Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма icon

Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма



НазваниеНекоторые философско-экономические аспекты гуманизма
Дата конвертации27.06.2012
Размер118.94 Kb.
ТипДокументы

НЕКОТОРЫЕ ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗМА


Галкин В.П., Попов Ю.А.


Гуманизм – категория этики, разновидность морали, раздел аксиологии. Анализируя сложившуюся на сегодняшний день в области гуманизма ситуацию, приходится говорить о «простых» и «очень простых» в прошлом вещах, смысл существования которых практически потерян. Это такие категории как совесть, правда, ложь, духовность, самоотверженность и т.п. На место гуманистических категорий пришли экономические. Проблема гуманизма в своей сущности содержит ряд неразрешимых, в общем случае, противоречий, о которых стараются не говорить. Существуют определенные «фигуры умолчания». Правда оттого, что делается вид, что этих противоречий не существует, они в действительном мире не исчезают. «Гуманизация экономики» при буквальном понимании звучит примерно так же, как «жареный лед».

Реализуя технологию достижения цели, приходится отвечать на три основных вопроса: «Что надо?», «Что есть?», «Что можно?». Мир устроен таким образом, что между ответами на эти непростые вопросы зачастую сияют непроходимые пропасти. Нам может казаться, что мы очень близки от цели, что ответы удалось свести в единое целое, а фактически мы к ней не только не приблизились, а напротив - удалились. Подобная ситуация может сложиться и на пути к «гуманистическому обществу». Как показывает многовековой народный опыт «дорога в ад вымощена благими намерениями».

Вообще-то, вопрос «что надо?», является целеполагающим, и требует определения реальных, а не мнимых, целей. Само целеполагание человеком базируется на той или иной индивидуальной модели настоящего мира и его будущего состояния, а также оценке своего места в этом мире. Неадекватность моделей мира обуславливает неадекватность целей, даже при самом добросовестном отношении к их постановке.

В общем случае цели – ориентиры, указывающие направление движения. Цель может быть одна, их может быть и несколько. Цель может быть достижимой и всего лишь системообразующей. Различают также стратегические и тактические цели, явные и неявные, благородные и низменные. Можно считать, что, сколько людей столько и целей, и даже если цель одна, то путей к цели все равно столько сколько людей. Можно считать, что целей столько, сколько и групп людей, объединенных одной целью, сколько дееспособных государств. Многим известно изречение: «цель определяет средства», но возможна и его модификация «цель определяют средства». Разница в одной букве, но смысл заметно другой. Учитывая множественность целей существования и множественность путей достижения этих целей, приходится констатировать, что достигнуть при этом взаимопонимания трудно и очень трудно.

Одной из существенных проблем сегодняшнего мирового процесса является сложность моделей, предлагаемых обществу для реализации. Во многих случаях предлагаемые модели, и определяемые ими ситуации, не до конца осознаются даже самими «разработчиками», не говоря уж о «пользователях».
Довлеет принцип «авось все само утрясется». Но и в случае «грамотной» проработки моделей, для того, чтобы было возможно их реализовать, требуется образованное, и не подверженное манипуляции, сообщество единомышленников (или народ). Современные «социальные конструкторы» в этом не заинтересованы по ряду причин, например:

1) как правило, находятся на службе у тех или иных глобальных манипуляторов и решают те задачи, которые перед ними поставили, а не те, которые требуются для разрешения объективно сложившейся ситуации;

2) в силу собственной глупости, лености и подлости: конкурировать с образованными оппонентами и манипулировать понимающими «что к чему» людьми, тяжело (проще не допускать повышения уровня образования населения: увы, ресурсы отдельной личности ограничены, а человек слаб);

3) в силу объективного непонимания ситуации, так как процессы действительно сложны; и т.п.

Какова основная цель существования людей и того, что называют «мировой экономикой»? На заре существования человечества цели были просты и естественны: жизнь, освоение окружающего мира (ориентирование в нем), борьба «за место под солнцем» в прямом смысле этого понятия. Со временем произошли некоторые «фазовые сдвиги» в самих ситуациях, их описании, понимании и возможности контролирования. То, что раньше решало одни задачи, сегодня их уже решить не может, то, что вчера порождало одни проблемы, сегодня порождает уже другие, то, что вчера решалось просто, сегодня неразрешимо…

Другими словами, по мере развития цивилизации произошло некоторое «смещение акцентов», и если древний человек убивал, как и животные, из соображений необходимости, то сегодня практически все в этой области деятельности осуществляется «на потеху публике».

Описание существующей ситуации - ответ на вопрос: «Что есть?» Какова ситуация в мире и откуда и как мы можем двигаться к цели - «Что можно?» Ответы на эти вопросы требуют пересмотра многих общепринятых и озвучивания малоизвестных «истин» и истин. Рассмотреть все в одном докладе не представляется реальным, поэтому ограничимся лишь некоторыми «набросками». Возможно, они позволят увидеть «картину в целом» тем, кто ее не видит, и укажут те места, которые «не видят» массы почитателей экономики, тем, кто все хорошо видит сам.

Не вдаваясь в подробности, которые достаточно очевидны, напомним, перефразируя К.Маркса, что ситуация «производство, для удовлетворения потребностей людей» к нашему времени превратилась в ситуацию «люди для удовлетворения потребностей производства (капитала)». Тема, многократно рассмотренная экономистами и писателями и благополучно «забытая» в связи с «особенностями человеческого менталитета». Тем не менее, приходится констатировать, что общественные отношения в современном мире стали существенно «негуманоидными» - антигуманными. Международное разделение труда – ни что иное, как целенаправленное уничтожение «непроизводителей». То есть раньше человек «жил и производил», сегодня ему тем или иным образом «запрещают производить», то есть, в силу превращения ситуации, «запрещают жить». Только стыдливо, забывают об этом упомянуть. В этом ключе сама постановка вопроса о «международном разделении труда» безнравственна и антигуманна. Так же безнравственны и антигуманны всякие разговоры о некоей «неэффективности» социалистической экономики и хозяйствования, которые мы порой слышим. В планетарном масштабе никто не привозит к нам с Марса или Юпитера новые технологии, устойчивую валюту, эффективные общественные отношения. А ведь с точки зрения «гипотетических марсиан», земная цивилизация крайне «неэффективна». Точно также крайне неэффективны наши жены, и дети: «какие бабки они могли бы зарабатывать на панели»? – вот сущность идеологии тех реформаторов, которые пришли к власти в России. Вот та идеология, которая господствует, с нашей точки зрения, в так называемых «цивилизованных» странах.

Здесь следует учесть, что человечество само по себе является негуманоидной системой, т.е. по отношению к человеку и отдельным группам людей, оно «внеморально», как и «капитал». Более того, то, что для отдельного человека и сообществ людей является «злом» (например, их уничтожение), для Человечества в целом является «благом». Вспомним «детскую» прибаутку: «меньше народа – больше кислорода». Проблема возможного 5-миллиардного геноцида поднималась на конференции ассоциации «Ученые за демократию и социализм» еще в 1993 году. Об этом говорили многие, в том числе один из авторов настоящих строк в секционном докладе «Ноев ковчег современности». Эта проблема не снята с повестки дня и до сих пор1. Хуже того, формально ситуация на Афро-Евро-Азиатском театре «военных действий» развивается пока в рамках того сценария, который тогда был «озвучен».

Еще в глубокой древности Аристотель делил некоторые виды человеческой деятельности на хрематистику и экономику. Сущность экономики – оптимальное ведение домашнего (тогда это было домашнее) хозяйства в «замкнутой системе»2, в условиях имеющихся в распоряжении «хозяина» собственных ресурсов: материальных, денежных, людских. Сущность хрематистики – ведение «домашнего» хозяйства в условиях «открытой системы»3. В «открытой системе» «хозяин» может привлекать к созданию собственных богатств внешние ресурсы: эксплуатировать наемных работников, заниматься мошенничеством, воровать, грабить, убивать, давать «деньги в рост» и т.п. Примерно такое «Открытое общество», внедряемое им и стоящими за ним силами в планетарном масштабе, по видимому, рекламировал в свое время Дж.Сорос у нас в СССР.

Аристотелем достаточно убедительно были показаны различия экономических и хрематистических систем, а также этичность и неэтичность наработанных там подходов к «ведению общественного хозяйства». Для хрематистических структур сам факт разоблачения их сущности является фатальным, поэтому их апологеты приложили огромные усилия в последующие две с лишним тысячи лет и сделали все, чтобы «легализовать» свою деятельность, и чтобы человечество забыло этот термин, упорно называя хрематистику экономикой. Делая вид, что планета является «Открытой системой». Осуществляется это достаточно эффективно путем внедрения особой манеры мышления и исследования процессов. Примерно та же ситуация сложилась и с системой эксплуатации людей как таковой. Одной из технологий эксплуатации человека человеком как раз и является экономика в целом, а также наука «экономика», как механизм создания «человека экономического». Теорию же эксплуатации выделяют в отдельную науку, которой как бы «никто не занимается».

Как обычно отмечают западные и отечественные исследователи, экономика является областью человеческих отношений. Основные экономические категории (понятия) именно с ними и связаны. Из экономических терминов основная масса является прямыми либо «превращенными» общественными отношениями. В первую очередь это такие веши как: сама экономика, политика, капитал, деньги, прибыль, товар, стоимость, цена, эксплуатация и т.п.

Наряду с этими существенную роль играют и некоторые другие категории, которые вынесены на периферию обсуждения «экономической науки». Обычно их скромно так подменяют «близкими по смыслу». Рассмотрим, например связку «продукт-товар».

Продукт – это то, что необходимо человеку, обществу или предприятию, чтобы существовать (сырье, полуфабрикат - в полном смысле этих слов). Нам в нашей непосредственной жизнедеятельности нужны именно продукты. Основное требование, предъявляемое к продукту – способность удовлетворять жизненно важные, насущные потребности отдельных особей и общества. Таким образом, к продукту мы должны будем отнести Вселенную, Солнечную систему, планету Земля, воздух, климат, территорию, на которой мы живем, воду, пищу, половые отношения. Все это дано нам природой. Но дано, как правильно отмечают, в ограниченном количестве. Природой дано также много вещей, которые нам «даром» не нужны, без которых мы можем прекрасно обходиться, в принятой терминологии эти вещи не являются продуктами. Предметы роскоши также являются продуктами, как данными нам самой природой, так и являющимися результатом человеческой деятельности. По мере развития цивилизации оказалось, что насущные потребности «с достаточной для практики точностью» удалось удовлетворить. Предметом «борьбы идей» стали предметы роскоши и связанные с ними общественные процессы, которые, как оказалось, обладают свойством втягивать в свою орбиту все и вся.

Товар – это то, что нам, в общем-то, и не нужно (излишний в конкретной ситуации продукт, ненужный продукт), - то, что мы с удовольствием обменяем на нужный нам продукт. Основное требование, предъявляемое к товару – быть способным обмениваться на то, что нужно нам. В современной терминологии – быть ликвидным. Основным условием существования товара является наличие кого-то, кто по той или иной причине считает данную вещь ему необходимой. Если этого кого-то нет, то вещь перестает быть товаром. Созданный либо приобретенный нами продукт имеет свойство «обращаться» в товар, если он становится нам не нужен, но сохраняет свои потребительские свойства (ликвидность), то есть - все еще нужен кому-либо.

Сравнение понятия товар с понятием продукт показывает, что товар это практически всегда предмет роскоши. То есть типичное современное товарное производство – область виртуальной деятельности, уничтожающей реальные ресурсы планеты и общества.

«Экономисты» нам внушают, что деньги служат средством обращения товаров: «с появлением денег прямой обмен товаров на товар (T1-T2) уступил место товарному обращению «товар-деньги-товар» в социалистической экономике (Т1-Д-Т2)» и «деньги-товар-деньги» (Д1-Т-Д2) – в капиталистической.

Вообще-то «правильная формула» обмена не (Т1-Т2), а (П1-Т-П2), в которой присутствуют как минимум две фазы (П1-Т1) и (Т1-П2). Причем продукт П1 не равен продукту П2 (П1?П2)4.

Другой «правильной формулой» «превращения вещей» на «рынке» будет «товар-деньги-продукт» (Т-Д-П), то есть основной участник рынка, человек-потребитель приобретает на рынке не товар, а продукт (то, что может удовлетворить его потребности). Человек-продавец может сидеть со своим товаром на рынке сколь угодно долго, но если нет покупателя, то он не продавец и рынок не рынок.

Внедрение рыночных отношений – превращение продукта в товар (П-Т) и его последующая продажа (Т-Д), не такое простое дело как это может показаться с первого взгляда. В условиях натурального хозяйства, когда потребности человека весьма ограничены и могут быть удовлетворены за счет собственных ресурсов, отдавать даже излишний продукт, особого смысла нет. Его можно инвестировать в самого себя по принципу: «Запас карман не тянет».

^ Систему общественных отношений, в которой человек захочет обменять свой продукт на деньги, надо еще создать. Говорить, что она появляется сама собой, будет очень большим упрощением. Как известно, такая система создается «правовым путем».

Если покупатель является еще и товаровладельцем, то он, теоретически, также может вступить в «рыночные» отношения как человек-продавец. Но формула «превращения вещей» останется все той же (Т-Д-П).

На второй взгляд может показаться, что эти акты купли продажи можно объединить. То есть человек приходит на рынок, продает свой товар, получает деньги и за них, в свою очередь, приобретает нужный ему продукт, который для кого-то является товаром. То есть свой товар с помощью «посредника» в виде денег он обменял на чужой товар. Но ведь реальная технология работы рынка не такова. Общеизвестно, что существует третий участник рынка, так как если его нет, то мы имеем обычный бартерный обмен товара на продукт (Т-П) и деньги в таком обороте просто не нужны. Реально имеем: товар первого участника с помощью денег превращается в продукт i-го участника - «товар1 – деньгиi - продуктi», деньги i-го участника становятся при соблюдении определенных условий деньгами первого участника «деньгиi - деньги1», и лишь затем он может осуществить превращение «товар 2 – деньги1 – продукт1». То есть мы имеем как минимум три акта превращения, каждый из которых не является тривиальным.

Появление посредника в виде денег выводит на арену общественных отношений превращение «деньгиi - деньги1», которое «стараются стыдливо не замечать», то есть знают все и иногда даже говорят об этом, но потупив взор. Суть этого превращения заключается в переходе денег от одного участника рынка, к другому. А этот переход может происходить не только в результате совершения акта «купли-продажи». Возможен также прямой (убийство, грабеж, воровство) или косвенный (путем мошенничества, «обоснованного» ценообразования) «отъем» денег.

Как видно из формулы «товар1 – деньгиi - продуктi - товар 2 - деньги1 – продукт1», для осуществления превращения требуется как минимум шесть компонентов, которые должны удовлетворять определенным требованиям. Эти отношения обеспечивают субъектам экономических отношений и экономистам «широкое поле деятельности».

Продукт может превращаться в товар, а товар в продукт в результате отъема его у производителя (эксплуатации природных ресурсов или человека), или же путем полноценного обмена (за счет воспроизводства ресурсов продуктопроизводителя в природе, равноценной «купли-продажи» в обществе). Механизмы эксплуатации могут быть самыми разнообразными.

Откуда берутся деньги? Из властных полномочий, (и) в результате договоренности. Монополия на эмиссию денег была внедрена тогда, когда обнаружилось что, при достаточно большом числе участников рынка, деньги являются хорошей ширмой, за которой можно прятать истинную сущность его участников, то есть - «деньги не пахнут». Аристократия родовая, родословную которой можно было проследить до «7 колена», стала замещаться «денежными мешками», началась ускоренная деградация общества. Возможные инфляционные издержки, достаточно легко можно периодически «сбрасывать» путем всевозможных «перестроек», войн и других «мероприятий».

После отработки технологии «товарообмена» продажа продукта стала «обязательной». Эту «обязательность» можно обеспечить несколькими способами. Самый распространенный и простой способ перевода продукта в товар – силовой (законодательное налогообложение), далее следует – заинтересованность «продавца» в продаже излишков для приобретения других продуктов и, наконец, его величество «случай». Не исключено, что именно отсюда проистекало требование дооктябрьских «реформаторов» 19 века вывести российское сельское хозяйство на уровень «товарного производства».

Поскольку денег в природе нет, а нам твердят, что их не хватает, то мы должны понимать, что если нам не хватает денег на: образование, развитие производства, защиту государственных (народов России) интересов, - то это кому-то нужно. Просто кто-то с кем-то «договорился», что проживающие на территории России народы не будут развивать собственные культуры, лечить своих больных, учить своих детей, защищать себя. Для этого не будут платить необходимых для нормальной жизни денег: рабочим, крестьянам, учителям, пенсионерам (в минимальной степени), военным, ученым и т.п. А платить будут другим и неважно как они будут при этом называться. Отсюда следует и ответ на вопрос «что можно?» и «чего нельзя?» в сложившейся ситуации.


1 Согласно «сценарию» «Ноевым ковчегом современности» является американский (преимущественно североамериканский) континент, а остальная часть планеты «очищается от населения «по возможности до нуля». Естественно все это происходит после уничтожения оружия сдерживания (ядерного) и экологически «грязных видов вооружения» (химического и, возможно, бактериологического). До этого момента на континентах искусственно поддерживаются очаги напряжения: религиозные, социальные, межгосударственные. Сценарий не исключает наработки и других технологий сокращения населения планеты. Тогда «отказ от его реализации» становится «легендой» показывающей «абсурдность постановки задачи о геноциде».

2 - таковой, кстати, является планета Земля и, соответственно, человечество. Применительно к реальному домашнему хозяйству близкой будет модель безотходного производства и максимальной экономии денежных средств.

3 - «открытость» системы относительная, каких-то ресурсов всегда не хватает в силу их физической (естественной) природы.

4 - для одного человека конкретный нож хозяйственная утварь, для другого он же оружие, для третьего музейный экспонат.







Похожие:

Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconНекоторые философско-экономические аспекты гуманизма
Существуют определенные «фигуры умолчания». Правда оттого, что делается вид, что этих противоречий не существует, они в действительном...
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconЦинизм и кинизм: философско-этические аспекты
Причем большинство людей используют это понятие в своей повседневной речи, подразумевая под ним лишь одно содержание и значение....
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconГорькая правда о пиве и табаке Москва «Философская Книга»
«сивушных масел». В заключении будут рассмотре­ны некоторые социальные и экономические аспекты употребления пива
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconФилософские аспекты проблемы коммуникаций В. П. Галкин, В. А. Мукин
В статье затронуты некоторые аспекты влияния свойств субъекта коммуникации, ограниченности его интеллектуальных ресурсов на возможность...
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconФорма 9 рейтинг-план
Правовые и экономические аспекты охраны окружающей среды. Экологическая документация
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconФилософско-Экологические аспекты консолидации демократии
«прикладными» вопросами, это может звучать несколько голословно, но существенная политизация предмета экологии свидетельствует о...
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconГалкин В. П. Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconГалкин В. П. Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые концептуальные аспекты инновационных возможностей Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова
Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconВизуализация и развитие. Некоторые аспекты современного мира воображаемых отношений

Некоторые философско-экономические аспекты гуманизма iconВалерий Анатольевич Лукин, сотрудник Государственного мемориального музея А. В. Суворова, аспирант Европейского университета в Петербурге царственный путь императора александра III: некоторые аспекты внутренней политики
Российской Империи на рубеже XIX-XX столетий, прерванное первой мировой войной и революцией. Потому в нижеследующем тексте делается...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов