Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе icon

Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе



НазваниеГрупповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе
Дата конвертации21.05.2012
Размер80.52 Kb.
ТипУрок

Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе


Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя не только в личностно-ориентированной педагогике, но и еще в «старой», «советской» школе, является групповая работа. Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, химии, физики, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.

Групповая форма проведения занятий имеет ряд крупных преимуществ перед фронтальной и индивидуальной формами:

  • во-первых, это психологический аспект – при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль;

  • во-вторых, упрощается процедура проверки работы учителем (вместо 25 –35 работ ему нужно проверить 6 – 9 групповых отчетов).

Вместе с тем у групповой работы есть ряд существенных недостатков, понимание которых необходимо для их преодоления:

  • часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т.е. будет несправедливой;

  • неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;

  • наконец, в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа.

Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы. Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.




Способ формирования группы

Достоинства
^

Недостатки и пути их преодоления


1

По решению учителя


Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)

Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся (необходимую информацию может дать социометрия)

2
^

По желанию учени-ков


Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше

Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую)

3
^

По знакам Зодиака


Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; совместимость в группах, неожиданные сочетания учеников

Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все трины представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остается вопрос о силе групп

4

По набору лидеров (первым по рейтингу 5 - 7 ученикам пред-ставляется право набрать себе группы)1

Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда

Психологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета коэф-фициента трудового участия, см. ниже)

5

По стилю интеллек-туальной деятель-ности (эрудит – критик – генератор идей)

Максимальная эффек-тивность труда, большой творческий потенциал групп

Не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована

6

По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам

Эффективность работы, мотивированность соче-тания учеников в группах, неожиданность состава

Требует больших предвари-тельных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет

7

Комплексный подход (по 2, 5, 6, возможно, 3, учитывая 4)

Учитывается большой круг психологических ас-пектов личности (от сов-местимости до типа ВНД), максимальная эффектив-ность

Громоздкие и сложные расчеты, отсутствие соответствующих ком-пьютерных программ, которые могли бы упростить процедуру расчета, разная сила учеников в группе (нужен расчет коэффи-циента трудового участия)

Применение рейтинговой системы к оценке знаний учеников на отдельном уроке (а не только к тематическому, семестровому или годовому итогу работы учеников) может помочь в преодолении некоторых недостатков групповой работы, в том числе – такого сложно корректируемого показателя, как вклад каждого из членов группы в общий результат, и оценка этого вклада. Одним из приемов, хорошо работающих в системе накопительного рейтинга, является расчет коэффициента трудового участия. Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат. Наиболее удобным способом деления учеников на группы в этом случае является 4-й способ – набор групп руководителями из числа сильнейших (первых по рейтингу) учеников.

Поясним на примере. Допустим, ученикам предстоит выполнить на спецкурсе сложное большое групповое задание, максимальный балл за которое равен 8 (уже отмечалось, что накопительный рейтинг, полностью свободный от привязки к стандартной четырехбалльной системе, в котором баллы определяются исключительно сложностью задания, особенно хорошо работают на факультативах и спецкурсах). Для выполнения работы первые по рейтингу ученики набирают по очереди из остальных одноклассников группы и приступают к выполнению задания.

За несколько минут до окончания занятия после сдачи групповых работ ученики рассаживаются по своим обычным местам. На небольших листочках они записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию руководителя и отметив галочкой свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат, и сдают учителю. Например, это может выглядеть так:

Николаев – 30%

Бережная – 35%

Михайлова – 20%

Волгин – 15%

По всем ответам составляется примерно такая таблица:


ФИО ученика

Количество баллов, выставленное ему:

Сумма %%

Сред-ний % (: 5)

КИУ

Николаевым

Бережной

Михайловой

Волгиным

Николаев

20

30

30

30

130

26

1,04

Бережная

35

30

35

25

160

32

1,28

Михайлова

25

20

20

20

110

22

0,88

Волгин

20

20

15

25

100

20

0,80

Пояснения:

  1. цветом выделены проценты, приведенные в примере выше;

  2. сумма складывается из мнения руководителя группы (того ученика, который ее набирал), умноженного на 2, и суммы мнений остальных членов группы;

  3. поэтому при подсчете среднего сумма делится не на 4 (количество учеников), а на 5 (количество мнений); для группы из n учеников сумма делится на (n + 1);

  4. коэффициент трудового участия находится по формуле

, для четырех учеников в знаменателе 25 %.

Теперь можно справедливо оценить работу учеников на уроке. Если групповая работа оценена в 7 баллов (из 8 максимально возможных, см. выше), то «чистый» балл, который получат ученики за эту работу, получаются путем перемножения группового балла на личный рейтинговый коэффициент:

Николаев – 7 * 1,04 = 7,28

Бережная – 7 * 1,28 = 8,96

Михайлова – 7 * 0,88 = 6,16

Волгин - 7 * 0,80 = 5,60

(Для вдумчивого преподавателя, обращающего внимание на отношения в классном коллективе, выставленные учениками себе и другим членам группы баллы могут рассказать многое.)

Хотя такая методика имеет свои недостатки (она требует затрат некоторого времени, впрочем, не очень больших; не избавлена полностью от субъективности), она позволяет достаточно точно отразить личный вклад в общую работу в оценке, в индивидуальном балле. При желании преподаватель может и за собой зарезервировать право на выставление процентов трудового участия учеников в групповом деле, но только наравне с мнением учеников (учитель может быть более субъективен, к тому же он не работал с группой и не представляет «изнутри» вклада в общий успех отдельного ученика). При некоторой изощренности можно применять подобную методику и в других видах рейтинга, или просто устанавливать границы оценок в обычной четырехбалльной системе (например, 8 и более баллов - «5», 6 – 8 – «4», 4 – 6 – «3», меньше 4 баллов – «2»). В любом случае, применение коэффициента трудового участия позволяет повысить эффективность групповой работы, внеся в нее существенный элемент индивидуализации учебного процесса.


1 Обычно это делается так: эти 5 – 7 первых по рейтингу выходят к доске и по очереди вызывают к себе в группу одного из сидящих в классе учеников.

2 Кстати, интересный способ ранжирования учеников – силами самих учеников, по их мнению.




Похожие:

Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconИнформация по гимназии №4 им. А. С. Пушкина о работе научного общества учащихся «Открытый мир»
Групповая. Организована работа в малых группах по подготовке учащихся 1 – 11 классов к олимпиадам по предметам; факультативные курсы;...
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconУправление образовательным процессом (групповая форма организации учебной деятельности)
Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика...
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconШкольное методическое объединение учителей русского языка и литературы Методическая тема: «Управление познавательной и творческой деятельностью учащихся на уроке и во внеклассной работе» Руководитель шмо: Ткалич Татьяна Владимировна Сведения об учителях
Методическая тема: «Управление познавательной и творческой деятельностью учащихся на уроке и во внеклассной работе»
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconКонспект открытого урока русского языка
Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование...
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconЯ сегодня на этом семинаре, потому что…
Слагаемые успешности ученика на уроке… понимание, ради чего организована работа, и справляемость
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconПрезентация по теме урока, опорный конспект. Ход урока 1
Форма организации учебной деятельности учащихся – групповая работа и индивидуальная
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconМетодические рекомендации по организации контроля учебных достижений учащихся I определение учебных достижений учащихся
Практика подсчета неудач и промахов ученика сохраняется до сих пор. Современные требования к контролю учебных достижений ученика...
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconРабота по геометрии ученика(цы) 9 класса Укажите соответствие названия с рисунком геометрических тел
Работа по геометрии ученика(цы) 9 класса
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconПротокол №1 собрания трудового коллектива моу «Лицей №1» с. Атажукино, родителей учащихся и общественности села от 11 марта 2008 г. Присутствовало: 78 человек. Повестка дня
Обсуждение Комплексного проекта модернизации образования в кбр и плана участия лицея в кпмо
Групповая работа учащихся на уроке и «Коэффициент трудового участия» ученика в общей работе iconИсследовательская работа ученика 9 класса Садыкова Радика
Цель: Воспитание бережного отношения к окружающей среде на основе знаний о закономерностях развития природы и общества, умений соблюдать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов