По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г icon

По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г



НазваниеПо поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г
Дата конвертации30.06.2012
Размер95.27 Kb.
ТипДокументы

По поводу нашего обращения к сектантам

в сентябре 1902 г.


На русское сектантское движение мы смотрим, как на одно из главных проявлений неуклонно усиливающегося и ничем не преодолимого роста духовного сознания русского народа; и верим, что в свое время, раньше или позже, но неминуемо рост этот должен привести к коренному его внутреннему возрождению.

Так как слово „сектант" часто понимается в одностороннем смысле фанатического суеверия и узкой нетерпимости, то мы желали бы раз на всегда здесь заметить, что не в таком значении употребляем мы это выражение. Словом этим, за неимением лучшего, мы пользуемся для обозначения тех людей, которые, оставив православную церковь (или же родившись сектантами), вместе с тем имеют религиозно-христианское жизнепонимание, как бы различно оно ни выряжалось среди разнообразных „толков". А потому тех, которые отбросили учение Христа и всякую религиозную основу, мы вовсе не имеем в виду, когда говорим собственно о „сек-


21


тантах"; хотя и знаем, что в более или менее близких сношениях с сектантами встречаются от времени до временя такие нерелигиозные люди, иногда даже вышедшие из сектантской среды, которых некоторые, по недоразумению ли или преднамеренно, но во всяком случае совершенно неправильно смешивают с самими сектантами.

Признаки приближения духовного возрождения в русском народе в настоящее время обнаруживаются со всех сторон; и когда оно наступит во всей своей силе, то принесет с собою и ту внутреннюю свободу, при которой народ не станет больше подчиняться правительству и церкви, откажется служить слепым орудием в их руках и, осуществляя соответственно с этим новые формы общественного устройства, достигнет и внешнего освобождения от своих теперешних поработителей. Но достигнуть этого народу возможно только внутренним, религиозным путем, к чему постепенно и приближается наше сектантство. Сектанты, как люди религиозные, хорошо знают, что посредством ненависти, насилия и убийства невозможно достигнуть истинной свободы. Они знают, что люди, прибегающие к таким средствам, — помимо того, что нарушают этим самое основание всякого религиозного жизнепонимания, — не освободились еще в душе своей от тех именно человеческих слабостей и страстей, которые всегда вызывали и постоянно поддерживают то самое порабощение одних другими, какое сейчас существует. То возрождение человеческой души, та внутренняя революция, которой служат свободные христиане, захватывает несравненно глубже и достигает гораздо больших и лучших практических последствий, нежели внешняя, насильственная революция, проповедуемая политическими агитаторами. И потому истинные сектанты, хотя никак и не могут увлечься ненавистью и вооруженным восстанием против правительства, тем не менее содействуют, больше кого-либо другого, приближению царства равенства, братства и свободы на земле.


А между тем, как мы указали в нашем предисловии к книжке: „Преследование Баптистов", изданной нами около года тому назад, — некоторые заграничные революционные органы стали совершенно неверно утверждать, что русское сектантство сочувственно относится к насильственной борьбе с правительством. Стараясь распространять подобные ложные понятия в интеллигентном обществе с целью направить усиленную революционную пропаганду в сектантскую среду, эти революционеры вместе с тем приступили к изготовлению и широкому распространению среди русского народа таких брошюр, в которых с одной стороны народ призывается к вооруженному восстанию и уличным бунтам, а с другой — учение Христа извращается и толкуется в том смысле, будто оно предписывает подобные насилия и резни. Лицо, которое стало особенно усиленно распространять ложные слухи о революционных будто бы наклонностях сектантов, перед тем участвовало сотрудником в сектантском отделе нашего издательства „Свободного Слова"; упомянутые анонимные революционные издания рассылались, помимо нашего ведома, по адресам наших корреспондентов; и, кроме того, эти листки содержали, между прочим, односторонне подобранные отрывки из писаний Л. Н. Толстого. По всем этим причинам брошюры эти многими в России принимались за наши издания; и потому мы решились как можно скорее устранить это недоразумение, вводящее стольких лиц в самое нежелательное заблуждение, и сочли своей обязанностью, во-первых, предупредить тех сектантов, до которых мы имели доступ, о распространяемых о них ложных слухах и об усиленной революционной пропаганде, направленной в их среду под фальшивым видом христианства; во-вторых, самым решительным образом заявить им наше полное несогласие и отсутствие всякой нашей солидарности с этой проповедью ненависти, насилия и убийства; и в-третьих, попросить их самих сообщить нам определенно их отношение к революционному движению для того, чтобы мы могли опровергнуть возводимую на них клевету не голословно, a основываясь на их же собственных словах. С этой целью мы составили и разослали русским сектантам следующее обращение *):


*) Составлено оно, собственно, было другом и сотрудником нашим И. М. Трегубовым, в настоящее время заведующим сношениями между


От редакции „Свободного Слова".

^ К русским сектантам.


Дорогие братья во Христе!

В последнее время многие образованные люди, несомненно желающие блага русскому народу, но советующие употреблять для достижения этого блага нехристианские средства — насилие и убийство — стали говорить и писать, что будто бы и ваши русские сектанты готовы вступить в насильственно революционную борьбу против русского правительства и православной церкви, — бунтовать, грабить помещиков, разорять церкви и, если нужно, даже убивать правителей и других народных притеснителей.*) — То же самое говорят и представители господствующей православной церкви, желая таким путем усилить гонение на сектантов.

Мы думаем, что это неправда и, с одной стороны, непонимание, а с другой, — страшная клевета на наших братьев сектантов, исповедующих, хотя и различно, каждый по своему, но все-таки одно и то же учение Христа, который заповедал любить и прощать, а не мстить и убивать людей, кто бы они ни были — друзья или враги наши.

Но для того, чтобы еще более убедиться нам в этом и узнать правду во всей полноте, мы решились спросить самих сектантов, правда ли то, чтт говорят и пишут о них эти образованные люди.

Имея это в виду, мы и обращаемся к вам с просьбою ответить нам на следующие вопросы:

1. Хорошо или дурно бунтовать против притеснителей, грабить и убивать правителей? И почему?

2. Хорошо или дурно разбивать православным церкви и иконы? И почему?

3. Хорошо или дурно поступили павловские сектанты, разбив православную церковь?**)

4. Чтт должен и чего не должен делать христианин в наше время для улучшения своей и общей жизни?

5. Какая теперь ваша вера и какая была раньше?

6. Какое ваше занятие?

7. Какие книжки вы любите читать и какие считаете полезными для распространения в народе?


Примечание. Просим не смешивать наших изданий: книжек, газеты и листков „Свободного Слова", печатающихся в Англии, с газетой и лист-


редакцией „Свободного Сова" и сектантами. Как всегда бывает в таких случаях, форма изложения этого обращения соответствует личным особенностям того, кто его составляет; но так как с общим смыслом содержания мы (остальные два подписавшиеся) были согласны, то и приложили наши подписи, не находя нужным изменять внешнюю редакцию обращения.

*) Хотя это должно было бы само собою разуметься, но в виду возникших у некоторых читателей сомнений относительно значения, которое мы здесь придаем словам: „бунтовать", „грабить" и т. п., — мы должны заметить, что употребляем эти выражения, в данном случае без малейшего недоброжелательства или враждебности, а — единственно потому, что таковы общепринятые выражения, короче и яснее которых не придумаешь. Читатели, сколько-нибудь знакомые с издаваемой нами литературой, должны знать, что в наиболее неодобрительном смысле мы признаем „грабежом" — собственность богатых людей, и „бунтом" — нарушение божеских законов поработителями народа. Но здесь речь идет о другом. Конечно, никто не имеет права становиться судьею над людьми, ошибающимися или, в увлечении, совершающими плохой поступок; но вместе с тем не должно закрывать глаза на их ошибки. Так напр., мы вполне понимаем, что „бунтующему", в настоящее время, местами и по временам, рабочему народу трудно поступать иначе под влиянием, с одной стороны, жестокого обращения с ним его притеснителей, а с другой — систематического раззадоривания его страстей политическими агитаторами. Осуждать самих крестьян и рабочих, в подобных случаях, разумеется, нельзя; но осуждать те отчаянные поступки, до которых люди эти были обстоятельствами доведены, — и можно, и должно, не только с нравственной стороны, но и в материальных интересах самого народа. Ведь ему же потом приходится жестоко расплачиваться за свое временное увлечение, как недавно, на наших глазах, было напр. с харьковскими крестьянами и павловскими сектантами, и как постоянно повторяется при убийстве народа войсками во время фабричных волнений. Как ни претит порицать поведение человека, и без того забитого и страдающего; тем не менее одобрять и поощрять такие его поступки, которые только заставляют его еще хуже страдать и нравственно, и физически, — значит не помогать ему в истинном смысле слова, а только оказывать ему самую медвежью услугу.

*) Этот вопрос мы включили потому, что упомянутые раньше революционеры раскричали поступок одной, небольшой части Павловских крестьян, как доказательство будто бы того, что русские сектанты вообще готовы принять участие в насильственном восстании. А между тем нам достоверно известно, что поступок этот был совершен Павловцами в минуту совершенной потери душевного равновесия, и что сами они впоследствии искренно в нем каялись, не понимая, как могли допустить себя до такого безумного преступления.


23


ками „Свободного Слова", которые в последнее время начали издаваться революционерами в России, и с которыми мы не имеем ничего общего. Для отличия наших изданий просим обращать внимание на помещаемый на них и здесь указанный наш адрес.

^ И. Трегубов, А. и В. Чертковы.

Сентябрь 1902 г.

Наш адрес: A. Tchertkoff, Christchurch, Hants, England. Англия.


В ответ на это обращение мы получили и продолжаем получать много писем от сектантов со всех возможных концов России, равно как и от живущих вне России. Больше 50-ти ответов уже успели дойти до нас. Все ответы, полученные из России (около 40-ка), за исключением только одного, решительно высказываются против насильственной борьбы с правительством. Некоторые из них присланы целыми сектантскими общинами. То единственное письмо, которое представляет исключение, хотя и не выражает готовности принять участие в насильственной революции, тем не менее высказывает сочувствие к деятельности революционеров. Но составлено это письмо было не сектантами из народа, а интеллигентным человеком, как он сам сознался, а затем подписано им самим и десятью другими лицами. Автора этого письма мы лично хорошо знаем за человека, хотя и благонамеренного, но настолько неустойчивого, что не более, как года четыре тому назад, он горячо упрекал нас в том, что мы отступаем, будто бы, от христианского смирения, разглашая в печати правительственные жестокости над беззащитными людьми; а теперь он предоставил себя так увлечь в противоположную крайность, что сочувствует вооруженному восстанию против этого самого правительства. Так что ответы на наши вопросы, составленные этим лицом, вовсе не принадлежащим к народной среде и, вдобавок, отличающимся столь несамостоятельными и шаткими убеждениями,— не имеют ни малейшего значения для выяснения отношения русского сектантства к революционному движению. Тем не менее ответ этот был тотчас же напечатан с сочувственными отзывами в нескольких заграничных революционных изданиях и, будучи выдаваем за общее мнение русских сектантов, ввел в совершенное заблуждение читателей, мало осведомленных в сектантском движении и незнакомых с закулисными приемами, присущими всякой политической деятельности, не только правительственной, но и революционной.

При этом, конечно, посыпались и лично на наши головы ярые упреки и обвинения со стороны тех революционеров-агитаторов, которым был не на руку предпринятый нами способ разоблачения неправдивости их утверждений о сочувствии русских сектантов вооруженному восстанию. Но заграничная русская печать слишком переполнена подобными, чисто личными дрязгами и пошлыми перебранками, подносимыми несчастному читателю под предлогом „полемики", для того, чтобы нам, с своей стороны, увеличивать объем этого, скучнейшего и никому ненужного литературного материала.

Пользуемся этим случаем, чтобы попросить тех наших братьев-сектантов, которые почему-либо раньше не получили вышеприведенного нашего обращения, теперь ответить нам, по возможности не откладывая, на поставленные нами вопросы, для того, чтобы мы успели включить их ответы в приготовляемое нами к печати собрание всех полученных нами по этому поводу сектантских писем.

Нам жаль, что пришлось уделить столько места на разъяснение возникшего в связи с нашим обращением к сектантам недоразумения; но, хотя и предпочитая оставлять без возражения нападки, направляемые лично против нас, мы вместе с тем чувствуем себя обязанными по мере возможности восстановлять истину в тех случаях, когда она нарушается в ущерб общему делу. Русским сектантам уже и так слишком приходится терпеть от правительства и церкви для того, чтобы нам пропускать без опровержения те ложные утверждения о них, к которым стали последнее время прибегать некоторые революционеры, ради своих конспиративных целей, этим только ухудшая и без того достаточно тяжелое положение сектантов в России.

Мы вполне понимаем, что лучшие представители той части современной русской интеллигенции и рабочего народа, которая разделяет материалистические воззрения на жизнь, не могут не быть революционерами, так как русское правитель-


24


ство само толкает их на это. Но люди религиозного жизнепонимания, каковы сектанты, — руководствующиеся в своей деятельности не своими страстями и не головными предположениями о желательных внешних последствиях, а требованиями вечного, божеского закона (исполнение которого, между прочим, всегда приводит и к наилучшим практическим последствиям), — не могут пристать к революции и должны будут выработать свой иной и более действительный путь освобождения, согласный с христианским учением.

В. и А. Чертковы.

6 апреля 1903 г.


„Свободное Слово" № 4




Похожие:

По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconИлья Ильф. Евгений Петров Золотой теленок
Обычно по поводу нашего обобществленного литературного хозяйства к нам обращаются с вопросами вполне законными, но весьма однообразными:...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconКонсервативная (Э. Берк), либеральная (Дж. К. Скотт, А. Сен) и коммунитаристская (А. Этциони) критика имперского государства
В основу этого короткого сообщения на периферии нашего семинара положен реферативный перевод статьи Элиса Голдберга1 «По поводу имперского...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconПсихология новой эры
Аномалия — это, прежде всего, то, что выходит за пределы нашего понимания, требует изменения привычных реакций, выработки нового...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconПо поводу “Правил русской орфографии и пунктуации”
Правилах” указано, но явно нигде почти не сказано конкретно, что такое обращение необходимо именно по поводу, излагаемому в правиле,...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconВ. Н. Как по поводу пакастей ( троянов) Это обосновано ?
У кого выходные, у кого будни, а кто-то ночами не спит, придумывая новые пакости. Шлялся по инету, почитал форумы. Тут мне и по аське...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconСистемы ценности в китайской магии из дневника бабушки ани
«Магия» уже неоднократно писала по этому деликатному поводу. Однако за последнее время ко мне стали часто обращаться молодые (и не...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconДоклад на 45 минут делал некто Анатолий Соломонович Кармин доклад блестящий. Это была постановка вопроса
Вчера было у нас на кафедре собрание по поводу будущего философии. Завкафедрой назвала эту тему пространно: «о том, каких (некультурных)...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconРекомендация № r (82) 17 Комитета министров государствам-членам относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками
Конвенции о защите прав человека и основных свобод, резолюцию 73 (5) о стандартном минимуме правил обращения с заключенными вообще...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconПлан мероприятий по проведению информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми в образовательных учреждениях Павловского муниципального района на 2011 год
Обсуждение вопросов по профилактике жестокого обращения с детьми на совещаниях заместителей директоров по воспитательной работе по...
По поводу нашего обращения к сектантам в сентябре 1902 г iconВ сентябре 2007 года Гуковской центральной детской библиотеке исполняется 50 лет. Уже сегодня работники подготовили план мероприятий, посвященных столь знаменательному событию нашего города
Для ребят объявлены конкурсы рисунков «Мы читаем и рисуем» и поделок «Добрых рук мастерство». Так же готовится книжная выставка «Путешествие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов