1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса icon

1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса



Название1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса
Дата конвертации20.05.2012
Размер36.73 Kb.
ТипДокументы

1.2. Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса


Школа Гегеля и его последователей в немецкой философии истории с самого начала стремилась к построению картины универсального исторического процесса. Именно Г. Гегель создал первую великую теорию исторической динамики. Как отмечает Э. Трельч, «все прочие теории исторического развития выросли либо как отклонение от нее, либо как противоположение ей, но при этом они никогда не смогли устранить ее полностью... Поэтому всякое исследование исторической динамики должно исходить из понятия исторической диалектики».

Кант увидел исторический процесс не только как эволюцию интеллекта, но и как процесс действенной воли, противопоставляющий разум напору чувственности и себялюбия. Исторический процесс вытекал из внутренних законов разума; он означал нарастание ценностного мира культуры, которое реализует лежащее в существе разума стремление к свободе в царстве нравственного, «себя самого признающего и поощряющего разума».

Г. Гегелю кантианские представления о динамике исторического развития представлялись предварительной стадией.

Прежде всего Г. Гегель делает попытку рационализировать динамику исторического процесса и наличного бытия вообще, попытку логизировать историю. Как отмечает В. Виндельбанд, «диалектический процесс развития был у Гегеля логическим, переход от одной формы к другой был всегда вместе с тем и рациональной критикой».

Г. Гегель идет в двух основных направлениях: согласно пантеистической философии тождества превращает всякую реальность в дух; и, затем, углубляя теорию познания, предлагает в качестве инструмента исследования логическую триаду — «тезис — антитезис — синтез». Т.о. история становится доступной познанию, ведь только дух понимает себя и свои порождения. История, а в дальнейшем и мир вообще, предстает как порождение духа, который в разложении на противоположности осуществляет и восстанавливает свое собственное единство.

Г.Гегель видит сущность мирового духа в том, чтобы никогда не успокаиваться. Для понимания смысла истории существенным становится закон движения: в нем изначально и конкретно объединяются в каждой точке индивидуальное и всеобщее, единичное вытекает из движения и возвращается в движение. Ибо только движение и есть подлинно Целое.

При этом дух движется и развивается в массах, народах и группах: «Мы должны определенно познавать конкретный дух народа, Но высшее достижение для духа заключается в том чтобы знать себя, дойти не только до самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Когда же это познание происходит, оно оказывается в то же время его гибелью и наступлением другой эпохи всемирной истории. Этот переход и эта связь приводят нас к связи целого, к понятию всемирной истории как таковой».

Принципом периодизации истории выступает становление народов и держав. Центральным историческим институтом при этом является государство.
Оно появляется в мире людских интересов и страстей, возникат в борениях и трениях как институт умиротворения и порядка. Государство — диалектическое единство противоположностей общности и индивидуума. Государтво у Г. Гегеля глубоко национально, ибо уже на догосударственной стадии существует росток, дух народа, его национальный гений. Он формирует и преобразует себя в правовое государство. Историческое право при этом принадлежит только тем нациям, духовное содержание которых (и всегда соответствующая последнему физическая мощь) достаточно глубоко и значительно для того, чтобы выразить новую форму самосозидания божественного духа.

При этом если государство — объективный разум, то культурные ценности — разум абсолютный. В них развертывается внутреннее содержание покоя и движения.

Одновременно гегелевская концепция философии истории глубоко универсальна, поскольку ее венцом выступает идея всечеловеческой или универсальной истории. Из противоположностей и борьбы между нациями рождается единство человечества. Последнее, по Гегелю, мыслимо лишь как синтез противоположных, и именно поэтому единых коллективных индивидуальностей. Равным образом, и религия, искусство, философия остаются национально окрашенными, но лишь в соединении своих цветов образуют «чистый, нигде в действительности не встречающийся свет».

Гегелевская диалектика позволяет вычленить из массы фактов, доставляемых историями народов, те факты, в которых становится видимым внутреннее космическое содержание развития.

Г. Гегель подчеркивал, что его метод применим только к духовному проникновению в уже известное, его нельзя использовать для конструирования будущего развития. Другими словами, гегелевский метод можно использовать лишь после того, когда время творческой деятельности сменяется временем понимания: лишь в сумерках начинает свой полет сова Минервы.

Роковым изъяном гегелевской философии истории является так называемый «принцип снятия»: народы-авангарды, воплощающие новейшую поступь истории в своем развитии, снимают всю предшествующую историю культуры и тем самым делают ее ненужной. Таким образом, в гегелевской философии истории заложен тезис, сыгравший столь большую роль в марксистской философии истории: прошлое и настоящее являются всего лишь средством для будущего. Здесь закладывается деление народов на исторические и неисторические, имеющие и не имеющие право голоса в истории. Марксизм применил эту дихотомию в своем учении о классах, выделив передовые классы, имеющие «исторические права», и все остальные, не имеющие никаких прав перед лицом истории.

Тем не менее, Г. научил мир мыслить исторически – в этом и заключается его заслуга.




Похожие:

1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconВсемирная история как рефлексия цивилизаций
В данной работе на основе предложенной ранее исследовательской программы [1] ставится задача рассмотреть возможности описания всемирно-исторического...
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconБагдасарян В. Э. Религия и школа
России. Моральная и интеллектуальная дегенерация российской молодежи является, по нашему мнению, прямым следствием длительного исторического...
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconТеория и методика школьного исторического образования в России Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования
Определение оптимального баланса между историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной)
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconКонцепция умк "Перспективная начальная школа"
Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного...
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса icon«цивилизационный подход»
Концепция исторического развития в наследии русских и европейских основателей цивилизационного подхода
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconПравила на летний турнир Кубок Черного моря Взнос 5 гривень с человека за каждую заявленную номинацию. Номинации: Щит меч (сталь)
Главной целью турнира является популяризация исторического фехтования как зрелищного, самобытного и универсального вида спорта, который...
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconЦиклическая и линейная модели исторического процесса

1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconНачальная школа
Концепция и программы для начальных классов «Школа России», М. Просвещение – 2007г
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса icon1 Школа является муниципальным, гражданским, светским, общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования
Ханты-Мансийском автономном округе Югре» и определяет основные задачи деятельности, содержание образовательного процесса, права и...
1 Школа Г. Гегеля и концепция универсального исторического процесса iconСовременная Россия в контексте общемирового исторического процесса
Самодостаточность как условие, определяющее оптимальность состояния и возможность развития государства 17
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов