Об анархизме icon

Об анархизме



НазваниеОб анархизме
Дата конвертации30.06.2012
Размер55.3 Kb.
ТипРеферат

Об анархизме


Реферат, читанный П. И. Бирюковым на митинге
в г. Борнмауте 25 сентября 1901 г.


Идеи анархизма распространяются все более и более. То, чтт предшествующее нам поколение понимало под словом „социализм" и в чем видело знамя прогресса, то уступило место анархизму. Социализм во всем своем целом разделился на три главные группы: социализм либертарный или анархизм, социализм научно-государственный или собственно социализм и социализм опортунистический, уже пробравшийся в правительственные сферы и быстро деградирующий, соблазненный и опьяненный властью.

Впереди всех идет анархизм и, как передовой, идет ощупью, спотыкается, падает, пачкается в грязи, обливается потом и кровью, вызывает насмешки, презрение, ненависть и восторги. Высоко перед собой держит знамя свободы и не теряет энергии, потому что главный источник энергии — идеал свободы — находится на его пути, и он увлечет за собой народы.

Но и в самом анархизме заметны разветвления. Я буду говорить здесь о двух более заметных группах, разделяющих анархические идеи, об анархизме коммунистическом революционном, называющемся иногда либертарным социализмом, и об анархизме религиозном, христианском или идеалистическом, называемом часто „толстовством".

Я намерен в нескольких словах выразить сравнительную оценку, сходство и различие этих двух доктрин и прошу не ожидать от меня полного, систематического изложения каждой из них; я буду брать только те основные пункты этих учений, в которых я замечаю большое сходство или совпадение, и те пункты, которые характеризуют то или другое различие.

Всякая новая живучая идея возникает из недовольства существующим, как внутренним, так и внешним порядком жизни; это, как говорят математики, необходимое и достаточное условие для возникновения новой идеи. И в этом пункте сходятся, конечно, и обе ветви анархизма. Но сходство это продолжается и дальше. Эти два учения во многом сходятся и в критике современного состояния общества, как со стороны политической, признавая всякое правительство препятствием к прогрессивному развитию, так и со стороны экономической, признавая в высшей степени несправедливым современное распределение имущества, и особенно — со стороны нравственной, признавая крайне прискорбным современное подавление личности всевозможными дисциплинарными уставами, военными, гражданскими и церковными, и особенно восставая против извращения души человеческой всякого рода так называемыми религиозными учителями и учреждениями.

Сходство в этой критике до такой степени очевидно, что часто представители того и другого учения заимствуют друг у друга лучшие образцы критической литературы.

И так точка отправления обоих учений сходна.

Но для развития и распространения этих идей нужно их исповедание, их приложение к жизни. И в этом, к счастию, я замечаю большое сходство между представителями обоих учений.


Искренние последователи, как того так и другого анархизма, осуждая и отрицая два главные элемента современного зла — насилие и ложь, ставят своей задачей исключение их из их собственной жизни.

И в области политических и гражданских отношений они отказываются от всякого участия в правительственных и государственных организациях, хотя бы и социалистических, и, конечно, не идут в солдаты и не прибегают к юридическим и полицейским учреждениям для защиты себя и своего имущества.

В области экономической такой человек, во-первых, прекращает накопление капитала, как орудия насилия, старается о возможно справедливом и разумном употреблении случайно оставшегося на его руках имущества от его прежней жизни; во всех же практических делах старается входить в добровольные кооперации, упрощает свою жизнь и уменьшает свои потребности до minimum'a, не нарушающего лишь его здоровой физической и духовной деятельности.

Наконец в области нравственной, представители того и другого учения стараются в жизни своей сохранить свободу личности, своей и других людей, и создают круг любовно-разумных отношений с людьми, стараясь выработать из себя производителя всякого рода полезностей.

Одним словом, последователи того и другого учения не ждут эволюции экономических, исторических и политических законов, которые должны реформировать мир, а начинают с самих себя эту реформу на свои страх и риск.


—————


Но зло существует, и положительная деятельность добра встречает в нем часто непреодолимые препятствия. И вот по отношению к борьбе с этими препятствиями два учения, сравниваемые нами, в значительной степени различаются. И различие это не случайное, а вытекающее из некоторых принципов, соответствующих им миросозерцаний.

Анархизм, в общеупотребительном значении этого слова, опирается на материалистическое мировоззрение, „Толстовство" на мировоззрение идеалистическое.

Сущность материалистического воззрения, на которое опирается анархизм, есть не совсем последовательный детерминизм, т. е. отрицание свободной воли, без отрицания свободной инициативы. С другой стороны, основанием его служит биологическая теория о том, что благо жизни дается гармоническим удовлетворением всех потребностей организма.

Идеалистическое мировоззрение, служащее основанием „толстовства", выраженное вкратце, резюмируется так: жизнь внешнего мира, в том числе и меня, как объекта, есть проявление разумной идеи, существующей самой по себе и выражающейся, как в различных проявлениях душевной деятельности, так и во внешних формах и действиях, служащих обозначением соответствующих им идей.

Представим себе, что на пути своей положительной деятельности, анархист, как первой, так и второй группы, встречает непреодолимое препятствие, как, например, жандарма, арестовывающего его, ссылающего, запирающего или казнящего, вообще выводящего его из рядов деятелей.

Каково должно быть поведение того и другого?

Деятельность анархиста нехристианского в этот момент, если не совсем прекращается (например, в случае смертной казни), то останавливается или значительно замедляется. Кроме того деятельность анархиста меняет, так сказать, способ и цель борьбы, вместо отдаленной идеальной цели, он ставит себе цель близкую, реальную, преодоление встретившихся препятствий, и для этого берет в руки орудие, которое сам отрицает, но которое видит в руках врага своего: насилие и ложь. И этим он совершает ужасный компромисс, губящий все дело, которому он с таким героизмом служил.

Но ему нельзя поступить иначе, потому что он опасается, что встречаемое препятствие прекратит его деятельность и ему надо если уж не спасти себя, то по крайней мере дорого продать отнимаемую у него жизнь.

Когда те же препятствия в жизни встречают и христианского анархиста, они не должны ни на минуту ни поколебать направление его деятельности, ни нарушить высоту его принципов.

На являющееся перед ним препятствие, в виде, например, жандарма со всеми его последствиями, он смотрит, как на сконцентрированный образчик того зла, на уничтожение которого направлена его жизнь и потому он старается собрать все силы свои, чтобы противостать ему, и на насилие ответить любовью и против лжи выставить правду. Чем больше ограничивается он в своих внешних действиях, тем с большей силой начинает работать его внутренняя природа, и если его физическому организму наступает конец в виде, например, смертной казни, то его духовная природа достигает в этот момент своей наибольшей силы и влияния.

И так, в этом своем отношении к препятствиям, стоящим на пути к осуществлению той или другой идеи, я вижу существенную разницу.

Разница эта в том, что когда анархист погибает в геройской борьбе, — или физически, под давлением неизбежных препятствий, или нравственно, под давлением неизбежных в его борьбе компромиссов, — тогда христианский анархист оживает, сбрасывая свою личную, эгоистическую оболочку, и расцветает к новой вечной идейной борьбе, ведущей его несомненно по пути прогресса к общему благу.

Если я решился избрать эту тему, ответив на ваше любезное приглашение, то это потому, что я хотел сообщить вам мое мнение о самом дорогом для меня предмете, так как я ничего не знаю более высокого и нужного людям, как эти два учения. Я бы искренно желал идти рука об руку с моими братьями анархистами и с удовольствием и благодарностью готов учиться у них и заимствовать их геройство и силу характера, так часто нехватающих нам, и с радостью предложил бы им в обмен бтльшую чистоту принципов и силу веры, так часто их оставляющую.


СВОБОДНОЕ СЛОВО № 1.




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов