Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся icon

Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся



НазваниеСоздание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся
Дата конвертации27.06.2012
Размер139.57 Kb.
ТипДокументы

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА ОСНОВЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


директор ГОУ ЦО № 1444 Корольков Б.Е.,

кандидат педагогических наук.

зам. директора по ЭР Глухова Л.В.

зам. директора по УВР Лопачева Л.Ю.


Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся является одной из задач, наиболее отвечающей программе модернизации столичного образования.

Процесс профилизации старшей школы явился для нас логическим развитием накопленного опыта, полученного в результате методической работы (активизация обучения, внедрение инноваций в образовательный процесс, в том числе и методики дифференциации обучения), нацеленной на личностно-ориентированный подход к образованию, работы по профориентации, спрофилированных на ВУЗ классов в системе работы «Школа – ВУЗ».

Наша школа была основана в 1970 году. Со времени ее основания сложились определенные традиции в педагогическом коллективе школы, определяющие основные направления ее развития как образовательного учреждения, постоянно существующего в режиме развития, и характеризовалось следующими чертами:

1970 год – 1975 год

Становление педколлектива, традиций, формирование стабильно функционирующей школы;

1975 год – 1991 год

Функционирование и развитие школы в соответствии с образовательными парадигмами данного периода развития общества и государства;

1991 год – 1998 год

Развитие школы в системе непрерывного образования, установление связей с техническим ВУЗом (МИИТ, МИСИ ), дифференциация образовательного процесса по уровню мотивации учения и возможностей учащихся, формирование в старшем звене классов, спрофилированных на ВУЗ; к 1993-1994 учебному году сформировался запрос родителей на профилирование классов старшей школы (физика, математика) в целях обеспечения продолжения образования. В старшей школе были выделены классы, спрофилированные на данные ВУЗы (один из них, 11-х).

В 1998 году был заключен договор с МВТУ им Н.Э.Баумана. В результате анализа проведенной работы стало ясно, что профилизация старшей школы является одним из основных условий развития школы в целом и повышения эффективности образовательного процесса.


1999 год – 2002 год:

Развитие адаптивной модели школы, процесса личностно-ориентированного образования, дифференциации обучения, развитие и расширение связей с ВУЗами (заключены договора с МИЭТ, МПГУ), продолжение работы по профилизации обучения в старшей школе, развитие процесса внедрения инновационных технологий (проектной и исследовательской деятельности учащихся, КСО, деловых игр, модульного изучения, работы по индивидуальным учебным планам), подготовка к переводу работы школы в экспериментальный режим, изучению предметов на углубленном уровне;

2002 год – 2004 год:

Получение статуса окружной экспериментальной площадки по теме «Мультипрофильная технология обучения как средство повышения качества образования», развитие процессов профилизации, дифференциации, работы по индивидуальным учебным планам, исследовательской и экспериментальной деятельности в педколлективе, подготовительная работа к переходу в работе с классами повышенного уровня мотивации учения как лицейскими классами естественнонаучного профиля (согласно запросу социума и специфике структуры высшего образования в столичном регионе);

2004 год – 2005(2007) год

Получение статуса городской экспериментальной площадки по теме «Формирование учебного плана школы на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,

развитие процесса профилизации старшей школы и предпрофильной пропедевтической работы в среднем звене на основе составления индивидуальных учебных планов учащихся, получение статуса школы с лицейскими классами, установление новых связей с ВУЗами ( МИЭТ, Станкин ) на основе дистанционной формы работы ВУЗа с учащимися, продолжение педагогического поиска по проблемам информатизации образования, работы школы в режиме полного дня.

Школа имеет достаточно высокий ресурсный потенциал для реализации поставленных перед собой целей, и прежде всего это потенциал педагогических кадров. Кадровый состав школы характеризуется следующими показателями: имеют высшее образование 95%, обучаются в ВУЗе 5%, являются аспирантами педагогических ВУЗов – 4%. Ежегодно не менее 25 % учителей обучаются на курсах повышения квалификации. В спектре тем таких курсов преобладают новые методики образования, современные формы организации образовательного процесса, развивающие методики, а в мотивации повышения квалификации – потребности образовательного процесса, совпадающие с интересами и потребностями учителей и администрации школы.

50% педколлектива имеют высшую и первую квалификационные категории, 38% II квалификационную категорию.

В ходе реализации образовательных программ развития школы в соответствии с программами "Столичное образование", разработки модели стабильно развивающейся школы, анализа итогов работы образовательного процесса были выявлены противоречия, анализ которых и поиск путей решения привел педагогический коллектив школы и ее администрацию к необходимости построения новой модели школы.


К тому же, изучение родительского и ученического запросов к образованию на III ступени за прошедший период показало, что оно претерпело изменения: расширился спектр запроса на варианты специализации, претерпела изменения и мотивация обучения в старших классах, сместившаяся в область прагматических факторов.

Все вышеперечисленное выдвинуло перед педколлективом школы задачу выбора и организации такой формы образовательного процесса в образовательном учреждении, в особенности на III ступени обучения, при которой достигалась бы высокая степень индивидуализации образовательных траекторий учащихся, доступности и качества обучения, давалась бы возможность каждому старшекласснику реализовать свои способности.

К такому выводу педагогический коллектив школы пришел через систему деятельных, проводящихся по разнообразным методикам деловых игр, мозговых штурмов, групповых способов работы, аналогичных методикам КСО. На педагогических советах и круглых столах рассматривались динамические ситуации, возникавшие в результате развития противоречий в объективных реалиях образовательного процесса, мнения и отношения, запросы учащихся и родителей к образованию, обучению на конкретном этапе в нашей школе, видение всех процессов учителями, администрацией, изучались основополагающие документы, определяющие развитие московского образования. Результатом такой работы явилось формирование единой программы развития школы. Она была принята и поддержана всем педагогическим коллективом, готовым к ее реализации, верно понимающим и принявшим как свои личные цели и задачи развития школы. Заключаются они в создании целостной модели многопрофильной школы, создающей условия для максимальной самореализации учащегося и реализации его запроса к образованию.

Педагогический коллектив и администрация школы, проанализировав обширный массив информации, пришли к выводу о том, что реализации поставленных целей более всего отвечает следующая система организации образовательного процесса по ступеням обучения:

На этапе обучения на I и II ступенях проводится пропедевтическая работа для будущего выбора в старшей школе индивидуального учебного плана. А также и для профильного обучения. В начальной школе она ориентирована на выработку у учащихся навыков саморефлексии и самоопределения, в средней – на дальнейшее развитие данных навыков и внесение в учебную деятельность элементов исследовательской, групповой, проектной деятельности.

В 9 классе осуществляется предпрофильная подготовка. В эту систему работы входят:

  • информационная работа с учащимися по проблемам осуществления правильного выбора, проводят которую учителя и психологи на специально выделяемых часах в учебном плане;

  • работа психологов с учащимися в групповой и индивидуальных формах;

  • консультативная работа с родителями учащихся в системе индивидуальных консультаций, родительских собраний, собеседований с классными руководителями и администрацией школы, имеющаяся характер повторяющихся циклов;

  • использование образовательных технологий (школьного исследования, проектной деятельности, деловых игр, КСО) в процессе обучения, подготавливающих учащихся к основным видам деятельности в старшей школе;

  • расширение содержания областей, заявленных учащимися при переходе из 8 в 9 класс как возможные профильные в старшей школе через систему дополнительного образования и (или) через учебный план.

По итогам данной работы формируется индивидуальный учебный план учащегося, состоящий из предметов, изучаемых на профильном уровне с расширением или углублением содержания, предметов, изучаемых на базовом уровне и элективных курсов по выбору учащегося.

В старшей школе, в 10-х и 11-х классах формируются профильные группы в соответствии с выбранными учащимися индивидуальными учебными планами. Для изучения ряда непрофильных дисциплин формируются межпрофильные группы.

Для элективных курсов используется блок дополнительного образования. Профиль дополняется элективными курсами различного назначения – поддерживающими профильные дисциплины, необходимые для поступления в ВУЗ и соответствующие профилю, сопутствующими профилю или дополняющими профиль; кроме того, разрабатывается система интегративных курсов, активно поддерживающих базовые знания, и дополняются курсами по выбору, способствующими развитию учащегося.

При этом необходимо учесть, что параллели классов старшей школы могут иметь различную наполняемость, включать как три, четыре, так и один класс. При малом количестве выпускных классов только мультипрофильная система обучения дает возможность удовлетворить запрос к образованию и способствует сохранению контингента учащихся.

Многопрофильная модель старшей школы позволяет наиболее полно удовлетворить запрос к содержанию обучения: включить в учебный план 10 и 11 параллелей предметы, которых нет в конкретном профиле. Но возможны такие ситуации, когда востребованы учеником, например, для реализации своего права выбора дальнейшего обучения по той или иной специальности в разных ВУЗах, предметы области естествознание: либо физика и химия, либо физика и биология. К тому же русский язык является экзаменационным предметом в ВУЗе.

В результате нескольких лет работы школы по данной технологии были сформулированы основные положения построения модели профильной старшей школы:

1) отказ от однопрофильности, выбор варианта многопрофильной модели обучения в старшей школе;

2) отказ от выбора варианта профилизации старшей школы с позиции только одной из сторон образовательного процесса, переход на работу по индивидуальным учебным планам учащихся;

в) отказ от формирования профильных классов в старшей школе, переход к формированию профильных групп и, как следствие, отказ от выделения в параллелях 10, 11 классов "А", "Б" и т.д. Существует один поток 10-х, один поток 11-х классов; формируется новый тип ученического школьного коллектива;

г) сохранение, наряду с профильными, групп учащихся, обучающихся по учебному плану универсального профиля, в котором при построении индивидуального учебного плана ученика возможно изучение каких-либо предметов на профильном уровне и (или) реализуется через систему элективных курсов;

д) предоставление возможности учащимся избежания проблем, связанных с узостью специализации и (или) с возможной сменой специализации, обусловленной внешними объективными факторами.


При данной технологии обучения необходимо тщательно подходить к составлению расписания с учетом следующих факторов:

  • индивидуальных учебных планов учащихся, которые формируются в группы по сходству уровней изучения предметов;

  • нельзя допустить, чтобы группы учащихся, изучающих конкретный предмет на том или ином уровне (особенно важно учитывать это для профильных предметов), по численности превышали разумную наполняемость;

  • нельзя допустить наличие «окон» в расписании учащихся;

  • требования СанПинов;

  • структура расписания должна содействовать снижению учебной нагрузки учащихся.

Необходимо решить еще одну проблему: при данной технологии не может быть единого классного журнала. Журналы оформляются после составления расписания в соответствии с требованием наличия журнала на каждом уроке. При этом в одном журнале записываются списки групп по определенным в соответствии с расписанием блоками предметов. Сводные данные об учениках на последних страницах журналов заполняются в одном или двух (в зависимости от количества учащихся в параллели) из журналов.

Изменяется и система классного руководства в старшей школе. На поток учащихся 10, 11 классов назначаются кураторы, делящие между собой функционал классного руководителя.

В управлении образовательным процессом большое значение приобретает алгоритмичность работы, действенная система мониторинга, кадровая политика администрации, направленная на поддержание высокой работоспособности и благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Усиливается значение преемственности между ступенями школы, координации деятельности всех структур образовательного учреждения.

В содержании образования исключительно важен процесс обоснованного использования различных технологий, выбора, разработки и апробация системы элективных курсов, использование программ расширенного изучения предметов

Объективные результаты подтвердили, что сформированная модель многопрофильного обучения результативна:

    • учащиеся выпускных профильных классов успешно оканчивают школу, в их числе 10 медалистов за последние 2 года (7 золотых и 3 серебряных);

    • из выпускников профильных классов ежегодно 100% учащихся поступают в ВУЗы, профилирующими предметами в которых являются предметы области профилизации, выбранной ими в старшей школе (при этом, однако, в зависимости от выпуска, до 30% учащихся выбирают профиль не столько под будущую специальность, сколько под те экзамены, которые предстоит сдавать в ВУЗ, например, для поступления на экономические специальности технических ВУЗов часто бывает необходимо сдать экзамен по физике);

    • по сравнению с предшествующим периодом обучения существенно снижаются уровень тревожности обучающихся, заболеваемость и количество пропущенных по болезни дней;

    • изменяют профиль обучения не более 2 учеников за все время обучения в 10 и 11 классах;

    • неудовлетворенность учебным планом и качеством обучения со стороны учащихся и их родителей практически отсутствует;

    • всеми участниками образовательного процесса отмечаются более психологически комфортные условия работы в профильных группах, учителя констатируют повышение работоспособности и заинтересованности учащихся;

    • увеличивается объем используемых новых технологий в образовательном процессе;

    • изменяется роль психолого-педагогической службы школы с поддерживающей и сопровождающей образовательный процесс структуры на роль активно-деятельностного участника образовательного процесса и его развития;

    • случайность выбора области профилизации учащимся и его необоснованность при этом нивелируется системой пропедевтической работой по предпрофильной подготовке, работой психолого-педагогической службы и систематической работой с родителями учащихся по данной теме (что возможно и с более раннего этапа обучения, чем в 9 классе);

    • успеваемость по итогам промежуточной аттестации в профильных группах значительно превышает те же показатели в непрофильных группах. Так, качество знаний по профильным дисциплинам по сравнению с теми же, изучаемыми старшеклассниками непрофильной группы выше в среднем на 12%, а показатели динамики приращения качества знаний за 9-11 класс для каждого конкретного ученика профильной группы в 1,5-2 раза выше, чем у учащихся непрофильных групп.

    • отмечается процесс формирования дружных ученическо-учительских коллективов, привлечение в большей степени ко вниманию и участию в образовательном процессе родителей учащихся;

    • данная работа инициирует учителей школы на повышение квалификации с ориентацией на ее качественную составляющую, обеспечивающую эффективность образовательного процесса;

    • приводит работу педсоветов в логическую систему, подчиненную магистральному направлению развития школы, постоянному и четкому определению перспектив ее развития;

    • дает возможность ОУ быстро, гибко и эффективно реагировать на изменение запроса к образованию, качественного выполнения своих задач.

    • наработан опыт организации профильного обучения в старшей школе, методика составления индивидуальных учебных планов учащихся, организации образовательного процесса и управления им.

Перспективными направлениями развития работы по профилизации старшей школы являются:

  • значительная дифференциация содержания обучения;

  • оптимизация содержания обучения, его интеграция, развитие системы дополнительного образования;

  • информатизация содержания обучения;

  • использование инновационных методик, позволяющих повысить результативность и эффективность образовательного процесса;

  • организация и развитие экспериментальной работы школы по формированию целостной модели многопрофильного образовательного учреждения;

  • использование широкого спектра возможностей повышения квалификации учителей на базе округа и города;

  • развитие системы воспитательной работы в условиях многопрофильной школы;

  • создание условий для развития профильного образования на III ступени обучения, расширение связей школы с ВУЗами.


Опыт организации работы школы по созданию модели многопрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся может быть представлен в виде системы алгоритмов, сформированных на основе анализа деятельности школы по данной проблеме за несколько лет.


Алгоритм

работы по составлению учебного плана профильной старшей школы.

  1. Изучение запроса к образованию со стороны общества, родителей, учащихся.

  2. Анализ возможностей реализации данных запросов школой.

  3. Изучение базового варианта учебного плана.

  4. Выявление противоречий и путей их решения.

  5. Работа с педколлективом по вопросам реализации учебного плана.

  6. Выбор конкретного варианта учебного плана с учётом запросов к образованию и возможностей ОУ.



Алгоритм

работы с родителями учащихся по формированию учебного плана ученика.

  1. Проведение тематических родительских собраний на предшествующих этапах обучения; главный акцент работы – 9 класс.

  2. Проведение системы индивидуальных собеседований с родителями учащихся с использованием итога исследований возможностей, склонностей и интересов учащихся.

  3. Проведение анкетирования родительского контингента.

  4. Анализ итогов изучения родительских и ученических запросов к продолжению образования; проведение системы консультационных собеседований с родителями учащихся по результатам анализа.

  5. Формирование индивидуальных учебных планов учащихся.





Алгоритм

исследовательской деятельности.

  1. Аргументация актуальности темы.

  2. Определение проблемы исследования.

  3. Определение предмета исследования.

  4. Определение объекта исследования.

  5. Постановка задач исследования.

  6. Определение методов исследования.

  7. Определение источников информации.

  8. Выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы.

  9. Определение путей её решения.

  10. Обсуждение полученных результатов.

  11. Выводы (формирование выводов).

  12. Оформление результатов исследования.



Алгоритм

работы с индивидуальными учебными планами учащихся.

  1. Группировка ИУП по выбранному профилю.

  2. Группировка ИУП по уровню изучаемых предметов.

  3. Выделение блоков предметов, одинаковых по уровню изучения конкретными группами учащихся.

  4. Разделение по ИУП учащихся на группы согласно данным блокам предметов.

  5. Составление расписания уроков.


Алгоритм

работы с учащимися по формированию их индивидуальных учебных планов.

  1. Развитие на предшествующих ступенях обучения навыков самоопределения, самоорганизации, саморефлексии (через активные, групповые формы работы, тематику работ, включение учащихся в исследовательскую работу).

  2. Проведение системы исследований с учащимися (анкетирование, собеседования, косвенные данные).

  3. Проведение системы консультативных собеседований, тематических классных часов, использование соответствующих разделов учебных предметов, специальных предметов.

  4. Работа психолога с учащимися.

  5. Формирование индивидуального учебного плана ученика.


Алгоритм

составления расписания уроков при работе ОУ

по индивидуальным учебным планам учащихся.


  1. Разделение предметов на блоки в соответствии с выбранными учащимися вариантами индивидуальных учебных планов (специализированные, общие для всего класса).

  2. Формирование блоков предметов, представленных в расписании таким образом, чтобы исключить «окна» в расписании уроков.

  3. Формирование группового состава учащихся.

  4. Составление расписания уроков на основе переменного состава групп учащихся на различных блоках предметов.

  5. Итоговая схема расписания уроков:

Класс 10

Группы 101 102 103 104 105

Уроки

Классы

1

101 103

102 104 105

2

102 103 104

101 105

3

105

101 102 103 104

© Лопачева Людмила Юрьевна, 2008

На главную страницу




Похожие:

Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconПоложение об организации профильного обучения в Кикеринской средней общеобразовательной школе на основе индивидуальных учебных планов (иуп) обучающихся
Бразования (приложение к приказу Министерства образования России от 09. 03. 2004 №1312), письмом Департамента обще­го и дошкольного...
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся icon1. общие положения
Цель положения – регламентация процесса формирования и реализации индивидуальных учебных планов обучающихся 10 – 11 классов моу «Музыкально-эстетический...
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся icon1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании»
Министерства образования России от 09. 03. 2004 №1312, письмом Департамента общего и дошкольного образования от 20. 04. 2004 №14-51-102/13...
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconПубличный отчёт о выполнении Программы развития школы «Организация профильного обучения в сельской школе. Создание модели базовой школы» за 2007 год
«Организация профильного обучения в сельской школе. Создание модели базовой школы»
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconПикалова Марина Сергеевна
«Организация экстернатной формы обучения при реализации индивидуальных учебных планов»
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconI. начальное общее и основное общее образование
Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является...
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconI. начальное общее и основное общее образование
Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является...
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconПоложение о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Московской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в образовательных...
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconБазисный учебный план профильного обучения
Базисный учебный план старшей ступени школы дает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые обеспечивают...
Создание модели профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся iconИз общих положений. Индивидуальные
Положение о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся («портфолио»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов