке системы уроков по МХК необходимо учитывать приоритетные направления в методике преподавания предмета (преемственность на разных ступенях образования, реализация внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, реализация личностно-ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов в соответствующих технологиях обучения); современные тенденции в преподавании культурологических дисциплин, МХК:

- комплексное использование культурологического, аксиологического, личностно-ориентированного подходов в преподавании дисциплины;

- конструирование содержания в соответствии с принципами культуросообразности, наглядности, диалогичности, интегративности;

- проведение различных видов комбинированных и нетрадиционных уроков;

- сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых, проектных методов; методов развивающего обучения (в т.ч. метод художественно-педагогической драматургии); технологии интегрированного обучения на основе межпредметных связей;

- творческое применение методов на разных этапах урока: этапа восприятия - усвоения - методы монологически - диалогического обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, визуальное изучение явлений и приобретение зрительно-звуковой информации, демонстрация и иллюстрация, самостоятельная работа с источниками;

методы этапа усвоения-воспроизведения: собственно воспроизведения (проблемная, игровая ситуация, поиск-эксперимент, закрепление); методы диагностики и получения обратной информации: опросно-ответный метод, тестирование;

- углубление значимости самостоятельной работы обучающихся (проектные задания, научно-исследовательская деятельность, доклады, творческие авторские работы, в том числе с использованием Интернет-ресурсов);

- применение различных приемов: эмпатия, интервью, раскрытие истории культуры через одну судьбу (выдающегося деятеля культуры или наоборот, рядового члена сообщества);

- использование здоровьесберегающих технологий, возможностей арт-терапии, тренинговых, релаксационных техник;

- учет национально-регионального (этнокультурного) компонента в преподавании МХК, в том числе при интеграции художественного краеведения и музейной педагогики;

- расширение применения на уроках информационно-коммуникационных технологий (формирование банка презентаций, мультимедийных материалов, наглядных пособий, дидактического материала, которые могут изготовлять и обучающиеся);

- интеграция уроков МХК и внеурочной деятельности, дополнительного образования: во внеклассной и внешкольной работе помимо экскурсий необходимо проводить встречи с деятелями региональной художественной культуры; способствовать обязательному посещению театров, выставок; организовывать поездки по памятным местам Белгородчины.


При подготовке к урокам рекомендуется использовать Интернет-ресурсы: http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв.; http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон»; http://www.visaginart.narod.ru/ - галерея ИЗО по эпохам и стилям; http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы; http://www.huntfor.com/arthistory/ - обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам; eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству; artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству; http://www.museum.ru - портал музеев России, переход на официальные сайты музеев городов России; http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

Дополнительную информацию по методике преподавания искусства можно получить, используя поисковые системы Интернет: Alta Vista (http://www.altavista.digital.com); Excite (http://www.excite.com); Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru).

При введении регионального материала можно использовать следующие издания: Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.; Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. - Белгород, 2000.; Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины.- Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П. Белгородский народный костюм. - Белгород: Истоки, 2005.


Повышение качества, результативности в преподавании МХК связано с наличием материально-технической базы образовательного учреждения: отдельного кабинета образовательной области «Искусство», который выполняет три основных функции: он является «мастерской для творчества учащихся», «местом знакомства с шедеврами искусства», «музеем детского творчества». Кабинет должен обеспечивать возможность не только демонстрации художественных материалов, использования ИКТ, но и размещение сменных экспозиций творческих работ учащихся.

Необходимо учитывать тот факт, что художественное образование тесно связано с духовно-нравственным, гражданско-патриотическим воспитанием. Целесообразно обратить внимание на связь «Мировой художественной культуры» с «Православной культурой»: на сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. Основным критерием результативности преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения Белгородской области в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значи­мом поведении и деятельности.


Ректор ГОУ ДПО С.П. Тимофеев

Белгородский региональный

институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки

специалистов


Исполнитель: Т.А. Приставкина









Похожие:

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
Ации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранными языками...
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Методические рекомендации
Года в преподавании иностранных языков в средней школе и при составлении календарно-тематического планирования в 2008-2009 учебном...
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconИнструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов Классный журнал это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconКубанский
Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов (иппк) на обучение по программе профессиональной переподготовки
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconДокументы
1. /письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области о проведении...
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconДокументы
1. /письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области о проведении...
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconДокументы
1. /письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области о проведении...
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconРеферат слушателя курсов повышения
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconРеферат слушателя курсов повышения квалификации х-1 учителя химии моу сош №1 р п. Новоспасское Богдановой Кадрии Шазамовны по теме: Подготовка учащихся к егэ по вопросу В4 «Гидролиз солей»
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо iconГлавное управление образования Воронежской области проводит в феврале-мае 2008 года V межрегиональный молодежный фестиваль «интернет и мы»
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов