Вы зашли на icon

Вы зашли на



НазваниеВы зашли на
Дата конвертации27.06.2012
Размер173.16 Kb.
ТипДокументы

Вы зашли на : http://zt1.narod.ru/doc/Ural-podvor.doc,

От: Зиновий Тененбойм. -


"Народное образование" 2005,6 со стр. 100 и дале.


Нина Целищева о Пермском разветвленном ПТУ с производственными участками "Уральское подворье".


[…] — Наверное, большей концентрации подростков с правонарушениями, с горьким опытом бродяжничества нет ни в одном другом училище открытого типа в нашей стране, — говорит директор Фаина Валисевич. — Но наша жизнь воспроизводит таких детей по нарастающей. И если не реабилитировать и не интегрировать их в общество сейчас, мы и не заметим, как создадим опасную для жизни общественную среду. Из "Уральского подворья" фактически отвергнутые дети выходят с востребованными специальностями, с навыками нормального общения и нормального поведения. А приходят они к нам привыкшие бродяжничать, воровать, из семей, в которых им ничего не может дать ни опустившаяся мать, ни вечно пьяный отец. По существу, это те же социальные сироты при живых родителях.


[…] Не буду подробно останавливаться на том, как создавалось это уникальное в стране образовательное учреждение. В любом деле главное — догадаться, родить идею, остальное — дело организаторской и педагогической техники и темперамент руководителя. […]


О любви к детям умолчу по простой причине: надоела эта сладкослюнная болтовня на фоне массового равнодушия к детям (и педагогического, и государственно-чиновного). К тому же убеждена: вряд ли можно полюбить 600 непутёвых охламонов, треть которых с начальным образованием, 42% условно осуждены или находятся под следствием. А вот взять на себя ответственность за их судьбу, постараться вылепить из этого безалаберного "теста" хороших людей, научить их трудиться — это оказалось и профессионально возможным, и человечески весьма достойным. Сладкие же слюни оставим нашим либералам…


С таким контингентом, как в "Уральском подворье", училище вполне могло быть специализированным закрытого типа. А педагоги учат подростков, дают им профессию, не отрывая от семьи, от привычного социума. Это не создаёт у ребят чувства "особого режима", близкого к тюремному. Они — обычные учащиеся профучилища. Хотя и сами осознают его нестандартность .. […]


Вылавливая в первый год ребят в прямом смысле в подворотнях, Фаина Васильевна, как хороший архитектор, уже проектировала будущие контуры училища, "открывая" для своих подопечных швейные цеха, столярные и слесарные мастерские, пекарню и парикмахерскую. Придумать такое в середине 90-х годов прошлого века мог только неисправимый фантазёр. "Уральское подворье" входило в жизнь, не имея ни собственной базы, ни здания. А время было тяжелейшее — разваливались предприятия, рушились колхозы и совхозы, нищало село. Вместо денег шли сплошные взаимозачёты. Сотрудники училища занимались тем, что меняли бензин на стройматериалы, стройматериалы на мебель.



— Самой трудной задачей было накормить ребят, — вспоминает Фаина Васильевна. — Администрация финансировала нас тогда по 1 рублю 68 копеек на человека. А ведь многие ребята на занятия приходили голодными. Для кого-то обед был стимулом не пропускать уроки. И мы не иронизировали по этому поводу, а стремились покормить учащихся не один, а два раза в день. Ходили с письмами по предприятиям, выпрашивали у кого что можно — от маргарина до тетрадок, искали попечителей, спонсоров. Помогли нам в этой сложной ситуации и учредители "Уральского подворья" — Комитет по образованию и науке Перми, областной Комитет по делам молодёжи, областной Центр занятости населения. Сейчас, по прошествии 10 лет, всё это укладывается в простое перечисление — лёгкое, динамичное. Но все мы знаем, что такое в нашей стране чего-либо добиться, да ещё если посетитель произносит слово "средства"… Вспомните, как вы получали в последний раз самую ничтожную справку в каком-нибудь "присутствии"…


Слово "коммуна" вышло из моды, хотя в его семантике ("общее") близкие нам понятия — общество, община, общинное сознание. Фаина Васильевна не боится, что её обвинят в консерватизме, в приверженности "отжившим ценностям". Как человек умный, со здравым смыслом, она прекрасно понимает, что отжило, а что вечно. Поэтому смело (и с полным на то основанием) называет училище Макаренковской "колонией беспризорников" в новых условиях. И поясняет, что понимает под новыми условиями:


● общество стало рыночным и требует от человека новых качеств и жизненных компетенций; ● у педагогов — иное учебно-воспитательное поле, в котором политизированную идею сменили правовые и демократические основы нового государства, повышается ответственность каждого воспитанника за свою судьбу; ● затянувшийся социальный кризис привёл к расслоению общества и появлению детей, оказавшихся в особо сложных жизненных ситуациях и зачастую вне образования; ● кризисное состояние семьи; ● засилье в средствах массовой информации пошлости и жестокости, сцен насилия.


А вот что "роднит" контингент "Уральского подворья" с прежней Макаренковской колонией: низкий образовательный уровень ребят; полное отсутствие в шкале ценностей позитивного нравственного и гражданского идеала; полнейшее отсутствие привычки к труду.


В этом новом педагогическом поле необходимы были и новые подходы, технологии. Вот что говорит об этом директор профучилища:


— Мы глубоко изучили творчество А.С. Макаренко и других выдающихся педагогов. На основании этого знания коллектив и определил приоритет воспитания трудом как основной принцип своей педагогики. Это помогло рационально определить и структуру училища, и направления его деятельности, в процессе которой учителя и мастера производственного обучения воспитывают ребят.


Антону Семёновичу воспитанников поставляли работники НКВД. Педагоги подворья сами "вылавливают" их в различных уголках Перми, поэтому открыли отделения училища в пяти административных районах города, чтобы приблизить место учёбы к местам жительства ребят, теснее взаимодействовать с различными службами, влияющими на судьбу подростков, с медицинскими и социальными работниками, с психологической службой района и так далее. Училище поддерживает сегодня отношения со 150 учреждениями и общественными организациями.


Во внутренней его жизни и в воспитательной системе Фаина Васильевна вместе с коллегами многое взяла у своего предшественника, великого педагога XX века А.С. Макаренко. Это прежде всего — коллективные начала в управленческой деятельности. Директор Валисевич умеет делиться властью, как любой демократичный и умный управленец. Только руководитель-бездарь, считает она, вечно боится, "как бы чего не вышло" и всё "подгребает под себя". Директор "Уральского подворья" полностью берёт на себя и ни с кем не делится только одним — ответственностью за всё происходящее в училище, за все недостатки, недосмотр, недодел. И требует строго со всех, но прежде всего — с себя.


Управлять различными аспектами деятельности училища Фаине Васильевне и её заместителям помогают общественный Попечительский совет, педагогический и методический советы. Высший орган управления — Совет училища, в который входят заведующие отделениями, главные специалисты, руководители служб (а их в подворье — десять: учебно-производственная служба; общеобразовательная; воспитательная; психологическая; медико-реабилитационная; социальной защиты; трудоустройства; административно-хозяйственная и другие). Воспитательная система носит название "Дорога к дому" и основывается на производственном труде, профессиональном самоопределении и профессиональном мастерстве учащихся.


Производственный труд в "Уральском подворье" — системообразующий фактор и воспитания, и обучения, непреходящая ценность особого рода.


Педагоги разработали учебные планы, программы и оптимальные вариативные модели обучения по 11 профессиям. Воспитанники получили возможность выбирать себе дело по душе, по силам, продолжительность обучения, желаемый квалификационный разряд. А уж коль выбрал свой путь, то и неси ответственность за свою судьбу, за успешность в обучении. Здесь никому не грозят пальцем, как в школе ("Ай-яй-яй, как тебе не стыдно!"), не упрекают в неумении ("вы что, дебилы?") — здесь дают в руки дело, учат делу, а уж само дело побуждает работать голову: постигать науку, необходимую для успешности в деле. Вопросы здесь прежде всего задают учащиеся — много вопросов. И ответы на них ребята получают не только на уроках, но и в процессе самого труда, в кружках различной направленности (их в училище больше 40), во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования.


Задумывалось "Уральское подворье" как училище-предприятие, в котором к услугам подростков не только учебные классы, но и мастерские, цехи. Таким оно и стало.


За десять лет накоплен опыт традиционных и инновационных форм организации трудовой деятельности, направленных на формирование устойчивой мотивации к труду, нового уровня отношений к делу, а значит, к себе, к людям, к окружающему миру, к своей профессии и к творчеству.


В начале года проходит представление профессий для первокурсников. Причём не словесный рассказ о том, что "все работы хороши — выбирай на вкус", а практическое представление разнообразных специальностей. Воспитанники 3-го курса проводят мастер-классы, демонстрируют свои профессиональные умения, рассказывают новичкам, как побывав в роли мастеров и испытав гордость человека труда, они почувствовали желание постигать все секреты и тонкости мастерства, чтобы стать успешным и в жизни. Эффективность такой профориентации очень высока: первокурсники практически сразу выбирают профиль обучения. В течение последующих лет наряду с учёбой проводятся устные журналы по профессиям, КВНы, экскурсии на предприятия, выставки, конкурсы профессионального мастерства, на которых выявляются лучшие по профессиям в группе и в училище. И уже вчерашние первокурсники проводят мастер-классы. Десять лет продолжается эта непрерывная трудовая эстафета от старших к младшим.


Чтобы повысить мотивацию к труду, к творчеству, совершенствовать профессиональные компетенции, в училище создан учебно-производственный центр, в составе которого 10 производственных подразделений-цехов: столовая, пекарня, столярная и токарная мастерские, парикмахерская, швейная и вязальная мастерские, кондитерский цех, малярная и мастерская цветоводства, отделение продавцов, подразделение платных образовательных услуг, гараж, бухгалтерия, юрист, отдел маркетинга. Деятельность учебно-производственного центра позволяет педагогическому коллективу:


● готовить конкурентоспособных на рынке труда специалистов; ● повышать квалификационный разряд воспитанников,

● давать возможность учащимся самостоятельно зарабатывать и улучшать материальное положение семьи;

● развивать творчество, инициативу, самостоятельность; ● формировать любовь к труду, уважение к людям труда.


Все подразделения центра возглавляют опытные мастера производственного обучения и мастера-дублёры из числа воспитанников. Так что реализована, по существу, вечная формула надёжного производственного ученичества: мастер и подмастерье.


Работа и обучение в центре ведутся во второй половине дня. В каждом подразделении сформированы производственные бригады.


Производственные мастерские, труд детей, рентабельность производства — всё это составляет вполне понятную гордость коллектива. Обо всём этом Фаина Васильевна рассказывала на конкурсе так вдохновенно, что её речь прерывалась аплодисментами. Послушаем её ещё раз, без эмоциональных деталей, — самую суть:


— В учебно-производственной пекарне, где мастером производственного обучения Евгения Михайловна Черных, бригада учащихся выпекает для торговых предприятий города булочки, рогалики, плюшки и другие хлебобулочные изделия — всего 12 наименований. А для торжественных случаев — и свадебные караваи. Реализуют продукцию наши мастера на основе договоров с сетью магазинов "Пятёрочка", с лицеями, профессиональными училищами, кадетской школой и 14 предприятиями и организациями города.


В кондитерском цехе под руководством мастеров Зои Михайловны Бурмакиной и Тамары Васильевны Онюшкиной работают бригады будущих кондитеров. Все изделия — от булочек и коржиков до пирожных и тортов — соответствуют качеству. Свою продукцию ребята реализуют в хорошо оборудованном торговом павильоне училища, где работают учащиеся-продавцы. В считанные часы раскупают жители микрорайона Перми эту сладкую продукцию. В книге отзывов — десятки записей от благодарных покупателей. Стоимость изделий ученического кондитерского цеха значительно ниже рыночной, это позволяет нам обслуживать социально незащищённые слои населения — пенсионеров, многодетные и неполные семьи. А это, как вы понимаете, создаёт училищу лучшую рекламу. Дети и подростки, посещающие наш магазин, внесли предложение — торговать мороженым и безалкогольными напитками. Мы учли это пожелание и оборудовали в павильоне четыре столика.


В швейной мастерской под руководством мастеров Веры Дмитриевны Вилисовой, Лидии Васильевны Багаутдиновой, Елены Александровны Сонинской портные шьют комплекты постельного белья, полотенца и салфетки, детское бельё, спецодежду для воспитанников и персонала, делают мелкий ремонт одежды, изготавливают сувениры. Юные модельеры разрабатывают сезонные коллекции одежды. Наша мастерица — третьекурсница Евгения Новикова отмечена грамотой на Всероссийском конкурсе "Серебряная нить" за оригинальность фасона и интересное решение модели.


А в вязальной мастерской под руководством мастера Калашниковой девушки вяжут джемперы, шарфы, шапки, учитывая направление современной моды. Делают вещи и своим товарищам по училищу из малообеспеченных семей, и по заказу службы социальной защиты для других клиентов, создают коллекции одежды, демонстрируя свою творческую фантазию, ремонтируют трикотажные изделия. Коллекция вязаных изделий, представленная на областной выставке "Образование и карьера" в 2003 году, получила горячее одобрение зрителей и принесла удовлетворение тем, кто трудился над ней с такой любовью и кропотливостью.


Самый многочисленный трудовой отряд у нас — это маляры-штукатуры. Под руководством Марии Андреевны Карпенковой, Валентины Ивановны Белослудцевой, Оксаны Игоревны Лыковой и других наших профессионалов высокого уровня ребята ремонтируют училище к новому учебному году,

квартиры выпускников детских домов,

подъезды домов, школы. В последнее время они осваивают новую специальность: мастер сухого строительства. Совместное русско-германское предприятие "Кнауф-партнёр" и один из попечителей училища обучили этому искусству юных мастеров, оборудовали специальную лабораторию для работы по новым перспективным технологиям строительства. Словом, сегодня "Уральское подворье" — это многоотраслевое производство…


[…]


Гордость директора понятна: сегодня в номенклатуре изделий молодых мастеров — сотни наименований предметов, необходимых людям, начиная от валов, болтов, различных осей до игрушек, шахмат, мебели, лотков для пекарни и так далее, и так далее. Оборот средств учебно-производственного центра составил в прошлом году более 2 млн. рублей.


Успехи мастеров, их фантазия и творчество представлены на традиционной выставке, которая так и называется — "Мастера и подмастерья". Казалось бы, дело это привычное — сколько их проходит, различных выставок! Но если традиционное дело организовано на принципах добровольности, сотрудничества и заинтересованности, то оно помогает на совершенно иной основе выстраивать отношения мастеров и воспитанников. В подготовке к таким выставкам ребята и мастера — партнёры, соавторы идей, что помогает раскрывать потенциал и учащихся, и их наставников. Проходят такие выставки во время семинаров, городских и областных фестивалей педагогических идей, открытых мероприятий и вызывают огромный интерес посетителей. "Ай да подмастерья, ну и молодцы! — слышится то у одного стенда, то у другого. И есть чему восхищаться: на выставке, проходившей, к примеру, во время фестиваля педагогических идей в отделении Чердынская в прошлом году, демонстрировалась коллекция причёсок с начала XIX века до наших дней, причём на фоне исторических костюмов и музыкального сопровождения причёски выглядели особенно эффектно. Работы воспитанников Ю. Зубовой, В. Кондаковой, Д. Мокрецова отличались хорошим вкусом, изяществом, культурой исполнения. Посетители аплодировали и ребятам, и их наставникам-мастерам Зое Григорьевне Ожгибековой и наставнику поваров Ларисе Геннадьевне Полыгаловой, питомцы которой в соседнем павильоне демонстрировали мастерство поваров, не уступающее известному герою романов Рекса Стаута.


Ребята после таких встреч преображаются: начинают верить в себя, окончательно избавляются от комплекса социальной неполноценности, с которым приходят в училище и живут до тех пор, пока не научатся что-то делать своими руками, за что получают вознаграждение. Понять их можно: несколько лет, вплоть до ухода из школы, они жили под постоянным прессом неудачников. А в юном возрасте это очень тяжёлые вериги, мешающие нормальному движению по возрастным ступеням. Такой ребёнок, придавленный ярлыком, останавливается, в конце концов, в развитии и — деградирует…


Как же распоряжается училище деньгами, заработанными трудом ребят в мастерских производственного центра? Часть из них идёт на оплату труда учащихся — производителям товаров и услуг, оплачиваются дополнительные работы по выполнению договоров и заказов. Прибыль, оставшаяся в распоряжении училища, распределяется так:


● 20% поступает в фонд развития мастерской, учебного класса, выполнивших заказ; ● 30% — в фонд училища; ● 10% — в резервный фонд и фонд социальной защиты; ● 5% — на поощрение сотрудника или коллектива сотрудников, нашедших заказчика и оформивших договор.


Процентное соотношение может изменяться с учётом рентабельности производства.


Трудовую деятельность педагоги училища понимают весьма широко. Поэтому здесь получило развитие совместное проектирование — совместная деятельность педагогов и ребят. Вот только некоторые проекты, дающие представление о творческих интересах детско-взрослого коллектива:


"Помоги себе сам!" — мотивационно-ресурсная программа; "Как достичь успеха?" — спроектированы создание и деятельность консультационно-досугового центра; "Кайф без наркотиков" — проект-победитель первого областного конкурса социальных и культурных проектов, определивший параметры и программу здорового образа жизни подростков в "Уральском подворье" (он стал основой огромной работы коллектива. Педагоги глубоко восприняли мысль В.А. Сухомлинского: "…Забота о здоровье — важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы"; "Нравственное воспитание" — программа формирования нравственной устойчивости у трудных подростков и соответствующий набор тренингов; "Радуга успеха" — проект-победитель второго открытого конкурса "Мир, в котором мы живём" Фонда гуманитарных инициатив "Добрая сила"; Интернет-клуб "Общение без границ"; Проект "Сами о себе" — видеофильмы "Маленькая страна, "Ищу себя!"; "Горизонт" — проект-победитель 2-го городского конкурса "Образовательные гранты"; "Моё Отечество" — проект организации военно-спортивного лагеря, одобренный Министерством образования РФ и признанный одним из лучших среди 20 регионов страны; "Цвети, земля!" — проект создания на прилегающей к училищу территории зоны отдыха совместными усилиями воспитанников и жителей соседних домов; "Мы не рабы сигареты!" — программа-тренинг преодоления привычки к курению; "Уральские фантазии" — проект создания кондитерской на базе училища; "Артель "Мастер" — проект создания своей артели по выполнению столярных работ в сфере малого бизнеса.


Трудовая деятельность учащихся чередуется с культурными программами, с содержательным досугом. Для этого в училище созданы все условия: работают музей, кафе, кинотеатр, разнообразные клубы по интересам, построена хоккейная площадка, открыты борцовский, атлетический и гимнастический залы. Клубкафе "Кайф без наркотиков" и кинотеатр "Горизонт" — новая форма самостоятельной деятельности подростков.


А.С. Макаренко утверждал, что "жизнь детского коллектива должна быть наполнена не радостью простого развлечения и удовлетворения её сейчас, немедленно, а радостью трудовых напряжений и успехов завтрашнего дня".


Сегодня радостью "завтрашнего дня" стали в пермском училище учебно-предпринимательский центр, акции "Чистый город", "Красава", лагерь труда и отдыха "Высота", программы "Экономика жизни", "Я — хозяин собственного дела", "Моя семья".


[…]


Как живёте, выпускники? Такой вопрос ежегодно задают своим бывшим питомцам педагоги училища. И это тоже — гуманистическая макаренковская традиция коммунаров. Жизнь на первых порах ставит такие преграды, что преодолеть их в одиночку бывает очень тяжело. На помощь и в этот период приходят педагоги.


А подготовка к трудностям постучилищной жизни начинается с 3-го курса. Учащиеся занимаются по специальной программе адаптации, задачи которой:


● научить думать о будущем, о способах рационального поведения; ● оказать содействие в трудоустройстве и продолжении образования; ● ознакомить с конструктивными формами самостоятельного "взрослого" досуга.


Реализация программы включает 4 этапа.


I этап: февраль, март. Занятия с воспитанниками 3-го курса ведут социальные педагоги, воспитатели, проводят анкетирование.


II этап: апрель. Идёт выстраивание контактов со структурами города, способными оказать помощь в трудоустройстве и социальной адаптации воспитанника после выпуска.


III этап: май, июнь. Проводится экспертиза готовности учащихся к выпуску, составляются индивидуальные планы постучилищной адаптации.


IV этап: сентябрь, октябрь. Проводится мониторинг постучилищной адаптации, сбор информации о трудоустройстве.


Во время занятий педагоги анализируют ресурсы всех сфер жизнедеятельности своих питомцев: семьи, окружения в училище, в социуме, круга непосредственного взаимодействия подростков (друзья, знакомые). С учётом диагностики проводятся дополнительные занятия с воспитанниками, соответствующие их потребностям.


Занятия проводят и специалисты по трудоустройству совместно с социальными педагогами, воспитателями по плану, включающему такие темы: "Права и обязанности"; "Экономические права"; "Твои цели" (обучение умению ставить цель, планировать свою деятельность); "Самопрезентация" (правила успешного устройства на работу, умение составить резюме, "показать себя" в полном блеске); "Составляющие успеха в профессии" (способности, интерес, образование); "Планирование карьеры".


На занятиях педагоги не только информируют учащихся по той или иной теме, но и проводят тренинги, обсуждают наиболее актуальные проблемы, раздают буклеты со справочной информацией. Здесь звучат "Вопросы и ответы или всё, о чём вы хотели бы знать, но стесняетесь спросить…". Вопросы-консультации — самые разнообразные:


● Как вести себя в конфликте? ● Как избежать конфликта с окружающими? ● Что делать, если ты попал в трудную ситуацию? ● Куда можно обратиться за психологической поддержкой? ● Как приобрести друзей? ● Что делать, когда окружающие тебя не понимают, не хотят учитывать твоего мнения, требуют от тебя то, что им хочется, на что ты не способен? ● Как избавиться от назойливых друзей, которые пристают с предложениями выпить, покурить, понюхать "травку" или уколоться? ● Как стать уверенным в себе? ● Что делать, если у тебя трудности с учёбой? ● Что делать, если не хочется жить? ● Что делать, если ты потерял близкого человека и тебе без него очень плохо? Где можно найти помощь, если ты потерял кого-то? ● Где может получить помощь подросток, у которого проблемы с наркотиками?


Ответы на такие вопросы дают специалисты центров психологической помощи. Готовность учащихся к самостоятельной жизни определяют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии. Если уровень готовности недостаточен, воспитаннику предоставляется возможность продолжить обучение в училище по другой специальности. План составляется на три месяца с учётом пожеланий учащегося, данных анкетирования и рекомендаций комиссии. При составлении плана учитывается:


● состояние микроклимата в среде проживания; ● перспективы дальнейшего обучения; ● перспективы трудоустройства и профессиональной самореализации; ● стабильность физического и психического состояния, возможности лечения (в случае хронических заболеваний).


Отслеживают реализацию жизненных планов выпускников социальные педагоги и специалисты по трудоустройству. На протяжении трёх лет они изучают динамику адаптации, проводят анкетирование, посещают места работы, семьи и т.д.


Вот по какой анкете проводится опрос о первых шагах самостоятельной жизни: […]


Такое внимание к себе ребята высоко ценят: пишут письма, звонят, приходят на встречи с педагогами и сверстниками. Училище и после выпуска активно присутствует в их жизни. Об этом говорят письма выпускников: "Влился в коллектив нормально; что не получалось, старшие помогли", "В новый коллектив влился нормально, подружился со всеми".


Конечно, есть и сложности — разве жизнь бывает торной дорогой? "В коллективе меня не понимали. Долго не мог найти общий язык с мастером", "Не с кем посоветоваться. Мало отзывчивых людей, входил в новый коллектив сложно".


Но отрадно уже то, что 33% выпускников при опросе ответили: "Всё нормально". А 56% осознают, с чем связаны первые трудности самостоятельных шагов, корректируют своё поведение, продолжают учёбу, советуются со старшими товарищами. Ребята понимают, что преодоление трудностей зависит от их жизненной позиции, от их настроя: "Сначала ветер был в голове, а теперь взялся за ум", "Много ещё лени, а тут надо работать", "Во взрослой жизни на готовом не проживёшь", "Зарплату даром не дают. Надо хорошо работать"…


Позиция выпускников — подтверждение правильности выбранного педагогами училища курса на воспитание их самостоятельности и ответственности.


Такую вот "педагогическую поэму" на современный лад пишут педагоги "Уральского подворья". Волей своей и трудом…




Похожие:

Вы зашли на iconВы зашли на
См и не моё
Вы зашли на iconОт: Зиновий Тененбойм
Вы зашли на
Вы зашли на iconИ. Г. Песталоцци Pstl>. Фрагменты из 3-го письма г. H. Э. Ч
Вы зашли на
Вы зашли на iconВы зашли на
Неплюев Николай Николаевич (1851-1908) цгиа спб Псковская 18 : 14-3-16654 1870 г. (?)
Вы зашли на iconВы зашли на
То Фролов, как деревенский дурачок с писанной торбой, десятки лет носился с пресловутым "параллельное"
Вы зашли на iconСдавствуйте Вам представлен
Вы зашли на мой сайт. Если вы незарегистрированы Эта информация не для вас. Советую зарегистрироватся
Вы зашли на iconВы зашли на
Гесиод 8-7 в. (конец 8-го в.) до н э. "Труды и дни". Славит крестьянский труд. Противопоставляет свою поэзию героической как трезвую...
Вы зашли на iconВы зашли на
И церковь, и верующие бабки вольют / вовьют / вобьют в незрелые детские головы всякие мистические глупости, а это – очень плохое
Вы зашли на iconВы зашли на
В основе текст (со всеми опечатками), который в 1990-е набрал на моём тогдашнем компьютере мой приёмный сын Федоров Леонид Александрович....
Вы зашли на iconВы зашли на
Но если вы перечитали книгу, которую уже прочли однажды и знаете все замысловатые неожиданности сюжета, вы почувствуете, что не испытываете...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов