В. Г. Чертков размышление о духовной жизни icon

В. Г. Чертков размышление о духовной жизни



НазваниеВ. Г. Чертков размышление о духовной жизни
Дата конвертации30.06.2012
Размер59.19 Kb.
ТипДокументы






В.Г. Чертков

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ


“Свободным может быть только тот, кто сущность жизни полагает

не в телесной, а в духовной жизни”

(Толстой)

“Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь,

откуда приходит и куда уходит… Наблюдайте как слышите”.

(Иисус)


“Все проверяйте, хорошего держитесь”.

( Павел)


Назначение жизни. Если бы меня спросили: “Для чего ты, человек, живешь, в чем назначение твоей жизни”, - то я ответил бы, что назначение своей жизни я сознаю в том, чтобы в самом себе находить, беречь и взращивать те зародыши добра, которые заложены во мне, как и во всяком человеке. Живое растение нуждается в свете и теплоте. Оно тянется к солнцу. Живое сознание человеческое нуждается в свете разума и теплоте душевной. Оно тянется к солнцу правды и любви. Растение может пользоваться лучами солнца только тогда, когда ничто не заслоняет их от него. То же и с человеком. Истинная задача жизни каждого человека состоит в том, чтобы устранить в самом себе все то, что мешает лучам правды и любви проникать в его сознание. Когда эти лучи достигают глубины человеческой души, то все хорошее в человеке оживляется, растет и дает плоды.


Бог. Потребность любви и правды, стремление к добру у всех людей – из одного и того же источника. Сознание добра есть нечто не вещественное, но духовное. Следовательно, и источник добра должен также быть чем-то не вещественным, но духовным. Обозначаю этот духовный источник добра общепринятым словом «Бог». Но хотя я и называю словом «Бог» источник добра, тем не менее, я совсем не знаю, каков Бог сам по себе и знать того не могу. Все равно как если бы я от рождения заперт был в комнате с тусклым окном, я пользовался бы светом из окна, но не видел бы источника этого света и не знал бы, каков он. Так что под словом «Бог» я обозначаю недоступный моему человеческому сознанию, но, несомненно, существующий источник или сущность всего хорошего и разумного.


Отношение к Богу. Но если я не знаю, что такое Бог, а вижу и знаю лишь Его проявления во мне и других, то следует ли вообще думать о невидимом и непонятном Боге? Не лучше ли думать только о видимых Его проявлениях? Не думать о Боге я не могу, как не может грудной ребенок не сознавать присутствие кормящей матери. Я ощущаю в себе божеские проявления и о благо, которое Бог мне доставляет этим своим проявлением. Как же мне не думать о самом их источнике и не испытывать к этому источнику чувства бесконечной благодарности и любви? Вся душа моя тянется к Богу. Он для меня основа моей жизни – той истинной духовной жизни, которая одна только и придает смысл моему существованию.


Молитва. Часто я даже испытываю потребность сознательного вступления в общение с Богом, потребность как бы мысленно беседовать с Ним.
В этих случаях обращаюсь я к Нему как к живому источнику любви, мудрости и силы, и ищу у Него, как у своего хозяина, руководства и подкрепления. На каждое такое молитвенное обращение к Нему я всегда получаю ответ, и ответ как раз такой, в каком нуждаюсь. Ответы эти согревают мою душу, просвещают рассудок и подкрепляют силы для исполнения Его воли.

Обращаюсь я так к Богу, когда недостаточно чувствую, что Он находится во мне, и хочется оживить в себе сознание Его присутствия. В эти минуты мне естественно представляется, что Он вне меня. По мере же того, как молитвенно направляю свое внимание к Нему, я все больше и больше чувствую, что Он не вне меня, а во мне. И в самом деле, хотя Бог как всеобщее духовное начало и должен быть везде, но общаться с Ним я могу только через мои собственные мысли и чувства. Я всегда связан с Богом той его частью, которая во мне самом. И эта Его часть притягивает меня к Нему. Я глубоко убежден в том, что страшно задерживает рост своей духовной жизни тот, кто не создал себе привычки восстанавливать свою связь с Богом посредством сознательного обращения к Нему.


Высшее и низшее “Я”. Но если соединиться с Богом я могу только внутри себя, то не обманываюсь ли я, воображая, что Он вне меня? Быть может, когда молюсь, то обращаюсь за помощью вовсе не к Богу, а просто к самому себе? Возражение это вполне понятно. Но даже если я обращаюсь не к внешнему Богу, но к самому себе, то все же я обращаюсь не просто к самому себе. Мое низшее «я» в этих случаях обращается к моему высшему, божескому «я». И действительно, я определенно сознаю в самом себе как бы два существа: одно – низшее, личное, а другое - высшее, духовное. Низшее мое существо желает блага моей собственной отдельной личности, хотя бы ради этого и попиралась истина или страдали бы другие. Высшее же мое существо побуждает меня жертвовать своей личностью во имя истины или ради блага других. Вот это то высшее или духовное существо, которое живет во мне, как и во всех людях, я и называю Божественным началом или Богом в человеке. Приведу несколько примеров. Положим, что, проголодавшись, я съел всю имеющуюся у меня пищу, не поделившись с нищим, еще более голодным, чем я. В это время я находился во власти своего низшего «я». Если я смело говорю и делаю то, что требует от меня совесть, зная, что за это могу и пострадать, то в это время я живу своим высшим «я». Мне приходит на мысль что-нибудь плохое, или во мне возникает нехорошее желание и я без борьбы отдаюсь этому скверному влечению – я, значит, подчиняюсь своему низшему «я». Если же я остерегаюсь соблазнов и стараюсь не поддаваться им, то во мне живет высшее «я». Еще случай. У человека зарождаются сомнения в том, основательны ли некоторые самые излюбленные его верования и убеждения. Если, боясь лишиться внутреннего покоя, он станет заглушать в себе сомнения вместо того, чтобы смело разобраться в них, то он будет служить своему низшему «я». Но если он забудет себя и станет искать только истины ради истины, каких бы духовных мук ему это ни стоило, то он этим самым перенесет свое сознание в свое высшее «я». Человек живет настоящей жизнью и обретает истинное благо не тогда, когда он уверовал во что-нибудь принятое и покойное, а тогда, когда стремится переносить свое сознание из своего низшего в свое высшее «я», другими словами, из своей человеческой личности в свое божеское «я».


Перенесение сознания из низшего “Я” в высшее. Переход сознания из низшего в высшее «я» называется в Евангелии «рождением свыше». Это рождение свыше или духовное пробуждение совершается двояко. Либо у человека бывают резкие подъемы духовного сознания, которые сразу как бы переворачивают его душу, либо духовное пробуждение и дальнейшее развитие совершается постепенно и спокойно, без всяких потрясений и восторженного состояния. Но каким бы путем высшее сознание не переходило из низшего в высшее «я», переход этот всегда приводит к тому, что мы начинаем смотреть на нашу низшую человеческую личность с высоты нашей духовной сущности. Наша собственная жизнь перестает занимать все наше внимание. Мы становимся как бы зрителями, которые с большой высоты наблюдают над тем, что происходит где-то там внизу, что думает, чувствует и делает наше личное существо. И когда мы с той духовной высоты замечаем, что в нашем человеческом сознании или в наших действиях происходит что-либо неладное, то мы вмешиваемся и останавливаем это неладное. Эта таинственная способность человека раздваивать самого себя и подчинять свое низшее существо своей высшей божеской сущности есть самое драгоценное его свойство.


Рассуждение и чувствование. Мы здесь подошли к самой основной сущности духовной жизни. Но подошли к ней только путем рассуждений. На основании наблюдения над самим собой я рассудочно признаю, что духовная жизнь действительно существует. Однако, чтобы проникнуться жизнью духа, недостаточно одних рассуждений, жизнь эта воспринимается не столько умом, сколько чувствованием, и даже не чувствованием, а своего рода как бы озарением или наитием «свыше». И это захватывает и сердце, и ум, и всю душу человека. Оно совершенно преобразует его внутреннее сознание. Для того, чтобы составить себе понятие о том, что в это время человек чувствует, необходимо самому пережить это состояние духовного подъема и слияния с истинной жизнью. Словами невозможно это описать. Кто хоть раз испытал блаженство такого внезапного духовного озарения или же тихую радость постепенного духовного просветления, тот будет всю жизнь жаждать того, чтобы эти состояния как можно чаще в нем возобновлялись и как можно дольше продолжались.


Духовное усилие. Человек не в состоянии своими собственными усилиями вызывать в себе эти высшие духовные просветления. Но он в состоянии все больше и больше переносить свое состояние из человеческого существа в свою божескую сущность, он в состоянии на деле в своих поступках всеми силами стараться исполнять требования своего высшего «я». А это только и нужно. Остальное совершит в нем само солнце любви и правды. И чем больше будет забывать человек свою личность и переносить себя в свою высшую сущность, тем живее он будет чувствовать, что все телесное есть только временная форма, через которую проявляет себя единая, вечная жизнь духа.


______________________

__________




Похожие:

В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconНиу «БелГУ» приглашает на День открытых дверей социально-теологический факультета, который состоится
Вы сможете получить знания об истории России, истории религии, глубинах духовной жизни личности, о её целостности и духовной безопасности,...
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconНовооткрытые тексты преподобного исаака сирина
Преп. Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconИскренность — это фундамент духовной жизни
Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconМинистерство образования Республики Башкортостан всероссийская олимпиада школьников по литературе
«всё, что занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит – словом, всё, что составляет содержание духовной...
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconЛитературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов "Стихи, рожденные войной "
Великой Отечествен-ной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошло-го; развивать творческие способности школьников...
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconДокументы
1. /Размышление.pdf
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconПолитическая система ученица класса и-10-2 Плеханова Анна
За пределами границ политической системы находиться «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая,...
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconИ в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь, это удивительное творчество, это удивительный пример духовной близости, может быть, не лежащей на поверхности, но тем не менее, духовной близости наших народов. Из интервью
В. В. Путин: «Во-первых, мы сразу должны вспомнить известного и в России, и в Индии художника Николая Рериха. Это удивительная жизнь,...
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconТрадиционные методы миссии и евангелизма
Миссии и Евангелизму, проходившей в г. Бруклине (штат Массачусетс, сша) с 6 по 11 августа 1995 года. Рассматриваемая о. Лукой Веронис...
В. Г. Чертков размышление о духовной жизни iconТроицкий В. П. О безымянном мастере и его шапочке
Хх века, мимо которых творцу романа было бы трудно пройти, знай он о них в нужный момент. Черная шапочка с головы мастера, ее происхождение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов