Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги icon

Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги



НазваниеДухоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги
Дата конвертации30.06.2012
Размер133.48 Kb.
ТипДокументы

Александр Модестович Хирьяков

Духоборы


Date: 31 октября 2010

Изд: "Иллюстрированный еженедельник" (бесплатное приложение к газете „Товарищ"), № 22, 23 июня (6 июля) 1907 г., СПб, тип. "Общ. польза".

OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)




Духоборы в Канаде.





Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги.


В переднем ряду стоит Махортов, севастопольский ветеран; слева от него сзади детишек П. В. Веригин.


Духоборы.


Приезд в Россию вождя канадских духоборов и попытка его организовать для русских рабочих заработки на строящейся канадской дороге вновь привлекла внимание нашего общества к этой секте.

Помещая в этом нумере несколько снимков, рисующих современное положение духоборов, нам хочется сказать несколько слов по поводу этих людей и сообщить о них некоторые сведения, быть может, мало кому известные, относящиеся к переселению духоборов в Канаду и к водворению их в этой стране.

В конце тридцатых и начале сороковых годов, в мрачную эпоху николаевщины, жившие в Таврической губернии духоборы, не пожелавшие изменить своей веры, были переселены в глухие места Закавказья. Это переселение нанесло тяжелый удар их благосостоянию, тем более, что поселены они были в суровой гористой местности, мало пригодной для земледелия.

Но, благодаря общинной организации, редкому трудолюбию, природным способностям и даровитости их организаторов, по прошествии некоторого времени, духоборам удалось совершенно восстановить свое благосостояние и даже собрать значительные общественные капиталы.


Стоят (слева направо): ^ Конкин и Чертков. Сидят А. К. Черткова с сыном и Вас. Вас. Веригин (брат П. В. Веригина).

Конкин и Веригин были сосланы в Якутскую область.


Капиталы эти числились при так называемом сиротском доме и в начале 80-х годов находились в ведении главы духоборов знаменитой Лукерьи Васильевны Калмыковой, женщины большого ума и организаторских способностей.


Группа духоборов на Кавказе перед посадкою на пароход для отправления в Канаду.


В 1886 году Лукерья Васильевна скончалась, но, как женщина предусмотрительная, она еще при жизни указала, кто должен заменить ее после ее смерти.
Выбор ее пал на одного из самых даровитых духоборов молодого Петра Васильевича Веригина, которого она и ввела еще при жизни во все дела по управлению духоборческой общиной.

Но когда умерла Калмыкова, ее братья, соблазняясь значительными капиталами, хранившимися при сиротском доме, заявили о своих правах на наследство после сестры, объявив, что весь сиротский дом со всеми капиталами является частным имуществом Калмыковой.

Начался крупный раздор. Большинство духоборов во главе с Веригиным отстаивали права общины, меньшинство пристало к братьям покойной Калмыковой. При помощи продажной кавказской администрации, братьям Калмыковой удалось завладеть общественным имуществом и даже добиться ссылки Веригина в Архангельскую губернию.

Этот удар, нанесенный духоборческой общине, подействовал на духоборов благотворно.

Долгие годы, проведенные среди полудиких горцев, а главное, как полагают сами духоборы, годы значительного материального благосостояния ослабили религиозный дух общины. Духоборы несколько ослабели в религиозно-нравственном отношении: они стали есть мясо, пить вино, курить табак, отбывать воинскую повинность, что шло в разрез с их основными верованиями. Постигший общину удар был сочтен карой за неправедную жизнь и вызвал взрыв религиозного чувства.

Партия Веригина сомкнулась в дружную семью, все имущество было объявлено общим, за исключением вещей домашнего обихода, все деньги были сданы в общую кассу. Многим при этом конечно пришлось перенести нелегкую душевную борьбу, не говоря уже о домашних спорах.

Дело не обошлось без интересных случаев. Так один из зажиточных духоборов, ретивый работник и превосходный хозяин, не задумываясь, отдал в общую кассу все свои деньги, что-то около двадцати тысяч рублей, но оставил, по просьбе семьи, двух доморощенных коров: жаль было расставаться, да и молоко детям нужно было.

Коровы остались, но хозяин потерял душевный покой. Он чувствовал постоянно свою вину, он чувствовал, что, благодаря оставшимся коровам, его семья находится в лучшем положении, чем другие, и совесть не давала ему покоя. На его счастье нашелся спаситель в лице местного пристава или станового, который увел коров за неплатеж податей. Потеряв такими насильственным способом двух любимых коров, хозяин почувствовал, как будто у него гора с плеч спала. Положение его семьи стало таким же тяжелым, как и у соседей.

Решив круто изменить свою жизнь, духоборы послали письма тем из своих односельчан, которые отбывали воинскую повинность с увещанием оставить службу; те же, которые числились в запасе или ополчении, поспешили возвратить начальству свои билеты. Чтобы еще сильнее подчеркнуть свое отвращение к военной службе и к убийству, духоборы во всех трех губерниях сожгли свое оружие.

Правительство ответило на эти поступки самыми беспощадными преследованиями. Ссылки, избиения, тюремные заключения и целый ряд других насилий обрушились на так называемую «Большую партию». Духоборы были опять разорены, их разослали в самые глухие углы Кавказа небольшими партиями. Многие не могли даже захватить с собой уцелевший от погромов скот, не могли собрать созревшую жатву. Преследования велись с какой-то изумительной жестокостью.

Среди гонений, которым подверглись духоборы, они проявили удивительную стойкость.

Изучая древнюю историю, нам приходится встречать примеры выдающегося мужества и верности убеждениям.

На школьной скамье мы заучиваем «приди и возьми» спартанского Леонида, гордый ответ Фабриция Пирру и т. п. примеры и изречения. История духоборческих несчастий тоже богата такими примерами, которые достойны стать наряду с выдающимися примерами мужества древних.

У одной матери два сына были в тюрьме за отказ от военной службы. Нищая, оборванная, она прошла пешком, чтобы повидаться с сыновьями. Ей дали свидание, предварительно наговорив всяких ужасов про предстоящую участь сыновей, уговаривая ее повлиять на детей, чтобы те покорились. Когда, наконец, сыновья были приведены к ней, она оглядела их, осунувшихся, исхудавших и побледневших от заключения, обняла их и потом, низко поклонившись, убеждала быть твердыми и терпеть до конца, но не изменять своей вере.

Губернатор Карсской области, жалея молодых духоборов, отказавшихся от военной службы, велел их привести к себе и стал убеждать отбыть повинность.

— Теперь ведь срок службы короткий, убеждал губернатор, отбудете его и вернетесь к себе домой, женитесь, заживете своими хозяйствами по хорошему, как все люди. Ведь я вам хочу добра. Ведь вы себе и представить не можете, что вас ожидает, если вы будете упорствовать в своих заблуждениях, ведь вас отправят в такое место в Сибири, где девять месяцев зима и полгода ночь. Вы только подумайте: полгода солнца не увидите. Полгода ночь.

— Дедушка, спросил молодой духобор, обращаясь к старику-губернатору, а Бог там есть?

— Бог? — переспросил ошеломленный губернатор, — разумеется есть. Бог везде.

— Так если там Бог есть, так мы и туда пойдем, был ответ. С Богом не страшно.

Пария духоборов, отправленная, как наиболее преступная, в Якутскую область, терпела в пути и голод и холод. Обувь их скоро истрепалась, и они шли босиком тысяча верст, но не теряли бодрости, делясь друг с другом последней крохой, и сибирская тайга оглашалась непривычными для нее звуками духоборческих гимнов.

Между тем сношения духоборов с их сосланным вождем Веригиным не прекращались. Веригина переводили из одного места ссылки в другое, но сношения не прекращались. Архангельск, Кола, Мезень — все казалось недостаточным; наконец, его перевели в Обдорск, но и там, под самым строгим надзором, он не утратил связи со своими единоверцами. Ходоки пробирались один за другим, одних ловили, другим удавалось проскользнуть.

Один из отказавшихся от военной службы духоборов был все-таки оставлен при воинской части в надежде на исправление. Какой-то казачий офицер обратился к нему с вопросом, он ответил так, как отвечает обыкновенный человек, а не солдат, не вытянулся, не взял под козырек и т. п. Возмущенный таким поведением офицер распорядился с ним очень круто. Несчастного отстегали нагайками так, что он долго не мог ни сидеть, ни лежать на спине. После этого он был отправлен в Якутскую область. Из Якутской области он был послан товарищами по ссылке к Веригину с каким-то поручением. От Веригина из Обдорска он должен был пробраться на Кавказ, передать письмо Веригина и затем вернуться обратно в Якутскую область к оставшимся товарищам. Все поручения он исполнил благополучно, но когда он прибыл на Кавказ, оказалось, что духоборы получили разрешение выселяться из Кавказа заграницу. Многострадальный ходок увидал в Батуме свою семью, которая садилась на пароход, чтобы ехать в Канаду. Оставалось сделать один шаг и стать свободным. Ходок вернулся в Якутскую область, где его ждали товарищи.

Среди разоренных до тла духоборов появились болезни: цынга, куриная слепота, голодный тиф и всевозможные лихорадки. Дети, старики, женщины умирали сотнями.

Заграничные газеты подняли шум по поводу таких гонений средневекового характера. Нашлись более или менее влиятельные люди и в России, которые стали указывать, что всякие зверства должны иметь предел. Наконец, удалось выхлопотать для духоборов разрешение выехать заграницу.

Но русская администрация, отпуская духоборов, как будто придумывала, какую бы им сделать каверзу хоть на прощанье, чтобы дольше помнили. Она придумала. Духоборы высылались без права возвращения, следовательно, не нуждались более в паспортах, но их все-таки обязали взять паспорта и взыскали полную паспортную плату за полгода. Паспорт в то время стоил, кажется, десять рублей. Духоборов выселилось более семи тысяч, сумма получалась солидная.

Для того, чтобы перевезти в Канаду всех гонимых духоборов, требовались большие деньги. И вот, раздались во всех странах призывы к пожертвованиям, стали собирать деньги на переезд. Много помогло популярное имя Льва Толстого, много поработал Чертков, высланный из России за то, что пытался обратить внимание русского общества на совершаемый над духоборами насилия, много денег было собрано квакерами, которые видели в духоборах не только безвинно страдающих людей, но и своих единоверцев. Пожертвования поступали отовсюду. Даже из далекой Австралии какой-то рабочий золотоискатель прислал несколько кусочков найденного им золота, с обещанием прислать и еще, если найдет.





^ Заделка улицы в селе Вознесение.


Сопровождавшие духоборов в Канаду фельдшерицы рассказывали, что и в самой посадке на пароход духоборы выказали удивительную выдержанность и дисциплину. Разборка вещей, чистка парохода, возившего прежде уголь, и устройство нар на две тысячи с лишним человек заняли, при отправке второго парохода, всего три дня и при этом не было ни лишней суеты, ни толкотни и ни единого крепкого слова. Особенно поражала выдержанность детей, резвых и бойких, но никогда не переходивших границы дозволенного.

По приезде в Канаду, духоборам прежде всего пришлось выдержать месячный карантин, так как среди них оказались больные оспой — последний дар матери-отчизны.

Местные жители встретили духоборов весьма радушно. Они видели во вновь прибывших людей, пострадавших за религиозные убеждения. Но нашлись и такие, которые интересовались духоборами как какими-то дикарями, прибывшими из дикой России и принадлежащими к дикой секте, отрицающей всякое насилие и, что особенно интересно, непротивленцами.

^ Первая вспашка духоборами вольной земли.


Явились охотники испытать это непротивление. Какой-то канадский джентльмен, встретив пожилого духобора на улице, пошел за ним и стал стегать хлыстом по ногам. Духобор, не зная ни слова по-английски, жестами давал понять, чтобы англичанин перестал, но тот не унимался. Тогда духобор остановился, повернулся к англичанину и, посмотрев ему пристально в глаза, крепко взял его за руку. Это пожатие было настолько внушительно, что англичанин сразу оценил ту опасность, которой он подвергся бы, позволив себе такое обращение с человеком менее сдержанным, но обладающим такой же силой.

Другой англичанин подошел к духоборам, когда те сидели за столом и пили чай.

«Как бы раздразнить этих непротивленцев», — мелькнуло в его праздной голове, и вот, подмигнув другим англичанам, тоже пришедшим посмотреть на диковинных переселенцев, он подошел к одному из духоборов и стряхнул пепел своей сигары ему в чашку.

Оскорбленный духобор отодвинул от себя чашку и не стал пить.

Англичанин обошел кругом стола и, подойдя к другому духобору, плюнул ему в чашку. Тот тоже ничего не сказал и отодвинул от себя чашку. Зрители ждали, что будет дальше.

Но англичанин не рассчитал, что духоборы вовсе не представляют из себя штампованных людей, сделанных по одному образцу. Да и самое понимание непротивления может быть у разных людей различное.

Из толпы молодых духоборов отделился один рослый парень. Он прошелся, как бы в нерешительности, взад и вперед, потом подошел к озорнику и дал ему пощечину. Англичанин свалился с ног. Остальные англичане захохотали и захлопали в ладоши. Упавший медленно поднялся, с удивлением поглядел кругом и, не говоря ни слова, удалился.

Год спустя духоборам пришлось выказать свое непротивление в более серьезной форме.

Несколько английских ребятишек играли, тут же стоял и духоборческий мальчик, смотревший на их игру. Игра перешла в драку и одному из мальчиков досталось очень больно. Тот с плачем побежал жаловаться отцу, работавшему в соседнем доме. Рассерженный отец выбежал, ища виновных, но виновные давно разбежались и оставался один духоборческий мальчик. Принимая его за обидчика, англичанин подбежал к нему и ударил ногой. Удар пришелся так несчастливо, что мальчик тут же умер.

Духоборы обратились в суд с просьбой не наказывать убийцу, заявив, что они его простили.

Духоборы приехали в Канаду ограбленными, нищими. Первое время им пришлось очень трудно.

Надо было пахать отведенную землю, а не было ни орудий, ни скота и в то же время необходимо было добывать себе средства для пропитания. Почти все мужчины ушли на заработки, дома остались одни женщины и вот, за неимением скота, женщины впряглись в плуг, взятый в долг, и таким образом, после долголетних страданий и мытарств, была начата вольным народом пахота вольной земли.

«Воля и труд человека дивные дива творят», — говорит Некрасов. Справедливость этих слов с особенной яркостью сказывается на истории канадских духоборов. Правда, благосостояние далось им не сразу, правда, не все гладко шло у них, но этим неровностям их новой истории были вполне понятные причины.

Разгром и тяжелые испытания, которым подвергло духоборов русское правительство, не прошли даром для духоборов. Многие оказались выбитыми из колеи, утратившими душевное равновесие. Перед сознанием многих встали с неотразимой требовательностью проклятые вопросы и не давали им возможности втянуться в обычную лямку трудового человека. Те вопросы нравственности, которые для уравновешенных обеспеченных интеллигентов были лишь отвлеченными вопросами, задачами для упражнения ума, — для этих первобытно-искренних людей оказались вопросами жизни. Пока они шли ровной колеей жизни, они не замечали многих сторон этих вопросов, не углублялись в крайности, — выбитые из колеи, они набросились на разрешение этих вопросов со всей страстью только-что пробужденного сознания. Этот страстный порыв к правде и праведной жизни привел некоторых к целому ряду поступков, граничивших с психическими заболеваниями. Таков был известный роспуск скотины на волю, поход голых в поисках настоящей свободы и т. п.

С возвращением Петра Веригина из Сибири, жизнь духоборов мало-по-малу вступает в свою колею, и благосостояние их начинает расти с каждым годом.

Начав с пахоты на женщинах, в каких-нибудь 7 — 8 лет духоборы перешли к пахоте паровыми плугами. Кредитуясь сперва у мелких торговцев ближайшего городка и им же сбывая свои земледельческие продукты, духоборы, теперь все необходимые им товары закупают из первых рук и в непродолжительном времени мечтают выступить со своей пшеницей непосредственно на мировом рынке. У духоборов имеются в настоящее время свои мастерские, свои кирпичные заводы, свои паровые мельницы. Центральный склад, помещающийся на станции канадской железной дороги, названной в честь духоборческого вождя Веригино, ведет обороты на сотни тысяч долларов.

Все, что нужно духоборам и что они не производят сами, закупается центральным складом в больших количествах на соответствующих фабриках, или у крупнейших оптовых фирм страны. В каждой деревне имеются выборные распорядители и распорядительницы, которые опрашивают своих односельчан каждую неделю, что кому нужно, составляют списки и потом привозят все необходимые продукты из центрального склада. Все же продукты, вырабатываемые деревней, в свою очередь поступают в центральный склад. Исключение составляет частью молоко, которого лишь излишек идет в центральный склад, а главным образом распределяется на месте, в зависимости от потребности, и небольшие огороды, находящиеся возле домов и служащие как подспорьем в питании, так и забавой.

Что касается хлеба, то отдельное печение в каждом доме уже оставлено. В каждой деревне имеется пекарня, откуда и выдается каждому, сколько кому надо хлеба. Мука доставляется из центрального склада.

Великий принцип: от каждого по его силам и каждому по его потребностям — нашел себе осуществление в общине канадских духоборов. На долго ли — это покажет будущее.

Богатство духоборческой общины растет и многие высказывают мнение, что это возрастание богатства может в конце-концов явиться причиной, которая разрушит общину. Такое мнение было выражено и Таном одному из духоборов во время поездки в Канаду.

Духобор не согласился с этим, заметив, что с возрастанием богатства, может быть уменьшено количество труда и что кроме того духоборам придется еще выплачивать долги.

— По нашему, сказал он, чтобы наши долги заплатить, всей жизни не хватит. Вы думаете, мы забыли, как нас люди вызволяли из беды? Дай нам Бог заплатить, хоть не тем самым, так другим, бедным людям.

— Дай-ка опериться, — говорили духоборы Тану, — мы не забыли, как нас все человечество из беды выручило. Совсем чужие люди собирали для нас деньги, даже в Африке и в Австралии. Даст Бог, мы поднимемся, разбогатеем, мы еще не так будем делать, сотельною мерою. Где только бедствие, туда хлеб вагонами, деньги — тысячами. На что их копить? Лучше отдать!

Прошло несколько лет, духоборы оперились и показали, что вышеприведенные слова не были пустою похвальбой. Как нашим читателям известно, духоборы узнав о голоде в России, переслали в распоряжение Л. Н. Толстого 10.000 долларов.

Довольны ли духоборы своим настоящим положением?

Нет. Во-первых им хочется перебраться в более теплый климат, где росли бы в изобилии фрукты и где они не были бы вынуждены держать такое количество скота и где они не нуждались бы в меховой одежде, которая противоречит их взглядам. Им хочется более приблизиться к райской жизни, а райская жизнь возможна для них лишь в теплом климате. И вот они мечтают о переселении. Во-вторых, многих из них тянет к себе невидимыми нитями та несчастная страна, в которой они так много выстрадали, и страна, которая была для них злой мачехой, но которую они не могут перестать любить горячей сыновной любовью. Горе этой страны, угнетенной, залитой кровью, истоптанной, опозоренной, продолжает быть их горем и они тянутся к ней, как тянутся дети к обиженной измученной матери, чтобы утешить ее или хоть пострадать вместе с нею.





^ П. В. Веригин (сидит за столом слева) в селе Вознесение.





Около села Отрадного.


Канадское правительство было очень обеспокоено известием, проникшим в печать, что духоборы хотят выселяться. Оно потребовало, чтобы они немедленно приняли канадское подданство, грозя в противном случае отобранием 160-акрового надела и заменой его 15-акровым на каждую наличную душу. Правительство рассчитывало, что эта угроза заставит духоборов принять подданство и остаться в стране. Но духоборы оказались странными людьми. Они могли бы принять подданство, а потом продать свои 160-акровые наделы за большие деньги и уехать, куда хочется. Соблазн был очень большой, но религиозные взгляды духоборов не позволяют им клясться в верности какому-либо властителю или государству и духоборы отказались принять подданство. Странные люди. Неправда ли?

А. Хирьяков.




Похожие:

Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconПриказ №00593 20 сентября 1937 г., гор. Москва, Органами нквд учтено до 25000 человек, так называемых "харбинцев" (бывшие служащие Китайско-Восточной железной дороги и реэмигранты из Манчжоу-Го),
Органами нквд учтено до 25000 человек, так называемых "харбинцев" (бывшие служащие Китайско-Восточной железной дороги и реэмигранты...
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconПроект ремонта дороги вдоль лэп
Яма около 126 уч у поворота на дорогу вдоль лэп, обусловленная углублением полотна дороги
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconКвжд и дальневосточная политика Российской империи
Китаем, в соответствии с которым началось строительство Китайско-Восточной железной дороги. Решающую роль в этой политике на первых...
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconРазведческие игры
Игры и Состязания" [Лос Анжелес, 1953г.], описания которых, хотя и длинные, все же приводятся здесь в большинстве случаев почти полностью,...
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconСтанция «Узлы» Станция «Мышеловка»
Под таким девизом проходил традиционный спортивно – туристический праздник 19 мая 2012 года в мбоу сош №9
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconКвжд: русская дорога в Китае Китайская Восточная железная дорога
Прочитайте договоры, связанные со строительством квжд. В чём, судя по тексту документов, состоит интерес России при строительстве...
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconГород Химки возник на реке Химка в 1850 г как пристанционный посёлок на железной дороге Санкт-Петербург Москва. Станция Химки открыта в 1851 г
На территории современных Химок ранее располагались сёла Куркино, Козлово, Козмодемьяновское, Киреево, деревня Красные Горки и др....
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconДокументы
1. /ДОРОГИ/ГОСТ 9720-76 (1995).doc
2. /ДОРОГИ/ГОСТ...

Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconСтанция «Готня»
Льгов Готня Харьков и Сумы Готня Белгород. От Готни отведена также железнодорожная ветка до посёлков Ракитное (станция Зинаидино)...
Духоборы в Канаде. Станция Веригино. Приемный склад около железной дороги iconТесты 6 класс Итоговый Вычислите: 6,35+22,7 28,42 86,2 29,05 28,05 Вычислите: 0,32·0,024 0,0768 0,00768 0,000768 0,768 Найдите частное: 0,697 и 0,34 20,5 2,5 0,205 2,05
Длина дороги 45 км. Отремонтировали 18 дороги. Сколько км отремонтировали? 8,1 км 27 км 2,5 км 40 км
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов