Свободное слово №16 о значении Ничше icon

Свободное слово №16 о значении Ничше



НазваниеСвободное слово №16 о значении Ничше
Дата конвертации29.07.2012
Размер124.76 Kb.
ТипДокументы

СВОБОДНОЕ СЛОВО № 16


О значении Ничше.

В. Черткова.


I.


Человек так устроен, что он имеет возможность сам себя наблюдать. Он может рассматривать себя как бы со стороны, взвешивать и оценивать, одобрять или осуждать свои собственные мысли, желания и поступки.

В мыслях своих человек свободнее нежели в своих поступках. Мысленно он может представить себе самую добрую жизнь, даже до полного совершенства. Но осуществить добрую жизнь в своих поступках — гораздо труднее.

Когда человек составит себе понятие о том, в чем заключается совершенство доброй жизни, то он сравнивает свою действительную жизнь с этим совершенством. Тогда он замечает, как далеко его жизнь отстоит от совершенства. Это расстояние или несоответствие причиняет ему беспокойство и страдание. И он старается избавиться от этого мучительного внутреннего противоречия.

Для этого у мыслящего человека существует одно

—————

*) В виду полученных нами писем от некоторых читателей из народа, до которых доходят отголоски учения Ничше и которые интересуются знать наше мнение, — мы сочли наиболее удобным приступить к изложению здесь в возможно простой форме краткого разбора этого учения с нашей точки зрения.


29


средство. Он должен уменьшить расстояние между своим понятием о совершенстве и своею действительною жизнью. Уменьшить же это расстояние возможно двумя различными средствами. Одно средство состоит в том, чтобы поднимать выше свою действительную жизнь, приближая ее к своему понятию о совершенстве. Другое средство, наоборот, состоит в том, чтобы спускать ниже свое понятие о совершенстве, приближая его к своей действительной жизни.

Когда человек приближает свою жизнь к своему понятию о совершенстве, то он исполняет свое истинное назначение: он растет, он сам поднимается выше, и вместе с тем улучшает жизнь вокруг себя, содействует приближению Царства Божия на земле. Когда же он понижает свое понятие о совершенстве, то он лишает себя единственного побуждения для улучшения своей жизни, он останавливает свой духовный рост, сводит себя на нет, и существование его теряет всякое полезное значение для других людей.

Так бывает в жизни отдельных людей. То же самое происходит и в жизни всего человечества.

Среди человечества от поры до времени появляются люди, особенно одаренные светом разумения. Они усваивают все то хорошее, до чего раньше них доросло человеческое сознание. Вместе с тем они показывают человечеству и тот путь развития, который предстоит ему впереди. Такими «пророками» или «учителями» были основатели и выдающиеся проповедники великих вер или религий человечества.

Как у отдельного человека понятие о совершенстве не сходится с его действительною жизнью, — так и среди собраний людей, уразумевших истину, на первых порах существует точно такое же противоречие.
Люди видят, что раскрывшееся им новое учение справедливо. Они видят и то, что их взаимные отношения, их общественная жизнь не соответствует этой истине. Сознание такого противоречия вызывает в них беспокойство.

Наиболее совестливые стараются изменить к лучшему свою жизнь, — сделать так, чтобы общественное устройство более соответствовало учению истины.

Но другим людям — «князьям мира сего» — выгодно старое устройство жизни. Они употребляют свою мысль на то, чтобы помешать народу изменить существующее устройство жизни. Видя, что новое учение начинает привлекать народ, они хватаются за это учение и спешат его перетолковать по-своему. Вместо истинного учения они пускают в ход свою церковную подделку. Благодаря этому обману, оказывается, будто учение истины вовсе не осуждает все существующее общественное зло, а, напротив, оправдывает и освящает его. Обман этот распространяется при помощи школ, книг и разных государственных учреждений. Народ в своем неведении верит ему. И учение истины заслоняется от людей на многие века. Только кое-где отдельные личности или кучки людей держатся его.

Но зарытое под землю зерно в свое время прорастает. Так в нашем мире, неверно называемом христианском, — в течение почти двух тысяч лет церковь скрывала от людей истинный смысл учения Христа, заменив его разными суевериями. Но в настоящее время мы присутствуем при том, как ростки чистого христианского учения начинают пробиваться сквозь вековой обман. При свете возрожденной истины, человечество опять начинает видеть, до какой степени его жизнь противна добру и правде. Это противоречие беспокоит мыслящих людей. И вот, они стараются уменьшить расстояние между раскрывшимся им понятием о совершенстве и своею действительною жизнью. Для этого они прибегают к одному из двух единственно возможных средств. Одни стараются поднять свою жизнь, приближая ее к христианскому совершенству или идеалу. Другие стараются понизить свое понятие о совершенстве, выбирая себе такой идеал, который соответствовал бы их личным вкусам и наклонностям.

Мне хочется здесь рассмотреть поближе душевное состояние именно этого разряда людей. Они большею частью получили некоторое образование и живут сознательно, разбирая и оценивая свой образ жизни. Они довольны собою и дорожат своим самодовольством, ошибочно принимая его за сознание своего человеческого достоинства. Поэтому они ищут такого понимания жизни, которое оправдывало бы их собственное поведение.


30


Пока торжествовало церковное учение, таким людям было легко не думать о лучшей жизни. Сама церковь скрывала от них настоящий смысл учения истины. Мало по малу многие разобрали церковный обман, и перестали в него верить. Но отбросив церковное суеверие, они вместе с тем отбросили и всякое попечение о духовной жизни и правде Божьей. Так было в течение последних нескольких веков среди значительной части людей, именующих себя «образованными».

В настоящее время учение Христа начинает раскрываться перед людьми в своем истинном свете. Теперь уже трудно с ним смешивать церковный обман. В особенности это трудно с тех пор, как стали повсюду распространяться писания Толстого, так ясно отделившего церковное учение от христианского. Волей неволей людям становится очевидным, что церковное суеверие — одно дело, а духовное разумение и стремление к праведности — дело совсем другое.

Чтò же остается делать тем людям, которые довольны своей жизнью и не желают ее совершенствовать? Им остается только одно: стать лицом к лицу с чистым христианским учением и прямо отвергнуть его.

Отвергают они христианское учение не потому, что желают позволить себе самую скверную жизнь. Многие из них по природе склонны ко всему доброму и, сами того не зная, впитали в себя с детства христианские понятия, просочившиеся даже сквозь церковный обман. Они хотят только избавить себя от душевного беспокойства. Они не желают утруждать себя ни напряженными и часто мучительными поисками за истиной, ни кропотливым совершенствованием своей жизни.

На всякий спрос является и предложение. Нашелся в наше время и такой человек, который стал проповедовать то самое, чтò нужно было этим людям. Человек этот был немецкий писатель Фридрих Ничше. Он провозгласил напрямик, что «истины нет и все позволено». И те, которые только этого и ждали, стали восторгаться его учением. Ничше получил большую славу, и «ничшеанство» стало широко распространяться среди современных нам «образованных» людей. Благодаря их усилиям оно последнее время стало доходить и до рабочего народа.

Учение Ничше, следовательно, есть не что иное, как попытка самого откровенного и решительного отпора против возрождающегося истинного христианства. И потому, как ни нелепо «ничшеанство» само по себе, оно все же заслуживает некоторого внимания, как одно из новейших заблуждений, тормозящих правильное развитие человеческого сознания.

(Продолжение следует).


^ СВОБОДНОЕ СЛОВО № 17


О значении Ничше. 1)

В. Черткова.


II.


«Истины нет и все позволено» 2), говорит Ничше. После этого, казалось бы, чего же больше рассуждать? Нет добра, нет зла, нет нравственного закона, делай чтò вздумается, живи в свое удовольствие, ничем себя не стесняя и не ограничивая.

Но дело в том, что сознание высшего закона добра и правды слишком глубоко заложено в человеческую природу, чтобы возможно было искоренить его двумя-тремя задорными словами. Как ни плоха наша современная жизнь, нельзя же, в самом деле, ожидать, что люди нашего времени и развития готовы, по приглашению Ничше, опуститься до уровня существ, не признающих решительно никакого ни нравственного руководства, ни нравственной удержи в своем поведении.

Сам Ничше это хорошо понимал. И потому он приступает к своей задаче с величайшей предусмотрительностью, стараясь в самом корне и со всех сторон подкосить у своих читателей признание какого бы то ни было нравственного закона.

Ничше знал, что такому полному отрицанию нравственности препятствует прежде всего религия; и что, помимо религии, этому мешают главным образом два свойства человеческой

—————

1) Смотри «Свободное Слово» № 16. Приводимые в этой статье слова Ничше взяты из следующих книг: 1. Ainsi parlait Zarathoustra, 2. Par dela le Bien et le Mal. 3. Pages Choises. (Эти три книги написаны самим Ничше и изданы в Париже фирмою: Societe da Mercure de France). 4. In Philosophi de Nietzsche, par Henri Liechtenberger, Felix Alcan, Editeur). Эта книга замечательна тем, что представляет попытку изложить жизнепонимание Ничше в последовательном и полном виде. Притом написана она человеком, всецело берущим сторону Ничше и старающимся решительно во всем его оправдать. Указывая в дальнейшем изложении на источники, из которых приводятся мною слова Ничше, я обозначаю отдельные книги теми номерами, которые соответствуют им в только что приведенном мною перечне этих заглавий. Следующие за этими номерами цифры обозначают страницы.

2) 4, 103. Ничше заимствовал это изречение у одного подпольного общества убийц, существовавшего в Малой Азии лет 800 тому назад под названием „асасины" и у которого оно служило любимой поговоркой или девизом.


39


природы: чувство сострадания и сознание справедливости. На разрушение этих то начал он и направляет свои усилия.

Начнем с его борьбы против жалости и справедливости.

Чувство жалости или сострадания заставляет человека не только воздерживаться от причинения другим страдания, но и облегчать, по возможности, положение страдающих, поддерживать слабых, вообще служить людям, нуждающимся в помощи.

Противодействуя этому, Ничше утверждает, что не только не надо помогать слабым, но, что «того, кто падает, следует еще подтолкнуть, чтобы он поскорее свалился» 1). И в подтверждение этого он приводит целый ряд соображений. Он объясняет, что столь восхваленное чувство жалости вовсе не так бескорыстно, как воображают. В жалости кроется значительная доля самоудовлетворения. Помогаем мы людям так же, как и вредим им, — единственно потому, что хотим проявить свою власть над ними, подчинить их себе. Поэтому жалость, по мнению Ничше, есть свойство низменное. Но кроме того он считает ее прямо вредной. «Если бы все стали жалеть несчастных и страдающих, то чтò случилось бы? — спрашивает он. — Общее количество страдания только увеличилось бы, ибо каждый, сверх своих собственных страданий, мучился бы еще и страданиями других. Жалость к ближнему ослабляет человечество, делая страдание заразительным. Наконец, христианское учение любви и сострадания имеет, по мнению Ничше, еще и то громадное неудобство, что оно поддерживает жизнь множества ни к чему не нужных человеческих существ: всех слабых, беспомощных, всех обделенных судьбою. Если бы никто их не жалел, они пропали бы сами собой, следуя научному закону «погибели наименее приспособленных». И чем скорее они пропали бы, тем лучше было для человечества» 2).

А между тем, говорит Ничше, есть мыслители, — в числе которых он указывает на Толстого, — которые заступаются за этих страдающих, униженных и оскорбленных. Ничше хотел бы найти такое средство, чтобы одним ударом разбить тлетворное влияние всех этих деятелей, озабоченных улучшением участи своих порабощенных братьев. 3)

Истинный мудрец, говорит он, должен, наоборот, уметь равнодушно выносить зрелище чужих страданий. Более того, он должен заставлять страдать, не поддаваясь жалости. «Кто может достигнуть чего-либо великого, если у него нет силы и желания доставлять другим большие страдания? Уметь самому страдать — дело не трудное. Слабые женщины, даже рабы — великие мастера этого искусства. Но причинять другому мучительное страдание, слышать его стоны и все-таки не поддаваться душевной муке и тревожному сомнению, — вот это дело поистине великое, и в этом — условие всякого величия». 4)

III.


К сожалению, взаимная братская любовь между людьми еще слишком мало развита. Мы слишком мало заботимся о других, и наше природное чувство жалости и сострадания часто бывает притуплено себялюбивой жизнью. Так что с этой стороны многим из нас, пожалуй, не трудно было бы достигнуть того «величия» зверской жестокости, которое так восхваляет Ничше. Но кроме жалости, мешает этому еще другое свойство, присущее человеческой природе, а именно — сознание справедливости. Даже среди людей самых себялюбивых и жестоких навряд ли найдутся такие, которые согласились бы с Ничше в том, что желательно уничтожать всех слабых и беспомощных потому только, что они слабы и беспомощны. Если не из любви, то из чувства простой справедливости, большинство из нас не согласится с этим. А среди людей наиболее передовых и бескорыстных в настоящее время единогласно признается, что справедливость требует всеобщего равенства между людьми. Так что, ради оправдания своих взглядов, Ничше приходится опровергать понятие о равенстве.

Один из признаков, говорит он, современного общественного упадка это — торжество, почти что всеобщее, демократического идеала. В этом стремлении к всеобщему равенству точно так же, как и в христианском учении, проявляет-

—————

1) 1. 303. 2) 4. 121, 122, 123. 3) 3. 352. 4) 4. 158.


40


ся ненависть слабого против сильного и потребность жизни без страданий. Демократ стремится к такому общественному устройству, при котором не существовало бы неравенства, все имели бы одинаковые права, одинаковые обязанности и одинаковую долю счастья, — при котором не было бы начальства, никому не приходилось бы ни повиноваться, ни приказывать, не было бы ни хозяев, ни рабов, но господствовала бы одна бездушная масса однообразных «граждан» 1).

«Рабство», пишет Ничше, «есть одно из основных условий высшего просвещения... Нищета мучительно прозябающих людей должна быть еще увеличена для того, чтобы дать возможность небольшому числу олимпийских гениев заниматься своим творчеством» 2).

Ничше поэтому считает неравенство необходимым условием жизни и стоит за аристократический строй, разделяющий людей на сословия или касты. Низшее сословие, состоящее, по его понятиям, из ничтожных чернорабочих, должно заниматься земледелием, ремеслами, торговлей и тому подобными работами, состоя в полном рабском послушании у сословия правителей, чиновников, полицейских и воинов, с королем во главе. А выше всех, по его мнению, должно стоять сословие мудрецов или учителей. Им должны подчиняться, как Богу, все остальные люди 3).

«Ради блага и умственного развития этого сословия учителей», говорит Ничше, «массы людей низших сословий должны быть унижены и доведены до состояния рабов или орудий. Народ существует не для своего блага, а единственно для того, чтобы служить подмостками для возвышения, облагораживания и совершенствования отборных личностей высшего полета...4) Нужно», продолжает Ничше, «вникать в смысл вещей, избегая всякой излишней чувствительности. Жизнь наша, по самому существу своему, есть захват, нападение, порабощение всего того, чтò чуждо нам и более слабо, чем мы. Жизнь есть притеснение, жестокость, насилие, эксплуатация... Избегать всего этого, согласовать свою волю с волею других, — это многими считается приличным, но в действительности это — грубая ошибка» 5).

Неудивительно, что при таких взглядах, Ничше считает, что христианство, развивая в человечестве сознание равенства и братства, распространяет яд и губит человеческое счастье. 6)


IV.


Эти понятия Ничше о взаимных человеческих отношениях до такой степени дики и возмутительны, что может возникнуть вопрос, следует ли относиться серьезно к подобным его рассуждениям? Не сказано ли все это больше для красного словца? И вообще нужно ли в его писаниях ставить всякое лыко в строку?

Для того, чтобы проверить, на самом ли деле Ничше во все это нравственное уродство, которое он с таким ухарством проповедует, — возьмем какой-нибудь определенный пример из действительной жизни и посмотрим, решается ли он применять к нему свое учение о возвышении сильного и презрении к слабому. Возьмем для этой цели область, общую всем людям, хотя бы, например, семейную.

Известно, что в настоящее время мужчина физически сильнее женщины и что, кроме того, односторонние гражданские законы и ложное учение церкви о браке дают власть над женщиной и возможность ее притеснять. Известно также, что мужчины часто пользуются этими несправедливыми правами, и что чем они грубее менее развиты, тем больше они бывают склонны смотреть на своих жен свысока и обращаться с ними жестоко. Зато одним из первых признаков душевного развития мужчины всегда бывает уважение к женщине и признание в ней ее человеческого достоинства, ее полного в этом отношении равенства с ним.

Как же смотрит Ничше на этот вопрос? По его учению, как мы видели, выходит, что сильнейший должен презирать и притеснять слабейшего. Проверим же на этом частном примере, справедливо ли или нет наше представление о жизнепонимании Ничше.

«Женщина», заявляет он, «еще не способна к дружбе. Кошками, вот, чем всегда бывают женщины, — кошками и

—————

1) 4. 125, 126, 127. 2) 4. 55. 3) 4. 151, 152.

4) 2. 295. 5) 2. 296. 6) 3. 353.


31


птицами. Или, когда все обстоит благополучно, — то коровами... 1) Женщина сделана для того, чтобы любить и повиноваться... 2) Женщина не желает истины. Какое дело женщине до истины? Ничего нет, более чуждого, более противного, более отвратительного для женщины, чем истина. Ее великое искусство — это ложь, ее главная забота это — красота и прихорашивание себя... 3) Ошибаться относительно взаимных отношений между мужчиной и женщиной, отрицать глубокую рознь и необходимость вечной вражды между ними, мечтать, быть может, о равных правах между мужчинами и женщинами, о равном их воспитании, равных потребностях и обязанностях, — это самый верный признак тупоумия... 4) Наоборот, человек с глубоким умом всегда будет разделять мудрое понятие о женщине, свойственное азиатским народам. Он должен смотреть на женщину, как на собственность, как на предмет, который должно запирать, как на нечто, предназначенное для домашнего хозяйства... 5) Ты идешь к женщине? Не забудь плеть!» 6)

Этого, кажется, достаточно для того, чтобы убедить в том, что Ничше не шутит, когда проповедует свое подлое учение о порабощении слабейшего. Но чего же другого можно ожидать от человека, отрицающего присущую человеческой природе христианскую нравственность, осуждающего братство и взаимную помощь между людьми и старающегося привить современному обществу разбойническое понятие о том, что «истины нет и все позволено»?


(Продолжение следует).




Похожие:

Свободное слово №16 о значении Ничше iconParole libre январь-Февраль 1902 г. Свободное слово
Л. Н. Толстого: к православному священнику и французскому пастору (5). Мысли о революции
Свободное слово №16 о значении Ничше iconСвободное слово №7, 1903 г. Отказ адвоката Нэна от воинской повинности в Швейцарии
Фрибурге, происходил суд над адвокатом Нэном, отказавшимся явиться в строй для отбывания учебного сбора
Свободное слово №16 о значении Ничше iconСвободное слово №17-18. Народ и господа
Как пример приводятся: то уличные избиения молодежи направленными полицией босяками, то разгром помещичьих усадеб, то убийства врачей...
Свободное слово №16 о значении Ничше iconParole libre декабрь 1901 г. Свободное слово
Избиение политического ссыльного (34). — Письма в Редакцию: Из провинции. С дальнего Востока. (36). — Библиографическая заметка:...
Свободное слово №16 о значении Ничше iconParole libre март 1902 г. Свободное слово
Секретный циркуляр цензурного ведомства (26). — Сведения о Льве Николаевиче Толстом и два письма его (26). — „Живые цветы (28). —...
Свободное слово №16 о значении Ничше iconСлово – не звук пустой давненько сказано: «В начале было Слово…»
Было-то оно было, но потом некие душевнораздвоенные люди узрели в слове двойственность значений и туманность смысла, и стали слово...
Свободное слово №16 о значении Ничше iconРезюме Должность на которую Вы претендуете
Заполните с указанием степени владения языком (для русского/украинского языков: чистая речь и письмо, свободное изложение и понимание;...
Свободное слово №16 о значении Ничше iconК. бессер зигмунд
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Евангелие от Иоанна, 1: 1)
Свободное слово №16 о значении Ничше iconВ. Г. Чертков
В этой книге довольно часто употребляется слово «Бог». Для большинства русских читателей слово это понятно и естественно. Но в последнее...
Свободное слово №16 о значении Ничше iconСамостоятельная работа «Свободное падение тел» Вариант 1 Что такое свободное падение тел? Камень из катапульты брошен вверх с начальной скоростью 45 м/с. 1 Найдите наибольшую высоту подъема
С обрывистого берега реки бросили вертикально вверх камень с начальной скоростью 20 м/с. На какой высоте он окажется через 4с от...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов