Предисловие icon

Предисловие



НазваниеПредисловие
Дата конвертации30.06.2012
Размер174.96 Kb.
ТипДокументы

КАКОМУ СУЕВЕРИЮ ИНОГДА НАЧАЛ ПОДПАДАТЬ Л.Н.ТОЛСТОЙ В КОНЦЕ 1888Г. И РАСПРОСТРАНЯТЬ ЕГО.


ПРЕДИСЛОВИЕ.


Известно,что около 50 лет от роду

всемирноизвестный,многимипочитаемый писатель художественных произведений Л.Толстой,внутренне преобразился,как бы второй раз,духовно родился\см.такие его

произведения как "Исповедь"и предисловия

к "В чём моя вера" и к "Христианское

учение"\.В результате этого,второго

рождения,Л.Толстого в истории человечества произошло относительно

редкое событие.Один из талантливейших

писателей,находящийся в расцвете своего

художественного мастерства,обратил

этот свой талант на то,чтобы подробно

описать,что с ним происходило перед

самым вторым рождением,во время его,

и после.Впоследствии эти писания для

некоторых людей стали равноценной

заменой живого Учителя жизни.И автор

никогда бы не решился поддать критике

одну из немногих слабых сторон данных

замечательных,чудодейственных писаний

\тем более,что для самого автора эти

писания стали вышеуказанной заменой\,

если бы не заметил распространённости

одного неосознанного суеверия среди

людей,считающих себя близкими друзьями-единомышленниками и просто

единомышленниками Л.Толстого.

Не подлежит сомнению,что Л.Толстой в

целом был неутомимым борцом со всякими

суевериями:"Не могу я не ненавидить этих

суеверий.Я вижу,как эти суеверия для

одних подменяют сущность формой,для

других служат орудием разъединения,

третьих отталкивают от учения истины

\см.письмо к Н.Вагнеру от 20/3-1890г.том65;

стр.59; Полное собрание сочинений Л.Толстого; М.1928-1958.\.Кажется невероятным,чтобы Л.Толстой серьёзно

распространял какое-либо суеверие.\Известно,что иногда Л.Толстой

по старой привычке занимался гаданием на картах.Но это было не серьёзно.Он

сам говорил,что это суеверие и не распространял необходимости гадания на

картах среди людей.\Однако к сожалению

существуют веские,по мнению автора,

факты,подтверждающие то,что начиная

приблизительно с 1888г,Л.Толстой начал

распространять определённое суеверие.

Несколько слов о самом слове"суеверие".

Сам Л.Толстой различал:суеверие и ложную веру \см. там же последнее большое произведение"Путь жизни"том 45\.

Однако,исходя из сути самих данных слов,

по-видимому, в этом нет необходимости.В

самом деле.Очевидно,что слово"суеверие"

произошло от сокращения словосочетания

"суетная вера"\подобно тому, как русское

слово пчеловод соответственно-от

словосочетания "разводить пчёл"\.
В свою

очередь, очевидно,что каждая суетная вера

есть ложная вера.Подробнее о различных

типах суетных вер\по латински религий\ и о верах вообще см.в комментариях к другой статье автора "Это может помочь предотвратить столкновение цивилизаций.";раздел "О религии

вообще".Здесь же достаточно с некоторыми оговорками\см. там же\

принять данное Л.Толстым определение

истинной веры как любви ко всему живому\см.там же том45.Глава№1"О вере";раздел"Истинная вера в любви к Богу и к ближнему";мысль2.\.Соответственно суеверие\или ложная вера или лжевера\

это то,что заглушает\или даже совсем

уничтожает\ истинную веру,любовь ко всему живому или всеобщую любовь.


Глава№1."Понятие об идеале у Л.Толстого во время написания "В чём моя вера".


В произведении "В чём моя вера"\закончено в 1884г.\ читаем:"Верующие всё это слушают,читают это в церквах,называя это божественными словами,

его\Иисуса Христа\называют Богом,но говорят:всё это очень хорошо,но это не

возможно при нашем устройстве жизни-это расстроит всю нашу жизнь,а мы к

ней привыкли и любим её.И потому мы верим во всё это только в том смысле,

что это есть идеал,к которому должно стремиться человечество...А он \Иисус

Христос\понимал своё учение не как какой-то далёкий идеал человечества,

не как мечтательные,поэтические фантазии,которыми он пленял простодушных жителей Галилеи,он понимал своё учение как дело,такое дело,которое спасёт человечество,и он не мечтал на кресте,а кричал и умер за своё учение.И также умирают и умрут ещё много людей.Нельзя говорить про такое учение,что оно мечта.\см. там же том 23;

стр.329-331\Из данной цитаты,по мнению автора,хорошо видно,что во время написания "В чём моя вера" понятие об идеале у Л.Толстого совпадало с тем,что обычно на русском языке понимают под словами "недостижимая мечта".То есть слово греческого происхождения "идеал" переводилось Л.Толстым на русский язык

словом "мечта"\очевидно,что и в других языках есть соответствующие слова\.

И употребление слова "идеал" в связи с учением Христа в то время Л.Толстой считал неуместным.Само собой разумеется,что в следующем своём большом произведении,посвящённом вопросам веры:"О жизни"\закончено в начале 1888г.\слова "идеал"\насколько автор осведомлён\вообще нет.


Глава№2Необъяснимое,на первый взгляд,употребление Л.Толстым слова "идеал" в последующих произведениях,

посвящённых вопросам веры.


В произведении "Царство Божие внутри вас"\1891-93\,являющемся прямым продолжением "В чём моя вера"\"Я работаю над довольно большим сочинением,которое должно составить продолжение"В чём моя вера"\см.там же том65;стр 319\\,Л.Толстой снова употребляет слово "идеал"!Причём в связи с учением Христа и в положительном смысле!?!:"В нагорной проповеди выражены Христом и вечный идеал,к которому свойственно стремиться людям..."\см.там же том28;стр.80\Чем же мы можем это объяснить?По-видимому

единственным,разумным объяснением данного явления будет то,что под словом "идеал"Л.Толстой во "В чём моя вера "и в "Царство Божие внутри вас" понимал разное.И действительно

в последнем произведении читаем:"Идеал,действующий на людей,есть не выдуманный кем-то идеал,но идеал

носимый в душе каждым человеком.Только этот идеал полного

бесконечного совершенства действует на людей и подвигает их к деятельности."\см.там же

том28;стр78\Таким образом в языке Л.Толстого,начиная с определённого времени,появляются два одинаковых слова:"идеал№1"и"идеал№2.Очевидно сам этот факт из биографии Л.Толстого

требует какого-то объяснения.Во-первых странно,что до 1888г. Л.Толстой никогда не писал,что он носит в душе какой-то немечтательный идеал?Во-вторых известно,что Л.Толстой был очень разборчив в употреблении слов,особенно иностранных.Л.Толстой понимал,что если человек,выросший,и воспитанный в определённой культуре,в определённой языковой среде,начинает вдруг ни с того ни сего употреблять слова из других языков\разумеется здесь не имеются в виду специальные науки,в которых употребление иностранных слов,иногда неизбежно\,то становится понятным,что данный человек сам плохо понимает о чём он хочет сказать другим людям.Л.Толстой сам резко критиковал многих русских мыслителей за злоупотребление иностранными словами/см.,например,его статью "О вехах"там же том38;стр285\. "Вехи одну пользу мне принесли:избегаю иностранных слов и вижу,что это возможно/см.Д.Маковицкий

"Яснополянские записки"книга №3;стр.411; М.1978г.\И всё же,несмотря на вышесказанное,Л.Толстой до конца своей жизни употреблял слово "идеал" в связи с вопросами веры!?!:"...не видя перед собою

закрытого церковным учением идеала Христа-полного целомудрия..."\см.там же "Путь жизни";том45;стр127.\


Глава№3."Факты,доказывающие,что по-видимому, под влиянием И.Канта,Л.Толстой начал с середины 1888г.употреблять слово "идеал" в вопросах веры\имеется ввиду письменно\.


Употреблял ли И.Кант слово "идеал"?И,если употреблял,то в каком смысле?Оказывается,что И.Кант употреблял слово "идеал"тоже в двух различных смыслах!!!\см.собрание сочинений И.Канта в 6-томах;

том3;стр503;М.1964г.\Первое значение слова "идеал"у И.Канта очевидно точно такое же как у Л.Толстого во "В чём моя вера".То есть кантовский идеал№1-это мечта,фантазия.Второе значение слова"идеал",идеал№2 у И.Канта-это, неизвестно откуда появившееся, нравственное предписание.Известно,что слово «идеал» начало употребляться в Европе относительно поздно,начиная с эпохи Возрождения.И употреблялось это слова в искусствоведческих трудах.То есть в том же смысле,что и кантовский идеал№1.Произошло слово «идеал» от слова «идея»(см.Панофски Э.»Idea:К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма»СПб.2002г.)Известно,что начиная с Платона,наблюдается дуализм в употреблении слова «идея».Причём Платон «идее»№2пытался придать некий философский смысл(см.раздел»О знании вообще»указанного сочинения автора).По-видимому под влиянием Платона и вводит И.Кант дуализм в употреблении слова «идеал».Коментируя известные две заповеди Евангелия: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего как самого себя."\см.Евангелие от Матвея; глава22;стих35,39\,И.Кант пишет: "Таким образом,этот закон всех законов,как всякое моральное предписание Евангелия,

представляет нравственный образ мыслей во всём его совершенстве,коль скоро он как идеал святости недостижим ни для одного существа,но он прообраз,приблизиться и сравняться с которым в непрерывном,но

бесконечном прогрессе мы должны стремиться."\см.там же том4;часть1;стр410\А вот цитата из произведения Л.Толстого,написанного после 1888г.:"А идеал только тогда идеал,когда осуществление его возможно

только в идее,в мысли,когда он представляется достижимым только в бесконечности и когда возможность приближения к нему бесконечна."\см.там же том27;стр.84\Далее там же Л.Толстой приводит и две,вышеупомянутые заповеди из Евангелия!Сходство,по мнению автора,очевидно.Известно,что Л.Толстой высоко ценил И.Канта и как философа и как относительно высоконравственного человека.\последнее особенно важно обычно для Л.Толстого.\:"Из биографий на меня всегда производило сильное впечатление не биография,а жизнь И.Канта."\см. там же том75;стр60\ Ознакомился Л.Толстой с философскими произведениями И.Канта, по-видимому, в 1869г.\см.там же том61;стр219\.Но именно в

конце 1887г.Л.Толстой переживает новое увлечение философией И.Канта!Причём именно тем трудом И.Канта,где последний развивает учение об идеале№2!!В 1887г. Л.Толстой пишет:"Много испытал радости,прочтя первый раз"Критику практического разума"...Это венец всей его

глубокой разумной деятельности...\см.там же том64;стр.102\.Таким образом, по-видимому, не только из своей души Л.Толстой взял понятие об идеале в вопросах веры после 1887г.

Л.Толстой обычно не определял слова "идеал" после 1888г.:»Недавно старик меня озадачил вопросом:»Что такое идеал?»Ещё не нашёл объяснения простым языком.»(см.Д.Маковицкий»Яснополянские записки»запись 1905г. кн.1стр.259))Однако автору известны по-крайней мере две попытки Л.Н.Толстого сделать это.Вначале Л.Толстой определял кантовский идеал№2 как некое неопределённое направление:

"...христианское учение не определяет форм жизни,а только во всех отношениях

человека указывает идеал,направление;"\см.там же том 65;стр.55\В конце же своей

жизни Л.Толстой склонен был определять кантовский идеал№2 как полное

совершенство:"Христианство показывает идеал,т.е.полное совершенство..."\см.

письмо от 7 сентября 1910г. там же; том82; стр.141\.Что опять же\сравни с ранее

приведённой цитатой И.Канта\ указывает на источник происхождения данной мысли Л.Толстого писания И.Канта.Здесь надо заметить,что издавна

"полное совершество"многими мудрецами всех стран считалось как одно из качеств Бога.Однако есть существенная разница между этой мыслью этих мудрецов и данной мыслью И.Канта и Л.Толстого. "Полное совершенство" данных

мудрецов-это некое неопределённое совершество.У И.Канта и Л.Толстого же "полное совершество"-это,доведённое до своего логического конца,

определённое человеческое нравственное совершенство:"Так в деле собственности

совершество в том,чтобы не иметь ничего,

в деле семейном,чтобы не любить своих семейных более всех других,в деле целомудрия не иметь никакого полового общения,так и в деле непротивления совершество в том,чтобы обидчику подставить другую щеку и снимающему кафтан,отдать и рубашку.Таково совершество.Христианская же жизнь состоит во всё большем и большем приближении к совершеству:так в делах собственности стараться не приобретать возможно больше,а стараться иметь как можно меньше,в деле привязанности к семейным стараться делать как можно меньше различия между семейными и всеми остальными людьми,в деле целомудрия стараться приблизиться к полной чистоте,в деле непротивления стараться как можно меньше противиться нападающим людям."\см.там же\.Очевидно здесь Л.Толстой занял,критикуемую им в других местах,позицию антропоцентризма и морализма.

!"Так что не бесконечное совершенствование жизнь-тут могут быть

упадки,и от того разочарования,сомнения. А-"возьмите иго моё на себя и научитесь

от меня,что я кроток и смирен сердцем,и найдёте покой душам вашим."Не могу вам

передать словами чувство,которое возбуждали и возбуждают во мне эти слова

и как они отвечают для меня на всё. Не совершенствоваться мне,гордому мне,

поганому мне,а взять то положение,то тело,то здоровье,тот нрав,то прошедшее,те

грехи,даже,и с кротостью и смирением сердца искать всегда,каждую минуту

случая исполнять нужное Ему дело.Не гожусь ли я заткнуть дыру какую-нибудь?

Подтереть мной что-нибудь?Примерами мерзости,порока и грехов не могу ли

пригодится;просто телом моим понавозить? И если удастся себя так чувствовать,тогда всё чудесно,легко и твёрдо.

Скажут:"это уничтожает стимул совершенствования."Не бойтесь: потребность быть лучше та же,что потребность быть счастливее,её поощрять

не нужно,надо,чтобы это делалось само собой,а не хорошо,когда это становиться

целью."\см.там же том65;стр.9 ;письмо от 17 января 1890г.к В.Рахманову\.


Глава№4Доказательство того,что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие.


Что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие,а не просто отвлечённое учение,хорошо видно,по мнению автора, из приведенного выше отрывка из произведения И.Канта.

В самом деле.Ведь данное учение И.Кантом предлагается взамен истинной веры,любви ко всему живому!"Любовь к ближнему"\которая упоминается у И.Канта в данном отрывке\-есть ни что иное,как

сокращённая форма вышеупомянутой любви ко всему живому.

Ведь"ближний",человек есть самая высшая,известная нам форма всего живого.

С точки же зрения самого Л.Толстого:"разум проверяет положения веры."\см.там же том45;глава№1раздел8\.С этой точки зрения учение о бесконечном нравственном совершенствовании тем более суеверие:"Это положение,по-видимому очень изящное так же нелепо,потому что нет такой

вещи,как движение по прямой линии.Всякое движение происходит по кругу.Прямая бесконечно продолженная,обращается в круг.Поэтому мысль,что назначение человека есть движение всё вперёд и вперёд,никогда не останавливаясь-абсурд...Теория вечного движения вперёд не может быть

принята и по другой практической причине.Потому что разрушение есть удел всего земного.Все наши стремления и надежды и страхи и радости к чему ведут они?Конец всех нас в смерти.Ничто так ни верно как это.Где же тогда это движение по прямой линии,это бесконечное совершенствование?"С.Вивекананда( см.Б.Сахаров "Открытие третьего глаза"К.1993г.стр.73-74).

Однако, истинно или нет с точки зрения разума учение о бесконечном

нравственном совершенствовании,в любом случае данное учение является суеверием

для того человека,который выдвигает его для себя на первый план,отодвигая тем

самым истинную веру на второй план.И именно так иногда происходило у Л.Толстого:"Весь смысл человеческой жизни заключается в движении по

направлению к этому идеалу."\см.там же том 27;стр.84\

У Л.Толстого встречается иногда своего рода промежуточная формула,находящаяся

как бы посередине между истинной верой, всеобщей любовью и данным суеверием.

А именно:увеличение любви:"Цель жизни каждого человека одна:внутреннее

совершенствование,состоящее в увеличении любви."\см.там же том82;стр.192\.Однако такая краткая формула явно двусмысленна!В самом деле

о какой любви здесь идёт речь?Не ясно.То ли о любви-дружбе?То ли о романтической

любви?И так далее.А если речь идёт не о какой-то выборочной любви,а о

всеобщей любви,то можно ли её увеличивать?По мнению автора в каждом человеке достаточно всеобщей любви. Просто некоторые люди не ставят всеобщую любовь на главное место в своей ценностной иерархии.Из-за этого они лишают себя высшего блага.Другие,хотя и ставили раньше на главное место,но в настоящее время почему то забыли.Поэтому им надо вновь и вновь вспоминать об этом.В этом их внутренняя

работа.Однако иногда Л.Толстой критиковал эту промежуточную формулу!"Деятельность жизни проявляется любовью.Увеличить в себе любовь человек не может,потому что любовь есть сама сущность жизни.Человек может только уничтожать препятствия проявления любви \см.там же том56;стр.87\.

Глава№5Факты,доказывающие,что, по-видимому, существовали и другие причины,способствующие тому,что Л.Толстой иногда подпадал суеверию бесконечного нравственного совершенствования.


Но одной лишь причиной,влиянием И.Канта трудно, по-видимому, объяснить подпадение суеверию такого самостоятельного мыслителя каким был Л.Толстой.Кроме этого.Новое увлечение Л.Толстого философией И.Канта началось в 1887г.,а свое большое произведение "О жизни" он закончил в январе 1888г.И,как было уже отмечено,всё же суеверия бесконечного нравственного совершенствования в данном произведении нет!

А.Ещё одной причиной,по мнению автора,было то,что во время написания "В чём моя вера",Л.Толстой иногда подпадал другому суеверию.А именно суеверию исполнения пяти заповедей\см.Евангелия от Матвея;нагорная проповедь;главы 5-7\:

"Христос показал мне своими заповедями те соблазны,которыми я гублю своё благо,а потому я не могу делать того,что губит моё благо.В этом и в этом одном вся моя вера\см. там же том 23;стр.331\.Таким образом,хотя во время написания "В чём моя вера"Л.Толстой и понимал важность всеобщей любви,любви ко всему живому\точнее не совсем ясно понимал:"можно не вредить своему

врагу,но любить-нельзя.см. там же том23стр.363\,однако он иногда отодвигал всеобщую любовь на второй план,выдвигая на первый данные пять заповедей.В конце концов очевидная невозможность исполнять полностью,последовательно эти пять заповедей приводит Л.Толстого к внутреннему кризису:"...мне казалось так мучителен разлад моей греховности...я хотел во что бы то ни стало достигнуть сразу этого совершенства и,разумеется,

не достигал и ослабевал."\см. там же том86;стр.172-173\И вот,по-видимому, в связи с вышесказанным,Л.Толстой и решает простое исполнение пяти заповедей заменить их кантовским идеалом№2,

учением бесконечного нравственного совершенствования.То есть одно суеверие заменилось у Л.Толстого другим суеверием:"Когда мы прочли то место,где вы говорите о том,что у Христа

нет заповедей...я напомнил ему то,что я говорил ему то же вчера...Именно,что учение Христа состоит в постановке идеала...Не думайте,что я защищаю прежнюю точку зрения"В чём моя вера".Я не только не защищаю,но радуюсь тому,что мы пережили её."\см.там же том65;стр.260-261\

Б.Ещё одной,третьей причиной,по мнению автора,способствующей тому,что Л.Толстой иногда подпадал суеверию бесконечного нравственного совершенствования было то,что Л.Толстой запутался в понимании полового вопроса\имеется в виду не в личном плане,а в рамках всего человечества\.

А именно.Л. Толстой понимал,что человечество постепенно эволюционирует в сторону отказа от внешних,телесных половых отношений:"Вы спрашиваете,разумею ли я,что следует совершенно воздерживаться

от половых сношений?Отвечаю:да.Каждому мужчине и каждой женщине следует знать и верить,что для него или для неё благо бы лучше оставаться совершенно целомудренным\как в браке,так и вне его\и вовсе не иметь половых отношений.Но если вы спросите меня каковы будут последствия такого убеждения...то я отвечу вам,что я этого не знаю и не хочу знать,потому что это вовсе не моё дело."\см.там же том65;стр.149\Но,

конечно же,Л.Толстой не мог всё время пребывать на этой позиции ничегонезнания.И он делает неизбежный \на первый взгляд\ следующий логический вывод:род человеческий должен в конце концов прекратиться:"Род человеческий

прекратится?Прекратится животное-человек.Экая беда какая!\см.там же том86;стр.183-184\.В ответ на проповедь таких жизнеотрицающих взглядов Л.Толстой получает \опять-таки на первый взгляд\ неопровержимую

критику:"...спрашивается:какое значение могут иметь теории,проповедующие целомудрие в браке и упразднение рода человеческого во имя нравственных принципов.Какое могут,наконец,иметь приложение к жизни самые

эти нравственные принципы,когда во имя их род человеческий исчезнет с лица земли?"\см.Б.Юзефович"О философском учении гр.Л.Н.Толстого" К.1893г.стр.15-16\И вот, под влиянием данных противоречий

Л.Толстой не нашёл ничего лучшего,как применить кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершествовании.А раз\размышлял, по-видимому, Л.Толстой\в таком важном вопросе не удаётся обойтись

без учения о бесконечном нравственном совершенствовании,то значит и прав И.Кант вообще со своим идеалом№2:"Как же это может быть?-скажут на это.Держись люди полного целомудрия,уничтожиться род

человеческий.Но,говоря так,люди забывают то,что указание совершенства,к которому должно стремиться,не означает того,что человек должен достигнуть полного совершенства.Человеку ни в чём не дано достигнуть полного совершенства.

Назначение человека в приближении к совершенству.\см. там же том45;стр.120\Или ещё понятнее эту же мысль можно прочесть из воспоминаний В.В.Розанова:»Заговорили о «Крейцеровой сонате».Я отнёсся недоверчево к её послесловию:»Для чего же прекращаться роду человеческому,когда размножение есть коренной факт природы,явно благодатный,явно благославенный.Он ответил:Конечно,ввиду этого я и не имел.Но человек неудержим,и,когда хочешь довести его до нормы,надо советовать,кричать,требовать сверх нормы.Прекращения размножения ,конечно,никогда не последует,и я не так наивен,чтобы,советуя это,имел ввиду действительно это.Но,стремясь к недостижимой цели,человек слабосилием своим как раз упадёт на норму,совпадёт с нормою или где-то близко около неё.Это-то и надо.»(см.В.В.Розанов «Около народной души.»М.2003г.стр.378)

Однако всё дело в том,что все данные сложные рассуждения излишни.Не верно,что без внешних,телесных половых отношений род человеческий неизбежно прекратиться.Ведь возможно

искусственное оплодотворение\или клонирование\без какого-либо общения людей вообще!А значит в половом вопросе, с точки зрения Л.Толстого, прибегать к кантовскому учению бесконечного нравственного совершенствования нет никакой необходимости.

Здесь, по-видимому, следует написать несколько слов о внутренней половой

жизни.\Хотя это тема отдельного разговора.Подробнее об этом желающие могут прочесть,например, у многих мистиков разных стран и культур.\Л.Толстой,желая оправдать необходимость кантовского идеала№2 в половом вопросе,утверждал иногда,что хотя некоторые люди и не имеют внешних телесных половых отношений,но зато они имеют внутренние половые отношения, и потому смысл жизни таковых людей

заключается в постепенном избавлении от этих отношений,то есть опять-таки в

кантовском идеале№2:"...нужно быть совершенным,как Отец.т.е.идеал совершенства внешнего и внутреннего."\см.там же том65;стр. 261\Но, по-видимому, и это также суеверие. Истинная вера есть всеобщая любовь,

любовь ко всему живому.Верно,что чем чаще человек будет сосредотачиваться на всеобщей любви,тем меньше у него остаётся времени для выборочной

любви,для внутренних половых отношений.Но,таким образом.

уменьшение внутренних половых отношений это лишь вероятное сопровождение жизни в истинной вере,а не то,что даёт смысл жизни,не главное.

Таким образом, по-видимому, двумя вышеупомянутыми причинами\плюс влиянием И.Канта\ и можно объяснить тот факт,почему Л.Толстой вероятно после середины 1888г.\см.письмо от 9октября 1888г.,в котором впервые письменно Л.Толстой начинает употреблять слово "идеал" в вопросах веры в положительном смысле,причём именно в половом вопросе;\\ там же том86;стр177\начинает время от

времени подпадать суеверию бесконечного нравственного совершенствования и

распространять его среди других людей.


Заключение.


Обозревая всю, в целом замечательную мыслительную деятельность Л.Толстого после 1888г.,можно сделать вывод,что мысль его всё время колебалась,то совпадая с истинной верой:"Постарайся полюбить того,кого ты не любил,осуждал, кто оскорбил тебя.И если это удастся тебе сделать,ты узнаешь новое радостное чувство.Как свет яркий светит после темноты,так и,освободившись от нелюбви, свет любви сильнее и радостнее разгорится в тебе."\см.там же том45;стр80\,то подпадая суеверию бесконечного нравственного совершенствования:"Так что признание недостижимого идеала заповедью есть только уловка,имеющая целью показать то,что так как исполнение заповеди любви в её полном совершенстве недоступно человеку в этой жизни,то заповедь любви и не может единой заповедью,а должны быть другие заповеди,исполнением которых человек может угодить Богу."\см. там же том38;стр117\И, таким образом, данное суеверия не могло до конца заглушить истинную веру у Л.Толстого.Но вероятно не так может быть у других людей,последователей Л.Толстого.Быть может под воздействием данного суеверия решил покончить жизнь самоубийством близкий друг-единомышленник Л.Толстого-Д.Маковицкий?Это всего лишь предположение автора.А вот очевидные факты.Известно,что В.Ф.Булгаков,бывший секретарь Л.Н.Толстого в конце жизни резко изменил свои взгляды,перестал быть близким единомышленником Л.Н.Толстого.Также известно,что перед этим В.Ф.Булгаков написал книгу «Толстой-моралист»(изд. В Праге 1923г.),в которой он сводит всё лучшее,что есть в учении Л.Н.Толстого к морализму.Вывод,вытекающий из сравнения этих двух фактов очевиден. Поэтому, внимая таким мыслям близких друзей-единомышленников Л.Толстого,как например:"Что это за ужасающее противоречие с чистыми идеалами Толстого!\см.П.Бирюков "Биография Л.Н.Толстого"том3;стр.9;

Берлин 1921г.\;или современных нам последователей Л.Толстого,как, например:"Принял я учение Л.Т.в 1915г.и держусь этого идеального учения уже 60лет."\см."Воспоминания крестьян-толстовцев"М.1989г.стр.475\

хочется возразить:Не было по сути у Л.Толстого никаких "чистых идеалов",никакого"идеального учения". Учение бесконечного нравственного совершенствования,называемое Л.Толстым с 1888г. идеалом,есть суеверие и потому, очевидно, не занимает важного места в целом замечательном учении Л.Толстого. Это суеверие должно или полностью быть отброшено как ненужное.

Или\для кого это почему-то трудно сделать\нужно по крайней мере:1.Не выдвигать для самого себя это учение на первый план,отодвигая тем самым для

себя истинное учение на второй план;2.Не распространять его среди

других людей вместо истинной веры.

Наконец автор приберёг ещё несколько слов самого Л.Толстого.Дело в том,что неожиданно для автора выяснилось,что некоторые последоватили Л.Толстого

не готовы читать критические замечания в адрес Л.Толстого!"Л.Н.опять просил нас,

чтобы строго критиковали его мысли и указывали на неясности,неточности.Он

часто видит,что люди,которые его не понимают или которым кажется,что он

ошибается,поддакивают ему или молчат или делают вид,что они понимают его."

\см.Д.Маковицкий"Яснополянские записки" книга1;стр.100\Автору представляется,что

такие мысли Л.Толстого заставят вышеупомянутых последователей Л.Толстого внимательнее отнестись к данной статье.




Похожие:

Предисловие iconПредисловие: от Льюиса Кэррола к стоикам
Предисловие переводчика
Предисловие iconОглавление издательство Предисловие Предисловие к третьему изданию 6
Вопрос об условиях тождественности фарадеевской и максвелловской формулировок закона электромагнитной индукции 58
Предисловие iconСодержание предисловие
Предисловие (Йог Раманантата)
Предисловие iconПредисловие к русскому изданию предисловие I. Чувство направления
Беседа Питера Брука с Питером Робертсом во время репетиций “Короля Лира” в Стратфорде-на-Эйвоне в 1962 году
Предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие iconТом Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие
Нет ни одной такой книги о бультерьерах, кроме книги, написанной моим старым другом Томом Хорнером, к которой я очень хотел, чтобы...
Предисловие iconВ. Н. Сагатовский Антропокосмизм мировоззрение для пост-новой эры Оглавление предисловие 4 диагностика 5 Урок
Предисловие 4 диагностика 5 Уроки ХХ века. Конец «новой эры» 5 Разочарование 6 Аксиологическая типология человечества 11 Кто я и...
Предисловие iconПредисловие

Предисловие iconПредисловие переводчика

Предисловие iconСодержание предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие. Раздел I. Задачи государственной власти и основы общественного устройства россии
Предисловие iconДокументы
1. /Предисловие.rtf
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов