Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок icon

Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок



НазваниеПрокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок
Дата конвертации20.05.2012
Размер53.6 Kb.
ТипУрок

Доклад для выступления на Второй Республиканской научно-педагогической конференции «Фрадковские чтения»

учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 38

Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler.ru


Игра на уроках русского языка и литературы

I. Психологическое обоснование роли игры в жизни ребёнка.

ИГРА, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

ИГРА, форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов.

Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «...уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил... В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В учебнике «Психология» В.А.Крутецкого, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан...
с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания».

Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет.

Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

^ II. Функции игры.

Помимо всего прочего, игра открывает перспективу живого общения, а разнообразные творческие задания стимулируют интеллектуальный рост личности, способствуют повышению культурного уровня школьников.

Игра сопровождала человека на протяжении всей истории его существования, развивая его способности умения и навыки, приспосабливая его к жизни, передавая опыт предыдущих поколений.

Игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Так как учеба часто строится на принуждении, игра воспринимается особенно радостно, а радость в свою очередь стимулирует расположение к учебному предмету, повышает интерес к нему.

Игра дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников. А умение произвести самооценку – это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным, энергичным.

Таким образом можно сделать такие выводы:

1) Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Но нельзя забывать о соблюдении следующих условий:

1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) Доступность для учащихся данного возраста;

3) Умеренность в использовании игр на уроках.

Виды уроков с использованием игр:

1) Ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) Различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».

^ IV. Методическая часть.

Приведу пример одной литературной игры. Идею нашла в одном из методических пособий, выполнила презентацию, провела на уроке. Учащимся форма работы очень понравилась, они сделали вывод, что надо внимательнее относиться к тексту. Игра называется «Кто хочет стать пятионером». Сейчас у меня разработана уже целая серия игр по разным литературным произведениям, в разных параллелях

^ Игра «Кто хочет стать пятионером?»

Сразу следует оговориться, что цель этого рода заданий отнюдь не проверка памяти, но стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научиться осмысливать её роль в идейно – образной структуре произведения, а, значит, развивать «зоркость» и «чуткость» читательского восприятия.

Таким образом, на уроке литературы – это и средство общения, и способ контроля за чтением.

^ Описание игры: игра построена подобно телешоу «Кто хочет стать миллионером».

Участник должен ответить на пять вопросов, если отвечает правильно на все – становится «пятионером» и получает «пятёрку».

Игрок может воспользоваться одной из трех подсказок: звонок другу (однокласснику), помощь зала (подсказка класса при помощи голосования), 50/50.

Игру можно провести как соревнование между двумя классами, побеждает та команда, у которой большее количество «пятионеров».

Оборудование:

  • таблички с видами подсказок;

  • презентация;

  • карточки с цифрами 1,2,3,4 (для подсказки «помощь зала»).

50/50

Подобную форму работы можно использовать и на уроках русского языка, особенно при итоговом повторении тем, а также на внеклассных мероприятиях.

Спасибо, удачи!








Похожие:

Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconIpo cacit 13-15. 05 – Кубок России
Чемпионат России, Москва, ркф, «евразия-2007», мкоо «Империя», (495) 6122386, 7504363 e-mail: rusagility@rambler ru, koblikova@mail...
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconМежрегиональный центр прав человека
Россия: 620137, гор. Екатеринбург, а/я 382, т/ф (343) 365-11-47, е-mail: vashin@rambler ru
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconКонкурсе по математике
Заполненную Заявку отправить по e-mail: giv76-gsv76@rambler ru (тема письма: «Дистанционный квн-2011»)
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconМежрегиональный центр прав человека
Россия: 620137, гор. Екатеринбург, а/я 382, т/ф (343) 365-11-47, е-mail: vashin@rambler ru
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconТ ирән тамырлы түНТӘрем
Адрес: 422242, рт, Балтасинский район, д. Тюнтерь, телефон: (8-268)-3-01-12. e-mail: abaga2004@yandex ru, tuntar-mk@rambler ru
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconУрок-игра Викторина «Почему?» 7 А класс сош№23 Учитель: Бойко Т. А. Игра, учение и труд основные виды деятельности человека
Игра- восьмое чудо света, в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconМамочкина Маргарита Владимировна e-mail: mmargo1977@rambler ru Интерактивная доска PenBord, ее характеристика, особенности программного обеспечения и применение на урок
Интерактивная доска PenBord, ее характеристика, особенности программного обеспечения
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconБудь готов служить Родине, Добру и Справедливости
Москва, улица Пырьева дом 5, «Пионер-клуб» e-mail: rrpo mgpo@rambler ru Конт. Тел. 8(903)683-2893
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconЗаявка на участие в районном конкурсе по физике «космическая одиссея»
Заполненную заявку отправить по e-mail: giv76-gsv76@rambler ru (тема письма: «Космическая одиссея»)
Прокиной Наталья Александровны e-mail: prokinan@rambler ru Игра на урок iconУрок по русской литературе в 8 классе (урок ролевая игра) Хупсергенова Фатима Каровна

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов