Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе icon

Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе



НазваниеГ. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе
Набатникова Т.И
Дата конвертации20.05.2012
Размер125.65 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Информационный банк СШ № 9

«В помощь учителю»

Серия «Методические рекомендации»




Рекомендации


по созданию

«Портфеля учителя»


г. Костанай, 2004 г.


Составитель: Набатникова Т.И., зам диреткора по методической работе.


Рекомендации


по созданию

«Портфеля учителя»

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С.Макаренко

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого - педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

 Проблема становления и развития профессионализма является общественно - государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.

Не случайно основной целью образования в соответствии с «Концепцией развития образования Республики Казахстан до 2015 года» становится не простая совокупность знаний,умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность- умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

 Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что в свою очередь высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов - формирование исследовательской культуры.

 Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования, способный концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность.

 Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, т. к. качество образования - это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя.

В. М. Лизинский убежден, что учителя не загонишь в формулу «знания – умения - навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе.
Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны В. М. Лизинский считает, что у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается «все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя».

Таким «досье успехов» может стать «Портфель учителя».

^ Портфель учителя – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности.

^ Порт фолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Портфель позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

^ Основная цель портфеля – оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

^ Структура методического портфеля может быть разнообразной. Целесообразно использовать следующую:

  • титульная страница (Ф.И.О. учителя, должность);

  • общие сведения об учителе (дата рождения, образование, специальность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационный разряд, награды);

  • комментарий к “Портфелю”.

  • содержание портфеля

    • документы,

    • творческое досье,

    • диагностика успешности учителя,

    • отзывы;

Комментарий к “Портфелю” должен быть вдумчивый, отражающий собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающий полную картину творческого роста педагога.Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, или выступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.

При разработке методического портфеля необходимо ориентироваться на четыре основных его раздела:

Документы. В этом разделе находятся документы, регламентирующие работу педагога (Положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверки тетрадей, нормах оценки и др.).

Творческое досье представляет собой собрание различных творческих , проектных, исследовательских работ учителя, а также описание его авторских методик, разработок, программ; основные направления его творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождение курсов повышения квалификации, карта творческого роста и др.

Примерное содержание раздела:

  • тема самообразования и этапы ее исследования;

  • курсы повышения квалификации;

  • исследовательские работы и рефераты;

  • проектные работы;

  • творческие работы (доклады, сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий и т.д.);

  • авторские программы, методики;

  • публикации.

Диагностика успешности учителя. Этот раздел содержит результаты оценки и самооценки педагога:

  • личности учителя;

  • педагогической деятельности;

  • педагогического общения;

  • качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк; использование современных технологий; результаты олимпиад; план развития кабинета).

[Диагностические методики представлены в сборнике “Диагностика успешности учителя”, составитель Т.В.Морозова, М., “Педагогический поиск”, 2001.]

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией школы, коллегами, родителями, а так же самоанализ деятельности педагога:

  • отзыв о творческой работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др.

  • рецензия на статью;

  • методический бюллетень о проведенных открытых уроках;

  • заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской);

  • резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.

Требования к оформлению “Портфеля”.

  • систематичность и регулярность самомониторинга,

  • структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;

  • аккуратность и эстетичность оформления;

  • целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

  • наглядность и обоснованность презентации.

Подходы к построению “Портфеля” могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Методический портфель может быть представлен файловой папкой. Презентация или публичная защита портфеля проводится во время творческого отчета или аттестации педагога. Материалы методического портфеля становятся основой для анализа деятельности учителя.

Одним из способов оценивания является модель “Итог”.

  • Интересные моменты портфеля. Что особенно ценно?

  • Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже).

  • Оценка портфеля.

  • Главный вывод по всему портфелю.

 Другим способом оценивания может быть следующая таблица:


^ Критерии оценки

Достоинства портфеля

Недостатки

1

 

 

2

 

 

3

 

 



ПРИЛОЖЕНИЯ
^

Раздел. Творческое досье.


Самообразование учителя.

Тема методического объединения : «Формирование способов учебной деятельности как средство повышения качества филологического образования школьников»

^ Тема самообразования учителя: «Формирование способов учебной деятельности на уроке русского языка и литературы»


Дата

Проблематика работы

Форма представления результата, на каком уровне

Сроки

Отметка о выполнении, оценка

2002

Разработка интегрированного курса ”Учись учиться»

Презентация программы, городское МО

ноябрь

 



^ Профессиональный уровень.


Дата

Тема открытого урока

Класс

Уровень

Оценка

19.12.03

В мастерской писателя

8 Б

Городское МО

высокая


^ Участие в школьных, городских, областных, республиканских мероприятиях


Дата

Мероприятие

Форма представления

Результативность

25.03.03

Научно-практическая конференция “Современные образовательные технологии”

Доклад “Коллективный способ обучения”

2 место
^

Раздел. Диагностика успешности учителя.


Применение современных технологий

^ Название технологии

Используется частично или полностью

Методическое оснащение

КСО

полностью

Опорные схемы, дидактический материал, карты индивидуальной работы


^ Результаты олимпиад


Дата

Ф.И. учащегося, класс

Предмет

Уровень

Место

21.03.03

Карманова Н. 8 кл.

литература

городской

3


^ Программный банк.


Уч. год

Учебная нагрузка

Количество часов

Учебные программы и пособия

Спецкурсы, фак-вы

 

 

 

 

 


^ Сравнительный анализ успеваемости.


Учебный год

2002

 2003

 2004

Класс










Успеваемость

 

 

 

Качество знаний

 

 

 

Итого:

 

 

 


Для большей наглядности можно построить графики, отражающие динамику обученности учащихся.


Данные сведения позволят увидеть профессиональное развитие учителя, его рост, интеграцию и реализацию профессионально значимых качеств и способностей, но главное помогут самому учителю рефлексировать свои педагогические действия.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ. М., Центр “Педагогический поиск ”, 2001.

  2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2000.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. М., Издательский центр “Академия”, 2000.

  4. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003, с.70

  5. Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. Лазарева В.С. – М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П.

  6. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. – М.: АПК и ПРО, 2003

  7. И.Р.Калмыкова. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. Образование в современной школе № 5,с. 23-25.

  8. Клеев С. А. Педагогическая технология учителя: Методические рекомендации к аттестации на высшую категорию. – Новосибирск, 2003





12

1


2

11


3

10


4

9


5

8


6

7




Похожие:

Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconПротокол №1 заседания рабочей группы по введению фгос ноо
Председатель собрания Майоров Д. С. – руководитель рабочей группы, зам директора по методической работе
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconКурса
Согласно учебному плану школы зам директора школы по научно-методической работе Ендовицкой О. В было проведено анкетирование учащихся...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconСтруктура управления методической работой лицея в 2004-2005 учебном году
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остаётся педагогический совет. В 2004-2005 учебном году было проведено...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconЦиклограмма работы заместителя директора по научно-методической работе
Собеседование с учителями, планирование и проведени открытых уроков, коррекция плана методической работы и работы по реализации темы...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconЦель: формирование ученических групп курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки в 9 классах, составление расписания занятий в 2010-2011 учебном году
Согласно учебному плану школы зам директора школы по учебно-методической работе Ендовицкой О. В было проведено формирование ученических...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconУважаемые зам директора по воспитательной работе!
Краснодарском крае согласно Типовому плану дон органов Школьного (ученического) самоуправления в Краснодарском плане от 17. 12. 08...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconУважаемые зам директора по воспитательной работе!
Краснодарском крае согласно Типовому плану дон органов Школьного (ученического) самоуправления в Краснодарском плане от 17. 12. 08...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconНаучно-исследовательская работа учащихся естественно-технического лицея. Назаркина Татьяна Николаевна, зам директора по увр, Сырцова Светлана Викторовна, зам директора по нмр, моу «Лицей №43» г. Саранска
Мордовии. Развитие интеллектуального потенциала государства начинается с воспитания и образования детей. Раннее приобщение школьников...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconСкороход иван Иванович
Ссср: представитель в гдр и Анголе, зам начальника управления, зам начальника Всесоюзного объединения Соврыбфлот. С 1997 года – первый...
Г. Костанай, 2004 г. Составитель: Набатникова Т. И., зам диреткора по методической работе iconАвтор: Зам директора школы по воспитательной работе
Петрова Тамара Викентьевна(Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики Марий Эл)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов