Учебное пособие icon

Учебное пособие



НазваниеУчебное пособие
страница1/12
Дата конвертации21.05.2012
Размер0.86 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. /Калиновский К.Б. Основные виды уголовного судопроизводства.docУчебное пособие


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)


Калиновский К.Б.


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Санкт-Петербург 2002


ББК 67.411 я73

К 17


Калиновский К.Б.

Основные виды уголовного судопроизводства: Учебное пособие. СПб.: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2002. 63 с.


ISBN 5-86247-050-6


В пособии в доступной для широкого круга читателей форме освещаются основы теоретической типологии уголовного судопроизводства, анализируются различные подходы к ней в российской науке, дается характеристика различных разновидностей процесса.

Для студентов высших учебных заведений и преподавателей.

Библиогр.: 26 назв.


Рецензенты:


А. В. Смирнов, докт. юрид. наук, доцент
С.Д. Шестакова, канд. юрид. наук, доцент









ISBN 5-86247-050-6

© К. Б. Калиновский, 2002




© Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2002











Оглавление


Введение 4

Глава 1
Развитие положений российской уголовно-процессуальной науки о типах, видах и формах уголовного процесса 8


1.1. Русская (дореволюционная) теория судопроизводства
о его типах 8

1.2. Типология судопроизводства в советской науке 12

1.3. Современная процессуальная наука
о разновидностях судопроизводства 19

Глава 2
Типология уголовного судопроизводства
в современной науке 23


2.1. Идеальная типология уголовного процесса 23

2.2. Морфологическая (национальная) типология уголовного процесса 29

2.3. Историческая типология уголовного процесса 33

2.4. Значение типологии уголовного судопроизводства 41

Глава 3
Характеристика типов и видов
уголовного процесса 43


3.1. Частно-состязательный уголовный процесс 43

3.2.
Розыскной уголовный процесс 55

3.3. Публично-состязательный тип уголовного процесса 71

3.4. Смешанный тип процесса 84

Глава 4
Тип российского уголовного процесса 87


Литература 90



Введение


Юридическая наука не может сводиться к комментарию законодательства. Однако такой упрек, к сожалению, слишком часто оказывается справедливым. Пытаясь выйти из роли комментатора и стать советником законодателя, процессуальная теория нередко становиться послушной служанкой уголовно-процессуальной политики государства. Но тысячи слуг не помогут политической воле создать процессуальное право, справедливые процедуры, которые всегда основаны на объективных закономерностях общества. Без учета этих закономерностей законодатели-реформаторы подобны слепым хирургам.

Переход от описательного изучения к объяснительному, от констатации фактов к выявлению закономерностей можно сделать лишь на основе теоретической типологии.

В российской юридической науке проблема типологии процесса впервые была сформулирована в классических дореволюционных трудах И.Я. Фойницкого, Н.Н. Розина, П.И. Люблинского и др. Попытка ее решения на основе марксисткого учения предпринималась Н.Н. Полянским, М.А. Чельцовым, М.С. Строговичем, В.П. Нажимовым. С 90-х годов намечается новая система взглядов о типах и формах процесса (Ю.В. Мещеряков), активно отстаивается идея состязательности (Э.Ф. Куцова, А.М. Ларин, И.Л. Петрухин, В.М. Савицкий и др.), появляются специальные исследования состязательной формы, типа процесса (С.Д. Шестакова, К.Б. Калиновский). Однако эти отдельные и разрозненные попытки не могли заполнить многолетний вакуум в науке. Масштабность проблемы требовала масштабных исследований. Таким исследованием стала докторская диссертация А.В. Смирнова1, результаты которой увидели свет в двух монографиях: «Модели уголовного процесса» (СПб., 2000) и «Состязательный процесс» (СПб., 2001). Эти работы энциклопедического характера не только систематизируют все разновидности порядков производства по уголовным делам, но и открывают путь для формирования философии и социологии уголовного процесса.

Таким образом, уголовно-процессуальная наука сдвинулась с мертвой точки, чего пока нельзя сказать о практической деятельности. Многие юристы в нормотворчестве и правоприменении не учитывают типологические черты уголовного процесса, не понимают сущности современного состязательного производства. Состязательная идеология вызывает протест и у тех, кого устраивает нынешнее положение дел, кто сознательно или подсознательно не желает расстаться с ведомственными властными полномочиями, кто хочет скрыть нежелание или неумение работать. Сегодня знание основных разновидностей уголовного судопроизводства становиться показателем не просто эрудированности юриста, а основой его мировоззрения, его профессионализма в области применения уголовного права.

По проблеме состязательности в частности и по типам процесса в целом еще долго не утихнут научные споры. Об острой дискуссионности вопросов рассматриваемой темы свидетельствует «разброс» в терминологии. В соответствующих разделах современных учебников не приводятся ни понятия типов, форм, видов судопроизводства, ни их систематизация. В лучшем случае указываются «основные виды» и их некоторые признаки. Практически полное отсутствие учебной литературы по вопросам типологии является одной из причин «необразованности» и «неосведомленности» многих юристов.

Настоящее пособие в доступной и сжатой форме представляет основы теоретической типологии уголовного процесса. Оно призвано в какой-то степени восполнить пробелы в учебно-методической литературе.

Учитывая сложность проблемы, пособие начинается с истории вопроса – освещения развития положений отечественной юридической науки о типологии уголовного судопроизводства. Далее представлен анализ взглядов современных ученых по данной теме. При этом некоторые положения работы не являются общепризнанными, поскольку выражают авторскую позицию. Прежде всего, это касается выделения трех этапов развития уголовно-процессуального права – типов процесса: частно-состязательного, розыскного и публично-состязательного.

Для более подробного изучения темы рекомендуется обратиться к литературе, указанной в конце пособия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Похожие:

Учебное пособие iconДокументы
1. /анализ/Лекции/1 задачи анализа.doc
2. /анализ/Лекции/10...

Учебное пособие iconУчебное пособие Москва 2011 государственное образовательнное учреждение высшего профессионального образования «московский государственный медико-стоматологический университет»
К46 Киященко Л. П., Гребенщикова Е. Г. Современная философия науки: трансдисциплинарные аспекты. Учебное пособие
Учебное пособие iconУчебное пособие Иваново 1998
Аржанников Е. А., Чухин А. М. Методы и приборы определения места короткого замыкания на линиях: Учебное пособие/ Ивановский государственный...
Учебное пособие iconУчебное пособие Иваново 1998
Аржанников Е. А., Чухин А. М. Методы и приборы определения места короткого замыкания на линиях: Учебное пособие/ Ивановский государственный...
Учебное пособие iconУчебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1982. 256 с. Антонов В. Ф., Черныш А. М., и др. Биофизика: Учебное пособие для вызов. М.: Гуманитарно-издательский центр «владос», 1999. 288 с
Анализ производительности ЭВМ методами теории массового обслуживания, М.: «Энергия», 1972. 176 с
Учебное пособие iconО. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие
Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. – М.: Издательская группа инфра · м – норма, 2004
Учебное пособие iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие предназначено для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Содержание пособия разработано с учетом последних...
Учебное пособие iconДокументы
1. /Зиновьев Г.С. Основы силовой электроники. учебное пособие/Osnovu_silovoy_elektroniki_c1_Zinivev_1.pdf
Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов вокальных, актёрских и дирижёрско хоровых факультетов
Данное учебное пособие рассчитано для изучения предмета «Осно­вы голосоведения», а также «Охрана голоса» или «Гигиена голоса» основной...
Учебное пособие iconУчебное пособие для студентов и аспирантов отделений филологии и журналистики Новосибирск 2000
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов-филологов и журналистов Новосибирского государственного университета, изучающих...
Учебное пособие iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие для учащихся 10 (11) классов «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы