Степин, Горохов, Розов icon

Степин, Горохов, Розов



НазваниеСтепин, Горохов, Розов
Дата конвертации20.05.2012
Размер51.03 Kb.
ТипЗакон

Степин, Горохов, Розов:

●Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Т-н впервые употребил Дюринг в работе «Логика и философия науки».

Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: о сущности и задачах науки как таковой, о сущности, структуре, критериях оценки научного знания, о закономерностях формирования и развития научных дисциплин, их сходстве и взаимодействии. То есть это современный срез жизни науки или общие вопросы ее существования.

С другой стороны, наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее, множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может - особый тип традиций. Деятельность и традиции - это два разных, хотя и неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще говоря, разных подходов и методов исследования. Философия науки, будучи дисциплиной гуманитарной, сталкивается здесь с кардинальной для гуманитарного знания дилеммой объяснения и понимания. Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа анализа, дополняющие друг друга. Их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке.

Здесь важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции, историзм науки. В процессе ее развития все ее компоненты. Различные эпохи предполагают различные идеалы научности, характер научной деятельности – из деятельности для избранныхн. превратилась в огромный институт.

Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. наука начинает активно влиять на культуру и мировоззрение людей. В связи с этим многократно увеличивается ценность образования и знаний, а постиндустриальное о-во – «общество знания».

Во второй половине XIX столетия она обретает новую социальную функцию - становится производительной силой общества.

ХХ век –активное применение науки в управлении социальными процессами. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития (превращение ее в социальную силу).

Но будут ли и дальше меняться функции науки, типы рациональности, сама научная деятельность? Как способна наука помочь решению глобальных кризисов, в т.ч. духовных?

Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки. Учет этой проблематики позволяет уточнить понимание ее предмета.


Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако такой подход недостаточно плодотворен для ряда наук, не столь теоретизированных. Вот почему философия науки, особенно с конца XIX столетия, все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.

Еще в XIX веке проводится различение наук о природе и наук о духе, постепенно приходит осознание различия их предмета, а слодовательно и методов. Жесткая демаркация между науками о природе и науками о духе во многом утрачивает силу применительно к науке последней трети XX века. Так в естествознании наших дней все большую роль начинают играть синергетические подходы. И все указанные изменения являются следстивием обсуждения в философии проблем развития науки, а в то же время - находят отражение в следующих философских дискуссиях.

В осмыслении генезиса науки как истории научных знаний и генезиса собственно философии науки сложились два противоположных подхода. Первый – объективизированная история науки, разви_

вающаяся независимо от субъекта (ученого). Научные идеи возникают как бы сами по себе, независимо от исследовательской деятельности ученого. Второй подход сводится к тому, что

идеи возникают в голове конкретного ученого – гения науки, не имея никакого отношения к строго логической тенденции получения знания. Соответственно, такой двойственный подход в оценке получения научных идей определил две принципиально разные методологические интерпретации: первая – получение знания, обусловлено внешними обстоятельствами; она получила название экстернализма (лат. externus – внешний). Ее сторонник, Т. Кун: в первоначальном развитии науки необходимо руководствоваться принципами экстернализма, указывающими на постоянно возрастающие потребности общества в новых знаниях.

Вторая названа интернализмом (лат. internus – внутренний), т.е. управляемая внутренне присущими только ей закономерностями возникновения и развития знания. Следовательно прежде всего нужно описывать сами познавательные процессы (Койре).

Согласно кумулятивной модели развития науки, происходит постоянное и постепенное накопление

знаний о природе, обществе и самом человеке. Эта модель остается альфой и омегой истории и философии науки.


Современная трактовка понятия «субъект познания» берет свое нача­ло от Р.Декарта, у которого противопоставление субъекта и объекта вы­ступило исходным пунктом анализа познания. Следующий важный шаг был сделан И. Кантом, который развил, в частности, учение о категориях как о формах сужде­ния, представление об априорном (внечувственном) и апостериорном(происходещем целиком из опыта) знании.

Метафизический материализм: Субъект понимался и Объект понимались как независимые, изолированные друг от друга.

Современная гносеология, признавая независимое существование субъекта и объекта, обращает внимание на их связь и взаимодействие.

Философия познания, продолжая классические традиции, может быть систематической, так сказать, профессионализированной, осуществляемой по правилам «нормального» дискурса как способа прояснения природы человеческого познания. Учения Локка, Канта, неокантианцев, марксистская теория познания как теория отражения, феноменология Гуссерля— это все примеры систематического учения о познании. Но философствование о познании может иметь и антисистематический, «наставительный» (по Р. Рорти) характер, как у Витгенштейна, Хайдеггера, Гадамера, Деррида. Дискурс и понятийный аппарат такого несистематического философствования нетрадиционен, даже эпатирует, часто нарочито метафоричен,


Традиционно, в соответствии с идеалами классической науки человек должен быть исключен из результатов познания, а также использовать правильный метод – вот условия постижения истины. Однако в других когнитивных практиках, в частности в работах французского философа Ж.-П. Сартра, они рассматриваются как «логический диктат. При осуществлении диалога или синтеза когнитивных практик может быть учтен значительный и успешный опыт различного рода имеющихся в этой сфере сопряжений, как, например, «прививка» герменевтической проблематики к феноменологическому методу(РикЁр). Постмодернизм избегает всех форм монизма и универсализации, не приемлет единой общеобязательной концепции и различных явных и неявных форм интеллектуального деспотизма. Он критически относится не только к позитивистским (логицистским) представлениям, но и к идеалам и нормам классической науки.

Главные факторы, породившие новые тенденции в понимании природы, структуры и функций познания, — это подход к знанию в единстве с порождающей его деятельностью субъекта, включение познания в социокультурный контекст и наиболее значимое — гносеологическое осмысление результатов, полученных такими новыми областями знания, как когнитивная психология, когнитология и исследования в области искусственного интеллекта.




Похожие:

Степин, Горохов, Розов iconДокументы
1. /Степин, Горохов, Розов - Философия науки и техники.rtf
Степин, Горохов, Розов iconНаука в техногенном мире (по Степин-Горохов-Розов)
Хх века, привел к повышению качества жизни в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни. Наука революционизирует не...
Степин, Горохов, Розов iconГорохов виктор Матвеевич
Горохов виктор Матвеевич, капитан-директор на судах Мурманрыбпрома. Руководимый им экипаж бмрт «Торжок» успешно справлялся с промысловыми...
Степин, Горохов, Розов iconДокументы
1. /розов фити.doc
Степин, Горохов, Розов iconДокументы
1. /МРБ 0863. Горохов Ю.Г., Неплюев Л.Н. Голография в приборах и устройствах.djvu
Степин, Горохов, Розов iconДокументы
1. /Бакулев П.А. Степин В.М.Методы и устройства селекции движущихся целей.1986.djvu
Степин, Горохов, Розов iconДокументы
1. /Бакулев П.А. Степин В.М. Методы и устройства селекции движущихся целей. 1986.djvu
Степин, Горохов, Розов iconА. И. Розов Стремление к превосходству как одно из основных влечений
В статье излагается понимание этого мотива как существенного исходного влечения и делается попытка показать его значение для объяснения...
Степин, Горохов, Розов icon… чем никогда
Но мудрый – это точно. Это я запомнила. И справедливый. Я, когда книжку читала, Эда ещё и в глаза не видела, и не знала даже, что...
Степин, Горохов, Розов iconДокументы
1. /Redme.txt
2. /Степин В. и др. Философия...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов