Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» icon

Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак»



НазваниеНаша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак»
Дата конвертации30.06.2012
Размер299.68 Kb.
ТипСтатья

НАША СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ*


* Статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» 24 марта 1917 г. (т. 13, с. 358-359).


Мы привыкли оценивать все, что мы делаем, по западным меркам. Мы заявляем, что восточная цивилизация выше западной, по своими делами утверждаем обратное. Этот отпечаток противоречивости несет на себе и образование, которое получают индийские дети. Наши школы, колледжи и университеты не готовят наследников традиций наших святых и пророков. И это очень печально. Я долго думал над этим и хочу познакомить читателей с выводами, к которым пришел.

Никто не станет отрицать, что учащихся нужно знакомить с наиболее распространенными в стране видами производства. Исходя из этого, все наши мальчики должны изучать земледелие и ткачество, так как около 95% населения страны заняты в сельском хозяйстве и 90% всех крестьян ранее занимались ткачеством.

До тех пор пока образованные индийцы не обратят внимание на эти два важных факта, мы не сможем понять причин бедственного положения десятков миллионов земледельцев и сотен тысяч ткачей, как и не сможем помочь в улучшении их положения.

Мы будем не в состоянии выполнять любую работу, если наше тело подвержено болезням. Поэтому необходимо еще в

74

раннем детстве знакомить мальчиков с основами здоровья и гигиены.

Дхарма — основа всего. Но правильное понимание священных книг невозможно без знания санскрита. Поэтому каждый мальчик индус должен немного знать санскрит. Но я думаю, что открыть гурукуль повсюду не удастся. Всеобщее обучение должно заканчиваться после усвоения знаний общего характера. Для особо одаренных можно предусмотреть возможность для продолжения образования.

Нужно изменить одобренный правительством метод преподавания истории и географии. В преподавании этих предметов главное внимание следует обратить на знания, имеющие отношение к Индии. Я убедился на практике, что многие школьники знают, где находится Мидлсекс, и понятия не имеют о Катхияваре или Соратхе. Они знают практически все об истории Соединенного Королевства, а нашего Шиваджи считают просто бандитом.

Наши школьники могут решать сложные математические задачи и совершенно не знают простой арифметики, нужной в житейских делах. Очень мало знают они и об индийских способах счета.

Во всех провинциях обучение должно вестись на родном языке. Кроме того, детям следует изучать два или три других языка народов Индии.

Английский должны изучать немногие, да и то как иностранный. Я убежден, что до тех пор пока мы не освободимся от нашего увлечения английским языком, мы не сможем достичь действительного свараджа. Некоторые друзья говорят мне, что в повседневной жизни, на вокзале или на почте, трудно обойтись без английского. Но мы сами виноваты в этом. Если из-за неудобств мы забудем нашу веру, наше рабство станет еще хуже.
А миллионы наших братьев, у которых навряд ли будет возможность изучить английский, будут низведены до положения рабов и непреодолимая пропасть образуется между ними и нами.

Модное сейчас образование не оказывает никакого влияния на наши семьи, хотя вся страна должна испытывать на себе влияние жизни просвещенных. Даже небольшое количество духов распространяет благоухание далеко вокруг. Так должно быть и с жизнью стремящегося к знанию. По моему мнению, ключ к свараджу лежит не столько в руках правительства, сколько в нашей системе образования.

(1917)

75

^ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В БИХАРЕ*


* Т. 14, с. 131-139.


Вы оказали мне большую честь, пригласив председательствовать на вашей конференции.

Уже на протяжении двадцати пяти лет у меня тесные контакты со студенчеством, которые начались еще в Южной Африке. После возвращения в Индию мне довелось встречаться со студентами по всей стране. И они демонстрировали мне свою безграничную любовь. В том, что вы пригласили меня вести ваше собрание сегодня и разрешили говорить на хинди, я вижу доказательство вашей любви. Надеюсь, я смогу доказать, что достоин этой любви и буду полезен вам. Вы продемонстрировали большую мудрость, решив вести заседания этой конференции на языке штата, который одновременно является и нашим национальным языком. Поздравляю вас и надеюсь, что вы и впредь будете так поступать.

Мы виноваты в том, что пренебрегли нашим родным языком. Я уверен, что мы дорого заплатим за этот грех. Между нами и нашими семьями возникла стена отчуждения. Присутствующие сегодня на этой конференции подтвердят это. Мы не рассказываем и не можем рассказать нашим матерям о том, что изучили. Мы не делимся и не можем поделиться нашими знаниями с нашими домашними. Но вы не увидите такого печального положения в английской семье. В Англии и других странах, где обучение идет на родном языке, ученики, возвратившись домой, обсуждают с родителями то, что они узнали в школе. Слуги и другие домашние тоже участвуют в этом. Таким образом, от учения польза всей семье. Мы же оставляем все, что учим, — в школе. Знание, как воздух, может распространяться мгновенно. Но так же, как скупец, хранит свои сокровища зарытыми в земле, так и мы приберегаем знания для себя, и другие лишены их благотворного влияния.


76


NB. Кирпичики знания будут складываться в пирамиду только тогда, когда появление каждого камешка будет зафиксировано не только педагогом, но и родителями. Причем хочу отметить, что чем яснее осознает ребенок появление нового кирпичика в своей пирамиде знаний, чем больший восторг наставников и близких будет им обнаружен, тем быстрее мы сможем констатировать появление нового кирпичика и т. д.

Радость образования для ребенка не только в осознании собственной образованности, но и в том, чтобы его образованность смогли оценить другие, прежде всего близкие ему люди.

В случае невозможности демонстрации приобретенных знаний родителям интерес к познанию необратимо гасится. В свою очередь, отсутствие заинтересованности — непреодолимая преграда для любой системы образования. Речь идет об отсутствии такой незначительной на первый взгляд вещи, как оценка, а если точнее — положительная оценка и восхищение учеником, независимо от результатов его учебы. Именно отсутствие оценки в конечном счете сводит на нет любые усилия наставника.

Что же, нужно лицемерить? Говорить: «Прекрасно!», если на самом деле ужасно? Да. И не нужно думать, что вы лицемерите. Это не лицемерие, а виртуозность — высшая грань профессионализма.


Неуважение к родному языку так же достойно осуждения, как и неуважение к матери. Виновный в нем не может быть назван патриотом. Нам часто говорят, что словарный запас наших языков недостаточно богат, чтобы выразить возвышенные мысли. Джентльмены, это — не вина языка. Мы должны развивать и обогащать наш язык. Было время, когда и английский был в таком положении. Он стал развиваться потому, что британцы добивались успеха и стремились совершенствовать свой язык. Если мы не будем развивать наши языки, думая, что только с помощью английского возможно возвышенное и утонченное мышление, мы, без сомнения, навсегда останемся рабами. До тех пор, пока наши языки не обретут силу, необходимую для выражения всех наших мыслей, и не станут средством научного познания, современное знание будет недоступно нашему народу. Вполне очевидно:

1) что большинству народа это знание необходимо;

2) что не у всех индийцев будет возможность выучить английский язык;

3) что если кто-то из нас, знающих английский, может узнать что-то новое, то для большинства это знание остается закрытым.

Это значит, что если первые два предположения верны, то положение народных масс в этом плане безнадежно. Но это — не языковая проблема. Тулсидас смог выразить свои просто божественные идеи на хинди. В мире не так уж и много книг, подобных «Рамаяне». Великий патриот пандит Мадан Мохан Малавия, отдавший все для блага своей страны, не испытывает трудностей, выражая себя на хинди. У него — серебряный английский. Но его речи на хинди отливают золотом, как воды Ганга в солнечный день. Я слышал, как молятся мусульмане. Им вполне удается выразить самые глубокие мысли на своем родном языке. Язык Тулсидаса — совершенен, бессмертен. И конечно же, это наша вина, если мы не умеем выразить себя на нем. Вполне понятно, что причина этого — использование английского как средства обучения. Все мы можем принять участие в исправлении этого ненормального положения. Я думаю, что студенты могут обратиться к правительству с соответствующей, в вежливой форме, петицией. Одновременно можно прибегнуть и к другому средству. Они должны переводить все, что учат на хинди, делиться этими знаниями со своими домашними, и дать торжест-

77

венное обещание в общении друг с другом использовать только родной язык. Для меня невыносимо, что один бихарец пишет другому письма на английском. Я тысячу раз слышал, как говорят между собой англичане. И не помню, чтобы они при этом прибегали к какому-нибудь иностранному языку, хотя многие из них знали их несколько. У непомерной глупости, в которой повинны образованные индийцы, нет параллелей в мировой истории.

Древний поэт сказал, что учение без размышления не приносит пользы. Но по причинам, упомянутым выше, жизнь обучающегося сегодня практически лишена мысли. Они потеряли всю энергию, силу духа и оригинальность, и большинство из них страдают равнодушием и апатией.

Я не испытываю неприязни к английскому языку. Его богатства — огромны. Это язык государственного управления, сокровищница знаний. Несмотря на все это, я убежден, что нет нужды каждому индийцу изучать его. Но я не хочу больше говорить об этом. Студенты изучают английский, и у них нет выбора до тех пор, пока не будет разработана другая система и в школе не произойдут революционные изменения. Однако на этом я заканчиваю рассмотрение крайне важной проблемы родного языка, говоря в заключение, что в общении друг с другом, где возможно, нам следует пользоваться родным языком и языками других народов Индии. Присутствующим же здесь студентам следует приложить все усилия, чтобы сделать родной язык средством обучения.

Как я отмечал ранее, большинство студентов выглядят апатичными и лишенными энергии. Многие из них спрашивают меня, что им делать, как они могут служить стране, как им следует зарабатывать себе на жизнь. У меня такое впечатление, что последнее их беспокоит больше всего. Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо подумать, в чем истинная цель образования. Хаксли сказал, что образование должно быть направлено на формирование характера. Наши пророки утверждают, что если человек хорошо изучил Веды и шастры, но не может познать свою сущность и стать достойным освобождения от всех уз, его учеба была напрасной. Им же принадлежат слова: «Кто познал себя, знает все». Самореализация возможна даже без умения читать и писать. Пророк Магомет не знал грамоты. Иисус Христос никогда не ходил в школу. Но только глупец может утверждать, что эти великие души не достигли самореализации. Хотя они никогда не сдавали экзаменов в наших школах и колледжах, мы чтим их. У них было все, что может дать обучение и знание. Они были махатмами. Если, следуя их примеру, в слепом подражании друг другу, мы прекратим посещать школу, то наверняка ни к чему не придем. Но мы тоже можем обрести знание своего «я» только путем воспитания хорошего характера.

Что же такое характер? Каковы же признаки добродетельной жизни? Нравственен тот, кто в своей жизни стремится осуществить истину, ненасилие, воздержание, нестяжательство, неворов-

78

ство, бесстрашие и другие подобные правила поведения. Для него истина будет важнее жизни. Он скорее умрет, чем убьет сам. Он предпочтет страдать сам, но не причинит зла другим. Он будет другом даже по отношению к собственной жене и не допустит плотских мыслей о ней. Итак, добродетельный человек осуществляет воздержание и всячески старается изменить направление внутренней энергии тела. Он не ворует, не берет взяток. Он не тратит попусту ни своего, ни чужого времени. Он не стремится к богатству. Он не ищет покоя и удобств, пользуется только теми вещами, без которых нельзя обойтись, и вполне доволен своей простой жизнью. В твердом убеждении: «Я — бессмертный дух, а не бренное тело, и ничто в мире не может убить дух», он отбрасывает страх духовных и физических страданий, страх житейских неприятностей и, отказываясь подчиниться даже императору, продолжает бесстрашно выполнять свой долг.

Если наши школы не добиваются такого результата, виноваты и студенты, и система образования, и учителя. Хотя, однако, все в руках ищущих знания. Если они не стремятся развить характер, им не помогут ни учителя, ни книги.

Сначала, как я уже сказал, мы должны понять, в чем цель образования. Тот студент, который хочет строить и развивать характер, узнает о том, как это сделать, из любой книги, посвященной этой теме. Как сказал Тулсидас: «Все созданное Богом, живое и неживое, состоит из добра и зла. Но добрый человек выбирает хорошее и отбрасывает плохое, как сказочный лебедь, который по преданию пил молоко, оставляя воду». Как восторженный почитатель Тулсидас видел Раму даже в образе Кришны. Некоторые из студентов посещают, как того требует учебный план, занятия, на которых изучаются Библия, но ее учение не оказывает на них никакого влияния. Можно читать «Гиту» с тем, чтобы отыскать в ней какие-нибудь ошибки, и преуспеть в этом. Но тот, кто жаждет освобождения, находит в ней единственно верный путь. Одни видят в Коране только несовершенства, другие, размышляя над ним, приобретают силы, чтобы пересечь бурный океан этой земной жизни.

Но боюсь, что в своем большинстве учащиеся никогда не задумываются над истинной целью образования. Они ходят в школу просто потому, что так принято. Некоторые это делают потому, что надеются в будущем получить какую-нибудь должность. Я считаю, что думать об образовании как средстве зарабатывать на жизнь — значит заблуждаться. Зарабатывать на хлеб насущный нужно руками, школа же — место, где формируется характер. Думать и поступать иначе — все равно что убивать буйволов только ради маленького куска кожи. Тело должно само содержать себя, выполняя физическую работу. Как можно атман, дух использовать для этого? «В поте лица своего будешь добывать свой хлеб» — великая истина, сказанная Иисусом Христом. Почти то же самое говорит и «Гита». Около 99 процентов людей живут в этом мире в соответствии с этим законом и не знают стра-

79

xa. «Будет день, будет пища» — действительно верное высказывание. Оно, правда, не имеет отношения к ленивым и порочным. Студентам лучше с самого начала осознать, что в будущем они будут зарабатывать на жизнь физическим трудом и в этом нет ничего постыдного. Я не хочу сказать, что каждый из нас всегда будет работать мотыгой. Но необходимо понять, что нет ничего плохого в том, чтобы так зарабатывать себе на жизнь, даже если ваше основное занятие — труд умственный. Необходимо понять, что те, кто работает руками, ничуть не ниже нас. Тот, кто принял это как принцип и идеал, заявит о себе как человек чистого и безупречного характера, который и будет проявляться во всем, что он делает, независимо от того, какую профессию он изберет. Такой человек не станет рабом богатства. Он заставит богатство служить себе. Если я прав, студентам нужно уже сегодня вырабатывать привычку к физическому труду. Все, что я сказал, должно помочь прежде всего тем, кто думает, что образование — это средство зарабатывать себе на жизнь.

Тем, кто посещает школу, прежде всего следует задуматься об истинной цели образования. Любой из них сегодня же может решить, что с этого момента будет рассматривать школу как место для формирования характера. Я уверен, что уже через месяц он сам и его товарищи заметят в его поведении изменения к лучшему. Шастры утверждают, что нас создают наши мысли.

Многим студентам кажется, что не нужно специально заботиться о здоровье. Но регулярные упражнения просто необходимы для нашего тела. Чего можно ожидать от студента со слабым здоровьем? Как нельзя сохранить молоко в бумажном сосуде, так и нельзя рассчитывать на то, что знание долго будет пребывать в ненадежных, как бумага, телах наших студентов. Тело — жилище духа и, следовательно, свято, как и место паломничества. Мы должны оберегать его. Регулярные, и энергичные прогулки по полтора часа на свежем воздухе утром и вечером дают телу здоровье, а уму — ясность. Затраченное на них время не пропадает зря. В сочетании с отдыхом такие упражнения укрепят и тело, и интеллект, позволят быстрее усваивать знания. Я думаю, что играм вроде крикета нет места в такой бедной стране, как Индия. У нас есть свои, не требующие больших затрат игры, которые могут быть здоровым развлечением.

Студент в своей повседневной жизни должен быть безупречен. Только тот, чьи мысли чисты, способен достичь истинного наслаждения. Предложить такому человеку искать наслаждений в мирских утехах — значит, лишить его действительной услады, которой он достоин. Тот, кто решил возвыситься, действительно возвышается. Рамачандра в наивности своей попросил Луну и получил ее.

С одной точки зрения мир кажется иллюзией, с другой — он кажется достаточно реальным. Для студентов мир по-настоящему существует, ибо им нужно стремиться достигнуть многого в нем. Тот, кто говорит, что мир иллюзорен, не понимая истинного

80

значения этого, и предается удовольствиям, заявляя, что отрекается от мирских утех, волен называть себя саньяси, но это только самообман.

От этого перехожу к разговору о дхарме. Где нет дхармы, там не может быть ни знания, ни богатства, ни здоровья, ничего вообще. Где нет дхармы, жизнь лишена какой-либо радости. Там царит пустота. Нас не учили соблюдать дхарму, и сегодня мы похожи на родственников жениха, которые уже пришли на свадьбу, а жениха все нет. Без знания дхармы студентам недоступны невинные радости. Нужно изучать шастры, думать над их учением и приводить свое поведение в соответствие с их идеалами. Никому не принесет пользы выкуренная с утра сигарета или час, проведенный в бесполезной болтовне. Назир сказал, что пока мы нежимся в постели, воробьи уже чирикают и поют славу Господу. Долг каждого учащегося овладевать знанием дхармы в доступной для него форме. Учат дхарме в школе или нет, я молю пришедших сюда осуществлять ее главные принципы в их жизни.

В чем действительно состоит дхарма? Каким образом организовывать занятия по изучению религии? Не здесь об этом говорить. Но я хочу дать вам один практический совет, исходя из собственного опыта. Начните с чтения «Рамаяны» и «Бхагаватгиты». Но делайте это с любовью и почтением. Последняя — настоящий драгоценный камень. Не упустите его.

Помните, что вы изучаете эти книги, чтобы узнать секрет дхармы. Пророки, написавшие их, не были историками. Они учили дхарме и морали. Миллионы людей читают эти книги и живут чистой жизнью. Их сердца — простодушны, а жизнь полна невинными радостями. Им никогда, даже во сне, не придет в голову спросить, был ли или нет Равана исторической личностью, или можно ли убивать врагов, как это делал Рама. Даже встретившись лицом к лицу с врагами, они молят Рамачандру защитить их и не чувствуют страха. Автор «Рамаяны» Тулсидас не имел другого оружия, кроме сострадания. Он никого не хотел убивать. Разрушает тот, кто создает. Рама был Богом. Он создал Равану и поэтому имел право убить его. Когда кто-нибудь из нас станет Богом, он подумает, есть ли у него власть убивать. У меня получилось что-то вроде вступления к этим великим книгам. Я тоже не верил и жил в страхе. Но это уже позади.

Для студентов-мусульман Коран — лучшая из книг. И я советую читать ее в духе подлинного почитания. Нужно понять ее истинный смысл. Я считаю, что индусы и мусульмане должны изучать священные книги друг друга с должным уважением, пытаясь понять их.

От этой очень увлекательной темы перейду к делам житейским. Часто спрашивают, можно ли студентам заниматься политикой. Я сообщу вам свое мнение, но не буду вдаваться в подробности. У политики есть два аспекта: теоретический и

81

практический. Важно, чтобы первый аспект стал предметом изучения для студентов, но участие во втором не принесет ничего, кроме вреда. Можно посещать с познавательной целью политические митинги или сессии Конгресса. Они — просто наглядный урок. У студентов должно быть это право, и нужно добиться отмены существующего запрета. На таких собраниях студенты не должны выступать или голосовать. Они могут оказывать добровольную помощь, если это не мешает их учебе. И, конечно же, каждый должен помочь Малавияджи в его работе, если он попросит.

Но от деятельности политических партий студентам нужно держаться подальше. Они должны быть сдержанными и воспитывать в себе привычку относиться к лидерам нации с уважением. Не им судить о них. Студенты прежде всего должны ценить достоинства, связанные с характером, они — предмет их обожания.

Говорят, что долг студентов с почтением относиться к старшим и уважать то, что они говорят. Хорошо сказано. Кто не умеет уважать других, не может рассчитывать на соответствующее отношение и к себе самому. Дерзости не к лицу студентам. В Индии сейчас сложилась не совсем обычная ситуация. Старшие не очень-то заботятся о том, чтобы вести себя достойно. Что в таком случае делать студентам? Считаю, что студент должен думать о дхарме. И, встретившись с моральной дилеммой, помнить о том, как поступил Прахлад, который в уважительной форме, но твердо отказался выполнять распоряжение своего отца. Пусть это будет примером для подражания. Но неуважение недопустимо. Оно разрушит общество. Старшими людей делают не только годы, но и знание, опыт и мудрость, которые они приносят. Правда, если последних нет, то в счет идут только годы, которые заслуживают уважения, но в меньшей мере.

Еще один вопрос. Как могут студенты служить своей стране? Ответ прост. Студент должен хорошо учиться, следить за своим здоровьем и готовить себя к тому, чтобы применить изученное на благо своей страны. И я вполне уверен, что в этом и будет заключаться такое служение. Постоянно думая о цели в жизни, забывая о своих интересах, работая для других, мы сможем, и с малыми силами, добиться многого. Хочу рассказать о деле такого свойства. Возможно, вы читали в газетах мое письмо о трудностях, с которыми сталкиваются пассажиры вагонов третьего класса. Думаю, что многие из вас ездят именно в таких вагонах. Некоторые из нас плюют прямо на пол в купе, беспрестанно жуют бетель или табак, сплевывая опять же на пол, бросают под ноги кожуру бананов и прочее. О туалетах и говорить не приходится. Часто курят прямо в вагоне, не думая о других. Мы можем сказать таким пассажирам о недопустимости такого поведения. В большинстве своем люди уважают студентов и слушают их. Нельзя упускать возможность рассказать

82

массам о соблюдении правил гигиены. Еда, которую продают на станциях, не всегда чиста. Долг студентов сообщать об этом администрации. И пишите ваши замечания на хинди. Получив много таких писем, чиновники должны будут принимать какие-то меры. Это не трудно сделать, но эта работа даст важные результаты.

Я уже говорил о привычке жевать листья бетеля или табак. Думаю, что они вредны и нечисты. Многие из нас, и мужчины, и женщины, стали их рабами. Нужно освободиться от этого рабства. Кто-нибудь, приехав в Индию впервые, обязательно подумает, что мы всегда что-то едим. Возможно, листья бетеля помогают переваривать пищу. Но если мы едим умеренно и так, как надо, мы справимся с этой проблемой и без бетеля. К тому же его вкус просто отвратителен. Нужно избавиться и от привычки жевать табак. Студенты всегда должны контролировать свои желания.

Нужно также сказать и о курении. В этом плане те, кто правит нами, показывают нам плохой пример. Они курят просто везде и всюду. Мы стали считать это модой и превратили наши рты в дымоходы. О вреде курения написано немало книг. Этот век называют Калиюгой. Христиане верят, что Иисус Христос придет опять, когда люди погрязнут в эгоизме, разврате, пьянстве, наркомании и т. д. Не знаю, насколько это реально. Но я вижу, как страдает от этих пороков человечество. Мы все попали в эту западню и не знаем истинных масштабов беды. Молюсь за то, чтобы студенты избежали этой участи.

Эта конференция проводится седьмой раз. Речи президентов за предыдущие шесть лет мне прислали, и я их просмотрел. Зачем было их произносить? Если для того, чтобы что-то узнать, спросите себя, что вы из них усвоили. Если этот поток красивых английских слов нужен был только для того, чтобы поднять престиж конференции, мне жаль вас. Я все же думаю, что цель этих речей — чему-то научиться и потом претворить изученное в жизнь. Многие ли из вас последовали совету Анни Безант и стали носить традиционную индийскую одежду, упростили свои гастрономические вкусы и перестали сквернословить, или прислушались к профессору Джадинатху Саркару и провели каникулы, бесплатно обучая бедных?

Я могу задать много вопросов. Я не требую ответа. Отвечать нужно перед своей совестью. По вашим делам будут судить о ценности вашего образования. Забивание мозгов содержанием сотен книг может принести свою пользу, но действие намного важнее. Багаж ваших знаний ценен, только если он ведет к поступкам. Все остальное — бесполезное бремя. Поэтому я всегда буду призывать вас претворять в жизнь то, что вы учите и что считаете правильным. Только при этом условии возможно движение вперед.

(1917)

83

^ ПИСЬМО САНКАЛЧАНДУ ШАХУ*


* Было написано из Бенгалии 30 мая 1917 г., свидетельствует об активном участии М. Ганди в организации работы национальной школы в Сатьяграхе Ашраме (т. 13, с. 427—429).


Дорогой Санкалчанд!

Сейчас у меня есть немного свободного времени. Я снова прочел ваше письмо и учебный план. У меня всегда голова идет кругом от учебных планов. Я не пробовал запомнить и этот. Я думаю, что историю и географию, которые были упомянуты как отдельные предметы, нужно объединить с гуджаратским языком. Мы должны развивать интеллект посредством гуджарати. Для этого мы можем один день использовать книгу по языку, а другой — текст по истории. Нам нужно в устной форме сообщить материал и дать ученикам заранее прочитать что-то по этой теме самостоятельно. Конечно, так доля литературы немного уменьшится, но это не имеет большого значения. Мы одновременно изучаем историю и географию одной и той же страны. Думаю, что при таком подходе дети легко и с интересом усвоят географию. Что касается истории, то, рассматривая ее как часть занятий по гуджаратскому языку, мы можем давать детям несколько хорошо сформулированных, содержательных предложений. Например, «Мы считаем Рамачандру аватаром, представителем Бога на земле». Термин «аватар» санскритского происхождения. «Аватру» имеет значение «спускаться». Тот, кого Бог послал вниз (на эту землю), — его аватар. Но в данный момент нас интересует не это. Мы будем сегодня говорить о Раме только как об исторической личности. Есть ли жизнь в этих предложениях, судить вам, учителям. Но они вполне хороши, чтобы проиллюстрировать мою мысль. Думаю, что для литературных упражнений этого будет достаточно. Мы можем составить много таких предложений и использовать их, рассказывая о Рамачандре. Мы можем их продиктовать или написать на доске, а потом рассказать эту историю.

В ходе изложения мы специально можем употребить не очень понятные для детей слова. Им захочется узнать их значение, и это будет началом дискуссии. Поскольку он родился в Айодхье, нужно будет сообщить что-то и из географии. Конечно же, в классе будет карта. Как далеко это от Ахмадабада, как туда можно добраться, как это место выглядит сегодня, похоже ли оно на описание поэта — все это — литература, история и география, слитые воедино. Сначала должны решить для себя, сколько в вашем рассказе будет литературы, сколько истории и как много географии, а потом, поставив себя на место учащихся, подумать, как это все интересно преподать.


NB. Природа устроена таким образом, что все живые организмы представляют собой уникальное сочетание различных по своей химической сущности компонентов, разных по своему функциональному характеру клеток и тканей.

84

Причем отдельно рассматриваемая каждая такая составляющая ничем не будет отличаться и никак не станет объектом нашего внимания. Только СОЮЗ позволяет заявить о себе миру, только благодаря ему контакт с этим миром приобретает черты двустороннего, только благодаря ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ можно с этим миром «общаться» и даже изменять его в угоду своим желаниям. Объединения различных химических минимумов, кем-то единожды созданные либо объединившиеся когда-то, повторяя в себе, в своем микроподобии глобальные законы Вселенной, стали заметными и заявили о себе, каждый в своем временном срезе и своем силовом уровне. Эти соединившиеся друг с другом по чьей-то воле или по своей природе мертвые молекулы стали морем и сушей, животными и растениями, а самая удачная из форм их объединения привела к появлению человека.

Может, именно в нашей сущности и изначальной химической многоликости — стиль восприятия. Видимо, из-за союзной сущности нашего думающего органа характер воспринимаемого им можно определить как объединение форм и содержаний в объект восприятия. Если точнее, то для того, чтобы воспринять, мы должны, включив органы восприятия, из звука, запаха и изображения, добавив немного воображения, синтезировать сумму, называющуюся мыслью.

Невозможно поэтому составление программы образования без учеты этих особенностей. Нельзя, конечно, обвинять в монотипности географию, литературу или историю. Нельзя говорить, что кто-то плохо знает математику из-за недостаточного количества факторов, которые ее составляют. Но причина потери интереса к изучаемому предмету часто кроется именно здесь. А потеря интереса влечет за собой ложное ощущение ненужности изучаемого. Далее цепочка следствий развернется таким образом, что даже ее прогнозирование вызывает дрожь в теле.

Посмотрите на окружающий нас мир, посмотрите внутрь самого себя, и вы увидите, что доминирование объекта нашего интереса (а для того, чтоб ребенок успевал в школе, изучаемые им предметы должны быть объектами его интереса) тем более выражено, чем большее количество информативных составляющих он в себе заключает. Картина или скульптура, реклама или предмет школьной программы тем интереснее, чем ближе к нам и проще для восприятия, чем более многогранны, чем больше сформировавшихся ощущений они вызывают, чем они, как говорят, «жизненней».

Значит, задачу образования можно определить как оценку критериев уровня, если можно так выразиться, интересности изучаемых предметов и преобразование предметов, имеющих невысокую оценку, в интересные. Мы, учителя, часто вменяем в вину ученикам неуспеваемость по тому или иному предмету, не анализируя при этом ее причины. Мы, взрослые, зачастую забываем о том, что ребенку чуждо чувство заботы о собственном будущем, и поэтому нельзя требовать от него учить, чтоб заработать пятерку, чтоб «мама порадовалась». Не должен ребенок учиться ради оценок и на радость родителям. Он должен учить, потому что это интересно, потому что за-

85

втра это можно использовать во дворе, на улице, в магазине. Да, в изучении должен присутствовать некий элемент корысти, для интереса должен быть стимул. Ведь интересно не бывает «просто так», интересно должно быть «потому что». И лучший способ добиться этого придать предметам, изучаемым в школе, природный характер того, кто предметы эти изучает, характер союза работающих вместе на первый взгляд несовместимых составляющих. Объединив таким образом предметные сущности, мы получим совершенно новую субстанцию, несущую информацию совершенно иного характера (на вид и на слух), но сохранившую в себе всю внутреннюю сущность и энергетику слагающих ее единиц. Не нужно понимать это как предложение революции в предметном расписании преподавания, нет, это не революция предметного спектра, но революция стиля преподавания и взаимодействия образов излагаемого материала. Это новый взгляд на потребности обучаемого как на основу для составления программы его обучения. Это попытка сравнить уровни необходимого и запрашиваемого, это стремление придать позиции знания отдающего согласованность с положением знания принимающего. Это осознание ученика не как объекта обучения, а как природной составляющей, частички макрокосма. Это понимание зависимости от формы, заложенных в нее знаний, будущего. Это изначальное стремление к созданию банка данных, в который закладывается потенциал применимости, этот материал не остается в буквах и цифрах, он приобретает в мозгу ребенка конкретные образы и контуры, и прирост их количества не вносит суматохи в мысли и не включает защитные барьеры мозга, заставляющие забывать лишнюю информацию, а вводит накапливаемые образы во взаимодействие, создавая на их основе новый содержательный аспект старых картинок. Это накопление качественности, это изменение формата мысли, что, несомненно, на порядок выше простого прироста количественной суммы знаний, накапливаемых в процессе традиционного обучения.


Санскрит нужно упростить. Если мы сгруппируем его с миратхи и для изучения отведем разные дни, удастся сэкономить немного времени. Может статься, что не каждый день будут уроки того или иного языка, но этого принципа нужно придерживаться. Мы должны сократить количество часов для их изучения. Поскольку в нашей школе пока учатся только дети из Ашрама, нет необходимости организовывать специальные занятия для изучения религии. Все, что необходимо, мы можем сообщить детям в виде рассказов во время коллективных молитв.

Я считаю, что если Калелкар хорошо разбирается в физических упражнениях, пусть занимается ими с детьми в начале и в конце занятий. Для этого будет достаточно отвести по пять минут. Но это нужно начать делать после того, как дети выучат упражнения. Для этого нужно будет найти время в один из дней недели. А после усвоенные упражнения можно практиковать на протяжение всей недели.

Организовать сельскохозяйственный труд будет нелегко, пока у нас не появится своя земля. Возможно, сейчас от этого

86

придется отказаться. Учить нас должен человек, который сам был хорошим фермером. Если найдем садовника, попросим его остаться на ферме и обучать нас, учителей и учеников, различным тонкостям этого дела. Думаю, что на это уйдет год или два. А после того можно будет приступать к изучению сельского хозяйства как науки. Будет трудно организовать ежедневную работу всех детей в поле или в саду. Но они смогут по-настоящему научиться работать, если в расписании уроки сельскохозяйственного труда будут стоять два-три раза в неделю. Сорока минут недостаточно. Этого может хватить для теоретического обучения. То же справедливо и по отношению к ткачеству. Здесь тоже нужна постоянная практика. Будет необходимо отдельно установить дни, когда по крайней мере два часа подряд дети смогут уделить этому занятию. Без сомнения, Шри Пандья будет очень полезен для нас, если он хорошо знает и теорию, и практику сельского хозяйства и согласится нам помочь. Но я думаю, что в большинстве случаев человек из государственной сельскохозяйственной школы нам не подходит. Пусть Маганлал расскажет о Нагине Бабу из Шантинекетона. В случившемся не было его вины. Что он мог поделать?

До двенадцати лет нет смысла учить детей плотничному делу. Ребенок не способен даже поднять молоток. Но зато потом это нужно делать обязательно. И рассматривать это ремесло нужно как часть сельского хозяйства. Этот подход нов для Индии. Однако по-настоящему этим мы сможем заняться, когда у нас будет своя земля.

Нужно найти гуджаратское соответствие для слова «мастерская». «Каракхану» подойдет? Кто-то в учебном плане упомянул «метрическую систему». В дальнейшем нам нужно воздерживаться от таких терминов. Над очень многими вещами, как в этом случае, нам придется поломать голову. Но наши дети будут пожинать плоды.

Для изучения правил гигиены будет достаточно одного часа в неделю. Учитель должен следить за тем, чтобы изученное осуществлялось детьми на практике. И не только на уроках гигиены. Длинные ногти и грязь под ними — повод и на уроке арифметики потребовать от ученика припомнить то, чему его учили ранее, и действовать соответственно.

Точно известно, что профессор (как это будет на гуджарати? Или лучше оставить это слово в нашем языке так, как есть?) Крипалани присоединится к нам. На некоторое время, в порядке эксперимента. Но сейчас он просто не может вырваться отсюда.

Я очень подробно рассмотрел некоторые вопросы, говоря, возможно, не очень умные вещи. Но я хотел быть понятным.

Да здравствует Индия!

Мохандас

87

Что-то все же забыл.

До тех пор пока не найдем учителя, уроков музыки проводить не будем. К сожалению, в Индии этому не уделяется достаточного внимания. Музыкой занимаются актеры и жрецы. Нужно хорошо подумать, прежде чем взять на работу актера. Скорее всего нам не удастся привлечь кого-нибудь из жрецов. Напишите Гандхарву Махавидьялайа. Может, вам повезет. Пришлите, пожалуйста, мне список оборудования, необходимого для занятий естественными дисциплинами. Боюсь, пока мы не сможем купить что-то дорогое. Если нужны какие-нибудь книги, составьте список и пришлите мне.

Пожалуйста, отнеситесь к тому, что я написал, как к предложениям для рассмотрения. За вами всеми решение, претворять их в жизнь или нет.

Возвращаю ваше письмо и учебный план.

(1917)


^ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОБРАНИИ ЧЛЕНОВ

БХАГИНИ САМАДЖА В БОМБЕЕ*


* Опубликовано в «Хинду» 26 февраля 1918 г. (т. 14, с. 202—209; сделаны сокращения).


Дорогие братья и сестры Бхагини Самаджа, я благодарен за приглашение вести это ежегодное торжественное заседание. Я думаю, что вашим президентом должна быть женщина, хотя вы можете обращаться за помощью и советом к мужчинам. Деятельность Самаджа посвящена благородной цели возрождения женщин, но так же как аскетизм одного не способствует восхождению на небеса другого, так и мужчины не в состоянии вызвать возрождение женщин. Я не хочу сказать, что мужчины не желают этого или что женщины не захотят принять эту помощь. Я только хочу напомнить одно положение: только помогая себе сам, может возвыситься человек или народ. Оно не ново, но мы часто забываем действовать в соответствии с ним...

Женщина — товарищ мужчины, равный ему по уму. У нее есть право принимать участие в делах мужчины, вникая в самые мельчайшие подробности. У нее равное с ним право на свободу и независимость. Она может рассчитывать на верховенство в своей сфере деятельности, как и мужчина в своей. Так должно быть не только в результате просвещения, а потому что это естественное положение вещей. Только благодаря силе отвратительного обычая даже самые невежественные и никчемные из мужчин пользуются превосходством над женщинами, которых они

88

не достойны. Многие из наших кампаний останавливаются на полпути из-за положения наших женщин. Многое из того, что мы делаем, не приносит ожидаемых результатов. Мы похожи на торговца, который не вкладывает достаточно средств в дело и экономит пенни, теряя фунты.

Если я прав, многим из вас, членов этого Самаджа, нужно идти и рассказывать вашим малограмотным сестрам об их действительном положении. На практике это значит, что вы должны посвятить все ваше время работе в наиболее отсталых районах Бомбея, чтобы дать женщинам там то, что получали сами. Если вы присоединились к мужчинам в их религиозной, политической и социальной деятельности, расскажите им об этом. Если вы получили какие-нибудь специальные знания о воспитании детей, поделитесь с ними. Если вы изучили и испытали сами благотворное воздействие чистого воздуха, чистой воды, чистой и простой пищи, физических упражнений, не оставляйте их в неведении. Так поднимитесь и вы, и они.

И хотя много хороших и полезных дел можно сделать, и не умея читать и писать, я все же твердо убежден, что не во всех случаях можно обойтись без знания. Оно развивает и оттачивает наш ум, дает силы делать добро. Я никогда не переоценивал значение учености. Я только пытаюсь определить ее действительное место. Время от времени я подчеркиваю, что ограничение прав женщин не может быть оправдано их неграмотностью. Для того, чтобы женщины были в состоянии поддерживать, улучшать и распространять эти естественные права, необходимо образование. С другой стороны, без такого образования для миллионов недоступно истинное знание своей сущности. Многие из книг могут доставить невинное наслаждение, но без образования оно недоступно нам. Не будет преувеличением сказать, что без образования человеческое существо немногим отличается от животного.

Женщинам так же необходимо образование, как и мужчинам. Но это не значит, что методы обучения в обоих случаях будут одинаковыми. Во-первых, наша государственная система образования несовершенна и во многих отношениях вредна. Ее в равной мере следует избегать и мужчинам, и женщинам. Даже если бы она была свободна от существующих недостатков, я бы не считал ее пригодной для женщин со всех точек зрения. Мужчина и женщина — равны, но не одинаковы. Непохожие, они в союзе дополняют друг друга, помогая друг другу так, что нельзя представить их существование друг без друга, и. таким образом, из всего следует, что если что-то ослабляет одного из них, вред в равной степени для обоих. Об этой

89

важнейшей истине нужно постоянно помнить при разработке любого проекта женского образования. Мужчина — главный во внешних делах супружеской пары, и в них он хорошо разбираться. С другой стороны, домашняя жизнь полностью в руках женщины, и поэтому ей нужно больше знать о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей. Конечно, знания не должны быть разделены водонепроницаемыми перегородками или закрыты в какой-то части для кого-либо, но до тех пор, пока курсы преподавания не будут строиться с учетом этих определенных различий, полнота жизни мужчины и женщины не может бы достигнута...

(1918)


NB. Отправные точки, дающие начало жизни, женщина и мужчина. Мы изначально определяем их функции и жизненное предназначение. В большей мере это относится к женщинам. Мир так устроен, что мужчины почему-то обладают большей степенью свободы.

И лишь немногим женщинам удается прорвать плотную ограду мира женских обязанностей и выйти необремененными в окружающий нас мир. Вопрос о так называемых «женских обязанностях» довольно щекотлив и, как мне кажется, требует установления автора. Кто придумал их? Женщины, мужчины или сама природа провела эту разделительную линию? Где, в каком возрасте дают старт обязанностям женщины и где заканчивается детство? Когда же маленькая девочка осознает свое отличие от друзей-мальчиков и как на это реагирует ее психика?

Можно много и убедительно говорить про равные права мужчин и женщин. Можно твердить про равные умственные способности и потенциальные возможности. Но разве не вправе женщина выбрать сама свой путь? Конечно, вправе, но не нужно забывать, что кто-то должен выносить плод, а затем родить ребенка. И именно мама необходима малютке, именно с ее голосом крошка ложится спать и просыпается утром, именно «мама» чаще всего первое слово, произносимое нашим ребенком. Именно мама ассоциируется у детей с ощущением дома и семьи, именно в ней олицетворение ласки, любви и семейного благополучия. Так почему же женские обязанности считают в некотором смысле действом, которое каким-то образом ставит женщину в положение рабыни или служанки, которое привносит какую-то долю ущербности ее положению? И разве ощущения маленького ребенка, связь только что рожденного со своей мамой, его реагирование на малейшее изменение ее состояния, разве не является это самой объективной оценкой обязанностей женщины? И неужели нужность мамы новорожденному, ее особая роль в воображении малыша могут наложить хоть малую толику стыдливости или замены своих обязанностей мужской исполнительностью? Я рассуждаю о тех женских обязанностях, которые налагает на каждую женщину природа, одарив ее совершенно особой анатомией и только женщине присущим типом мышления и способностью любить и жертвовать. Такая обособленность естественно предполагает очень осторожное отношение и совершенно особенный подход к воспитанию и образованию девочек в сравнении с мальчиками. В чем состоит такой подход? В том, что девочка не просто должна ощущать свою равность с мальчиками, она должна чувствовать превосходство, не в смысле своей руководящей предназначенности, а в смысле много большей ответственности, предложенной ей природой. Но преподнести это нужно таким образом, чтоб ответственность эта не восп-

90

ринималась как бремя, как рок, как неизбежность, как отрезок жизненного пути, который нужно преодолеть. Естественно, не в силах учителя спрограммировать пункты судьбы, сделать счастливым брак и желанным рождение ребенка, но в его силах сделать так, чтоб причиной возможных неурядиц не явилось бездушье будущей мамы и беспредметные споры по поводу разделения обязанностей. В его силах определение отношения к женщине со стороны будущего папы, который пока что изучает правила сложения и стреляет из игрушечного пистолета. Он не знает еще об ответственности, не представляет роль, отведенную родителям в воспитании и образовании детей, он не понимает еще, что рядом находящийся учитель лишь дополнение к сумме впечатлений и эмоций, отражающихся на образе будущего характера. И хорошо, когда дополнение это является не слишком малым, чтобы воздействовать, еще лучше, когда направления векторов всех воздействий совпадают и указывают на прочные семейные отношения во главе с женщиной, любимой мужчиной, находящимся рядом, и детьми, являющимися плодом этой любви.

Наше образование обходит стороной разнополость детей. Подход к этой проблеме заканчивается на разных помещениях для раздевалок и поправках для нормативов по физкультуре. В старших классах на вопросы девочек, может быть, ответит врач-гинеколог. Да, мы изучаем в школе анатомию, и к окончанию школы, а точнее много раньше все знают ответ на риторический вопрос «откуда берутся дети». Вот только ответ на вопрос «а что делать с ними?» вряд ли вы от кого-нибудь из школьников получите. Все у нас как-то просто: родится, мол, а там посмотрим. Жизнь преподает нашим детям знание основ секса, но совершенно оставляет без внимания ребенка, называя его плодом сексуальных отношений. Вот так и выходит, что ребенок зачастую становится просто продуктом определенных отношений мужчины и женщины, следствием, зачастую побочным, таких отношений. О каких высоких принципах воспитания может идти речь, о какой роли семьи в жизни ребенка можно говорить без подачи детям элементарного знания детской психологии, причем не в виде отдельно преподаваемого предмета, а исподволь, как бы исподтишка напрямую в подсознание? О какой почетности миссии материнства можно толковать, если слово «любовь» вызывает улыбку и давно уже трансформировалось в крутое понятие «секс». А ведь именно от формирования понятия об отношениях мужчины и женщины, от понимания, почему папа живет с мамой и с чего вдруг у них есть я, начинается становление маленькой еще пока, но в любом случае будущей мамы и такого же маленького, но большого и сильного в будущем папы. На что будет растрачен потенциал любви маленького пока еще существа, находящегося рядом с нами, во что вырастет его видение мира и проблем отношений в коллективе, дома, просто с самим собой? Куда приведет нашего ребенка ведение нас его родителей, учителей, где окажется он, глядя на наше общение друг с другом и на наши способы разрешения наших больших и маленьких проблем? Нам в первую очередь нужно научиться быть примером, не просто достойным для подражания, а прежде всего примером, вызывающим интерес и желание подражать. А для этого нужно быть современным, нужно слышать вопрос своего ребенка тогда, когда он не произнесен вслух, нужно вовремя ответить на этот вопрос, причем дать на него такой ответ, который будет вне конкуренции, который либо перекроет, либо предвосхитит всю предыдущую

91

и последующую информацию со стороны. Нужно не только любить своего ребенка, но постоянно давать ему повод любить вас. И не нужно думать, что любовь к родителям нечто непреложное и само собой разумеющееся. Если вам удастся добиться этого, вы несомненно станете тем, на кого станет похож ребенок, кому он будет подражать и кого со временем превзойдет.




Похожие:

Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» icon"Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»"
Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» icon"Саморазвивающаяся система профильного образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»"
Н. Б. Антоничевой, зам директор по увр моу «Гимназия №4 им. А. С. Пушкина», Почётного работника образования РФ «Результаты экспериментальной...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconПрограмма 00 55 Регистрация
...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconПротокол педагогического совета № от
Закона РФ «Об образовании». Статья 8 фиксирует, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconО плане первоочередных действий на 2010 год по модернизации общего образования, направленных на реализацию инициативы "Наша новая школа"
В текущем году завершается реализация Концепции модернизации российского образования, принятая в 2001 году. Национальная образовательная...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconА. С. Обуховская Исследовательская проектная деятельность старшеклассников Статья
Статья отражает опыт организации работы учащихся старших классов над исследовательскими проектами естественно-научной направленности....
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconСистема оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования зсош
С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconЭкспертиза образования как гуманитарная технология
Закона посвящена государственной регламентации образовательной деятельности, контролю и оценке качества образования (Статья 82. Государственный...
Наша система образования статья напечатана в «Сатдхарма Прачарак» iconСистема Л. В. Занкова Дидактическая система Л. В. Занкова введена как вариативная государственная система начального образования с 1995-1996 учебного года
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов