Портфолио ученика профильной школы icon

Портфолио ученика профильной школы



НазваниеПортфолио ученика профильной школы
Дата конвертации20.05.2012
Размер131.52 Kb.
ТипАнализ

Портфолио ученика профильной школы


Прутченков Александр Сергеевич, док. пед. наук, проф., кафедра развития образовательных систем АПК и ППРО Минобрнауки РФ

Новикова Татьяна Геннадьевна, канд. пед. наук., доцент, зав. кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО Минобрнауки РФ

Сегодня в мире растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы. Наиболее часто используемые, стандартизированные тесты не могут оценить как "продвинутые навыки" учащихся, так и их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. Широкое применение тестов как арбитров многих школьных и вузовских решений является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной жизни. И, конечно, менее всего они настроены на выявление индивидуальных возможностей и склонностей учащихся.

Анализ зарубежного опыта и российской практики показывают, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений ("портфолио") школьника.

^ 1. Цели и сущность портфолио. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Следовательно, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

В соответствии с разными задачами использования портфолио, строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников.
Другая тенденция - формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями (компетенциями) как решение проблем, коммуникативные и мыслительные умения, информационно-компьютерная грамотность и др.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

^ 2. Портфолио в основной школе.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, далее, профильного обучения. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации, и учитываться при комплектовании 10-х классов, а также является эффективным рабочим инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов.

^ 3. Портфолио в старшей (профильной) школе. Результаты проведённого эксперимента (в течение 2003/2004 и 2004/2005 г.г.) показали необходимость продолжения работы с портфолио в 10-11 классах. Целесообразность создания портфолио учащегося старшей (профильной) школы обусловлена следующим:

  • Портфолио позволяет наиболее полно отразить способы и результаты профилизации учащегося 10-11 класса: содержит информацию о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, а также практиках, проектно-исследовательской деятельности и др.

  • Портфолио, отражая результаты индивидуальной образовательной активности, наиболее адекватен для отслеживания и оценивания результатов обучения по индивидуальному учебному плану, при реализации его как внутри школы, так и в (муниципальной) образовательной сети, особенно в учреждениях системы дополнительного образования.

  • Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ - или каких-либо иных форм экзаменов - при поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре.

  • Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования. Кроме того, он может служить альтернативой "натаскивания", спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат.

  • Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы, свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.

 

^ Хотите пополнить портфолио?

Добро пожаловать в дистанционные Эйдос-классы.  Участвуют школьники с 1 по 11 классы и студенты.

Подробнее >>


Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга абитуриента.

Портфолио также отвечает интересам ученика, школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу - одним из центральных документов, отражающим в себе сетевые формы получения образования школьниками.

^ 4. Основные типы портфолио. Опыт использования различных моделей портфолио, накопленный в эксперименте по предпрофильной подготовке, позволяет сформулировать следующие выводы. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

^ А) "Портфолио документов" - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачётную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

№№

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

 

  • Диплом

  • Грамота

  • Свидетельство

  • и другие документы подтверждающие достижения ученика

 

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

^ Примерная схема структуры "портфолио документов" и оценки его материалов

Позиции

Компоненты

Результаты (баллы)

Блок А

Олимпиады

Городская:

-победитель

-призёр

Районная:

-победитель

-призёр

Школьная (победитель)

 

5

4

 

3

2

1

^ Блок Б

Иные сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.

Образовательные тестирования и курсы по предметам

Школьные и межшкольные научные общества

Конкурсы и мероприятия, организованные МОС

 

 

От 1 до 5

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен - 5; за два экзамена -10, либо как-то иначе (что может устанавливаться муниципальным либо региональным органом управления образованием). Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе. При комплектовании данного раздела портфолио учащихся 10-11 классов возможен учёт материалов без их оценивания внутри школы. Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом портфолио, по месту предъявления.

^ Б) "Портфолио работ" - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы и принятия её на уровне муниципальной (либо региональной) образовательной сети.

Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

№№

Материалы, включенные в данный вариант

Преимущества данного варианта

Ограничения данного варианта

 

  • Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору

  • Творческая книжка с приложением работ

  • Электронные документы

  • Модели, проекты, исследовательские работы

Отчеты о социальных практиках

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» служит дополнительной формой выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

^ В) "Портфолио отзывов" - включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

№№

Материалы, включенные в данный тип

Преимущества варианта

Ограничения варианта

 

  • Тексты заключений;

  • Рецензии;

  • Отзывы;

  • Резюме;

  • Эссе;

  • Рекомендательные письма и т.п.

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

 

Сложность формализации и учета собранной информации.

 

  •  

 

^ Как получить Свидетельство для портфолио?

Знаете ли вы, что зарегистрированные участники Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад могут получить официальное Свидетельство для портфолио?

Подробнее >>

 

^ 5. Перспективные направления работ по обеспечению эффективного введения данной педагогической инновации - портфолио ученика профильной школы:

  • Разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его наполнения и результатов оценивания. Создание отработанной и единой для различных образовательных учреждений критериальной базы и способов оценивания проектной, творческой, исследовательской деятельности, социальной активности, лидерских качеств и коммуникативных умений.

  • Организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио и отвечающих за разработку показателей и критериев его оценки.

  • Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования, довузовской подготовки и др.

Приложение

^ Примерная базовая структура портфолио выпускника полной средней школы

Олимпиады



Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

























Конкурсы



Название

Область знаний

Уровень

Результат

Дата

























^ Достижения в системе дополнительного образования, довузовской подготовки и иных образовательных учреждениях



Название

Сфера учёбы

Учреждение

Результат

Дата

























^ Практики, проектные и творческие работы



Название

Содержание деятельности

Учреждение

Результат

Дата

























Настоящий лист составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио



(фамилия, имя, отчество ученика)

Резюме, отчёты, рефераты и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

Дата __________________ Подпись директора школы

МП

 

Примечание. Предлагаемый формат и структура итогового документа по портфолио являются общими для выпускников основной и полной средней школы, но в портфолио выпускников 9-го класса в соответствующие разделы вводится дополнительная графа оценки и указывается итоговый балл по портфолио.  




Похожие:

Портфолио ученика профильной школы iconПротокол №26 (а )от 30. 08. 2011г. Приказ №18 § 11 от 30. 08. 2011г. Положение о портфолио ученика
Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок,...
Портфолио ученика профильной школы iconУтверждаю Директор школы. Положение о портфолио педагога
Портфолио, используемого при оценке размера стимулирующих надбавок в рамках внедрения новой системы оплаты труда, в целях продвижения...
Портфолио ученика профильной школы iconПоложение о школьном конкурсе творческих работ учащихся 9-11 классов на лучший шаблон оформления портфолио ученика с использованием икт
Саратовской области в 2009 году в школах введено создание портфолио учащихся – это достижение индивидуального прогресса каждого учащегося,...
Портфолио ученика профильной школы iconДокументы
1. /портфолио ученика 1 класса.docx
Портфолио ученика профильной школы iconПоложение о портфолио (индивидуальной накопительной оценке обучающихся) учащихся основной школы моу «сош №33» п. Яйва
Приказом мо РФ №2783 от 18. 07. 02 и регулирует требования и нормы к построению и действию «портфолио», обязательные для образовательных...
Портфолио ученика профильной школы iconПоложение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке обучающегося
Являясь современной эффективной формой оценивания достижений ученика по формированию ключевых компетентностей, он призван
Портфолио ученика профильной школы iconИнструкция для учащихся по составлению документов и сбору материалов для портфолио
Форма портфолио – файловая папка с вкладышами, где размещаются листы формата помните, что знакомиться с портфолио будут другие люди,...
Портфолио ученика профильной школы iconО портфолио (портфеле учебных и внеучебных достижений учащихся моу лицея №15) Общие положения
Портфолио. Основное преимущество метода Портфолио заключается в том, что он является многофункциональным инструментом как оценивания,...
Портфолио ученика профильной школы iconПлан работы школы по предпрофильной и профильной подготовке на 2011-2012 учебный год
Организация изучения запросов учеников 8 классов для организации элективных курсов
Портфолио ученика профильной школы iconДокументы
1. /портфолио/Портфолио СОШ ь4 на 20 мая 2010.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов