Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями icon

Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями



НазваниеКомпьютер на уроке биологии: ода с сомнениями
Дата конвертации21.05.2012
Размер156.54 Kb.
ТипУрок

Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями


Сказанная давно и по другому поводу фраза "Хороши все жанры, кроме скучного", приложима и к урокам. Но часто, стремясь уйти от рутины и монотонности, мы увлекаемся модным и невольно завышаем эффективность новых приемов и средств обучения, тогда как возможности существующих еще полностью не исчерпаны.


Можно ли представить современный урок биологии без использования вычислительной техники, современных телекоммуникаций? Вытеснит ли со временем компьютер весь набор оборудования школьного биокабинета? Этот вопрос достаточно сложен и не решен однозначно самим автором, проработавшим много лет как учитель-"меловик" (т.е. преподаватель, которому для объяснения любого, самого сложного материала, достаточно доски и мела), а сейчас работающим в Центре дистанционного образования… Сложен, спорен - и потому просто предоставим двум сторонам этого внутреннего спора – Оптимисту, стороннику использования компьютера в учебном процессе и Пессимисту, противнику его огульного повсеместного внедрения - самим выяснить узловые вопросы проблемы.


Оптимист. Коллега, давайте договоримся сразу: о тривиальном ни слова! Я не напираю на то, как это современно, Вы не рассказываете об излучениях, уставших глазах и прочем… Только по теме, только о родном: методических, дидактических, воспитательных аспектах…

Пессимист. Можно я тогда попробую сформулировать Золотое правило применения современных информационных технологий? Скажем, так:

^ То, что на уроке можно сделать лучше, эффективнее без компьютера, надо делать без компьютера.

Оптимист. Похоже, что нашу дискуссию Вы начинаете в лучших традициях Дейла Карнеги: ставите оппонента перед необходимостью соглашаться с Вами. Под таким правилом с удовольствием подпишусь и я. В чем же тогда предмет спора?

Пессимист. Наверное, в том, что Вы можете привести много примеров успешного использования вычислительной техники на уроках биологии, а я настаиваю на том, что эффективность зачастую кажущаяся, и не стоящая ни интеллектуальных, ни материальных затрат, в нее вложенных. В каждой ли школе есть компьютерный класс? Не тот, где безраздельно господствует преподаватель информатики и, как материально ответственной лицо, других предметников туда не пускает - а именно такой, где химик, физик или биолог смогут в нужный момент провести свой урок?

Оптимист. Класс для предметников, действительно, пока роскошь, которую могут позволить себе немногие лицеи и гимназии. Но зачастую в нем и необходимости нет. Многие задачи можно успешно решать с помощью одной машины.

Пессимист.
Вы хотите сказать – использовать компьютер для демонстраций? Не буду загонять Вас в угол вопросом о том, сколько стоит проектор, позволяющий вывести изображение с монитора на экран как слайд или кинофильм, сколько стоят большие экраны. Знаю: много. Но что Вы собираетесь показывать? Опять-таки - по Правилу: такого, что не сможете показать иначе?

Оптимист. Отвечу конкретно. Есть в курсе общей биологии лабораторные работы по изучению циклоза (кругового движения цитоплазмы) и митоза, деления клеток. До "эры компьютеров" часто приходилось идти на небольшой подлог: например, посмотрели ученики для приличия в микроскоп на препараты митоза в корешках лука, ничего там не увидели (иммерсионные объективы нужны) - а потом работают с микрофотографиями из "Атласа по цитологии" и схематическими рисунками, фазы ищут. Знаете, какой вопрос чаще всего задавали ученики? Почему хромосомы на всех схемах до расхождения изображаются в виде буквы "Х", а когда начинается расхождение к полюсам клетки - в виде двух галочек, направленных в разные стороны… Когда я нашел компакт-диск, на котором были видеофрагменты с митозом, красиво показывающие и на чистом английском языке комментирующие ход процесса, все стало иначе. Договорился, принес машину, включил видеофрагмент - и всем все видно, а вопрос отпал как очевидный. Кому не видно - пересадил задние ряды вперед и прокрутил фрагмент еще раз. Нагляднее не придумаешь!

Пессимист. Скромно так: "нашел компакт-диск"… А кто не нашел?

Оптимист. Ну, есть другой путь - в Интернет, во Всемирной Паутине. Чего там только нет! Электронные микрофотографии клеток, флуоресцентное окрашивание органоидов, видеофрагменты по эмбриологии, микропрепараты с тканями и возбудителями инфекций, анимации по молекулярной биологии и структурам мозга. И это при условии, что английский я знаю ровно настолько, чтобы отличить "Yes" от "No".

Пессимист. Это Вы правильно заметили: большинство ресурсов столь рекламируемого Вами рода не в Рунете…

Оптимист. Во-первых, далеко не все. Есть удачные российские и русскоязычные сайты. А во-вторых, с точки зрения пользователя Интернет не так уж важно, где лежит материал - в Алабаме, Шотландии или Сибири.

Пессимист. И школа (а то и учитель, который "ходит" во Всемирную паутину с домашней машины) разорится на трафике. Как видите, "сетевой" жаргон доступен и мне. Но давайте об Интернете поговорим отдельно. Будем считать, то пока наша школа к нему не подключена.

Оптимист. Вариант компакт-диска уже упоминался. Некоторые иллюстрации, например, несложную анимацию, можно сделать и самому. Вот еще один пример из практики: не понимал один класс у меня этапов биосинтеза белка на рибосоме. Пришлось после лекции перед практическим занятием сделать нехитрый мультик по рисункам в самом простом графическом редакторе - Paint'е. Главное было - наглядно показать последовательность событий! Уж простите за тавтологию…

Пессимист. А я в такой же ситуации предложил ученикам (впрочем, не сам придумал, выудил идею из научно-популярной серии "Эврика" 70-х годов прошлого века) написать звукоряд к этому процессу. Представить, что его удалось заснять на видео (Вас послушать - так это уже совсем недалеко от реальности), но без звука. Пользоваться обычными звукоподражаниями: "бух", "дзвяк", "щелк", "клац" и т.д., только написать, какой звук чему соответствует - и дальше саму последовательность звуков. Сами понимаете, на уроке задание сопровождалось пояснением, что к фильмам звук так и пишут - не во время съемок, а отдельно. Очень показательное задание! (Оптимист, тихо в сторону: Показательно для учителя, ученики же как не представляли последовательности событий, так и не увидели. Разве что оценки свои…) А один ученик даже записал на магнитофоне и принес кассету!

Оптимист. Сейчас мог бы и дискету! Совместить анимацию и звукоряд, благо, в компьютере можно найти много уже записанных звуков, для тех же настроек "Windows", например. Кстати, Вы подсказали неплохую идею: многие ученики гораздо более "продвинутые", чем многие преподаватели в вопросах аудио- видео- компьютеризации. При соответствующей мотивации они бы та-а-а-акой мультфильм - с цветом, звуком, объемным изображением! - могли бы сделать! А потом собрать их в каком-то общем фонде, записать на компакт и разослать по заинтересованным школам, взяв деньги только за пересылку да чистую "болванку" для записи. Представляете, сколько пользы бы принесло, сколько учеников интересовались бы наукой или хотя бы техникой!

Пессимист. И школы прекрасно выполняли бы функцию развлекания учеников. А учить навыкам интеллектуального труда? Уверен: в живую получается лучше. Например, работа с определениями. Ну не зазубривать же их ученикам?! Вот и учим, как самим формулировать. То предложу дать серьезное, наукообразное определение бытового понятия, и на нем выясняются основные моменты того, какова структура "правильного" определения. То списку терминов предлагается сопоставить ключевое слово или оборот, с которого начнется определение. То предложу алгоритм Цицерона ("Кто? Где? Как? Чем? Когда? Зачем? Почему?") - чтобы по этим вопросам строили свое определение. Или построить его "навыворот", от противного - как в старом биологическом анекдоте:

Пришел как-то к Кювье один автор энциклопедии и предложил оценить его статьи о животных, среди которых было и такое: "Краб - это маленькая красная рыбка, которая плавает хвостом вперед". На что Кювье, нашедший это определение великолепным, все-таки уточнил, что краб - не рыбка, далеко не всегда маленькая, не обязательно красная и не плавает…

А самую распространенную ошибку определений всегда можно проиллюстрировать примером из "Звездных дневников Йона Тихого" известного насмешника Станислава Лема о сепульках и сепулении.

Можете ли Вы привести примеры работ, которые на компьютере столь успешно развивали бы элементы логического мышления?

Оптимист. Вы упомянули алгоритмы - и сами ответили на свой вопрос. Есть виды работ, в которых алгоритмизация является основным, чему, собственно, надо научить - и что весьма непросто сделать. Например, работа с определителем (определительной карточкой) в курсе ботаники. Наберусь смелости сказать, что принцип построения определителя "теза - ссылка, антитеза - другая ссылка" усваивается в среднем 5-7% учеников. Большинство пытается подогнать имеющийся гербарный экземпляр под одно из описаний в определительной карточке или, если есть возможность, сравнить с рисунком. Конечно, ни учителя, ни дети не виноваты - работа требует таких мыслительных операций, которые формируются обычно в более старшем возрасте… Но согласитесь, что если этот принцип работы определителя проиллюстрировать веб-страницей, на которой теза реально имела бы ссылку и вела бы на следующую пару признаков, а антитеза посылала пользователя на свою пару признаков, было бы нагляднее и понятнее. Сама структура определителя так и просится в гипертекстовую разметку интернетовского документа!

Пессимист. А мне в той же ситуации пришлось искать другие пути, более или менее эффективные, не берусь судить. Мы с учениками рисовали "Дерево определения", которое дихотомически ветвилось на каждой паре "теза-антитеза", с простенькими иллюстрациями по бокам от "ветвей" - "лист узкий - лист широкий", "стебель гладкий - стебель опушенный" и т.п. Или еще один узкий момент школьной программы по общей биологии - задачи по генетике. Есть какой-то алгоритм решения генетических задач? А то у меня сложилось впечатление, что ученики либо схватывают идею и дальше просто "видят" задачу, сразу пишут генотипы и проч. - либо мучаются, как упомянутые Вами шестиклассники, перебором вариантов…

Оптимист. Если Вы читали "Пелагию и белого бульдога" Бориса Акунина не в виде книги, а на его сайте, то могли там найти созданный известным веб-дизайнером Артемием Лебедевым "Питомник бульдогов" (http://www.akunin.ru/knigi/pelagia/pelagia_i_belyi_buldog/pitomnik/). Чисто генетическая задача - есть собака определенного генотипа, требуется вывести породу с другим генотипом, есть объекты для скрещивания со своими наборами аллелей - выбирай и скрещивай! Впрочем, "Питомник" иллюстрирует, пожалуй, только случайность сочетания аллелей у потомков - алгоритм генетической задачи остается "за кадром".

Пессимист. С другой стороны, алгоритму работы с таблицей генетического кода (расшифровке аминокислотной последовательности белка по нуклеотидам ДНК и РНК) обучаются очень быстро самые закоренелые "двоечники". Возраст, что ли, развитие мозга достигло нужного рубежа?.. Интересно, в чем разница между этими, так похожими задачами - работой по определителю и таблицей генетического кода?

Оптимист. Наверное, в том же, почему так легко привыкает пользователь компьютера к работе с ПК. Специалисты по поведению животных и дрессировщики сказали бы, что оба вида деятельности самоподкрепляющимися, т.е. такими, в которых выполнение какого-то этапа работы служит положительным подкреплением, стимулом для продолжения деятельности. Плюс некий игровой аспект, плюс отход от типичного словесного мышления и опора на несложные операции… Так и до темы межполушарного диалога недалеко, проблема типичной ориентации средней школы на воспроизведение словесного материала и ее бесконечную "левополушарность"…

Пессимист. Вы затронули важную проблему: чему, собственно, учить: набору фактов или способам работы и навыкам усвоения и применения информации?

Оптимист. Я, как честный спорщик, рад такому вопросу. Пожалуй, грамотное применение компьютера в учебном процессе как раз и состоит в том, чтобы научить самостоятельно добывать знания, используя определенные приемы – и программы. Пример: использование программы визуализации молекул RasMol - ее можно предварительно бесплатно скачать с сайта разработчиков ("Бернштейн-и-сыновья", http://www.bernstein-plus-sons.com/software/rasmol/INSTALL.html). Эта программа позволяет получать трехмерные модели белков (и нуклеиновых кислот), изменять по желанию их вид, выделяя то отдельные аминокислоты, то элементы вторичной структуры, то небелковые компоненты молекулы.

Пессимист. Т.е. опять-таки иллюстрации! Конечно, наглядно представить и подержать в руках молекулу сложно. Таблицы тут не особенно помогут. Но мне подарили недавно набор атомов, из которых можно собирать большие органические молекулы. И не стоит таким конструктором пренебрегать! Вспомним, что Джемс Дью Уотсон и Френсис Крик структуру ДНК именно с помощью подобного набора атомов смогли смоделировать!

Оптимист. Но возможности программы гораздо шире. Например, можно предложить ученику модель молекулы транспортной РНК (и таблицу генетического кода), и предложить выяснить, какую аминокислоту переносит эта тРНК. Тут сразу можно проверить и знания по биосинтезу белка, и работу с таблицей генетического кода, и навыки работы с программой. Или предлагаются два разных белка, и ученик должен определить по расположению аминокислот, входящих в его состав, какой из двух белков глобулярный, а какой – мембранный. Для ответа на этот вопрос также нужно не только надо представлять, чем отличаются одна группа белков от другой, но и применить навыки работы с программой RasMol. Фактически необходимо связать строение белка, его аминокислотный состав и расположение отдельных остатков с выполняемыми в клетке функциями.

Еще один пример из практики. Одной ученице 11-го класса химико-биологического профиля пришли очередные задания Открытого лицея «Всероссийская заочная многопредметная школа» МГУ. Среди вопросов по цитологии был и такой:

Почему в молекулах гистонов в синтетический период интерфазы, когда происходит удвоение молекул ДНК, остатки основных аминокислот (лизина, аргинина и гистидина) подвергаются химической модификации?

Ответ на этот вопрос можно было дать и теоретически: глобула гистонов, имеющая положительный заряд, образует комплекс с ДНК, которой, как и всякой кислоте, присущ отрицательный заряд, на основе электростатического взаимодействия. Когда должна происходить репликация (самоудвоение) ДНК, последняя должна быть отделена от гистонов, что и достигается за счет модификации основных аминокислотных радикалов, снимающей заряд. Но использование компьютера и Интернет позволило ответить на этот вопрос так. В PDB (Банке белковых структур - http://www.rcsb.org/) была общими усилиями найдена и “скачана” молекула одного из гистонов. Потом с помощью программы RasMol в этой молекуле были выделены и крупно показаны остатки основных аминокислот, после долгих “вращаний” было найдено наиболее выгодное положение молекулы (наглядно показывающее, что эти радикалы обращены наружу). Для сравнения был сделан вариант структуры гистона с выделенными гидрофобными радикалами, “спрятанными” внутри белковой молекулы. После этого осталось создать текстовый файл с пояснениями и рисунками, полученными с помощью программы визуализации молекул, распечатать и отослать проверяющему.

Пессимист. А на уроке? Пробовали?

Оптимист. Такой урок был разработан в ходе 2-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года - 2000", проводившегося Центром дистанционного образования "Эйдос" (http://www.eidos.ru/), и с ним работали ученики московской школы № 1126, под руководством учителей Артема Валентиновича Стаховича и Марка Бениаминовича Львовского, и в ряде питерских школ. Его и сейчас можно посмотреть на личной странице (http://www.kozlenkoa.narod.ru/lessons/)- урок "Классификация белков"; там же есть и "Экскурсия по PDB" - иллюстрированный русскоязычный путеводитель, облегчающий использование ресурсов Банка рядовым пользователем.

Пессимист. Для профильных химико-биологических лицеев такое использование ПЭВМ может быть полезно и оправданно (впрочем, лучше все-таки в компьютерном классе, а не в демонстрационном варианте, на одной машине). Наверное, что у Вас найдется еще несколько примеров таких прикладных программ… (Оптимист, тихо: Например, имитирующие работу нейронов - или широко известная игра "Жизнь" или "Эволюция" Д.Конвэя.) …поэтому хочу поинтересоваться Вашим мнением о тестировании с помощью компьютера.

Оптимист. Хорошо известны достоинства тестов - и их глубинные, корневые недостатки. На мой взгляд, главными из них являются - как у обычных, так и у компьютерных - поверхностность и ориентация на однозначный, запланированный результат. Да, дорогой коллега, чтобы компьютерные тестирующие программы были оправданы педагогически, они должны быть: а) индивидуализированы в рамках класса и учитывать личностные особенности учеников, б) предусматривать систему коррекции, сравнение с результатами других обучаемых…

Пессимист. Важный момент - сравнение с определенным уровнем, с другими учениками. Для большинства учеников наших школ коммуникативный аспект обучения очень важен. Позвольте теперь мне подробный рассказ об активном игровом варианте итогового занятия, в котором учащиеся не только демонстрируют знания, но и удовлетворяют потребность в общении, а то и признании. Называется игра "Биологический Царь Горы". Как в старину на ледяной горке - один наверху, другие его стараются оттуда столкнуть. Кому удалось - сам стал Царем. Так и в классе: ставятся 2-3 стула у доски, приглашаются первые Цари, а одноклассники начинают задавать вопросы по изученной теме (такие, что требуют короткого ответа, в одну-две фразы). Кто не смог ответить - ушел, его место занял автор удачного вопроса. Учителю же остается только фиксировать количество правильных ответов и хороших вопросов, чтобы потом поставить оценки, да контролировать сложность и корректность вопросов. Для большего динамизма можно Царя, ответившего, скажем, на семь вопросов подряд, наградить почетным титулом и посадить к остальным одноклассникам, дав возможность другим бороться за "трон".

Оптимист. А Вы уверены, что на таком занятии Вы оцениваете именно знания, а не честолюбие, стремление покрасоваться перед сверстниками?

Пессимист. Отчасти и это тоже…

Оптимист. Подобное занятие - пожалуйста, не ловите меня сразу на противоречии! - можно провести с учениками разных классов через Интернет, скажем, в чате - публикуя свои вопросы и ответы на общей веб-странице. Более чем уверен, что ученики будут удивлены, что чат можно использовать в учебных целях, а не для трёпа со сверстниками - как когда-то были удивлены мои ученики, побывав в учительском чате.

Пессимист. Позвольте напомнить о Правиле эффективности. Будет ли такое дистанционное занятие эффективнее, чем очное? Оправдаются ли затраты усилий ведущего такое занятие учителя?

Оптимист. В том случае, если в классе 1-2 очень сильных ученика, и им не с кем сравнить свой уровень знаний. Тогда межшкольный или межгородской чат был бы продуктивен.

Пессимист. Но для его проведения требовалось бы согласовать планы большого количества учителей, компьютерных классов или иных пунктов доступа к Интернет. Реально ли это?

Оптимист. Для такого согласования планов хорошо бы создать виртуальное методическое объединение преподавателей биологии (по примеру учителей информатики, которые обзавелись своим - http://www.vmoui.narod.ru). Там же можно было бы обсуждать технические вопросы, от которых преподаватели биологии обычно весьма далеки, обмениваться ссылками о ресурсах Интернет.

Пессимист. И все-таки, на мой взгляд, использование этих ресурсов непосредственно на уроке сейчас практически невозможно. Ведь главное требование учителя к ТСО - надежность. Чтобы в ходе урока не подвело.

Оптимист. Безусловно. Поэтому удобно пользоваться т.н. оффлайновыми версиями сайтов. Для их создания есть целый класс программ – оффлайн-броузеры. Они, как пылесосы, могут выкачать из Интернет целый раздел сайта со всей внутренней структурой, полным иллюстративным рядом, гиперссылочными переходами и т.п. (Пессимист, тихо: А как насчет авторских прав?) Учителю остается поместить эту версию на ученические машины и открыть стартовую страницу, с которой предстоит начать работу. Кстати, если системный администратор компьютерного класса поможет, подобранную библиотеку сайтов можно организовать так, чтобы ученики работали в локальной сети практически как в глобальной (т.н. Интранет). И учитель может быть (почти) уверен, что его ученики смотрят именно те сайты и страницы, которые он хочет, а не свернули в вольные блуждания по волнам информационного моря…

Пессимист. Позвольте заметить, что Вы невольно, введя такой романтический образ, затронули очень важный и сложный вопрос. Не кажется ли Вам, что в Интернет не работают, а гуляют, отдыхают? Как называют пользователя веб-ресурсов? – «Серфер», от «серфинг» - скольжение! Посетитель скользит со страницы на страницу, перепрыгивает по гиперссылкам, ориентируясь в первую очередь на эстетические, а не познавательные критерии. Экранный текст не изучается, как в "бумажной версии", а просматривается "по диагонали", в лучшем случае выхватываются ключевые слова, взгляд тормозит на графике, анимациях, эффектах при наведении мышки ("OnMouseOver")…

Оптимист. Научить работать с веб-ресурсами – такая же задача учителя, как и научить читать, писать, воспринимать информацию с экрана (проектора, видеомагнитофона, телевизора). Научить думать над нею, усваивать ее, применять… Сложная, но не неразрешимая задача. Ведь как раз в проверке усвоения материала, возможности моделирования практического применения знаний современные электронные образовательные ресурсы открывают новые возможности. В описанном выше примере с оффлайновой версией сайта: не только открыть веб-ресурс, но и предложить вопросы для работы, задания по проверке – т.е. сделать работу с ресурсом осмысленной и насыщенной.

Пессимист. Как и всю работу на уроке…

Оптимист. Да, конечно. И правильнее, если учитель заранее увидит весь урок в целом, его структуру, место разных форм работы – и объединит это в одном ресурсе для ученика.

Пессимист. Каким Вы видите этот ресурс?

Оптимист. На мой взгляд, оптимальный вариант – серия связанных гиперссылками веб-страниц. Почему именно HTML1 и чем не по душе привычные презентации? У презентаций наряду с большими достоинствами (в первую очередь – простотой создания и использования) есть и ряд недостатков, главные из которых – фронтальность представления и линейность структуры. Веб-страницы можно организовать в некий набор блоков с внутренней последовательностью и навигацией. К тому же в веб-страницу можно вставить изображения, звуковые и видеофрагменты, другие программы (в т.ч. и мои любимые трехмерные модели молекул). К тому же заметно шире возможность использования диалоговых, интерактивных элементов – от разной степени сложности тестов и вопросов до интерактивных анимаций и видео, управляемых самим учеником. Учитель прокладывает некий образовательный маршрут, а ученики проходят его, каждый в своем режиме, темпе и по-своему преодолевая проблемы.

Пессимист. Но нагрузка на учителя, компьютеризирующего свой учебный процесс, заметно возрастает! Ведь при подготовке такого урока он должен просчитать разные варианты его прохождения, предусмотреть методические пороги и ловушки, не говоря уже о самом создании электронной составляющей – описанного Вами блока веб-страниц.

Оптимист. А никто и не говорил, что компьютер на уроке – безропотный слуга учителя. Это весьма своенравный, часто непредсказуемый и не приручаемый спутник на учительском пути, с которым преподавателю приходится идти, решая свои, учебные задачи.

Пессимист. Увы, чаще этого попутчика навязывают учителю извне…

Оптимист. Может, поэтому и правильнее начать знакомиться с ним не по приказу, а по собственной инициативе? Легче установить если не дружеские, то по крайней мере доверительные отношения. Ведь в нашем непредсказуемом мире может случиться так: придет учитель завтра в школу, а там всё: журналы, доски, тетради, таблицы и наглядные пособия – отменили, вокруг одни компьютеры и ученики, которые с ними на дружеской ноге…


P.S. Веб-ресурсы, иллюстрирующие разные способы использования компьютеров на уроках биологии (в т.ч. и те, что оговорены в статье), можно найти на личном сайте автора http://www.kozlenkoa.narod.ru/.



1 HTML (HyperText Markup Language) - язык гипертекстовой разметки документа для публикации в Интернет. Содержит набор достаточно простых кодов, которые позволяют отображать на экране в заданной автором форме все элементы документа: гиперссылки на другие страницы, списки, заголовки, изображения и формы.







Похожие:

Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconУрок проходил в классной аудитории. На уроке учитель использовал компьютер и видеопроектор. В ходе урока с помощью видеопроектора демонстрировались слайды, созданные учителем в програм­ме Microsoft Power Point.
Использование данной технологии позволило зна­чительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать учащимся акку­ратные, четкие...
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconКонтрольная работа по биологии для 9 общеобразовательного класса 20 января 2009 г
Контрольные работы проводятся 20 января 2009 г на втором-третьем уроке (на 60 минут)
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconКомпьютер как универсальное устройство обработки информации
Для информатики компьютер это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен,...
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconМетоды и формы опроса знаний на уроках биологии. Введение
Для наших учеников опрос домашнего задания подчас становится не просто неприятным моментом на уроке, но и самым не любимым. А ведь...
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005....
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconКомпьютер и здоровье. Учитель физики и информатики
Но так ли опасен компьютер и можно ли уменьшить его негативное воздействие на здоровье взрослых и детей? Давайте рассмотрим основные...
Компьютер на уроке биологии: ода с сомнениями iconКонспект урока по биологии в 6-м классе на тему "Виды и типы корневых систем"
Цель урока: познакомиться на уроке с новыми понятиями – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов