Моделирование и создание графических образов icon

Моделирование и создание графических образов



НазваниеМоделирование и создание графических образов
Дата конвертации20.05.2012
Размер69.67 Kb.
ТипДокументы


МОДЕЛИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА

Лях Владимир Петрович, Е-тail: VPL54@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнепоповская основная общеобразовательная

школа (МОУ'Нижнепоповская ООШ) Белокалитвинский район Ростовской области

Аннотация

В данной статье речь идет о моделировании объек­тов, физических процессов и явлений, создании образов, спужащих средством формирования обобщенных модепей

Есть специфическая, наверное, не только для препо­давания физики, но и других естественных дисциплин (отчасти и математики) возможность использования компьютера, о которой хочу сказать более подробно. Это направление мне представляется очень перспективным, вызывает профессиональный интерес. Речь идет о мо­делировании объектов, физических процессов и явлений, создании образов, служащих средством формировании обобщенных моделей. Преподавание физики через образы природосообразно и необходимо, психологи считают, что именно образы наиболее прос­то усваиваются и остаются в памяти человека очень долго. Эффект организации творческой деятельности учащихся становится значительно выше, когда учитель не только знает, каким должен быть образ, но владеет техникой его создания, учит быстрому и целесообразному отбору материала, его систематизации. Личностно-ориентировзнное образование, компетентностный подход к его реализации делают эту непростую задачу исключительно актуальной. Как отмечает В.Г.Разумовский, недостаткам в школьном физическом образовании есть объяснение: повсеместное использование «мелового подхода» в обучении привело к деформации научного метода познания физики, овладевая которым ученик на уроке может и должен пройти весь путь от наблю­дения явлений и выдвижения гипотезы до построения модели и проверки ее на практике. Много интересного и полезного для себя я нашел в работах учителей и ученых, работающих в нашей Ростовской области, в частности М.С. Атаманской. Но самое главное, что о необходимости и эффективности компьютерного моделирования говорят результаты практической работы. Работа с моделью, освоение процесса моделирования в различных программных средах очень много даёт ученику в плане развития, более глубокого понимания значимой сущности изучаемого, его интерпретации в различных условиях, освоении научного метода познания в самых современных проявлениях: через компьютерную модель, виртуальный эксперимент, алгоритм. Начинал я эту работу еще с использования программ типа ДОСовских «Броуновское движение», «Буер», «Солнечная система», потом были «Виртуальная лаборатория», нескольких версий «Открытой физики» и подобных, где можно конс­труировать, меняя параметры отслеживать изменения в процессе, предсказывать и проверять гипотезу и т.д.
Причем все это быстро, наглядно, убедительно. Ученики с удовольствием работают с такими программами, имеющими, как правило, привлекательный интерфейс, широкие медиа-возможности. Такие программы хороши и на уроке, и как дополнение к лабораторной работе, и как домашнее задание. И все же постепенно пришло понимание, что этого недостаточно, нужно разраба­тывать свои программы и свои пособия. Пришла идея дополнить реальное оборудование кабинета, с которым ребята могут работать практически, то есть сформировать свой, личностный чувственный опыт, обобщенными моделями в виде анимированных изображений. Но это не абстрактные, чужие и оттого «холодные» образы, 1 образы, идущие от реальности, от познавательного опыта школьника. В основной школе, тем более мало-комплектной, это непростая работа, поэтому начал я, как

всегда, с подготовки помощников. Осваивали цифровые камеры, процессы обработки и экспорта-импорта изоб­ражений, программы gif-анимации. Остановились на простой СоffееСaр (Gif-аnimаtor7, Суть идеи такая: мы делаем gif-aнимации работы имеющихся в кабинете реальных приборов и устройств и анимированные (то есть подвижные, что-то вроде «мультика») рисованные схемы их работы.

При изучении материала ребята обычно работают с раздаточным оборудованием, по большей части само­дельным. Полученный практический опыт дополняется анимациями и видеоматериалами, которых накоплено очень много. Такая последовательность упрощает процесс абстрагирования, обобщения изученных закономерностей, освоения, как говорят психологи, «свернутого знания». А ведь этот процесс, связанный с переходом от «лравополу-шарного» образного к «левополушарному» абстрактному мышлению и есть самое сложное в усвоении обобщенных понятий. Видео и графика служат элементами знаковой системы, посредством которой ученик «договаривается с мозгом» (термин М.С. Атаманской) о значении абстракт­ных образов и понятий, об их встраивании в личностный жизненный опыт. Не вдаваясь в конкретную технологию создания анимаций (которая представлена на моём сайте «Школа физики», там же можно скачать примеры ани­маций и видеороликов)приведу пример использования таких средств. На уроке по теме «Поршневой жидкостный насос» в 7 классе мы рассматриваем огромный объем материала, который без компьютера был бы невозможен в принципе. С помощью медиапроектора показываем ребятам слайды уже знакомых им устройств, в состав которых входит цилиндр и поршень: шар Паскаля, модель гидропресса, с которыми они работали практически. Спрашиваем, можно ли качать воду, поднимая поршень в трубке. «Нет, - отвечают дети,- она опустится вслед за поршнем». «Давайте попытаемся справиться с задачей, которую когда-то пришлось решать Б. Паскалю, неужели в 21 веке она будет нам не по силам?!» Раздаем на каждый стол самодельную модель насоса на основе стеклянного шприца в разобранном виде и два стакана от калориметра - с водой и пустой. Предлагаю собрать устройство и попробовать качать воду. Даже не зная как собрать, ученики с задачей всегда справляются. Они еще не знают, как называются новые детали, но интуитивно собирают устройство. Интуиция очень важна! Именно эта ситуация всегда вызывает «интеллектуальную радость», ощущение своей успешности, когда ребенок догадался! Это стократ важнее, чем если бы это ему просто сообщили. -Что мы добавили к трубке с поршнем? - Дети не знают, как называются эти детали, но мы этого и не требуем. -Шарик, - говорят они,- и резиночку. Нормально, потому что у них пока такой жизненный опыт. Дальше я предлагаю им посмотреть видеоролик о работе насоса. После просмотра все ученики сообщают, что «шарик» и «рези­ночка» - это клапаны. Их жизненный опыт изменился, дополнился, и сделали они это сами. Потом мы смотрим слайды презентации о центробежных, вибрационных, капиллярных насосах, принципе работы сифона, создаем ситуацию обсуждения границ применения этих устройств.

Важно четко представлять, как созданные сейчас образы мы потом будем использовать. При этом очень важна коммуникативная функция учителя, грамотный подбор вопросов, которые помогут объективно оценить, что усвоил конкретный ученик. Надо сказать, что вопросы учебника не всегда подходят, потому, что абсолютно не факт, что ребенок увидел в тексте именно то, что ему хотел

сообщить автор. Однажды я провел такой эксперимент: на слайде ручку насоса изобразил крупно и красного цвета, а остальные детали были спокойных серых тонов. На вопрос о самой важной детали устройства некоторые дети ответили, что это ручка. - Почему ручка? - удивился я. - Она красивая и удобная,- сказали дети. Потом, я понял, что образ в сознании ребенка - это не обязательно то, что вижу я, учитель, человек с другим жизненным опытом. А для них может быть важно совсем другое, и они видят это другое и не понимают сказанное учителем или написанное автором учебника. Меняться в этом случае нужно учителю, все другое непродуктивно.

На этом же уроке я показываю демонстрационный опыт работы насоса без поршня (пульверизатор с гру­шей), обсуждаем, как работает сердце, показываю опыт поднятия воды при нагревании-остывании сосуда (через год это будет образ к изучению парового насоса Сэйвери). Обсуждаем, почему пузырек воздуха, попавший в сердце, может вызвать его остановку, как снабжается кровью мозг жирафа, как поднимается вода по стволу растения, то есть вопросы житейские, а не академические и неинтересные детям. Творческая обстановка (при этом масса неправиль­ных мнений, которые никого не раздражают), компьютер, выдающий массу нужной информации вовремя, быстро, красиво, наглядно и вот оно, желанное ощущение успеха! Мы это сделали, yes!

На этом уроке показываю еще одну анимацию, при­думанную мной, когда появился в кабинете цифровой фотоаппарат. Это gif-анимация модели двигателя внут­реннего сгорания, она есть почти в каждом кабинете физики. Но снимаю ее (нужно хотя бы 4 снимка), чтобы клапана срабатывали на каждый ход поршня, то есть в двухтактном режиме. Ребята узнают насос, потому что образ уже сформирован. Приходим к выводу, что этот насос может качать воздух, то есть это компрессор. Потом, в 8 классе, мы вернемся к этому образу, изучая двигатель внутреннего сгорания. Это же почти то - же самое! Добавились два хода поршня при закрытых кла­панах. А уже потом покажем видео реального двигателя. Последовательно усложняя образ, модель приходим к пониманию, к формулам, графикам, законам. А как дидактически совершенно выглядят на одном слайде сразу две «работающие» машины: паровая и двигатель внутреннего сгорания. Какое еще средство позволит так удобно анализировать сходство и различия, обобщать?!

С созданными образами и моделями мы потом рабо­таем на протяжении всего курса физики. Применительно к приведенному примеру: несколько раз обращаемся к образу поршневого насоса в 8 классе (способы теплопере­дачи, превращения энергии, тепловые двигатели, к.п.д.) и в 9 классе (законы Ньютона, колебательное движение, законы сохранения). Анимации с удовольствием делают и сами ученики, проявляя незаурядное творчество. Как пример на сайте нашей школы можно посмотреть стра­ницу Касьяновой Елены, где приведены выполненные этой ученицей 8 класса анимированные модели физических опытов, творческие работы:

http://VPL54.nагоd.ru/FOTO4.html

Литература

1. 1 Атаманская М.С. «Методика творческого подхода
к решению задач по физике на основе графических
образов» (Сборник для дистанционного образования
Ростовского ИПКиПРО на СD)

  1. 2. Атаманская М.С. Технология графических обра­зов. Методический сборник, Ростов-на-Дону, изд. ИПКиПРО,2006г

  2. 3. Атаманская М.С. Возможности конструирова­ния содержания образования учителями физики. Методическое пособие. Ростов-на-Дону, изд. ИПКиПРО, 2006г



Тезисы выступления на IX Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции (секция преподавателей физико-математических дисциплин. 29-30 октября 2009г


79




Похожие:

Моделирование и создание графических образов iconМоделирование и создание графических образов
Муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнепоповская основная общеобразовательная
Моделирование и создание графических образов iconКомпьютерная графика Изучив эту тему вы узнаете: Виды графических компьютерных изображений
Большинство редакторов ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку
Моделирование и создание графических образов iconФормат графического файла способ представления графических данных на внешнем носителе
Содержат описания рисунков в виде набора команд для построения простейших графических объектов (линий, окружностей, дуг и т д.)
Моделирование и создание графических образов iconПопулярные форматы графических файлов
И только после появления сначала монохромных графических, а потом и цветных дисплеев, началась та самая компьютерная революция, последствия...
Моделирование и создание графических образов iconУрока: «Моделирование фартука средствами графического редактора Paint». Цели урока: Образовательные
Создать условия для изучения понятия «Моделирование», рассмотреть 2 вида моделирования: художественное и техническое
Моделирование и создание графических образов iconДокументы
1. /СБИС для распознавания образов и обработки изображений. Пер. с англ. Под. ред. К. Фу. М....
Моделирование и создание графических образов iconИмитационное моделирование с Arena
Такой подход весьма эффективен, однако на уровне наибольшей детализации, когда рассматриваются конкретные технологические операции,...
Моделирование и создание графических образов iconNm-review | Моделирование \ Прикладные вопросы Математическое моделирование в управлении, образовании и здравоохранении
Проект ориентирован на решение локальной задачи – развитие и применение методов моделирования в востребованных секторах рынка. Ставит...
Моделирование и создание графических образов iconNm-review | Моделирование \ Прикладные вопросы Математическое моделирование в управлении, образовании и здравоохранении
Проект ориентирован на решение локальной задачи – развитие и применение методов моделирования в востребованных секторах рынка. Ставит...
Моделирование и создание графических образов iconЖурнал «Банковские технологии», февраль 2003 Практический опыт имитационного моделирования в банке
Имитационное моделирование универсальный метод оценки финансовых рисков. Если взглянуть шире, имитационное моделирование можно рассматривать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов