А. В. Применение икт на уроках английского языка icon

А. В. Применение икт на уроках английского языка



НазваниеА. В. Применение икт на уроках английского языка
Дата конвертации20.05.2012
Размер147.7 Kb.
ТипУрок

13.01.12 .Выступление на Круглом столе для учителей английского языка Баруткиной А.В.

Применение ИКТ на уроках английского языка

В Концепции модернизации российского образования в настоящее время определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.

Школа - часть общества со всеми его проблемами. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

I.

И так, что же такое ИКТ? (СЛАЙД 2) Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)– это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).


Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;

от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;

от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, надо составить план урока, исходя из его целей. При отборе учебного материала важно соблюдать основные дидактические принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

(СЛАЙД 3)

II.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой: в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов;

2. Урок проходит с компьютерной поддержкой: за несколькими компьютерами (обычно в компьютерном классе) работают все ученики одновременно или по очереди;

3. Урок, интегрированный с информатикой, проходящий в компьютерном классе;

4. Самостоятельное изучение (возможно, дистанционное) с помощью специальных обучающих систем.

При этом нельзя забывать о  санитарных нормах, касающихся времени работы учеников за компьютером. В связи с этим может быть удобен вариант, когда в классе постоянно находятся 1-3 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана урока предусмотреть момент, когда несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере, например, во время фронтального опроса или закрепления ранее пройденного материала.

Урок с мультимедийной поддержкой. На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети Интернет.

^ При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения: учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. Если школа подключена к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, и целью учителя становится формирование у учащихся навыков её нахождения и отбора. Это достигается с помощью проектов. Отдельное место в использовании ИКТ на уроках иностранного языка занимает проектная деятельность.Участие в проектах с использованием мультимедийных возможностей компьютера повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. (СЛАЙД 4)Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;

  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;

  • понимают необходимость межпредметных связей.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм, ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики. Защита проектов требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию; работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но мне нравится эта работа, потому что это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. (СЛАЙД 4)Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах. А проекты, созданные с помощью компьютерных технологий

  • служат средством реализации инновационных педагогических технологий, основанных на продуктивной деятельности обучающихся;

  • реализуют идеи педагогики сотрудничества;

  • способствуют самостоятельной, индивидуальной и групповой работе учащихся;

  • осуществляют интеграцию учебных предметов;

  • формируют глобальное мышление и видение мира.

  • изменяют позицию педагога: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников;

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности.

Урок с компьютерной поддержкой. Возможны варианты, когда учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

^ При закреплении пройденного материала учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками; тренажером и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

^ Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды. Возможны также самостоятельные экскурсии в сети Интернет, просмотр мультимедийных лекций, выполнение учащимися лабораторных работ (например, воспроизводя демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке, или проводя опыты, которые в реальном виде произвести по каким-либо причинам невозможно).

^ При подготовке собственных материалов к уроку для демонстрации в режиме электронной доски (один компьютер у учителя или с помощью специальных программ на экранах учащихся отображается то же, что у учителя) удобнее всего создавать презентации. Презентация - это мощный аппарат работы с текстом, диаграммами, таблицами, можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу и др. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде. Кроме того, при необходимости можно добавить гиперссылки на другие документы и программы.

^ Готовая учебная программа наряду с научно-познавательным текстом, всевозможными графиками, рисунками, таблицами включает тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную и справедливую оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Как правило, интерфейс таких программ интуитивно понятен, и при наличии электронного варианта теста (набранный текст, подготовленные графики, рисунки) оформить его можно в течение получаса.

Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой,) и в режиме offline (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.

(СЛАЙД 5) Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

общекультурное развитие обучающихся;

совершенствование навыков владения компьютером;

совершенствование языкового уровня;

создание благоприятного психологического климата;

повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

самоутверждение учащихся;

возможность реализации индивидуализации обучения;

реализация принципа обратной связи;

большие возможности наглядного предъявления материала;

исключение времени для написания материала на доске;

экономия расходования материалов учителем;

совершенствование процесса проверки работ учащихся;

повышение авторитета учителя;

сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

активизация навыков самостоятельной работы.

III.

(СЛАЙД 6) Опираясь на свой педагогический опыт, могу утверждать, что ИКТ - это мощный инструмент развития мотивации на уроках английского языка, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся компьютером.
Следует отметить, что использование компьютерных технологий позволяет сделать акцент не на вербальных методах обучения, а на методах поисковой и творческой деятельности учителя и учащегося. Следовательно, меняется и роль учителя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником. С помощью ИКТ можно сделать занятия более запоминающимися, более яркими, можно активизировать познавательный интерес учащихся, активизировать мыслительные процессы, привлекать пассивных слушателей к активной деятельности и, в конце концов, дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

Информационные коммуникативные технологии прекрасно подходят для формирования, развития и совершенствования навыков аудирования, чтения, письма.

Аудиодиски к учебникам, DVD диски с обучающими фильмами к учебникам, электронные учебники, интернет-ресурсы не только делают урок интереснее, но и повышают мотивацию изучения иностранному языку. На сайте http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/ есть раздел Listen and Watch . Этот сайт рассчитан на обучающихся 1 ступени. Обратившись к разделу Listen and Watch можно прослушать песенки и увидеть героев-исполнителей, прослушать короткие рассказы, новости, интересные для детей, а также поучаствовать в играх Listening games. Безусловно, применяя ресурсы этого сайта, формирование навыков аудирования пройдет незаметнее и безболезненней, так как помимо звучащего текста перед глазами ребят будет и печатный текст.

Также для формирования навыков аудирования и произносительной стороны речи можно использовать программу «Text Aloud». Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. Через мгновение напечатанное слово будет произнесено. Множество подобных программ можно найти в Сети.

На 2 и 3 ступенях обучения для развития и совершенствования навыков аудирования я использую ресурсы сайта http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/, где предлагаются для прослушивания высказывания монологического и диалогического характера на актуальную тему. Непосредственно перед прослушиванием текста можно ознакомиться с используемой лексикой, а после прослушивания выполнить задание, например, на восстановление диалога и здесь проверить правильность своего ответа.

  • examenglish.com – потрясающий сайт с изумительными по качеству записями и упражнениями.

  • gistguide.com – бесплатные материалы для подготовки к аудированию TOEFL и IELTS.

  • qenglish.com – упражнения на аудирование для подготовки к TOEFL, проигрываются только с помощью Real Player Plus.

Также рекомендую сайт esl-lab.com. Там вы найдете множество аудиофайлов с упражнениями, которые распределены по уровням: легкий, средний и сложный. Есть там и аудио-материалы для  TOEFL/TOEIC. После первого прослушивания с помощью мини-тестов, вы определите свой уровень восприятия в процентном отношении. Во время второго прослушивания вы можете посмотреть текст записи, а потом сделать упражнения на закрепление лексики. Владелец этого сайта, Randall Davis, также ведет и другие проекты по улучшению произношения:

  1. dailyesl.com (повседневные темы для начинающих),

  2. ezslang.com (разговорный американский сленг в диалогах, с разъяснениями и упражнениями),

  3. trainyouraccent.com (упор на американское произношение),

  • Мне очень понравился сайт www.elllo.org . Вы  можете прослушать интервью людей из разных уголков земли, так что со временем вы начнете слышать акценты и диалекты.

  • audioenglish.net – аудио-блог со скриптами, материалы распределены по уровням владения английским, а также по курсам Разговорный английский, английский для путешествий, бизнес английский и др.

  • Упражнения на заполнение пропусков в сенсационных новостях во время прослушивания вы найдете на englishclub.com.

  • На 5minuteenglish.com несколько аудио-файлов со скриптами, объяснение устойчивых словосочетаний, мини-тесты на понимание услышанного.

  • На 365 ESL Short Stories короткие истории для уровня intermediate с кроссвордами и диктантами.

  • Для тех, кто только начинает учить английский будут полезны озвученные самые распространенные разговорные фразы,

  • Если Вы хотите потренироваться печатать под диктовку, то попробуйте Диктанты (Сказки, Фильмы, Рекламы, Телефонный английский),

  • Если вы увлекаетесь историей, то вам будет интересно послушать 100 лучших ораторских выступлений Америки,

  • Сайт history.com также предоставляет видео и аудио материалы известных речей.

  • На 1-language.com бесплатные аудио-материалы со скриптами, без упражнений (в формате Flash Player).

Отдельно хочется выделить аудиокурсы:

  • FocusEnglish.com – аудиокурс американского английского, состоящий из озвученных диалогов на темы Eating, Fashion, Friendship, Housing, Money, Romance, Time, Traffic, Traveling, Shopping, Vacation, Weather, Work и др.

  • разговорный Американский аудиокурс по темам: Как вести беседу (знакомство, дружба, семья, хобби, языки, работа), За границей (который час, ориентирование по карте, как брать такси, в автобусе, здания, покупка билетов, заказ номера) По телефону (договор о встрече, в тур агенство, заказ билетов в кино, заказ номера в гостинице, скорая помощь, вызов доктора, заказ столика в ресторане, как оставить сообщение на автоответчик), Уроки (доклады, домашнее задание, выбор темы, одноклассники, посещение уроков), Короткие разговоры (Зигмунд Фрейд, образование планеты Земля, этимология английского и др.).

Информационные коммуникативные технологии применимы и для обучения чтению. Современные учебники переполнены и аутентичными, и адаптированными текстами, но они постепенно теряют актуальность. Разрешить проблему можно, зайдя на сайты интересующих газетных и журнальных изданий. Просматривая статьи в электронном варианте, используются и просмотровое чтение, и поисковое чтение, и чтение с полным пониманием.

^ Обучение письму с помощью ИКТ происходит с того момента, когда на клавиатуре набирается слово. Прекрасным способом для формирования, развития этого вида речевой деятельности подойдет, например, создание своего блога, или регистрация на международном сайте, где есть возможность общаться на английском языке в форуме или чате.

(СЛАЙД 7) –продолжение списка сайтов.

(СЛАЙД 8) Интернет сейчас предлагает множество онлайн тестов (при этом гарантируется конфиденциальность, то есть страх быть прилюдно порицаем за ошибки исчезает, наоборот, возникает желание пройти тест еще раз). Тесты существенный вклад делают в подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА( http://www.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал, предлагающий весь спектр образовательных услуг, учреждений, конкурсов, тестов и т.д.). Моим ученикам полюбились такие сайты, как http://www.future4you.ru/, http://english-exam.ru/, http://minobr.org/, http://www.nic-snail.ru/, на которых всегда можно найти интересный конкурс или поучаЂствовать в олимпиаде.


(СЛАЙД 9) Также следует упомянуть, что в англоязычной литературе выделяют пять видов учебных интернет - материалов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook) и вебквест (webquest).

Хотлист (hotlist) – «список по теме». Создается он просто, требуется лишь вести ключевое слово и вы получите нужный хотлист.

В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы и т.д. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны и использованы при изучении отдельной темы.

Трежа хант (treasure hunt) – «охота за сокровищами»- содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме, но в каждой ссылке указаны вопросы по содержанию сайта. Эти вопросы руководят поисковой деятельностью учащихся. В конце трежа хант учащимся задают вопрос на целостное понимание темы.

Сабджект сэмпла также содержит ссылки на различные интернет материалы, однако здесь необходимо не только ознакомиться с материалом, но и выразить аргументирванно свое мнение по проблеме.

Вебквест (webquest) – «интернет поиск»- включает в себя все компоненты указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Ра бота начинается с погружения в тему проекта. Затем учащихся делят на группы, и каждая группа знакомится с одним аспектом проблемы, изучив отобранные учителем материалы. Затем происходит перегруппировка таким образом, чтобы во вновь созданных группах оказались представители разных групп, с целью поделиться имеющейся у них информацией. Затем все возвращаются в первичные группы и сообщают полученную информацию своим одногруппникам, вступая в обсуждение. При таком обсуждении учащиеся должны высказать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия.

^ (СЛАЙД 10)

Итак, использование интерактивных технологий в педагогической деятельности является современной реальностью и необходимостью. Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам. Использование информационных технологий способствует развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, превращая процесс обучения не только в познавательный, но и интересный, повышая мотивацию к изучению иностранного языка, повышая уровень обученности, способствуя самообразованию.

(СЛАЙД 11)- используемая литература.


  1. Курганская Т.В. «Возможности применения информационных технологий на уроках английского языка с целью повышения мотивации изучения иностранного языка». Интернет-журнал «Z завуч.инфо». 08.06.2011

http://www.zavuch.info/metodichka/inostrann/english/jjkkkkkkk


  1. Ширинова Н.В. «Варианты использования средств ИКТ». Интернет-журнал «Z завуч.инфо». 25.03.2011

http://dev.zavuch.info/metodichka/inostrann/english/variv-ispol-sreds


  1. Ионов А.В. «ИКТ на уроках английского языка». Интернет-сайт сетевого образовательного сообщества «Открытый класс». 06.08.2011

http://www.openclass.ru/node/232044


  1. Никитина И.Н. «Урок английского языка с использованием новых информационных технологий» // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/213950/




Похожие:

А. В. Применение икт на уроках английского языка icon«Развитие коммуникативной компетенции на основе сотрудничества. Использование икт на уроках английского языка»
...
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconПлан-конспект открытого урока английского языка в 6 классе " What will happen to me?" Томина Н. Ю. учитель английского языка моу сош с. Грачевка
Цель урока: Активизация лексико-грамматического материала в ситуациях реального общения с помощью икт
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconТехнология интерактивного обучения на уроках английского языка Учитель английского языка мбоу «сош г. Бирюча»
Как построить обучение так, чтобы «разбудить» у учащихся активное желание говорить и общаться на английском языке и вместе с тем...
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconДоклад "Игры на уроках английского языка"
Нужна ли игра на уроке английского языка? Многие учителя считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Человеческая...
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconЛ. П. Богданова учитель иностранного языка мбоу сош №5 г. Нелидово Использование мультимедийных средств обучения на урок
Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) на уроках немецкого языка
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconИнтернет страница
Конспект внеклассного мероприятия в рамках недели английского языка (с использованием икт)
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconПо самообразованию
«Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского...
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconИкт в школе №306 с углубленным изучением английского языка Зулина О. А
Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и...
А. В. Применение икт на уроках английского языка iconДоклад на мо учителей английского языка подготовила учитель английского языка моу сош №4 Рублёвская Т. В

А. В. Применение икт на уроках английского языка iconДокументы
1. /Михельсон Т.Н. Успенская Н.В. - Практический курс грамматики английского языка/0 Содержание.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов