Ясная поляна icon

Ясная поляна



НазваниеЯсная поляна
страница1/3
Дата конвертации30.06.2012
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3



ЯСНАЯ ПОЛЯНА


Выпуск 8.


Сентябрь – ноябрь 1989


РИГА


- 1 -


ЛЕВ ТОЛСТОЙ


Сила, с которой мы убеждены в чем-нибудь, полная, совершенная, непоколебимая, бывает не тогда, когда доводы логически неотразимы, и не тогда даже, когда чувство совпадает с требованиями ума, а только тогда, когда человек опытом убеждается, испытав противоположное, что есть только один путь. Такое убеждение нам дается о том, что жизнь есть только одно: следование воле Бога.


—————


"Ищите Царствия Божия и правды его, а остальное приложится". Ищите того, чтобы быть исполнителями воли Бога, и больше ничего, ничего. Все будет: и праведность, и радость, и жизнь, не говоря о хлебе и одежде... Нужен только хлеб насущный - пища жизни, та, про которую Христос сказал: "пища моя - творить волю Пославшего".


—————


Радостное чувство перенесения смысла жизни в желание служения Богу через служение людям, желание блага всем, с кем встретишься.

И такая жизнь возможна и радостна.


—————


Жизнь наша, как старого, так и молодого, подлежит возможности ежеминутного прекращения, и потому нельзя откладывать исполнения своего дела жизни: служения Богу и людям, а надо жить и служить Богу и людям сейчас, всякую, минуту своей жизни. Служения же Богу и людям состоит в увеличении любви в себе и в других, и это дело мы можем желать всегда.

—————


- 2 -


Продолжая знакомить читателей с общественными движениями, основывающими свою деятельность на благоговении перед жизнью, предлагаем в этом выпуске краткий обзор ^ FELLOWSHIP OF RECONCILIATION, /далее /, что можно перевести как Содружество примирения.




"Содружество примирения состоит из тех, кто ощущают единство всего творения и объединились вместе, чтобы использовать силу любви и правды для решения человеческих конфликтов. Всегда энергично протестуя против войны, Содружество также подчеркивало, что эта деятельность должна исходить из стремления к справедливому мирному сообществу с полным достоинством и свободой каждой человеческой личности!

Вырабатывая эти принципы, FOR ищет людей веры, которые будут реагировать на конфликты ненасильственно, стремясь к примирению через действие сострадания. Содружество призывает к проявлению веры в жизни каждого его участника. В то же время особая роль Содружества в расширении границ общности, в стремлении к решению конфликтов объединенными усилиями людей различных вероисповеданий.


В осуществлении своей программы FOR полагается на тех, кто старается применять эти принципы во всех сферах жизни.

Члены FOR:

- Чувствуя страдание жертв несправедливости и эксплуатации, независимо от национальности, расы и пола, изыскивают возможности


- 3-


активного ненасильственного вмешательства, которые помогают спасти их из подобных условий.

- Отказываются участвовать в какой бы то ни было войне или санкционировать военные приготовления; деятельность направлена на прекращение войны и к содействию доброй воли между расами, народами и классами.

- Стремятся к созданию такого социального устройства, в котором возможности человеческой изобретательности и мудрости использовались бы для общего блага и в котором ни один человек или группа людей не были бы эксплуатируемы и угнетаемы для выгоды или удовольствия других.

- Защищают методы справедливости и сострадания по отношению к преступникам; а также служат защитниками, и жертв преступлений, и их семей, страдающих от эмоциональных потрясений, понимая, что возмещение убытков и примирение могут помочь в исцелении и жертвы, и преступника.

- Стараются оказывать уважение личности и почтение всему творению.

- В стремлении к достижению целей, сталкиваясь с полемикой, стараются избегать ссоры и злобы, но утверждать дух самоотверженности и любви."


Founding of the Fellowship


"В августе 1914 года на границе Германии и Швейцарии проходила экуменическая конференция христиан, желающих предотвратить развязывание войны в Европе. Однако, еще до окончания конференции началась Первая Мировая война. Возвращаясь домой, двое из делегатов конференции, - Хенри Ходкин, британский квакер и Фридрих Зигмунд-Шульц, германским лютеранин, - на железнодорожной станции Колонь призвали друг друга искать путь для труда за мир, несмотря на то, что их государства воевали. Следуя этому призыву, в декабре 1914 года христиане собрались в Англии, в Кембридже, для основания Содружества примирения. Американское Содружество было основано 11 ноября 1915 года. Постепенно группы FOR были организованы в 30 странах с международным секретариатом в Голландии. Сегодня среди членов FOR христиане, иудеи, буддисты, мусульмане, индуисты и люди многих других религиозных традиции, как и без формальной религиозной принадлежности."


- 4 -


FOR Highlights


1916. Организация Американского Общества прав человека, возглавленного членом FOR Роджером Болдуином.

1917. Поддержка отказников по совести от военной службы во время Первой Мировой войны, стремление защищать и отстаивать их права.

1923. Способствование организации Конференции христиан и иудеев.

1927. Мирная делегация к Сандино в Никарагуа.

1940-45. Поддержка ненасильственного сопротивления Второй Мировой войне.

Призыв к членам FOR спасать евреев и других преследуемых нацизмом людей. Протесты против интернирования американских японцев и помощь им.

1942. и последующие годы. Организации совместного межрасового строительства, введения тактики интеграции столовых и ресторанов, театров и других общественных мест

1947. Был спонсором "^ Похода примирения" - первого марша мира.

Многие из ненасильственных тактик, развитых и используемых FOR, стало основой, для Движения за права человека в последующей декаде. Создание Конгресса расового равенства, президентом которого стал секретарь FOR по расовым взаимоотношениям Джеймс Фермер.

1948-54. Организация развернутой кампаний за недопущение продолжения призыва Пентагоном на военную службу после окончания войны.

1953. Организация Американского комитета по Африке для поддержки движения африканской независимости.

1954. Учреждение программы "Шесть лет пищи для Китая" в связи с массовым голодом в этой стране.

1956. В ответ на маккартизм способствует проведению митингов по всей стране в защиту прав человека и свободы слова.

1958-68. Активное участие в борьбе за права человека вместе с Мартином Лютером Кингом. Глен Смайли проводит много дней с Кингом во время автобусного бойкота в Монтгомери. Он и секретарь Южного района FOR Джеймс Лоусон учат студентов ненасилию и тому, как использовать тактику пассивного сопротивления.


- 5 -


1960. Инициатива кампании против идеи о том, что убежища от ядерного нападения спасут.

1965-74. Выступления против вмешательства США во Вьетнаме. Спасение политических узников в Южном Вьетнаме. Участие в коалиции антивоенных сил.

1978. Во время специальной сессии ООН по разоружению является спонсором дискуссионного центра Плоушер Кофихаус.

1980. Возглавляет с другими группами инициативу замораживания ядерного оружия. Помощь в организации Субботы мира.

1989. Поощряет примирение между США и СССР. Проект обмена между этими странами в художественной и образовательной сферах, проведение совместных семинаров. Принимает участие в финансировании двухгодичных делегаций в Никарагуа и другие Центральноамериканские государства со Свидетельством мира.

1987-88. Финансирует издание книги Уолтера Винка "Насилие и ненасилие в Южной Африке" и высылает туда, в 2500 приходов. По инициативе Совета Церквей Южной Африки ведет в Лесото Семинар ненасилия..."


- 6 -


^ ИЗ ПОЧТЫ "ЯП"


"...Я постараюсь кратко рассказать о своем пути к вегетарианству. Я с детства любил животных. Даже убийство мух вызывало во мне протест. Но особое страдание причиняло мне убийство травоядных животных и птиц. Несколько раз я отказывался от мяса уже в возрасте 10-12 лет, но взрослым удавалось меня уговорить вначале есть рыбу, а затем и мясо наземных животных. Меня, хотя и продолжали волновать нравственные проблемы, но вегетарианству я не придавал значения. Знал, что Толстой был вегетарианцем, но не читал его нравственно-философских произведений. Мне казалось, что раз все едят мясо, то ничего изменить нельзя.

Но мои страдания, связанные с жестокостью мира и порядком, заведенным в человеческом обществе, продолжались. Я чувствовал, что так жить нельзя. Теперь я понимаю, что мясоед, подсознательно испытывает жестокие муки за гибель невинных существ. Отказаться от мяса мне помогла биография Бернарда Шоу, которую я прочел в конце 1971 года. Вначале мне казалось, что Шоу ошибался, но, дочитав его биографию до конца, я понял, что великий драматург был прав, отказавшись от употребления мяса. С тех пор я перестал есть мясо, а вскоре и рыбу, т. е. мясо рыб. В те годы я еще не знал, что вегетарианство /антикреофагия/ - одно из важнейших направлений мировой этики. Меня вдохновлял лишь один великий человек - Бернард Шоу...

К сожалению, в Тбилиси на ул. Толстого больше нет вегетарианской столовой... Великий Толстой написал вступительную статью к книге Хуарда Уильямса "Этика пищи", где даются краткие биографии всех всемирно известных людей, которые призывали любить животных и отказываться от мяса. Толстой показал, насколько чудовищна бойня; ее жертвами становятся не только несчастные животные, но и люди - профессиональные убийцы. Недостойно человеку заниматься таким жутким, таким чудовищным ремеслом - быть бойцом на мясокомбинате. Такое ремесло разрушает все святое в человеке, все прекрасное, все святое..."

Владимир Габедава,

г. Тбилиси


—————


".....очень хороша статья в рубрике "Возвращаясь к теме" /"Я. П." № 7/. Часто слышу от пожилых и вроде бы культурных людей: "Мы бедны, нет и 500 рублей, чтобы похоронить по-человечески"! Это о своих будущих похоронах. До чего же мы тихо-мирно дожились, что так дорога нам собственная смерть и так пуста и притерпела - жизнь. Все, все поставлено с ног на голову. Так люди более всего ценят обряды - даже по поводу смерти. Вырождение полное..."

Михаил Юнгер

г. Киев

—————

- 7 -


^ ИЗ ПОЧТЫ "ЯП"

"....Теми, кто рвался к монополии права на истину, была принята на вооружение формула "религия есть опиум для народа". Ликвидации подвергся целый пласт культуры. Те, кто не хотел молчать, чаще всего были либо уничтожены, либо сломлены. В этом я вижу истоки сегодняшней бездуховности. Рост преступности, вспышки насилия, коррупция, раздражительность нервозность и осуждение.

Но и в это время звучат голоса тех, кто сохранил в себе Божью искру, тех, кто был убежден, что терпимость и ненасилие представляют собой тот фундамент, на котором зиждется любое здоровое общество...

Не так давно ко мне пришло письмо из Миссий Рамакришны в Индии. Вот несколько строк из него, над которыми стоит задуматься:

"Не заботьтесь о догмах, сектах, церквях или храмах; они мало что значат в сравнении с той сущностью жизни в каждом человеке, которой является духовность. И чем больше это развито в человеке, тем больше сил в нем для добра. Заслужите это вначале, овладейте этим, и не критикуйте никого, ибо все учения и верования заключают в себе что-то хорошее. Покажите своей жизнью, что религия - это не просто слова, названия и секты, а духовное познание. Только те могут понять, кто пережил. Только те, кто достиг духовности, могут передать ее другим.

Владимир Киселев,

г. Киев


- 8 -


^ РЕДАКЦИЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС


- ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ УЧАСТНИКИ ТОЛСТОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ НЕГАТИВНО ОТНОСЯТСЯ К ПРИСЯГЕ?


Любой человек, даже независимо от вероисповедания, но искренне стремящийся жить в согласии с высшим, всеобъемлющим законом, если он непредвзято и честно встретит эту проблему, то неизбежно будет приведен к простому выводу, что присягать - никак невозможно. И не только по той причине, что Иисусом сказано: "Не клянитесь вовсе", но сказано так именно потому, что действительно любая присяга или клятва или все равно, как еще это назвать, - противоречит и глубокому религиозному чувству, и даже просто здравому смыслу.

Здесь следует рассмотреть две возможности случаев. Во-первых, клятва употребляется для подтверждения того, что было или есть сейчас, во-вторых - для определенных обещаний на будущее.

В первом случае человек клянется, что он говорит правду. Но для религиозного человека здесь не может быть выбора - он всегда должен или говорить правду, или не говорить ничего. Если же человек начинает заверять: "Клянусь, Бог свидетель, я не обманываю!", то не дает ли он невольно тем самым понять, что в других случаях, когда он не прибегает к свидетельству Бога, он может говорить и ложь? "Да" - когда "да", и "нет" - когда "нет" - это естественный закон, как естественно все, что соответствует истине. Ложь - противоестественна, говорящий ложь - нарушает истину, независимо от того, клянется он при этом или нет. И остановит ли что-нибудь человека, готового в данный момент солгать? Тут уж излишне было бы говорить о том, что для не имеющего ничего святого и клятва не может иметь смысла, - это само собой понятно. Но даже Петр - ближайший ученик Христа - в минуту слабости и страха божится и говорит заведомую ложь...

Еще более неуместной представляется клятва, когда речь вдет о будущем, что бы человек ни обещал и как бы сам он этого ни желал. Человек не властен над временем, он не может знать, что с ним будет через год, или через день, или через минуту. Как же он может быть уверен, что будет непременно здесь или там и сделает непременно то или иное дело? Даже в этом он не может быть уверен.


- 9 -


^ РЕДАКЦИЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС

Любой человек, будь он хоть фанатиком или определенной веры или безверия - над обстоятельствами будущего он не властен. Единственное, что может человек, становящийся на путь жизни, - это чутко прислушиваться к воле Божьей - воле милосердия и любви - и стараться, каждый по своим возможностям, в любых условиях и что бы ни случалось, всегда следовать этой воле, этому высшему закону. Вот - единственное обязательство, вот - единственный долг, но долг, объемлющий всё. И любая клятва, любая присяга лишь становится препятствием или даже прямым противоречием этому основному долгу. Если, например, человек клятвенно обещает к определенному времени что-то сделать или где-то быть, он поступает крайне легкомысленно. Он забывает, что обстоятельства могут сложиться иначе, и он клятву не выполнит: он может заболеть, он может даже не дожить до этого времени, и, наконец, его воля может встать в противоречие с его высшим долгом, ведь именно тогда, в тот день, в тот час кому-то может понадобиться его срочная, неотложная помощь, и по воле Божьей, следуя чувству сострадания, он должен был бы непременно помочь, - и тогда как ему поступить, чему отдать предпочтение: воле Божьей или своей клятве? Здесь тоже "Нельзя служить двум господам".

Искренний человек не может также клясться в верности определенному учению, ибо в таком случае он вольно или невольно закрывается для свободного и бесконечного восприятия Бога, останавливаясь на ограниченном, строит перед собой стену. Что-то сегодня может казаться всей исчерпанной истиной, но завтра могут открыться новые горизонты. Чему отдаст человек предпочтение: истине или своим сегодняшним представлениям? Как не вспомнить о том, что из-за своих сегодняшних устоявшихся представлений, которые могут быть такими разными, люди ссорятся и воюют, следуя каждый своим клятвам верности?!

Тем более кричащие противоречия проявляются в присяге верности государству, правительству государства или его военным. Для человека, любящего больше всего истину, Бога, существует только один высший закон - Божий закон; все же остальные - законы сообществ и государств - такой человек уважает лишь настолько, насколько они не противоречат закону Высшему. Опять же - "Нельзя служить двум господам". Что же касается военной присяги, то, не говоря уже о том, что сама военная служба находится в прямом противоречии с законом Божьей любви и никак не приемлема для совести

- 10 -


^ РЕДАКЦИЯ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС

человека, тем более - обещание во всем подчиняться случайным людям, приказания которых заведомо связаны с ненавистью и убийством. Сколько кровавых жестокостей оправдываются тем, что исполнявшие их следовали присяге! Это можно было бы назвать продажей души, после которой человек вроде бы ни за что не отвечает, кроме исполнения приказа. Поистине, в страшное положение попадает человек! К сожалению, чаще всего присягу давать заставляют в том возрасте, когда не у многих еще развилось разумение жизни. Поэтому, не будем их осуждать. "Не ведают, что творят". Не будем осуждать и тех, кто по своей слабости не способны еще сказать вовремя "нет", или кто увлечены массой, и решили, что "если все так делают, значит так надо". Не надо никого осуждать. Лишь надо в сердце своем сделать выбор, найти то главное в жизни, что дает ей свет, и стараться идти в этом свете, поступая по совести.


- 11 -


^ ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ


Жизнь священна в каждом своем проявлении, и если речь идет о проявлении ее в этой, знакомой нам материальной форме - птиц или рыб, оленей или слонов, или, наконец, человека - всякое проявление жизни достойно благоговейного отношения. Убийство - преступление против жизни. Такое же преступление - узаконенное убийство, каким является смертная казнь.

Однако, опрос общественного мнения в Ленинграде /подобные опросы - с аналогичными результатами проводились и в других городах/ показывает, что большинство его жителей не только не чувствуют противоестественности смертной казни, но требуют более широкого ее применения, причем немало и таких, которые заявляли о готовности лично приводить приговор в исполнение.

Тем большего внимания заслуживает приводимое ниже Обращение /на отдельные его положения редакция "ЯП" смотрит несколько иначе/ ленинградских противников смертной казни. Примечательно и то, что среди первых подписавших обращение, указан заместитель председателя военного трибунала. Несмотря ни на что, число противников узаконенного убийства все растет.


—————


^ СЪЕЗДУ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР,

ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ СССР


Одобрение смертной казни остается одним из тяжелейших заблуждений общественного сознания. Это заблуждение навязывалось гражданам нашей страны на протяжении десятилетий как якобы необходимая и действенная мера борьбы с преступностью. Репрессии выдавались за главный инструмент решения социальных и политических проблем.

Жизнь развенчивает это миф. Общественное сознание обретает зрение. Меняется отношение людей к смертной казни.

Каждый из нас вправе себя спросить: почему лично мне хочется, чтобы преступнику суд присудил самую страшную, какая только есть на свете, меру наказания? В минуту ослепления от праведного гнева нам кажется, что мы готовы собственными руками воздать негодяю по заслугам! Это так понятно и объяснимо. В нас срабатывает естественное человеческое возмущение. И все-таки мы должны понимать, что одновременно в нас с самой глубины подсознания поднимается первобытно-генетическое жестокое желание мести.

Но нельзя давать волю низменным чувствам, если хочешь остаться человеком.

Позорно для человека желать смерти другому человеку. Здесь не


- 12 -


^ ПРОТИВ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

может быть оговорок. Эта истина абсолютна.

Мы, члены общественной комиссии "За отмену смертной казни" Венского комитета общественного контроля за соблюдение итогового документа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе /15. 01. 89, г. Вена/, обращаемся к вам, народные депутаты! Есть целый ряд весомых аргументов в пользу отмены смертной казни и замены ее пожизненным или долговременным заключением. Мы готовы представить эти аргументы.

Призываем трудовые коллективы, общественные организации, всех граждан присоединиться к нашему обращению.


Общественная комиссия "За отмену смертной казни"

Венского комитета /г. Ленинград/


Андрей Цеханович - журналист, старший редактор отдела публицистики журнала "Аврора".


Владимир Миронов - кандидат юридических наук, подполковник юстиции, заместитель председателя военного трибунала Ленинградского гарнизона.


Ольга Есина - библиотекарь


Юрий Ильин - юрист, председатель Ленинградского союза юридических кооперативов...


- 13 -


^ МИЛИТАРИЗМ И

ШАГИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ


В этом номере "Ясной Поляны" - события в ЛАТВИИ:


С приходом осени возросла тревога, в связи с приближающимся призывом на военную службу. Продолжали приходить известия о бесчеловечных отношениях в армии, о жесточайших издевательствах, избиениях и убийствах. Естественно, протестуя против подобной участи своих сыновей, наибольшую активность проявили женские организации /Лига женщин Латвии и Латвийская женская национальная лига/, вскоре получившие самую широкую поддержку.


Клуб защиты среды выступил за ликвидацию военных баз на территории Балтии.


21 сентября большой митинг, организованный Клубом защиты среды и женскими организациями.

Большие траурные фотографии.

Плакаты:

"эти парни из ЛатвИи разных нАЦИОНАльностЕй ПОГИБЛИ В МИРНОЕ ВРЕМЯ, ПРОХОДЯ службу в рядах совЕТСКОЙ армии / НЕ в аФГАНИСТАНЕ/"

^ "НЕ ПОЗВОЛИМ ПРЕВРАТИТЬ НАШИХ СЫНОВЕЙ В УБИЙЦ!"

"В ЛАТВИИ - АЛЬТЕРНАТИВНУЮ СЛУЖБУ",

и множество других.


И в дальнейшем продолжались антивоенные митинги, а также акция против военных игрушек: "Детский мир - без оружия".


Участились отказы от военной службы.


4 октября Лига женщин Латвии обратилась с призывом к депутатам Верховного Совета ЛССР принять закон об альтернативной службе. В предложенном законопроекте среди прочих пунктов говорилось:

"...имеют право отказаться от действительной службы в Вооруженных Силах СССР, если такая служба противоречит их религиозным убеждениям, политическим взглядам, морально-этическим принципам".


—————


Как уже было выражено в предыдущих №№ "ЯП", позиция журнала в этом вопросе такова, что право поступать по совести и отказываться от деятельности, противоречащем всем лучшим побуждениям человека - право неотъемлемое, которое нельзя ни дать, ни отнять какими-либо внешними постановлениями, как невозможно подобными постановлениями ни запретить, ни заставить жить по совести. В данном случае закон об альтернативной службе - это, прежде всего, право для законодательной и исполнительной власти не преследовать такого человека, то есть может способствовать более мирным человеческим взаимоотношениям.


—————


- 14 -


^ МИЛИТАРИЗМ И

ШАГИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Правлений Думы НФЛ - Президиуму Верховного Совета ЛССР


Осенью этого года в республике участились случаи отказа юношей от призыва на обязательною военную службу в Вооруженных Силах СССР по религиозным, пацифистским и политическим мотивам, а также по той причине, что руководство Вооруженных Сил СССР не способно устранить внеуставные отношения в армии, что вызывает тяжелые последствия: физические и психические травмы; а также человеческие жертвы.

Отдавая себе отчет в том, что в условиях нового /осеннего/ призыва эта тенденция усилится, и многие из призывников войдут в конфликт с законом, Правление Думы НФЛ призывает Президиум Верховного Совета ЛССР во имя гуманизма своим постановлением приостановить осенний призыв и на сессии 10 ноября сего года принять предложенный Лигой женщин Латвии законопроект об альтернативной службе.

Правление Думы НФЛ считает, что в случае, если не будет принято постановление о приостановлении осеннего призыва и допущено промедление принятия указанного законопроекта, могут возникнуть стихийные акции гражданского неповиновения, способные повлечь за собой многие человеческие трагедии.


17 октября 1989 года. Правление Думы НФЛ.


—————


^ СВОБОДУ - СОВЕСТИ!


ДННЛ выступает в защиту права жителей Латвии отказаться от службы в Вооруженных Силах СССР, избрав альтернативную трудовую службу в народном хозяйстве или здравохранении Латвии.

ДННЛ призывает всех приверженцев альтернативной службы до 11 ноября /включительно/ носить белые нарукавные повязки или ленты. Этими белыми повязками мира проголосуем за право человека следовать голосу своей совести!

18 октября 1989 года. Правление ДННЛ


—————


В то же время организация "Тевземей ун Бривибай" призвала бойкотировать призыв на военную службу, что главным образом основывалось на международных правовых нормах, по которым жители окупированных территорий в действующую армию не должны призываться.


- 15 -


^ МИЛИТАРИЗМ И

ШАГИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ


Между тем, появилось ОБЬЯВЛЕНИЕ:


"Юноши Латвии! Мы, ваши сверстники, призываем вас поддержать наших матерей, сестер и бабушек, которые выступили за права человека на жизнь, свободу совести, за неповреждение тела и души. Всех тех, кто понимает, что не всякий человек может и желает брать в руки оружие, призываем в КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР в Доме культуры "Драудзиба" по ул. Тилта 32 /*/, по понедельникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10 до 19, и по вторникам и четвергам с 10 до 16 в помещении бухгалтерии на 2 этаже, чтобы включиться в деятельность за возможности альтернативной службы в Латвии.

Нормундс, Эдгарс, Андрис, Дайнис, Илмарс - призывники из координационного центра"


—————


И еще:


^ ОБРАЩЕНИЕ К ЖИТЕЛЯМ ЛАТВИИ


На сессии Верховного Совета ЛССР решится судьба призывников из Латвии. И от вашей активности зависит, будет ли приостановлен призыв и принят закон об альтернативной службе. Попомните, что решения депутатов для юношей могут стать вопросом жизни и смерти. Поэтому явимся 10 ноября в 9.00 к зданию Верховного Совета, г. Рига, ул. Комъяунатнес, д. 11 с плакатами, транспарантами и белыми лентами.


^ НАШИ ТРЕБОВАНИЯ:


1. Немедленно приостановить приказ о призыве.

2. Принять закон об альтернативной службе.

3. Обеспечить защиту прав человека в армии.

4. Амнистировать юношей из Латвии, которые дезертировали из-за непереносимых условии службы, а также прекратить уголовные дела об отказе служить в советской армии.

Клуб защиты среды.


—————


"В воскресенье, 5 ноября 1989 г. в 10 часов утра, все колокола /**/ Латвии, Литвы и Эстонии приглашают верующих всех религиозных конфессий к Большому молебну за демилитаризацию Балтии.

Помолимся за тех юношей, которые по велению совести отказались от службы в Вооруженных Силах СССР.

Помолимся за тех, кто служит далеко от Родины.

Помолимся за тех, кто погиб в мирное время.

Да поможет нам Бог!

Латвийская женская национальная лига."


————————————

/*/ Позже пришлось перейти в другое помещение.

/**/ Здесь значительное преувеличение.


- 16 -


^ МИЛИТАРИЗМ И

ШАГИ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ


8 ноября состоялось общее собрание отказавшихся от военной службы призывников.

Среди отказавшихся были и те, кто не может служить в армии по религиозным убеждениям. Однако, основная мысль в принятых декларациях и Сообщении выражена в требовании соблюдать Гаагскую /1907 г./ и Женевскую /1949 г./ Конвенции об окупированных государствах.

Вместе с тем в Сообщения сказано:

"...Обращаемся ко всем жителям Латвии с призывом оказывать самую широкую поддержку юношам, которые по религиозным, пацифистским, политическим или другим идейным убеждениям отказались или готовы отказаться от службы в Вооруженных Силах СССР, помогать понять этих людей, создавая координационные центры для выполнения намеченной работы.

Если против этих юношей будут осуществляться репрессии со стороны государственных учреждений или военного ведомства, призываем активно включаться в защиту юношей, используя все нам доступные способы демократической борьбы..."


—————


10 ноября во время сессии Верховного Совета ЛCCP у здания весь день продолжалось пикетирование. Снова длинный ряд траурных фотографий погибших. Плакаты, требующие закона об альтернативной службе.

Уже поздно вечером на сессии было принято к ст. 61 Конституции ЛССР дополнение, выраженное следующим образом:

"Граждане Латвийской ССР, пацифистские или религиозные убеждения которых не позволяют служить им в войсках, обязаны нести альтернативную /трудовую/ службу в порядке, установленном законодательством Латвийской ССР".

Однако, пока это Дополнение имеет лишь условную силу, поскольку Министерство обороны СССР не подчиняется республиканским законам.

И все же, то, что произошло 10 октября - как первая ласточка признания убеждений и совести человека, и несомненно - хоть какой-то шаг по пути демилитаризации.


- 17 -

  1   2   3




Похожие:

Ясная поляна iconЯсная поляна nn 9 – 10
Жизнь есть движение, а потому и благо жизни не есть известное состояние, а известное направление движения
Ясная поляна iconСцены из деревенской жизни Действующие лица
Разрез большого старинного дома в графском имении Ясная Поляна в России. На переднем плане прихожая, за ней столовая, дальше зала,...
Ясная поляна iconЯсная поляна выпуск 7 май – август 1989 рига 1
В таком обилии информации нетрудно отыскать издания самых разнообразных политических позиций: от крайне левых до крайне правых, от...
Ясная поляна iconДайджест журнала «ясная поляна» за 1988 год
Это ведет к нетерпимости и фанатизму. Журнал лишь будут стараться находить то доброе и светлое, что рассыпано повсюду, как бы различно...
Ясная поляна iconЯсная поляна
И потому может случиться, что человек, который видит смутно и у которого окошечко неясно, может перейти сам по своей воле к окошечку...
Ясная поляна iconНезависимый религиозно-общественный журнал ясная поляна выпуск 11 рига, 1990
Бог живет в каждом человеке? Значит то, что при встрече, при общении с человеком помнить, что я имею дело с проявлением Бога, то...
Ясная поляна iconНезависимый религиозно-общественный журнал ясная поляна выпуск 12 рига, 1991
Бог есть любовь и потому воля в человеке, когда она сходится с волей Бога, есть тоже любовь, и желает блага не одному себе, но всему,...
Ясная поляна iconПротокол открытого аукциона №2 п. Зубова Поляна 26 февраля 2010г. 11. 30 (время московское) 12. 30 (время московское)
Республика Мордовия, Зубово – Полянский район, рп. Зубова Поляна, ул. Коммунистическая, д. 10, с кадастровым номером 13: 08: 0102001:...
Ясная поляна iconПротокол открытого аукциона №2 п. Зубова Поляна 14 мая 2010г. 10. 00 (время московское) 11. 00 (время московское)
Республика Мордовия, Зубово – Полянский район, рп. Зубова Поляна, ул. Л. Толстого, д. 3г, с кадастровым номером 13: 08: 0102001:...
Ясная поляна iconТо не зорька ясная

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов