Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» icon

Высшее образование статья опубликована в «Хариджан»



НазваниеВысшее образование статья опубликована в «Хариджан»
Дата конвертации29.07.2012
Размер203.73 Kb.
ТипСтатья

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ*


* Статья опубликована в «Хариджан» 9 июля 1938 г. (т. 67, с. 158—163).


Уважаемый Шри Шриниваса Шастри критиковал, на что у него, конечно же, было право, мои взгляды на высшее образование, которые я кратко изложил несколько лет назад. Я очень его уважаю как человека, патриота и ученого. И поэтому мне больно, когда наши точки зрения уж слишком расходятся. И все же считаю своим долгом снова изложить свои мысли по вопросу о высшем образовании, оставив за читателем право оценить разницу в наших подходах к этому явлению.

Признаю, что мне нечем особенно гордиться. У меня нет университетского образования в высоком смысле слова. В школе я был средним учеником. И был очень рад, если удавалось сдать экзамены. О наградах за успехи в учебе я и не мечтал. И все же у меня есть свое, достаточно четкое, представление о том, что есть образование, в том числе и высшее. И я считаю, что люди должны о нем знать. Нужно отбросить ложную скромность, которая граничит с самоподавлением. Я не должен бояться насмешек, потери популярности или престижа. Если я умолчу о своих мыслях, у меня не будет возможности исправить ошибки в своих суждениях. Что я всегда охотно готов сделать.

А теперь позвольте изложить то, к чему я пришел в результате многолетних раздумий:

172

1. Я не против образования даже самого высокого уровня.

2. Государство должно оплачивать те виды высшего образования, в которых страна нуждается в наибольшей мере.

3. Я против того, чтобы оплачивать все высшее образование за счет налогоплательщиков.

4. Я твердо убежден, что большая часть так называемого гуманитарного образования, которое дают в наших колледжах, — бесполезная трата средств. Именно такое образование — причина безработицы среди людей с дипломами. Более того, из-за такого образования утратили здоровье, умственное и физическое, юноши и девушки, которым выпало пройти через годы зубрежки в наших колледжах.

5. Использование иностранного языка как средства обучения в высших учебных заведениях нанесло неизмеримый интеллектуальный и моральный ущерб нации. Мы, живущие сегодня, это прекрасно видим. Мы, получившие такое образование, — и жертвы, и судьи. Действительно, нелегкая доля.

А теперь я бы хотел объяснить более подробно сказанное выше. И, наверное, это будет легче сделать, приведя примеры из собственной жизни.

До 12 лет все знания я получал через гуджарати, мой родной язык. Я узнал тогда кое-что из арифметики, истории и географии. В средних классах еще на протяжении трех лет мой родной язык был средством обучения. Но задачей школьного учителя было вбить в наши головы английский. Поэтому больше половины времени в классе отводилось изучению английского языка, его нелегкому правописанию и произношению.
Для нас было неприятным открытием, что нужно учить язык, в котором слова произносятся одним образом, а пишутся часто совершенно иначе. Приходилось на память заучивать их правописание. Однако первые три года было еще терпимо.

Настоящие проблемы начались на четвертом году обучения. Все должно было изучаться через английский — геометрия, алгебра, химия, астрономия, история, география. Тирания английского заходила так далеко, что даже санскрит или персидский язык нужно было изучать через него же, а не через гуджарати. Если кто-то из учеников начинал говорить на родном языке, его наказывали. И для учителя не имел значения тот факт, что мальчик говорил на ужасном английском, слова которого он неправильно произносил, часто к тому же не понимая их смысла. Чего ему волноваться? Его собственный английский был также далек от совершенства. А иначе быть не могло. Как и для его учеников, английский язык был для него иностранным. И в результате — полный беспорядок. Многое нам пришлось учить наизусть, хотя часто мы могли понять далеко не все, а иногда и вовсе смысл изучаемого нам был недоступен. Больно было смотреть, как учитель безуспешно пытается объяснить нам что-то из геометрии. Только после изучения тринадцатой теоремы первой

173

книги Евклида я стал что-то понимать в геометрии. И я должен признаться читателю, что, при всей моей любви к родному языку, я и по сей день не знаю гуджаратских соответствий терминам геометрии, алгебры и т. д.

Теперь я знаю, что на изучение всего, что я усвоил из арифметики, геометрии, алгебры, химии и астрономии, я бы затратил всего лишь год, если бы обучение шло не на английском, а на гуджарати. И понимание предметов далось бы легче и было бы более основательным. И мой словарный запас был бы богаче. И от этих знаний была бы польза моим домашним. Английский стал барьером между мной и моими родственниками, которые не учились в английских школах. Мой отец ничего не знал о моих занятиях. При всем желании я не мог бы заинтересовать его в чем-то, что изучал в школе. При всех его обширных познаниях, он ни слова не знал по-английски. Я быстро превращался в чужого в своем собственном доме. И конечно же, я становился «существом высшего порядка». Что начало проявляться даже в моей манере одеваться. Со мной происходило то же, что и с многими моими сверстниками.

Первые три года в старших классах практически ничего не добавили к моим познаниям. Они ушли на то, чтобы лучше приготовить учащихся к изучению в будущем всего посредством английского. Это были школы, где англичане осуществляли культурное завоевание Индии. Знания, которые усвоили три сотни мальчиков из моей школы, не могли быть дальше переданы простым индийцам.

Немного о литературе. Нам нужно было изучить несколько книг английской прозы и поэзии. Без сомнения, это были прекрасные произведения. Но они не помогли мне сблизиться с массами простых индийцев для служения им. И могу сказать, что, наверное, я ничего б не потерял, если бы в свое время не прочел эти книги. Лучше бы я эти семь драгоценных лет посвятил овладению гуджарати и с его помощью изучил математику и физику, химию и санскрит. Тогда бы у меня появилась возможность поделиться своими познаниями с близкими и соседями. Я бы обогатил и сам гуджарати. И сколько бы я еще сделал полезного при моем прилежании и моей огромной любви к своей стране и родному языку.

Поймите меня правильно. Я не хочу преуменьшить значение английского языка или его прекрасной литературы. Страницы «Хариджана» — достаточное подтверждение моей любви к английскому. Но индийскому народу такая же польза от красот английской литературы, как и от умеренного климата Англии и ее неповторимых пейзажей. Индия должна процветать в условиях своего климата, своих пейзажей и своей литературы. Пусть даже они уступают английским. Мы и наши дети должны строить свою жизнь, основываясь на нашем собственном наследии, в котором — единственный источник живительных сил нашего раз-

174

вития. Я хочу, чтобы индийцы узнавали о сокровищах других культур через свой родной язык. Мне не нужно изучать бенгальский язык, чтобы познакомиться с непревзойденными творениями Рабиндраната. Для этого есть хорошие переводы. По этому же поводу гуджаратским мальчикам и девочкам нет нужды изучать русский язык, чтобы оценить красоту рассказов Толстого. Англичане гордятся тем, что благодаря переводам у них есть возможность познакомиться с новинками мировой литературы уже через неделю после выхода книги в свет. Нужно ли мне изучать английский язык, чтобы понять, о чем думали и писали Шекспир и Мильтон?

Куда проще было бы подготовить группу квалифицированных переводчиков, чтобы они знакомили нацию со всем, что есть лучшего у других народов. Завоеватели же повели нас по ложному пути, а привычка приучила нас к мысли, что он — единственно верный.

Я каждый день убеждаюсь в том, что наше фальшивое деиндианизирующее образование продолжает наносить непоправимый вред миллионам. Среди моих соратников есть выпускники университетов. И даже они с трудом могут подобрать слова, чтобы высказать мысль на родном языке. Они — чужие дома. Их словарный запас так беден, что они не всегда могут закончить предложение, не прибегнув к английским словам и выражениям. Они не могут обойтись и без английских книг. Часто они пишут письма друг другу на английском языке. Я рассказываю об этом, чтобы показать, как укоренилось это зло. Ведь я и мои помощники сознательно пытаемся изменить себя.

Говорят, что наши потери будут не так уж и велики, если среди выпускников наших колледжей будет хотя бы один, равный Джагадишу Босу. Я бы согласился с этим, если бы такого положения нельзя было избежать. Но я надеюсь, что показал, что даже сегодня, в этих условиях, можно добиться изменений к лучшему. К тому же случай с Босом не имеет прямого отношения к предмету спора. Ведь Бос не был продуктом нынешней системы образования. Он добился успеха вопреки многим препятствиям, которые пришлось преодолевать. И простым индийцам было не под силу понять сущность его наилучших открытий. Мы же стали считать, что стать таким, как Бос, можно, лишь изучив английский. Я не могу придумать большего заблуждения, чем это. Японцы не чувствуют себя такими беспомощными.

Нужны поистине героические усилия, чтобы справиться с описанным мною злом. Члены Конгресса — министры при желании могут если не уничтожить его, то хотя бы ослабить силу его воздействия.

Университеты должны стать самофинансирующимися организациями. Государство за свой счет будет учить только тех, в услугах кого как специалистов оно в будущем будет нуждаться. Во всех остальных случаях должен привлекаться частный капи-

175

тал. Языки провинций должны стать средством обучения немедленно и любой ценой. Временный беспорядок в высшем образовании в этом случае будет лучше, чем нынешнее положение дел.

Чтобы поднять статус и «рыночную стоимость» местных языков, я бы в провинциях сделал их языками судопроизводства. Они должны были бы стать и официальными языками заседаний органов регионального самоуправления. Если же в провинции несколько местных языков, все они должны использоваться на условиях равноправия. Я думаю, что депутаты, при определенном прилежании, где-то за месяц смогли бы научиться понимать языки их провинций. Что мешает тамильцу изучить простую грамматику и несколько сотен слов языков народностей, проживающих в его штате. На уровне центральной власти главным языком должен быть хиндустани.

Я думаю, что это не вопрос, которым должны заниматься академики. Они не могут решать, на каком языке будут обучаться мальчики и девочки в той или иной провинции. За них этот вопрос уже решен во всех свободных странах. Не могут они определять и то, какие предметы должны изучаться. Это диктуется потребностями страны. Их привилегия в том, чтобы добиться осуществления воли нации наилучшим образом. Когда эта страна будет действительно свободной, вопрос о языках преподавания будет решен только так, и не иначе. И задачей для академиков тогда будет разработать программы обучения и подготовить необходимые учебники. И те, кого будет готовить к жизни система образования свободной Индии, будут отвечать потребностям страны в той же мере, в какой нынешние выпускники соответствуют требованиям иноземного правителя. Боюсь, однако, что до тех пор, пока представители интеллигенции будут продолжать «играть» с этим вопросом, нам не удастся создать свободную и процветающую Индию нашей мечты. Мы должны сделать все, чтобы освободиться от этого рабства. От всех его видов. В образовании, экономике или политике. Одно это усилие уже на три четверти победа в битве.

Таким образом, я заявляю, что я — не враг высшего образования. Но я враг высшего образования в той форме, в какой оно осуществляется в этой стране. В соответствии с моей программой будет больше библиотек, больше лабораторий, больше исследовательских институтов, и они будут лучше нынешних. У нас будет армия химиков, инженеров и других специалистов, которые будут настоящими слугами нации и будут отвечать разнообразным и растущим запросам народа, который с каждым днем все больше осознает свои права и потребности. И они будут говорить не на иностранном, а на языке своего народа. И знания, полученные ими, будут принадлежать всем. Творчество придет на смену простой имитации. И бремя расходов на образование будет распределяться равномерно и по справедливости.

(1938)

176

^ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЛИНЕЙКЕ БОЙСКАУТОВ*


* В Сегаоне в день окончания месячного курса обучения по основам работы в организациях бойскаутов М.Ганди выступил перед курсантами-учителями и их воспитанниками. Опубликовано в «Хариджан» 31 декабря 1938 г. (т. 68, с. 232-234).


Поздравляю, вы показали, что неплохо овладели строевыми упражнениями. Это — необходимая часть вашей подготовки. Но это только хорошее начало, еще нужно будет много поработать.

Назначение строевой подготовки — добиться того, чтобы большие группы людей передвигались ритмично, быстро и с абсолютной точностью. Сколько бы времени и энергии нации мы сэкономили, если бы смогли добиться этого во время наших митингов и других массовых акций! Есть тихая музыка в дисциплинированном движении тысяч мужчин и женщин. Только что я попросил вас подойти поближе, чтобы вы могли услышать меня. Если бы вы овладели этим искусством достаточно хорошо, вы сделали бы это без лишнего шума и замешательства. В строевых упражнениях есть свой ритм и своя музыка, и именно они делают усилие рациональным, в них — секрет выносливости. Если бы удалось целую нацию в 300 миллионов человек научить двигаться вместе и действовать сообща и, если необходимо, умереть как один человек, мы бы достигли независимости без единого удара и всему миру показали бы пример мирной революции.

Мне было очень приятно узнать, что школа-интернат Кходжа из Вардхи послала своих бойскаутов для участия в вашем слете. Так и должно быть. Работа организаций бойскаутов включена в «Основное Образование», одна из главных задач которого побороть взаимное недоверие и подозрительность, поощряя дух товарищества в отношениях между общинами и различными слоями общества. Хотя об этом и немного сказано в «Докладе Комиссии Закира Хусейна». «Основное Образование» предполагает не только книжное учение. Его цель — дать образование для жизни, образование, которое будет отвечать нуждам миллионов наших людей. Оно задумано как живой и дающий жизнь эксперимент. Поэтому учителям, которые, как факел, понесут это образование по всей Индии, нужна более основательная и широкая подготовка, важной частью которой и является методика организации работы отрядов бойскаутов.

Я неплохо знаю работу молодежных объединений и хотел бы дать несколько советов, которые нужно воспринимать как пожелания друга. Мне показалось, что в вашей церемонии поднятия флага был оттенок искусственности. В вашей песне — слишком высокие слова. Вы пели о том, что готовы умереть за ваш флаг, который в один прекрасный день взовьется над всем миром.

177

Когда вы пели, я спрашивал себя: «Неужели это серьезно?» Осмелюсь предположить, что чувства, о которых идет речь в вашей песне, могут ассоциироваться только с национальным флагом и никаким другим. Нельзя умирать за много флагов. Если вы должны иметь свой флаг и соответствующую церемонию, то пусть ваша песня будет скромнее. И опять я вижу, что надпись на флаге сделана на английском. Мне кажется, что это неправильно. Она должна быть на хиндустани. Подготовка бойскаута должна иметь своей целью не только развитие тела, но и формирование ума и сердца. Иначе в ней мало толку.

И слово для учителей, которые собрались здесь. Вы начинаете первыми, и поэтому на вас лежит особая ответственность. Испытанию подвергнетесь не только вы сами, но и вся система нового образования. И поэтому вы должны быть скрупулезно точны в каждом слове и действии. Взвешивайте каждое ваше слово и не говорите, когда нечего сказать. Вы — участники небывалого эксперимента. Никто еще не пробовал давать образование через ремесло. Если вы будете постоянно думать над каждым вашим шагом, успех придет обязательно. И запомните — ничто так не может повредить делу, как неискренность в словах, мыслях или делах.

(1938)


^ КОНСТРУКТИВНАЯ ПРОГРАММА*

* Написана в 1941 г. Основная цель программы, по словам самого М.Ганди, — «построить нацию с самого низу доверху». Из 18 пунктов 7 полностью или косвенно посвящены образованию. (Перевод выполнен по изданию: The Selected Works of Mahatma Gandhi (in 6 volumes). Gen. ed. Shriman Narayan. — Ahmadabad: Navajivan publ. house. — (т. 4, с 335-371).


^ 7. Новое или «Основное Образование»


Это новая тема. Но члены Рабочей Комиссии так ею заинтересовались, что передали главу организаторам «Хиндустани Талими Санга», который начал свою работу с харипурской сессии.

Цель этого образования — сделать из сельских детей образцовых сельских жителей. И на них оно в основном рассчитано. Сама идея такого образования подсказана жизнью индийской деревни. Конгрессисты в своем желании построить здание свараджа с самого низу не должны забывать о детях. Господство англичан началось, хотя и незаметно, но от этого не менее эффективно, с детей, со сферы образования. Начальное образование — это фарс, разыгрываемый при полном игнорировании потребностей индийских деревень и даже городов. «Основное Образование» соединяет детей из городов и

178

сел со всем, что есть лучшего и долговечного в Индии. Оно развивает тело и ум и, не отрывая ребенка от земли, дает ему возможность увидеть славное будущее, в приближении которого он или она начинает принимать участие с первых дней в школе.


^ 8. Образование взрослых


Конгресс уделял этому вопросу преступно мало внимания. В лучшем случае довольствовались тем, что организовали обучение неграмотных чтению и письму. Если бы их поручили мне, я бы начал с того, что показал взрослым учащимся обширность и величие их страны. Для сельского жителя Индия — это его деревня. Придя в другую деревню, он говорит о своей собственной деревне как о своем доме. Для него Индостан — только географический термин. Мы даже не представляем себе масштабов невежества, которое преобладает в наших деревнях. Они ничего не знают о колониальном господстве и его последствиях. А то малое, что известно им, наполняет их сердца ужасом. И в результате — страх и ненависть. Вот что они чувствуют, когда речь заходит об иноземном господстве. Они не знают, как от него избавиться. Они не знают, что их слабости и неведение в отношении того, что они обладают необходимой для освобождения силой, и позволяют англичанам господствовать на их земле. Мое образование взрослых поэтому прежде всего подразумевает их действительное политическое образование с помощью устного слова. Если все это правильно спланировать, можно начинать без всяких опасений. Думаю, что сегодня власти не будут мешать такому образованию. А если будут, мы должны будем решительно бороться за это первейшее право каждого индийца, без которого не может быть свараджа.

Конечно, все, о чем я пишу, должно осуществляться открыто. Ненасилие несовместимо со страхом и, соответственно, с секретностью. Параллельно с таким изустным образованием будет идти и образование в принятом смысле. И тут тоже есть свои особенности. Сегодня разрабатываются методики, с помощью которых есть возможность сократить сроки образования. Рабочая Комиссия может определить временную или постоянную группу экспертов, которая и займется разработкой соответствующих рекомендаций для практических работников. Я признаю, что изложенное мною в этом разделе — только направление общего движения, без конкретных советов рядовому конгрессисту о том, как идти к поставленной цели. Я также признаю и то, что не каждый конгрессист может справиться с этим очень специфичным видом работы. Но для конгрессистов-учителей это будет по силам.

179

9. Женщины


Я включил этот раздел в конструктивную программу, потому что, несмотря на то, что сатьяграха за потрясающе короткий промежуток времени изменила положение женщин Индии к лучшему, члены Конгресса по-прежнему не рассматривают их как равных партнеров в борьбе за сварадж. Они не осознали, что женщина должна стать верным помощником мужчины в деле служения своей стране. Мужчины придумали обычай и закон, в соответствии с которыми женщинам отводилась подчиненная роль, и изменить свое положение она была не в силах. Если мы хотим жить по законам ненасилия, мы должны признать, что женщина имеет такое же право определять свою судьбу, как и мужчина. Но, помня о том, что в обществе ненасилия каждому праву предшествует надлежащее исполнение долга, мы должны определять правила организации общественной жизни на основах согласия и сотрудничества. Никто не может устанавливать их только по своему усмотрению. Эта истина еще не нашла своей реализации в поведении мужчин по отношению к женщинам. Они считают себя хозяевами и повелителями, вместо того чтобы считать женщин своими товарищами и соратниками. Задача Конгресса — подать руку помощи женщинам Индии.

Положение женщин в чем-то похоже на положение раба, который не знал, что он может и должен быть свободным. И когда пришла свобода, он какое-то время не мог понять, что с ней делать. Женщин научили рассматривать себя как рабынь для мужчин. Члены Конгресса должны помочь женщинам осознать свой истинный статус и стать равными мужчинам.

Этого добиться легко, если проявить решительность. Пусть конгрессисты начнут со своих семей. Нужно перестать смотреть на жену как на куклу и предмет желания. Она должна стать товарищем в общем служении. И если она не получила должного образования, то муж сам должен стать для нее учителем, как и других женщин в семье.

Нет необходимости подчеркивать, что я несколько сгустил краски. Я хорошо знаю, что в большинстве случаев в индийских деревнях женщины умеют настоять на своем и в некоторой степени даже правят мужчинами. Но для стороннего наблюдателя положение дел с точки зрения закона и обычая не может быть признано удовлетворительным и требует радикальных изменений.


^ 10. Образование в области гигиены и здоровья


Я уже рассмотрел вопросы санитарии и благоустройства деревень. Могут спросить, зачем отдельно говорить об образовании в области гигиены и здоровья? Я мог бы коснуться этого, когда речь шла о санитарии, но я не хотел смешивать вопросы.

180

Да и этого упоминания было бы недостаточно. Искусство сохранения здоровья и основы гигиены сами по себе отдельный предмет изучения и практики. В хорошо организованном обществе граждане знают и соблюдают законы здоровья и гигиены. Без сомнения, большинство болезней, от которых страдают люди, происходят от незнания или пренебрежительного отношения к этим чаконам. Конечно же, наша ужасная бедность — причина очень высокой смертности, которая все же могла быть меньшей, если бы мы правильно обучали людей основам здорового образа жизни.

Mens sana in corpore sano — это, возможно, первый закон для человечества. То, что здоровый ум — в здоровом теле, — очевидная истина. Есть неразрывная связь и между рассудком и телом. Если бы мы обладали здоровым умом, мы бы отказались от всякого насилия и, соблюдая естественные законы здоровья, без труда бы сделали здоровыми и наши тела. Надеюсь, что члены Конгресса не обойдут стороной этот пункт конструктивной программы. Основные законы здоровья и гигиены просты и легко запоминаются. Проблема — в их соблюдении. Вот некоторые из них.

Думайте только о хорошем, отгоняйте все праздные и нечистые мысли.

И днем и ночью дышите чистым воздухом.

Добейтесь разумного соотношения между физическим и умственным трудом.

Стойте прямо, сидите прямо. Будьте аккуратны во всех ваших действиях, и пусть это будет выражением вашей внутренней опрятности.

Ешьте, чтобы жить и служить людям. Не потакайте своим слабостям. Есть нужно ровно столько, сколько необходимо, чтобы содержать ум и тело в хорошем состоянии. Пища определяет характер.

Наши вода, пища и воздух должны быть чистыми. И вы не будете довольствоваться чистотой только для самих себя. Вы с утроенной энергией будете добиваться чистоты и для окружающих.


18. Студенты


Разговор о студентах я отложил напоследок. Я всегда с ними был в контакте. Они знают меня, и я знаю их. Они помогали мне. Многие выпускники колледжей — мои соратники, и я их очень высоко ценю. Я знаю, что они — наша надежда. В разгар кампании несотрудничества им было предложено покинуть школы и колледжи. Некоторая часть откликнувшихся на призыв Конгресса преподавателей и студентов осталась верна своему выбору, что принесло немалую пользу и стране, и им самим. Этот призыв не прозвучал снова, так как для его реализации сегодня нет условий. Но опыт показал, что мишурный блеск нынешнего

181

образования, фальшивого и неестественного, все еще сильно привлекает молодежь страны. Полученное в колледже образование позволяет делать карьеру. Оно является пропуском в высшее общество. И для того чтобы удовлетворить вполне понятную жажду познания, обязательно нужно пройти по этой проторенной дороге. Им не жалко потерять бесценные годы, изучая полностью чужой язык, который со временем займет место их родного. И они не увидят в этом греха. Они и их учителя решили, что местные языки — бесполезны, когда речь идет о приобщении к достижениям современной науки. Мне интересно, a как из этого положения выходят японцы. Ведь все образование у них, как известно, идет на японском. И китайский генералиссимус практически ни слова не знает по-английски.

Но какими бы эти студенты ни были, именно из этих юношей и девушек должны вырасти будущие лидеры нации. К сожалению, слишком много сил оказывают на них свое влияние. Ненасилие кажется им мало привлекательным. Им понятнее — око за око или два за одного. Им ближе немедленный результат, хотя понятно, что победа будет временной. В этом проявление бесконечной борьбы грубой силы, которую мы наблюдаем во время войны, будь это животные или люди. Ненасилие же предполагает терпеливое исследование и еще более терпеливое и трудное осуществление на практике. Я — не в списке тех, кто захочет переманить студентов на свою сторону. Но я считаю себя студентом в более широком смысле этого слова. Мой университет отличается от их. Но они в любое время могут прийти в мой университет и присоединиться ко мне в моих поисках истины. Вот мои условия.

1. Студенты не должны принимать участие в работе политических партий. Они — студенты, люди, занятые поиском истины, а не политики.

2. Они не должны прибегать к политическим забастовкам. У них должны быть свои герои. Но свою преданность им они должны демонстрировать, подражая лучшему, что есть у их кумиров, а не организовывая забастовки, если их героев сажают в тюрьму или отправляют на виселицу. Если их скорбь невыносима и если они едины в этом чувстве, то на это время занятия в школах и колледжах могут быть отменены, но с разрешения директоров. Если такого разрешения не будет, они вольны с соблюдением всех пристойностей покинуть свои учреждения до тех пор, пока руководители не раскаются и не позовут их назад. Ни при каких обстоятельствах они не должны прибегать к принуждению по отношению к людям, которые придерживаются иных взглядов, или по отношению к властям. Они должны верить, что они обязательно победят, если будут вести себя достойно и демонстрировать свое единство.

3. Все они должны прясть из чувства долга, с соблюдением всех требований технологии этого ремесла. Их инструменты

182

всегда должны быть чистыми и в хорошем рабочем состоянии. Если представится возможность, они научатся изготовлять их сами. Понятно, что их пряжа будет самого высокого качества. Они будут изучать литературу о прядении, его экономических, социальных, моральных и политических аспектах.

4. Они будут носить одежду из кхади, предпочитая вещи, изготовленные индийскими ремесленниками, товарам из-за рубежа или тем, которые изготовлены с помощью машин.

5. Они не должны заставлять других петь национальный гимн или вывешивать национальный флаг. На их одежде могут быть пуговицы с изображением национального флага, но они не должны требовать того же от других.

6. Они могут воспитывать в себе уважение к трехцветному флагу и непримиримость к коммунализму или неприкасаемости. Они будут дружить со студентами другой веры и с хариджанами так, как с родными братьями и сестрами.

7. Они сделают для себя правилом оказывать первую помощь пострадавшим, производить уборку и благоустройство соседних деревень, учить сельских детей и неграмотных взрослых.

8. Они выучат национальный язык, хинди в обеих формах его произношения и написания для того, чтобы чувствовать себя уверенно всегда, независимо от того, обращаются к ним на хинди или урду, написан текст на нагари или употреблено написание урду.

9. Они будут переводить на их родной язык все то, что узнают нового, и во время еженедельного посещения соседних деревень делиться своими знаниями с другими людьми.

10. Они ничего не будут делать втайне от других, во всех делах будут честными. Они будут вести чистую жизнь самоограничения, отбросят страх и всегда будут готовы защитить своих слабых товарищей. И если надо, рискуя жизнью, прибегая к ненасильственным методам, не допустят кровопролития. А когда наступит последняя фаза борьбы, оставят учебу и, если нужно, отдадут себя полностью делу освобождения своей страны.

11. Они будут скрупулезно корректны и вежливы по отношению к девушкам-студенткам.

Для того чтобы выполнить эту программу, студенты должны найти время. Я знаю, что они немало его растрачивают в безделии. При строгой экономии они могут сберечь многие часы. Но я не хотел бы перегружать кого-нибудь из них. И поэтому я советую патриотически настроенным студентам посвятить этой программе один год, но распределить это время на весь период обучения. И они увидят, что это время не пропадет зря. Это усилие много даст их умственному, моральному и физическому развитию и даст возможность внести свой вклад в дело освобождения их страны.

(1941)

183

^ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЯМИ В СЕВАГРАМЕ*


* Опубликовано в «Хариджан Севале» 17 марта 1946 г. (т. 83, с. 147—148).


Мы должны стараться привлечь всех детей*. Если это нам не удается, то в этом нужно видеть только недостатки нашей работы.


* Речь идет о детях хариджан.


Мы должны относиться к ним как к нашим собственным детям. Мы достигнем своей цели, если здоровыми будут их тело и ум, а в их поведении будет видна элементарная дисциплинированность.

Я учил многих детей. И никогда не разрешал им проказничать. И обучение этих детей я бы начал с того, что внушил бы им с самого детства, что в желании разрушать ничего хорошего нет. Что бы они ни делали, они должны создавать что-то, производить что-то. В каждом деле есть свое искусство, и все, что они будут делать, должно отвечать его нормам.

Я не верю в то, что дети от рождения хорошие или плохие. Какая-то тенденция есть, но формирование характера все же в наших руках. И это значит, что ребенок начинает учиться прямо с момента зачатия. В это время нужно заняться обучение матери. Это и будет частью образования взрослых. Формирование ребенка начинается на этой стадии. Это должны помнить будущие родители. Обучение матери должно продолжаться до тех пор, пока она и дитя неразлучны. Маленький ребенок постоянно шевелит руками и ногами и уже что-то может. Если мы внимательно отнесемся к его развитию в возрасте двух или двух с половиной лет и он научится двигать руками и ногами по нашему методу, я уверен, что он достигнет очень многого.

Если ребенка поручат нам, он никогда не будет что-либо разрушать. Ему будет больно так делать.

Какое бы образование мы ни давали детям, оно должно вести к созиданию и творчеству и никогда — к разрушению.

Когда ребенок начинает говорить, он начинает изучать язык. Сначала его нужно научить различать цвета. Буквы алфавита нужно изучать с помощью картинок. У вас же есть различные таблицы. Не нужно спешить с чтением, письмом и арифметикой. Учение должно быть посильным, похожим на игру.

Вещи, которые он сделает своими руками, должны быть практически полезными. Тогда в согласии и единстве развиваются ум, руки и ноги.

В образовании нет четких границ между работой и игрой. Для ребенка все — игра. ...В соответствии с моей концепцией «Основного Образования» дети будут учиться играя.

(1946)

184




Похожие:

Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconОбразование высшее Образование высшее
Профессиональная деятельность учителя географии моу еласовская средняя общеобразовательная школа
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconКорешок медицинского свидетельства о рождении к форме №103/у-98
Образование матери: высшее – 1, незаконченное высшее – 2, среднее специальное – 3
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconИ н. Багдасарян В. Э. Закат Америки Статья
Статья опубликована: в сб.: Армагеддон: Актуальные проблемы истории, философии, культурологии. М., 2001. Кн. 9 (январь-март)
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconВ. Э. Багдасарян «Теория консервативной революции» исоветский эксперимент. Статья
Статья опубликована в сб.: Армагеддон: Актуальные проблемы истории, философии, культурологии. М., 2000. Кн. 6 (январь-март)
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconПсихологические механизмы влияния на личность в культе статья опубликована в: Журнал практического психолога. Москва, Фолиум. 1996, № С. 71-75
Статья опубликована в: Журнал практического психолога. Москва, Фолиум. 1996, № С. 71-75
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconА. а доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, к ю. н. Статья
Статья опубликована: Труды Оренбургского института (филиала) мгюа (выпуск восьмой). – Оренбург, 2005. – С. 393-406
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconЕ. А., 2010 об одной гипотезе космологии
«Космология и внегалактическая астрофизика» опубликована статья [1] известных ученых, перевод abstract’a которой приведен ниже. Статья...
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconОбразование. Образование высшее. Учитель биологии средней школы. Рязанский педагогический институт трудовой и педагогический стаж

Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconСухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закон
Сухотина Надежда Аркадьевна, 20. 07. 1951 года рождения. Образование высшее, в 1973 закончила Ивановский государственный педагогический...
Высшее образование статья опубликована в «Хариджан» iconКонтрольная работа по курсу «Концепции современного естествознания» на тему «Естествознание единая наука о природе»
Иванов И. И. Непрерывное образование: реальность и возможности / И. И. Иванов; // Высшее образование. – 1991. – № – С. 48-50
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов