Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности icon

Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности



НазваниеОстраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности
страница1/4
Дата конвертации30.06.2012
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4




О С Т Р А Д А Н И Я Х Л И Ч Н О Й Ж И З Н И,

в связи с неразумным понятием о Боге, как личности

(том 3, гл. 8).


Уже в очень отдаленные времена находились люди, которые не могли мириться с примитивным понятием о Боге, как о каком-то личном существе, неизвестно где обитающем. Все известные людям личные существа имеют душу (Дух) и тело, они имеют некоторый образ животного или человека. И когда люди древности представляют себе богов в виде личных существ, они неизбежно воображают их себе в виде животных, людей или вообще в виде существ, имеющих некоторый материальный образ, и когда люди постепенно пришли к мысли, что существует только один личный Бог, они и этого одного Бога представляли себе в виде огромного по размерам могущественного старика; и так изображали всегда и продолжают изображать и теперь Бога в статуях и на иконах.

Однако люди никогда не находили никакого личного Бога ни на горе Синай, ни на горе Олимп, ни на облаках, ни на небе. Мало по малу люди уже начинали создавать себе более разумное понятие о Боге; они начинали понимать Бога, как жизнь вполне Совершенную и Неограниченную, которая не может вполне вмещаться ни в какой личности, так как всякая личная жизнь есть всегда жизнь ограниченная.

Самое понятие о личности говорит уже об ограниченности этой личности. Личность ограничена своим собственным телесным образом, она ограничена другими личностями, пространством и всей картиной материального мира. Личностей бестелесных люди никаких не знают. Если Бог есть телесная личность, то он ограничен своим размером своей телесности и не может быть повсюду одновременно. Но, допуская даже, что Бог есть какая-то личность бестелесная, эта личность имеет вне себя бесконечное количество других личных существ, воля которых часто не совпадает с волею этого личного Бога, идя наперекор ей, т. е. нарушает и ограничивает эту волю. Бог оказывается ограниченным даже таким ничтожным существом, как человек, который может идти хотя бы временно против воли этого всемогущего существа.

Личность есть сознание своего отдельного «я», своей эгоистической отдельности от всего остального, и если Бог есть личность, то она отдельна от нашей души и слиться с Богом мы никогда не можем.

Но мало этого. Понятие о Боге как личном существе неизбежно приводило людей к мысли, что все телесные существа и весь материальный мир созданы этим личным Богом. А так как люди сознают свое собственное тело и весь материальный мир с его явлениями (засухами, холодом, градом, землетрясениями и проч.) как нечто несовершенное, то оказывается, что предполагаемый творец всего этого – личный Бог – или сам был несовершенен, или ограничен несовершенством материи. И если личный Бог сам захотел создать другие личные несовершенные существа, то этим он сам узаконил их личность с ее несовершенством и не имеет права карать их за это несовершенство.


Беспрестанно людям приходится поправлять плохое творение предполагаемого личного Бога, создавшего их. Им приходится совершенствоваться нравственно и умственно, преодолевать свою эгоистическую обособленность от других существ и освобождаться от страданий, происходящих от этой обособленности. Приходится также совершенствовать свои внешние чувства и для этого изобретать всевозможные телескопы, микроскопы, радио и проч. Чтобы увеличить свою способность к движению приходится пользоваться лошадьми и изобретать железные дороги, автомобили, аэропланы. Чтобы увеличить данную им предполагаемым творцом силу и работоспособность, они изобретают плуги, самокоски, трактора и другие машины. Словом, люди постоянно видят, что предполагаемый личный Бог, создавший их личную жизнь, сделал ее несовершенной во всех отношениях. И люди, не освободившиеся еще от веры в такого Бога, в глубине души невольно приходят к заключению, что одно из двух: или Бог создал людей почему-то гораздо худшими, чем он сам, так что произведение гораздо хуже художника; или же, если он создал их по своему собственному образу и подобию, то и сам он очень несовершенен.

Множество подобных соображений направляли мысль и чувство людей к отрешению от примитивного понятия о Боге как о каком-то отдельном от нас личном существе. Люди чувствовали в своей душе стремление к Богу, к совершенной жизни, но они долгие века наивно думали, что эту совершенную, Божескую жизнь надо искать не в глубине нашей собственной души, не в душах других существ, но где-то вне – в виде какого-то личного Бога.

Эту психологическую иллюзию людей стремились искоренить основатели великих религиозных учений.

Все высшие религиозные объяснения жизни: буддизм, учение Лао-Цзы, учение о Логосе греческих философов, учение Иисуса и другие, отрешались от мифического олицетворения Бога в виде какого-то внешнего, личного существа. Учения эти вводили высшее уже не мифическое, но психологическое понятие о Боге как совершенной, неограниченной и единственно реальной жизни, проявляющейся в душах самих существ.

Во всех этих высоких учениях (пока они не извращались вследствие непонимания массы последователей) ясно выражалась мысль, что Бога надо искать не на той или иной горе и не на небе, но в основе, в глубине нашей собственной души.

Вместе с тем, все эти учения стремились выразить мысль, что люди очень ошибаются, когда думают, что так называемый материальный мир есть нечто весьма достоверное и созданное самим Богом; на самом деле – это есть нечто совсем призрачное, это только ряд иллюзорных образов, подобным тем образам, которые люди создают себе в своих сновидениях. Во всех этих учениях стремилась выразиться мысль, что наше тело и весь так называемый материальный мир вовсе не создан Богом и не суть нечто реальное, но что все это только иллюзорные образы, которые наша несовершенная душа сама нам рисует. Начало уясняться, что если наша душа создает нам эти иллюзорные образы, то только потому, что она не проявляет в себе жизнь совершенную, не личную, неограниченную, Божескую, для которой вовсе не может существовать никаких телесных, материальных образов и явлений.

Конечно, в те отдаленные времена мысли эти выражались лишь в зачаточных формах, они не могли выразиться с совершенной определенностью и тем более не могли утвердить себя, как нечто уже вполне несомненное, помощью исследования нашей душевной жизни, помощью анализа тех иллюзорных образов, которые наша душа нам временно создает. Но все мысли эти более или менее ясно выражались во всех великих религиозных учениях. В учении Иисуса, хотя оно очень затемнено церковными наслоениями, мы находим ясное понятие о Боге, как Совершенной, Общей и неограниченной жизни, которую мы должны проявлять в себе вместо нашей несовершенной, личной, ограниченной жизни.

Богом называл Иисус ту Истинную, Совершенную, общую и неограниченную жизнь, которая, проявляясь в нашей душе как любовь и истина, освобождает нас от жизни личной, несовершенной, эгоистической, отдельной и ограниченной, а также освобождает от всех телесных, иллюзорных образов «мира сего», которые наша несовершенная душа нам теперь представляет. Но этот глубокий психологический и метафизический смысл учения Иисуса не мог быть усвоен массой последователей, и толкователи этого учения, присвоившие себе наименование «церкви», быстро исказили это учение, принизив его к прежним религиозным понятиям.

Церковь, исказив в первые века учение Иисуса о Боге как Совершенной основе нашей собственной души, всецело возвратилась к примитивному верованию израильтян во внешнего Бога как личное существо, отдельное от нашей души. Согласно утвержденному церковью учению, картина материального мира, которое наше несовершенное сознание нам представляет, есть нечто очень реальное и созданное самим личным Богом. Предполагается, что этот личный Бог управляет материальным миром вообще и судьбою человека в частности.

- «Пошли, Господи, дождя, пошли, Боже, урожай, дай мне, Боже, богатство». Во всех этих выражениях и в наше время оказываются остатки веры в Бога как личное существо.

Это искажение в первые века церковью метафизического учения Христианства о смысле жизни и о Боге как внутренней основе и глубине нашей души, а также подавление церковью греческой философии, на почве которой могло развиваться и обосновываться это глубокое психологическое понятие о Боге, повлекло за собой неисчислимые бедственные последствия. Религиозная мысль людей западного мира на долгие века (вплоть до нашего времени) осуждена была вращаться в сфере примитивных древнеизраильских и языческих понятий о Боге как внешнем личном существе. Но по мере того, как люди перестают верить в церковное объяснение, им открывается возможность понимать религию в ее истинном и высшем значении. От религии мифической с ее отжитыми антропоморфическими понятиями о Боге как личном существе, неизвестно где обитающим, люди должны перейти к религии психологической, где Бог понимается как Совершенная и Неограниченная жизнь, которую мы должны проявлять в нашей собственной душе. Переход этот совершается медленно, так же как и все глубокие внутренние изменения сознания людей, и на этом пути и в наше время предстоит много работы.

«Помилуйте! – возражают мне иногда церковники, - О чем Вы говорите? Да мы никогда и не представляли себе Бога в виде какого-то телесного существа в виде старика, сидящего на небесах. Мы говорим, что существует Бог личный, но в тоже время мы говорим, что эта личность бестелесна, что это есть дух, дух вездесущий, всеобъемлющий, всеправедный и всемогущий. Вы ломитесь в давно открытую дверь. Ни у нас, руководителей церкви, ни у простого народа нет тех примитивных антропоморфических понятий о Боге, о котором Вы говорите».

Но если это так, отвечу я, то почему же вы не отказываетесь еще от еврейских книг Ветхого завета, где Бог описывается не только как личность, обитающая на небесах, телесная, являющаяся в телесном образе людям и при этом личность злая, мстительная, совершающая всевозможные жестокости? Если вы так далеки от телесных человекообразных понятий о Боге, то зачем же вы в учебниках для детей рисуете Бога в виде старика, останавливающего руку Авраама, когда он по приказанию того же Бога собирается убить своего сына? Зачем же вы и для взрослых малюете и на иконах изображение Бога в виде бородатого старика? Почему такое кощунственное изображение Бога вы считаете священным и признаете святотатством, когда кто-нибудь выбросит за окно такое кощунственное изображение? Если вы так твердо понимаете, что Бог есть дух и только дух, и что дух этот свободен от всякой телесности, то как же вы можете изображать этот бесплотный дух в виде старика с бородой? Если вы продолжаете это делать, то только потому, что продолжаете настаивать на мысли, что Бог есть личность, некоторое личное существо; личность же, всякое личное существо нам действительно неизбежно представить себе в виде так или иных телесных образов. О Боге, т. е. о Совершенной, Неограниченной не личной жизни, которую мы должны в себе проявить, вы продолжаете думать и говорить как о какой-то личности; вы продолжаете называть эту проявляющуюся в глубине нашей души Неограниченную жизнь «Он» - вы применяете к понятию о Боге личные местоимения и именно поэтому вы удерживаете отжитые антропоморфические понятия о Боге.

Надо изменить не только отжитые понятия людей о Боге, но так же те обороты речи, которыми люди привыкли выражать свои прежние, устарелые понятия о Боге. По мере того, как люди свыкаются с мыслью, что Бог не есть какое-то внешнее, личное существо, но что это есть Совершенная и Неограниченная жизнь, таящаяся в глубине нашей собственной души, им уже нельзя продолжать называть эту Неограниченную и не личную жизнь словами Царь Небесный, Господь, Творец, Хозяин, Отец наш или употреблять, говоря об этой Неограниченной и не личной жизни, личные местоимения «Он», «Ты» и проч. Такое смешение нового психологического понятия о Боге со старыми антропоморфическими выражениями могло две тысячи лет тому назад вкрасться в наши евангелия, но в наше время от этих старых форм надо освобождаться, надо избегать, чтобы новое вино вливалось в старые меха.

«Но как же мы будем молиться Богу, если мы не можем даже обращаться к Богу с местоимением «Ты», «Помоги нам, господи», «Благодарим тебя, Боже, за все, что Ты даешь нам». Ведь если нам нельзя обращаться к Богу как к личности, то это равносильно запрещению молитвы. Какая же это будет религия без молитвы? Вникнем пристальнее в это выражение.

Теперешняя молитва людей состоит обыкновенно в выпрашивании от личного Бога всяких благ для нашей собственной плотской личной жизни или для плотской жизни других людей. Люди на опыте убеждаются, что такие молитвы не исполняются: они просят постоянно личного и ненарушаемого счастья и здоровья, но неизбежно страдают и болеют, просят всегда избавить их и нескольких близких людей от смерти, и все неизбежно умирают. Люди на опыте видят это, но они так ценят личную жизнь, так уверены, что это есть нечто абсолютно реальное и вполне законное, что они вопреки очевидности, продолжают молить личного Бога о сохранности этой их телесной жизни и о ее благах.

Высшее религиозное объяснение жизни отрицает такую молитву в пользу личной жизни, так как личная жизнь не признается ни как нечто реальное, ни как нечто законное, подлежащее охранению и угождению. Взамен личной жизни, неизбежно разрушающейся с ее преходящими интересами, люди должны проявлять в глубине своей души жизнь истинную, не личную и не подверженную страданию и разрушению. Истинная молитва состоит в вызывании в глубине нашей души этой совершенной не личной жизни, объединяющей нас со всеми существами в Жизнь Единую и Неограниченную.

Но как же будем обращаться к этой Совершенной жизни, таящейся в глубине нашей души, как мы будем называть ее в нашей молитве? Если мы даже не будем говорить: «Боже, дай нам личного блага» или «Боже, благодарим тебя за личные блага», то все же мы должны сказать: «Боже, - Совершенная жизнь, дай нам побеждать нашу личную жизнь с ее страстями. Боже, укрепи нас духом своим. Боже, проявись в нас. Боже, не моя, но твоя воля да будет». Даже в такой молитве, отрешающей нас от чувства нашей личности, мы все-таки будем обращаться к Богу с личным местоимением – «ты», как будто это есть какая-то личность. Л.Н. Толстой говорил: «Я знаю, что Бог не личность, но я личность и потому не могу в молитве обращаться к Богу иначе, как к личности».

Надо отдать себе отчет, о чем именно говорит в этих словах Толстой. В своих писаниях он уясняет, что нельзя понимать Бога, как личность, и, поэтому, когда он говорит, что вынужден в молитве обращаться к Богу как личности, то он не узаконяет такую молитву как нечто правильное, но только выражает сожаление, что он как личность не может иначе молиться. Важно во время молитвы помнить и чувствовать, что мы обращаемся не к Богу, сидящему на небе, но к Совершенной жизни, таящейся в глубине нашей души. Молитва есть порыв нашего чувства к Богу, к той Совершенной не личной жизни, которую мы в себе стараемся проявить. Какими словами в этот момент будет выражаться наше чувство – не имеет большой важности, лишь бы мы были охвачены чувствами, возвышающими над желаниями плотских благ для себя и других.

Молитва необходима, по существу своему – это такое душевное состояние, в котором гораздо больше работает наше чувство, чем наша мысль. В молитве мы не анализируем умом правильность наших понятий о Боге и наших мысленных и словесных выражений, это порыв нашего чувства к Совершенной жизни. И поэтому нет большой беды в том, что в минуты молитвы человек обращается к Совершенной и Неограниченной жизни с местоимением «ты». Три старца в рассказе Толстого так нелепо: «Трое вас, трое нас – помилуй нас». Но так как в это время душа их была охвачена высоким чувством самоотречения от своей личности, то даже такая молитва давала чудесный результат.

Но совсем иное дело, когда речь идет не о молитве, не о порыве чувства, но о выяснении разумом понятия о Боге. В разговорах, лекциях, в религиозных и философских сочинениях, в книгах и уроках для детей надо всячески отрешать мысль от ложного понятия о Боге как личности. Когда новое психологическое понятие о Боге как внутренней совершенной глубине нашей души станет людям совсем привычным, то весьма вероятно, что в молитвах своих они найдут способ вызывать в себе эту Совершенную жизнь, не прибегая к неправильным выражениям и личным местоимениям. Точно также, весьма важно отрешиться от внешнего служения Богу как личности помощью вещественных приношений, помощью каких-то таинств и обрядов, так как истинному Богу – Совершенной жизни, в нас проявляющейся, можно служить только в духе и истине, т.е. совестью и разумом. Внешнее же служение только отвлекает от служения внутреннего.

Но опять мы слышим новое возражение: «Ведь Бог есть жизнь абсолютно Совершенная и Неограниченная, постигнуть которую вполне вследствие нашего человеческого несовершенства все равно мы не можем. Поэтому, не все ли равно, какие именно понятия о Боге мы будем себе создавать, лишь бы мы старались исполнить волю Бога и приблизиться к нему». Так возражают иногда церковники и вообще люди, не отрешившиеся от понятия о Боге как личности. Но возражение это не основательно.

Не основательно это выражение, во-первых, потому, что из того, что мы, люди – несовершенные и ограниченные существа, и что понятие наше о жизни Божеской, Совершенной и Неограниченной не может достигать абсолютного совершенства – вовсе не следует, что мы должны продолжать представлять себе Бога в виде огромного крокодила, как древние египтяне, или в виде громадного старика, или в виде другого какого-либо личного существа. Мы несовершенны, но все же должны совершенствовать свои понятия о Боге и отрешаться от таких понятий, которые отжиты и явно нелепы.

Во-вторых, возражение это неосновательно потому, что наше понятие о Боге вовсе не является безразличным для направления нашей собственной жизни. Бог есть та жизнь, к которой душа наша стремится как к идеалу, и если мы будем представлять себе Бога в виде личного существа, то мы будем неизбежно идеализировать личную жизнь и дорожить ею.

Некоторые пытаются представить себе Бога как жизнь неограниченную, но в то же время имеющую некоторую личность, некоторое обособленное «Я». Но не говоря уже о том, что личности неограниченной быть не может, если бы даже было можно допустить такую неограниченную личность, то приближать свою жизнь к такому «идеалу» мы могли бы только бесконечно усиливая нашу личность, т. е. нашу эгоистически-обособленную жизнь, вместо того, чтобы растворять ее в любовном объединении с жизнью других существ. Если же Бог есть личность Совершенная и Неограниченная, то и нам надо подражать Богу: стремиться усиливать и развивать нашу личность до совершенства и до неограниченности, а это может быть достигаемо только подчинением себе всех других личностей. Получается какой-то Ницшеанский идеал сверхчеловеческой личности со всеми гибельными последствиями такого идеала. Действительным идеалом для людей должно быть не усиление и развитие их чувства личности, но умаление и растворение их личной жизни, иначе сказать – отрешение от нее ради слияния в любви с другими существами в жизнь Общую, не личную и неограниченную.

Нам надо хорошо отдать себе отчет, почему именно понятие о Боге как личном, отдельном от нас существе, влечет за собой гибельные последствия, в особенности для людей нашего времени.

Если люди даже Богу приписывают личность, то это показывает, что они вообще смотрят на жизнь личности с великим уважением и считают ее чем-то прекрасным. Если даже Бог есть личность, и если эта личность создала наши человеческие личности, то наша личная, плотская жизнь этим самим узаконяется как нечто реальное и имеющее абсолютную ценность. А между тем, все бедствия людей происходят именно оттого, что они считают свою личную жизнь законной, реальной и имеющей абсолютную ценность и поэтому готовы на всевозможные гадости и преступления ради угождения этой своей личной жизни и ради ее сохранения. Понятие о Боге как личности узаконяет нашу личную жизнь, а при таком взгляде, когда мы считаем нашу личность имеющей какие-то права на сохранение, все наши отношения к жизни в корне своем извращаются, и мы неизбежно приходим к бесконечным преступлениям и страданиям.

Именно в этом заключается главное зло понятия о Боге как личности. Понятие это не только нелепо в метафизическом смысле, но оно извращает все нравственное отношение людей к их личной жизни. Люди узаконяют свою личную жизнь и судят обо всем с точки зрения ее блага и ее интересов. А так как благо отдельной личности невозможно, то люди злобятся и на свою жизнь, и на Бога, и не видят никакого выхода.

Церковные учения узаконяют нашу личную обособленную жизнь, считая, что она сотворена самим Богом. Мало того, они закрепляют нашу личную, телесную жизнь и нашу отдельность как нечто вполне реальное. Личная жизнь существ и их душевная обособленность иллюстрируется тем, что они сознают себя отдельными телесными существами, которые разъединены материальным миром. Но церковные учения не видят, что вся эта телесность, вся эта материальность, которая обособляет жизнь существ, это только временные иллюзорные образы, которые создаются несовершенством самих существ и которые должны исчезнуть, как только существа проявят в себе жизнь совершенную и объединенную. Закрепляя как нечто реальное и сотворенное самим Богом телесные образы и материальный мир, закрепляя иллюзорные перегородки, отделяющие жизнь существ, церковные учения этим самым закрепляют тоже как нечто непоколебимое душевную обособленность существ.

Церковные учения, узаконяя плотскую, обособленную, личную жизнь людей как нечто реальное и сотворенное самим Богом, не имеют права требовать от людей, чтобы они жертвовали этой своей плотской, личной жизнью ради единения с людьми или с Богом. Совсем непонятно зачем людям жертвовать своей личной жизнью и ее интересами ради единения с другими людьми и с Богом, если самому Богу желательно было создать их обособленными от него и разделенными друг с другом.

Метафизические понятия церкви о личном Боге и о творении им нашей личной жизни таково, что люди, логически мыслящие, ничего не могут вывести из этих понятий, кроме необходимости для каждого человека сохранить этот дар Божий, т.е. свою личную жизнь всеми средствами, хотя бы даже ценой эгоизма по отношению к другим людям. И когда церковь обращается к людям с увещаниями, предлагая им подавлять свою эгоистическую обособленность ради единения, то эти нравственные увещания вовсе не соответствуют предлагаемому церковью метафизическому понятию о жизни и поэтому плохо воспринимаются.

Человек, верящий в личного отдельного от него Бога, не познав Бога в себе, не видит его и в других существах, не видит своего единства с ним и поэтому не может любить их. Человек не видит, что и он, и другие существа суть только несовершенные частицы некоторого Совершенного и Единого чисто духовного целого, в которое им неизбежно предстоит реализовать свою жизнь. Не понимая этого, человек не может признать, что весь смысл жизни только в том, чтобы жертвовать своей личностью и ее интересами ради соединения с другими существами в Единую, Совершенную, Божескую жизнь. Человек, не усвоивший истинное понятие о Боге как
  1   2   3   4




Похожие:

Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconНовый методологический подход в исторической психологии. Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности»
В связи со всем вышеперечисленным, метод палеопсихологической реконструкции следует понимать как своеобразный системный историко-психологический...
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconУстановление личности человека криминалистическими методами и средствами
Тема работы актуальна – действительно, установление личности человека играет важную роль как в розыске преступника, так и в расследовании...
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconПродолжение песни о вещем олеге как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам…
«Скажи мне советник, где милость богов, и как на колени поставить Несломленных русоволосых врагов, и ими по-своему править? И если...
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconПрезентация дипломной работы «Исследование связи направленности личности с карьерными ориентациями у старшеклассников»
«Исследование связи направленности личности с карьерными ориентациями у старшеклассников»
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconДополнительная программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по специальности
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Развитие проблематики социальной психологи личности. Социальная...
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconРазработка теории личности в отечественной науке первой трети XX века
В этой связи мы попытаемся переосмыслить некоторые оценки, которые были даны общему ходу развития теории личности и вкладу в нее...
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconГ. К. Ашин Критика современных буржуазных теорий о роли народных масс и личности в истории
Неправильно разделять теории личности и элиты. Элита часто рассматривается как каста
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconЧисло "один" это как Основа и Единство Бога и Церкви основанная на любви
Но у числа "один" есть и противоположенность как: безосновательное многобожье, которое разрушает в Церкви все познания о Боге исходящие...
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности iconБореев Георгий "Рассекреченный" первоисточник йоги
Если бы «Гхеранда Самхита» предназначалась для землян нашей эпохи, то ее тезисы и упражнения были бы подробно обрисованы, объяснены...
Остраданияхличнойжизн и, в связи с неразумным понятием о Боге, как личности icon«Через века, через года…» 3-й класс Разработка учителя моу сош №20 г. Энгельса Мироновой В. Б
Формирование духовно-нравственной личности младшего школьника путем передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов