Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» icon

Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан»



НазваниеСтаньте ребенком заметка опубликована в «Навадживан»
Дата конвертации30.06.2012
Размер257.49 Kb.
ТипДокументы

СТАНЬТЕ РЕБЕНКОМ*


* Заметка опубликована в «Навадживан» 24 ноября 1929 г. (т. 42, с. 207—208).


Четырехлетний мальчик спросил: «Папа, кто такие женщины?»

Смущенный отец сказал: «Сестер и матерей мы называем женщинами».

Мальчик сказал: «Я понял, женщины — это те, кто готовит еду, чистят посуду и стирают. Не так ли?»

Это не выдуманный разговор, он выбран среди множества других, которые действительно имели место в жизни. Определение отца не понравилось ребенку, так как он видел, что женщины, в основном, заняты делами, о которых он говорил.

Друг, чтобы развлечь меня, прислал мне подборку таких диалогов, и, когда я читал их, я понял, что если бы мы могли стать такими же невинными, как дети, и делать наши выводы на основе таких же невинных наблюдений, — мы могли бы избежать многих неприятностей, споров и траты времени. А наш ум с

156

каждым днем становился бы острее. Большое количество аргументов не всегда приносит пользу. Кто не знает случаев, когда они совсем запутывают дело?

Этот ребенок — по правде говоря, все невинные дети неосознанно являются почитателями правды, и так они живут. Мы тоже должны стать детьми, то есть, другими словами, мы должны отбросить всякий страх и почитать правду. Мы должны делать то, что наше сердце считает правильным. Конечно же, мы будем ошибаться, но мы должны будем примириться с наказанием и позаботиться о том, чтобы эта ошибка не повторялась снова. Не имеет значения, даже если мы еще раз ошибемся, в каждом случае мы должны нести наказание и продолжать исправлять свои ошибки.

Тот, кто совершает ошибки, — не виноват. Виноват тот, кто знает заранее, что поступает неправильно. Знать и поступать неправильно — в этом и вина, и грех. Если мы ошибаемся не зная — наши действия не могут быть названы греховными. Наказание может быть назначено и за ошибку, и за грех. В первом случае оно горько, как лекарство, но во втором — его горечь напоминает о яде. И люди, и Бог не решаются быть суровыми в первом случае, но их ярость не знает границ — во втором.

Не так легко для человека в летах стать и продолжать быть таким, как ребенок, невинным и простым и неосознанно почитать правду. Но сделать это — наш долг.

По представлениям индуизма ребенок Кришна — совершенное воплощение Бога. Иисус сказал: «Устами младенца глаголет истина». Он же сказал жаждущим спасения: «Будьте как дети».

(1929)


^ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ЦЕНТРЕ МОНТЕССОРИ*


* Ганди посетил Центр 28 октября 1931 г. во время своего пребывания в Лондоне (т. 48, с. 238—240).


Мадам, ваши слова просто потрясли меня*. Это — чистая правда. Смиренно заявляю, что я пытаюсь представлять любовь каждой клеточкой своего существа.
Я страстно хочу ощутить присутствие Создателя, который для меня — воплощенная Правда. Очень рано, еще в начале моего пути, я понял, что, если я хочу жить, придерживаясь во всем Правды, я должен, даже ценой собственной жизни, всегда соблюдать закон Любви. Собственные дети помогли мне сделать важное открытие. Научиться соблюдать этот закон можно и у маленьких детей. В том, что наши дети утрачивают свою невинность, надо винить только нас, их невежественных и недостойных родителей. Я абсолютно уверен,

157

что ребенок не рождается злым. Хорошо известно, что, если родители ведут себя правильно до и после его рождения, во время его взросления, ребенок инстинктивно будет соблюдать законы Правды и Любви. Усвоив этот урок еще вначале, я стал постепенно, но неотвратимо менять свою жизнь.


* Мария Монтессори сказала, что М.Ганди — «больше душа, чем человек».


Я не собираюсь рассказывать о всех перипетиях моей бурной жизни. Но я хочу засвидетельствовать тот факт, что осуществление Любви в моей жизни, претворение ее в мыслях, словах и делах дало мне «непостижимый внутренний покой». Эта умиротворенность вызывала удивление и зависть у моих друзей. Но я не мог им объяснить, что обрел это бесценное сокровище, во всем следуя этому величайшему закону нашего существования.

Впервые я узнал о вашей деятельности в 1915 году, когда вернулся в Индию. В местечке под названием Амрели была маленькая школа, которая работала по методу Монтессори. Поскольку я уже немного был знаком с вашей системой, я без труда понял, что, к сожалению, в работе этого учебного заведения отсутствовал сам дух вашего учения. Налицо было более или менее честное усилие. Но нельзя было не заметить, что было и очень много чисто формального, показного.

Со временем я побывал и в других школах. Постепенно я пришел к убеждению, что в своей основе метод был достаточно хорош. Ведь он предусматривал обучение детей через законы природы, акцентируя внимание на том, что возвышает человека. Наблюдая процесс обучения, я понял, что именно это было главным при формулировании основных положений учения. Затем я имел удовольствие познакомиться с вашими несколькими учениками. Один из них даже ездил в Италию, чтобы получить ваше благословение.

Я с нетерпением ждал этой встречи. В Бирмингеме я был в школе Монтессори. Нужно сказать, что она отличается от вашей. Но и там я увидел, как стремится к проявлению человеческая природа. Для меня было огромным удовольствием видеть, как уже в столь раннем возрасте детей учили понимать великую ценность тишины. Как они бесшумно один за другим выходили вперед, подчиняясь произнесенному шепотом указанию учителя. Мне очень понравились и прекрасные ритмические упражнения. Когда я смотрел на этот хоровод, мое сердце рвалось к миллионам детей в полуголодных индийских деревнях, и я задавал себе вопрос: «Что нужно сделать, чтобы и у этих детей была возможность ходить на такие уроки?» Сейчас в Индии мы пытаемся организовать обучение детей из самых бедных семей. Не знаю, будет ли этот эксперимент успешным. У нас нет средств. Мы хотим дать этим детям трущоб реальное, связанное с жизнью образование.

Мы вынуждены рассчитывать на добровольную помощь со стороны учителей. Но я вижу, что среди них мало таких, как я хочу. Чтобы извлечь лучшее в детях через понимание, через изучение их индивидуальности. И затем дать простор развитию сил

158

ребенка, поручив его чувству собственного достоинства. И поверьте мне, по моему опыту общения с сотнями, я хотел сказать, с тысячами детей я знаю, что у них возможно более развитое чувство чести, чем у нас с вами. Величайшие уроки жизни, усмирив гордыню и наклонившись, мы узнаем не от ученых мужей, а от так называемых несведущих детей. Иисус никогда не изрек более великой истины, чем когда сказал, что устами младенца глаголет истина. Я верю в это. Я по собственному опыту знаю это.

Я не должен злоупотреблять вашим вниманием. Я просто хочу рассказать о том, что сегодня меня волнует и не дает покоя. Как же извлечь все то лучшее, что есть в миллионах тех детей, о которых я вам говорил. Но я точно знаю, что то, что не по силам человеку, для Бога — детская забава. И если мы верим в то, что божественное управляет судьбой даже самых низших из Его созданий, я не сомневаюсь в том, что все осуществимо. С этой последней надеждой я живу, делая все возможное, чтобы выполнить Его волю. И поэтому я думаю, что обучение по вашему методу может стать доступным не только для детей из богатых и зажиточных семей, но и для детей бедняков.

Вы очень верно заметили, что если мы хотим достичь действительного мира на земле, если мы хотим продолжать настоящую войну против войны, мы должны начинать с детей. И если они будут расти в их естественной невинности, нам не нужно будет бороться, принимать пустые и бесполезные резолюции. Мы будем идти от любви к любви и от мира к миру, пока наконец во всех уголках земли не воцарятся мир и любовь, которых, осознанно или неосознанно, жаждут все.

(1931)


^ КОШКА — УЧИТЕЛЬ*


* Во время прогулок в тюремном дворе Ганди подолгу наблюдал за поведением кошки и ее котят. В результате появилось это письмо к обитателям Сабармати Ашрама (т. 49, с. 466—467).


Я уже писал о любви нашей кошки к чистоте. Наблюдая за ней и ее котятами, я понял, что она — идеальный учитель. Чему бы ни приходилось учить, она делает это спокойно и без суеты. Метод вполне прост. Она на своем примере показывает то, чему хотела бы научить котят, и они учатся очень быстро. Так они научились бегать, лазать по деревьям и спускаться осторожно вниз, чтобы поесть, охотиться за добычей и вылизывать свои тела, чтобы очистить их. Очень скоро они выучились делать все, что умеет их мать.

Кошка не оставляет котят одних надолго. Ее любовь к ним похожа на любовь женщины к своим детям. Котята спят, прижавшись к ней. Когда они хотят молока, она ложится и позволя-

159

ет им насытиться. После удачной охоты она несет им свою добычу. Валлабхаи каждый день дает им немного молока. Они все трое лакают его из блюдца. Временами мать сама не ест, а только наблюдает, как едят котята. Играя с ними, она ведет себя как котенок и даже затевает возню, похожую на борьбу.

Из всего этого я извлек один урок, а именно, что если мы хотим правильно учить детей, мы сами должны делать то, чего хотим от них. У детей великая способность подражать другим. Они с трудом понимают словесные объяснения. Если мы хотим научить их правдивости, мы сами должны быть скрупулезно правдивыми. Если мы хотим, чтобы в жизни они обходились только необходимым, так же должны поступать и мы. Это одинаково верно и по отношению к правилам морали, и когда речь идет о физическом труде

Рассматривая дело с этой точки зрения, мы сразу же обнаружим, что современное образование не дает результатов, которые можно было бы рассчитывать, затратив столько средств и времени. Мы также осознаем, что для детей все взрослые являются учителями. И образование пришло к упадку прежде всего потому, что люди не обращают внимания на выполнение этих своих, учительских, обязанностей.

У таких существ, как кошки, нет разума, или, скажем он значительно уступает человеческому. Тогда мы должны добиваться большего, чем они. Но для этого мы, несущие ответственность за формирование нравственного характера подрастающего поколения, должны соблюдать принципы морали в нашей собственной жизни. Нам нужно сделать все возможное, чтобы научиться жить так, как мы хотим, чтобы жило следующее поколение.

Я написал все это в надежде на то, что мужчины и женщины, занятые в Ашраме учительским трудом, и другие задумаются над этими строками и при случае будут действовать соответствующим образом.

(1932)


^ ИСТОРИЯ САТЬЯГРАХА АШРАМА*

XI. Образование


* В 1932 г. М.Ганди написал историю основанной им в Индии общины. Для перевода мы взяли главу, посвященную проблемам образования (т. 50, с. 232—236; сделаны незначительные сокращения).


Это слово употреблено здесь и в специальном, и в обычном значении. Именно образовательный эксперимент в Ашраме был самым трудным.

Мы сразу увидели, что нужно научить читать и писать женщин и детей. А позднее поняли, что такие же условия нужно со-

160

здать и для поступающих в Ашрам неграмотных мужчин. Среди обитателей не нашлось подходящих учителей, и мы вынуждены были пригласить учителей со стороны, ослабив в отношении их правило брахмачарии. Ашрам поэтому был разделен на две части — место, где жили учителя, и собственно Ашрам, где жили все остальные.

Человеческие существа не могут сразу избавиться от всех своих слабостей. Как только появились эти два сектора, чувство превосходства, несмотря на все наши усилия, отравило атмосферу Ашрама. Жители Ашрама стали жертвами духовной гордыни, с которой, конечно же, не хотели мириться учителя. Она стала препятствием на пути достижения идеала обители, демонстрируя в то же время один из аспектов неправды. Если мы хотели соблюдать брахмачарию во всей строгости, такой раздел был неизбежен. Но у тех, кто соблюдает этот обет, нет никаких оснований слишком гордиться собою. Может быть, что брахмачарии невольно грешат в своих мыслях и идут назад в своем развитии. А те, кто не заявлял о принятии такого обета, но с симпатией относится к нему, идут по пути прогресса души. Мы все понимали это, но не всем было легко следовать этому на практике.

Опять же были разногласия и по поводу методов преподавания, что даже привело к проблемам управления школой. Были ожесточенные споры, но в конце концов все успокоились и усвоили урок снисходительности. Это, по моему мнению, был триумф правды, достижение которой и есть цель всей деятельности Ашрама. Те, кто думал иначе, не держали зла на остальных и жалели о том, что настаивали на своем. Они желали осуществлять правду так, как они ее видели. Пристрастность их позиции мешала им с должным вниманием отнестись к доводам оппонентов. Отсюда и ссоры, которые были для нас серьезным испытанием.

У меня свои, возможно странные, взгляды на образование, которые полностью не были приняты моими коллегами, и вот они:

1. Мальчики и девочки до восьми лет должны обучаться вместе.

2. Их образование главным образом должно заключаться в занятиях физическим трудом под наблюдением педагога.

3. При определении видов работы должны учитываться склонности каждого ребенка.

4. Сущность каждого трудового действия должна быть объяснена во время его выполнения.

5. Знания общего характера следует сообщать не ранее, чем ребенок научится понимать вещи. К обучению чтению и письму следует приступать позднее.

6. Сначала ребенка нужно научить рисовать простые геометрические фигуры, а когда он научится это делать хорошо, учить писать буквы алфавита. Тогда с самого начала у него будет хороший почерк.

161

7. Чтение должно предшествовать письму. Буквы должны рассматриваться как изображения для узнавания и копирования в будущем.

8. Обученному таким образом ребенку к восьми годам по силам будет значительный объем знаний.

9. Ничто не должно изучаться насильно.

10. Все, чему учат, должно быть интересно для него.

11. Учение должно казаться ребенку игрой. Игра — неотъемлемая часть образования.

12. Все образование должно осуществляться на родном языке.

13. Ребенка нужно учить хинди-урду как национальному языку до того, как он изучит буквы.

14. Религиозное воспитание обязательно, и получать его ребенок должен, видя добродетельное поведение учителя и слушая его объяснения.

15. С девяти до шестнадцати — вторая ступень в образовании ребенка.

16. Желательно и на второй ступени осуществлять как можно дольше совместное обучение мальчиков и девочек.

17. С этого момента индуисты должны изучать санскрит, а мусульмане — арабский.

18. Трудовое обучение на второй ступени следует продолжить. При необходимости нужно отвести больше времени для занятий по основам наук.

19. Мальчиков на этом этапе нужно учить профессии их родителей на уровне, который позволит им, если пожелают, зарабатывать в будущем, занимаясь традиционным для их семьи ремеслом. К девушкам это отношения не имеет.

20. В этот период ребенок должен приобрести общие познания по мировой истории и географии, ботанике, астрономии, арифметике, геометрии и алгебре.

21. Каждого ребенка теперь нужно научить шить и готовить.

22. С шестнадцати до двадцати пяти — третья ступень, когда каждый молодой человек должен получить образование в соответствии с его желаниями и возможностями.

23. На втором этапе (9—16) образование должно стать самоокупаемым; доходы от труда детей во время изучения какого-нибудь ремесла будут покрывать расходы на содержание школы.

24. Дети должны производить нужные вещи с самого начала, но на первом этапе сумма выручки от их продажи пока еще не сможет покрыть все расходы.

25. Не следует учителям платить слишком много. Зарплаты должно хватать только на жизнь. На работу их должен вдохновлять дух служения. Очень плохо, когда для работы в начальной школе принимают кого попало. Все учителя должны быть людьми с сильным характером.

26. Для учебных заведений не нужны большие и дорогие здания.

162

27. Английский должен изучаться как один из нескольких языков. Поскольку государственным языком является хинди, английский будет языком дипломатии и международной торговли.

Что касается женского образования, я точно не знаю, должно ли оно отличаться от образования для мужчин и когда должно начинаться. Но я твердо убежден, что для женщин должны быть созданы такие же, как для мужчин, условия для получения образования, а где необходимо, даже лучшие.

Нужно организовать вечерние школы для неграмотного взрослого населения. Но я не считаю, что там должны изучать чтение, письмо и арифметику. Через лекции и другие формы работы мы должны помочь им получить общие знания. Но если они изъявят желание, мы сделаем все необходимое, чтобы научить их читать, писать и считать.

Эксперименты в Ашраме убедили нас в одном, а именно, что ремесло вообще и прядение в частности должно занимать почетное место в образовании, которое в значительной мере должно быть самоокупаемым и направленным на улучшение дел в нашей деревне.

В этих экспериментах наибольших успехов мы добились с женщинами, которые, как никто другой, прониклись духом свободы и уверенности в себе. И главную роль в этом сыграла атмосфера, сложившаяся в Ашраме. Для женщин в Ашраме нет никаких ограничений, которые распространяются только на них. Абсолютное равенство мужчин и женщин — основной принцип всех видов деятельности в обители. Нет ни одного задания, которое должны выполнять только женщины. Приготовление пищи — обязанность и женщин, и мужчин. Они везде работают вместе. Конечно, женщины освобождаются от работы, которая им не по силам. В Ашраме они не носят паранджу или чадру. Не важно откуда женщина пришла в обитель, но как только она переступает ее порог, она начинает дышать воздухом свободы и забывает о страхе.

Немногое из того, что обычно называют образованием, будет сохранено в Ашраме. Мы знаем, что и старые и молодые очень хотят учиться и жалуются на то, что для учебы не хватает времени. Это хороший признак. Многие из тех, кто решил жить в Ашраме, необразованны и даже не заинтересованы в получении образования. Некоторые из них с трудом читают и пишут. До поступления в Ашрам у них не было желания что-либо знать. Но, прожив некоторое время в Ашраме, они приходят к выводу, что им надо расширить свой кругозор. И это очень хорошо, так как желание знать — это часто первый шаг, который нужно сделать. Но я не очень сожалею о том, что в Ашраме нет должных условий для удовлетворения этого желания. Возможно, что из-за строгих требований мы не сможем найти нужное количество квалифицированных учителей. Поэтому мы должны найти среди обитателей Ашрама людей, способных стать учителями. Много-

163

численные дела Ашрама могут помешать им быстро приобрести нужную квалификацию. Но это не имеет большого значения, так как учиться будет никогда не поздно. Настоящее образование начинается после того, как ребенок покинул школу. Тот, кто понял ценность знания, будет учиться всю жизнь. Добросовестно выполняя свой долг, он будет увеличивать свои познания день ото дня. И это хорошо понимают в Ашраме.

^ Ложная вера в то, что без учителя нельзя стать образованным, мешает развитию образования. Лучший учитель человека — он сам. К тому же сегодня существуют большие возможности для самообразования. Старательный человек может легко сам приобрести знания о многих вещах, а когда нужно, получить помощь и от учителя. Опыт — лучшая из школ. Многие ремесла можно изучить только в цехе, а не в школе. В школе обучение ремеслам часто сводится к примитивному натаскиванию. О многом можно узнать с помощью книг. Поэтому взрослым нужна не столько школа, сколько жажда знаний, усердие и уверенность в себе.

Учить детей должны прежде всего сами родители. Поэтому создание условий для распространения образования важнее открытия многочисленных школ. Добившись успехов в этом деле, можно будет подумать и о школах.


NB. Без учителя можно стать образованным. Но о каком образовании мы говорим и о каком уровне образованности? Уровень образованности, удовлетворяющий общество, не всегда предел мечты индивида. Без учителя можно стать образованным, но с чего такой человек начнет, каким пойдет путем и где остановится? Можно создать условия для распространения образования, но ведь главное в этих условиях учитель, направляющий ученика, ускоряющий процесс продвижения от пункта А до пункта В, разделяющий с ним радость побед, дающий повод двигаться вперед и превращающийся в неодолимую преграду на пути вспять.

«Лучший учитель человека он сам». Да, но «он сам» не всегда поспорит с «им самим», он не всегда подскажет и посочувствует. Зато с легкостью подаст руку неуверенности и страху, лени и праздности.

И какие бы ни создавали условия, если учитель будет из них исключен, трудности на пути самообразования могут срикошетить ребенка в тот угол, где он проведет остаток своей жизни. Глядя на мир из этого угла, он увидит его совершенно другим, искаженным и отличающимся в худшую сторону от мира реального, который видят идущие по дороге самообразования не в одиночку, а рука об руку со своим наставником. Им окажутся по силам все подъемы и преграды, они пройдут все повороты и закоулки и выйдут на открытое со всех сторон пространство, с которого виден весь мир, а не строго ограниченный углом сектор.


Таков идеал образования, который был частично реализован в нашем Ашраме, где любой вид деятельности — настоящая школа.

(1932)


^ ПИСЬМО К МАЛЬЧИКАМ И ДЕВОЧКАМ АШРАМА*


* Написано 30 января 1932 г. (т. 49, с. 50-51).


Дорогие мальчики и девочки,

я мог бы рассказать вам еще немного о школе мисс Дорис, о которой я вам писал на прошлой неделе. Но сегодня я оставлю эту тему и напишу о школе Монтессори. Монтессори — пожилая леди. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей. Она — итальянка. Узнайте у ваших учителей, где находится Италия и какая там форма правления. Посмотрите на карту Европы. На карте она похожа на толстую ногу, которая отделилась от всего остального тела.

Но давайте оставим это и вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Она как раз была в Англии, где проходила конференция всех учителей, которые работают по ее методу. Она пригласила меня и объяснила, как и чему они учат детей. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжести учения, так как они учатся всему играя. Во-вторых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка, т. е. его руки, ноги, нос, уши, язык, кожу, ум, и, исходя из этого, они тщательно спланировали программу обучения. В ней очень мало места отводится простому заучиванию. Важное место занимает музыка, под ее аккомпанемент выполняются и физические упражнения. Они учат также танцевать, и это развивает тело. Большинство вещей дети делают сами и без особых трудностей учатся концентрировать внимание.

Больше всего в их методе мне понравилось то, что они тренируют детей соблюдать тишину и концентрироваться. Вот как они это делают. Дети сидят с закрытыми глазами, учительница шепотом что-то говорит на ушко одному из них, а другие в это время напрягают слух, чтобы расслышать то, что она говорит. Как только кто-то из детей услышит сказанное, он на цыпочках подходит к учительнице и садится рядом с ней. До тех пор пока все дети, один за другим, не сделают этого, каждый должен сидеть смирно и соблюдать тишину. Вам тоже следует попробовать это.

С благословениями, Бапу.

(1932)


165

ОБРАЗОВАНИЕ *


* Письмо к обитателям Ашрама, написано 10 июля 1932 г. (т. 50, с. 182-183).


Вкратце объясню одну мысль, которая не давала мне покоя во время работы над историей Ашрама.

Среди недостатков жизни в Ашраме некоторые прежде всего называют отсутствие условий для получения образования. Речь идет о книжном образовании в принятом смысле слова. Я также вижу этот недостаток. Но он скорее всего будет существовать до тех пор, пока существует сам Ашрам. Не буду сейчас объяснять почему.

Люди так считают, потому что не знают, в чем истинное значение образования и каков правильный способ его получения. Или, заблуждаясь, думают, что существующая система образования — единственно верная. С чем я совершенно не могу согласиться.

^ Истинное образование — это то, которое помогает в познании Атмана, собственной сущности, Бога и Правды. Чтобы получить такое знание, одни будут изучать литературу, другие — физику, а кто-то займется изучением искусств. Но в каждом случае главной целью должно быть познание самого себя. Так и в Ашраме. Многое из того, что мы делаем, направлено на достижение этой цели. И в этом я вижу настоящее образование. Конечно же, все эти виды деятельности могут осуществляться и без указанной главной цели. Но тогда они — средство зарабатывать на жизнь или что-то другое, но не образование. В любом виде деятельности образовательного характера должны обязательно присутствовать правильное понимание смысла действий, преданность долгу и дух служения. Конечно же, это не отрицает развитие интеллекта. Выполняя любую работу, пусть даже самую незначительную, мы должны вдохновляться божественной целью и пытаться понять, зачем это нужно и как это сделать наилучшим образом. Есть своя наука и искусство в любом деле, будь это приготовление пищи, уборка, работа плотника или прядение. И если будешь относиться к своей работе как студент, будешь постигать секреты мастерства и делать открытия.


NB. Действительно, как далеко в стороне оставила наша система образования познание собственной души и всего духовного вообще. С какой легкостью душа отодвинута на задний план. Окружающий нас мир подмял под себя эту необходимость и превратил ее в условность. Чревоугодие и рабство подкорки превратило человеческое содержание в рудимент. Желание стабилизироваться в хаосе родило массу ложных ценностей, на которые как на маяк ориентируется современное образование. Стремление к собственному достатку выросло настолько, что путь, которым человек идет к нему, уже просто не имеет значения. Знания, которые получают наши дети, уже не нужны им ради познания. Дети учат, чтобы быть отобранными: вначале в спецкласс, затем — в спецшколу, потом в престижный вуз, и так всю жизнь. Весь наш короткий жизненный цикл мы продираемся через ячейки бесчисленного количества сит наверх. Наверх ли?


166

Если жители Ашрама понимают это, то они не могут не видеть, что Ашрам — это одна большая школа, в которой они получают образование на протяжении не нескольких часов, а круглосуточно. Каждый, кто живет в Ашраме для того, чтобы достичь самопознания — Истины, является одновременно и учителем, и учеником. Он — учитель, когда знает больше других, и ученик, когда чувствует недостаточность своих познаний. Если мы в чем-то разбираемся лучше нашего соседа, мы с охотой должны делиться своими знаниями с ним. И так же охотно учиться у него. Если мы каждый день будем обмениваться друг с другом знаниями, нам не нужны будут учителя и учеба будет идти легко и незаметно. Самое важное образование — в формировании характера. Соблюдая обеты, мы разовьем в себе способность к учению, к познанию Истины.

А как же быть с книжной ученостью? По-моему, здесь все ясно. Правило то же, что и в других случаях. Метод, о котором я писал выше, избавляет нас по крайней мере от одного заблуждения, когда думают, что для образования нам обязательно нужны отдельное здание под названием «школа» и учитель. Потребность же в книжном образовании можно удовлетворить и с помощью самостоятельной работы. Для этого в Ашраме созданы все условия. Если мне удалось быть понятным, больше к этому не нужно будет возвращаться. Те же из нас, кто обладает ученостью в принятом смысле, должны при каждой возможности делиться своими знаниями с товарищами.

(1932)


NB. Потребность в книжном образовании, конечно, можно удовлетворить с помощью самообразования. Но и потребность в пище можно удовлетворить только позавтракав, однако мы обедаем и ужинаем. Я хочу сказать, что если человек констатирует удовлетворение потребности в чем бы то ни было, то почти наверняка это будет связано с потерей интереса к предмету, потребность в котором еще недавно представлялась как жизненная необходимость. Что же касается книжного образования, то состоятельность удовлетворения потребности в нем зависит от того минимального уровня, который можно называть образованием. Здесь есть еще одна проблема: если путем самообразования идет уверенный в своих силах и в себе человек, знающий, что ему нужно в конечном итоге, то такой путь может оказаться не только приемлемым, но и полезным. Если же на этой тропе окажется его антипод с неменьшими потенциальными способностями, то за результат поручиться трудно.

Самообразование будет полезным и плодотворным только в случае симбиоза с целенаправленностью, последовательной и грамотной линией совершенствования знаний, проводящейся грамотным наставником. Признание же достаточности самообразования возможно наряду с признанием ненужности изучаемого предмета.

167


^ ПИСЬМО МАНИЛАЛУ И СУШИЛЕ ГАНДИ*


* В этом фрагменте письма речь идет о воспитании внучки, написано 13 января 1934 г. (т. 56, с. 474-475; сделаны незначительные сокращения).


...Лично мне нравится, что Сита любит поозорничать и поболтать. Задача родителей — использовать эти качества с толком. Так можно ребенка многому научить. Шаловливость и болтливость — вид энергии, как пар. Энергия пара преобразуется и используется для того, чтобы приводить в движение большие поезда и пароходы. С такой же пользой можно применить и энергию ребенка. Понимая ее сущность, мудро используя, мы можем добиться блестящих результатов. Вместо того, чтобы заставлять Ситу писать буквы алфавита, как раз сейчас вам бы следовало учить ее рисовать геометрические фигуры. После этого вы бы могли научить ее рисовать какие-нибудь предметы и только затем писать буквы. Но до того, как вы приступите к этому, вы должны научить ее различать буквы и понимать значение слов. Каждый день через рассказы вы можете ей дать немало знаний. Вы с легкостью сможете сообщить ей кое-что из истории, географии, естественных наук, познакомить с отрывками из «Рамаяны» и «Махабхараты». Она все это усвоит шутя. Это не утомит и вас. Наоборот, так учить ее вам понравится. Так вы сами каждый день будете узнавать что-то новое, и Сита получит образование, о котором можно только мечтать. Она сможет одновременно учить английский, гуджарати; а также хинди...


^ ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ*


* Статья опубликована в «Хариджан» 21 декабря 1936 г. (т. 64, с. 59-62; сделаны незначительные сокращения).


...С каждым днем в Гуджарате, как и по всей Индии, возрастает увлеченность сексом. Более того, те, кто попал под его власть, думают, что они делают что-то заслуживающее похвалы. Когда раб начинает гордиться своими оковами, с любовью поглаживает их как драгоценное украшение, радости рабовладельца нет предела. Но этот успех Купидона, каким бы заметным он ни был, окажется, я убежден, кратковременным и постыдным, и он, как скорпион, которого лишили жала, в конце концов не сможет причинить вреда. Но это не значит, что мы можем пока сидеть сложа руки. Неизбежность его поражения не должна усыплять нашу бдительность. Покорение похоти — самое сильное испытание в жизни человека. Не поборов ее, человек не может надеяться на овладение самим собой. А без властвования

168

над собой не может быть ни свараджа, ни Рамараджьи. Думать, что можно овладеть миром, не овладев собой, значит обманывать себя. Вас ждет разочарование. Раскрашенный игрушечный плод манго радует глаз, но он пуст и несъедобен. Не обуздав похоть, нельзя быть полезным делу хариджан, общинного единства, кхади, защиты коровы или возрождения деревни. Таким великим делам нельзя служить только умом, они требуют духовной силы или силы души, которую дает нам Господь. Но Божья благодать никогда не достигает человека, который стал рабом похоти.

Какое место тогда занимает преподавание науки секса в нашей системе образования, или такового у нее нет вообще? Есть два вида науки секса: тот, к которому прибегают для контроля и преодоления сексуальной страсти, и тот, который используется для ее пробуждения и разжигания. Обучение первому — необходимая часть детского образования. Второй же вреден и опасен, и поэтому от него нужно держаться подальше.

Все великие религии считают каму главным врагом человека, отводя гневу и ненависти лишь второе место. Согласно «Гите» они порождение камы. В «Гите», конечно, слово «кама» используется в широком смысле как желание вообще. Но это имеет отношение и к более узкому значению этого слова, к которому мы прибегли здесь.

Однако открытым остается вопрос о том, нужно ли давать молодым людям знания о назначении и функции половых органов. Мне кажется, что в определенных границах это нужно делать. Так или иначе сегодня они часто вынуждены сами узнавать об этом, что приводит к извращенному пониманию этих вопросов. Мы не можем должным образом контролировать или подчинять сексуальную страсть, делая вид, что она не существует. Поэтому я решительно выступаю за то, чтобы сообщать мальчикам и девочкам информацию о значении и правильном использовании их половых органов. И по-своему я пытался сообщать такие знания детям обоих полов, за воспитание которых я нес ответственность.

Но половое воспитание, за которое я выступаю, должно иметь целью покорение и очищение страсти. Такое воспитание должно обязательно привести детей к пониманию существенной разницы между человеком и животным, побудить их осознать, что особое преимущество человека заключается в том, что он в одинаковой мере наделен способностью и думать, и чувствовать, что он в неменьшей степени думающее, чем чувствующее животное, о чем свидетельствует само происхождение слова «manushya», и отказываться от главенства разума над слепыми инстинктами значит отказываться от звания человека. В человеке разум оживляет и направляет чувство, душа животного всегда спокойна. Разбудить сердце — значит разбудить спящую душу, разбудить разум и внушить способность различать добро и зло.

169

Кто должен учить этой действительной науке любви? Ясно, что тот, кто полностью овладел своими чувствами. Чтобы обучать астрономии и подобным наукам, у нас есть учителя, которые прошли соответствующую подготовку и овладели секретами этих дисциплин. Также учителями сексуальной науки, т. е. науки о контроле над страстью, должны быть те, кто изучил ее и достиг полного господства над собой. Даже самые высокие слова, не подкрепленные искренностью и опытом, не западут в душу и не заставят учащенно биться сердца людей. Речь же того, кто пережил все сам и достиг самореализации, всегда будет услышана.


NB. Да, разум оживляет чувства, но направляет ли их? Ведь возникновению мысли предшествует колоссальное количество обстоятельств и их переплетений. Наше специфическое восприятие всего этого создает то, что впоследствии оформляется в мысль. Где же проходит черта, разделяющая мысль и чувства? Что первично и как зависит характер этой связи от обстоятельств? Чем старше человек, чем более умудрен жизненным опытом, тем больше отличаются его чувства от его мыслей. Более того, ответом на каждую конкретную мысль будет целая гамма чувств. Умудренный опытом анализирует их, и то, что мы можем видеть, — результат его выбора. Не тут ли кроется природа искренности и правдивости, не от этого ли зависит интенсивность, с которой на нас действует чувство вины и совесть? Можно предположить, что чем тоньше будут перегородки, разделяющие чувства и их проявления, тем более чистый и легкоранимый человек предстанет перед нами. И еще: цепочка «мысль — чувство — проявление чувства» с очень короткой и мало меняющей каждое следующее звено связью характерна для сознания ребенка. Именно поэтому тот, кто входит в контакт с ребенком, должен четко осознавать, что каждое звено этой цепи может изменить свою природу как в лучшую, так и в худшую сторону при самом незначительном воздействии на любую другую составляющую. Мы должны помнить, что эта цепь — тонкая ниточка, на которой балансируют, медленно продвигаясь к сознанию ребенка, все наши методики, слова и поступки. Мы не должны забывать, что ниточка эта очень тонкая и в любой момент наша грубость и нерасторопность могут разорвать ее.


Сегодня окружающая нас среда — то, что мы читаем, думаем, о чем говорим в обществе — все в основном направлено на то, чтобы питать, поддерживать желание. Избежать его ловушек — нелегкая задача. Но это — задача, достойная наших самых больших усилий. Даже если найдется горсточка опытных учителей, верящих в то, что обуздание страсти — важнейший долг человека, проникшихся истинной и неумирающей верой в их миссию, готовых самоотверженно работать, их труд осветит путь для детей Гуджарата, убережет неосмотрительных от попадания в трясину сексуальности и спасет тех, кто уже оказался там.

(1936)


170

^ ДИСКУССИЯ С ДЕЯТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ*


* Во время встречи с министром образования и его двумя помощниками М. Ганди изложил свое видение проблем реформы системы образования. Выступление опубликовано в «Хариджан» 11 сентября 1937 г. (т. 66, с. 117-118).


Я предлагаю сделать образование самоокупаемым. Дети хотя бы частично должны возвращать государству затраченные на них средства. Я бы объединил то, что мы сегодня называем начальным и средним образованием, вместе. Я убежден, что в старших классах наши дети не получают ничего, кроме «недопеченного» знания английского, а также поверхностных знаний из области математики, истории и географии, большую часть из которых они уже усвоили, обучаясь на родном языке еще в начальной школе. Если вы полностью исключите из учебного плана английский, даже оставив в покое остальные предметы, весь курс обучения можно будет окончить не за одиннадцать, а за семь лет. И это уже будет существенная экономия. К тому же, работая руками, дети хотя бы частично смогут отплатить государству за его заботу.

Ручной труд должен быть в центре всех преобразований. Мне сказали, что господа Эббот и Вуд признают ценность ручного труда как важной составной части системы образования для сельской Индии. Я рад, что мою точку зрения разделяют и известные специалисты в области образования. Но все же хотел бы подчеркнуть, что мой подход несколько отличается. Ибо я утверждаю, что развитие ума должно идти через упражнение руки. Работая руками, дети не будут производить экспонаты для школьного музея или бесполезные игрушки. Они будут делать вещи, у которых есть реальная стоимость. И делать это они будут не из-под палки, как было во времена мануфактур. Они будут делать это потому, что им будет интересно, потому, что в таком труде получит стимул к развитию их разум.

Конечно же, ребенок не сможет конкурировать со взрослыми работниками. Государство должно определить, какие товары вполне способны производить дети, и найти для них рынок сбыта. Возьмите, например, циновки. Сегодня для многих детей их изготовление — часть скучной домашней работы. Школа может сделать этот труд умным и интересным. Мы решим огромную проблему, если сделаем образование самоокупаемым и самофинансируемым.

И не нужно ждать, когда появится новое поколение учителей. Никакой промежуточной стадии быть не должно. Нужно

171

начать, а затем в процессе осуществления преобразований готовить новых учителей.

(1937)


NB. Просто идея должна быть настолько сильной, чтобы в конце концов начать работать на себя саму. Она сутью своей должна кричать о собственной нужности и полезности для каждого индивидуально и для всех вообще. Она должна быстро дать видимые результаты либо обозначить их появление. И конечно, не нужно ждать кадры для ее претворения в жизнь. Она сама должна эти кадры генерировать. Это должно быть похоже на круг: идея дает кадры, кадры дают новый толчок идее...

Наши школы, несмотря на довольно большой временной отрезок, имеют массу схожих с описанными проблем. И может, стоит поискать пути их решения именно у Ганди, не повторяя ошибок, не повторяя его пути, но следуя над ним, на несколько уровней выше. Выше настолько, чтоб видеть пути многих «великих», чтоб, как конструктор, сложить свой путь из отрезков их путей. Нужен верный выбор этих отрезков, нужен грамотный монтажник эти частей. Нужно достижение идеальной суммы, которая станет синонимом нашего пути.




Похожие:

Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconПринципы построения общения с ребенком
Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе...
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconДокументы
1. /Станьте полноправным хозяином своего разума.pdf
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconКогорта «джентльменов удачи» в науке увеличивается ч. Данная заметка должна была бы быть напечатанной в «Письмах в жэтф»
Данная заметка должна была бы быть напечатанной в «Письмах в жэтф» – экспресс издании «Журнала экспериментальной и теоретической...
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconЗаметка художественно-эстетический конкурс «Ах, красны девицы!» для учащихся 5-8 классов. 6 марта 2012г в нашей школе проходила праздничная программа «Ах, красны девицы»
Заметка художественно-эстетический конкурс «Ах, красны девицы!» для учащихся 5-8 классов
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconПсихологические механизмы влияния на личность в культе статья опубликована в: Журнал практического психолога. Москва, Фолиум. 1996, № С. 71-75
Статья опубликована в: Журнал практического психолога. Москва, Фолиум. 1996, № С. 71-75
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconДокументы
1. /Заметка о .doc
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconН. И. Рябкова (Санкт-Петербург) Междометные высказывания: эмотивная и коммуникативная функция (Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной научной конференция»
Работа опубликована в сборнике «Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Материалы международной...
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconБиблиографическая заметка
В. А. Поссе. Граф Л. Н. Толстой и рабочий народ. С приложением обращения Л. Н. Толстого „К рабочему народу. Женева 1903 г
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconБиблиографическая заметка
...
Станьте ребенком заметка опубликована в «Навадживан» iconПубликации в сми
Кабардино-Балкарская правда” №155. “Обновлённая школа для внучки Алины”. Заметка о подготовке школы к новому учебному году
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов