Адаменко В. В. Две рецензии icon

Адаменко В. В. Две рецензии



НазваниеАдаменко В. В. Две рецензии
Дата конвертации30.06.2012
Размер99.58 Kb.
ТипДокументы

Адаменко В. В.

ДВЕ РЕЦЕНЗИИ


Внутренняя рецензия для газеты "Альтернативщик" (см.: http://ags.demokratia.ru/library/?content=dir&id=8) — потому и довольно резкая — из письма от 6 июля 2008 года к Герману Алёткину, главному редактору этой газеты.


(...) второй из упоминавшихся мной сборников:

«Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М., ИВИ РАН, 1998.


Обращу внимание на статью Р.В.Рыбакова "НЕНАСИЛЬСТВЕННАЯ БОРЬБА ЗА МИР БЕЗ НАСИЛИЯ (Ахимса в индийской традиции и в учении М.К. Ганди)".

Может быть, я давно не читал ничего на эту тему… но статья показалась самой ясной и понятной из того, что читал. Ясной, как инструкция по применению. Отмечу: оба рассмотренных здесь случая (1917 г.) – это успешное применение методов ненасилия не в борьбе против англичан, а в борьбе за социальные права – крестьян против плантаторов и рабочих против фабрикантов. Если заинтересует, я попробую сократить до стандартного размера. (*)


Про Кан Ювэя — что-то для меня новое. Только для газеты это, наверное, совсем не подходит

Т.А.Павлова о квакерах – уже было.

Т.Ёкота-Myраками (Япония) «ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ПАЦИФИЗМ: СО СРАВНИТЕЛЬНОЙ И «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ» ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» — мне показалось это историческо-филологическими упражнениями, не имеющими никакой ценности.


Мысленно представлю себе Черткова и разберу всё остальное.

Можно сказать, что все остальные статьи – это история антивоенных идей, проектов и движений, начиная с античности, со стоиков и пифагорейцев, и до 1941 г. Несомненно, что всё это интересно, содержательно и, если сократить, может быть подходящим для газеты. Но с другой стороны, написаны эту статьи не сторонниками ненасилия, а просто историками, которые почему-то специализируются на этой теме.


Вот первая статья «У истоков пацифизма» Уколовой содержит много интересных сведений, но совершенно неупорядоченных, местами слишком коротких (про Ф. Ассизского), местами, наоборот, включено ненужное (остготский король Теодорих (493-526) провозглашал, что «споры нужно решать словами, а не оружием». Это, впрочем, не мешало ему быть отменным воином…). Свалены в кучу представления с одной стороны стоиков и христиан, а с другой – Карла Великого: «сильное государство — гарант мира и благоденствия народов». Никак не проанализировано: «Не случайно христиане первых веков нашей эры были противниками войны в ее мирском понимании, уклонялись от воинской службы, ибо они «не от мира сего». Следуя путем Спасителя, мученики подражали ему. Вместе с тем ранние апологеты христианства, отрицая насилие и человекоубийство, государственную воинскую службу, безусловно оправдывали войну за веру, сопротивление преследователям-язычникам [как это? и где это?].
Такой милосерднейший отец церкви, как Амвросий Медиоланский пришел к утверждению справедливости войны…» — с чего же он тогда "милосерднейший"?

«Широко распространено мнение о пацифизме средневековых сект катаров, вальденсов и близких к ним. Это основывается прежде всего на том, что их последователи были противниками военной службы, осуждали убийство и насилие. Вместе с тем фундаментальным принципом их веры было признание великой борьбы между Богом и Дьяволом, светом и тьмой со свойственной манихейской традиции остротой. Они чувствовали себя духовными ратниками, отвергая реальную войну» — и в чем же здесь противоречие?

Ну и т.п. Что же это всё за размышления? При отсутствии упорядоченной системы взглядов у автора все эти интересные сведения превращаются в хаос, не создающий никакого цельного впечатления. Но использовать статью можно, если разобрать, выкинуть ненужное и собрать заново.


Если у Уколовой не заметно цельного мировоззрения, то у авторов нескольких статей про антивоенное движение в 1920-30-х гг. мировоззрение есть. Оно напоминает взгляды тех, кто писал на эту тему у нас в 1970-х. (собственно, российские авторы в то время и начинали). То есть: когда люди собираются в большие организации и подписывают петиции к правительству – то это хорошо, а когда отказываются от службы в армии – то это глупо и бесполезно. А, спрашивается, почему? Если исходить из того, что Вторая Мировая предотвращена не была, а фашизм был уничтожен Красной Армией при некотором содействии союзников, тогда деятельность всех этих антимилитаристов, всех антифашистских конгрессов, – всё это так же без пользы, как и отказы от службы в армии. При этом остается только моральная сторона вопроса, в которой отказники явно выигрывают по сравнению с либерально-социалистическими болтунами. В советские годы автор мог ответить, что есть единственно верное учение, есть его почти никогда не ошибающиеся интерпретаторы, которые решили, что отказываться от службы в армии – это глупо, а проводить конгресс, на котором каждый присутствующий скажет, что он за мир и против войны и фашизма – это хорошо, поэтому так и пишем. А сейчас таким авторам ответить, вероятно, нечего. Напрашивается мысль: все эти массовые организации с нечеткими программами тем были хороши, что в них можно было внедрять своих людей и управлять ими из Москвы. И наоборот: если писать об отказниках как о героях, то нужно будет что-то сказать и про своих отказников: С[видетелях] И[еговы], А[двентистах] С[едьмого] Д[ня] и т.п., с которыми наше государство в то время боролось.

Особенно в статье о французском пацифизме 30-х: нигде не встречал так подробно про деятельность коммунистов (и, отчасти, нацистов) на антимилитаристском фронте, многоразовой смене их мнения на прямо противоположное, в зависимости от того, что решено в Москве (или Берлине).

И такая беспомощность всех этих несколькосоттысячных легионов сторонников мира, которые даже не смогли выполнить сравнительно простой задачи: устроить всех беженцев — в первую очередь евреев — в своих государствах. До 1939 г. множество евреев могли выехать из страны, но западные демократические страны приняли только небольшую часть из них, что способствовало их уничтожению.

—————

Читаю про Д.Дей: ей говорят, что нельзя не участвовать в войне, так как она справедливая, она в защиту евреев. Ложь, — говорит Дороти, — если бы вас действительно интересовала судьба евреев, то вы бы воздействовали на свое правительство так, чтобы оно приняло всех евреев, желающих приехать в Америку. А пустили только десятую часть, опасаясь конкуренции с их стороны.

—————

Кстати, не знаешь, Герман, а как наша страна, принимала ли беженцев-евреев в те годы? Испанских детей принимали.

[> не думаю что евреев как то выделяли. Наоборот точно было активное сотрудничество между НКВД и гестапо.

> ну, это в 1939-41 гг., а в 1933-38? Или сначала приняли к себе, а потом передали гестапо? А теперь все молчат.]

—————

Не говоря уже о блокаде, запрете на поставки оружия и т.п. Хаксли пришла в голову эта мысль, он добрался до Чемберлена. Чемберлен не сказал, что это глупо, он сказал, что это поздно. Хотя во время советско-польской войны 1920 г. бойкот поставок оружия Польше, силами профсоюзников, был.

—————

А все эти сотни тысяч собирались то под руководством то одного, то другого, то одну петицию подпишут, то другую, съезжались на конгрессах и во всеуслышание говорили, что они за мир (все это считалось достойным занятием), Роллан обсуждал с Ж.Р.Блоком: выступить против репрессий в СССР или промолчать, чтобы не нарушать антифашистского единства — и не могли пожертвовать не то что своей жизнью — рублем (долларом). И рядом с этим деятельность одиночек: Валленберг, Шиндлер, К.т.Боом. Джойс заплатил выкуп за Г.Броха. Герцог Лихтенштейнский, говорят, впустил в свою страну столько евреев, сколько вместилось. А деятельность А.Трокме…

Знаю только две массовые либерально-социалистические кампании: освобождение А.Кестлера, приговоренного Франко к смерти; и перевод К.Оссецкого из концлагеря под домашний арест.

Датчане успешно саботировали военные заказы со стороны оккупировавших их страну немцев. Норвежские учителя успешно сопротивлялись после оккупации изучению основ национал-социализма.

Но об этом в данных статьях данных авторов ничего нет. Напиши они об этом и тут же возникнет вопрос: чем полезным занимались все остальные?


Нельзя сказать, что всё это графоманство – все эти статьи пишут настоящие историки, старательно пишут, не халтурят, только мировоззрения у них либо никакого нет, либо остатки от советского.

Во всех этих статьях есть то, что можно использовать для газеты, только сократить раза в два, выкинув в первую очередь странные размышления авторов.


*) Фрагменты из этой статьи, подготовленные мною, были напечатаны в 18 номере газеты "Альтернативщик".


Рецензия была написана 26 декабря 2008 г. по просьбе Я. Г. Кротова для его электронной библиотеки, см.: http://www.krotov.info/libr_min/01_a/da/menko.htm.


^ ЗАМЕТКИ О ПРОЧИТАННОМ


Вчера в библиотеке Я.Г.Кротова была выставлена книга:


Крапивин М.Ю., Далгатов А.Г., Макаров Ю.Н. Внутриконфессиональные
конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской
действительности (октябрь 1917 – конец 1930-х гг.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.



В первую очередь из этой книги с интересом прочитал ^ Приложение 3. «Объединенный совет религиозных общин и групп» (ОСРОГ): 1918-1922 – о религиозных пацифистах в нашей стране и об отношении к ним Советской власти тех лет. Подобное исследование до этого мне встречалось лишь в книге А. И. Клибанова «Религиозное сектантство и современность», вышедшей сорок лет назад, еще в советское время небольшим тиражом. Авторы книги представили читателям ряд нигде ранее не опубликованных материалов: документов, писем, в том числе от руководителей ОСРОГ к членам Советского правительства. Здесь же впервые я смог прочитать и про отношение «белых» к религиозным пацифистам в годы Гражданской войны.


Тем не менее хочется высказать и несколько критических замечаний. Местами создается впечатление, что авторы этой книги недостаточно критически отнеслись к утверждениям А. И. Клибанова, перенося их в свой текст.

Например, у Клибанова выходит так, что баптисты и адвентисты присоединились к сторонникам ненасилия, чтобы пополнить свои ряды теми, кто любым путем старался отказаться от службы в Красной Армии. А раньше эти религиозные группы интереса к ненасилию не проявляли. За Клибановым это же повторяют и авторы рассматриваемой книги, не задаваясь вопросами: а как было в других странах? а как было до 1917 г.? Стоит только взглянуть на факты, и версия Клибанова рассыпается. Если бы евангельские христиане-баптисты присоединились к сторонникам ненасилия из чисто спекулятивных намерений, после опубликования Декретов СНК, то как объяснить, что из 837 отказников от службы в армии времен Первой мировой войны 256 были евангельскими христианами и 114 баптистами? Есть хорошее исследование и про отношение к военной службе со стороны адвентистов немецкого автора Даниэля Хайнца (*).


Совсем не рассмотрена и такая тема. Если в конце XVIII века в Россию была приглашена довольно многочисленная община немцев-меннонитов, и ей было гарантировано освобождение от военной службы, то в течение последующих лет их права действительно соблюдались, и даже при введении в России всеобщей воинской повинности в 1874 г. для них была создана возможность проходить альтернативную службу. Большевики в 1921 г. распространили обращение "К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей", призывая их вернуться в новую Россию. При этом, естественно, им гарантировалась свобода совести, включая и право на альтернативную службу. Этому заявлению поверили, и десятки тысяч людей вернулись, создали процветающие сельские хозяйства, производственные кооперативы и коммуны. Не прошло и пяти лет, как их права стали всячески ограничивать, а на практике зачастую просто не соблюдать. С другой стороны, власти и не давали им возможность выехать из СССР.


Или, например, авторы признают, что взгляды человека могут меняться: допустим, раньше он служил в армии, а теперь присоединился к той религиозной группе, которая отрицает службу в армии — но при этом отрицают эволюцию взглядов самой религиозной группы. Так, самая многочисленная христианская конфессия, римско-католическая Церковь, всегда признававшая и войны, и смертную казнь, в конце концов, признала в 1965 г. для своих членов право на отказ от службы в армии по убеждениям. И, действительно, мы видим все возрастающее количество католиков-пацифистов.

Недостаточно ясно выражен конфликт между двумя подходами к предоставлению права на отказ от военной службы. ОСРОГ отстаивал принцип, исходящий из убеждений самого человека, искренность которых по внешним формальным признакам установить сложно. Наркомюст подходил с бюрократических позиций формальной принадлежности человека к определенной религиозной группе, при этом стараясь уменьшить список таких групп. Этот конфликт в Советской России 20-30-х годов разрешался тем, что с каждым новым законом сужался круг лиц, имевших право на альтернативную службу, пока такое право не было отменено совсем. В других же странах такое противостояние приводило к тому, что этот круг расширялся до тех пор, пока он не совпадал со всем населением страны: любой человек, независимо от его принадлежности к той или иной конфессии, мог отказаться от военной службы. Так разрешается этот конфликт в настоящее время и в нашей стране.


И еще небольшие замечания. Текст Приложения заканчивается так, что из него можно понять: власти хотели выдворить В. Г. Черткова за границу, а отправили в Крым. На самом же деле, он так никуда и не был сослан. Он остался жить в Москве до своей смерти в 1936 г., занимался правозащитной деятельностью, писал письма к членам Советского правительства. К нему приезжали представители различных конфессий: толстовцы, духоборы, молокане и другие.

История с альтернативной службой закончилась не в середине 20-х, как это можно понять из текста данной книги или из книги А. И. Клибанова, а значительно позже. Несмотря на ухудшение условий службы, ужесточение законодательства и явное нежелание со стороны Советской власти его соблюдать, на бумаге такое право оставалось до 1939 г., фактически же последние «альтернативщики» закончили свою службу в 1937 г.


Несмотря на замеченные недостатки, исследование является весьма полезным, так как и нынешним отказникам от службы в армии, и их оппонентам необходимо знать историю своих предшественников.


Адаменко Виталий.


*) Даниэль Хайнц. Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива // Ненасилие как мировоззрение и образ жизни. М., ИВИ РАН, 2000.




Похожие:

Адаменко В. В. Две рецензии iconДокументы
1. /Рецензии/Emel_recenz.doc
2. /Рецензии/~$цензия_Кормаковой.doc
Адаменко В. В. Две рецензии iconДокументы
1. /Умберто Эко рецензии.doc
Адаменко В. В. Две рецензии iconВозможные области деятельности
Музыкальная и в целом культурная журналистика (рецензии, репортажи, аналитические тексты); редактура; корректура
Адаменко В. В. Две рецензии iconАнатомическое строение черепа человека
Мозговая часть включает в себя: 1 лобную кость; 2 две теменные кости; 3 две височные кости; 4 две клиновидные кости; 5 затылочную...
Адаменко В. В. Две рецензии iconХочешь я стану дождиком
Ты когда-нибудь видела, как в небе переплетаются две нити? Две нити золотая и серебряная
Адаменко В. В. Две рецензии iconПрограмма для детей и родителей ко Дню матери
В конкурсе участвуют команды каждого класса. В состав команды входят две мамы и две девочки
Адаменко В. В. Две рецензии iconЗеркало сен-жермена
Сцена разделена на две части. Две комнаты, очень похожие одна на другую с лепниной и барельефами. Собственно, это одна и та же комната...
Адаменко В. В. Две рецензии iconФрагменты из дидактического спектакля ”Две музы А. П. Бородина”
А. П. Бородин жил во время, памятное в отечественной культуре как великое русское Возрождение и две музы властвовали над ним – Музыка...
Адаменко В. В. Две рецензии iconСебе, лечь, включить вечерние новости, взять в постель бутылочку хорошего
Она, как всегда, просыпалась тяжело, капризничала. Ну, еще две минутки, просила она, по-детски показывая два указательных пальца,...
Адаменко В. В. Две рецензии iconРодиола розовая и арктическая
В моем саду растут две родиолы – розовая и арктическая. Две сестры, но какие разные! Глядя на них, мне подумалось, как хорошо своими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов