Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» icon

Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха»



НазваниеЗарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха»
Дата конвертации27.06.2012
Размер151.97 Kb.
ТипУрок
1. /Разработка урока Поучение Владимира Мономаха.docЗарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнесеребрянская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»


Зарождение и развитие в древнерусской литературе

поучительного жанра.

«Поучение Владимира Мономаха»

(разработка урока по учебному предмету «Православная культура»)

8 класс


Составитель: Верченко Вера Ивановна,

учитель православной культуры

второй квалификационной категории


Нижняя Серебрянка

2010

Класс: 8


УМК:

  • Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 300 с.

  • Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 128 с.

  • Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

Учебный предмет: «Православная культура»

Авторы учебника, учебных пособий: В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О. Н. Кобец.

Тема урока: Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха».

Цели урока:


  • Создать условия для знакомства с историей зарождения и развития поучительного жанра в древнерусской литературе, содействовать усвоению знаний о вкладе в формирование на Руси православной нравственности князя Владимира Мономаха, систематизировать знания учащихся о жанрах древнерусской литературы.

  • Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  • Воспитывать нравственные качества личности, чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славных деяниям предков.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, высказывания философов, кластер «Жанры древнерусской литературы», инфомационные материалы диска «Православная культура. 7-8 классы» В. Д. Скоробогатова, Т. В. Рыжовой, О. Н. Кобец.

Структура (план) урока:


  1. Организационный этап

  2. Этап подготовки к изучению нового материала

  3. Этап изучения нового материала

  4. Этап проверки первичного усвоения

  5. Этап закрепления пройденного материала

  6. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся

  7. Этап контроля и самоконтроля

  8. Этап коррекции знаний и способов действий

  9. Этап информации о домашнем задании

  10. Этап подведения итогов урока

  11. Этап рефлексии

Ход урока


  1. Организационный этап

Вступительное слово учителя

- Начать наш урок я хотела словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране – Дмитрия Сергеевича Лихачёва, его переводы древних произведений точны и понятны современному читателю.
«Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

(Д.С. Лихачев)

- Как вы понимаете слова Лихачёва?

- Согласны ли вы с его мнением?

  1. Этап подготовки к изучению нового материала

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Какие ассоциации у вас вызывает понятие «древнерусская литература»?

- Какова общая тема наших уроков православной культуры в 8 классе?

- Давайте с вами составим кластер на тему «Жанры древнерусской литературы».

Во время выставления карточек учащиеся дают определение жанров, называют произведения, относящиеся к ним.



















- Посмотрите на схему, которая у нас получилась, и найдите закономерность их расположения, разбейте на группы.

Одна группа: первичные жанры (житие, сказание, поучение, слово, повесть).

Вторая группа: объединяющие жанры (летопись, хронограф, патерик, четь-минеи).

Среди первичных жанров можно выделить – жанры древнерусского красноречия: поучение, слово, повесть.


  1. Сообщение темы урока, целеполагание.

- Укажите жанр древнерусской литературы, выпадающий из логического ряда первичных жанров, свой выбор обоснуйте. (Жанры древнерусской литературы, которые изучали на уроках православной культуры: житие, сказание, слово, повесть; поучение – не изучали.)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Тема сегодняшнего урока: «Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха».


- Какие цели мы поставим перед собой?

  • Познакомиться с историей зарождения и развития поучительного жанра в древнерусской литературе.

  • Узнать о жизни и деятельности князя Владимира Мономаха.

  • Проанализировать текст «Поучения Владимира Мономаха».

  1. Этап изучения нового материала

  1. Фронтальная беседа «История зарождения и развития поучительного жанра в древнерусской литературе».

- С распространением на Руси православной веры меняется уклад жизни: в отношениях между людьми, в отношениях в семье, в отношениях к труду, в воспитании нравственных качеств в самом человеке.

- Как вы думаете, на базе каких законов, правил? (Основных христианских заповедей).

-Давайте с вами вспомним, какие христианские заповеди мы знаем. (Заповеди Ветхого Завета, Заповеди Блаженства).

- Что мы знаем о Заповедях Ветхого Завета?

- Перечислите их.

- На какие группы делятся.

Десять заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай:

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему (со времени Воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье).

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

- Эти новые нравственные начала христианского образа жизни необходимо было воспитывать в подрастающих поколениях, для этого и появился очень популярный в древней литературе жанр – поучение.

- Как вы понимаете значение слова «поучение»?

- Подберите однокоренные слова: учить, учёный, поучать, научать.

- Давайте попробуем дать определение жанра «поучение».

- Поучение – это жанр древнерусской литературы, содержащий в себе наставления о жизни с целью учения, воспитания подрастающего поколения.

- Когда появляется этот жанр? (11 век)

- Какой мы можем сделать вывод о поучительном жанре в древнерусской литературе?

Вывод: Поучительный жанр в древнерусской литературе возникает с целью воспитания нравственных начал, основанных на христианских заповедях.

  1. Приём «Продвинутая лекция».

- Прежде чем мы начнём знакомиться с «Поучением Владимира Мономаха», мы должны иметь представление о жизни и деятельности самого князя Владимира Мономаха.

- Перед вами находятся вопросы, попробуйте ответить на них, отметив знаками «+» - знаете ответ, «-» - не знаете. Прослушав сообщение, попробуйте ответить на них, заполнив колонку «Узнал».

Вопросы

Знаю (+,-)

Узнал

Время правления Владимира Мономаха:




1113-1125

Почему он получил имя Мономах?




Имя Мономах (в переводе с греческого «единодержавный») досталось Владимиру Всеволодовичу от деда по матери, византийского императора Константина Мономаха.

Самостоятельная жизнь Владимира Мономаха началась с:




13 лет

В каком возрасте Владимир Мономах становится князем?




В 60 лет

Основные достижения в государственной деятельности:






  • подчинение Полоцкой земли;

  • объединение русских князей;

  • дополнение свода законов «Русская Правда»;

  • создание «Поучение».

  1. Выступление творческой группы «Владимир Мономах».

Сообщение учащихся о Владимире Мономахе

Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125) - великий князь Киевский, один из авторитетных и могущественных князей Русской земли, инициатор и участник победоносных походов на половцев. Правил в 1113 - 1125 гг.

Владимир Мономах - сын Всеволода, внук Ярослава Мудрого. Имя Мономах (в переводе с греческого - «единодержавный») досталось Владимиру Всеволодовичу от деда по матери, византийского императора Константина Мономаха.

С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Самостоятельная жизнь Владимира Всеволодовича началась в 13 лет, когда по поручению отца он отправился в Ростов. До своего 25-летия он успел покняжить не менее чем в пяти городах, совершить множество военных походов против половцев, поляков и своих двоюродных братьев.

Став великим князем в 60 лет, Владимир Мономах показал себя мудрым государственным деятелем и законодателем. Время его правления было самым цветущим в истории Киевской Руси. Мономах контролировал всю Русскую землю, используя накопленные для борьбы с кочевниками огромные военные ресурсы. Полностью была подчинена Полоцкая земля.

При Владимире Мономахе «Русская Правда» была дополнена важными статьями, ограничивающими злоупотребления ростовщиков, защищающих права крестьян и купцов.

Начало XII века - эпоха расцвета литературы и искусства на Руси. В это время появилась древнейшая русская летопись «Повесть временных лет». Выдающимся памятником древнерусской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха, в котором он призывает всех русских людей к единству и бескорыстному служению Родине.

Вывод: Великий князь Владимир Мономах был выдающимся государственным деятелем Киевской Руси, энергичным, предприимчивым, отличавшимся военными доблестями, гуманным и весьма образованным человеком. По словам летописцев, Владимир Мономах — образец добрых князей — при жизни приобрел народную любовь, так что навсегда оставил после себя громкую славу и добрую память.

  1. Знакомство с «Поучением Владимира Мономаха»

  1. Слово учителя

Текст «Поучения Владимира Мономаха» был обнаружен в Лаврентьевской летописи, которая написана в 1377 году. Это своеобразное собрание сочинений князя, состоящее из 3-х частей. Первая часть - само Поучение детям, вторая часть – автобиография, третья часть - письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

- На каком языке было оно написано? (церковно-славянском языке)

-Мы с вами познакомимся с переводом Д.С. Лихачёва.

- А начинается «Поучение» так:





- Что мы нового узнаём о Владимире Мономахе? (имя при крещении - Василий)

- Когда он пишет «Поучение»? Как вы понимаете фразу «Сидя на санях»? (Оно может иметь значение: «в преклонных годах», «на краю смерти». Значение его основывается на обрядовой стороне похорон. Перевозка тела умершего на санях была существенною частью древнерус­ского погребального обычая.)


- Кому оно адресовано?

2. Знакомство с текстом

- Сегодня мы познакомимся с первой частью собственно поучения детям.

  1. Этап проверки первичного усвоения

Фронтальная беседа

- Какое впечатление у вас сложилось?

- Какими «тремя делами добрыми», согласно «Поучению Владимира Мономаха», следует побеждать врагов своих? (покаянием, слезами, милостыней)

-Как можно получить милость Божию? (малым делом)

- Что, по мнению Владимира Мономаха, есть «основа всему» и к чему он призывает сыновей в своем «Поучении»? («Страх Божий имейте»)

- Про какого князя Владимир Мономах сказал в своем «Поучении»: «...отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран»? (про Всеволода Большое Гнездо)

- В чём текст «Поучения» перекликается с Заповедями Ветхого Завета? О чём это говорит?

- В чём смысл «Поучения Владимира Мономаха»?

- Какие советы князя вам кажутся актуальными и сегодня?

  1. Этап закрепления пройденного материала

Работа в творческих группах

Каждая группа отвечает на свой вопрос, формулирует основные тезисы.

1 группа: какие основы православной веры выделяет Владимир Мономах?

2 группа: какие советы даёт христианским людям Владимир Мономах?

1 группа:

  • Победить врага нужно покаянием, слезами и милостынею.

  • Малым делом можно получить милость Божию.

  • Не клянитесь Богом.

  • Священников чтите.

  • Основа всему – страх Божий имейте.

  • Посещайте церковь.

  • Прославляйте Бога.

2 группа:

  • Убогих не забывайте.

  • Подавайте сироте.

  • Не губите христианской души.

  • Гордости не имейте

  • Чтите старых.

  • Не ленитесь.

  • Остерегайтесь лжи, пьянства, блуда.

  • Чтите гостя.

  • Навестите больного.

  • Поприветствуйте человека.

  • Учитесь всему.

  • Творите добро.

  1. Этап контроля и самоконтроля

Работа в группах «Восстановите цитату»

  • 1 группа: вставить пропущенные слова и восстановить цитату из «Поучения Владимира Мономаха»

    Всего более убогих ______, но, насколько можете, по силам _____ и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, и ____ сильным ____ человека. Ни правого, ни виновного ____ и _____ убить его; если и будет повинен в смерти, то _______ никакой христианской души.


    кормите

    не губите

    не забывайте

    губить

    не давайте

    не повелевайте

    не убивайте

  • 2 группа: вставить пропущенные слова и восстановить отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

Бога _____, не ленитесь, _____ вас, не забывайте трех дел тех, не ______ ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни ____, которые иные _____ претерпевают, но малым ______ можно получить ______ Божию.


молю

голоданием

ради

милость добродетельные

делом

тяжки

Взаимопроверка цитат.

  1. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся

Приём «Тонкие и толсты вопросы»

Учащиеся по группам задают вопросы друг другу.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?...

Объясните почему…?

Что?...

Почему, вы думаете…?

Когда?...

В чём различие…?

Как называется?...

Предположите, что будет, если…?

Было ли?...

Согласны ли вы…?




Верно ли …?

  1. Этап подведения итогов урока

Повторительно-обобщающая беседа

- Давайте вернёмся к поставленным целям урока. Что мы выполнили?

  • Познакомиться с историей зарождения и развития поучительного жанра в древнерусской литературе.

- С какой целью создавались «поучения»?

  • Узнать о жизни и деятельности князя Владимира Мономаха.

- Что мы узнали о Владимире Мономахе?

  • Проанализировать текст «Поучения Владимира Мономаха».

- Что мы можем сказать о «Поучении Владимира Мономаха»?

- Какой вывод мы можем сделать? Достигли ли мы целей?

  1. Этап коррекции знаний и способов действий

Прием написания стихотворений по алгоритму: синквейна (поучение)


Вопрос

Требование

Пример

Кто? Что?


1

существительное

Колокольный звон.

Какой?


2

прилагательных

Величественный и нежный.

Что делать?


3

глагола

Звенит, зовёт, переливается.

Что вы думаете о теме?

фраза из 4 слов

В сердце храни, в жизни береги.

Кто? Что?

Новое звучание темы

1

существительное

Культура.

  1. Этап информации о домашнем задании

Параграф 5.5. с. 224-229

По выбору:

- Составить поучение (брату, сестре, однокласснику) по плану:

  • Зачин (обращение).

  • Поучение (советы).

  • Концовка (как пользоваться поучением, чтобы оно принесло пользу).

- Написать сочинение по «Поучению Владимира Мономаха».

По желанию: прочитать «Поучение Владимира Мономаха» полностью.

  1. Этап рефлексии

- Выберите то высказывание, которое вы хотели бы произнести в конце нашего урока. Свой ответ обоснуйте.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.

Чернышевский Н. Г.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Тютчев Ф. И.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Пушкин А. С.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель Монтень

В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

Джами

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым.

Тагор Р.

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Марк Твен

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Эмерсон У.


Против всего можно устоять, но не против доброты.

Руссо Ж.

Праздность — мать скуки.

Стендаль

Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.

Франклин Б.

Ленивые всегда собираются что-то сделать.

Вовенарг

Ум — око души, но не сила ее; сила души — в сердце.

Вовенарг

Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.

Горький М.

Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.

Аддисон Д.

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Вовенарг

Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков.

Владимир Мономах

- Как видим, представления о человеческих ценностях не меняются на протяжении многих веков. И во времена Владимира Мономаха, и в наше время они одинаково чтимы и значимы. Вот почему и сейчас, спустя много веков, мы обращаемся к произведениям прошлого, осмысливаем их содержание и суть, обогащая свой внутренний мир.

И пусть добрым напутствием вам прозвучат слова Д.С.Лихачева:

«Будем любить все русское, исконно русское … но будем неустанно учиться ценить и то…что таится нового в нас самих».

Список использованной литературы:





  1. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

  2. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 7-8 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 128 с.

  3. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 300 с.



Самоанализ урока:


Приложения к уроку:

Презентация «Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха».



Похожие:

Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconДокументы
1. /ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.doc
Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconДокументы
1. /XPECTOMATia/Берестяные грамоты.doc
2. /XPECTOMATia/Житие...

Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconДобрейшие читатели мои!
Владимира Мономаха, по-новому начинаешь смотреть на жизнь, ценить труд человеческий
Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Княжение Владимира II Мономаха...

Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconВопросы по истории экономических учений (2 курс в/о)
Зарождение классической политэкономии в Англии (У. Петти) Зарождение классической школы во Франции (П. Буагильбер)
Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconПрограмма праздника древнерусской письменности и славянской культуры Сроки проведения: 22 и 23 сентября 2007 года Место проведения: г. Екатеринбург переулок Университетский д. 7
Данный праздник проводится по инициативе Национального Фонда Древнерусской культуры в г. Москва и в других городах Российской Федерации,...
Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconСписок литературы для чтения летом. 6 Класс. Из древнерусской литературы: «Повесть временных лет»
Из древнерусской литературы: «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»
Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconДокументы
1. /ОТ ВЛАДИМИРА ДО ВЛАДИМИРА.doc
Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconЗарождение общества будущего
Все человечество достигнет по Замыслу Творца счастья, совершенства и вечности. Это не очередная философская или социальная утопия...
Зарождение и развитие в древнерусской литературе поучительного жанра. «Поучение Владимира Мономаха» iconУ. И. Франкфурт оптика движущихся сред и специальная теория относительности
Для каждой из этих областей были характерны особые экспериментальные и теоретические методы, в каждой были свои традиционные проблемы,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов