Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» icon

Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)»



НазваниеКонспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)»
Дата конвертации30.06.2012
Размер186.48 Kb.
ТипУрок


Гуреев Олег Николаевич

Конспект урока по теме «Жизнь прожить – не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)»


Изд: Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления в СССР», М., "Права человека", 2004

Источник: http://www.sakharov-museum.ru/publications/pdf/uroki.zip





Гуреев О.Н.,

учитель истории

гимназия № 3, г. Владимир


Конспект урока по теме

«Жизнь прожить - не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова
(1903-1993)»



Цель урока


Через судьбу толстовца П.Т.Горбатова показать отношение власти к личности на разных этапах советской истории; выявить мотивы сопротивления человека тоталитарному строю.


Задачи урока


Образовательные: углубить знания учащихся об истории политических репрессий в СССР и во Владимирском крае; через судьбу конкретного человека показать репрессивный механизм тоталитарной системы;

развивающие: сформировать навыки работы с дневником как особым типом исторического источника; закрепить умение творчески применять полученные исторические знания;

воспитательные: формировать гражданскую позицию учащихся, восприятие идей гуманизма, демократических ценностей, толерантности.


Тип урока


Урок-семинар как результат большой проектной работы над дневниками толстовца П.Т.Горбатова, проведенной учащимися в течение нескольких месяцев.


Ход урока


Учитель.


...Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.


57

^ Гуреев О.Н.


Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.


Эти строки известного вам стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Гамлет» я часто вспоминал перед нашей сегодняшней встречей. Жизнь прожить - не поле перейти... Сегодня мы будем говорить о жизни Петра Тимофеевича Горбатова. 90 лет в XX веке прожил этот человек: с 1903 по 1993 г. Он не совершил великих открытий, не написал романов, напечатанных миллионными тиражами, его имя не включено в школьные учебники и научные монографии. Он был простым крестьянином, родился и умер во владимирской глубинке. В деревне Большое Кольцово Селивановского района его до сих пор называют толстовцем.

Вы уже начали знакомиться с его сложной судьбой, которая похожа на судьбы миллионов людей, живших в условиях тоталитаризма. Обратимся еще раз к теме, эпиграфу, имени великого русского поэта.
Как вам кажется, почему для урока выбрана именно эта цитата, этого поэта?

^ Алексей Харитонов. Я думаю, судьба Пастернака, который получил Нобелевскую премию и вынужден был от нее отказаться, была столь же сложна, как и судьба его лирического героя Юрия Живаго. Наверное, можно провести аналогию их судеб с судьбой героя урока.

Учитель. Парадокс: более семидесяти лет идеология советской системы формировала людей-винтиков. Почему же тогда находились люди, которые в условиях тоталитаризма пытались противостоять системе, рискуя при этом не только своей жизнью, но и жизнью близких? Попробуем сформулировать проблему урока.

^ Оля Глазкова. Это проблема - почему люди в такое сложное время старались противостоять тоталитарному строю.

Учитель. Другими словами, какие мотивы заставляли людей сопротивляться системе, отстаивать внутреннюю свободу, оставаться личностью, человеком.

Сегодня у нас в гостях Лотар Линцен. Он приехал во Владимир из Германии. В городе Хемнице (бывший Карл-Маркс-штадт) он руководит общественной организацией «Развитие и партнерство», Лотар также является активистом международного общества «Мемориал».

^ Лотар Линцен. Я сотрудничаю с берлинским «Мемориалом», восемь лет работаю в петербургском «Мемориале». Во Влади-


58

Жизнь прожить — не поле перейти


мире я работал в летних лагерях альтернативной гражданской службы.

Учитель. Я думаю, Лотар будет активным участником нашего урока.

Очень сложно говорить о человеке, о котором сам знаешь немного. Говорят, что детские воспоминания - самые запоминающиеся. Постараюсь начать с личных воспоминаний. Я учился в сельской школе в Селивановском районе. В 1988 или 1989 г. (я был тогда моложе, чем вы сейчас) в районном центре я купил в книжном магазине двухтомник Лермонтова. На улице ко мне подошел старый высокий мужчина. Внешний вид выделял его из толпы. Он был в черной телогрейке, брюках, заправленных в кирзовые сапоги. Старик спросил, какого года издания сочинения Лермонтова я купил. Возвращаясь домой в автобусе, я вновь увидел этого человека. Он рассказывал своему знакомому о прочитанных недавно книгах, о подписке, которая стала возможной в последние годы... Моя мама работала тогда на станции «скорой помощи» и однажды рассказала мне, что была на вызове у старика, дом которого заполнен книгами... В 1993 г. в районной газете местный журналист написал статью о своем недавно умершем знакомом Петре Тимофеевиче Горбатове... Через несколько лет, уже учась в университете, я случайно узнал, что сохранились дневники этого человека. С сотрудниками Владимиро-Суздальского музея-заповедника весной 1997 г. мы посетили родственников П.Т.Горбатова, впервые познакомились с дневниками. Потом они стали основой для раздела экспозиции музея истории Суздальской тюрьмы.

Сегодня мы обратимся к этим документам, но вначале поговорим об учении, которого придерживался П.Т.Горбатов в течение всей своей жизни.

Вы читали романы, повести, рассказы Л.Н. Толстого. Но понять Толстого-писателя невозможно без понимания Толстого-мыслителя. Учение Л.Н. Толстого - это целый пласт русской мысли конца XIX - начала XX вв. Обратимся к определению толстовства, данному Большой Советской Энциклопедией 1977 года издания: «Толстовство – религиозно-утопическое общественное течение в России конца XIX - начала XX вв. Возникло под влиянием религиозно-философского учения Л.Н.Толстого. Толстовцы предполагали преобразовать общество путем религиозно-морального самоусовершенствования, проповедовали «непротивление злу насилием». Как говорится, коротко и ясно. Но, несмотря на свою лаконичность, это опре-


59


^ Гуреев О.Н.

деление не вносит желаемой ясности в понимание темы. На этом вопросе остановимся детальнее.

Оля Глазкова. Создание своей собственной теории жизни и веры стало определяющим не только в произведениях Л.Н.Толстого, но и в его жизни в целом.

В начале марта 1855 г., в самый разгар Крымской кампании, молодой офицер и начинающий писатель граф Толстой между дневниковыми записями помещает неожиданное рассуждение: «Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую и громадную мысль... Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии, Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле».

Для Толстого весьма важными становятся понятия свободы и необходимости, тесно связанные между собой. Толстой приходит к выводу, что свобода есть не более чем фикция, ибо представление о ней строится лишь на незнании истинных причин, руководящих человеком. Толстовская необходимость - это некая безликая сила, равнодушная к человеку.

В своем известном трактате «В чем моя вера?» Толстой высказывает важнейшее положение - догмат о непротивлении злу насилием.

Вероучение и религиозная проповедь Толстого, по мнению духовенства, вносили смущение и соблазн в сознание православных верующих.

Именно из-за своего вероучения в 1901 г. Толстой был отлучен от православной церкви. Но, несмотря на это, у толстовского учения увеличивалось число сторонников, которые находили в нем истины, недоступные в православии.

Учитель. Сообщение было очень содержательным. Сейчас обратимся к судьбам толстовцев. Особое развитие толстовство получило в годы Первой мировой войны и революции 1917 г. Как вам кажется, почему это произошло?

^ Витя Савельев. После Первой мировой войны люди устали от крови и насилия.

Алексей Харитонов. Революция привела к потере ориентиров у людей. Идеи православия ниспровергались, люди искали новую веру. Кто-то находил ее в толстовстве.

Учитель. В начале 1920-х гг. толстовское движение в Советской России достигает значительных масштабов. Работает Московское вегетарианское общество, Общество истинной свободы в


60

^ Жизнь прожить — не поле перейти


память Л.Н.Толстого, по стране действуют сельскохозяйственные коммуны крестьян-толстовцев. Однако уже к середине 1920-х гг. о толстовстве уже начали говорить как о «крайне реакционной секте», «паразитирующей на теле рабочего класса». Ленин писал, что толстовство приносит «непосредственный и самый глубокий вред».

Особое раздражение властей вызывали идеи отрицания войны, антимилитаристская пропаганда. Эта тенденция - не только российское явление, антимилитаризм был общемировым течением после Первой мировой войны. Как в мире в это время развивались идеи антимилитаризма?

^ Андрей Мамаев. В 1925 г. ряд передовых общественных деятелей, деятелей науки и искусства составили «Манифест против воинской повинности». Он гласил: «Мы считаем, что армии, созданные на основе воинской повинности, представляют собой серьезную угрозу миру. Воинская повинность ведет к деградации человеческой личности, к ликвидации свободы. Жизнь в казармах, военная муштра, слепое подчинение несправедливым приказам, обучение людей убивать людей подрывает уважение к человеческой жизни. Государство, которое считает себя вправе заставлять своих граждан быть военнообязанными, пренебрегает даже в мирное время основными правами человека. Более того, обязательная воинская повинность прививает всей мужской части населения дух агрессивного милитаризма. В результате война начинает восприниматься как неизбежное и даже желанное явление». Этот манифест подписали Махатма Ганди, Альберт Эйнштейн, Бертран Рассел, Ромен Роллан, Анри Барбюс, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэллс и другие известные люди. В 1930 г. был написан второй манифест против воинской повинности. Кроме вышеперечисленных, его подписали также Томас Манн, Джеймс Адамс, а также секретари Л.Н. Толстого Павел Бирюков и Валентин Булгаков.

Учитель. Как относились власти к тем, кто по религиозным причинам отказывался служить в армии?

^ Виктор Савельев. В 1917 г. правительство Керенского освободило всех заключенных и осужденных за отказ от службы в армии. В 1918 г. декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» разрешил замену воинской службы гражданской. По указу СНК 1920 г. освобождение от военной службы по религиозным убеждениям могло произойти по решению суда с участием экспертов.


61

^ Гуреев О.Н.

Гражданский процессуальный кодекс 1923 г. также декларировал возможность отказа от службы в связи с религиозными убеждениями. С 1925 г. круг «отказников» существенно сужался. В 1927 г. было введено уголовное наказание за уклонение от воинской службы «под предлогом религиозных убеждений». В 1930-е гг. законы продолжали ужесточаться. В 1939 г. в СССР был введен закон о всеобщей воинской повинности.

Учитель. Судьба П.Т. Горбатова - отражение отношения большевиков к толстовскому учению в первые годы советской власти. Горбатов начинает увлекаться учением Л.Н.Толстого в 1917 г., когда ему было 14 лет. В 1920-е гг. он посещает толстовские кружки в Москве. К началу 1930-х гг. это был человек с уже сформировавшимися морально-этическими взглядами. В 1931 г. за отказ от службы в армии он был посажен в Суздальский политизолятор.

Мы с вами посетили Музей истории Суздальской тюрьмы, экскурсию провела научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника Н.И.Горбунова, основательница этого музея. На экране телевизора вы видите кадры записи нашей экскурсии. Вспомните, что мы узнали о Суздальском политизоляторе в музее Спасо-Евфимьева монастыря?

^ Алексей Груздев. В документах Суздальский политизолятор официально назывался концентрационным лагерем.

Нина Бородина. В Суздальский политизолятор направлялись на перевоспитание противники советской власти. Здесь сидели представители 25 партий.

^ Андрей Мамаев. Здесь сидели такие известные люди, как большевик Мартемьян Рютин, экономист Н. Кондратьев.

Федор Рябов. Политизолятором Суздальская тюрьма называлась до 1935 г., затем она стала Суздальской тюрьмой особого назначения (СТОН).

Сюзанна Геворкян. Режим в политизоляторе в первые годы был более свободным, чем, например, на Соловках.

^ Денис Запаренко. До революции в Суздальскую тюрьму перед отлучением от церкви хотели посадить Л.Н. Толстого.

Учитель. В связи с относительной мягкостью режима в политизоляторе разрешалось делать записи. В Суздальском политизоляторе Петр Тимофеевич вел записи, которые позднее назвал «Дневником владимирской одиночки». Суздальский период в гулаговской судьбе Горбатова длился недолго, за Суздальской


62

^ Жизнь прожить — не поле перейти


тюрьмой последовали Лубянка, ленинградские Кресты, Соловки, карельские лагеря...

В 1989 г. был опубликован сборник «Воспоминания крестьян-толстовцев». Открывался он словами профессора М.И.Горбунова-Посадова, отец которого был директором толстовского издательства «Посредник»: «Их ждали суровые испытания. На них, принципиальных противников насилия, XX век обрушил это насилие в самых жестоких формах - две мировые войны, гражданская война, сталинский террор. Многие из последователей толстовского учения погибли. Но те, кто выжил, оставаясь верным своим убеждениям, кто сумел пронести живую истину Толстого, свет добра и любви сквозь ад тюрем и лагерей, заслужили право на уважение современников и потомков». Именно поэтому изучение судьбы толстовца важно, поскольку показывает отношение власти к человеку.

Перед Великой Отечественной войной Горбатов выходит на свободу, но над ним продолжает висеть груз «отказника», антисоветчика. Свобода без права на образование, выбора места жительства была довольно условной. Он возвращается в родное село. Целью его жизни становится постоянное самообразование и собирание библиотеки. Петр Тимофеевич продолжает вести дневник. День за днем он размышляет о смысле жизни. После экспедиции в Суздаль вы получили возможность ознакомиться с дневниками П.Т.Горбатова, сделали выписки, затем объединились в проблемные группы и подготовили сообщения. Сейчас мы обратимся к анализу дневниковых записей, но прежде дадим определение дневнику как историческому источнику.

^ Максим Егоров. Дневники - это особый вид исторического источника. Автор дневника описывает события, которые он пережил, размышляет над ними. Характер дневников зависит от личности автора и цели написания. В прошлом году я работал над анализом дневников Юрия Никифорова 1937-1944 гг. В этих дневниках автор уделял больше внимания внешним событиям. Для П.Т.Горбатова больше свойственны внутренние искания, он опытный человек с богатым прошлым.

Учитель. А что вы чувствовали, читая дневники П.Т.Горбатова?

^ Алексей Харитонов. Личные дневники я читал в первый раз. Отношение к ним было двойственное. Конечно, это не известные всем дневники Пушкина. Дневники написаны обычным человеком. Интересны тем, что автор высказывает независимые мысли. Не совсем приятно было то, что читаешь чужие мысли. Но откровенность автора только подчеркивает ценность дневников.


63

Гуреев О.Н.

Учитель. Можно выделить четыре основных аспекта содержания дневников: 1. Повседневная жизнь, быт. 2. Воспоминания о прошлом. 3. Размышления, нравственные искания. 4. Книги, чтение. Следует отметить, что структура дневников П.Т.Горбатова схожа с дневниками Л.Н.Толстого. Толстой называл свои дневники «открытой книгой жизни». Постараемся приоткрыть «книгу жизни» его последователя П.Т.Горбатова. П.Т.Горбатов вел дневники с 1920-х гг. Все они хранились в его доме. После смерти Петра Тимофеевича родственникам нужно было срочно продать его деревенский дом. Что-то из библиотеки они взяли себе, что-то продали за бесценок, а большую часть книг, журналов и, что самое трагичное, дневников сдали в макулатуру. По свидетельствам односельчан, оставшиеся бумаги жгли в огороде два дня. Записные книжки 1960-1970-х гг. - это все, что осталось от дневникового наследия П.Т.Горбатова. Но и эти дневники говорят о многом...

^ Настя Скотникова. Несмотря на то что у П.Т. Горбатова сохранялись его дневники 1920-1930-х гг., в дневниках 1960-1970-х гг. встречаются воспоминания о пережитом. 4 сентября 1971 г. он написал о необходимости оформить их: «Надо писать! Начало. Детство. Школа, извозчики, революция, тюрьмы, производство, все-все детально, не упуская ничего живо-существенного, а оно в мелочах». Самые трогательные воспоминания о детстве: «Помнится, мальчиком, лет девяти, придя к обедне в Шульгино, стоял на Ярдани (день Иордани) у колодца среди села. Было так серо, холодно, с ветром, что все стояли с завязанными ушами. Крест у попа большой, серебряный, погруженный в воду обмерзал в руках. Давно, 60 лет назад».

Воспоминания детства сменяются воспоминаниями юности: «Гляжу на себя, того зеленого юнца, подхваченного мощным течением первых лет революции, влиянием анархистов, Толстого». Большинство воспоминаний - о людях, с которыми он был знаком. Петр Тимофеевич пишет о своем открытии толстовства, встречах с дочерью Толстого Татьяной Львовной и первым биографом Льва Николаевича П.И.Бирюковым.

В дневниках 1970-х гг. часто встречаются заметки о том, что он перечитывал ранние дневники. 8 мая 1972 г.: «Вчера в постели взял дневничок 1928 г. Почти все прочитал, с волнением, удивлением и раскаянием во многом».

Особое место в дневниках отводится лагерным воспоминаниям. Они отрывочны. Это связано с тем, что Горбатов хотел написать их отдельно. 6 ноября 1970 г.: «Хорошо вспомнилась наша строптивость в Суздальском изоляторе, она ударила по


64

^ Жизнь прожить — не поле перейти


начальству, а в глазах большинства заключенных мы поднялись... Не уронил я себя там, как и не уронил в Карелии, в Кеми, в Разноволоке». Одно из описаний ужасов сталинских лагерей Горбатов заканчивает так: «Да, к людям так относились, и это у нас в СССР, под руководством нефашистов». Читая книги о фашистских концлагерях, Горбатов делал заметки о своих воспоминаниях сталинских лагерей, проводил аналогии.

Следующий важный блок вопросов - быт, повседневная жизнь автора.

^ Наташа Федорова. В дневнике П.Т.Горбатова отражена его повседневная жизнь, прежде всего быт. В бытовых мелочах раскрывается его характер, темперамент, привычки.

После освобождения из лагеря Петр Тимофеевич жил в родной деревне Большое Кольцово Селивановского района, работал счетоводом. В 1960-е гг. он вышел на пенсию, поэтому его жизнь не отличалась разнообразием. Каждое утро Петр Тимофеевич делал гимнастику, массаж, читал книги и журналы. Затем он ходил по воду, в магазин. Магазин - единственное место, где можно было встретиться с односельчанами. До революции, писал Горбатов, в деревне было 84 дома, но к 1970-м гг. осталось только 34, 2-3 дома выбывали каждый год. Большое Кольцово было из тех деревень, которые в годы «застоя» называли бесперспективными. Здесь не было ни школы, ни больницы, ни аптеки. В магазине - пустые полки, продается только хлеб. Петр Тимофеевич радуется покупке индийского чая или арахиса. Отсутствие мясных деликатесов Горбатова не пугало, он был вегетарианцем.

Праздником для Горбатова были поездки в районный центр или в город Муром. Там он покупал необходимые продукты, а главное - приобретал книги. Покупка книг - та роскошь, в которой Петр Тимофеевич себе никогда не отказывал.

Даже в повседневном быте, по дневникам Горбатова, можно увидеть стремление человека оставаться внутренне свободным, не отчаиваться, не отступать от тех принципов, которые он наметил для себя в юности.

Большая часть дневника - это морально-этические размышления Горбатова, которому в это время было уже больше 70 лет.

^ Денис Запаренко. В деревне Большое Кольцово Петр Тимофеевич был лишен круга общения, необходимого мыслящему, думающему человеку. Но это совсем не означает, что он потерял способность мыслить. Даже в некоторой изоляции от внешнего мира ему не чужды были духовные искания.


65

^ Гуреев О.Н.


Главной темой его жизненных исканий становится мир человеческих отношений: «Все поступки, соприкосновения, встречи с другими - все должно быть проникнуто любовью, живой готовностью раскрыть душу...» Душа человека в понимании Петра Тимофеевича достигает определенного совершенства только тогда, когда она открыта для других, когда существует не только для себя: «Дело человека - все в жизни облагородить». Но человек помимо этого должен быть и независимым, что достигается, по словам Горбатова, путем «нравственности и свободомыслия; для такого человека чины и звания не имеют никакого значения, и он не стремится к власти».

Учитель. К 1970-м гг. понимание толстовства Горбатовым трансформируется. Горбатов ставит знак равенства между толстовцем и истинным коммунистом, которых, по его мнению, почти не осталось. В один ряд с Толстым ставит Ленина. Обвиняя Сталина в преступлениях, пишет, что при Ленине так бы не было... Горбатов постоянно пытался анализировать все происходящее. Почему же происходит это изменение взглядов Горбатова? Это результат воздействия т. н. социалистического мифотворчества. Самый простой пример. В качестве закладок в дневниках Горбатов использовал листки из отрывного календаря. На календарных страницах - усиленная пропаганда. Каждый день - упоминания о начале «новой эры»: 59-й год, 61-й год Великой Октябрьской социалистической революции... Встречаются цитаты Энгельса, Хо Ши Мина, диаграммы роста цен на продовольственные товары в Англии, Японии, США. Таким образом, даже на бытовом уровне можно проследить давление системы на человека.

Перейдем к вопросу о чтении в жизни П.Т.Горбатова.

^ Сюзанна Геворкян. В конце жизни на просьбу своего друга журналиста В. Соколова поменьше читать, чтобы не портить зрение, Петр Тимофеевич ответил: «Книги - это моя жизнь». Дневники 1970-х гг. подтверждают это. Можно сказать, что дневник Горбатова - это литературный дневник: автор ежедневно пишет о купленных книгах, полученных журналах и газетах. 5 марта 1971 г. Горбатов записал в дневнике: «Ох, сколько у меня хорошего непрочитанного, перебирал книги, жалко стало... Скорости чтения - той, давнишней - нет, по 500-600 страниц в день, конечно, не будет...»

С 1920-х гг. Петр Тимофеевич начал собирать свою библиотеку, через полвека она стала уникальной. В дневниках он упоминал произведения практически всех отечественных писате-


66

^ Жизнь прожить — не поле перейти


лей, чьи книги были в библиотеке. Поэзия каждый день сопровождала его.

Особое место в библиотеке Горбатова и его дневнике было отдано Л.Н.Толстому. 13 марта 1971 г. в дневнике была сделана запись о Толстом: «Страшно то, что в нашем советском обществе он почти всем непонятен». Через газету «Книжное обозрение» Горбатов собрал почти все, что было написано о Толстом в СССР. У него было полное собрание сочинений Л.Н.Толстого, в дневниках делались записи о романах Толстого, его переписке. Горбатов обращался и к дневникам самого Толстого. Как мне показалось, по структуре дневник Горбатова был очень похож на дневник Толстого: здесь много размышлений о прочитанном, нравственных исканий, как и у Толстого, много места отведено анализу снов.

^ Нина Бородина. Наряду с классической литературой в дневниках Горбатова встречаются размышления и о прочитанных книгах советских писателей. Петр Тимофеевич выписывал много журналов: «Новый мир», «Дружба народов», «Роман-газета», «Знамя», «Нева». Большинство книжных новинок было прочитано именно в этих журналах. Конечно, подбор книг определялся тем, что продавалось в книжных магазинах, что дозволялось печатать в журналах. Но, несмотря на это, даже в прошедших цензуру книгах Горбатов пытался найти ценное для себя. 24 мая 1971 г.: «Читаю «Необыкновенное лето» К. Федина. Главное, хочется проверить, умалил ли Федин Сталина, убрал ли со своей божницы».

В начале 1970-х гг. Горбатов читает многое из книг Ильи Эренбурга: «Эренбург многого не досказал, намеки. И никто больше, конечно, не скажет. Местами жутко... Надо всего-всего его прочитать, что есть».

Конечно, в заметках о книгах не встречается имен писателей, которые были запрещены в Советском Союзе. Горбатов, живя в деревне, занимаясь самообразованием, не мог многое прочесть. Круг его чтения в большей части ограничивался тем, что было разрешено в печати, но и в этой ситуации он оставался мыслящим человеком.

В 1970 г. он сделал в дневнике запись об А.И.Солженицыне: «Услышал по радио о присуждении Солженицыну Нобелевской премии. Наверное, не откажется, как это сделал Пастернак. Нашел «Новый мир» с повестью «Один день Ивана Денисовича», прочитал. Много правдивого».

Учитель. Эта цитата о Солженицыне говорит об уникальности библиотеки Горбатова. Второй номер «Нового мира» за 1960 г.


67

^ Гуреев О.Н.


с «Одним днем Ивана Денисовича» был изъят из всех библиотек СССР. А на чердаке у Петра Тимофеевича он хранился. Горбатов, таким образом, мог читать то, что не было доступно большинству читателей в Советском Союзе.

Итак, мы рассмотрели основные аспекты содержания дневников П.Т.Горбатова, постарались понять этого человека. Вернемся к проблеме сегодняшнего урока: какие мотивы заставляли людей сопротивляться системе, отстаивать внутреннюю свободу, оставаться личностью, человеком?

^ Алексей Харитонов. Наверное, желание быть внутренне свободным.

Лотар Линцен. Глубокие убеждения. Без этого в заключении человек не выдержал бы. А если человек убежден, он не спрашивает, он делает.

Учитель. Наверное, именно убеждение в своей правоте, определенный внутренний стержень помогли П.Т.Горбатову пронести учение Толстого через всю свою жизнь. Это было особенно сложно именно толстовцам с их идеей «непротивления злу насилием».

^ Лотар Линцен. Мы с друзьями в России несколько лет организуем летние лагеря сторонников АГС (альтернативной гражданской службы). Такие лагеря уже были сделаны на Соловках, в Судогде Владимирской области. В прошлом году родилась идея проведения подобного российско-немецкого палаточного лагеря в Селивановском районе Владимирской области, недалеко от места, где жил П.Т.Горбатов. Будет здорово, если вы будете в этом лагере.

Учитель. Закончить урок я бы хотел словами режиссера Марка Розовского, которые Витя Савельев нашел в Интернете: «С легкой руки Ленина «толстовство» стало бранным словом. А «толстовство» - это великое слово, подразумевающее прежде всего ненасилие. Как говорится, «душа божия внутри нас»... Сколько брани, хамства ныне в обществе, даже мораль изменилась. Разве можно было раньше втроем-вчетвером накинуться на одного? Да ни в жизнь! А сегодня можно... Гуманизм сделался посмешищем. Культ личности - это прежде всего культ «сильной личности». Страсть искать и уничтожать врагов не оставляет умы и души людей. Мы притерпелись к насильственной смерти, она стала обыденным явлением. И дети вырастают посреди этого кровопролития. По-моему, это ужасно.

Читайте Толстого, господа...»


68


Публикации Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова

ШКОЛЬНЫЕ

^ УРОКИ ПО ТЕМЕ

«История

политических репрессий

и сопротивления несвободе

в СССР»

Итоги Второго межрегионалдьного конкурса

учителей истории и обществознания, проведенного в 2003/2004 учебном году

Москва

Издательство «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» 2004

ББК 63.3(2)6+74.202.5 Ш67

Научный редактор кандидат педагогических наук Г.В.Клокова

Издание подготовлено и осуществлено

при финансовой поддержке:

региональной общественной организации «Открытая Россия»;

NED (Национальный фонд развития демократии, США);

Фонда Андрея Сахарова (США)

^ Ш 67 Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»: Итоги Второго межрегионального конкурса учителей истории и обществознания, проведенного в 2003/2004 году / Науч. ред. Г.В.Клокова. - М.: Права человека, 2004. - 578 с.

Книга включает работы победителей Второго межрегионального конкурса учителей из 21 региона России: конспекты уроков и внеклассных мероприятий, статьи организаторов конкурса в регионах. Конспекты отдельных уроков дополнены фрагментами лучших работ школьников. В книгу включена стенограмма итоговой конференции конкурса, содержащая выступления историков, социологов, методистов и учителей.

ISBN 5+7712+0320+3

© Фонд Андрея Сахарова, 2004




Похожие:

Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconКонспект урока-призера областного конкурса «Знание-жизнь» по теме «Физика и безопасность дорожного движения», проведенного в 10 классе моусош №23
Цели урока:- опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconКонспект урока по теме: "Действия с положительными и отрицательными числами"
«Положительные и отрицательные числа в театре Буратино», карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, магнитные...
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconКонспект урока по теме: "Действия с положительными и отрицательными числами"
«Положительные и отрицательные числа в театре Буратино», карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, магнитные...
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconПрезентация по теме урока, опорный конспект. Ход урока 1
Форма организации учебной деятельности учащихся – групповая работа и индивидуальная
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconSophocles План-конспект урока по теме
Цель урока: ознакомление учащихся с обычаями и традициями празднования праздника “St. Valentine’s Day”
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconКонспект по теме. Продемонстрировать народный костюм. Составить орнамент молдавской национальной вышивки
Вступительное слово учителя: объявление темы, целей и задачи урока, эпиграфа («Человек не может существовать без традиций, которые...
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconПлан-конспект урока по теме

Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconКонспект урока по математике по теме «Все действия с обыкновенными дробями». Класс 5 Учитель Звонова Т. А. Цели урока
Развивать сообразительность, умение слушать, работать с таблицей, ориентироваться в нестандартных ситуациях
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconКонспект урока «А. Т. Твардовский. Творчество и судьба» (2 часа)
При подготовке учащиеся пользуются Интернет-ресурсами, предложенными учителем и отбирают свои собственные источники информации
Конспект урока по теме «Жизнь прожить не поле перейти: судьба толстовца Петра Тимофеевича Горбатова (1903-1993)» iconПлан-конспект урока географии в 9 классе выравнивания. Тема: «Северный Кавказ». Место урока: урок проводится согласно тематическому планированию в теме «Региональная экономическая география рф»
Цель урока: сформировать знания об экономическом развитии региона на основании аналитического описания экономики региона по плану...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов